В чем заключается суть философии устойчивого развития

Концепция устойчивого развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого развития – это модель развития человеческой цивилизации, базирующаяся на необходимости соблюдать баланс между решением социальных и экономических проблем и сохранением природной среды.

Положения концепции устойчивого развития разработала Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию и закреплены во Всемирной стратегии охраны природы и в глобальном Плане действий по устойчивому развитию. Позже, на базе этих документов многие страны провели кампании, направленные на создание национальных и местных Планов действий.

В Рио-де-Жанейро на Конференции ООН сформулировали базовые принципы неразрывной связи экономики и экологии:

Изначально устойчивое развитие возникло в качестве возможной модели движения вперед, при котором может быть достигнуто удовлетворение жизненных потребностей современного поколения без лишений будущих поколений такой же возможности.

В широком смысле под устойчивым развитием понимают процесс достижения гармонии между людьми, а также между Природой и Обществом.

В узком смысле, устойчивое развитие – это оптимальное с экономической точки зрения и безопасное с точки зрения экологии общественное развитие при минимальном влиянии на среду обитания, которое удовлетворяет потребности населения и производства в природных ресурсах требуемого уровня качества, обеспечивает восстановление естественного или близкого к этому состояния природы, а также реализацию прав на использование природных ресурсов и здоровой окружающей среды нынешним и будущим поколениями людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Устойчивое развитие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сформулированы следующие основные принципы концепции устойчивого развития:

В 1994 году приняли Концепцию перехода Российской Федерации к стратегии устойчивого развития. Она базируется на следующих положениях:

Концепцию устойчивого развития легко понять, но сложно реализовать. Несмотря на то, что конечная цель концепции достаточно однозначна, сценарии развития человечества могут быть разными. Однако все многообразие может быть сведено к трем основным направлениям:

Экономическая, социальная и экологическая составляющая концепции устойчивого развития

Экономический взгляд на концепцию устойчивого развития базируется на максимальном потоке совокупного дохода Хикса-Линдаля, который можно произвести, если будет сохранен совокупного капитал, благодаря которому будет производиться этот доход. Данной концепцией подразумевается оптимальное использование ограниченных ресурсов, также использование экологичных технологий – природо-, энерго- и материало-сберегающих технологий. Сюда же относится добыча и переработка сырья, создание экологической продукции, возможное минимизирование, переработка и уничтожение отходов.

Социальная составляющая устойчивого развития ориентируется на человека и предполагает сохранение стабильности социальных и культурных систем, включая сокращение количества разрушительных конфликтов между людьми. Важный аспект данного подхода – справедливое разделение благ.

С позиций экологии, устойчивым развитием биологические и физические природные системы должны объединяться в единую целостную структуру. Особая роль при этом отводится жизнеспособности экосистем, которые оказывают влияние на глобальную стабильность всей биосферы. Понятие природной системы и ареала может пониматься в широком смысле, включая и среду, созданную человеком, например, поселения. Основной объем внимания уделяют сохранению способности самовосстанавливаться и динамически адаптироваться таким системам к разного рода изменениям, а не сохранением их в определенном идеальном статическом состоянии. Способность экосистем к самовосстановлению снижается в связи с деградацией природных ресурсов и загрязнением природной среды, а также сокращением биоразнообразия.

Источник

Устойчивое развитие: что это такое и в чем его значимость

Длительное глобальное развитие экономики, нацеленное только на максимизацию прибыли и минимизацию издержек и не имеющее других фундаментальных основ, привело к серьезной деградации природной, социальной и даже духовной среды. Экологические проблемы, глобальное изменение климата, социальное и гендерное неравенство — только часть системных кризисов и глобальных вызовов, с обострением которых столкнулись страны, корпорации и люди в конце XX — начале XXI века. Это столкновение привело к пересмотру глобального взгляда на мир и осознанию важности устойчивого развития.

Что такое устойчивое развитие, которое обсуждается на международном уровне под эгидой ООН уже 40 лет, но в последние годы стало особенно актуальным для бизнеса и государственного управления?

С чего все начиналось

Мысли об ограниченности природных ресурсов и необходимости сдерживать бесконтрольный рост потребления впервые были высказаны еще древнегреческими философами. Но обычно понятие устойчивого развития связывают с английским священником и экономистом Томасом Робертом Мальтусом. В начале XVIII века Мальтус высказал гипотезу о том, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания и ресурсов — в арифметической и это в долгосрочном периоде приводит к бедствиям: голоду, войнам и даже революциям.

Особо бурный всплеск идей об ограниченности природных ресурсов и важности осознанного производства и потребления произошел спустя 170 лет после публикации первых работ Мальтуса. В 1972 году международная общественная организация «Римский клуб» выпустила первый доклад — знаменитые «Пределы роста» (The Limits to Growth) — результаты математического моделирования исчерпания природных ресурсов вследствие роста населения. Модель содержала 12 сценариев, пять из которых описывали катастрофическое снижение населения до 1-3 млрд человек из-за избыточного роста потребления, а семь сценариев были благоприятнее и опирались на повышение экологической, демографической и социальной осознанности человечества.

В том же 1972 году была создана Программа Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде, положившая начало обсуждению экологических проблем на глобальном уровне.

Не экологией единой

Текущее понимание устойчивого развития утвердили в 1983 году, когда ООН созвала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, названную позже комиссией Брундтланд (по фамилии председателя). Утвержденный комиссией термин «устойчивое развитие» (sustainable development) и его объяснение через связь поколений широко используется по сей день, хотя, к слову, довольно противоречиво в переводе на русский язык.

Устойчивое развитие — комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие возможно при равновесии трех основных составляющих: экономический рост, социальная ответственность и экологический баланс. Согласно программному документу ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» от 2015 года, выделяется 17 целей устойчивого развития. Не все из них одинаково актуальны для разных частей мира, однако их достижение в целом позволит повысить качество жизни нынешних и будущих поколений.

В чем заключается суть философии устойчивого развития. snimok ekrana 2021 03 01 v 09.58.36.png 1614589259 86847. В чем заключается суть философии устойчивого развития фото. В чем заключается суть философии устойчивого развития-snimok ekrana 2021 03 01 v 09.58.36.png 1614589259 86847. картинка В чем заключается суть философии устойчивого развития. картинка snimok ekrana 2021 03 01 v 09.58.36.png 1614589259 86847

Существенный вклад в устойчивое развитие внесли социальные медиа и всеобщая открытость. Когда контент может создавать каждый, а распространяется он моментально, не могут быть скрыты крупные экологические катастрофы или акты социального неравенства — все получает максимальную огласку. В итоге осознанность людей во всем мире привела к тому, что устойчивое развитие стало частью нашей жизни и повесткой не только для международных организаций и стран, но и компаний. Декларируемые ООН цели устойчивого развития все активнее внедряются в стратегии развития компаний, в том числе и российских.

Начавшаяся с крупных компаний повестка устойчивого развития бизнеса увеличивает социальную, экономическую и экологическую ответственность компаний — от прямых инвестиций в медицинскую и социальную сферы до улучшения качества жизни через социальные программы для локальных сообществ коренных жителей, затронутых добывающей промышленностью. Исследования последних лет показывают, что приверженность принципам устойчивого развития в компаниях делает сотрудников более лояльными, особенно представителей поколения Z и миллениалов: в меняющемся мире компаниям необходимо быть более осознанными для того, чтобы их выбирали молодые сотрудники.

А что в России?

Об устойчивом развитии на территории России можно сказать, что российские компании зачастую не уступают мировым в уровне и применении решений: девять из десяти зарубежных инвесторов обращают внимание на приверженность компании целям устойчивого развития.

Но существует страновая специфика, которую большинство исследователей не учитывают при замерах. Географические, социально-экономические и институциональные особенности развития стран влияют на важность восприятия и реагирования на различные цели устойчивого развития. Например, российские компании долгое время концентрировались на экологической составляющей устойчивого развития. Но в последнее время все чаще обращаются к целям устойчивого развития городов, образованию и росту качества жизни в охватываемых территориях.

Так, группа ЧТПЗ профинансировала разработку мастер-плана по благоустройству и развитию городской среды Первоуральска Свердловской области, где находятся предприятия компании. Документ предусматривает создание концепции качественной среды для горожан разного возраста, стратегические направления преобразования общественных пространств, а также дорожную карту развития, которая будет способствовать привлечению в город человеческого капитала.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) вкладывается в улучшение городской среды в Магнитогорске и строит не имеющий аналогов в мире парк «Притяжение» размером в 400 га. На территории парка сконцентрируются современные спортивные, медицинские, музейные, образовательные и культурные объекты.

И это только два примера, а их на самом деле десятки. По разным данным, в стратегии развития подавляющего большинства (свыше 90%) крупнейших российских компаний внедряются цели устойчивого развития.

Среднему бизнесу этот процесс только предстоит — тем интереснее наблюдать за ним сейчас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes

Источник

В чем заключается суть философии устойчивого развития

ФИЛОСОФИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В отечественной литературе устойчивое развитие определяется как форма такого взаимодействия ( коэволюции ) общества и природы, при котором сохраняется биосфера и обеспечивается выживание и неопределенно долгое развитие человечества. Мантатов В.В. рассматривает устойчивое развитие как закон Вселенной. Этот закон отражает фундаментальное свойство всех явлении и процессов во Вселенной: динамическое равновесие, характеризующееся соответствием между устойчивостью и изменчивостью. Вещи оказываются устойчивыми не сами по себе, а только по отношению к определенным совокупностям изменений (преобразований); и, наоборот, изменения вещей необходимо предполагают устойчивость бытия, поскольку процесс изменений есть не что иное, как развертывание (самораскрытие) устойчивой субстанции.

Процесс развития идет – как минимум – двумя противоположными путями: изменчивости и устойчивости, хаоса и порядка, инволюции и эволюции. В этом единстве и взаимопереходе противоположных моментов развития понятие устойчивого развития делает акцент на эволюции, согласованности и направленности изменений. Процессу такого развития присущи порядок и безопасность, выживаемость и сохраняемость структур в противовес хаосу и катастрофичности. Словом, устойчивое развитие – это такая творческая эволюция системы, при которой никакие преобразования внутри системы, никакие внешние возмущающие факторы не могут вывести ее из состояния динамического равновесия.

В философии Гераклита, как и во всей древнегреческой мысли, господствовало понятие космической справедливости, которая «предотвращает возможность того, чтобы борьба противоположностей когда-либо завершилась полной победой одной из сторон». [1]

Справедливость – это космический принцип, выражающий сбалансированность, мерную определенность всего сущего. Следовательно, безмерность есть нарушение справедливости и она наказуема. Прекрасна надлежащая мера во всем, как говорили античные мудрецы. Справедливость, понимаемая как закон меры, является имманентной характеристикой космического порядка. В обществе такой мерой, на наш взгляд, является степень удовлетворения разумных потребностей человека. Опасно как сверхпотребление богатых, так и недопотребление бедных. Поэтому главная проблема устойчивого развития общества предстает как проблема справедливости.

Закон устойчивого развития и есть закон космической справедливости. В мире все уравновешено и гармонизировано, то есть в мире царит справедливость, или порядок. И этот справедливый порядок не может быть нарушен. Как говорил Анаксимандр, вещи должны быть осуждены за свою несправедливость сообразно «порядку времени». Но общество, в котором мы живем, страшно неустойчиво, дисгармонично и несправедливо. Человеческий порядок разошелся с порядком космическим. Необходима гармонизация человеческого бытия, согласование его с космическим порядком, с «великой динамикой природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой». [2]

Устойчивое развитие общества возможно только в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и с окружающей средой в соответствии со Стратегией Разума.

В докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, известном как «Доклад Брундтландт », также отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой». [3] После «Доклада Брундтландт » устойчивое развитие общества понимается как сбалансированное во всех отношениях развитие, и естественно, такое развитие немыслимо без принятия концепции справедливости. Новый подход к проблемам мироустройства, предложенный концепцией устойчивого развития, связан именно с пониманием места и роли справедливости в историческом процессе. «Наша неспособность добиться признания и принятия концепции общих интересов, что необходимо для процесса устойчивого развития, – говорится в докладе Комиссии ООН, – часто является результатом относительного пренебрежения экономической и социальной справедливости внутри стран и между странами». [4] Опыт истории подтверждает: ни одно общество не может быть устойчивым, если его основы не опираются на справедливость. Концепция устойчивого развития распространяет заботу о справедливости на будущие поколения людей, которое логически предусматривает также и охрану природы.

1. Рассел Б. История западной философии. Т.1. М: «Миф», 1993.С.63

2. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973. С.121.

3. «Наше общее будущее». М.: Прогресс, 1989. С.68.

Источник

Социально-философские основания устойчивого развития

Немцев Иван Анатольевич

соискатель, Сибирский федеральный университет

663690, Россия, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Советская, 5а, каб. 6

Nemtsev Ivan Anatol’evich

post-graduate student of the Department of Global Studies and Geopolitics at Siberian Federal University

663690, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Zelenogorsk, ul. Sovetskaya, 5a, kab. 6

Просмотров статьи: 17926 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Все большую актуальность в мире получает идея, концепция и стратегия устойчивого развития. Проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество, уже невозможно решить силами одного государства, поэтому глобализация и переход к «устойчивости», выступает как необходимость созидания будущего в современном мире. За последнее столетие темпы производства и потребления резко выросли, что негативно сказалось на окружающей среде. Человечество сейчас тратит ресурсов гораздо больше, чем тратило в предыдущие века и чем это «позволительно» для планеты. Возникает противоречие между возможностями природы в ее планетарном масштабе и сложившимися в модели неустойчивого развития сверхпотребностями человечества. На данный момент это противоречие только нарастает, несмотря на попытки различных организаций по всему миру обеспечить отказ от идеологии потребления и создать направленность человечества на сохранение окружающей среды (коэволюцию человека и природы). Общество сейчас поставило себя в такие условия, когда оно обязано для дальнейшего своего существования согласовывать свои действия с живой природой. Взгляды человека на природу лишь как на источник ресурсов должны поменяться в XXI в., иначе человечество придет к катастрофе. Методологической основой исследования являются социально-философские методы и принципы научного познания. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ, синтез и др. Достижение поставленной цели осуществляется на основе положений о человечестве, как глобальной взаимосвязанной и саморазвивающейся системе (глобальный эволюционизм), а также на основе принципа всеобщей связи явлений, принципа развития и др. Анализ и решение изучаемых проблем осуществляется на основе общенаучных исследовательских подходов. Решение изучаемых проблем осуществляется на основе положений и выводов по исследуемой тематике, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, исследователей и мыслителей. Автор рассматривает социально-философские основания концепции устойчивого развития. В статье приведена связь между составляющими компонентами устойчивого развития (социальной, экономической и экологической) и базовыми потребностями человека, а также выделена безопасность, как метакомпонента, основанная на триединстве компонент (что делает концепцию более системно-целостной). Автором раскрыт социально-философский смысл идеи устойчивого развития как возможной глобальной идеи человечества и связанного с этим становления глобальной устойчивой человеческой цивилизации. Обеспечение глобально-космической безопасности и становление ноосферной устойчивой глобальной цивилизации автором рассматривается как конечная цель исторического развития человечества (на планете Земля), за которой последует освоение космоса.

Ключевые слова: устойчивое развитие, общество, глобализация, безопасность, глобальная цивилизация, эволюционизм, динамические системы, интеграция, Евразийский союз, глобальные проблемы

Abstract: The concept and strategy of sustainable development becomes more urgent in the world. Problems faced by the international community, can’t be solved by one state, that’s why globalization and the transition to “sustainability”, act as the need of construction of the future in the modern world. Over the last century the rate of production and consumption has risen sharply, which negatively affected the environment. Nowadays mankind spends far more resources than it spent in the previous centuries and than it is permissible for the planet. There is a contradiction between the possibilities of nature in its global scale and the “superneeds” of humanity that have been piled in the model of unsustainable development. At the moment, this contradiction is only increasing, despite the attempts of various organizations around the world to ensure the rejection of the consumption ideology and create the direction of the mankind to protect the environment (co-evolution of humans and nature). Nowadays society placed itself in a situation where it is obliged to coordinate their actions with nature for its further existence. Human attitudes to the nature only as a source of resources must be changed in the XXI century, otherwise humanity will come to disaster.The author examines the social and philosophical foundations of the concept of sustainable development. The article describes the relationship between the constituent components of sustainable development (social, economic and environmental) and basic human needs, as well as highlighted security as meta-component based on the triad component (which makes the concept of a system-integrated). Author discloses a socio-philosophical sense of the idea of sustainable development as a possible global ideas of humanity and the associated formation of a global sustainable human civilization. In domestic social philosophy remains controversial question of Russian identity, about the prospects of Russia in the future, about the national idea in Russia. The author of the article attempts to answer these questions. Providing space security globally and becoming a sustainable global civilization noosphere author regarded as the ultimate goal of the historical development of mankind (on Earth), followed by the conquest of space.

sustainable development, society, globalization, security, global civilization, evolutionism, dynamical systems, integration, Eurasian Union, global problems

Глобализация стала ведущим явлением XXI века. Именно глобализация определяет вектор развития человечества, к чему оно придет. В текущий исторический период, в мире происходит континентальная интеграция стран (образование, в том числе концептуальное, военных и экономических союзов, таких как Африканский Союз, Евросоюз, Северо-Американский Союз, Латиноамериканский Союз, Евразийский Союз), как социальная форма движения общества, самоорганизация разумной материи (о необходимости создания союзов нескольких государств для обеспечения их безопасности писал И. Кант еще в XVIII в. [1, с.12-28] ). Самоорганизация эта протекает достаточно интенсивно, но сопровождается рядом проблем (имеющим глобальный характер), которые были признаны ООН и включены в Декларацию тысячелетия в 2000 году. Глобальные проблемы современности – это острые проблемы, затрагивающие все человечество (т.е. касающиеся непосредственно каждого человека), являющиеся угрозой гибели человеческой цивилизации, решение которых возможно только всем мировым сообществом.

Глобальные проблемы появились вследствие нерациональной и масштабной человеческой деятельности: сверхпотребления, отсутствия культа природы (уважения к природе, сохранения природной оболочки) и т.д. Они осложнены тем, что решению одной проблемы может противодействовать другая: глобальные проблемы взаимосвязаны и требуют комплексного подхода в их решении.

Большая часть глобальных проблем человечества возникла вследствие ухода в социальную среду из среды природной (произошло доминирование социального в человеке над природным), данный процесс наиболее характерен для XX-XXI века, в условиях глобализации, урбанизации, индустриализации, электрификации. В XXI веке, человечество, осознав, что если общество будет развиваться в той же неолиберальной, капиталистической модели, что и раньше, это может привести к глобальной катастрофе, которая уничтожит мировую цивилизацию.

Вследствие реализации неолиберальной модели глобализации, а также непрекращающейся деструктивной хозяйственной деятельности человечества (и нарастающей динамики), глобальные проблемы с течением времени только укрепляются. Поэтому на современном этапе глобализации, важно снижать негативные проявления этого процесса.

Рассмотрим философские аспекты идеи устойчивого развития. Всякое развитие есть система направленных изменений. Развитие – сложный процесс и смена неустойчивого развития на устойчивое должно сопровождаться уничтожением всех негативных факторов первого в глобальных масштабах (третий закон материалистической диалектики [7, с.134-147] ). Но в отличие от свойственных России революционных методов и переворотов (например, дворцовые перевороты, 1917 г., 1991-1993 гг.), смена развития должна происходить эволюционным путем, причем как в нашей стране, в Евразийском Союзе, так и во всем мире, т.к. революционная смена типа человеческого общества порождает тяжелый кризис, который усугубит глобальные проблемы и может привести человечество к катастрофе (при условии что сразу несколько развитых стран сменят вектор развития через революцию).

Потребность в создании новой идеологии связана с деструктивными функциями господствующей практически во всем мире, глобальной идеологии потребления. Тезис о господстве идеологии потребления основывается на тех фактах и феноменах общественной жизни, которые мы имеем в реальности: культ потребления, наличие моды, расточительство, ориентация на прибыль при принятии решений и т.д. Потребление является актом получения благ или услуг. Сверхпотребление (или нерациональное потребление), доминирующее в мире и навязанное странами Запада – это феномен получения благ и услуг сверх необходимости – в большей степени, чем человеку требуется. Тип глобализации, который навязывает миру США является так называемой универсалистской моделью мира, во главе которой стоит потребление. Противодействие такой «неустойчивой» глобализации, может оказать формирующаяся в странах постсоветского пространства модель глобализации «устойчивой», незападной, основанной на бережном природопользовании, глобальной безопасности и устойчивом развитии всего человеческого сообщества. Именно сверхпотребление вызывает в обществе ряд проблем (в том числе глобальных) и противоречий.

Общество потребления изначально расколото, ведь смысл потребления заключается в индивидуализме. Но ведь это противоречит процессу глобализации, как формированию единой человеческой цивилизации.

Человечество вступило в новый век, требующий построения новой цивилизации, с необходимостью перемен в отношении к окружающей среде. Новые условия жизни и новая среда существования XXI века (под тяжестью глобальных проблем) вступают в противоречие с человеком XX века. Менталитет, нравственность, деятельность человека должны измениться в соответствии новому времени. Вектор в сознании людей с культа денег, культа потребления должен быть направлен в сторону уважения к природе и человеку. Требование времени – революция сознания человека. Необходимо новое воспитание, новые взгляды на мир, новое законодательство. Этому будет способствовать новая мировая идеология – устойчивое развитие, как консолидирующая глобальная идея, как более мощная и крайне необходимая программа действий, реализация которой важна в том числе в виде идеологии.

Да, устойчивое развитие может показаться утопичной идеей, но это не означает, что к такому идеальному обществу не нужно стремиться (тем более, глобальные проблемы навряд ли оставят нам выбор строить такую утопию или нет). Таким образом, у человечества есть два пути – глобальная катастрофа или создание устойчивого общества, как общества, основанного на ноосферной концепции, где технологии служат на благо человека и природы (господствуют прикладные науки). Сознательный выбор устойчивого развития может стать очередным переломным моментом исторического процесса, наряду с неолитической революцией, появлением машинного производства, информационных технологий и т.д. Кто станет лидером в устойчивом обществе, зависит от конкретных решений, которые необходимо осуществлять уже сейчас.

При успешной реализации устойчивого развития, человечество наконец сможет заняться освоением космического пространства: использовать ресурсный потенциал астероидов (для сохранения ресурсов Земли), исследовать глубокий космос, освоить Луну и другие космические объекты (в том числе и промышленное освоение) [11, с.180-189] и т.д. Помимо восполнения заканчивающихся ресурсов, освоение космоса поможет решить ряд других глобальных проблем – демографическая проблема (перенаселение Земли), безопасность при космических угрозах и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *