В чем заключается сущность современного государства

Сущность и назначение современного российского государства

Юридические науки

Похожие материалы

Сущность и назначение Российского государства — фундаментальные характеристики государства, исследование содержания которых привлекает правоведов, социологов, политологов в разные периоды становления и развития современной России. Правоведы призывают сегодня изучать не только конституционное и нормативно-правовое закрепление сущности и назначения Российского государства, но и их реальное воплощение в жизни общества [9]. Проявление сущности и назначения Российского государства в общественной жизни, сложность и противоречивость в становлении и развитии Российского государства является актуальной темой юридических исследований.

Большинство современных определений государства и подходов к пониманию сущности государства отражают социальную доминанту: связи и соотношение властно-политического компонента государства и общества, необходимость управления обществом в интересах его благосостояния и благополучия. Современные исследователи рассматривают государство как форму общественного устройства адекватного развитию общества той или иной страны [2]. Ученые отмечают, что сегодня современным, прогрессивным и заслуживающим позитивных оценок является общесоциальный подход к пониманию сущности государства, позволяющий трактовать понятие государства широко, как тип, устройство общества, управляемое определенным властно-политическим институтом, данный подход ориентирует на развитие всего общества, а не отдельной его части, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку «социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия» и подчеркивает ценность для общества государственной организации [7].

Сущность Российской Федерации как государства продекларирована в статье 1 Конституции РФ как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Политический режим определен в Конституции РФ как демократический на основе многообразия, многопартийности, отсутствия обязательной идеологии со стороны власти, с элементами народовластия и обеспечения политического единства народа в условиях многопартийности и свободы мнений. Компоненты правового государства определены содержанием и отдельными положениями Конституции РФ. Хотя и не дано определение правовому государству, оно касается, прежде всего, таких основ как верховенство права, права человека и подзаконность государственной власти. Положения правового государства закрепляются в таких нормах Конституции РФ как ответственность государства за соблюдение прав человека, реализация принципа народовластия (свободные выборы, референдумы, участие в управлении государством), разделение властей и разграничение полномочий между федеральным центром и регионами, верховенство Конституции РФ.

На современном этапе развития Российского государства, по мнению исследователей, существуют противоречия между заявленными положениями Конституции РФ и реальностью, что приводит к «социальной раздвоенности, алегитимности и не позволяет осуществлять демократическое развитие»[5]. Особенности политического режима и реальной демократии в России таковы, что учеными наблюдаются тенденции к авторитаризму власти — политическое управление в своих интересах осуществляет финансово-промышленная олигархия, народовластие в современной России затруднено, власть проявляет игнорирование инакомыслящих, чем нарушает права человека, институты народовластия сужены и подвержены влиянию правящих элитных групп, развитому институту государственных органов не соответствует уровень развития общественных организаций и объединений.

Исследователь Н.В. Емельянова, например, приводит пример с осуществлением выборов в Государственную Думу России по смешанной избирательной системе, на основе чего считает, что «политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми «авторитарно-олигархическими» чертами и элементами политического корпоративизма» [5]. Исследователь С.В. Васильева пишет о противоречиях в реализации демократических принципов, которые возникают вследствие «нецивилизованного процесса передела и захвата собственности «группами влияния», близкими к правящей номенклатуре, а также следствием сужения институтов прямого народовластия, ограничением как активного, так и пассивного избирательного права, игнорированием оппозиции» [4]. О том, что в России неразвиты общественные структуры влияния на власть, указывает исследователь Н.Н. Кулешова: «Показатели общественных организаций в России в разы ниже, чем в Европе»[6].

Сегодня ученые озабочены и теми тенденциями, которые наблюдаются в государственном строительстве правового государства в России. В целом, как указывает академик Ф.М. Раянов, «государство в нашей стране возвышается над правами человека, а представление о паритетности прав человека и государства, тем более о признании государства институтом, призванным защищать права человека, внедряется в теорию и особенно в практику государственно-правового строительства очень медленно»[8]. Ученые отмечают такие искажающие сущность правого государства тенденции как игнорирование сущности правового государства, декларированность принципа правового государства, недостаток гражданской и правовой культуры населения, отсутствие экономической стабильности и благополучия для строительства правового государства. Политик и ученый И.М. Хакамада не раз отмечала тенденцию высшей государственной власти к сакрализации [11], процесс сакрализации власти и тенденции отделения от граждан распространяются на все ее уровни. По сути, верховенство в России сегодня имеет власть, а не право человека и общественные независимые институты. Что касается развития общественных институтов, то ученые отмечают, что «необходимым и неотъемлемым признаком правового государства является свободное и автономное функционирование гражданского общества. В развитии российского правового государства наблюдаются диспропорции, когда развитость одних элементов сдерживается слабостью других» [1]. В своих исследованиях ученые не могут обойти такие серьезные проблемы на пути к правовому государству как коррупция, приоритет политики над социальной справедливостью, высокий уровень жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. Преодоление таких противоречий ученые видят через разработку реализацию правовых доктрин.

Под назначением государства в юридической науке понимается его главная миссия, современные исследователи также рассматривают ее в аспекте социальной доминанты и единодушно сходятся в мнениях, что главное назначение государства — социальное, служить человеку и обществу. Исследователь С.В. Бошно утверждает, что социальное предназначение современного государства раскрывается в выполнении задач по обеспечению социальной справедливости и социальной поддержке граждан через перераспределение доходов [3]. Социальное государство проявляет себя, прежде всего, через приоритет социальных функций (или социальной функции) государства. Чем выше удельный вес социальных функций, тем больше социальная роль государства в обществе, тем более государство становится социальным и служит обществу и человеку.

Конституция РФ в статье 7 закрепляет назначение российского государства — обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В центре назначения Российского государства — человек и общество. Конституционно определены основные направления социальной политики. На пути к социальному государству Россия стремится стать им: обновляется социальная функция Российского государства, свидетельство тому — разнообразие реализуемых в стране социальных программ и программ по социальной защите уязвимых слоев населения. В числе проблем, которые возникают на этапе реализации социального назначения, ученые выделяют недостаточную конституционную закрепленность системных составляющих социального назначения, слабые усилия государства по обеспечению достойного уровня жизни населения, низкий уровень развития демократических институтов, слабое правовое закрепление связи экономической основы государства и социальных гарантий, низкий уровень поддержки государством социальных общественных инициатив.

Например, А.В. Феоктистов указывает на слабые усилия государства по обеспечению достойного уровня жизни населения: «Несмотря на то, что государственная власть осуществляет некоторые социальные меры, несоответствие уровня доходов большей части населения прожиточному минимуму, является серьезной социально-экономической проблемой. Государство не обеспечивает необходимого уровня жизни населения, не предоставляет ему необходимых социальных гарантий и, следовательно, не является социальным государством» [10].

На глобальном уровне ученые видят решение проблем по реализации социального назначения государства в переходе к социально-ориентированному типу развития государства и предлагают широкий спектр правовых и экономических мер для содействия развитию социальной функции государства, приведения ее в соответствие с заявленными в Конституции РФ положениями: развитие и поддержка государством общественных институтов, четкое нормативно-правовое и бюджетное разграничение предметов ведения федерального центра и субъектов, справедливое перераспределение доходов в субъекты, и их бюджетная обеспеченность, законодательное закрепление социальной политики.

Источник

Основные признаки государства

В чем заключается сущность современного государства. 60cc5b27560d1478006423. В чем заключается сущность современного государства фото. В чем заключается сущность современного государства-60cc5b27560d1478006423. картинка В чем заключается сущность современного государства. картинка 60cc5b27560d1478006423

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

К внешним функциям государства относятся:

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

Республика — форма правления, при которой избирается верховная власть. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Источник

Государство в современном мире: особенности содержания и тенденции развития

Изучив материалы данной главы, студент должен: знать: современные факторы и проблемы развития общества и государства, особенности развития функций государства на современном этапе; уметь: различать общества в современном мировом сообществе и определять различие их интересов, формулировать основные задачи развития данного конкретного государства в современный период; владеть: навыками распознавания угроз для общества и государства на современном этапе исторического развития и определения мер и способов их предотвращения и устранения.

На сегодняшний день существует множество информационных источников, посвященных проблемам и задачам развития общества и государства на современном этапе: от фундаментальных монографий известных ученых до сомнительных мнений интернет-блогеров, не обладающих даже журналистским образованием. Однако большинство этих источников носят политологический характер, формируют ту или иную политическую точку зрения, не касаясь основных теоретических проблем развития государства и права в современном мире, на данном этапе исторического развития.

Особого внимания в плане глубокого теоретического исследования данной проблемы заслуживают труды М.Н. Марченко.

Условия и задачи развития современного общества и государства

Современное мировое сообщество, как и общества конкретных государств, из которых оно состоит, является сложноорганизованным, максимально структурированным образованием, сочетающим в себе многочисленность и противоречивость интересов различных социальных слоев и групп, коммерческих и политических организаций, государств и их объединений.

Примером глобализации может послужить выработка общих требований для различных стран к продуктам питания, безопасности автомобильного транспорта, протоколам функционирования электронных компьютерных сетей. Примером сегментации является диверсификация бизнеса, вывод новых товаров и услуг на рынок, разобщение политических интересов на территории вновь образованных стран после распада Советского Союза, образование новых партий и коалиций, запрещение или легализация однополых браков и т.д.

Три этих ключевых фактора развития современного общества в своей взаимосвязи сопутствуют следующим трем крупным задачам, стоящим перед государством и обществом, решающим многочисленные проблемы его развития.

1. Безопасность личности, общества и государства. Эта всеобъемлющая задача сохранения человечества как вида для мирового сообщества и сохранения общества конкретной страны, конкретного государства, включая исторические, социокультурные и духовные основы его существования, складывается из следующих основных компонентов: физическая безопасность общества. Гарантированность от его уничтожения, прежде всего вооруженными силами других государств. О мотивах возможных внешних агрессий говорить можно много, хотя главной, ключевой причиной большинства из них в современном мире является конкуренция обществ (народов) между собой в условиях увеличивающейся численности населения Земли и уменьшения энергетических, продовольственных и других ресурсов. Эту безопасность обеспечивает обороноспособность государства, которое является основным средством, гарантирующим внешний государственный суверенитет.

Отдельно взятое общество должно ради своего выживания обладать необходимым уровнем производственных мощностей, обеспечивающих внутри страны достойную жизнь ее граждан, достаточный минимум экономических потребностей общества.

2. Трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению. Это также многоплановая задача, в основе которой, прежде всего, стоит сохранение культурных, нравственных и духовных ценностей, присущих данному обществу, не исключая накопленного опыта в сфере экономики, политического управления, правового регулирования.

Если говорить о Российской Федерации, то к наиболее значимым ценностям сегодня следует отнести уважение и свободу личности, равенство индивидуумов, национальностей и религиозных конфессий, дружбу народов, уважение коллективных объединений и установлений, патриотизм, семейственность, нравственность и т.д. Для нашего народа чужды ценности чисто потребительского и эгоистичного характера, стремление к крупным капиталам, однополым бракам и т.д.

Поэтому несвойственная нашим ценностям существующая сегодня олигархия в стране, а также недостаточно высокий уровень правосознания, граничащий у некоторых слоев населения с правовым нигилизмом, влекут за собой высокий уровень коррупции в государственном аппарате.

Ключевое значение здесь играют язык, история и культура.

3. Развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Каждый человек, личность и общество в целом должны постоянно находиться в состоянии развития.

Это обеспечивает не только сохранение накопленного опыта, но и приращение новых знаний, с которыми общество становится более мобильным, более защищенным, у личности появляется больше возможностей для самореализации, а уровень жизни и благосостояния населения повышается. Под новыми знаниями здесь понимается их широкий спектр в производстве, торговле, информационном пространстве, быту, образовании и т.д. в виде новых решений, способов, товаров и услуг, способных к широкому внедрению.

Для этого существуют специальные механизмы, разработанные обществом: наука, технический прогресс, инновационные системы.

Инновационное развитие общества с учетом юридического аспекта этого понятия определяется как система общественных отношений, институтов и норм, связанных с созданием условий, разработкой и комплексной практической реализацией в различных сферах человеческой жизнедеятельности новых знаний, способствующая повышению уровня жизни человека и социума, решению социальных проблем, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке и в межгосударственных отношениях, повышающая эффективность реформ и преобразований. Инновационное развитие в этом понимании подразделяется на инновационные системы нескольких уровней: международного, национального, регионального и локального. На уровне отдельно взятого государства формируется национальная инновационная система. Это ее формирование коррелирует с формированием гражданского общества и правового государства.

Трансформация сущности и функций государства в современном мире

Традиционно в юридической науке базовая сущность государства воспринимается как институт управления обществом, институт социальной власти, обладающий свойством универсальности. То есть в отличие от других видов социальной власти (власть родителей в семье, начальника в трудовом коллективе, руководителя политической партии и т.д.), которые могут распространяться на отдельных индивидов или социальные группы, государственная власть осуществляется на уровне всего общества, является универсальной и потому называется политической, или публичной. Она также отражается в понятии государственного суверенитета, то есть в некотором смысле является высшей властью общества, обеспеченной мощным аппаратом принуждения.

Но система несовершенна, и классовый аспект тем не менее остается. В нашу эпоху это видно по уровню сверхбогатых людей, олигархов, сосредоточивших в своих руках гигантские финансовые, промышленные и иные ресурсы. Эти люди есть в любой стране, их деятельность осуществляется через крупные финансово-промышленные объединения, транснациональные корпорации, а их участие в политической жизни страны обозначается через понятие лоббирования. И чем выше коррупция в государственном аппарате, тем большее влияния они могут оказывать на деятельность государства. Наибольшую угрозу представляет слияние олигархии и государственного аппарата, когда олигархи или их представители занимают государственные должности. Классовая сущность государства сегодня, в отличие от рабовладельческих, феодальных и капиталистических режимов, когда превосходство одних классов над другими было закреплено на законодательном уровне, в условиях строительства правового государства, в большей степени обусловлена коррупциогенными факторами.

Поэтому очевидно, что благодаря комплексным средствам борьбы с коррупцией, соблюдению режима законности и правопорядка, повышению уровня правосознания населения, а также повышению уровня правоприменительной и правотворческой деятельности классовая сущность государства может быть сведена до минимума, а права и свободы каждого человека, вне зависимости от любых цензов и ограничений, стать высшей ценностью и приоритетом.

Примером таких эффективных действий в Российской Федерации может служить общенародный мониторинг законопроектов, представленных к рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации, организованный в информационном пространстве, где каждый может высказать свое мнение о необходимости той или иной нормы. Кроме того, такие законопроекты проходят сегодня антикоррупционные экспертизы в специальных независимых комиссиях, сформированных из представителей науки и общественности.

В то же время важно понимать, что, даже если победить коррупцию, для общества и государства по-прежнему будут представлять угрозу крупные монопольные компании, которые могут влиять на государственные решения путем манипуляций с принадлежащими им ресурсами. Так, для Российской Федерации примером служат компании в нефтегазовой отрасли, устанавливающие неприемлемо высокие цены на бензин и другие энергоресурсы на внутреннем рынке, как бы забывая, что изначально недра принадлежат народу и государству, и апеллируя к международным ценам. Решать проблемы такого рода должна эффективно организованная антимонопольная политика государства.

Рассмотрим тенденции трансформации некоторых функций государства в современном обществе.

1. Стирание четкой границы между внутренними и внешними функциями современного государства. Правоохранительная функция (охрана правопорядка, борьба с преступностью) все чаще предполагает взаимодействие с другими государствами по выявлению, пресечению, расследованию правонарушений (терроризм, транзит наркотических средств, киберпреступления). Экономическая функция, и так изначально предполагающая в том числе валютное регулирование, тарифы и особенности импортного и экспортного оборотов, внутреннюю и внешнюю логистику, таможенный контроль и т.д., в условиях глобального рынка и непростой геополитической ситуации трансформируется в единую внутреннюю и внешнюю экономическую функцию государства, осложненную еще и разного рода экономическими санкциями, имеющими политические нерыночные причины, но оказывающими огромное влияние на экономику. Экологическая функция также не может делиться на внутреннюю и внешнюю, так как любые крупные экологические проблемы неминуемо сказываются на природно-климатических условиях существования и выживания Земли. Например, сильные пожары в Сибири и на Урале влияют на количество кислорода в атмосфере всей планеты.

3. В отдельную функцию складываются охрана ресурсов и регулирование численности населения в государстве. Ресурсы продовольственные, природные, энергетические находятся в прямой корреляции с численностью населения, и именно на государство ложится ответственность за их сохранность и разумное использование как основы для продолжения жизни будущих поколений нации. Так, Китай ограничивает численность населения, а Россия, наоборот, с учетом территорий стимулирует прирост населения (материнский капитал и т.д.).

4. Возрастание роли экологической функции. Еще полвека назад эту функцию только начали выделять как отдельную функцию государства, а теперь это его важнейшая функция. Всего за сто последних лет деятельности человечества достигнут предел нагрузки на экосистему планеты. В России 2017 г. был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии. Еще раз подчеркнем, что только силой государства можно эффективно защищать окружающую природную среду.

5. Технологизация и информатизация функции охраны правопорядка. Введение и постоянное увеличение камер видеонаблюдения и работы с ними, экспертиза ДНК, борьба с разрастающейся кибернетической преступностью. Даже документооборот государственных органов (прокуратуры, суда, полиции) постепенно становится электронным, компьютерные файлы заменяют бумажные папки с делами, правовая статистика обрабатывается специальными программами, электронный доступ к любому незасекреченному решению (приговору) суда осуществляется через специальные правовые электронные порталы.

6. Возрастание роли инновационной функции государства. О необходимости развития инновационной деятельности, внедрения инноваций и формирования национальной инновационной системы было сказано в прошлом параграфе настоящей главы. Важно понимать, что это ключевая задача каждого государства, главнейшая с точки зрения конкуренции обществ. Наиболее инновационно развитое общество будет наиболее конкурентоспособным. Например, то общество, которое первым создаст и повсеместно начнет внедрять искусственный интеллект. Для Российской Федерации в этом плане, как говорят исследователи в этой сфере, нужно «слезть с нефтегазовой иглы», то есть построить экономическое и правовое развитие таким образом, чтобы сверхприбыли нам приносили не только и не столько нефть и газ, сколько инновации. На сегодняшний день российские компании достигли прорыва в сфере военно-промышленного комплекса и в некоторых сферах информационных технологий.

Сегодня очень сложно нейтральную информацию отделить от эмоционально окрашенной, простые новости отделить от пропагандистских идей, провести четкую границу между свободой слова и призывом к сепаратизму. Глобальные информационные потоки не только и не столько дают фактологический материал, сколько формируют определенные представления о жизни и окружающей действительности. Государство вынуждено участвовать в фильтрации этих потоков, чтобы защитить идеи свободы личности, ценности семьи, патриотического воспитания. Государство обязано вести информационную войну с другими государствами, посягающими на эти идеи. Но главной защитой этих идей, очевидно, по-прежнему будут оставаться семья, школа, вуз, и на их поддержку должно быть направлено основное внимание государства.

8. Борьба с коррупцией становится самостоятельной функцией государства.

Речь идет не только о Российской Федерации. Коррупция неотделима от деятельности государственного аппарата и присутствует в любом государстве на любом историческом этапе его существования.

Однако коррупция не является органической частью системы, а представляет собой свойство несовершенства системы в реальных жизненных (политических, экономических, социальных, личностных) обстоятельствах. Это означает, что коррупция в деятельности государства как хроническая болезнь у человека: ее нельзя вылечить, но с ней можно и нужно бороться, чтобы свести к минимуму ее негативное влияние на государственный и общественный организм. Если понимать коррупцию в максимально широком смысле слова, то помимо уголовных преступлений, связанных со взяточничеством, сюда включают превышение должностных полномочий, другие должностные преступления, коммерческий подкуп в хозяйственных компаниях, полулегальные торговые сделки и монополистические сговоры. Как человек лечит свою болезнь, так государство должно бороться с коррупцией.

Противодействие коррупции традиционно осуществляется по двум направлениям: борьба с проявлениями коррупции путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе с помощью правового принуждения, и предупреждение коррупции, формирование и проведение антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства. Это целая система, комплекс мер, которые осуществляются самыми разными субъектами, но в первую очередь государством и под контролем государства.

9. Актуализация функции защиты страны от нападения извне. История последних десятилетий, связанная с вторжением вооруженных сил стран НАТО в Ирак, Гаити, Афганистан, Югославию, Ливию, Сирию, а также с резкими диалогами с Северной Кореей, Ираном, Россией, заставляет многие государства мира задуматься об укреплении своей обороны. Особенно актуально это для государств, обладающих большими запасами природных ресурсов. Но если в данном контексте речь идет прежде всего о сдерживании агрессии, то когда мы говорим о мировом терроризме, мы говорим не просто об отдельных военных операциях, а о необходимости государства осуществлять полномасштабные военные действия.

Ярким примером тому была война в 2017 г. с международной террористической организацией «Исламское государство» (ИГИЛ) на территории Сирии.

10. Усиление функции международного сотрудничества и создания международных организаций. Несмотря на определенные противоречия в международном сообществе и санкционные режимы, которые стали, на наш взгляд, неадекватным способом решения политических проблем путем вмешательства в рыночные отношения, глобальная экономика развивается и ищет новые пути развития и стабилизации международных отношений. Например, созданы такие достаточно молодые и эффективные организации, как ШОС, БРИКС, Таможенный Союз ЕАЭС. Правовая составляющая деятельности этих организаций активно обсуждается на Евразийском правовом конгрессе и в Институте права БРИКС, созданном на базе Уральского государственного юридического университета.

Что касается типологии современных государств, или классификации систем государственности современного общества, то наиболее актуальная из них изложена в учебнике В.Д. Перевалова «Теория государства и права» и представляет собой деление государств по их позиционированию в глобализированном мировом сообществе («роли на политической арене») на государства-доминанты, государства-детерминанты и государства-партнеры.

Государства-доминанты в силу своего экономического, военного, иного превосходства и основываясь на колониальной идеологии (идеологии расширения своего влияния) осуществляют воздействие на иные государства (прежде всего, государства-детерминанты) с целью навязать свою волю. Такое вмешательство в дела других государств может осуществляться скрытно (так называемые «тюльпановые» революции) или путем прямого военного нападения. «Холодные» и «информационные» войны также порождения такой политики.

Государства-партнеры сосредотачивают свою деятельность, прежде всего, на внутреннем экономическом развитии, защите своих границ, а во внешней политике придерживаются принципов невмешательства во внутренние дела других государств, строят отношения на основе согласования и партнерства с другими государствами.

Государства-детерминанты в силу определенного порока своего государственного суверенитета (недостаточное экономическое развитие, слабые вооруженные силы и т.д.) позволяют государствам-доминантам вмешиваться в свои политические и экономические дела, подчиняются в меньшей или большей степени воле государств-доминантов.

Глобализация, сегментация и информатизация (формирование кибернетического пространства) являются тремя важнейшими условиями, факторами развития современного мирового сообщества и каждого общества в отдельности.

Современное общество и государство сталкиваются с многочисленными угрозами и вызовами, для преодоления которых необходимо решать следующие приоритетные глобальные задачи: безопасность личности, общества и государства; трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению; развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Соотношение общесоциального и классового аспекта в сущности современного государства по-прежнему актуально, и сегодня оно отягощено проблемами олигархии и коррупции в государственном аппарате.

Практически все функции государства на данном историческом этапе, сохраняя свое изначальное значение, приобретают новое, то есть трансформируются прежде всего под влиянием глобальных информационных процессов, экологических и демографических изменений, острой инновационной конкуренции и возросших военных и идеологических угроз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *