В чем заключается смысл реплики чацкого завершающей данный фрагмент
В чем заключается смысл реплики чацкого завершающей данный фрагмент
1.1.2. Какую роль в приведённой сцене играет приём антитезы?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
С Татьяной Юрьевной!!
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
Да это, полно, та ли-с?
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Мы покровительство находим, где не метим.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы даёт нельзя богаче.
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
При трёх министрах был начальник отделенья.
Пустейший человек, из самых бестолковых.
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Я глупостей не чтец,
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
И по всему заметно.
Не смею моего сужденья произнесть.
Зачем же так секретно?
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших.
Чацкий (почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
1.2.2. Эпитеты — образные определения, служат для создания художественного образа. В стихотворении эпитет «грустный товарищ» подчеркивает всю тяжесть положения узника, поэтому даже птица грустит вместе с ним; эпитет «вольные птицы» опять же помогает провести ассоциацию свободы, которой так жаждет лирический герой, с вольной жизнью птиц.
В чем заключается смысл реплики чацкого завершающей данный фрагмент
1.1.2. Какую роль в приведённой сцене играет приём антитезы?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
С Татьяной Юрьевной!!
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
Да это, полно, та ли-с?
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Мы покровительство находим, где не метим.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы даёт нельзя богаче.
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
При трёх министрах был начальник отделенья.
Пустейший человек, из самых бестолковых.
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Я глупостей не чтец,
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
И по всему заметно.
Не смею моего сужденья произнесть.
Зачем же так секретно?
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших.
Чацкий (почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
1.2.2. Эпитеты — образные определения, служат для создания художественного образа. В стихотворении эпитет «грустный товарищ» подчеркивает всю тяжесть положения узника, поэтому даже птица грустит вместе с ним; эпитет «вольные птицы» опять же помогает провести ассоциацию свободы, которой так жаждет лирический герой, с вольной жизнью птиц.
В чем заключается смысл реплики чацкого завершающей данный фрагмент
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
5.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. (По 2−3 стихотворениям поэта.)
5.3. Какие человеческие пороки осмеяны в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
5.4. Произведения какого русского писателя второй половины XX века интересны Вам и почему?
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
1.1.1. В чём заключается смысл реплики Чацкого, завершающей данный фрагмент?
1.2.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина раскрывается тема свободы?
1.1.1. Чацкий, влюбленный в Софью, вынужден узнать, что ему предпочли другого. И кого? Молчалина, человека с «такими чувствами, с такой душою»! Чацкий понимает, что Молчалин низкий человек, способный предать, переступить через любого для достижения своих корыстных целей. От этого еще невыносимее боль от измены и разочарование в любимой.
1.2.1. На первый взгляд ясно — это его лирический герой. Но! Может, такой же узник — это орёл? Птица, которой по определению предназначено проводить жизнь в вольном полёте, превращена в узника. И своего товарища орёл зовёт улететь! Однако что за темница, что за решётка? Возможно, не стоит это понимать буквально. Решётка — это, возможно, привычный взгляд на мир, который мешает освободиться. Темница — наши страхи, заблуждения. А орёл – это как напоминание бессмертной душе, что она свободна, что мысли должны быть свободны, и им не страшны никакие темницы.
1.1. В чём заключается смысл реплики Чацкого, завершающей данный фрагмент?
1.2. Какую роль в приведённой сцене играет приём антитезы?
1.1. Чацкий, влюбленный в Софью, вынужден узнать, что ему предпочли другого. И кого? Молчалина, человека с «такими чувствами, с такой душою»! Чацкий понимает, что Молчалин низкий человек, способный предать, переступить через любого для достижения своих корыстных целей. От этого еще невыносимее боль от измены и разочарование в любимой.
1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Контраст — резкая противоположность. В приведенной сцене противопоставляются друг другу Молчалин и Чацкий. Это антиподы во всем. Даже в оценке людей, например, Татьяны Юрьевны они прямая противоположность друг другу, потому что у них разные ценности и ориентиры.
Комментарии к сочинениям
5.1. Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, то-гдашний ее дух, исторический момент и нравы.
5.2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина. (По 2−3 стихотворениям поэта.)
Лирика дружбы занимает одно из центральных мест в лирике А.С.Пушкина. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю его жизнь. Но сгодами представление о дружбе менялось. При написании сочинения по данной теме необходимо помнить, что дружба у Пушкина рассматривается в трех вариантах: 1) дружба как прочный братский союз («19 октября», «Разлука», «Пирующие студенты», «И.И.Пущину»); 2) дружба как союз единомышленников («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»); 3) дружба-вражда («Коварность»).
5.3. Какие человеческие пороки осмеяны в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Главной задачей сатиры сам писатель считал исследование явлений общественной жизни, социальных язв и пороков. Зачастую Салтыков-Щедрин прибегал к гротеску — изображению действительности в преувеличенном, уродливо−комическом виде, сочетавшем реальное и фантастическое, страшное и смешное. Большая группа сказок Салтыкова-Щедрина посвящена теме взаимоотношений народа и господ. Эта тема звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспощадно высмеивает писатель ничтожество, глупость, лень и трусость генералов, проживших, однако, всю жизнь в сытости и невежестве. С горькой иронией рассказывает сатирик Салтыков-Щедрин о том, как «громаднейший мужичина» безропотно трудится на этих никчемных генералов. Автор осуждает народную пассивность и покорность, протестует против чиновничьего паразитизма и тупости.
Не потеряла своей актуальности и сказка «Премудрый пескарь», высмеивающая ме-щанский подход к жизни. «Как бы чего не вышло» — жизненное кредо щедринского пескаря. Его боязнь всего и вся стало причиной того, что жизнь прошла мимо пескаря. Боялся, чтобы жить, а оказалось, что и не жил вовсе.
Щедринская сатира проникнута тоской по правде, по свободе и пониманием того, что окружающая действительность безобразна и с ней трудно, но необходимо бороться.
5.4. Произведения какого русского писателя второй половины XX века интересны Вам и почему?
Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).
Подробный анализ последнего монолога Чацкого в «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» представляет собой художественное и идейное богатство, по праву признанное читателями и критиками. В произведении поднимается столь большое количество проблем общества того времени, что становится понятно, почему долгое время автор не мог опубликовать своё творение из-за цензуры. Анализ последнего монолога Чацкого позволяет оценить всё величие замысла писателя. Следя за стремительным развитием событий, можно заметить, какие трансформации претерпевает герой на пути к истине.
Портрет Александра Андреевича
Понимание характера, мировоззрения и диалогов главного персонажа помогает читателю понять степень истинности его восприятия окружающего общества, его порядков и испытываемых к нему чувств. Только изучив все монологи Чацкого, возможно составить правильное мнение о проблемах и пороках современного общества. Итак, следует начать с изучения характера и стиля жизни героя.
Если в большинстве произведений авторы разделяли своих персонажей на плохих и хороших, то в этой комедии главный герой обладает как отрицательными, так и положительными чертами. Уже из первого действия читатель со слов служанки Лизы, Софьи и ее батюшки узнаёт основные качества Чацкого:
Все эти качества автор показывает читателю в первом же действии, где Александр в свой приезд из долгого путешествия сразу же показывается в доме своей возлюбленной. Чацкий вырос вместе с девушкой и воспитывался также ее отцом, однако долгая разлука (три года) изменила отношения и самих героев.
Первая встреча Софьи и Чацкого показывает последнего в роли нетерпеливого и чрезвычайно язвительного юноши.
Описание Чацким основных персонажей
Грибоедов создал своему герою довольно сложный характер, который показывает в нем влюбленного и чувственного юношу и в то же время язвительного и неприятного человека.
Так, встретив Софью, Александр сначала начинает требовательно спрашивать с нее, почему она не показывает больше радости при виде него. Затем герой начинает свои расспросы про родственников и общих знакомых с явным сарказмом: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Довольно быстро Чацкий составляет полный портрет всех действующих лиц, показывая глупость их привычек и стиля жизни. Конечно же, такое поведение сильно задевает девушку, и она видит в нем лишь злость.
Анализ монолога Чацкого «Где нас нет» дает понять читателю, что герой видит проблему не только в местных жителях, а во всей стране в целом. Ведь повсюду в той или иной степени наблюдаются те же самые ситуации и вопросы, что и в Москве.
Эти обсуждения показывают Чацкого как молодого, язвительного и бестактного человека. Однако сам герой признает, что высмеивает все это, не тая какой-либо злобы. В действительности его лишь возмущают положенные порядки и устои общества и то, что люди даже в старости продолжают вести дела, несвойственные для их возраста.
Отношение к воспитанию, службе и рабству
В первом и втором действии 3 монолога Чацкого наиболее ярко отображают отношение юноши к основным сферам жизни московского общества. Именно со слов этого персонажа читатель может понять положение дел в стране.
В пылу разговора Александр, проанализировав жизнь местных жителей, обличает все пороки и недостатки аристократов:
Все это Чацкий видит в полном свете и только уверенность в возможности его счастья с Софьей заставляет остаться в Москве и ждать ее ответа. Только вера в истинные чувства и непорочность избранницы остается из того положительного, что можно найти в этом обществе.
Жизнь иностранцев в Москве
Продолжая раскрывать проблему потери истинного русского языка и традиций, Грибоедов красочно прописывает действие 3, явление 22. Монолог Чацкого в этом эпизоде прекрасно показывает, что современное общество совершенно увлечено иноземной культурой.
Так, он пересказывает услышанное от француза, приехавшего из Бордо и сыскавшего большую популярность в местном обществе. Этот монолог наполнен чувством досады и обиды за своих современников, которые настолько подобострастны другим странам, чтобы забывают о своих традициях.
Чацкого волнует, насколько окружающие его люди стараются жить на новый, чужой лад:
Герой понимает, что фамусовское общество не принимает и не разделяет его тревог. Он чувствует себя лишним в этом доме среди гостей.
Конец всех видимых грез
Наиболее важным для понимания смысла всего произведения является последний монолог Чацкого. Анализ именно этого эпизода помогает читателю проследить, насколько изменилось мировоззрение персонажа к финальной сцене. Бал в доме Фамусова становится заключительной сценой, где окончательно разрушаются все надежды и мечты всех главных героев.
В развязке основные и скрытые ранее качества героев обличаются. Несмотря на то что Чацкий славится своим умом и воспитанием, он все же, как влюбленный глупец, прячется за колонной, чтобы удостовериться в своей догадке. Именно с этого ракурса он видит всю ужасность происходящей сцены между Лизой, Софьей и Молчалиным.
Не в силах вынести удивления тем, что такая необыкновенная девушка могла предпочесть ему настолько низкого и пустого человека, Чацкий выскакивает из своего укрытия. К этому времени также подходит сам Фамусов со свитой, который ненароком выдает, что Софья и есть источник слухов о сумасшествии юноши.
Именно в этот момент происходит самый известный монолог героя. Сначала Чацкий немного растерян от осознания сразу двух неприятных истин о его возлюбленной: Софья действительно влюблена в Молчалина и она же и распустила о нем столь неприглядные сплетни. Эти события оказали необычайное влияние на отверженного парня.
Чацкий считает себя виноватым в том, что мог рассчитывать на счастье с такой глупой девушкой. Он делает справедливый упрек Софье в том, что она сразу не рассказала ему всей правды о своих чувствах. Кроме того, Александр советует девушке образумиться и помириться с Молчалиным, ведь он так похож на будущего тестя и прекрасно подойдет на роль услужливого и послушного мужа.
Здесь читатель может отметить параллель, которую Чацкий провел, сравнив Алексея с Платоном Михайловичем. С ним Александр познакомился в полку, где знал его как здорового, крепкого мужчину, который мог с утра в любую погоду скакать на коне. И лишь прошел год со дня его женитьбы, как он превратился в беспомощного ребенка, которого во всем опекает и от всего оберегает жена.
Юноша произносит свою реплику и в отношении Фамусова, в доме которого он когда-то вырос. Высказав все, что он думал и понимая невозможность находиться более среди этих людей, Чацкий садится в карету и уезжает навсегда из Москвы в надежде, что сможет еще найти место, где будет счастлив.
Значение образа
Грибоедов недаром описал в своем произведении такого юношу, как Чацкий. Пылкий, умный, не увлекающийся балами и пирами, считающий себя выше того, чтобы прислуживать, он предстает в роли угрозы комфорту и благополучию местных дворян. Такие люди, как Александр, несут свои новые идеи и устои, к которым оказывается не готово консервативное аристократическое общество.
Возможно, что сказанное Софьей о сумасшествии парня даже не распространилось бы с такой скоростью и не принималось с такой верой. Однако эта сплетня позволяла сделать сказанное Чацким каждому персонажу нелепым и безопасным, и таким образом полностью защитить свое мнение и устои.
К созданию такого образа Грибоедова привело желание раскрыть миру предстоящий раскол среди дворян. Главному герою приходится пережить драматические события и быть осмеянным и оскорбленным, но, несмотря на это, он все равно не меняет своих взглядов. Это показывает, что новые идеи уже близки к воплощению, но пока еще не наступило их время. Однако конфликт уже произошел, и вскоре будет неизбежна смена старого новым.
Еще материалы по теме:
В чем заключается смысл реплики чацкого завершающей данный фрагмент
1.1.1. В чём заключается смысл реплики Чацкого, завершающей данный фрагмент?
1.2.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина раскрывается тема свободы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
С Татьяной Юрьевной!!
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
Да это, полно, та ли-с?
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Мы покровительство находим, где не метим.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы даёт нельзя богаче.
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
При трёх министрах был начальник отделенья.
Пустейший человек, из самых бестолковых.
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Я глупостей не чтец,
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
И по всему заметно.
Не смею моего сужденья произнесть.
Зачем же так секретно?
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших.
Чацкий (почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
1.2.1. На первый взгляд ясно — это его лирический герой. Но! Может, такой же узник — это орёл? Птица, которой по определению предназначено проводить жизнь в вольном полёте, превращена в узника. И своего товарища орёл зовёт улететь! Однако что за темница, что за решётка? Возможно, не стоит это понимать буквально. Решётка — это, возможно, привычный взгляд на мир, который мешает освободиться. Темница — наши страхи, заблуждения. А орёл – это как напоминание бессмертной душе, что она свободна, что мысли должны быть свободны, и им не страшны никакие темницы.
допущены одна-две фактические ошибки
допущено более двух фактических ошибок
1.1.2. Какую роль в приведённой сцене играет приём антитезы?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
С Татьяной Юрьевной!!
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
Да это, полно, та ли-с?
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Мы покровительство находим, где не метим.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы даёт нельзя богаче.
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
При трёх министрах был начальник отделенья.
Пустейший человек, из самых бестолковых.
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Я глупостей не чтец,
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
И по всему заметно.
Не смею моего сужденья произнесть.
Зачем же так секретно?
В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших.
Чацкий (почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
1.2.2. Эпитеты — образные определения, служат для создания художественного образа. В стихотворении эпитет «грустный товарищ» подчеркивает всю тяжесть положения узника, поэтому даже птица грустит вместе с ним; эпитет «вольные птицы» опять же помогает провести ассоциацию свободы, которой так жаждет лирический герой, с вольной жизнью птиц.
допущены одна-две фактические ошибки
допущено более двух фактических ошибок
1.1.3. Сопоставьте фрагменты комедий Н. В. Гоголя «Ревизор» и А. С. Грибоедова «Горе от ума». Что внутренне сближает Сквозник-Дмухановского и Фамусова?
1.2.3. Сопоставьте «Королевну» А. А. Блока с «Королевой» С. А. Есенина. В чём различие между персонажами этих стихотворений?
Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, всё христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю. Мало того что пойдёшь в посмешище — найдётся щелкопёр, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеётесь? — Над собою смеётесь. Эх вы. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкопёры, либералы проклятые! Чёртово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стёр вас всех да чёрту в подкладку! В шапку туды ему. (Суёт кулаком и бьёт каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! Ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!
Н. В. Гоголь «Ревизор»
Чацкий, София, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами.
Сюда! за мной! скорей! скорей!
Свечей побольше, фонарей!
Где домовые? Ба! знакомые всё лица!
Дочь, Софья Павловна! страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать её, покойница жена.
Бывало я с дражайшей половиной
Чуть врознь: — уж где-нибудь с мужчиной!
Побойся Бога, как? чем он тебя прельстил?
Сама его безумным называла!
Нет! глупость на меня и слепота напала!
Всё это заговор, и в заговоре был
Он сам, и гости все. За что я так наказан.
Так этим вымыслом я вам ещё обязан?
Брат, не финти, не дамся я в обман,
Хоть подерётесь, не поверю.
Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвёл ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как не досмотрел? и как ты не дослышал?
В работу вас, на поселенье вас:
За грош продать меня готовы.
Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;
Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;
Там выучилась ты любовников сводить,
Постой же, я тебя исправлю:
Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю;
Ещё дни два терпение возьми;
Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми.
По далее от этих хватов,
В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
А вас, сударь, прошу я толком
Туда не жаловать ни прямо, ни просёлком;
И ваша такова последняя черта,
Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот,
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.
Не было и нет во всей подлунной
Голос нежный, голос многострунный,
Льстивая, смеющаяся речь.
Все певцы полночные напевы
Шепчутся завистливые девы
Тёмный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвётся в бой;
Но, когда одна, с холодной башни
На поля, леса, озёра, пашни
И слеза сияет в нежном взоре,
Ходят тучи, да алеют зори,
Да ещё — души её властитель,
Путь забыл в далёкую обитель, —
Не вернётся никогда!
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползёт туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звёздного напева
Знаю, ждёшь ты, королева,
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздаётся звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезёт тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен чёткий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.
1.2.3. Несмотря на то, что названия стихотворений Блока и Есенина созвучны: у Блока — «Королевна», у Есенина — «Королева», образы, созданные поэтами, разнятся. У Блока это настоящая королевна, принадлежащая к самому высокому сословию. У Есенина — простая русская женщина. Обе они прекрасны, обе ждут своего короля.
допущена одна фактическая ошибка
для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,
допущены две фактические ошибки
допущены три фактические ошибки
допущены четыре или более фактические ошибки
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи
5.1. Каково авторское отношение к Митрофану? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
5.2. Что такое поэтическое восприятие природы? (По лирике А. С. Пушкина.)
5.3. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
5.4. Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
5.1. Каково авторское отношение к Митрофану? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостниче-скому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней. Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражён болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.
Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.
5.2. Что такое поэтическое восприятие природы? (По лирике А. С. Пушкина.)
Поэзия — это музыка слова. Поэтическое восприятие природы отличает стихи Пушкина, делает ее поистине красочной, звучащей. Примером такого восприятия можно считать стихотворение «Зимнее утро». Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы — стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.
В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы — тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись…
Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной — нежное, вдохновенное, трепетное. Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!
«Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.
Таким образом, название стихотворения — «зимнее утро» — превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.
5.3. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Знаменателен в данном контексте монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»
Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы.
5.4. Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. «Судьба человека» — исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Рассказ Андрея Соколова обо всех испытаниях, выпавших на его долю, поражает читателя. Каким же мужеством, стойкостью и нечеловеческим обладанием наделен был герой, выстоявший и с честью выдержавший все испытания. Подлинным гуманизмом пронизана и история усыновления Андреем Соколовым мальчика-сироты.
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущено три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки, И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается | 1 |
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения | 0 |
5. Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок | 2 |
Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 |
Допущены пять или более речевых ошибок | 0 |
Максимальный балл | 13 |
Критерии оценивания грамотности
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).