В чем заключается сущность политических отношений

Политология. Шпаргалки

В чем заключается сущность политических отношений. cover. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-cover. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка cover

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Политология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Политические отношения и сущность политики

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.

Выделяют три основные группы определений политики:

социологические, характеризующие политику через другие общественные явления — экономику, право, мораль, культуру;

субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

научно сконструированные, раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и носителей власти.

Политикой называются действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование.

Главный аспект общественного существования политики возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Сутью политики является подавление сильными слабых. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении, можно называть политикой.

Характерные черты политики:

а) Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий;

б) Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

в) Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства как социального института, служащего для всего общества;

г) Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга.

К элементам политики относят субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения — отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Источник

Сущность политических отношений.

Каждый человек ежедневно вступает в самые разнообразные отношения: экономические, юридические, семейные, профессиональные и т. д. Эти отношения могут возникать как с отдельными гражданами, так и с группами людей, объединениями, организациями и даже государством в целом.

Характер социальных отношений может быть весьма различным – от приятельского общения с друзьями, любви и официальных контактов, до ненависти, конфронтации и вооруженных конфликтов. От чего же зависит характер взаимоотношений между людьми? Очевидно, главными являются следующие факторы:

1. Личностные особенности человека, его психологическое состояние.

2. Социальный статус личности или социальной группы, т.е. их положение относительно других индивидов, групп, определяемое конкретными для данной общественной системы признаками (экономическими, профессиональными, социально-поселенческими и др.).

3. Социометрические факторы, то есть взаимоотношения внутри конкретной социальной группы, в которую входит данный индивид.

4. Тип общественного устройства данного государства, его отношение к определенной социальной группе и конкретному человеку.

5. Международные факторы.

Все эти факторы особенно ярко проявляются в отношениях с властью и ее институтами. Существует древнее изречение, утверждающее, что одно из самых серьезных испытаний для человека – испытание властью, выдержать которое способен далеко не каждый. А власть, как мы уже выяснили, связана с политикой, с политическими отношениями. В чем же их сущность?

Политические отношения складываются между людьми, группами людей, партиями и движениями, народами и государствами по поводу политической власти и ее осуществления. Другими словами можно сказать, что политические отношения возникают между политической властью и группами граждан или отдельными личностями. Власть либо защищает права и интересы всех граждан или какой-то их части, либо ограничивает и подавляет такие права. В свою очередь, граждане либо оказывают поддержку власти, либо борются против нее, или оказывают ей пассивное сопротивление (например, невыполнением распоряжений власти).

Политические отношения играют в обществе столь же значительную роль, что и социальные, и экономические отношения: характеризуют тип общественной организации, отношения либо господства и подчинения, либо сотрудничества, взаимодействия и политического единства. Они могут строиться как на мирной основе (социальное согласие, движение различных политических сил, доверие, демократические права, плюрализм мнений и др.), так и на конфликтных принципах (конфронтация, вооруженная борьба, революции и т. п.).

В конечном счете содержание политических отношений определяется следующими факторами:

− отношениями между государством и обществом, властью и народом;

− степенью демократизации общества;

− доступностью информации и контактов;

− уровнем политической культуры общества, ее характером.

Политические отношения имеют целенаправленный характер – преодоление противоречий и конфликтов, возникающих между сторонами, организация согласия и единства государства и общества.

Исходным моментом политических отношений является общение. Различаются такие виды общения: лично-непосредственное и дистанционное, т.е. устное и письменное (документы, письма, речи). В процессе общения осуществляются контакты между различными субъектами политики. В любых формах общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, согласование или конфликт.

Соотношение формального и неформального общения свидетельствует о состоянии демократии в обществе. Наиболее эффективным является сочетание всех видов политического общения.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Политические отношения

В чем заключается сущность политических отношений. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается сущность политических отношений. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается сущность политических отношений. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается сущность политических отношений. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается сущность политических отношений. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается сущность политических отношений. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Политические отношения классифицируют по разным основаниям:

2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;

3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;

4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;

5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.

Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.

Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:

— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;

специфическим инструментом политических отношений выступает власть.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:

по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;

по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;

по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;

по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.

Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

Источник

Политические отношения и политический процесс

В чем заключается сущность политических отношений. 151149649310mecg. В чем заключается сущность политических отношений фото. В чем заключается сущность политических отношений-151149649310mecg. картинка В чем заключается сущность политических отношений. картинка 151149649310mecg

И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Политические отношения: сущность, содержание и типология.

2. Политический процесс: понятие, сущность и содержание.

4. Понятие, типы и виды политических действий.

«Развитие политического процесса отражает не что иное, как нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям»

Т. Парсонс

Политика в любом обществе представляет собой достаточно упорядоченный и последовательный процесс возникновения, протекания и дальнейшего развития различных политических отношений, событий и явлений.

Эта взаимосвязанная и определенным образом направленная последовательность не выстраивается в соответствии с теоретическими представлениями политической элиты или политологов, а выступает совокупным результатом взаимодействия различных типов и проявлений политического поведения на личностном, групповом и социальном уровнях организации политической жизни.

1. Политические отношения: сущность, содержание и типология

Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. (Слайд 2) Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства.

Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения.

Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:

возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;

деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;

специфическим инструментом политических отношений выступает власть.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.

Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям (Слайд 3):

по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т. п.;

по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т. п.;

по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;

по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.

Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.

Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.

2. Политический процесс: понятие, сущность и содержание

Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.

В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,— в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле – «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». (Слайд 4)

Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.

Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:

институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса;

артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;

со­циологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия соци­альных и социокультурных факторов;

интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;

бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;

структурно–функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель. (Слайд 5)

Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса – пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания (Слайд 6):

Политический процесс имеет свои этапы развития. Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:

В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.

Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

3. Типология политических процессов

На практике политическое взаимодействие сводится к процессу принятия и реализации решений, отражающих интересы и требования участников политического процесса. В связи с этим в политическом процессе можно выделить две его активно взаимодействующие между собой составляющие: ценностную (система культуры, доминирующие нормы и ценности политической жизни) и технологическую, которая обозначается понятием «стиль политики». Применение данных категорий позволяет осуществить типологию политических процессов на основе различий присущих им политических стилей. (Слайд 7)

С точки зрения публичности осуществления властных функций выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы:

скрытый политический процесс может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

По характеру преобразования власти можно выделить: революционный и эволюционный политический процесс:

революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований; допустимостью использования насильственных средств; стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности;

эволюционный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.

По устойчивости взаимосвязей между политическими субъектами выделяют стабильный и нестабильный политический процесс:

стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политического поведения граждан; функционально отработанными механизмами принятия политических решений; легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм;

нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.

По способам достижения динамического равновесия политической системы можно выделить три типа политических процессов: технократический, идеократический и харизматический:

технократический тип отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и меха­низмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом техноло­гического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из поли­тической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков;

идеократический тип отличается господством одной идеологии, в отно­шении которой имеется общенаци­ональный консенсус;

харизматический тип характеризует­ся всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические инсти­туты.

По характеру осуществления власти политические процессы делятся на: демократические и недемократические:

демократический тип характеризуется следующими основными принцами: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина;

недемократический тип характеризуется следующими основными принципами: тоталитарный политический режим; верховенство интересов малой группы лиц; отсутствие гражданского общества; нарушение прав человека и гражданина.

По характеру демократии можно выделить следующие разновидности политических процессов: прямая демократия, представительная демократия, плюралистическая демократия.

Таким образом, в природе существуют различные типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных подходов типологию политических процессов можно проводить и по другим основаниям.

4. Понятие, типы и виды политических действий

Политический процесс состоит из совокупности политических действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. (Слайд 8) Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.

Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».

Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.

Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вносит в политику перемены, новые моменты, динамику.

Политическое действие может быть организованным или стихийным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.

Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч:

путч – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков (путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу).

Не менее важным видом политических действий является политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей (изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т. д.).

Примерами специфических политических действий служат также митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т. д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры и т. д.

Таким образом, политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп, которые облекаются в теоретическую, идеологическую форму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *