В чем заключается сущность и происхождение сознания
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.
В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус).
Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – это субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный прообраз, сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.
Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.
1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.
2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.
3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.
4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.
5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.
Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда.
Происхождение сознания и его биологической предпосылки.
Формированию сознания человека предшествовал длительный период «умственного» развития животных.В истолковании этого развития диалектический материализм исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процессе труда происходило разложение инстинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений, а также связанных с этим форм знаковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).
Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).
Домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
1. Сознание (онтологический аспект).
2. Сознание (гносеологический аспект).
3. Основные структурные компоненты сознания: ощущение, восприятие, представления, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля.
4. Мышление и его виды. Сознание и самосознание.
5. Бессознательное. Теории бессознательного.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО ТЕМЕ:
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
1. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение) А) Свойство живых существ реагировать на жизненно важные стимулы среды Б) Способность высокоорганизованных животных ориентироваться во внешнем мире В) Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов Г) Способность материальных систем порождать собственные подобия Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру: А) мозга Б) сознания В) бессознательного Г) живого существа Рефлексия – это: А) отражение предметов Б) размышление личности о самой себе В) комплекс рефлекторных реакций Г) медитативная практика 4. Наиболее сложной формой отражения является А) Раздражимость Б) Сознание В) Чувствительность Г) Психика 5. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью А) Раздражимость Б) Сознание В) Психика Г) Рефлексия 6. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека А) Платон Б) Г. Гегель В) К. Г. Юнг Г) З. Фрейд 7. Разработанный З. Фрейдом метод А) Психоанализ Б) Метод ассоциаций В) Гипноз Г) Интроспекция | 8.К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится А) Анализ трансфера Б) Анализ убеждений В) Анализ сновидений Г) Анализ свободных ассоциаций 9. В структуре личности З.Фрейд выделяет А) Оно, Сверх- Я, Я Б) Оно, До-Я, Пра-Я В) Оно, Сознательное Я Г) Сознательное, коллективное бессознательное, архетипы 10. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности А) Самость Б) Оно В) Пра-Мы Г) Персона 11. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял. А) Сверх-Я Б) Оно В) Пра-Мы Г) Я 12. Оно в психоанализе Фрейда относится к: А) сфере сознательного Б) сфере бессознательного В) трансперсонального Г) интрасубъективного 13. Сон по З.Фрейду является: А) наказанием за грехи Б) символическим В) бессмысленным Г) осуществлением желания 14. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами А) Г. Гегель Б) Ф. Ницше В) З. Фрейд Г) Ж.-П. Сартр 15. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число? А) Я-реальное Б) Я-идеальное В) Я-воспоминание Г) Я-экзистенциальное Д) Я-зеркальное |
ТЕМА 4.3. ПОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.
Общее понятие познания.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).
Происхождение и сущность сознания
1. Понятие сознания. Происхождение сознания. Роль труда в возникновении и
развитии сознания.
2. Сознание и язык.
3. Критика идеалистического понимания сознания.
1.1. Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
В философии, при материалистическом решении её основного вопроса, сознание рассматривается как осознанное бытие, как отношение «Я» и «не Я», как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира; как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. В более узком смысле, под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.
При социологическом подходе, сознание рассматривается прежде всего как духовная жизнь общества в совокупности всех её форм (наука, философия, искусство, нравственность, религия, правосознание и т. д.).
В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность (предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий); контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект – носитель сознания, постольку одним из существеннейших моментов сознания является самосознание. Основные признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.
1.2. Формирование сознания человека предшествовал длительный период биологической эволюции. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики исключительной привилегией человека.
Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне организации материи и связано с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность (способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений). У позвоночных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. У животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врождённое и опирающееся на индивидуально приобретённые навыки. Отчётливо выраженные навыки и интеллект наблюдаются лишь у животных, имеющих кору головного мозга, особенно у высших животных (прежде всего обезьян).
Генетическое родство человека и животных не означает тождества их психики. Психическая деятельность животных полностью обусловлена биологическими закономерностями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как сознание человека служит преобразованию мира. В отличие от животного, человек выделяет своё отношение к миру и сам мир как объективную реальность.
Сознание прошло две основные стадии развития: период стадного сознания, охвативший, по новейшим разысканиям палеоантропологов (Джохансон Д. и др.), ; 2-2,5 млн лет становления человека и человеческого общества, и сознание общественно развитого, разумного человека. Характеризуя самую раннюю ступень формирования сознания, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что это было ещё «чисто стадное сознание», представлявшее собой «в начале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими людьми и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 29). Первоначально осознание человеком своих действий и окружающего мира не выходило за пределы чувственных представлений и простых обобщений. В дальнейшем, в ходе социогенеза, формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений.
Если стадное сознание по существу совпадало с сознанием отдельных индивидов и представляло собой синкретическую совокупность знаний о внешнем мире, насыщенных еще слабо сдерживаемыми эмоциями, то на стадии человека разумного сознание дифференцировалось в виде разветвлённой системы многообразных духовных способностей человека и сфер духовной деятельности (научной, художественной, нравственной и т. п.). В связи с этим, происходила постепенная дифференциация между индивидуальным и общественным сознанием, формировалась начальная форма мировоззрения – мифология.
Дальнейшие коренные преобразования в сознании наступили при переходе к классовому обществу. Понятия, идеи и ценностная ориентация различных классов преломляются в сознании отдельных людей и приобретают для них соответствующий жизненный смысл – в зависимости от их места и положения в системе общественных отношений.
1.3. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к труду (ibid., с.19, прим.). В процессе труда происходило разложение истинктивной основы психики животных и формирование механизмов сознательной деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание в нём прежде всего и воплощается, создавая мир очеловеченной природы, мир культуры. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере усложнения структуры чувственно-предметной деятельности и социальных отношений.
Подчёркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, Маркс отмечал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой, но и осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. «Паук совершает операции, наполняющие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (ibid., т. 23, с. 189). В отличие от поведения животного, человеческая деятельность реализует не заложенную видовым опытом программу, определяемую чисто биологическими потребностями, а предполагает выработку самой программы как путём свободного выбора одного из возможных направлений и мотивов, так и путём выдвижения новых целей и задач.
Конечная причина деятельности лежит не в самом себе субъекте и его волеизъявлении. Реальной основой воли является потребность – предметно определённая зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к этому миру, её нужда в таких предметах и условиях, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Когда личность отдаёт предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, она осуществляет выбор. Тем самым, воля выступает не как простое влечение животного организма, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих потребностей. Принимая определённое решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний, и объективная ценность его планов определяется мерой их соответствия объективной логике вещей.
Чтобы стать фактором, детерминирующим деятельность, потребность должна преобразоваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания, которое даёт человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством труда, посредством практической деятельности творить мир: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его… Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 194).
2. С помощью орудий человек вовлекал предметы в искусственные формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков видоизменило всю структуру человеческой активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизводившая её система жестов в актах коммуникации, диктуемых необходимостью совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности. Орудием этой внутренней деятельности выступила система знаков – язык. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 29).
Объективируя мысль, речь делает её, вместе с тем, идеальным объектом для самого субъекта этой мысли. Язык является необходимым средством координирования трудовых усилий членов общества, средством не только социального контроля, но и волевого самоконтроля личности, формирования понятийного мышления и самосознания.
Если видовой опыт животных передаётся с помощью механизмов наследственности, что обусловливает медленный темп прогресса, то у людей передача социально выработанных приёмов воздействия на мир происходит прежде всего в процессе обучения, осуществляемого через орудия труда и через речь. Благодаря языку, сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой деятельности и общения.
Звуковой язык, как и пластика человеческого тела, является «естественной» системой знаков – в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке, искусстве и т. п. Особенностью человеческого языка является наличие в нём высказываний о самом языке, обусловливающее его способность к самоописанию и описанию других знаковых систем. Другая особенность языка – его членораздельность, внутренняя расчленённость высказываний на единицы разных уровней (фонологический, морфологический, лексический и синтаксический). Это связано с аналитизмом языка – дискретностью смысла его единиц и способностью их к комбинированию в речи по известным правилам.
Аналитизм языка позволяет ему строить тексты – сложные знаки, обладающие развитой системой модальности, временно;й мерой (различением прошлого, настоящего и будущего) и выражением лица. Все эти особенности языковых значений обусловливают универсальность языка по сравнению с другими знаковыми системами, позволяют языку описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя, тем самым, строение коллективов людей.
3. Вопрос об отношении сознания и материи составляет основной вопрос философии. Диалектико-материалистическое решение этого вопроса состоит в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи, функция мозга человека. Уже эллин Алкмеон (УI в. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе психики. Декартова идея рефлекса была впоследствии развита в учение о безусловной и условнорефлекторной деятельности мозга (Прохаска Й., Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский И. Е., Ухтомский А. А. и др.). Понятие рефлекса выражает взаимодействие организма с внешним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира.
Мозг, таким образом, представляет собой сложную функциональную систему, и понимание этой системы предполагает синтез данных, полученных как при изучении отдельных нейронов, так и при исследовании внешнего поведения человека. Однако физиологический механизм психических явлений (физиологические, биофизические, биохимические процессы в мозгу) нельзя отождествлять с психикой, как это делали представители вульгарного материализма (Фогт К., Бюхнер Л., Молешотт Я. и др.), полагавшие, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как жёлчь к печени» (Фогт К. Физиологические письма. – Спб., 1863, с. 335). Методологическая прочность этой позиции заключается в том, что продукты работы мозга отрываются здесь от объекта отражения, а это ведёт к отрицанию познаваемости мира. Не в мозге как таковом таятся причины того, какие ощущения, мысли, чувства и стремления возникают у данного человека. Подвергая критике вульгарно-материалистические ошибки Дицгена И., полагавшего, что «дух не больше отличается от стола, света, от звука, чем эти вещи отличаются друг от друга», Ленин писал: «Тут явная неверность. Что и мысль, и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной – значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 257).
Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения (вещество мозга, например, не краснеет от воздействия красного цвета). Осознаваемый образ предмета не сводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.
Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Субъективность образа означает, прежде всего, принадлежность субъекту, а не объективному миру, в силу чего первый неизбежно отражает своеобразие жизненного опыта второго, его интересов, установок, социальных и классовых позиций. Субъективность отражает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с той или иной степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.
Итак, субъективный образ как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные виды реальности. Непонимание этого порождает тенденцию их отождествления (например, психических явлений с рефлексами), проявляющуюся, в частности, в утверждениях некоторых философов, психологов, физиологов и кибернетиков о том, что психика есть материальный процесс», или сложный нервный процесс, или один из видов энергии, включённый в общую цепь её бесконечных превращений. Вместе с тем, абсолютизация специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить это противопоставление до полного раскола мира на две субстанции – духовную и материальную*. Противоположность материи сознанию, по Ленину, имеет абсолютное значение только в пределах основного гносеологического вопроса о том, что; признать первичным и что; – вторичным. «За этими пределами оперировать противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (ibid., с.259).
* Первым крупным проявлением дуализма в истории мысли явилось выраженное в Зенд-Авесте религиозно-моральное учение, сводящее мировой процесс к борьбе двух одинаково вечных и божественных начал: Ахурамазды (добра, истины, мощи, света) и Ахримана (зла, отрицания, страдания, мрака).
В Древней Греции орфики ранее прочих стали смотреть на тело как на темницу духа, а на дух как на бессмертное начало. На их учении обосновал свой дуализм Платон, констатировавший полную противоположность души телу, ее неразложимость, бессмертие и божественность. В 1-х веках н. э. дуализм широко распространился в религиозных сектах и общинах гностиков и манихеев, отличаясь от античных форм более мрачным характером космологии и более пессимистической оценкой чувственного мира.
В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем дуализма был Декарт, который утверждал существование субстанций двух родов: телесных и духовных. Основное свойство, или атрибут духовной субстанции – мышление, основное свойство, или атрибут телесной – протяжение. Различные изменения, или «модусы» протяжения суть физические дела; различные изменения, или «модусы» мышления – состояния сознания. По Декарту, эти атрибуты во всём противоположны, – однако дух и материя – только конечные субстанции, и в конечном счёте обе восходят к бесконечной субстанции, или богу. Этот переход к идеализму ещё ярче, чем у Декарта, сказывается у его продолжателя – Мальбранша, который и тело (протяжение) и душу (мышление) объявляет только вечно существующими в боге идеями. Элемент дуализма сохраняет и Локк, признававший субстанциональность духа.
Новый этап в развитии дуализма знаменует философия Канта, противопоставляющего в идеальной проекции чувственный мир данного в опыте сверхчувственному надопытному должного. Это воззражение выступает одновременно как: онтологический дуализм непознаваемых «вещей в себе» и единственно доступных познанию «явлений»; этический дуализм укоренённого в сверхчувственном мире безусловно должного и противостоящей ему чувственной склонности в мире эмпирическом; гносеологический дуализм материи или содержания познания и его априорной формы, заложенной якобы в самой организации сознания в виде априорных устоев чувственного созерцания пространства и времени, априорных связей и форм рассудка, а также априорных идей разума, напрявляющих знание к высшему и безусловному единству.
В современных западных философии и психологии преобладают эклектичные, расплывчатые формы дуализма (психосоматика, плюрализм и т. д.).