В чем заключается сущность организации
Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей. Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.
Каждая организация имеет миссию. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии необходима для выявления основной задачи фирмы, разработки на ее основе целей и критериев принятия решений.
Для организации миссия является точкой отсчета для принятия плановых решений (определить, для чего существует компания); придает ясность цели, к которой движется организация (в чем отличие данной компании от уже работающих на рынке); помогает концентрировать усилия работников на достижение цели (согласованность интересов всех лиц организации); вызывает понимание и поддержку внешних участников организации, способствует созданию корпоративного духа организации.
В обобщенном виде миссия представляет собой определение предлагаемых продуктов (услуг), место и роль организации на рынке; цели организации; технологию, базовые взгляды и ценности, сильные стороны, конкурентоспособность, ответственность перед партнерами и потребителями, имидж и внешний вид. То, что компания собирается делать, куда двигаться, и чем она хочет стать, и является миссией фирмы.
Миссия не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Формирование новой миссии ведет к формированию нового предприятия. Осуществляя свою миссию, предприятие движется к достижению определенных целей (выживания, роста, доходности). Оно выпускает продукцию (оказывает услуги), обретает знания, используют новые технологии, что влечет за собой новый виток развития.
Сущность, виды и функции организации
Каждый человек знаком с существованием организаций, так как сталкивается с ними ежедневно (поскольку это является обычной, повседневной частью человеческой среды обитания, без которой существование современных форм социума является немыслимым), однако при этом, люди зачастую не задумаются о том, что сами стали «представителями организаций», и не могут полноценно реализовывать свою жизнедеятельность без них.
И действительно, человек рождается в родильном доме, записи о его рождении также делаются в государственных учреждениях, образование человек получает в школе, а затем и в вузе, лечится в поликлинике, питается едой, которая произведена в различных компаниях, живет в доме, который построен строительной организацией, берет кредит в банке, регистрирует брак и разводится в специализированном учреждении, обращается в милицию, в аварийную службу, разрешает спор в суде, пользуется услугами транспортной компании, посещает театр, ходит в церковь, трудится пять дней в неделю, работая в какой-либо организации, либо несет государственную службу, и, в итоге, в конце жизни его сопровождает похоронное бюро.
Сущность организации
В некотором смысле, организация выступает в качестве разновидности социальной группы (общности) и зачастую является крупной вторичной группой, в другом смысле, характеристики формальной организации сближает ее с социальным институтом.
В качестве фундаментальной причины, которая порождает строительство организаций, выступает человеческая потребность в реализации совместных кооперативных форм деятельности, результатом которой становится достижение определенной цель, исходя из чего, организация является определенного рода целевой группой (общностью). В качестве глубинного предназначения создания организаций, как целевых сообществ, является эффект синергии (от греческого – содружество, совместное действие).
При наличии в организации определенной синергии результатом становится прирост показателей, которые превышают сумму индивидуальных стараний. Действие синергии может быть представлено в виде формулы, в которой 2*2 = 5, либо 6, либо 7.
Для достижения представленного эффекта и необходимо создание организаций. Различные образования, среди которых: больницы, супермаркеты, университеты и компания Apple имеют определенное сходство, которое выражается в том, что все они являются организациями.
Организация является социальной целостностью, деятельность которой направлена на достижение определенных целей, ее выстраивание происходит в виде специально структурированной и координированной системы, которая выполняет определенную деятельность и связывается с процессами окружающей среды. Таким образом, организация является социальной, и вместе с тем открытой системой.
Открытая система, для того, чтобы выжить, нуждается во взаимодействии с окружающей средой, для обмена с ней определенными ресурсами. Она нуждается в постоянном изменении, необходимом для приспособления к окружающей среде. Показатели внутренней эффективности являются одной частью открытых систем, и, в некоторых случаях – самыми незначительными. Любая система, которая для своего функционирования нуждается во взаимодействии со своим окружением является открытой. Организация является открытой системой, также, как и человек тоже является представителем открытой системы. | Закрытая система не является зависимой от условий окружающей среды, поскольку является автономной, то есть отделенной от социальной среды и не нуждается во взаимодействии. Не существует исключительно закрытых систем, однако в первых научных исследованиях, посвященных организациям, рассматривались именно замкнутые системы. Ранние теории менеджмента изучали организацию в контексте закрытой системы, в которой окружающая среда выступала данностью. В данных теориях выдвигались предположения о том, что повышение эффективности в работе организации во многом может зависеть от наличия внутренней переорганизации. Безусловно, управление закрытыми системами является более легким процессом, однако устройство социального мира является несколько иным: любой организации необходимо так или иначе взаимодействовать с объектами внешнего мира. |
Черты организации
Трактовка организации в контексте открытой системы способствует раскрытию ее черт. Организационные элементы являются зависимыми друг от друга, поскольку оказывают друг на друга влияние, а также выступают в качестве компонентов в ее структуре, среди которых можно выделить следующие:
Функции организации
В литературных источниках принято выделять следующие основные организационные функции:
Природа и сущность организации — Понятие и сущность организации
В целом, под организацией понимается совокупность людей и групп, которые целенаправленно объединены и существуют вместе.
Помимо объединения людей, организация также понимается как функция управления и как процесс организационной деятельности.
Организация как социальное явление определяется набором критериев, вытекающих из ее природы. Можно выделить набор основных критериев, которым соответствует любая организация.
Организация — это объединение людей для выполнения определенной миссии и достижения определенной цели, осуществляющих совместную деятельность путем разделения обязанностей, объединенных единым организационным ядром и правилами, а также определенной властью в определенных границах в той или иной организационной форме, создающих новое образование. Организация — это всегда объединение тех или иных людей, то есть социальная сущность организации — это человеческий коллектив, существующий с определенными характеристиками в конкретной среде. Может ли организация состоять из одного человека? Очевидно, что нет, потому что любая целенаправленная деятельность предполагает человеческие отношения. Что объединяет этих людей? Потому что каждый сам по себе не может достичь того, что ему нужно. Только в системе, только в союзе люди способны достичь гораздо большего, чем при сложении возможных результатов работы каждого в отдельности. Существование миссии и общей главной цели в организации обусловлено тем, что каждая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере, социально видимую) целенаправленную деятельность.
Миссия организации — это ее цель, причина, по которой люди собираются вместе и осуществляют ее деятельность [14], след, который организация оставляет в истории, и роль, которую она играет в обществе.
Важность определения миссии организации заключается в том, что она:
Представляет собой основу, точку опоры для всего процесса планирования
Принятие решений организацией для определения своих целей;
она обеспечивает уверенность в том, что организация преследует следующие цели
Последовательные, четкие, сопоставимые цели;
Генерирует понимание и поддержку среди внешних участников организации (инвесторов, потенциальных партнеров,
Примерная характеристика миссии, т.е. цели, организации в обобщенном виде включает:
Как правило, миссия понимается в сокращенном виде как удовлетворение определенных общественных потребностей.
Выполняя свою миссию, организация достигает определенных целей, и эти цели и их группы должны соответствовать миссии.
Таким образом, каждая организация в той или иной форме имеет миссию, истинное содержание которой руководство или сотрудники организации могут не знать.
Иногда миссию путают с основной целью организации. На наш взгляд, между этими двумя характеристиками организации существует некоторая разница. Миссия, как цель или причина существования организации, постоянно присутствует в ее деятельности, во всех ее проявлениях, независимо от того, какие цели преследует организация в тот или иной момент своего существования. В этом случае миссия всегда имеет социально значимое содержание. Главные цели преследуются организацией для того, чтобы привести ее к желаемому состоянию, в то время как в дополнение к главным целям организация постоянно ставит и достигает множество второстепенных целей, которые иногда могут противоречить главным целям.
Природа и сущность организации — Понятие и сущность организации
Понятие и сущность организации
Совместная деятельность в той или иной форме также имеет место в любой организации. Это означает, что люди, объединенные в определенную единицу, совместно выполняют какие-то действия, исходя из установленных целей и задач. Несмотря на то, что эти виды деятельности являются общими по своей природе, их содержание может быть очень разным даже в самой маленькой организации. Таким образом, возникают функциональные виды деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, человеческие ресурсы и т.д.), то есть работа внутри организации, но с разным содержанием. Совместные действия далеко не всегда означают просто «работать вместе». Суть этого явления заключается в том, что разные люди дополняют друг друга, а результаты их работы «объединяются» и образуют общий, консолидированный результат деятельности организации.
Разделение задач присутствует в любой, даже самой примитивной организации. Например, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и т.д. В современных организациях разделение задач и труда имеет многомерную комплексную основу, без которой немыслимо нормальное существование социальной системы.
Организационное ядро — это внутреннее притяжение в организации. Именно «внутренние структурные и коммуникативные нити» обеспечивают организационное единство. Это ядро может быть основано на общих интересах, договорных отношениях, членстве или гражданстве. Организационное ядро — это набор характеристик, которые предрасполагают человека к тому, чтобы остаться в той или иной организации. Она не заменяет структуру в организации, а является одной из сторон структурных отношений в организации.
Под правилами подразумеваются не только принципы проектирования и управления организацией, но и внутренний порядок, правовая основа деятельности и регулирование работы коллектива. Иногда правила превращаются в регламент, и тогда организация становится формальной. При отсутствии «письменных», то есть фиксированных правил и использовании традиций или неформальных соглашений, организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).
Возникновение и реализация власти и управления в организации присутствует всегда, так как необходимо постоянно подвигать людей к целенаправленной деятельности.С этой категорией связан ряд других понятий:
В науке существует классификация власти в организации как инструмента влияния и побуждения в зависимости от ее происхождения (origin, source). Согласно этому критерию, выделяют семь форм власти: 1) власть, основанная на принуждении; 2) власть, основанная на вознаграждении; 3) экспертная власть; 4) референтная власть; 5) легитимная власть; 6) власть убеждения; 7) власть соучастия.
Сущность, природа и роль принципов менеджмента в достижении цели организации
Важную роль в управленческой деятельности играют принципы управления, которые, благодаря применению законов и закономерностей управления, отражают прикладной характер управления организациями.
Принцип — это определенное правило, сформулированное на основе знания законов или закономерностей, в соответствии с которыми действуют люди, с учетом их внутреннего убеждения и опыта относительно необходимости поступать именно так. Сам механизм действия принципов управления заключается в признании и соблюдении их требований субъектом управления при воздействии на объект управления.
Принципы (лат. principium — начало, основа) управления — это выработанные управленческой наукой и практикой основные правила, идеи, нормы поведения, соблюдение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью организации.
В отличие от объективных законов, принципы управления формулируются субъективно, но с учетом действия законов. При разработке принципов управления необходимо учитывать следующие положения:
Если рассматривать принципы как базовую категорию теории управления, то необходимо их классифицировать. На наш взгляд, критерием для классификации может служить сфера влияния принципа на деятельность организации. В соответствии с этим критерием все принципы управления можно разделить на общие и частные.
Общие принципы закладывают фундамент, без которого невозможно рассматривать общую теорию управления. Частные принципы определяют правила, по которым развивается то или иное направление (элемент) теории управления.
Общие принципы должны отвечать следующим требованиям:
Принцип иерархии. Он определяет правила организации или ее отдельных элементов. Она подразумевает распределение управленческих должностей в организационной структуре от низшего к высшему уровню.
Принцип динамического равновесия. Она подразумевает непрерывное развитие организации и поддержание общего баланса на каждом этапе этого развития. Под потенциалом мы понимаем способность организации успешно противостоять внешней среде, изменяя свое состояние с той же сложностью и скоростью, с какой изменения происходят в окружающей среде. Другими словами, потенциал организации должен находиться в динамическом равновесии с факторами внешней среды.
Местное самоуправление в Российской Федерации
В современном обществе стало общепризнанным, что местное самоуправление является одной из необходимых основ любой демократической системы, главным принципом организации власти в государстве, предпосылкой формирования и развития гражданского общества.
Местное самоуправление — это уровень государственной власти, наиболее приближенный к народу, обладающий значительной автономией и независимостью в решении местных проблем.
Концепция. Несмотря на многовековую историю местного самоуправления, в обществе еще не сложилось четкого понимания его природы.
Часть I, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 года, определяет местное самоуправление как право и эффективную способность местных органов власти регулировать и управлять значительной частью общественных дел в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.6 Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (далее — «Федеральный закон № 131-ФЗ»). 131-ФЗ») определяет следующее «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».
Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. приводим различные аспекты местного самоуправления:
На наш взгляд, наиболее продуктивным подходом к определению сущности, места и роли местного самоуправления в обществе и государстве является рассмотрение его в государственно-общественном контексте. Местное самоуправление, имеющее общественно-государственный характер, безусловно, наделено как признаками государственных, так и общественных институтов.
Местное самоуправление — это средство достижения как минимум трех целей: Обеспечение децентрализации в государственном управлении; развитие демократических принципов в решении вопросов местного значения; повышение эффективности в ведении местных дел.
Упорядочение или налаживание действия организации
Организация как эффект — это упорядочивание или установление эффекта от объекта.
Теория организации учитывает все три варианта концепции организации, поскольку занимается организациями как управляемыми объектами, организационной деятельностью, связанной с управлением коллективом, и проектированием организаций с разработкой их организационных структур. Здесь основное внимание уделяется концепции организации, которая имеет дело с производственной и экономической деятельностью, которую принято называть предприятием или экономической организацией. Это различные организации (предприятия, учреждения), которые работают в условиях новых рыночных отношений, характерных для современной России. В основе их деятельности лежат не только задачи экономического характера, то есть получение прибыли, но и решение социально значимых задач общества. Для такой деятельности организация понимается как устойчивая группа лиц, которые взаимодействуют друг с другом через материальные, экономические, правовые и другие условия для решения существующих проблем или достижения поставленных целей. Для этого он преобразует имеющиеся в его распоряжении материальные, трудовые и информационные ресурсы в требуемые конечные результаты на основе соответствующих технологий.
У организации есть функция и структура. Его основная функция (задача), как видно из определения, заключается в решении проблем и достижении целей. Структуру организации, то есть упорядоченное множество ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с различных точек зрения:
Социальная структура формируется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда входят формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и т.д. Социальная структура организации обладает определенным потенциалом, который состоит из нескольких элементов:
Социально-техническая структура — это система рабочих мест, которая связывает работников пространственно и в рабочих отношениях. Она объединяет жесткую техническую структуру и гибкую социальную структуру.
Таким образом, организация не является ни чисто материальным, ни чисто ментальным феноменом. Все три структуры организации должны соответствовать друг другу.
Деятельность экономической организации подробно рассматривается в дисциплинах по управлению производством (компанией).
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Сущность понятия «организация»
Тема 1. Методологические основы теории организации
Сущность понятия «организация»
Организация − это группа людей, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий для решения проблем и достижения общей цели (Денис Дроненко).
Термин «организация» можно рассматривать в трех аспектах: как объект (явление), как процесс управления, как воздействие или действие.
Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким формациям, как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.
Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом смысле организация представляет собой процесс управления деятельностью людей, т. е. «организовывание».
Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта.
В курсе «Теория организации» основное внимание направлено на понятие «организация», которая занимается производственной и экономической деятельностью, так называемую «деловую организацию». Основные задачи курса, определения, предмет, объект и метод представлены на плакатах 3-6 (презентация (П)).
1. Наличие цели организации (главный признак), к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям.
2. Обособленность организации, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
3. Осуществление деятельности организации на основе принципа саморегулирования,который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать вопросы организационной жизни и с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.
4. Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство, с помощью которого осуществляется саморегулирование организации.
Понятие и сущность организации
В целом под организацией понимается совокупность людей и групп, целенаправленно объединенных и существующих совместно.
Кроме объединения людей под организацией также понимается функция управления и процесс организационной деятельности.
Организация как общественное явление определяется рядом критериев, что вытекает из ее сущности. Можно выделить ряд основных критериев, которым соответствует любая организация (рис. 1.4).
Рассмотрим обозначенные критерии.
Наличие миссии и общей главной цели в организациисвязано с тем, что любая организация осуществляет социально значимую (по крайней мере социально заметную) целенаправленную деятельность.
Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
представляет собой базис, точку опоры для всех плановых
решений организации, для определения ее целей и задач;
создает уверенность в том, что организация преследует
непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;
— помогает сосредоточить усилия работников на выбранномнаправлении, объединяет их действия;
вызывает понимание и поддержку внешних участниковорганизации (инвесторов, потенциальных партнеров,
— повышает социальную значимость организации.
Примерная характеристика миссии, то есть предназначения, организации в обобщенном виде включает:
— предлагаемые продукты или услуги,
— позиционирование на рынке,
— технологию (процессы, инновации),
— философию (базовые взгляды, ценности, мотивации), внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания),
— внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом) [14].
Как правило, в сокращенном виде под миссией понимается удовлетворение определенных общественных потребностей.
Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей, при этом данные цели и их группы должны соответствовать миссии.
Таким образом, в той или иной форме миссия присутствует у каждой организации, при этом руководство или сотрудники данной организации могут не осознавать ее истинное содержание.
Исходя из миссии и главной цели необходимо формировать более частные цели, задачи и направления деятельности организации.
Совместная деятельность в той или иной форме также осуществляется в любой организации.Это означает, что люди, объединенные в данном образовании, совместно осуществляют некие деяния, исходящие из поставленных целей и задач. Несмотря на то что данная деятельность носит совместный характер, содержание этой деятельности может чрезвычайно сильно отличаться даже в самой маленькой организации. В связи с этим появляются функциональные направления деятельности (производство, маркетинг, инновации, финансы, персонал и др.), то есть работа внутри одной организации, но с различным ее содержанием. Совместная деятельность далеко не всегда означает то, что люди просто «вместе работают». Суть данного явления в том, что различные лица взаимно дополняют друг друга, а результаты их труда «объединяются», формируя общий консолидированный результат организации.
Разделение обязанностейприсутствует в любых, даже самых примитивных организация. Так, в первобытном племени есть вожди, жрецы, воины и др. В современных организациях разделение обязанностей и труда имеет многомерную сложную основу, без которой немыслимо нормальное существование социальной системы.
Правилаподразумевают не только принципы создания и управления организацией, но и внутренний распорядок, правовую основу деятельности, регулирование взаимодействия в коллективе. Иногда правила превращаются в регламенты, тогда организация становится формальной. В случае отсутствия «писаных», то есть закрепленных, правил и использования традиций или неформального договора организация остается неформальной (первобытное племя или клуб друзей).
Происхождение и реализация власти и управления в организацииприсутствует всегда, поскольку необходимо постоянное побуждение людей к целенаправленной деятельности.