В чем заключается специфика профессиональной этики государственных муниципальных служащих
Профессиональная этика государственного служащего. Общая характеристика
Профессиональная этика государственного служащего [171] в российском обществе необходима по ряду причин. Во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от моральных качеств служащих: честности, справедливости, порядочности, долга. Во-вторых, серьезные аморальные проступки в деятельности и поведении государственного служащего являются немаловажным фактором, который способен привести к дестабилизации общества, выступает предметом пристального внимания широких слоев населения. В-третьих, специфика профессии государственного служащего в России связана с проведением воли государства, деятельностью с населением, обоснованием приоритетных программ руководства РФ. А это, в свою очередь, диктует необходимость соблюдения им определенных нравственных норм поведения.
Необходимо отметить, что профессиональная этика государственного служащего определяется по правилам, общим для любой профессиональной морали. Следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные системы (врача, ученого, военнослужащего, юриста и т. д.), не содержит ни одной моральной категории, которой бы не существовало в общечеловеческой морали. Так, ответственность, гражданская позиция, справедливость, совесть — все это, необходимое для деятельности государственного служащего, входит также в реестр обязательных нравственных норм специалистов других профессий.
Профессиональная этика государственного служащего представляет собой профессиональную мораль государственных и муниципальных служащих, включающая набор ранжируемых по важности основных нравственных качеств, ценностей, норм, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных функций[172].
Нельзя игнорировать положение о том, что профессиональная этика государственного служащего неразрывно связана и является частью философской науки — этики, рассматривающей объективацию моральных норм и принципов к поведению должностных лиц, в том числе работающих в институтах государственной власти РФ.
Основные нравственные качества (нормы) поведения государственного служащего России можно, хотя и достаточно условно, дифференцировать на ряд групп. К доминирующим из них относятся следующие.
Первое — качества и нормы поведения, детерминированные особенностями деятельности государственного служащего. Такими нормами выступают: корректность, неприятие взяточничества, уважение к любому гражданину, который пришел за получением определенной услуги в государственное учреждение; справедливость в решении различного рода проблем тех или иных объединений граждан или индивидуальных; добровольное ограничение своих гражданских прав (например, на публичную критику государственной политики; выступлений в СМИ по вопросам несостоятельности деятельности тех или иных высокопоставленных государственных лиц; дача обещаний гражданам и учреждениям в разрешении того или иного вопроса от себя лично без соблюдения служебных процедур и т. д.); необходимость хранить государственную тайну; делать критические заявления за границей о деятельности государственных лиц и учреждений РФ и др.
Второе — специфические нравственные нормы поведения, вытекающие из характера работы структурных особенностей коллектива государственного учреждения. Это такие нормы, как: самодисциплина, организованность, нетерпимость к таким негативным проявлениям, как зло, интриги, угодничество, чванство, невежество и т. п.
Примечательно, что на необходимость борьбы с невежеством в деятельности государственных лиц и их окружении обращал внимание герой Отечественной войны 1812 г. гуманист Д. Давыдов. Он с горечью констатировал: «Мне, уже состарившемуся, не удастся видеть эпоху возрождения России. Горе ей, если к тому времени, когда деятельность умных и сведущих людей будет ей наиболее необходима, наше правительство будет окружено лишь толпою неспособных и упорных в своем невежестве людей! Усилия этих лиц не допускать до него справедливых требований века могут ввергнуть государство в ряд страшных зол[173]».
Сюда следует также отнести и характерные нормы разрешения служебных конфликтов. Это такие, как первенство государственных дел перед личными и корпоративными; требовательность и принципиальность; умение находить в противоречивой ситуации компромиссы; поддержка деловой стабильности в трудовом коллективе.
Выявление и изучение нравственных принципов и норм профессиональной этики государственного служащего необходимы для его практической деятельности. Во-первых, они являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на формирование необходимых нравственных качеств государственных служащих. Во-вторых, они предстают в виде своеобразного критерия профессиональной пригодности личности в государственных учреждениях. В-третьих, для личности государственного служащего они выступают как определенный ориентир в разрешении тех или иных нравственных противоречий.
Достаточно точно высказал мнение по этому вопросу исследователь А. С. Капто: «Правдивость и честность по отношению к обществу и в отношениях между людьми — это твердые нормы политической этики. Но, как известно, в жизни они соблюдались далеко не всегда. Преуспевают в этом “ремесле” и современные политики. Этот груз тяготеет над политической жизнью общества, что сдерживает процесс его обновления[174]».
Современные противоречивые процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, требуют улучшения состояния и развития нравственного климата в системе государственной службы. Наряду с этим, созидая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо активно воздействовать на уровень морального состояния личности государственного служащего. В этой связи важной проблемой выступает характер нравственных требований, которые предъявляются к государственным служащим РФ. Их можно классифицировать на следующие:
— нравственные требования профессионального характера;
— нравственные требования в отношениях с коллегами;
— нравственные требования к самообразованию и уровню квалификации;
— нравственные нормы общения с гражданами;
— нравственные императивы внеслужебного поведения личности;
— нравственные требования и взаимоотношения в семейно-бытовой сфере;
— нравственные нормы взаимоотношения с начальствующим составом.
В свою очередь, общие нравственные ценности поведения государственных служащих можно представить в следующих императивах:
— добросовестно следовать присяге и нравственным требованиям государственного управления;
— доводить до сведения непосредственного руководства все обстоятельства и факты, относящиеся к личности государственного служащего и влияющие на его нравственный авторитет;
— уважать человеческое достоинство, индивидуальность, опыт и деловитость сотрудников, оказывать им необходимую помощь, не перекладывать на них свои ошибки и просчеты, не присваивать себе чужих успехов и заслуг; обязанность своевременно и точно исполнять в границах закона указания и инструкции руководства;
— обстоятельно информировать его обо всех фактах и явлениях, непосредственно связанных с работой; не посвящать третьих лиц в предполагаемые противоречия в области профессиональных компетенций;
— выполняя свои обязанности, соблюдать законность и правовые нормы, совершенствовать профессиональные знания, заниматься самообразованием;
— заботиться об авторитете государственной службы, уважать права личности и достоинство граждан, не предоставлять информацию индивидуального характера, не связанную непосредственно со своими служебными обязанностями;
— не принимать подарки (в том числе и его родственникам) от лиц или организаций, официально связанных с ними;
— не становиться членом организации, преследующей запрещенные цели, незаконно действующих политических партий, религиозных сект.
Ряд этих положений получили правовое закрепление в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
К таким компонентам можно отнести:
1. Лидерство. Естественно, что лидер, занимающий определенное положение в системе государственной службы (в отличие от лидера, например, какой-либо кампании, заботящегося только о собственных служащих), несет моральные обязательства не только перед своими подчиненными, но и перед обществом. Отсюда весьма важно, что для государственного служащего необходим такой стиль деятельности, который основывается на понимании чувства ответственности за персональные действия, ведущие к стабильности российского общества во всех его сферах.
2. Моральная самооценка. Под ней имеется в виду комплекс последовательных мер, проводящихся органами государственной власти с целью преодоления невысокого уровня этической грамотности своих служащих. Явления коррупции, лоббирования интересов тех или иных корпораций, политическая конъюнктура и другие негативные феномены в жизни различного уровня государственных служащих, зачастую выходящие за пределы закона и нравственности, связаны в значительной степени с отсутствием у таких лиц объективной моральной самооценки. Вот почему моральная самооценка и проблема ее формирования у государственного служащего призывают взвешенно определить степень своих моральных обязательств перед обществом.
3: Смелость. В государственной деятельности важно обладать этим качеством, несмотря на служебное положение звена «подчиненный — начальник». Смелость нужна и в отношениях как с товарищами по службе, так и между чиновниками различного уровня властных полномочий, представителями экспертизы. Смелость необходима как в принятии государственным служащим различного рода ответственных решений, так и доведении их до реализации в жизни: политике, экономике, культуре, социальной сфере.
3. Оптимизм. Это качество государственного служащего, основанное на глубоком знании своей деятельности и принимаемых ответственных решений. Оно дает возможность личности увидеть в сложном, противоречивом общественном развитии (или тех или иных сферах жизни) позитивные перспективы. В случае когда государственный служащий не обладает оптимизмом, не дееспособен и безразличен, возможно наступление апатии и моральной опустошенности, не позволяющих эффективно и целеустремленно служить обществу.
Таким образом, права и обязанности государственного служащего определяют не только меру его правовой ответственности, но и пространство, в котором действуют его базовые нравственные ценности, а также источники, питающие этику личности, неотделимую от целей служения России.
В чем заключается специфика профессиональной этики государственных муниципальных служащих
Особый публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих (далее – служащие), обусловленный исполнением полномочий государственных органов и органов местногосамоуправления (далее – государственные (муниципальные) органы), налагает на данную категорию лиц ряд специальных установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения государственных служащих также содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Профессиональная деятельность служащих, замещающих руководящие должности, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы, непосредственно ассоциируются с государственными (муниципальными) органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации, в том числе и во внеслужебное время.
Служащие, замещающие руководящие должности, своим личным примером формируют правила поведения подчиненных.
Вне зависимости от занимаемой должности необходимо помнить, что служащий не должен совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.
Служащему рекомендуется до совершения какого-либо поступка задуматься о том, как это будет воспринято коллегами по службе, и прислушаться к их профессиональным советам.
При размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет), в том числе в социальных медиа, в личных целях необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей.
Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.
Предоставление и публичное размещение информации от имени государственного (муниципального) органа имеют право осуществлять только лица, уполномоченные на размещение и предоставление такой информации.
Служащий должен помнить, что его неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе.
В целях противодействия коррупции и иным правонарушениям служащему рекомендуется руководствоваться в своем поведении при исполнении должностных обязанностей следующими основополагающими морально-этическими ценностями:
Служащий при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебных отношениях должен не допускать каких-либо поступков, способных вызвать сомнения в порядочности его действий и тем самым подорвать доверие общества к деятельности государственных (муниципальных) органов.
Неэтичный поступок служащего, в том числе совершенный во внеслужебное время, в случае если он влечет причинение вреда его репутации, авторитету государственного (муниципального) органа и в целом государственной (муниципальной) службе, может стать предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов и повлечь наступление ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, если данный поступок был связан с использованием его должностного статуса и (или) является нарушением установленных ограничений, запретов и требований.
С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.
1. Внеслужебное общение с заинтересованными лицами.
Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления (контрольные и надзорные мероприятия, распределение бюджетных ассигнований или ограниченных ресурсов, осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений и другие функции) способны вызвать обоснованные подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.
Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.
Участие в развлекательных мероприятиях, отдых, в том числе за рубежом, в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.
Данные рекомендации также распространяются на ситуации, при которых функции государственного (муниципального) управления в отношении лиц, с которыми служащий состоит в дружеских взаимоотношениях, осуществляют подчиненные или подконтрольные служащему должностные лица, в случае если можно сделать вывод, что их действия осуществляются в интересах служащего.
2. Использование должностного статуса для получения личных преимуществ.
Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных (муниципальных) органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.
Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).
Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.
Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.
Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг.
Служащему не следует совершать поступки, позволяющие усомниться в обоснованности или рациональности использования им транспортных средств, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного (муниципального) имущества, включая передачу их третьим лицам для целей, не связанных с осуществлением должностных обязанностей.
3. Использование имущества, несопоставимого с доходами.
Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование, от коммерческих и некоммерческих организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.
В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется на системной основе проводить комплекс разъяснительных мероприятий, направленных на повышение осведомленности служащих, граждан, поступающих на государственную (муниципальную) службу, иных лиц, обращающихся за получением государственных (муниципальных) услуг или взаимодействующих по каким-либо вопросам с государственными (муниципальными) органами, о принципах служебного поведения, которыми должны руководствоваться служащие. Рекомендации по организации проведения разъяснительных мероприятий содержатся в методических материалах Минтруда России по вопросам профилактики коррупции, размещенных на официальном сайте.
Применение мер ответственности.
Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам рассмотрения данного вопроса руководителю государственного (муниципального) органа может быть рекомендовано:
-указать служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка;
-применить к служащему конкретную меру ответственности, предусмотренную законодательством о государственной (муниципальной) службе и о противодействии коррупции.
Указание служащему на недопустимость совершения неэтичного поступка может выражаться в:
-предупреждении о недопустимости совершения неэтичного поступка;
-требовании о публичном извинении.
По решению руководителя государственного (муниципального) органа указание на недопустимость совершения неэтичного поступка может быть совершено в присутствии иных служащих.
Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные федеральными законами, должны применяться к служащему в случае, если совершение неэтичного поступка повлекло нарушение установленных ограничений, запретов и требований.
Строгость мер ответственности за совершенный служащим неэтичный поступок зависит от объема ущерба, причиненного репутации служащего или авторитету государственного (муниципального) органа. Принципиальное значение имеет анализ поступка служащего на предмет его соответствия ограничениям, запретам и требованиям к служебному поведению исходя из характера, места, времени и обстоятельств его совершения.
Размер аудитории, которой стало известно о совершении служащим неэтичного поступка, увеличивает ущерб, причиненный репутации служащего, авторитету государственного (муниципального) органа.
Государственным (муниципальным) органам рекомендуется учитывать наличие фактов совершения служащим неэтичного поступка, в том числе рассмотренного на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, при принятии кадровых решений.
В чем заключается специфика профессиональной этики государственных муниципальных служащих
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих
I. Общие положения
3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.
6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.
7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.
8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.
9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
10. Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.
11. Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
12. Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
13. Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
14. Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
15. Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
16. Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.
18. Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
19. Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
20. Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
21. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
22. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
23. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
24. Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
25. В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
26. В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
27. Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
28. Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
IV. Ответственность за нарушение положений Типового кодекса
29. Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.