В чем заключается ситуационный подход к управлению
Ситуационный подход к управлению
Ситуационный подход к управлению является вероятностным подходом, который зависит от случайностей, обстоятельств, в целом от ситуации. Этот подход все более прочно занимает ведущие позиции в разных отраслях, поскольку он позволяет проводить установку связи различных разделов и учений науки, а также связь между практической деятельностью и рекомендациями.
Ситуационный подход в управлении дает возможность диагностировать ситуации с целью решения основных задач, проводить формулировку целей, изучать характеристики и факторы соответствующих ситуаций, влияющих на процесс принятия решений в управлении.
Особенности ситуационного подхода к управлению
Центральный момент в ситуационном подходе — ситуация, которая представляет собой определенный набор обстоятельств, сильно влияющих на компанию в данное конкретное время.
По той причине, что в центре внимания подхода становится ситуация, ситуационный подход к управлению определяет значимость «ситуационного мышления». С помощью использования ситуационного подхода в управлении, менеджеры могут лучше определить совокупность приемов, которые в большей степени будут способствовать достижению цели компании в конкретных ситуациях.
Ситуационный подход к управлению был разработан в конце 60-х годов, но он не считал концепции традиционной теории управления, включая бихевиористскую школу и школы науки управления, неверными. Ситуационный подход в управлении тесно связан с системным подходом в попытках интегрирования различных частичных подходов. Также он подчеркивает неразрывную связь управленческих функций, не рассматривая их по отдельности.
Ситуационный подход и процесс управления
Ситуационный подход в управлении нельзя считать простым набором предписываемых руководств. Он представляет собой в большей степени способ мышления об организационных проблемах и их решение. В ситуационном подходе сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться к любой компании. При этом ситуационный подход в управлении признает, что, хотя общий процесс одинаковый, специфические приемы для использования руководителем в эффективном достижении целей, могут значительно варьироваться.
Ситуационный подход к управлению пытается связать определенные приемы и концепции с конкретными ситуациями с целью достижения целей предприятия с наибольшей эффективностью.
Ситуационный подход в управлении сконцентрирован на ситуационных различиях компаний и внутри них. С помощью данного подхода можно определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность предприятия.
Методология ситуационного подхода
Методология ситуационного подхода объясняется в качестве процесса из четырех шагов:
Примеры решения задач
Задание | Определить особенность, характеризующую ситуационный подход к управлению: |
1) Связь определенных приемов и концепций с конкретными ситуациями,
2) Отсутствие влияния ситуации на принятие управленческого решения,
3) Применение одного стиля управления.
1) Увязка приемов с системой управления организации,
2) Отсутствие слабых и сильных сторон управленческих концепций,
3) Умение правильной интерпретации ситуации руководителем,
4) Умение правильной интерпретации ситуаций подчиненными.
Ситуационный подход к управлению
Вы будете перенаправлены на Автор24
Актуальность и необходимость изучения и разработки эффективных методов управления обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Ситуационный подход рассматривают в качестве одного из крупнейшего научного результата в области менеджмента. Появившись в конце 60-х годов, одновременно с системным, ситуационный подход – это не свод определенных принципов и управленческих процедур, он представляет собой лишь методологию и образ мышления в области управления организацией. Ключевое положение ситуационного подхода развивает тезисы системного подхода: каждая организация – это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Общие принципы ситуационного подхода
Ситуационный подход основывается на том принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной, сложившейся в организации, ситуации. Итак, главное понятие в ситуационной теории – управленческая ситуация, определяемая как определенная совокупность обстоятельств, которые в конкретный период времени оказывают влияние на функционирование организации.
Исходя из принципов ситуационного подхода, динамичность организации обусловлена многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Самый эффективный метод управления – тот, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Данный подход имеет своей целью разработку и применение на практике инструментов анализа сложившейся ситуации для принятия на основании его управленческого решения.
Важнейшая задача менеджера, согласно ситуационной теории – способность грамотного интерпретирования ситуации на основе анализа переменных факторов: размера организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей производственного процесса.
Процесс управления с позиции ситуационного подхода
Ситуационная теория в процессе управления выделяет 4 основных макроэтапа:
Готовые работы на аналогичную тему
При этом, отметим, что ключевым в процессе управления является третий этап, заключающийся в выборе наиболее важных для данной ситуации внутренних и внешних переменных.
Ситуационные модели лидерства
Главные положения ситуационной теории обоснованы были эмпирическими исследованиями, что определяет взаимосвязь теории и практики управления в рамках данной концепции менеджмента.
Ф. Фидлером была разработана ситуационная модель лидерства, согласно которой и изменяется ориентация лидерского стиля. По результатам оценки различных ситуационных факторов (степень власти, характер производственных задач, взаимоотношения между руководителем и подчиненными) определяются благоприятные или неблагоприятные ситуации для менеджера, при которых является эффективной ориентация на задачу, и умеренные ситуации, при которых следует сосредоточиться на взаимоотношения (рис.1).
Рис.1. Модель Ф. Фидлера
При этом сам стиль лидерства, присущий менеджеру, предлагается сохранить неизменным. Это является недостатком данной модели, поскольку разные ситуации могут потребовать от руководителя применения разных стилей руководства. Это затрудняет повышение эффективности управления при несоответствии управленческого стиля ситуации.
Модель П. Херси и К. Бланшара наоборот основана на выборе любого из стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных: сочетании их готовности и способности к выполнению заданий, являющихся ключевыми переменными в этой модели. Другие переменные: ориентация на задачу (объем руководства) и качество взаимоотношений «лидер – подчиненный» (ориентация на взаимоотношения) определяет стиль лидерства. При этом, каждый из выделенных стилей лидерства соответствует определенному уровняю «зрелости» (рис. 2).
Рис. 2. Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара
В данной модели управления двунаправленное, поскольку действия лидера носят ответный характер на действия подчиненного. Считаем, что недостатком данной модели является сложность ее использования к группе сотрудников с разным уровнем способности и готовности к решению задач, что может потребовать от менеджера одновременного применения разных стиля лидерства.
Еще одна ситуационная модель «путь – цель», разработанная Т. Митчеллом и Р. Хаусом. Согласно данной модели, руководитель побуждает подчиненных к достижению цели организации через воздействие на путь достижения этих целей. Так, руководитель может влиять на подчиненных через:
При этом, Т. Митчелл и Р. Хаус предлагают к использованию следующие управленческие приемы:
В своей модели данные ученые рассматривали стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий в принятии решений участие подчиненных, а также стиль, ориентированный на достижение Существуют и иные ситуационные модели лидерства. Рассмотренные модели различаются по основным принципам применения и, соответственно, эффективности. Отметим, что модель П. Херси и К. Бланшара обладает большей гибкостью и возможностью адаптации к различным ситуационным переменным.
Таким образом, важнейшим итогом ситуационного подхода в управлении стало то, что в отличие от ранее разработанных теорий, он показал, что лучшего и универсального способа управления нет и не может быть в принципе. Эффективности того или иного стиля руководства – относительная категория и определяется ситуацией управления.
Ситуационный подход в управлении
Ситуационный подход сложился в США в конце 1960-х гг. Он полемизирует со школами (классической, школой человеческих отношений, системным подходом), представители которых пытались сформулировать универсальные принципы управления для обеспечения эффективного функционирования организаций. Представителями являются Ф. Каст, Г. Кунц, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Д. Розенцвей, Дж. Томпсон и др.
Ситуационный подход представлен различными ситуационными теориями, которые занимают заметное место среди «синтетических» учений об управлении. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, контроль и т.п., менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они функционируют.
В основе ситуационного подхода лежит концепция, которая утверждает, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные, причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находится данная система в определенное время). Иными словами, ситуативный подход предполагает использование такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Он также фокусирует внимание на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Пример: КСО и кризис.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с позиций ее специфики и требований, предъявляемых к организации.
Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал бы требованиям ситуации, выдвигаемым к организации.
В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
В-четвертых, управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации.
В целом, если системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями, то заострив внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.
Однако и этот подход подвергается критике. Некоторые считают, что у него недостаточное теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что самый полезный ответ на вопрос «Как мы будем делать это?» является: «Это все зависит от. ».
В ситуационном подходе прежде, чем принять управленческое решение, каждая ситуация рассматривается с позиций определения ее уникальных свойств. Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем применить какой-либо подход, следует проанализировать ситуацию, все разнообразные школы управленческой мысли, и затем определить, какая комбинация управленческих методов окажется наиболее подходящей.
С точки зрения экономики организации наиболее существенные научно-методические результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые значительно влияют на организацию в данное конкретное время.
Значение системного и ситуационного подходов в том, что вместо прежних претензий найти самый эффективный, пригодный для всех случаев жизни способ управления они делают попытку интегрировать в систему управления отдельные, более эффективно действующие компоненты, разработанные школами управления, которые исторически предшествовали им, путем сочетания отдельных приемов с учетом изменяющихся условий. Нет ни одного самого лучшего способа планирования, или способа руководства, или способа организации группы для совместных действий, или способа контроля деятельности организации.
Чтобы эффективно управлять, следует знать все существующие или, по крайней мере, большинство способов, уметь применять каждый из них в конкретном месте и конкретной ситуации. Самые лучшие методы управления можно выбрать и осуществлять только после того, как ознакомишься с конкретными обстоятельствами, в которых придется действовать.
Открытие и эволюция теории
В последние десятилетия в мире наблюдаются динамичные социально-экономические преобразования, ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня сложности общественных процессов. В результате этого функционирование и развитие любой компании зависит от адаптивных возможностей, гибкости и динамичности управленческой системы. Одной из наиболее эффективных методологий, позволяющих оперативно приспосабливаться к внутренним и внешним изменениям, является ситуационный подход в менеджменте.
Кратко об этой модели впервые упомянули в конце 60-х годов XX столетия, хотя есть доказательства, что уже в 1920-х некоторые авторы высказывали свои предположения о «законах ситуаций».
Родоначальником теории считается древнекитайский ученый Лао Цзы, который представил миру трактат из 80 глав с описанием многообразных жизненных ситуаций, их преобразованием и взаимопревращением. В эпоху феодализма осмысление теорий и практики руководства не происходило, поэтому наука управления не развивалась.
Более современным основоположником ситуативной теории управления считается Н. Макиавелли, после него разработкой методологии занимался Б. Трентовский. Именно он впервые выразил мысль, что искусство руководства требует строго научного подхода. Основные положения его трудов заключаются в следующем:
По мнению специалистов, следующим важным представителем концепции ситуационного менеджмента стала М. П. Фоллетт. Американский социолог, политолог, основатель школы отношений и психологии, Мэри Паркер подчеркнула, что нужно подробно изучить закон ситуаций и ему подчиняться. По ее мнению, все происходящее имеет логическую основу, в соответствии с ней руководители должны издавать приказы и грамотно доводить их до подчиненных.
С 1960-х годов возникла потребность в разработке единой школы управления. Теории большинства специалистов объединены в основную концепцию, в нее вошли труды П. Лоуренса, У. Гомберга, Дж. Томпсона, Т. Парсонса, Д. Хиксона и других.
Суть методологии
Использование ситуационного подхода к управлению основывается на том, что любые решения по организации деятельности компании принимаются исключительно в соответствии со сложившейся обстановкой. Ключевым понятием концепции, которое помогает объяснить ее сущность, является совокупность обстоятельств, возникших в определенный период и повлиявших на работу организации. В основе ситуационного подхода в менеджменте находится так называемый четырехэтапный процесс:
Ситуационный подход нельзя отнести к наиболее простым направлениям в современном менеджменте. Это не просто набор или конкретный пример предписанных действий и готовых решений, а способ мышления, готовность к быстрой адаптации и переменам ради достижения успеха.
Эффект или его отсутствие после применения ситуационного подхода зависит в большей степени от так называемого третьего шага, который определяет важные переменные и степень их воздействия. Без подробного анализа невозможно будет правильно оценить ряд сравнительных характеристик и адаптировать методологию к ситуации. Если есть возможность детально проработать обстоятельства, тогда не придется прибегнуть к способу «проб и ошибок».
В мире современного бизнеса ответственность за принятие решений возлагается не только на ключевого руководителя, но и на менеджеров средних и низших звеньев. Последние могут получить как большую долю участия в управлении, так и незначительную. В некоторых случаях, когда конкретный вид деятельности логически не подчиняется разным отделам, руководство принимает решение, кто конкретно этим займется. К примеру, исследования и научные разработки могут контролироваться как директором по производству или маркетингу, так и президентом компании.
Основные принципы
Все ситуационные теории позволяют определить, как действовать в той или иной обстановке. Однако при этом еще следует учитывать ограничивающие категории. К ним относится человеческий фактор, который отражает уровень профессионализма и компетентности, мотивационную сторону и заинтересованность персонала в достижении целей компании.
Также существует сдерживающий показатель в виде технологических ресурсов, способных гибко адаптироваться под производство различных товаров. Государственное и муниципальное управление с применением этой методологии основывается на ряде обязательных принципов:
Не менее значимым считается принцип приоритетности человеческих ресурсов. Он заключается в том, что управленец должен принимать решения с учетом его последующего влияния на персонал.
Все перечисленные принципы могут быть успешно реализованы только в активном взаимодействии. Модель их сочетания варьируется в зависимости от внешних и внутренних факторов, профессиональных и личных качеств руководителя и целей компании.
Совокупность способов и приемов, которые используются для воздействия на управляемый объект, называется инструментарием ситуационного подхода. Наиболее актуальными являются системный, генетический, кросс-факторный и морфологический анализы, а также диагностика, экспертная аналитика, имитационное моделирование, декомпозиция и теория игр.
Ситуационный подход к управлению — Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
Сегодня очевидно, что для того, чтобы выжить на рынке и оставаться конкурентоспособной, компания должна быть гибкой, динамичной и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодоление внутренних барьеров персонала, борьба с консервативными взглядами руководителей и изменение индивидуалистического отношения к работе сотрудников — задача, которую может решить не каждый руководитель.
Знание и умелое применение подхода ситуационного менеджмента поможет руководителям радикально изменить ситуацию в своих компаниях и добиться мотивированного вовлечения каждого в рабочий процесс: конструктивного принятия и исполнения решений, а также последующей ответственности.
Существующие ситуационные подходы легко понимаются как учеными, так и практиками, и хотя они использовались многими авторами в академических работах по организациям, остается вопрос, можно ли их применять в повседневной работе компаний.
Изучением внутренней и внешней деятельности бизнес-организаций на основе интеграции фундаментальных и прикладных теорий бизнеса занимаются такие отечественные ученые, как В.А. Антропов, В.Н. Белкин, А.Д. Выварец, И.Э. Гимади, Л.Д. Гительман, А.В. Гребенкин, В.Я. Дубровский, А.Д. Денисов, Г.Б. Клейнер, Ю.Б. Клюев, Н.Р. Ковалев, Е.Ю. Ковалева, В.В. Кузнецова, А.Г. Мокроносов, А.В. Молодчик, В.И. Некрасов, И.И. Пичурин, Е.В. Попов, В.В. Семененко, А.И. Татаркин и многие другие.
В то же время, вопросы внедрения инструментов ситуационного управления, которые помогли бы
Инструменты управления, которые помогут более эффективно решать управленческие задачи.
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению
Концепция «ситуационной теории управления» была впервые введена Р. Моклером. Однако, как он сам признает, суть этого подхода, постепенно проявившегося в различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. Например, Питер Друкер в своей книге «Практика менеджмента», опубликованной еще в 1954 году, сформулировал основные принципы ситуационного подхода к управлению. С Друкера необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений стали отстаивать многие теоретики менеджмента. Новым сегодня являются попытки рассматривать ситуационную теорию как объединяющую концепцию и сделать ее фундаментальным принципом управленческого мышления, а также растущее влияние этой теории в очень многих областях исследований, образования и переподготовки менеджеров.
Моклер и другие американские специалисты объясняют возникновение ситуационного подхода к организации и управлению не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько желанием переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности.
Таким образом, появление концепции «ситуационного подхода» напрямую связано с недостаточной практической эффективностью существующих теорий организации и управления. Бизнесмены критикуют теории управления за их «непрактичность», за их «оторванность от реального мира», за их неспособность служить конкретным инструментом в рабочей практике. Моклер объясняет причины такого отношения к теории менеджмента тем, что конкретные ситуации, конкретные условия, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что современные теории менеджмента оказались неудовлетворительными с точки зрения практиков, которые ищут в теории практическое руководство.
Р. Моклер считает, что «в лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые полезны в некоторых конкретных деловых ситуациях». Это предположение сегодня наиболее распространено в американских исследованиях организации и менеджмента. Она также начинает постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров. Новый подход в исследованиях и в системе управленческого образования проявляется в том, что акцент теперь смещается на изучение реальных условий, конкретной ситуации той или иной компании, чтобы на этой основе спроектировать специфическую, уникальную, если необходимо, организационную структуру, которая будет отвечать конкретным условиям и требованиям.
Ситуационный подход к организационным структурам был наиболее последовательно разработан в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и окружающая среда». Свой подход они называют «случайной» теорией организации, отправной точкой которой является утверждение, что не существует одного или единственного типа организации и что на разных этапах развития той или иной компании необходимы различные типы организационных структур. Основным содержанием книги Лоуренса и Лорша является анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, обусловленных различными этапами роста бизнеса, а также их взаимодействия с окружающей средой. На этой основе, считают авторы книги, становится возможным выбрать ту организационную структуру, которая отвечает реальным потребностям компании. Этот подход также дал толчок специалистам, работающим над организационными структурами. Они стали отказываться от разработки формальных схем и традиционных иерархических структур, чтобы развивать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям конкретных промышленных предприятий.
Важно отметить, что, как отмечалось выше, ситуационный подход оказывает влияние практически на все основные школы и направления в теории организации и менеджмента сегодня. Она не ограничивается областью организационных структур, но все больше проявляется при изучении всех других элементов менеджмента. Например, ситуационный подход к проблеме лидерства разработан Ф. Фидлером в его работе «Теория эффективности лидерства». Автор пытается категорично определить различные типы и ситуации группового поведения людей в организации и, соответственно, определить стиль лидерства, наиболее эффективный для данной ситуации. Такой же подход характерен для В. Уайта, который в своей работе «Организационное поведение: теория и ее применение» пытается определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение отдельных людей. Эти и другие исследования показывают, что ситуационный подход начинает получать признание и в этой области, что представляет собой определенный отход от традиционного стремления американской теории менеджмента сформировать универсальные принципы руководства людьми в организации.
Развитие концепций ситуационного подхода к теоретическим проблемам организации и управления направлено на усиление практической значимости научных исследований в этой области. При этом она не ассоциируется с какой-либо конкретной школой или направлением, а представлена как некий общий принцип, применяемый во всех областях теории управления для обеспечения более стройной научной основы решения управленческих проблем.
Как видно из вышесказанного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя многие современные теоретики пытаются выдать его за «открытие» нового подхода, в основном он всегда использовался довольно широко. Возможно, новизна проявляется только в том, чтобы сделать его абсолютным и универсальным методом изучения проблем организации и управления. Конечно, было бы абсурдно отрицать важность анализа конкретных условий функционирования той или иной организации. Специфический подход к изучению того или иного явления, включая проблемы организации и управления, является предпосылкой науки.
Основные положения ситуационной теории управления
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию менеджмента, используя возможности прямого применения науки к конкретным ситуациям и условиям. Ситуационный подход фокусируется на ситуации, то есть на конкретном наборе обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный момент времени. Поскольку ситуационный подход сосредоточен на ситуации, он подчеркивает важность «ситуационного мышления». При таком подходе менеджеры могут лучше понять, какие методы более благоприятны в конкретной ситуации для достижения целей организации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 1960-х годов, не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления ошибочны. Системный подход, с которым тесно связан ситуационный подход, пытается интегрировать различные подходы. Как и системный подход, ситуационный подход — это не простой набор предписывающих рекомендаций, а скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохраняется концепция управления, применимая ко всем организациям. Однако ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы, которые менеджер должен использовать для эффективного достижения целей организации, могут значительно отличаться.
Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между организациями и внутри них. Он стремится определить, каковы релевантные переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехэтапный процесс:
Теория «7 — S»
Одной из самых популярных концепций системного менеджмента 1980-х годов является теория «7-S», которая была разработана исследователями из McKinsey, консалтинговой фирмы по вопросам управления. Это Томас Питерс и Роберт Уотерман — авторы знаменитой книги «В поисках эффективного менеджмента», а также Ричард Паскаль и Энтони Атос — авторы знаменитого бестселлера «Искусство японского менеджмента: пособие для американских менеджеров».
Исследования этих экспертов в области менеджмента привели их к выводу, что эффективная организация формируется на основе семи взаимосвязанных компонентов, и изменения в любом из них требуют соответствующих изменений в остальных шести. Поскольку название всех этих компонентов в английском языке начинается с буквы «s», эту концепцию называют «7-S».
Основные компоненты следующие:
Согласно этой концепции, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут поддерживать систему этих семи компонентов в гармоничном состоянии.
Ситуационная модель лидерства Фидлера
Давайте рассмотрим ситуационные модели, которые помогают менеджерам понять всю сложность процесса лидерства.
Ситуационная модель лидерства Фидлера была важным вкладом в развитие теории, поскольку она фокусировалась на ситуации и определяла три фактора, влияющие на поведение лидера. Этими факторами являются:
Отношения между руководителем и членами команды. Относится к лояльности подчиненных, их доверию к руководителю и привлекательности личности руководителя для высокоэффективных исполнителей.
Структура задачи. Она предполагает знакомство с задачей, четкую формулировку и структурирование, а не расплывчатость и неструктурированность.
Власть. Это объем легитимной власти, связанной с должностью менеджера, которая позволяет ему использовать вознаграждения, а также объем поддержки, оказываемой менеджеру формальной организацией.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль конкретного руководителя, как правило, остается постоянным.
После подсчета баллов по всем пунктам шкалы определяется стиль руководителя. Таким образом, опрошенные лидеры, набравшие большее количество баллов, т.е. очень позитивно описавшие свой НПР, имеют стиль, ориентированный на отношения, в то время как те, кто набрал меньше баллов, имеют стиль, ориентированный на работу. Соответственно, эти два типа лидеров называются лидерами с высоким НПР и лидерами с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, стиль руководства остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, поскольку стиль отражает основы мотивации индивида: Реляционная мотивация и трудовая мотивация.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, в которой ситуация позволяет лидеру контролировать ее и влиять на последователей. Эта степень может быть высокой или низкой. В первом случае ожидается, что решения лидера приведут к предсказуемым результатам, поскольку он или она имеет возможность повлиять на исход дела. Во втором случае решения лидера могут не привести к желаемым результатам.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института