В чем заключается сущность интеракции андриенко
Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности – неконструктивности
Вид влияния | Характеристика конструктивности – неконструктивности | Конструктивные виды контр-влияния | Неконструктив-ные виды контрвлияния |
1. Убеждение | Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия | Контраргумента-ция | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение |
2. Самопродви-жение | Конструктивный вид влияния, при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы | Конструктивная критика, отказ | Игнорирование, деструктивная критика |
3. Внушение | Спорный вид конструктивного внушения – это всегда проникновение через «черный ход» | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение |
4. Заражение | Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состо-янием и именно сейчас | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение |
5. Пробуждение импульса к подражанию | Спорный вид вли-яния; считается прием-лемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профес-сионала высокого класса молодому специалисту | Конструктивная критика, творчество, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика |
6. Формирование благосклонности | Спорный вид вли-яния; лесть, подра-жание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипу-ляцией | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика |
7. Просьба | Спорный вил влияния; в российской культуре считается разруши-тельным для того, кто просит; в американ-ской культуре счи-тается оправданной | Отказ, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика |
8. Принуждение | Спорный вид внушения; считается конст-руктивным в неко-торых педагогических, политических сис-темах и в аварийных ситуациях | Конфронтация, психологическая самооборона | Ответное принуждение, манипуляция, игнорирование, деструктивная критика |
9. Деструктивная критика | Неконструктивный вид влияния | Психологическая самооборона, рлонение | Ответная дест-руктивная кри-тика, манипу-ляция, принуж-дение, игнориро-вание |
10. Манипуляция | Неконструктивный вид влияния | Конструктивная критика, конфронтация, психологическая самооборона | Встречная манипуляция, деструктивная критика |
Каналы восприятия и передачи информации. Влияние пространства и времени на уровень и глубину общения
Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Авторы этой теории Р. Бэндлер и Дж. Гриндер (2008) считают, поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему.
Существуют несколько типов модальностей или репрезентативных систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из систем является основной, то есть лучше развита. Ведущая модальность проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных жестах и движении глаз. Выделяют:
v Аудиальную репрезентативную систему – доминирует слух. В речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит как музыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т.п.
v Визуальная репрезентативная система – преобладает зрение. Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выглядит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т.п.
v Кинестетическая система – преобладают двигательные и тактильные ощущения. Характерные слова и фразы: «погодите секунду», «холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано», «это меня задевает» и т.п.
v Обонятельная и вкусовая системы. Характерные слова и фразы: «горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят», «свежий, как роза» и т.п.
Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и понимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего смыла передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закрепление, ведение.
Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнера – так называемое зеркальное поведение. Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие скорости, громкости и тона речи. В процессе общения можно сознательно и активно повторять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улучшения контакта. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта.
При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнера, использует характерные для него ключевые слова и фразы. Если коммуникатор начинает употреблять слова, связанные с ведущей модальностью партнера, он входит в контекст его восприятия и понимания, что, безусловно, способствует выработке общего смысла при взаимодействии.
Ведение представляет собой постепенное переключение партнера с его собственной программы на предлагаемую. Данная техника использует тенденцию непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника, присущую многим людям.
Присоединение, закрепление и ведение могут рассматриваться не только как приемы, обеспечивающие передачу и понимание информации, но также и как последовательные этапы установления контакта.
Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы возникают обычно в ситуациях, характеризующихся специфическим сочетанием пространственно-временных координат. Например, когда незнакомые прежде люди по каким-либо причинам вынуждены быть вместе в течение длительного промежутка времени на небольшой территории. В таких условиях человек может проявить себя в общении совсем иначе, не так как обычно. Он как бы выходит из-под социального контроля и может сыграть новую социальную роль. Известны хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и т.п.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие функции вербальной коммуникации вы знаете?
2. Перечислите нормы речевого общения.
3. Назовите средства невербальной коммуникации.
4. Какие виды коммуникативных барьеров вы можете назвать?
5. Перечислите критерии конструктивного психологического влияния?
6. Назовите виды психологического влияния?
7. Назовите виды противостояния психологическому влиянию?
8. Какие виды репрезентативных систем вы знаете?
9. Назовите основные этапы установления контакта с позиций НЛП?
10. Назовите условия успешной коммуникации.
Глава 4. Интерактивный аспект общения
Типы ситуаций взаимосвязанности людей. Психологические эффекты взаимодействия людей
Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000). Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
Основные типы социальных ситуаций:
Ø официальные социальные события;
Ø личностное взаимодействие;
Ø случайные, эпизодические встречи со знакомыми;
Ø формальные контакты (например, на работе);
Ø ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;
Ø конфликты и переговоры;
Ø групповая дискуссия.
Типы ситуаций взаимосвязанности людей:
1) человек находится наедине с собой и то, что он делает, никому не будет известно;
2) находясь в одиночестве, человек знает, что результаты его деятельности будут известны другим людям;
3) человек находится в окружении пассивно присутствующих людей, никак на него не реагирующих;
4) человек работает в присутствии других людей, активно реагирующих на него;
5) человек активно взаимодействует с другими, хотя результат его действий от других не зависит;
6) человек активно взаимодействует с другими людьми, и результат его деятельности зависит от этого сотрудничества.
Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей может быть рассмотрен на разных уровнях, часть которых регулируется сознанием. Н.Н. Обозов (Обозов Н.Н., 1979) считал, что разные уровни совместимости включаются в общение в зависимости от конкретных типов взаимодействия, и чем более тесным является взаимодействие, тем большее число уровней в него включается. Например, супружеские отношения предполагают опосредованное включение разных уровней совместимости: а) физиологического (возрастно-психологические особенности индивидов, особенности метаболических процессов, особенности темпо-ритмической организации, свойства нервной системы); б) психофизиологического (особенности темперамента, потребности индивидов); в) психологического (взаимодействие характеров, мотивов, поведения); социально-психологического (согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций).
Интерактивный аспект общения
3.4. Интерактивный аспект общения
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (Андриенко Е.В., 2000). Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
1) человек находится наедине с собой и то, что он делает, никому не будет известно;
2) находясь в одиночестве, человек знает, что результаты его деятельности будут известны другим людям;
3) человек находится в окружении пассивно присутствующих людей, никак на него не реагирующих;
4) человек работает в присутствии других людей, активно реагирующих на него;
5) человек активно взаимодействует с другими, хотя результат его действий от других не зависит;
6) человек активно взаимодействует с другими людьми, и результат его деятельности зависит от этого сотрудничества.
Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей может быть рассмотрен на разных уровнях, часть которых регулируется сознанием. Н.Н. Обозов (1979) считал, что разные уровни совместимости включаются в общение в зависимости от конкретных типов взаимодействия, и чем более тесным является взаимодействие, тем большее число уровней в него включается. Например, супружеские отношения предполагают опосредованное включение разных уровней совместимости: а) физиологического (возрастно-психологические особенности индивидов, особенности метаболических процессов, особенности темпо-ритмической организации, свойства нервной системы); б) психофизиологического (особенности темперамента, потребности индивидов); в) психологического (взаимодействие характеров, мотивов, поведения); социально-психологического (согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций).
Н.Н. Обозов (1979) выделил четыре уровня совместимости:
Структура взаимодействия. Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий. Действие состоит из четырех фаз:
Интеракция в психологии общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность интеракции
Интеракция в психологии – это концепция межличностной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.
Для совместной деятельности люди объединяются путем согласования своих позиций, как мировоззренческих, так и практических. Интерактивная сторона общения заключается в обмене идеями, знаниями, действиями.
Рисунок 1. Интерактивный метод. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Интеракция общения представляет собой условный термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, с их непосредственной деятельностью.
В социальной психологии проблема взаимодействия имеет давнюю традицию и, на первый взгляд, кажется, что между общением и взаимодействием существует явное сходство. Ряд авторов общение и взаимодействие просто отождествляют, интерпретируя их как коммуникацию. Другие авторы рассматривают оба понятия как отношение формы какого-то процесса и его содержания. Межличностные отношения, особенности субъектов и их поведение, ведущее к согласию или к противоречиям в общении, подвергаются анализу.
Понятие интеракция родом из социологии и его рассмотрение начинать надо с микроуровня, которым является семья.
Семья – это базовая модель взаимодействия людей. Переходя на другие социальные уровни, человек переносит с собой отработанные модели взаимоотношений, корректируя их под новые обстоятельства.
Интеракция в психологии подразумевает реализацию совместных действий участников общения или их взаимное влияние.
Готовые работы на аналогичную тему
Рассматривая общение людей в интерактивном ключе, можно выделить три процесса:
Таким образом, получается, что интеракция является совокупностью реакций участников общения друг на друга. Другими словами – это умение примерить чужую роль на себя.
Суть классификации интеракции заключается в четком разграничении людей по принципу воздействия и результативности.
Социальная совместная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Если эффективная деятельность предполагает значимость партнера с продуктивным обменом информацией и опытом, то во втором случае каждый индивид не желает понять другого и концентрируется только на своих желаниях. Понятно, что такое взаимодействие приводит к конфликтной ситуации.
Чтобы социальная интеракция была реализована, необходимы сигналы, устанавливающие межличностный контакт – это вербальные и невербальные средства. Вербальная – это речевая интеракция, а невербальная предполагает систему сигналов и жестов.
Сущность интеракции заключается в том, что она составляет основу общения в реальном мире, и успех такого общения невозможен без установления контакта с другим человеком.
Формы интеракции и её влияние на человека
Интеракция предполагает, что люди, в группе постоянно взаимодействуют между собой. Свои отношения они могут строить по разным причинам и принципам. Социальная психология делала неоднократные попытки создания дробной структуры для описания взаимоотношений, попытки выделения форм интеракций.
Наиболее популярная схема создана Робертом Байлзом – американским психологом, который объединил совместные действия членов группы в 12 категорий, распределив их по трем осям:
Данную схему подвергли критике, аргументом для которой стало то, что внимание акцентировалось только на формальных критериях интеракции, что не учитывало содержание групповой деятельности.
Среди других классификаций также была представлена классификация по 4-м областям, где две оси представляли эмоциональную сферу, а другие две оси – постановку проблем и способы их решений.
Общение между людьми – это всегда взаимовлияние, происходящее не на равных позициях, как правило, в любой группе есть доминирующие личности, что значит, в группу психологического анализа попадает интеракция, имеющая элементы манипуляции.
Такое скрытое управление идет против воли человека – к таким манипулятивным действиям относится суггестия или внушение, а также введение в транс. Вовлечь партнера в игру можно на чувстве вины или страха. Лесть тоже является манипулятивной техникой.
В середине XX века в социальной психологии сформировалось интеракционистское направление. По мнению представителей этого направления поведение человека ориентируется на социум и является результатом взаимодействия людей. Ребенок, взаимодействуя с взрослыми людьми в процессе своего развития, приобретает человеческие формы поведения. Для малыша, не умеющего ещё говорить и ходить, сложные виды деятельности пока недоступны, только повзрослев, он следует нормам и стереотипам поведения, которые сформировались в процессе интеракции.
Частью поведения человека становятся простые и привычные действия, усвоенные с детства – утренний подъем, санитарно-гигиенические процедуры, завтрак – так принято в социуме, так человек и делает.
Даже если для человека характерно что-то индивидуальное, только ему присущее, то и в этом случае источником будут известные и усвоенные им нормы поведения.
Проявляется сущность интеракции в зависимости индивида от социальных отношений.
В основе формирования и развития общества и социальных групп лежит взаимодействие людей. С самых древних времен группы рождались из потребностей в совместной деятельности для достижения общих целей. Группа дает защиту и уверенность, возможность решать сложные задачи. Даже самые маленькие группы будут существовать до тех пор, пока существуют интерактивные процессы, т.е. существует потребность во взаимодействии, общее дело. Как только интерактивные процессы исчезают, распадаются браки, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, затухает крепкая юношеская дружба.
Главным фактором, влияющим на успех интеракции, является психологическая совместимость.
Психологическая совместимость как фактор интеракции
Психологическая совместимость становится заметной только тогда, когда её уже нет. О психологической совместимости никто не задумывается, пока она в группе существует. Несовместимость возникает тогда, когда позитивно взаимодействовать друг с другом люди не в состоянии, когда любой контакт – это повод для конфликта. Психологическая несовместимость является настоящей бедой для любого коллектива, поэтому руководитель должен знать её основные параметры. Психологическая совместимость представляет собой оптимальное сочетание индивидуальных особенностей людей. Эти особенности делают интеракцию эффективной.
Сойтись могут только те люди, которые имеют много общего, имеют это оптимальное сочетание особенностей. Зависит это от эмоционального уровня и от характера совместной деятельности. Люди, совместимые в области профессиональной деятельности, могут быть совершенно несовместимы в семейных отношениях.
Абсолютной совместимости и несовместимости не бывает. В конфликт чаще всего вступают холерики, считая своего напарника флегматика ленивым, который будет ждать, когда его партнер успокоится – в таком случае, задача может быть не выполнена. Если правильно распределить роли, то в другой ситуации холерик и флегматик смогут быть продуктивным тандемом.
Уровни совместимости зависят от разных факторов, проявляются они тоже по-разному. В психологии выделяют несколько их видов:
Очень редко, когда партнеры сочетаются по всем трем уровням, а это значит, что неотъемлемой сферой интеракции являются конфликты, кстати, они несут не только вред, но и пользу.
Социальная психология выделяет пять стратегий интеракции – сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание.
Три первые – сильные стратегии, две последние – слабые и неэффективные, не способные решить ту или иную проблему.
В основе организации социума лежит общение. Это особый процесс, который помогает решать бытовые, деловые и научные задачи, определенное взаимовлияние индивидов, которое именуют интеракцией. Это понятие является общим для ряда дисциплин (психологии, философии, социологии и др.). В данной статье разберемся в нюансах интеракции и рассмотрим ее виды.
История
В переводе с английского языка термин «интеракция» буквально означает «взаимодействие». Его ввел чикагский ученый, основоположник социального интеракционизма, Джордж Герберт Мид в 1960 году. Согласно авторской концепции, поведение определенного социума рассматривается не как проявление отдельных индивидов, а как сложная групповая активность. Поэтому приверженцев нового психологического направления интересовали способы взаимодействия людей в группе. К таковым были отнесены:
В социологии
Идею Дж. Г. Мида подхватил российский социолог Питирим Сорокин. Он определил опорные точки для социальной интеракции:
В психологии
Структура общения
Психологи выделяют в человеческом общении три компонента: коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Безусловно, в реальной беседе, в режиме онлайн, данное разделение совсем не чувствуется, т.к. все составляющие переплетены и реализуются одновременно. Однако в теории психологии каждый компонент имеет свою проблематику, задачи и смысловое разграничение.
Виды взаимодействий
Существует весьма строгая классификация интеракции. Суть ее заключается в четком разграничении взаимодействия людей по принципу результативности и воздействия. Так совместная социальная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Первая предполагает высокую значимость партнера (друга, коллеги, собеседника и др.) как личности. Здесь происходит продуктивный обмен информацией и опытом, взаимовыгодное сотрудничество. В случае с видом интеракции неэффективной каждый индивид зациклен исключительно на своих желаниях и потребностях без попытки прочувствовать и понять другого. В результате такое взаимодействие ведет к конфликту или конкуренции.
Для реализации социальной интеракции необходимы определенные сигналы, которые установят межличностный контакт. К ним относятся вербальные и невербальные средства. С этой позиции выделяют:
Формы интеракции
Однако эта схема была подвержена критике. Аргументом выступило акцентирование внимания лишь на формальных критериях интеракции. А это исключает учет содержания групповой деятельности, т.е. то, чем занимаются индивиды.
Среди прочих была представлена классификация по четырем областям. В ней две оси относились к эмоциональной сфере человека (позитивные и негативные эмоции). И две были связаны с постановкой проблем и способами их решения.
Интеракция и манипуляция
Заключение
Резюмируя статью, важно тезисно обратить внимание на ключевые моменты:
Сущность интеракции и её влияние на поведение человека
Что такое интеракция в психологии и социологии
Общение состоит из трех аспектов — коммуникации, перцепции и интеракции. Рассмотрим последний феномен с точки зрения психологии и социологии.
Понятие интеракции изначально появилось в социологии.
В переводе с английского интеракция означает взаимодействие. Этот термин был введен в науку Джорджем Гербертом Мидом в 1960 году. Согласно теории Мида, поведение, распространенное в социуме, определяется не набором поступков отдельных людей, а сложной групповой деятельностью. Поэтому в фокус интереса исследователей, придерживающихся интеракционистского подхода, попали следующие категории взаимодействия:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Теория интеракции получила дальнейшую разработку. Так, российско-американский социолог П. Сорокин выделил важнейшие признаки интеракции:
Из социологии этот термин перешел в психологию, что само по себе является необычным событием, посколько традиционно происходит обратный процесс.
В психологии интеракция имеет следующие определения:
Стратегии (виды) интеракции — это особые шаблоны поведения человека в процессе его взаимодействия с другими людьми.
Сегодня выделяют пять основных стратегий интеракции:
Первые три стратегии рассматриваются исследователями как результативные, а последние две как неэффективные. Это связано с тем, что избегание и приспособление не решают проблемы, а лишь ведут к их обострению или же к психологическим расстройствам — фрустрациям, внутриличностным конфликтам, неврозам и так далее.
Следует отметить, что «стороны» подразумевают под собой зачастую не отдельных личностей, а целые социальные группы (большие или малые).
Какую роль интеракция играет в социуме
Само явление интеракции в первую очередь важно, поскольку индивид зависим от социальных отношений. Однако ее значение следует исследовать шире.
Для выживания и нормального функционирования индивиду необходима социальная группа. Она удовлетворяет потребности людей в совместной деятельности.
Группа обеспечивает защиту, дает уверенность, открывает возможность к решению тех задач, которые человек самостоятельно решить не в состоянии. На определенных этапах жизни само физическое выживание и социализация индивида зависит от существования группы — семьи.
Однако формирование группы невозможно без интеракции. В этом заключается роль интеракции в социуме.
Влияние интеракции на поведение человека
Влияние настолько сильно и неоспоримо, что в середине XX века в психологии возникло целое направление — интеракционистское. Исследователи, придерживающиеся данного подхода, полагают: все поведение людей в той или иной степени нацелено на одобрение социума и является результатом интеракции.
Это проявляется на самом начальном этапе жизни индивида. Лишь взаимодействуя с представителями Homo Sapiens, ребенок может научиться говорить, ходить, выполнять элементарные правила гигиены. Только при общении с представителями своей культуры он может выучить родной язык и приобрести знание о традициях.
Повзрослев, человек следует нормам и стереотипам поведения, которые навязываются ему обществом. Например, в России выпускники школы зачастую поступают в высшие учебные заведения не потому, что это соответствует их карьерным планам, а потому, что высшее образование имеет ценность в обществе.
Один из недостатков интеракционистского подхода заключен в том, что он лишает людей индивидуальности. Однако полностью исключать влияние общества на поступки человека нельзя, поскольку он представляет собой единство индивидуального и социального.
Психологическая совместимость как фактор интеракции
Изначально определение понятию психологической совместимости в науке давалось через толкование обратного явления — «психологической несовместимости». Однако со временем важность первого в коллективе и обществе была осмыслена в полной мере. Сегодня это то, к чему стремится любой хороший руководитель или политик.
Психологическая совместимость — это оптимальное сочетание индивидуальных особенностей, которое приводит к эффективности интеракции.
Психологическая совместимость редко бывает абсолютной, поэтому важность компромиссов по-прежнему сохраняется.
В психологии выделяют несколько видов или уровней совместимости:
Чем выше уровень, тем сложнее предсказать, насколько качественной или некачественной будет психологическая совместимость.