В чем заключается социальная сущность человека
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Социальная сущность потребностей и функций человека
Познание сути вещей гарантирует ее правильное использование и усовершенствование. А что такое социальная сущность, человеческие потребности и функции? Как они влияют на качество и содержание жизни индивида? Поддаются ли изменениям по его желанию? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.
Природная
Если обобщить все синонимические значения этого слова, то кратко его значение можно сформулировать так: сущность — это главное внутреннее содержание объекта, которое проявляется в его наружных, видимых формах и способах существования.
Вам будет интересно: Чайник – это. История и современность
Антропология — наука о происхождении человека, способах его существования в экосистеме, где он стоит на высшей ступени развития. Человек — объект биологический, и его природная сущность проявляется в том, что он, как и остальные представители животного мира, обладает телом, потребностями в жилище, сне, пище, различными врожденными инстинктами. Обитает практически во всех уголках земного шара. Изучением этого природного объекта занимаются биология, физиология, генетика.
Социальная
Вам будет интересно: Мартин Хайдеггер «Что такое метафизика»
Человек, рождаясь природным существом, испытывает такое не характерное для животного мира воздействие, как воспитание.
Именно оно постепенно и вводит его в мир человеческих отношений, то есть, — в социум. Общество заинтересовано в том, чтобы его гражданин хорошо понимал сущность социальных функций и неукоснительно выполнял их. К тому же он должен обладать определенными человеческими качествами, отличающими его от животного, например: трудолюбием, добротой, честностью, патриотизмом, ответственностью и прочим.
Следует сказать, что потребность в социализации обоюдная. Как общество нуждается в адаптации человека к его требованиям и правилам, так и человек нуждается в защите и помощи со стороны социума.
Социальные потребности
Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:
Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.
Воля и труд дивные всходы дают…
Эта народная мудрость дает точный ответ на вопрос о том, как же человеку добиться общественного признания, уважения, любви и пр. Именно целеустремленность, упорство и труд удовлетворяют его природные и личностные потребности, а также нужды в преобразовании среды обитания.
Социальная сущность деятельности человека состоит в том, что она является способом его сознательного переустройства как мира, так и самого себя. Она мотивирована, целенаправленна, осуществляется с помощью средств и определенными действиями, результативна.
Мотивом, побуждающим человека трудиться, выступает необходимость удовлетворения его материальных и культурно-духовных потребностей. Цели и мотивы могут изменяться, обновляться в процессе деятельности с изменением интересов, взглядов, потребностей работающего.
Социальные функции человека
Человек всегда действует не только во имя собственного благополучия и выгоды. В разных жизненных ситуациях он способствует удовлетворению потребностей других людей: пожарник тушит пожары и спасает погорельцев, врач лечит, парикмахер обслуживает клиентов, учителя и родители воспитывают детей и подготавливают их к достойной жизни в обществе.
Таким образом, каждый выполняет действия, необходимые другим людям, которые называются социальными функциями. Они осуществляются в рамках прав и обязанностей, налагаемых нормами закона и морали.
Понятие «социальная сущность функций человека» определяется теми ролями, которые человек играет в семье, в профессиональной, общественной деятельности. Так один и тот же человек, будучи отцом, осуществляет функцию воспитателя, а на работе он же выполняет функции руководителя или исполнителя.
Социальные роли могут быть долговременными (отец, работник, домохозяйка, гражданин) и недолгими и определяются его насущными потребностями. Часто человек вступает в краткую роль покупателя, пассажира, зрителя, наблюдателя, пациента и других.
Каждая из этих социальных функций имеет свои правила осуществления, знакомство с которыми и упражнения в их исполнении человек получает в процессе семейного и общественного воспитания и обучения.
Плывя по жизни в одной лодке.
Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.
Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.
Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».
Социальное существо человека
СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.
Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.
Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.
Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.
Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.
Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.
Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.
У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.
Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д. |
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Учение Эриха Фромма
Эрих Фромм – немецкий социолог и философ – утверждал, что вид деятельности человека обусловлен его соображениями и условиями жизни, соображения, в свою очередь, определяются структурой личности. Согласно его учению, можно выделить несколько типов социального характера.
Рецептивный (пассивный или мазохистский)
Убеждения: источник всех благ находится вовне, создать что-либо самостоятельно невозможно, единственный способ достигнуть желаемого – прибегнуть к помощи извне.
Характеристика: стараются прибегнуть к помощи других, крайне безответственны, в случае неудач перекладывают вину на другого, сильно зависимы от авторитетных в их круге общения лиц, никогда не занимают лидирующие позиции.
Социальные взаимоотношения: хотят быть любимыми, но не хотят любить сами, не инициативны, зависимы.
Эксплуататорский (садистский)
Убеждения: источник всех благ находится во внешней среде, достичь желаемого самостоятельно невозможно, создать что-либо самостоятельно также нельзя, но можно украсть и переработать чужое.
Характеристика: желаемого достигают путем манипуляций и хитрости, навязывают окружающим свои жизненные убеждения, не терпят инакомыслия, легко настраиваются на работу и очень продуктивны в своей сфере деятельности.
Социальные взаимоотношения: заинтересованы только теми, кого нужно завоевать или «отбить», стремятся занять лидирующую позицию, крайне коммуникабельны, но часто враждебны; окружающих оценивают по степени полезности, циники, к новым знакомым относятся подозрительно, завистливы к успехам других и очень ревнивы.
Накопительский (стяжательский, деструктивный)
Убеждения: создать невозможно – нужно беречь и экономить уже имеющееся, стремятся ка можно больше получить и как можно меньше отдать.
Характеристика: их дом – их главная крепость, которую они стремятся сделать максимально комфортной путем размещения там огромного количества вещей, стараются везде навести порядок, не любят перемены.
Социальные взаимоотношения: всегда находятся под чьим-либо контролем, редко проявляют инициативу, много молчат и думают, структурируя и анализируя мысли, они скупы на эмоции не любят конфликты.
Рыночный (конформистский)
Убеждения: успех зависит от умения правильно себя преподносить, все, включая их самих, – товар, с которым необходимо конкурировать.
Характеристика: следят за «спросом» и быстро адаптируются к последним тенденциям, теряя в процессе свою индивидуальность, часто перенимают образы, которые транслируют масс-медиа, нередко жертвуют чувством собственного достоинства.
Социальные взаимоотношения: прицениваются к окружающим, стремятся заводить полезные знакомства, не терпят критики и прочих угроз самооценке, часто не уверены в себе, редко испытывают настоящие чувства – они не любят и не ненавидят, ни к кому не привязываются и никем не дорожат, легко разрывают связи.
Воспринимающий
Убеждения: создать самостоятельно невозможно, но возможно помочь в создании другим.
Характеристика: зависят от других, не имеют индивидуальности, часто живут чужой жизнью.
Социальные взаимоотношения: коммуникабельны, искренне радуются успехам других, много говорят и громко смеются, всегда имеют большой круг общения.
Некрофилический
Убеждения: не задумываются о создании, жизнь – трагедия.
Характеристика: крайне деструктивны, подвержены депрессиям, обладают подвижной психикой, часто являются религиозными фанатиками или ярыми приверженцами радикальных течений.
Социальные взаимоотношения: зависимы от других людей, внушаемы.
Социальный (социофилический)
Убеждения: развитие – главная задача жизни, могут как создавать самостоятельно, так и помогать в этом другим.
Характеристика: зрелые гармоничные личности, внимательны к деталям, стремятся изучить окружающий мир, не противопоставляют себя обществу, но и не стремятся соответствовать его требованиям, осознают свои сильные стороны.
Социальные взаимоотношения: любят людей, терпеливы, стремятся окружить заботой близких, в процессе своего развития стараются привлечь к развитию окружающих.
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Структура личности по Братусю
Российский социолог и психолог, Борис Сергеевич Братусь, создал свою классификацию социальных типов, взяв за основу отношения человека к себе и к окружающим.
Так, ученый выделяет следующие уровни в структуре личности:
Документ
Из работы русского философа С. Л. Франка (1877— 1950) «Смысл жизни».
Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» — в политику, борьбу партий и т. п., но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных её предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью её интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешённого, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос — не «теоретический вопрос», не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен — и собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает где-то человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе», был занят «делами», погружён в мелкие интриги и заботы — и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжёлым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное — жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
И всё-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой « страусовой политике ».
Вопросы и задания к документу
Практические выводы
1. В современном мире немало бесчеловечного, жестокого, страшного. Тем важнее осознать значимость человеческого в человеке, понять для себя, в чём смысл жизни, какие цели достойны человека, а какие нет. Подумайте, какая позиция вам ближе: быть или иметь? Ради чего стоит жить, а чего нужно стараться избегать, чтобы сохранить в себе человека?
2. Помните, что человек — открытая система, многие вопросы не имеют однозначного ответа, но сам поиск ответов на загадки человеческой природы — занятие увлекательное для мыслящего существа. Если вас заинтересовали проблемы сущности человека, смысла его жизни, обратитесь к работам философов.
3. Размышляя над вечными философскими загадками, не забывайте о личной ответственности за сохранение, развитие и приумножение человеческого в себе.