В чем заключается специфика социальных законов и закономерностей
Общая социология: конспект лекций
Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая социология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие социального закона и его виды
1. Понятие социального закона и его виды
Социальный закон — это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.
Первая группа — это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы определяют наиболее общие тенденции развития общества. Они, как и все другие социальные законы, реализуются через деятельность людей. Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон, определяющей роли способа производства).
Вторая группа — это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.
Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).
Вопрос 27. Категории «закона» и «социальной закономерности» и их специфические особенности. Социология как наука о социальных законах и закономерностях.
Закон – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления и развития природы и общества.
Закон – отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Закономерность – относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.
Закономерность и закон отражают объективно существующие связи между явлениями, их причинами и следствиями.
В законе объективно существующие связи более устойчивы и всеобщи.
Закономерность отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени.
Связи, обобщаемы в закономерностях, менее устойчивы, чем в законе, и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений.
Закономерность обусловлена рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов.
Социология – наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определённых социальных и социетальных систем, создаваемых человеком; наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов и властных структур.
Социологию, как науку, отличает то, что она изучает социальные связи и отношения на уровне социальных законов и закономерностей, которые отличаются устойчивостью и упорядоченностью.
Специфика социальных законов
Понятие социальных законов
Не все наблюдаемые закономерности социальных действий служат для формулирования социальных законов. Например: Закономерности, являются результатом конформности по отношению к особым предписаниям, соглашениям, договоренностям, разработанных человеком для регулирования поведения в обществе.
Человеческая или социальная сфера существования, совместно с физическими и органической сферами, образует естественно установленный и функциональный порядок. Такой порядок Флориан Знанецкий назвал «аксинормативным». А Эмиль Дюркгейм «моральным». Таким образом:
1) Нормальное функционирование общества зависит от конформности людей к нормам и ценностям (идеологическим моделям).
2) Помимо закономерностей, обусловленных аксионормативным порядком, значение имеют закономерности, имеющие естественный характер, т.е. естественным образом протекают в обществе. Эти закономерности и служат основанием формулирования научных законов.
Виды социальных законов
Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.
«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,
«Всякая социализация начинается в первичных группах»,
«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».
Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.
2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:
«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».
«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».
3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:
«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».
«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».
«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».
4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:
«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».
«Преступное поведение наиболее вероятно:
А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);
Д) В городских районах;
Е) Среди менее религиозных;
Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».
«Уровень социальной мобильности в индустриальных обществах изменяется прямо пропорционально уровню достигнутой индустриализации».
«Враждебная внешняя реакция на дружеское устремление, превращающееся в дружеские устремления, а дружеское устремление во враждебную реакцию».
Специфика социальных законов
Особенностями социальных законов являются:
1) Социальные законы косвенно опираются на другие явления и законы;
2) Подразумеваемые социальными законами количественные отношения, как правило, не отражаются в цифрах;
3) техническая невозможность применения цифровых законов в социологии связано с трудностями точного измерения социального параметров (переменных) и практической невозможности проведения наблюдений в точных экспериментальных условиях;
4) В социологии преобладают частные законы (во многом это объясняется отсутствием крупномасштабных сравнительных исследований) над общими. Частные законы применимы к «частным» историческим периодам и культурным областям. Общие законы действуют в любое время и повсюду.
4. В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию),частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.
Общая социологическая теория– это систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.
В литературе часто встречается другое название – «теории среднего уровня», введенное видным американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «средний» – это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего радиуса действия».
Частные социологические теории (теории среднего уровня, среднего радиуса действия)имеют самые разные основания для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:
• социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология; социология менеджмента и др.;
• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.
Существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.
Под эмпирической социологией, несмотря на определенные разногласия специалистов, чаще понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации», но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмысленными в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, результаты исследований укладываются в логику той или иной теории среднего уровня (не теряя при этом своего эмпирического происхождения).
Ранее за этой частью социологии было закреплено название «прикладная социология», что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.
В последнее время принято выделять четвертый элемент социологического знания –социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом. Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация общественной жизни – это знамение времени.
Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название «общая социологическая теория», сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм.
К основным из этих парадигм в современной литературе принято относить: структурный функционализм, символический интеракци-онизм и парадигму социального конфликта.
Существует и другой подход. В нем выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:
1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.
2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Начало этого подхода относят к трудам Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы ведущим направлением является структурный функционализм.
3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником ее является М. Вебер, впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодологии.
4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.
5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.
5.Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.
То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, связанных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития социальных институтов.
Все мы в той или иной мере — стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, социальному положению, уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о их связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно.
Под социологическим воображением П. Штомпка понимает способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: а) рассматривать любое событие как результат деятельности социальных агентов, умение их четко идентифицировать; б) понимать скрытые за поверхностью явлений культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; в) изучать настоящее в связи с предшествующей традицией; г) воспринимать общественную жизнь в динамике; д) признавать вариативность форм проявления общественной жизни2. Эверетт Хьюз относил к социологическому воображению способность расширять границы человеческого мира, проникать во внутренний мир других людей, сравнивать одни культуры с другими. В этом заключается одна из главных задач социологического образования.
Для того чтобы понимать малое в тесной связи с большим, считает Ю.В. Фененко, нужно развивать социологическое воображе-ние2. Это особый угол зрения, прием в познании действительности. Человек может осмыслить свой жизненный опыт, только поместив себя в определенную социальную среду и сопоставив свое положение в ней с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Социологическое воображение предполагает восприятие и личности, и социальной группы, а также всех фактов реальности, в конкретном социальном контексте. Формировать социологическое мышление и развивать социологическое воображение — это задача каждого изучающего социологию.
6.Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.
Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.
В чем заключается специфика социальных законов и закономерностей
Понятие социальных законов
Социальные законы – относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий. Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций.
Не все наблюдаемые закономерности социальных действий служат для формулирования социальных законов. Например: Закономерности, являются результатом конформности по отношению к особым предписаниям, соглашениям, договоренностям, разработанных человеком для регулирования поведения в обществе.
Человеческая или социальная сфера существования, совместно с физическими и органической сферами, образует естественно установленный и функциональный порядок. Такой порядок Флориан Знанецкий назвал «аксинормативным». А Эмиль Дюркгейм «моральным». Таким образом:
1) Нормальное функционирование общества зависит от конформности людей к нормам и ценностям (идеологическим моделям).
2) Помимо закономерностей, обусловленных аксионормативным порядком, значение имеют закономерности, имеющие естественный характер, т.е. естественным образом протекают в обществе. Эти закономерности и служат основанием формулирования научных законов.
Виды социальных законов
1) Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.
«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,
«Всякая социализация начинается в первичных группах»,
«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».
Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.
2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:
«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».
«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».
3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:
«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».
«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».
«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».
4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:
«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».
«Преступное поведение наиболее вероятно:
А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);
Б) Среди мужчин;
Г) Среди молодежи;
Д) В городских районах;
Е) Среди менее религиозных;
Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».
«Уровень социальной мобильности в индустриальных обществах изменяется прямо пропорционально уровню достигнутой индустриализации».
«Враждебная внешняя реакция на дружеское устремление, превращающееся в дружеские устремления, а дружеское устремление во враждебную реакцию».
Специфика социологических законов
Специфика социологических законов
Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо от воли и сознания людей. Какие закономерности возникают и действуют, а какие прекращают свое действие и заменяются новыми, предопределяется объективными социальными условиями. В свое время рабовладельцам, а затем и феодалам очень хотелось отменить закон, в соответствии с которым происходит смена общественно-экономических формаций. Но сие, как говорится, от них не зависело. С объективным характером законов общественного развития приходится считаться и тем, кто совершает революционное преобразование, созидает качественно новое социальное устройство. Так обстоит дело, например, с законом социальной преемственности. Нельзя двигать развитие производительных сил, формирование новых производственных отношений, духовной культуры, политической демократии, не опираясь на рациональное и прогрессивное наследие, накопленное человечеством. Всякий, кто пытается игнорировать это наследие, «созидать» на голом месте, делать «все наоборот», фактически оказывается утопистом, если не реакционером. Наш собственный послеоктябрьский исторический опыт показывает, как много бед наносит несохранение таких достижений цивилизации, как общечеловеческие моральные ценности, рынок и товарно-денежные отношения, разделение властей и т. д.
Существует, таким образом, единство законов общественного развития и законов природы, заключающееся в их объективном характере. И так же, как мы не можем отменить закон свободного падения тел или закон Архимеда, мы не вольны отменить закон определяющей роли материального в жизни и развитии социума, закон стоимости и т. д. В то же время в одном существенно важном моменте — механизме своей реализации — законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы.
О так называемых «исторических законах» — 51.
Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается своего рода парадокс. Сразу же подчеркнем, что речь идет не о логическом парадоксе, то есть не о противоречии, существующем только в нашей голове. Речь идет о парадоксе реальном, возникающем в ходе исторической практики людей. С одной стороны, законы общественного развития, как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно («сидят сложа руки»), никакие социологические законы реализоваться не могут.
Учитывая и то общее, что есть у законов природы и социологических законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественно-исторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.
Очень часто в литературе наряду с терминами «социологический закон», «закон общественного развития» встречается понятие «исторического закона», причем употребляется оно в трех значениях: 1) как синоним первых двух понятий; 2) как конкретизация общесоциологических законов применительно к отдельным формациям; 3) как специфические, имеющие особый механизм реализации законы. Правомерность синонимического употребления терминов вряд ли может оспариваться, а вот против второго и третьего варианта использования термина «исторический закон» приходится возражать.
Если исторические законы, как утверждал, например, М. А. Барг, есть форма проявления социологических в данном пространственно-временном континууме[26], то мы скорей всего получаем не какой-то особый исторический, а частный социологический закон.
Читайте также
Специфика языка философии
Специфика языка философии Поскольку философия – это обращение к всеобщему, закономерному, невидимому, когда «искатель мудрости» стремится преодолеть, отбросить видимые части бытия (или, если сказать яснее, желает за деревьями увидеть лес, абстрагируясь от признаков
Историческое и природное. Специфика социальных законов
Историческое и природное. Специфика социальных законов Закономерности исторического процесса имманентны человеческой деятельности прежде всего в качестве законов производства. Другими словами, они не находятся где-либо вне человеческого жизненного процесса или
§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА
§ 1. СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ПРАВА Особая область отношений, регулируемых правом, (правоотношения) обусловливает специфику языка права. Эта специфика заключается в употреблении терминов, которые должны пониматься единообразно разными людьми в различных случаях и ситуациях.
§ 1. Специфика общественных законов
§ 1. Специфика общественных законов Проблема законов социальной эволюции кажется возникшей из сравнения природы и общества. Так, собственно, в истории познания и происходит: развитие естествознания провоцирует попытки распространить законы природы (или законы физики)
(γ). Нахождение законов
(?). Нахождение законов (??) Понятие и опыт закона.Это наблюдение, ограничивающееся простым или ограничивающее чувственное рассеяние всеобщим, убеждается, следовательно, на своем предмете в путаности своего принципа, потому что то, что определено, по природе своей должно
Свод законов
Свод законов К Насреддину пришел его сосед-крестьянин.— Молла, твой бык забодал мою корову. Что говорит об этом закон? Положено ли мне какое-то возмещение?— Ну что ты, — ответил Молла, — какое возмещение! Ведь бык — это всего лишь глупая четвероногая бессловесная тварь.
3. Происхождение современных гносеологических, психологических и социологических точек зрения
3. Происхождение современных гносеологических, психологических и социологических точек зрения Первым значительным следствием исчезновения единого представления о мире, знаменовавшего собой начало новой эры, было возникновение гносеологии. Так же, как и в древности,
СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ Философия в переводе с греческого — это любовь к мудрости (phileo — люблю, sofic — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580–500 гг. до н. э.) по отношению к людям стремящимся к интеллектуальному
Глава 12 Методология социологических исследований
Глава 12 Методология социологических исследований Социологические исследования в настоящее время применяются очень широко. Ими все чаще пользуются управленческие кадры. Публицисты обращаются к ним в своих материалах. Итоги социологических опросов и экспериментов
12.2. Основные методы социологических исследований
12.2. Основные методы социологических исследований Социологи имеют в своем арсенале и используют все разнообразие методов научных исследований. Рассмотрим основные из них:1. Метод наблюдения.Наблюдение — это прямая регистрация фактов очевидцем. В отличие от обыденного
§4. Историческая специфика
§4. Историческая специфика То, что герметизм был переходной стадией от язычества к христианству, это у нас выше (часть третья, глава II, §2, п. 2) было сформулировано. Но ввиду существующих споров о герметизме этот вопрос приходится углубить и остановиться на некоторых весьма
3. Специфика стоицизма
3. Специфика стоицизма а) То, что душа и тело отождествляются у стоиков, это понятно. И что душа остается при этом руководящим началом, это тоже понятно. Но о различии души и тела, так же, как и об их тождестве, часто говорилось и раньше стоиков. Однако интересно, что у Платона
1. Античная специфика
1. Античная специфика Заботиться о соблюдении античной специфики необходимо при исследовании вообще всякого античного эстетического термина. Но, кажется, в отношении термина»мимесис»это правило о соблюдении античной специфики должно проводиться особенно тщательно.
§1. Античная специфика
§1. Античная специфика 1. Неотложная научная задача в связи с принципом порождающей модели а) Современная разработка античной философско–художественной терминологии является одним из результатов огромного переворота во всей классической филологии, который происходил
1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ
1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ Уголовное право — это нечто, чему мы или подчиняемся или не подчиняемся, и о том, что требуют от нас его нормы, говорят как об «обязанностях». Если мы не подчиняемся, то говорится, что мы «нарушаем» закон, и все, что мы совершили, является