В чем заключается специфика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности.

В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Экзаменационный билет № 2

1. Особенности педагогической профессии Объект, предмет и функции педагогики.

2. Общая характеристика индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. Психолого–педагогическая диагностика как основа индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность-это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек.

Специфика педагогической деятельности.

Ø Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект. Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие. Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта. Например, человек-субъект может преобразовать стол-объект (сломать, отремонтировать, внести изменения в конструкцию) или изменить пространственно-временные условия его функционирования (переставить стол в другое место, по-разному использовать его в то или иное время).

Ø Субъект педагогической деятельности-педагог,объект педагогической деятельности-воспитанник. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения. Педагог и обучающийся являются участниками педагогического процесса.

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях, результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…

— результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;

— образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.

5. Особенности взаимодействияпедагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика. Иначе говоря, он оказывает ученикам образовательную услугу, но для этого должен эффективно управлять их деятельностью. Поэтому педагогическая деятельность всегда предполагает наличие у осуществляющего её человека организаторских способностей и управленческих умений.

В чем заключается специфика педагогической деятельности. 640 1. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-640 1. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка 640 1

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

· уровень обученности и обучаемости;

· уровень общих умственных способностей;

· ндивидуальный стиль умственной деятельности;

· психофизические особенности учащихся.

Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки.

Ø Создание гомогенных (однородных) классов позволяет реализовать следующий положительный потенциал дифференцированного обучения:

а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;

б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;

в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;

г) научно-обоснованные доводы для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.

Ø Создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:

а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;

б) неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;

в) распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;

г) дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;

д) при переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.

Дифференцированное обучение – такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп детей. Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки детей в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Осуществляя дифференцированное обучение, педагог будет:

· иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких занятиях и как и как конкретно он будет использовать его;

· изучать и знать общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала;

· предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнения дифференцированных заданий;

· использовать в системе занятий индивидуальные и групповые задания;

· иметь четкое представление о том, как будет продолжена работа на следующих занятиях;

· использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а в системе; практиковать его на всем протяжении обучения.

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным. Под индивидуальным понимается такое обучение, когда педагог обучает каждого ребенка отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп усвоения учебного материала и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что педагог-воспитатель имеет непосредственный контакт с ребенком и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ребенка и его познавательные возможности.

Разработка технологий индивидуализации и дифференциации обучения прежде всего связана с определением тех индивидуальных особенностей личности обучающихся, которые учитываются в процессе обучения и на основе которых осуществляется разделение их по группам. Диагностика данных особенностей на «входе» и их отслеживание на протяжении всего процесса обучения является необходимым условием и важнейшими процедурами этих технологий. Чаще всего в качестве оснований для индивидуализации и дифференциации обучения выступают: профессиональные намерения, познавательные потребности, интересы учащихся; познавательные возможности, особенности учащихся.

Источник

Доклад на тему: «Специфика педагогической деятельности»

На тему: «Специфика педагогической деятельности»

Галяутдинова Наталья Борисовна

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель – центральная фигура в школе, его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной деятельности.

Среди профессий, профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Специфика педагогической деятельности

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – воспитанник. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, обучающийся, воспитуемый является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2 . Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функци и: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…
— результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;
— образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т.е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога, который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

5 . Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика. Иначе говоря, он оказывает ученикам образовательную услугу, но для этого должен эффективно управлять их деятельностью. Поэтому педагогическая деятельность всегда предполагает наличие у осуществляющего её человека организаторских способностей и управленческих умений.

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Таким образом, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.

1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1965. – 260 с.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. – 183 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

4. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы. – М.: Прометей, 1991. – 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. – Т.2. – Киев: Рад. школа. – 535 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Университетское, 2001. – 272 с.

7. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. – Л.: Просвещение, 1967. – 147 с.

Источник

Цель, средства, виды и специфика педагогической деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель и средства педагогической деятельности

Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.

Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.

Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.

В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.

Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).

Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.

Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.

Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:

Готовые работы на аналогичную тему

Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.

Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.

Средства педагогической деятельности:

Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.

Виды педагогической деятельности

Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:

Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.

Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.

Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.

Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.

Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).

Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.

Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.

Специфика педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.

Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:

Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.

Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.

Функции педагогической деятельности:

Характер педагогической деятельности:

Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.

Источник

Особенности педагогической деятельности

В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается специфика педагогической деятельности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается специфика педагогической деятельности. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается специфика педагогической деятельности. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

1. Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.

2. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.

Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.

3. Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.

4. Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.

5. Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.

6. Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.

7. Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе (об этом уже говорилось ранее). Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.

Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента; конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность связана с разработкой технологии каждой формы деятельности учащихся, решением каждой возникшей педагогической задачи.

Организаторская деятельность направлена на создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами.

Подробная характеристика структуры педагогической деятельности дана А.И.Щербаковым. На основе анализа профессиональных функций учителя он выделяет 8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности: информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую.

В чем заключается специфика педагогической деятельности. 640 1. В чем заключается специфика педагогической деятельности фото. В чем заключается специфика педагогической деятельности-640 1. картинка В чем заключается специфика педагогической деятельности. картинка 640 1

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым. Конкретизируя функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, он представил организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

И. Ф. Харламов среди множества видов деятельности выделяет следующие взаимосвязанные виды деятельности: диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно- стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.

Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, иначе говоря, в прогнозировании конечного результата.

Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.

Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить.

В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи.

Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т.е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация дает возможность вносить коррективы в педагогический процесс.

Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

Педагогическое общение (Кан-Калик) – это система взаимодействия педагога и детей, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает активатором этого процесса, организует его и управляет им.

Исходя из данных определений, можно выделить три основные черты (стороны) общения: — коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Важно отметить единство и взаимосвязь всех трех сторон, их гармония.

При всем разнообразии педагогических ситуаций принято выделять три вида педагогического общения

1 Социально-ориентированное (лекция, выступление по радио, телевидению), где говорящий выступает как представитель общества, коллектива, группы, а задача, которую он решает – есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, развивает или изменяет их убеждения, установки. В таком общении непосредственно реализуется общественные отношения, организуются социальные взаимовлияния.

2 Групповое предметно ориентированное общение включается в коллективный труд и непосредственное его обслуживание, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Задача, решаемая в этом виде общения, тоже социальная, предмет и цель такого общения — организация коллективного взаимодействия в процессе труда, в нашем случае учебного труда.

3. Личностно ориентированное общение – общение одной личности с другой, это исходная клеточка общения, она м.б. различной: деловые, направленные на совместную деятельность, и по сути совпадать с предметно-ориентированной, м.б. выяснение личных отношений и не иметь никакой связи с деятельностью.

По В.А. Канн-Калику структура процесса профессионального- педагогического общения включает:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто само общение учителя с учащимся представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога.

Что же необходимо учителю на каждом из этапов?

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап «коммуникативной атаки», говорит сам за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддержать инициативу школьников, организовать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *