В чем заключается сущность общения кратко
Лекция 3. 1. Понятие и сущность общения.
ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1. Понятие и сущность общения.
2. Особенности общения.
Вопрос 1. Понятие и сущность общения
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.
По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.
Вопрос 2. Особенности общения
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции:
Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
Формирующая – проявляется в процессе формирования и изменения психики человека.
Функция подтверждения – в процессе общения человек имеет возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Подтверждение – это принятие другими людьми.
Функция организации и поддержания межличностных отношений связана с оцениванием людей и установлением позитивных или негативных эмоциональных отношений.
Внутриличностная функция общения – общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь по типу диалога).
Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 2289 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Сущность общения и его основные виды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущностная характеристика общения
Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.
В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.
Содержание общения весьма разнообразно:
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:
К дополнительным функциям общения относятся:
Готовые работы на аналогичную тему
В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.
Структура общения и его виды
По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны:
Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.
Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.
Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.
Основным средством общения выступает язык.
Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.
Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.
К видам общения относятся:
Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.
Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.
Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.
Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.
Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).
Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.
Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Сущность общения
Описание
Основные вопросы изучаемой темы
Виды социальных контактов. Результат, цель и итоги общения. Биологические и социальное общение. Частные виды общения. Структура и задачи общения. Функции и формы общения. Коммуникативные барьеры в общении.
Оглавление
1. Виды социальных контактов
Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания)
Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.
Деятельность и общение это взаимосвязанные стороны социальной активности человека, они могут быть едины или реализовываться независимо друг от друга.
В общении выделяют:
2. Содержание
По своему содержанию общение может быть представлено как:
3. Цель общения
— понимание и гармонизация себя;
— самоорганизация в мире людей (самоутверждение);
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
4. Виды общения
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.
Назовем основные из них.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или проследуют агрессивные грубые реплики. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
Духовное, личностное общение сосредоточено в основном, вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека:
1. поиск смысла жизни;
2. определение своего отношения к значимому человеку;
3. определение своего отношения к тому, что происходит вокруг;
4. разрешение какого либо внутреннего конфликта и пр.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника. Объектное восприятие партнера по общению для достижения личных целей, добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Истинная цель общения либо просто скрывается, либо подменяется другими.
Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на от или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс такого общения:
1. Вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»;
2. Одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»
3. Симпатии – «будь доброжелателен, приветлив»
Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Кодекс делового общения:
1. Принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
2. Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
3. Принцип качества информации – «не ври»;
4. Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
5. Принцип ДУ – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
6. Принцип эмпатии – «умей слушать и понять чужую мысль»;
7. Принцип психологической грамотности – «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5. Средства общения
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому.
Способы передачи могут быть:
— с помощью прямых телесных контактов (касание руки, тела и пр.);
— с помощью органов чувств: зрение, слух, обоняние;
— с помощью письменности в её разнообразных видах (текст, графики, чертежи и пр.)
6. Функции общения
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Сочетаясь между собой, они придают процессам общения специфику.
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для исполнения действия.
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и пр.
Экспрессивная функция – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
Функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности.
Функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и пр.
7. Формы общения
Общение разнообразно по своим формам.
Под прямым общением понимают естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и пр. Оно является исторически первой формой общения людей друг с другом.
Опосредованное общение (т.е. посредством чего либо) может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и пр.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение, интернет и пр.).
8. Задачи и структура общения
Информационная – передача (изложение) или обмен сообщениями (прогноз погоды)
Регуляторная – воздействие на поведение человека через его мотивы, эмоции и пр. (контакт психотерапевта и пациента).
Аффективная – создание определенной, эмоциональной атмосферы (выступление артистов).
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон.
— Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую;
— Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностный отношений и означает, таким образом, процесс восприятия социальных объектов.
Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.
Информационно-дефицитный барьер – при механическом обрыве информации, неясность передаваемой информации отчего искажается изложенная и переданная мысль.
Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (причем передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Это замещающе-искажающий барьер. Искажение информации увеличивается при увеличении ступеней передачи.
Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональными барьерами. Это происходит когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причем не только сами слова, сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
Можно говорить о существовании барьеров непонимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.
Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.
Фонетический барьер непонимания возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи (невыразительная быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов).
Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Это в первую очередь проблема жаргонов и сленгов. К тому же даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свой мини-язык общения, свой слэнг, свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.
Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения (дети не воспримут рассказ взрослого из-за сухой, грамматически сложной речи) (Кравченко и рабочие).
Логический барьер непонимания возникает, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательства (женская и мужская логика).
Барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, пола, возраста, национальности.
Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, или наоборот авторитетности, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Особое место занимают ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием *пространственно-временных координат, так называемые «хронотипы». Например, хронотип «вагонного попутчика», «больничной палаты».
Определение понятия общения
Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.
Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.
Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.
Характерные свойства и черты общения
Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.
Природа возникновения общения и потребности в нем
Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.
Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.
Становление личности
На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.
То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.
Как все зарождалось?
Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…
Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.
Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.
Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?
На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.
Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.
Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.
Зачем коммуникация нужна человеку?
Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.
Что порождает желание коммуницировать?
Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.
Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.
А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.
У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.
Отсутствие межличностных контактов и его последствия
То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.
«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.
Многогранность общения в целях
То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.
Стили и классификация
Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.
Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.
Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.
Искусство межличностной коммуникации
Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.
В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.
Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:
Соблюдая простые правила
Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.
Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими: