В чем заключается сущность политической идеологии
Сущность политической идеологии.
Содержание
1. Сущность политической идеологии…………………………. 3
2. Современные политические идеологии………………………..7
3. Либерализм как метаидеология………………………………..14
3.1. Развитие либеральных идей………………………………..14
3.2. Либерализм эпохи Просвещения…………………………..17
3.5. Российский либерализм…………………………………. 23
Введение.
Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.
Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.
Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.
Сущность политической идеологии.
Термин «идеология» появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в 1796г. французский философ Дестют де Траси. У Траси он означал некую новую «науку об идеях» (буквально идея-логия), которая должна была бы изучить происхождение наших мыслей. Сам философ надеялся, что идеология со временем станет такой же признанной наукой, как зоология и биология.
В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.
Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир.
В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.
Идеология — это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.
Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как религии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.
Положение, что идеология – это «внутренняя религия» современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
Политика. ТЕОРИЯ. Политическая идеология.
Политическая идеология.
Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.
Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.
Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Это система идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий
Политические ценности – это представления и понятия субъектов:
Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.
Формы политических идеологий:
Функции политической идеологии.
Средством распространения идеологии является пропаганда.
Пропаганда – вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей.
Манипулирование – управление политическим сознанием с целью побуждения граждан определённо действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.
Современные идеологии.
Либерализм.
Либерализм — (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй.
Особенности.
В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм.
Консерватизм — (от лат. conservare — охранять) это идеология, направленная на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям.
Особенности.
В XX в. сформировался неоконсерватизм. Неоконсерватизм вобрал в себя либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
Социализм.
Социализм — (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства.
Особенности:
Социал-демократизм.
Социал-демократизм является вариантом социалистической идеологии.
Особенности:
Коммунизм.
Коммунизм – общество справедливого равенства без частной собственности.
Особенности:
Коммунистическая идеология –вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924).Идеал – бесклассовое общество.
Фашизм.
Фашизм — (от итал. fascio — связка, пучок).
Особенности.
Анархизм.
Особенности.
Национализм.
Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Существует два типа национализма:
Существуют следующие системы социально-политических взглдов (наряду с идеологиями):
Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.
Виды идеологий по политическому спектру:
Виды идеологий по методам политической борьбы:
Роль идеологии в политике
Конституция РФ о политической идеологии в стране.
Статья № 13.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
В чем заключается сущность политической идеологии
Идеология — система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности. Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.
Идеологию можно представить, как определенную форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть. Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. Один из родоначальников идеологии К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.
Назовем еще некоторые функции политической идеологии:
• выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
• внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
• интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентации, политических представлений;
• организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
• обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
• легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.
Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.
Существуют три основных уровня функционирования политической идеологии:
1) теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
2) программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
3) актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.
Основные идеологические течения в современном мире
Либерализм и неолиберализм. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение возник в конце XVII в. и окончательно сформировался к середине XIX в. благодаря трудам Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милла, А. Смита и др.
В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).
Основополагающими признаками либерализма являются:
• уважение и соблюдение прав человека;
• свобода частного владения и предпринимательства;
• правовое равенство граждан;
• договорная система образования государства;
• разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;
• невмешательство государства в частную жизнь.
Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Идеи либерализма стили переживать кризис.
В результате длительных дискуссий и теоретических поисков во второй половине XX в. была выработана обновленная концепция либерализма — неолиберализм. В основу программы неолибералов легли такие идеи, как: консенсус управляющих и управляемых; необходимость участия масс в политическом процессе; демократизация процедуры принятия политических решений; государственное ограничение деятельности монополий.
Неолиберализм позволил оградить личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекателен тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.
Предпосылкой возникновения консерватизма стала Великая французская революция 1789 г., в результате которой мир был потрясен радикализмом политического переустройства. Поэтому консерватизм отвергает любые революционные методы изменения общественного устройства.
В XX в. консерватизм вынужден был признать многие либеральные ценности и значительно терпеливее стал относиться к новаторским идеям в политике и общественной жизни. Однако в его основе остались идеи укрепления законности, государственной дисциплины и порядка, неприятие радикальных реформ. Неоконсерватизм — стремление приспособить традиционные ценности консервативного толка к реалиям современного постиндустриального общества. Отстаивая такие духовные ценности, как семья, религия, мораль, а также социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение прав человека, неоконсерватизм находит немало приверженцев среди избирателей.
Партии, основанные на идеях консерватизма, существуют в США (Республиканская партия), Японии (Либерально-консервативная), Англии (Консервативная). И число сторонников этого идейного течения продолжает расти. Консерваторы наращивают свой политический капитал во Франции, Германии и других странах мира.
Социализм (коммунизм). Социализм (от лат. socialis — общественный — идейное течение, целью которого является построение бесклассового общественно-политического строя, основанного на общественной собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан.
С точки зрения марксизма социализм является первой, низшей фазой коммунизма — общественно-экономической формации, которая приходит на смену капитализму. Идеи социализма известны с древнейших времен, но первые попытки описать устройство этого общественного строя были предприняты мыслителями Нового времени Томасом Мором (1478—1535) и Томмазо Кампанеллой (1568—1639). В XIX в., благодаря работам таких ученых, как А. Сен-Симон (1760— 1825), Р. Оуэн (1771-1851), Ш.Фурье (1772-1837), Л. Бланк (1811-1882) социалистические идеи приобрели теоретический, концептуальный характер и превратились в идеологию рабочего класса.
Окончательно социалистическая идеология сформировалась и приобрела определенную политическую направленность благодаря деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, Г. В. Плеханова, К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками коммунистической идеологии.
В работе «Манифест Коммунистической партии» (1848) они сформулировали ее основные принципы. Коммунистическая идеология обосновывает необходимость и неизбежность радикального переустройства общества путем свержения буржуазного строя и установления диктатуры пролетариата. В качестве конечной цели революционных реформ предполагается построение бесклассового общества, основанного на общественном самоуправлении.
Социалистическая (коммунистическая) идеология предлагает следующие принципы устройства социалистического (коммунистического) общества:
• отмена частной собственности на средства производства;
• отсутствие эксплуатации человека человеком;
• плановое развитие экономики, отсутствие безработицы, неуклонный рост благосостояния всего народа;
• обеспечение равного права на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «от каждого — по способности, каждому — по труду»;
• бесплатные и общедоступные такие социальные блага, как жилье, образование, медицинское обслуживание;
• утверждение и реализация идей гуманизма и демократии.
Германский фашизм использовал для своих теоретических обоснований идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
Как социально-политическое явление фашизм возник в начале XX в. в период индустриализации общества и связанных с ней острых кризисных процессов, разрушавших устоявшиеся экономические и социально-политические субкультуры. Фашизм отличается от других традиционных тоталитарных режимов тем, что черпает свои силы в массовом движении недовольных граждан. Массовые движения в условиях глубокого экономического и политического кризисов легко поддаются различного рода манипулированию. Идеология, способная в простой, доступной форме определить цели и способы их достижения, быстро овладевает находящимися под давлением различного рода проблем массами. И чем глубже кризис, поразивший общество, тем больше шансов у фашистской идеологии овладеть массовым сознанием.
Фашизм как идейно-политическое движение и как политический режим возник в 20-е гг. XX в. в Италии, а затем в Германии, Португалии, Испании и других странах. Наиболее характерными для фашистской идеологии и фашистских режимов являются следующие признаки:
• культ насилия и вождя;
• крайний национализм и даже расизм;
• тотальный контроль за обществом и личностью;
• отсутствие демократических прав и свобод;
• широкое использование государственного регулирования в экономической сфере;
• агрессивность и экспансионизм во внешней политике;
• идеологическая и политическая нетерпимость.
В настоящее время фашистская идеология существует в форме неофашизма и находит своих сторонников во многих странах. Особую активность профашистские организации проявляют во Франции, Австрии, Германии. В России также существует опасность распространения фашистской идеологии. Ее рост стимулируют нерешенные экономические, социальные, межэтнические проблемы, безработица среди молодежи и неэффективная миграционная политика государства. Кроме рассмотренных идеологических течений, существует немало и других, например, таких, как националистические и религиозные.
Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу, в основе которой заложен приоритет своих национальных (этнических) интересов за счет ущемления интересов других этносов. Благодаря тому, что национальная принадлежность предполагает общность таких социокультурных признаков, как язык, традиции, обычаи, менталитет, единую конфессиональную принадлежность и др., национализм сравнительно легко может объединить под своими знаменами представителей определенного этноса. При этом конфронтация с другими этническими группами только способствует консолидации национальной общности.
Различают две разновидности национализма:
1) национализм как форма протеста против национального угнетения и бесправия этноса;
2) национализм как способ обоснования превосходства своей нации над другими.
Первая направлена против национального угнетения, колониальной зависимости, различных форм национальной дискриминации. Такой национализм играет прогрессивную роль. Вторая по своей природе, целям и методам их достижения является реакционной.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Однако, как только стереотипы становятся востребованными, они могут проявиться в полной мере.
Националистическая идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противостоянию «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. Национализм по сути представляет политическую программу развития этноса за счет ущемления интересов других национальных групп.
В основе националистической идеологии лежит завышенная самооценка «своих» и необъективно низкая оценка «чужих». Такой двойной стандарт служит как бы моральным оправданием дискриминации других этносов.
Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, конфессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок № 32. Политическая идеология
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Милитаризм – государственная политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
Политические ценности – духовные ориентиры, на которые ориентируются в политическом поведении и оценке политических явлений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 283— 295.
2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Происходящие в политике явления и процессы неизбежно вызывают у человека определенный интерес, то или иное субъективное отношение к ним. На этой основе формируется политическое сознание
процесса относительно самого процесса и собственной роли в нѐм.
Уровни политического сознания:
1. обыденно-практическое (формируется стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности);
2. идеолого-теоретическое (является результатом профессиональной деятельности идеологов, ученых). Этому уровню соответствует такой элемент политического сознания, как политическая идеология.
Обыденное и теоретическое сознание взаимосвязаны. Обыденное сознание людей может поменяться в результате восприятия идеологии.
Термин «идеология» возник в XV111 в. В переводе означает «наука об идеях». Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой.
выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какой-либо социальной группы, призванная защищать их интересы с помощью политической власти.
Основные идеологии, оказавшие наибольшее влияние на развитие общества.
1. Либеральная. Главная ценность – свобода личности. Невмешательство государства в личную жизнь. Частная собственность. Разделение властей. Демократия и правовое государство. Равенство перед законом. Свобода мысли и слова. Индивидуализм.
2. Консервативная. Главная ценность-незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть. Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль семьи, религии, морали. Частная собственность.
3. Социал-демократическая. Путь к социализму через реформы. Свобода, справедливость, солидарность. Парламентская демократия, гарантии прав личности. Улучшение состояния окружающей среды. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных.
4. Коммунистическая. Общество справедливого равенства без частной собственности. Распределение по способностям. Коллективные начала. Отмирание государства. Революция.
5. Фашистская. Идеи расового неравенства. Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам. Принцип фюрерства. Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим. Сильная диктаторская власть. Милитаризм.
Средством распространения идеологии является пропаганда.
Политические ценности – духовные ориентиры, на которые ориентируются в политическом поведении и оценке политических явлений.
Примеры и разбор решения заданий
Порядок, сильное государство, семья, религия, собственность
Свобода личности, правовое государство, политический плюрализм
Социальная справедливость, равенство, активная социальная политика государства
Классовая борьба, ликвидация всех форм неравенства, общественная собственность на средства производства
Свобода личности, правовое государство, политический плюрализм
Классовая борьба, ликвидация всех форм неравенства, общественная собственность на средства производства
Порядок, сильное государство, семья, религия, собственность
Социальная справедливость, равенство, активная социальная политика государства