В чем заключается сущность процесса информатизации общественной жизни
В чём заключается сущность процесса информатизации общественной жизни?
Обсуждение вопроса:
Положительные последствия информатизации
• отторжение массовой стандартизации и унификации — каждый член общества получает возможность проявлять свои индивидуальные качества, выбирая наиболее подходящие для него виды деятельности, оперативно и с минимальными административными барьерами представить собственное особое мнение по любому вопросу самому широкому кругу пользователей Интернета;
• совершенствование информационно — вычислительного обеспечения экономических и социальных процессов;
• расширение информационной и аналитической поддержки процессов принятия решений;
• рост и развитие информационных потребностей населения за счет доступности ресурсов и их многообразия, расширения спектра средств доступа.
Основные отрицательные последствия информатизации
• Проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации, в том числе и в свободном доступе в сети Интернет.
• Трудности адаптации к сложной среде информационного общества у определенной категории людей (пожилые люди, малоимущие, не обладающие достаточным образовательным цензом). Рост массы незанятого населения по этой причине. Противоречия между новым, «компьютерным» поколением и носителями «индустриальной» технологии.
• Возрастание риска техногенных катастроф. При создании алгоритмической, программной части систем управления человек не всегда может спрогнозировать и учесть все возможные ситуации. Реальность этой опасности прослеживается уже сейчас.
• Расслоение населения на тех, кто допущен к информации, и на тех, кто к ней не имеет доступа, в зависимости от внутренней политики государств, имущественного ценза, межгосударственных отношений
• Глобализация, усиление процессов унификации культур, стирание культурных различий между народами и уничтожение самобытности малочисленных народов. Размывание профессионально — трудовых национальных традиций, национальных школ и течений в науке и искусстве.
• Сокращение межличностных контактов. Современные сетевые технологии, как правило, обеспечивают коммуникации без необходимости прямого взаимодействия людей и гарантируют анонимность. В определенных условиях человек может оказаться совершенно одиноким.
• Оцифровка личных данных (базы паспортных данных, телефонных соединений, покупок, поездок) создает потенциальную возможность проникновения в частную жизнь людей и организаций.
• Рост преступлений в информационных технологиях, использующих электронную регистрацию пользователей (системы паролей, пластиковые карты). Особую опасность представляют вмешательства в финансовые операции.
• Снижение значимости традиционных культурных ценностей (книги, живопись, классическая музыка) за счет навязываемой массовой культуры, ориентации на углубленное изучение компьютерных дисциплин.
В чем заключается сущность процесса информатизации общественной жизни
1. Что такое Информатизация? Информатизация общества.
Представление Информационного общества.
2. Роль Информатизации в жизни общества.
3. Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.
4. Последствия Информатизации.
Стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом.
На сегодняшний день проблема, связанная с информатизацией общества, является очень актуальной, поскольку уровень использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из главных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности государства на мировой экономической и политической арене; информатизация обуславливает эффективность социально-экономического и политического развития государства, создает новые форматы взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса; содействует социальной интеграции и мирному сосуществованию различных социальных институтов и групп внутри государства. Со второй половины ХХ века в цивилизованном мире происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную.
Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию.
Весь этот комплекс (информатика, все технические средства информационного обеспечения, информационная технология и др.) составляет инфраструктуру и информационное пространство для осуществления информатизации общества.
Информатизация, таким образом, есть комплексный процесс информационного обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития общества на базе современных информационных технологий и соответствующих технических средств.
Проблема информатизации общества (наряду с другими подобного ранга – безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и значение ее в обществе постоянно нарастает. Сам по себе процесс формирования информационного общества был долгим, он прошел в несколько этапов своего становления. Сама по себе Информатизация двояко влияет на общественную жизнь. С одной стороны, информатизация это получение новых знаний, это коммуникация, это быстрый доступ к любой информации, это способствует развитию экономики, общественной сферы жизнедеятельности и многое другое, но с другой стороны, одновременно, она оказывает и негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом.
Объект исследования. Объектом данного исследования является информатизация общества, оказывающая влияние на широкомасштабное применение информационных коммуникаций во всех сферах жизни общества.
Предмет исследования. Предметом исследования является сбор, обработка, хранение, использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.
Цель исследования – целостный анализ процесса информатизации общества, охватывающего всё новые страны и регионы мира, выявление проблем, возникающих в ходе данного процесса и рассмотрение перспектив на будущее.
· раскрыть содержание основных понятий, характеризующих процесс информатизации общества, и проследить его основные черты;
· определить основные этапы процесса информатизации и его роль в развитии общества;
· показать положительные и отрицательные последствия информатизации общества;
Посредством осуществления поставленных задач в ходе работы представляется возможным определить специфику процесса информатизации и выявить его непосредственное влияние на развитие общества.
Что же такое Информатизация? Какую роль Информатизация играет в современном обществе? Представление Информационного общества.
Информатизация общества же представляет из себя
Информатизация общества. Гражданин информатизации
Какую роль Информатизация играет в современном обществе?
По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек планеты использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как ИНФОРМАТИКА.
Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной научной и производственной деятельности людей. Эта компьютерная революция еще не завершена и недавно вошло в очередной этап, связанный с ИНТЕРНЕТОМ. Дело идет к тому, что всего через пять-семь лет в мире не останется людей, которых не коснутся изменения, вызванные существованием этого единого мирового информационного поля, сколь бы далеки они ни были от вычислительной техники и персональных компьютеров.
К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля. Правда, и с телевизором, и с автомобилем не происходит таких изменений, как с компьютерами. Приемы эксплуатации этих устройств не меняются десятилетиями, а каждый двухлетний цикл обновляется вычислительной техники сопровождается коренным изменением приемов и методов работы с ней.
Информатизация сильнейшим образом влияет на структуру экономики ведущих в экономическом отношении стран. В этих странах постоянно растут капиталовложения в научные исследования, включая фундаментальные науки. Темпы развития сферы высоких технологий и уровень прибылей в ней превышают в 5-10 раз темпы развития традиционных отраслей производства. Информатизация меняет и облик традиционных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Промышленные работы, управляемые ЭВМ, станки с ЧПУ стали обычным оборудованием. Новейшие технологии в сельскохозяйственном производстве не только увеличивают производительность труда, но и облегчают его, вовлекают более образованных людей.
Казалось бы, компьютеризация и информационные технологии несут в мир одну лишь благодать, но социальная сфера столь сложна, что последствия любого, даже гораздо менее глобального процесса редко бывают однозначными.[ http://www.kazedu.kz/referat/131513]
Общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность доступа к информации, называют информационным (ИО). Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии в середине 60-х годов XX века.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей; возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что в свою очередь приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:
— решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
— обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
— главной формой развития станет информационная экономика;
— в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
— информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
— формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
— с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
— реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. [ http://cinref.ru/razdel/04900sociologia/15/293127.htm ]
Этапы развития Информатизации. Процесс Информатизации.
Выделяют следующие этапы развития информатизации:
технический период | («железный век», аппаратная фаза), в течение которого сложились основные представления о структуре универсальных вычислительных машин (ЭВМ), определилась архитектура и типы устройств. В течение этого периода перестали использоваться АВМ (аналоговые ВМ), машины для открывания и закрывания дверей, шахматные машины и пр. специализированные контроллеры. Данный период можно ограничить 1947–1970 гг., с момента появления первой ЭВМ и до окончательного утверждения современных представлений о составе, принципах функционирования и структурах ЭВМ. В последующем развитие в основном шло в направлениях повышения экономической, технической, энергетической эффективности путем миниатюризации и повышения быстродействия электронных и механических устройств ЭВМ. При всем многообразии конструкций, центральный процессор и память подчиняются принципам фон–Неймана. |
программный период | («бронзовый век, программная фаза») характеризуется выработкой современной классификации программных средств, их структур и взаимосвязей, сложились языки программирования, разработаны компиляторы и принципы процедурной обработки, операционные системы, языки управления заданиями. Он ограничен периодом 1954–1970 гг. – начиная с появления первого языка программирования «Fortran» и заканчивая формированием окончательных представлений о функциях операционных систем, систем программирования и прикладных программ (приложений) |
информационный период | («серебряный век», информационная фаза) – в центре внимания исследователей и разработчиков оказываются структуры данных, языки описания (ЯОД) и манипулирования (ЯМД) данными, непроцедурные подходы к построению систем обработки информации, базы данных, автоматизированные ИПС – с 1970 по 1990 гг.; |
гуманитарный период | («золотой век»), связан с резким расширением круга пользователей информационных технологий и повышением роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем – с 1990 г |
период нанотехнологий | начиная с конца XX века. |
В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.
В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.
Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.
Информационные технологии в социальной сфере
1.4. Понятие информатизации социальной сферы общества
Термин “информатизация” появился сравнительно недавно в связи с возникновением в обществе социальной потребности во все более широком использовании средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации. Этот термин был впервые применен в докладе “Информатизация общества”, подготовленном в 1978 г. группой специалистов по заказу Президента Франции Валери Жискар д’Эстена.
В отечественной литературе одним из первых термин “информатизация” применил в 1987 г. А. И. Ракитов, опубликовав в периодической печати статью “Информатизация общества и стратегия ускорения” (Правда. 1987. 23 янв.). В дальнейшем информатизация была определена им как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Вместе с тем это процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации.
Особенно широко термин “информатизация” стал обсуждаться в нашей стране в 1988-1990 гг. в связи с разработкой концепции информатизации общества. Определенный вклад в трактовку понятия внесли А. П. Ершов, В. С. Михалевич, Ю. Н. Каныгин, А. Д. Урсул и другие исследователи. Например, академик А. П. Ершов считал, что информатизация – это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.
В дальнейшем в российской науке так и не сложилось единого понимания термина “информатизация”. Ведущими учеными предложены сотни его трактовок: это процесс повышения эффективности использования информационных ресурсов при помощи информационных технологий в жизнедеятельности общества (А. Б. Антопольский); это процесс совершенствования технологий информационного производства (Г. Т. Артамонов); это распространение информационной культуры, необходимой каждому, кто прямо или косвенно имеет дело с информацией, создание необходимых предпосылок для компьютеризации (Г. Г. Воробьев); это создание условий в обществе, при которых “выгоднее” все принимаемые на различных уровнях решения базировать на максимально полной, своевременной, адекватной информации (Б.М. Герасимов); это процесс внедрения современных средств и методов обработки и передачи информации в какой-либо области (Н.Е. Каленов); это внедрение информационных технологий, обеспечивающих повышение потребления обществом информации (Б.В. Кристальный); это создание и использование механизированных и автоматизированных технологий, систем и средств передачи, сбора, хранения, обработки и отображения информации в процессах управления производственной и другими видами деятельности (В.К. Попов); это процесс удовлетворения информационных потребностей в обществе посредством современных информационных технологий, процесс формирования, распространения и использования информационных ресурсов в обществе посредством современных информационных технологий (Г. Л. Смолян) и др. Многозначность термина “информатизация” обусловлена сложностью и многоаспектностью самого процесса информатизации, который охватывает практически всех членов общества.
В связи с проблемой поиска единого, конкретного определения термина “информатизация” в 1994 г. В. А. Копыловым под руководством академика АЕН РФ Г. Т. Артамонова был проведен анализ различных определений, представленных ведущими отечественными учеными. Проанализировав их, исследователь пришел к любопытным заключениям, на наш взгляд, наиболее полно характеризующим рассматриваемое понятие. Оказалось, что, несмотря на внешнее различие трактовок, они укладываются в одну общую модель, состоящую из трех элементов (рис. 1.3). Причем в одних определениях присутствуют все три элемента, в других – два или один. Нет полного терминологического совпадения по каждому элементу, однако очевидна семантическая близость.
В российском законодательстве определение термина “информатизация” было сформулировано в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”. В настоящее время он утратил силу с введением в действие Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации”.
Рис. 1.3. Модель определения термина “информатизация”
Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное определение продолжает широко применяться в научной литературе и позитивно оценивается большинством исследователей. Считается крайне важным, что информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение.
Чтобы сформулировать, что мы будем понимать под конкретной предметной областью сферы информатизации, необходимо раскрыть понятие “социальная сфера”.
Прежде всего отметим, что разделение жизни общества на различные сферы является основанием для функциональной структуры социологического знания. В соответствии с таким подходом общественная жизнь имеет экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках происходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.
В теории информационного общества чаще всего выделяются четыре сферы общественного воспроизводства: социальная, информационная, организационная и техническая (материальная, экономическая). Сокращенные названия обозначенных сфер широко используются при анализе процесса информатизации общества: социосфера, инфосфера, оргсфера, техносфера. Эти структуры как “сферы общества” выделялись Тоффлером (только “оргсфера” у него “властная сфера”), они фактически исследуются Беллом, который, правда, объединяет социальную и экономическую сферы в одну, а также Кастельсом, но под другими названиями; высший приоритет среди обозначенных сфер имеет социальная (гуманитарная) сфера, поскольку она воспроизводит продукт/ресурс высшего приоритета – людей.
Не только в теории информационного общества, но и в непосредственно связанных с феноменом информатизации концепциях постиндустриального общества (Д. Белл), глобального общества (И. Валлерштайн) и коммуникативного общества (Н. Луман) логика размышлений о современности строится, исходя из признания автономности развития разных сфер общества.
Вообще категория “социальное” в социологии выражает ее предмет и предназначена для отделения социальных явлений от несоциальных. Социальная сфера в социологической теории чаще всего понимается как “одна из основных сфер общественной жизни, основой которой выступает система социальных отношений между людьми и их объединениями”.
Приведем две точки зрения на эту систему социальных отношений. Одна из них, наиболее распространенная, характеризует социальные отношения как отношения между группами, классами, нациями, народностями, иногда сюда включаются отношения в семье и в трудовых коллективах. Другая точка зрения рассматривает социальные отношения как отношения по обеспечению жизненными средствами; по воспроизводству природных данных человека; по приобщению к производству; по приобщению к общению. Все они могут и должны подвергнуться глубокому социологическому анализу.
Именно вторая точка зрения отражена в определении понятия “социальная сфера”, сформулированном Г. И. Осадчей – одним из разработчиков основ методологии социологического анализа социальной сферы. Социальная сфера – это целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, порожденная его объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.
Опираясь на обозначенный подход, в качестве основного выберем определение, разработанное специально для рассмотрения проблем информатизации социальной сферы профессором И. В. Соколовой, которая сегодня развивает новое направление в социологии – социологию информатизации. Социальная сфера – это пространство и процесс расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса. “При этом важно помнить, – подчеркивает И. В. Соколова, – что имеется в виду как физическое, так и культурно-духовное формирование личности. Это очень важный методологический момент, так как развитие интеллектуальной и культурно-духовной деятельности как стержня информатизации невозможно без соответствующего прогресса в физическом развитии человека”.
Таким образом, рассмотрев понятия “информатизация” и “социальная сфера”, можно сформулировать определение информатизации социальной сферы как социального процесса. Под ней мы будем понимать повышение эффективности применения информации в процессе и пространстве расширенного воспроизводства человека как личности, как субъекта исторического процесса с помощью перспективных информационных технологий.
На необходимость исследования особенностей процесса информатизации в социальной сфере обращают внимание многие ученые. Они признают, что тенденция актуализации именно социальных характеристик нынешнего этапа научно-технического прогресса четко обозначилась, целенаправленно выдвинув человека в центр современных научных исследований. Возникла необходимость рассматривать научный прогресс в области информатики и вычислительной техники в контексте социального бытия как особой части жизни общества, детерминируемой на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
Для понимания сущности процесса информатизации социальной сферы целесообразно использовать подход к структуре процесса информатизации, разработанный профессором И. В. Соколовой. Структура процесса информатизации включает три диалектически взаимосвязанных процесса:
1) медиатизацию – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
2) компьютеризацию – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
3) интеллектуализацию – процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации.
“Нетрудно заметить, – отмечает профессор К. К. Колин, – что все эти три составляющих процесса информатизации общества заключают в себе не только инструментальнотехнологические, но главным образом социальные, “человеческие” компоненты”.
В идеале на лидирующем месте должна находиться интеллектуализация, далее – медиатизация и компьютеризация. Информатизация должна иметь своей целью сохранение и развитие национального способа мышления, ментальности, позволяющей эффективно познавать и моделировать социальные процессы в том или ином конкретном объекте на базе возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.
Однако, оценивая современное расположение слагаемых информатизации, И. В. Соколова отмечает его прямую противоположность идеальному и делает вывод о реализации не диалектического, а антагонистического варианта их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации и тем более интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.
Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации социальной сферы, как и общества в целом, его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Зачастую пропагандируется лишь технократическая сторона этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. Практически совсем не учитываются цивилизационные аспекты, хотя именно они являются наиболее важными по своим последствиям.
Обозначенная проблема получила научную интерпретацию. Условно выделяют два основных теоретико-методологических подхода к пониманию сущности процесса информатизации: технократический и гуманитарный.
При технократическом подходе информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается в основном сферами производства и управления. Именно в рамках такого подхода отождествляются понятия “информатизация” и “компьютеризация”.
Гуманитарный подход подразумевает рассмотрение информационной технологии как важной части человеческой жизни, имеющей значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.
Соответственно в российской науке выделились и два подхода к социологическому анализу проблем информатизации: социокультурный и социотехнический. Сторонники первого подхода (А. П. Ершов, А. Д. Урсул, А. И. Ракитов, Д. М. Гвишиани, Э. П. Семенюк, В. С. Михалевич, В. А. Виноградов, Ю. А. Шрейдер, Н. П. Ващекин, В. Ф. Сухина, Ф. Н. Цырдя, В. Г. Воробьев, О. Н. Вершинская и др.) рассматривают, в основном, какое влияние информация и знание оказывают на социум и человека. Они утверждают, что информационное общество – это общество людей, а не сочетание технических устройств. Сторонники другого подхода (В. Б. Симоненко, А. Н. Чураков, В. А. Копылов, К. И. Курбаков и другие) близки к теории технологического детерминизма. Они представляют информатизацию как изменения в различных сферах общественной жизни в результате внедрения новой техники и технологии.
Приходится констатировать, что гуманитарный подход к сущности информатизации до сих пор не получил должного развития в науке и внимания со стороны государства и общества. Принципиально важно рассмотреть причины превалирующего распространения на практике технократического подхода. Технократический подход сформировался первым хронологически. Первоначально, в 70-х гг. XX в., процесс информатизации был очевиден главным образом в сфере производства и управления. Соответственно, информатизация рассматривалась чаще всего с позиции этого подхода – исключительно как средство повышения производительности труда. Однако уже тогда сторонники гуманитарного подхода призывали взглянуть на процесс информатизации с другой точки зрения: они прогнозировали определяющее влияние информационных технологий на человеческую жизнь и кардинальные изменения вследствие информатизации в социально-культурной сфере. Сегодня эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания.