В чем заключается специфика сферы функционирования научного стиля
Научный стиль (сфера функционирования, подстили, жанры, стилевые черты, языковые особенности)
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль – это наука. Интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких как: статья, учебник, монография, диссертационные работы, патентное описание, аннотация, реферат, каталог, справочник, инструкция.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме является точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Отсюда особые языковые средства и манера изложения.
Лексику научной речи составляют три основных группы: общеупотребительные слова, общенаучные и термины.
· К общеупотребительной лексике относятся слова нейтрального стиля, которые часто употребляются в научных текстах:
Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах.
Здесь нет ни одного специального слова. В любом научном тексте такие слова составляют основу изложения.
В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением:
Химия занимается только однородными телами.
Здесь почти каждое слово обозначает общее понятие: химия вообще, тела вообще.
· Общенаучная лексика – вторая значительная группа научной речи. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, например: операция, вопрос, задача, явление, процесс, абстрактный, ускорение и др.
Так, слово вопрос как общенаучное имеет значение « то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных областях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности; изучить вопрос; национальный вопрос и так далее.
· Третья группа лексики научного стиля – терминология. Термин воплощает основные особенности научного стиля и точно соответствует задачам научного общения.
В научном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно просторечной окраской. Этому стилю в меньшей степени, чем остальным, свойственна оценочность. В целом научной речи свойствен именной характер. Это выражается в преобладании имен (в частности, существительных) над глаголами, употребление устойчивых оборотов речи с отглагольными существительными: оказывать воздействие, произвести опрос, подвергаться анализу и др.
Значительными особенностями отличается и синтаксис научной речи. Необходимость доказывать мысли, обнаруживать причины и следствия явлений ведет к использованию сложных предложений (сложноподчиненных).
Активно используются конструкции, которые осложняют простое предложение: вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения.
В научной речи используются почти исключительно повествовательные предложения, а вопросительные – только в функции сосредоточения внимания слушателей/читателей на каком-либо вопросе; отсюда однообразие предложений по цели высказывания.
Роль авторского «я» в научном изложении, в отличие от других стилей, очень незначительна. Главное – само сообщение, результаты исследования или эксперимента, представленные ясно, четко и объективно, независимо от чувств, которые испытывал исследователь во время эксперимента, в процессе написания научной работы. Для научного изложения характерна неличная манера. Авторское «я» исключается, его заменяет более скромное и объективное авторское «мы», означающее «мы с вами», «я и аудитория»: Длительный звук мы называем музыкальным.
Значение личного местоимения мы здесь настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем – называется.
Однако неверно думать, что язык науки сух и невыразителен. Выразительность его заключается не во внешних словесных украшениях ярких эпитетах, метафорах. Красота языка науки – в краткости и точности выражения мысли при максимальной информативной насыщенности слова.
Научный стиль – своеобразная и влиятельная разновидность русского литературного языка. Если раньше литературный язык обогащался за счет диалектов, то теперь основной источник его пополнения – терминология, специальная лексика.
Научные термины органически врастают в литературный язык, о чем свидетельствует их переосмысление, метафорическое использование: душевная травма, общественный резонанс, моральный вакуум, компьютерный вирус и др.
Русский язык и культура речи.
16. Научный стиль, речевые нормы научной сферы деятельности.
Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, – это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров. среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и пр.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также научно-популярная литература.
Цель научного стиля– сообщение, объяснение научных результатов, форма реализации – диалог. В научной речи являются типичными смысловая точность, безубразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, строгость и т. д.
Научный стиль имеет свою специфику, что позволяет употреблять его независимо от характера науки (естественно-научной или гуманитарной). Его специфика определяется целями сообщения: это может быть доклад, где важно показать факты, выяснить некоторые закономерности.
Основные черты научного стиля определяются филологами:
1) логической последовательностью;
2) упорядоченной системой связей между частями высказывания;
3) стремлением авторов к точности, однозначности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания.
Одним из важнейших жанров научного стиля является научная статья, которая может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используется как основной источник научно-технической информации: именно здесь фиксируется все новое, что появляется в определенной отрасли науки. Научные статьи представлены несколькими разновидностями: статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ; собственно научная или научно-техническая статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы; передовая статья; научно-публицистическая статья; рекламная статья. Каждая из разновидностей статьи отличается собственным содержанием и демонстрирует профиль издания, где она опубликована.
Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риелтор и т. д.). Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол «считать», имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение «делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагать».
Мы ясно понимаем, что разные исследователи могут и должны по-разному представлять себе перспективы развития науки, и не претендуем на провозглашение истины в последней инстанции, однако считаем полезным изложение своей точки зрения на этот важный вопрос». (Экология. 1993. № 3.).
Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.
В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной. В приведенном выше примере из журнала «Экология» в сложном предложении присутствуют сразу несколько существительных, выражающих абстрактные понятия: перспективы, развитие, истина, изложение, точка зрения.
Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же слов.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка. Можно выделить ряд общих языковых особенностей:
1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер, строгий отбор языковых средств;
3) тяготение к нормированной речи.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук и жанровых различий.
Научный стиль имеет разновидности (подстили):
4) научно-публицистический и учебно-научный.
Научному стилю присуща сухость, он лишен эмоциональной окраски и образности.
Лексика научного доклада или статьи в среднем на 25 % состоит из терминов, это тоже одна из основных черт научного стиля. Фразеология научного стиля включает термины, составные термины («солнечное сплетение», «коронарное шунтирование» и т. д.), использует клише – «в данной проблеме хотелось бы рассмотреть. », в том числе и как связки между предложениями.
Вещественные и отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа: «шумы в радиоприемнике».
При синтаксических построениях чаще используются существительные, чуть реже – глаголы, названия действий. Прилагательные используют терминологическую функцию, указывают на различные признаки. Синтаксис в научном стиле часто сложный, осложняется дополнительно однородными членами и дополнительными членами предложений.
Средний объем предложений в научном стиле 28,5 слов в предложении (для сравнения – в художественном или повествовательном тексте – 17,2 слова).
Научный стиль
Сфера и формы функционирования научного стиля речи, его жанры. Внутристилевые черты в научном стиле. Специфика использования элементов различных языковых уровней. Лексика, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.04.2016 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.
1. Общая характеристика научного стиля
Сфера функционирования, формы функционирования.
Становление научного стиля определяется состоянием науки. Период средневековья характеризуется незначительной дифференциацией областей науки, недостаточным развитием литературного языка и господством латинского языка в качестве «ученого языка». Латинизация тормозила развитие национальных языков, культур и научного стиля.
Этот стиль обслуживает сферу науки, обучения и производства. Научный стиль функционирует преимущественно в официальной обстановке.
Устная форма в научном общении вторична: сначала научное произведение пишут, потом редактируют и лишь после этого воспроизводят в устной форме.
2. Жанры научного стиля речи
Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.
Собственно научный стиль
Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
Словарь, справочник, каталог
Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Очерк, книга, лекция, статья
Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
3. Внутристилевые черты в научном стиле речи
Функции научного стиля: 1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция); 2) получение нового знания (когнитивная функция);3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения.
Главным коммуникативным заданием общения в научной сфере является выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный, логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения.
Стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую эмоциональность.
4. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
Большую роль играют интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическим, грамматическим и семантическим сходством. Некоторые научные тексты почти на 50 % состоят из интернационализмов. Примеры интернационализмов (в скобках даны их английские параллели): агитировать (agitate), ретроспективно (retrospect), спидометр (speed), препарировать (prepare), феномен (phenomenon), пролонгировать (prolong), экспрессия (expression) и др.
В научном стиле используется и абстрактная лексика : фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность и др.
В научном стиле используется употребление глаголов, устанавливающих тождественность явлений, описывающих изменяющиеся во времени признаки предмета, указывающих на причинно-следственные отношения между явлениями, указывающих на деятельность ученого по установлению научного знания, предписывающих какие-либо действия; глаголов-терминов;
К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из. применяется в (для). заключается в. относится к. и т. п.
Неупотребительны в научном стиле слова и устойчивые словосочетания с эмоционально-экспрессивной и разговорной окраской, а также слова ограниченной сферы употребления (архаизмы, жаргонизмы, диалектизмы и т. д.).
5. Словообразовательные и морфологические особенности научного стиля
Бессубъектность повествования сказывается на отсутствии глагольных форм 1-го и 2-го лица единственного числа и распространении неличных форм: безличных глаголов, инфинитива, часто сочетающегося с безлично-предикативными и модальными словами (необходимо отметить, следует подчеркнуть).
Абстрагированный характер изложения приводит к употреблению настоящего вневременного (металлы легко режутся), точность изложения требует форм множественного числа у существительных с вещественным значением (смолы, стали, топлива).
При употреблении имен существительных заметна «агрессивность» мужского рода: манжет (кольцо для скрепления концов труб), клавиш (наконечник рычажка у некоторых механизмов) и пр.
Тенденция к сокращению слога проявляется и в использовании нулевого окончания в родительном падеже множественного числа некоторых имен существительных мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (например, пять ом, ампер, вольт, микрон, рентген).
В научной речи преимущественно употребляется сложная форма сравнительной и превосходной степени имен прилагательных (со словами более, самый).
Очень распространены отыменные (производные) предлоги: в течение, в связи, в отношении к, в соответствии с, за счет и т.п.
6. Синтаксические особенности научного стиля
Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).
Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.
Особенности, характерные черты, жанры и примеры научного стиля речи
10.04.2021 No Comments Posted in
В современном русском литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: разговорный, публицистический, официально-деловой, художественный и научный стиль речи.
В этой статье подробно разберем научный стиль речи. Вы найдете ответы на следующие вопросы:
Что такое научный стиль речи, его функции и задачи
Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности.
Основная функция научного стиля речи — информативная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе.
Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности.
В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Основные особенности и характерные черты научного стиля речи
К особенностям и характерным чертам научного стиля относятся:
Научный стиль речи: его разновидности или подстили
Как и другие стили речи, научный стиль редко встречается в «чистом» виде. В научных текстах могут встречаться элементы и публицистического, и официально-делового стиля речи.
Из-за такого взаимодействия с другими стилями речи, а также в зависимости от цели и специфики применения научный стиль делится на 6 подстилей:
Название подстиля | Цель | Жанры |
---|---|---|
Собственно-научный | Определение и описание новых явлений, фактов, закономерностей. | диссертации, доклады, сообщения, монографии, выступления,научная статья. |
Учебно-научный | Передача научной информации учащимся, обучение, описание фактов, необходимых для освоения и овладения материалом. | учебные пособия, курсы лекций, курсовая работа, семинарский доклад, конспект, устный ответ. |
Научно-популярный | Ознакомление с фактами и явлениями. | научно-популярные книги и журналы, детские энциклопедии, статья. |
Научно-информативный | Передача научной информации с описанием научных фактов. | рефераты, обзоры, тезисы. |
Научно-справочный | Обеспечение читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации. | энциклопедии, словари, справочники. |
Научно-технический | Применение достижений науки в практике. | патенты, стандарты, описание изобретений, спецификации, технические условия. |
Подстили (разновидности) научного стиля речи и примеры жанров
Жанры научного стиля речи
Жанры научного стиля — это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.
Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).
В данной статье рассмотрим классификацию жанров в зависимости от тех конкретных коммуникативных и информационных функций, которые они выполняют.
Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля
Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:
К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:
Жанры учебно-научного подстиля
Учебно-научная речь используется в процессе обучения, а именно для передачи и освоения научной информации учащимися.
Выделяют устные и письменные жанры учебно-научного подстиля. К устным относятся: сообщение и ответ.
Основными письменными жанрами данного подстиля являются:
Жанры научно-популярного подстиля
Данный подстиль предназначен для распространения научной информации среди массового адресата (например, среди определенной категории читателей — детей, подростков и т. д.).
К жанрам научно-популярного подстиля относятся:
Жанры научно-информативного подстиля
Функция научно-информативного подстиля заключается в передаче научной информации.
Основные жанры данного подстиля:
Жанры научно-справочного подстиля
Задача научно-справочного подстиля состоит в обеспечении читателю возможности быстрого поиска нужной научной информации.
Основными жанрами научно-справочного подстиля являются:
Научный стиль речи: жанры научно-технического подстиля
Научно-технический подстиль распространен в технической документации. Тексты данного подстиля служат для того, чтобы применять на практике все те достижения, которые были получены в результате теоретических и экспериментальных научных исследований.
К жанрам научно-технического подстиля относятся:
Структура научного текста
Любой научный текст, независимо от жанра, строится по единой логической схеме.
В основе всегда находится тезис — утверждение, которое требует обоснования. Для подтверждения и обоснования этого тезиса в тексте должна быть представлена аргументация и приведены доказательства. Часто для более полной аргументации приводятся иллюстрации — примеры, которые подтверждают выдвинутые научные предположения.
Заканчивается текст выводом или резюме, в котором изложена оценка проведенного исследования, а также представлены перспективы для дальнейшего изучения.
Пример текстов, написанных в научном стиле речи
«Смерч — сильный мелкомасштабный вихрь, возникающий в грозовом (кучево-дождевом) облаке и распространяющийся в виде тёмного «хобота» по направлению к водной или земной поверхности.
Скорость вращения воздуха может достигать 50–100 м/c при сильной восходящей составляющей и вызывать катастрофич. разрушения, иногда сопровождаемые человеческими жертвами. В то же время поблизости от его пути может наблюдаться полный штиль. Внутри смерча давление воздуха уменьшается, там происходит конденсация водяного пара, что совместно с вытянутой частью облака, пылью, водой и разл. обломками делает смер видимым. Его ось вертикальна, но зачастую имеет изогнутый вид.»
» Существующие территориально-планировочные схемы природопользования не способствуют созданию экологически-ориентированной хозяйственной деятельности, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами как внутри Калининградской области, так и вне ее. Анализ особенностей социально-экономического развития и экологической политики позволил выявить ряд существенных методических и методологических недостатков территориального планирования и развития. В частности, развитие Калининградской области осуществляется на основе плохо скоординированных между собой и экологически слабо ориентированных ведомственных планов: градостроительного, сельскохозяйственного, мелиоративного, водного, лесоустроительного, рекреационного и других.
Помочь в решении проблем территориального развития может экологически-ориентированное ландшафтное планирование. Ландшафтная программа Калининградской области — документ стратегического планирования использования территории, формирующий информационно-справочное поле для широкого круга организаций и чиновников, отвечающих за разработку и принятие управленческих территориально-планировочных решений, а также государственных и негосударственных природоохранных и экологических фондов, международных организаций в области экологического контроля и управления.
Одной из важнейших задач реализации программы является разработка интегральной карты экологически-ориентированного использования территории и карты конфликтов природопользования. Решение этих задач без применения геоинформационных технологий сильно осложнено, а иногда и невозможно.»
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!