В чем заключается сущность проектной деятельности
Сущность понятия проектная деятельность
В современном школьном образовании применяются разнообразные виды педагогических технологий, направленных на приобретение знаний, умений и навыков, но и на развитие творчества и самообразованию. Иначе говоря, школьные программы должны развивать познавательную активность и интересы ребенка. Мы рассмотрели поисково-исследовательскую деятельность. Выяснили, что данный вид деятельности ребёнок приобретает знания, жизненный опыт, формирует своё отношение к окружающему миру.
В этой главе мы рассмотрим проектную деятельность, которая является наиболее эффективной формой развития интеллектуальной инициативы детей. С помощью проектов учащиеся познают окружающий мир, взаимодействуют со сверстниками, реализуют свои творческие идеи.
Но для начала рассмотрим разницу между проектом и исследованием.
Разберемся, что же такое проект и проектная деятельность?
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов [2, с.30].
Субъектами проектной деятельности являются:
1. Педагог (руководитель проекта), так как именно он создает учебные ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей;
2. Учащиеся (исполнители проекта);
3. Специалисты-предметники, родители, также принимающие активное участие в работе над проектом.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации преодоления трудностей.
Исходя из этого, целями проектной деятельности являются:
— повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
— развитие у каждого позитивный образ себя и других;
— формирования умения истинно оценивать себя;
· формирование необходимых социальных навыков (коммуникабельность, умение сотрудничать, слушать и слышать собеседника);
· обеспечение механизма развития критического мышления учащихся, умения искать путь решение поставленной задачи;
· формирование исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т.д.), наблюдение, умение стоить гипотезы, обобщать, развивать аналитические мышление [16, с. 345].
При работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
· помогает ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;
· сам является источником информации;
· координирует весь процесс;
· поддерживает и поощряет учеников;
· поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом [15, с. 345].
Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, так сказать из совокупности «5П»:
2. Проектирование (проектировочный – построение плана деятельности, определение источников информации, выбор методов исследования, формы презентации проекта, распределение ролей и заданий в группе);
3. Поиск информации (практический – поиск и сбор информации, представление материала, наработанного в группах);
4. Продукт (анализ, т.е. обработка полученной информации, компоновка и оформление работы);
5. Презентация (предъявление проектов и их защита, формулирование выводов) [14, c. 91].
На подготовительном этапе определение проблемы является основой проектной деятельности. Проблема не сообщается учащимся в готовом виде, а с помощью различных приемов или наглядных средств, они подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения через проблемную ситуацию [15, с.209].
Учащиеся самостоятельно ставят цели и задачи, составляют план работы над проектом, собирают необходимую информацию, создают конечный продукт, рассказывают о нем и собирают все необходимые документы в папку, именуемая «портфолио».
Проектная деятельность хороша тем, что она формирует у детей следующие умения:
1. Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);
2. Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
3. Навыки оценочной самостоятельности (умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их; умение оценивать свою работу);
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве (умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы);
5. Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.);
6. Презентационные умения и навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы) [24].
Можно сделать вывод о том, что в центре внимания проектной технологии находится ученик, его личностное развитие, развитие его творческих, поисковых, исследовательских способностей, его навыков коммуникации, а это является одной из основных целей начальной школы. Образовательный процесс внутри данной технологии строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между теорией и практикой. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Поэтому важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. В следующем параграфе мы рассмотрим различные виды проектов.
Виды проектов
Существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться по составу предметной области, масштабам, длительности, количеству учащихся, степени сложности и т.д. Знание педагогом этих различий позволяет использовать наиболее подходящие для того или иного занятия.
Рассмотрим классификации учебных проектов.
· по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные);
· по продолжительности реализации (краткосрочные – выполняются на 1-2 уроках, средней продолжительности, долгосрочные – выполняются в течение месяца);
· по месту проведения: урочные, внеурочные;
· по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные), общественно полезные [10, с.210].
Можно отметить то, что многие проекты могут охватывать несколько дисциплин, а могут находить только в одной области знаний. В таком случае проекты можно разделить на:
· монопроекты (реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета);
· межпредметные проекты (интегрирующие смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких) [21, c. 25].
Разберемся, что содержаться в проектах по целевой установке.
Исследовательскиепроекты имеют четкую продуманную структуру, совпадающая со структурой реального научного исследования: выбирается тема исследования, которая должна быть актуальной; определяется проблема исследования, объект и предмет; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем; подбирается и изучается литература и другие источники; используются такие общенаучные методы как: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, эксперимент и другие; обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы. При написании исследовательского проекта следует учитывать, что он должен обладать научным стилем, а работа должна оформляться по всем правилам, иметь четкую структуру.
Творческиепроекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников и реализуются в соответствии с характером конечного результата и интересами детей. Заранее планируется конкретный материал и форма его представления (выпуск газет или журнала, видеофильм, праздник и т.д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, видеофильма, программы праздника и т.д. [10, с.210].
Приключенческо-игровыепроекты требуют большой подготовительной работы. Принятия решения осуществляется в игровой ситуации [3, с.10].
Игровыепроекты основаны на деятельности детей, базирующейся на ролевых играх (литературные, ролевые игры и т.д.). Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационныепроекты направлены на сбор информации о каким-то объекте, явлении, анализ и обобщения фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет), представление их широкой аудитории в виде статьи в детскую газету, реферата, доклада и т.д. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.
Практическиепроекты ориентированы на социальные интересы участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Результатом является социально значимое дело. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников [10, с.210-211].
Таким образом, мы выяснили, существует большое разнообразие проектов, однако они могут сильно различаться: по составу участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), по охвату дисциплин (монопроекты и межпредметные проекты), по продолжительности реализации (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные), по месту проведения (внеурочные и урочные), по целевой установке: исследовательские, творческие, игровые, информационные (познавательные), практические (созидательные).
Исходя из этого, работа над любыми проектами или исследованиями трудна, особенно для учащихся начальных классов, поэтому учителю необходимо готовить учащихся постепенно, от простых работ и проектов к более сложным, уметь вовремя дать совет и помочь обучающемуся. В следующем параграфе мы проанализируем особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Понятие, сущность и классификация проектной деятельности
Понятие, сущность и классификация проектной деятельности
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
В основе системы проектного обучения лежат не только идеи Дж. Дьюи, но и Э.Л. Торндайка и В.Х. Килпатрика. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их: умению конструировать свои знания. Таким образом, в зарубежной педагогике метод проектов, получил дальнейшее развитие, в него были включены все прогрессивные элементы обучения, успешно проверенные на практике.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. Она считает, что исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий.
Чечель И.Д. определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Гузеева В.В. отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем: учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность [6, 15].
Селевко Г.К. рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий:
вариант технологии проблемного обучения;
комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
способ группового обучения;
компонент методики обучения в школе С. Френе;
способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1. Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
2. Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
3. Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы [16, 73-78].
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:
Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Системные – требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры [19, 32-34].
Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, одним из видов познавательной деятельности человека.
С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребёнка в обучении.
Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [20, 24].
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что первое не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.
Таким образом, эти два изначально принципиально разных по направленности, смыслу и содержанию вида образовательной деятельности.
В отличие от исследования проектирование всегда ориентировано на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть исключительно на репродуктивном уровне [21, 231].
Значение проектной деятельности. ее особенности
Татьяна Кускова
Значение проектной деятельности. ее особенности
Значение проектной деятельности, ее особенности
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей. Тематика проектов самая разнообразная.
В чем особенность этого направления инновационной деятельности? 1. Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней. Затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
3. В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.
4. В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Проектная деятельность выступает именно как проектная в том случае, если прямое, натуральное действие оказывается невозможным. Н-р, если ребенок захотел что-то нарисовать, потом взял карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то это не будет являться проектной деятельностью – все действия ребенка выполнены в рамках традиционной продуктивной деятельности.
Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным критериям, т. е. отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
— к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Виды проектов в детском саду
В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:
• Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т. п. ;
• Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
• Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
• Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.
Проекты по продолжительности бывают:
Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.
Задачи исследовательской деятельности:
• Оценка возможностей для решения проблемы
• Разработка идеи, способствующей решению проблемы
• Формулирование целей и предположений
• Сбор и обработка необходимой информации
• Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта
• Организация и выполнение проекта
• Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы
• Представление проекта Алгоритм проектной деятельности
Постановка цели проекта. Цели четко определены, измеряемы и достижимы. Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта. Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели. Цель проекта Что? Задачи Как?
Этапы разработки проекта
1 этап Организационный
2 этап Планирование работы
3 этап Реализация проекта
4 этап Презентация проекта
Этапы работы над проектом
1 этап организационный.
Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Формулирует задачу. Определяется продукт проекта. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией. Принятие задачи. Дополнение задач проекта Целеполагание
2 этап Планирование работы.
Помогает в решении задачи. Разрабатывает план достижения цели. Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности Привлекает специалистов к осуществлению проекта Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. Разработка проекта (план деятельности по достижении цели)
3 этап Реализация проекта.
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.) Осуществляет сбор накопленного материала Формирование специфических знаний, умений, навыков. Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + внешние специалисты (из социума)
4 этап Презентация проекта
Подготовка к презентации. Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Непосредственно презентация продукта деятельности
«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчет о проектной деятельности с детьми 4–5 лет «Мой дом, мой город» С 8 по 12 октября у нас в группе прошла познавательная проектная неделя : Мой дом, мой город». Актуальность проекта: У каждого ребенка.
Фотоотчёт о проектной деятельности «Моя мамочка и я» Традицией в нашем детском саду стало проведение праздника «День матери». Мы реализовали идеи краткосрочного проекта «Моя мамочка и я».
Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.
«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.
Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Успехи моей ученицы в проектной деятельности — фоторепортаж Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами радостью. Недавно вы высоко оценили наш мастер – класс «Нежный букет из яичной упаковки», который.