В чем заключается суть количественного научного подхода в менеджменте

Количественная школа менеджмента

Сущность менеджмента как научного направления, история формирования его основополагающих идей. Классификация и этапы развития разнообразных школ менеджмента, их дальнейшие перспективы. Исследование и общая характеристика количественной школы управления.

менеджмент управление школа количественный

Принципы науки управления или количественного подхода сформированы на основе кибернетики, общей теории систем и исследования операций. Наиболее видные представители школы науки управления или «новой школы»: Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер и другие.

Ключевой характеристикой количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Цель работы: изучение и характеристика количественной школы менеджмента.

1. Рассмотреть кратко классификацию научных направлений и школ менеджмента.

2. Раскрыть особенности количественной школы менеджмента.

1. Классификация научных направлений и школ менеджмента

Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности управление было признано только в ХХ веке. Вместе с изменением практики менеджмента изменялись и учения об управлении.

Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями» (см. табл. 1).

Наименование (по характеру)

Связь с историческими лицами или событиями

Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями

1792-1 750 гг. до н.э.

Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами

Произошло отделение функции управления государством от церковной власти

Правление Навуходоносора. Он создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах

Выделилась группа людей, профессиональ-но занимающихся уп-равлением в области производства и строительства

Зарождение профессио-нального управления

Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помо-гающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствуется организация производства и труда

Произошло отделение управления от собственности, появились профессиональные наемные управляющие

Концепция «рациональной бюро-кратии» М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров

Выделились специализированные группы управленцев, за которыми были закреплены функции

Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция. При этом, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки, чем теоретики.

На фазах промышленного развития формируются различные подходы к управлению (рисунок 1).

В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента:

1. Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента; административная школа; бюрократическая школа.

2. Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений; школа наук о поведении.

3. Современные направления менеджмента: школа количественных методов; системный подход к менеджменту; ситуационный подход к менеджменту; процессный подход к менеджменту.

В следующей главе представлены основные положения количественной школы менеджмента.

2. Количественная школа менеджмента

Наиболее бурное развитие школа количественных методов (количественная школа управления) получила с 1950-х годов одновременно с системным подходом. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но методы, разработанные авторами школы, позволили использовать в менеджменте последние достижения в области математики, информатики, статистике, инженерных наук и связанных с ними областей знаний и т.п., а также компьютерной техники. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления.

Количественные методы с общим названием «исследование операций» применялись при решении военно-тактических задач еще во Вторую мировую войну. Англичане первые использовали математические расчеты, математическое моделирование, чтобы отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.

Первые шаги «новой школы» были связаны с применением метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встре-чающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизация их.

Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы. Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления» одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ.

Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления.

Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др. Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.

Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. И, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации.

Поэтому, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.

После создания модели переменным задаются количественные значения.

Развитие идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту. Количественные методы опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др.

Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.

Таким образом, менеджмент как способ и наука управления возник в определенных исторических условиях и прошел определенный путь своего развития, путем возникновения научных школ и их взаимодействия. В современных условиях возникли подходы к пониманию сущности менеджмента, основанные на обобщении, интегрировании идей всех предшествующих школ.

Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем: углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей; развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.

Список используемых источников

Подобные документы

Сущность и содержание менеджмента как научного направления, предпосылки и факторы его становления, этапы и направления развития, дальнейшие перспективы. Основные принципы управления административной школы, ее выдающиеся представители и достижения.

курсовая работа [245,9 K], добавлен 02.07.2015

Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналогий, тейлоризм, административно-функциональная школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 15.06.2010

Характеристика этапов истории развития теории и практики менеджмента. Особенности становления, понятие школ менеджмента и их виды. Возникновение, формирование и содержание различных направлений теории управления. Разновидности и функции школ менеджмента.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 06.04.2011

Сущность стратегического менеджмента, его задачи, направления, принципы и методологические приоритеты. Классификация школ стратегического менеджмента и их особенности. Основные посылки школы культуры и опыт фирмы «Toyota» в применении ее главных идей.

доклад [33,7 K], добавлен 18.05.2010

Менеджмент как научная дисциплина, предмет и методы его исследования, история становления и развития специфических школ управления. Классификация школ управления и направления их деятельности. Место Учения Тейлора в системе современного менеджмента.

курсовая работа [35,0 K], добавлен 20.08.2009

История возникновения классической и научной школ менеджмента. Составление модели развития концепции теоретических школ управления. Разработка схемы отличительных особенностей и сходства российского, американского, европейского и японского менеджмента.

контрольная работа [38,3 K], добавлен 12.10.2010

Основные стадии развития науки управления и классификация школ менеджмента. Возникновение и содержание различных школ управления. Разнообразие моделей менеджмента и этапы его эволюции в России. Исследование системы менеджмента на конкретном предприятии.

дипломная работа [3,0 M], добавлен 16.10.2010

Анализ положений различных школ и концепций менеджмента. Характеристика деятельности ООО «Загородный клуб «Аут», способы повышения эффективности управления. Особенности школы научного менеджмента Ф.Тейлора и концепции организационного поведения.

курсовая работа [130,3 K], добавлен 16.11.2012

История процесса зарождения и формирования индустриального менеджмента в Англии и США. Школа «научного менеджмента» как первое направление развития американской теории управления. Специфика организации менеджмента в англоамериканской модели управления.

курсовая работа [50,7 K], добавлен 02.09.2010

Исторические этапы развития менеджмента, его основные школы и утверждение принципов научного управления. Анализ практики организации контроля на примере производственного предприятия. Разработка предложений по совершенствованию системы управления.

курсовая работа [62,3 K], добавлен 10.05.2011

Источник

Количественные методы в менеджменте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Менеджмент с точки зрения количественных методов

Свое активное развитие школа количественных методов ведет с 1950-х годов единовременно с системным подходом. Она продолжает направление Ф. Тэйлора, но способы, созданные авторами школы, позволяют использовать в управлении самые свежие наработки в области информатики, математики, статистике, инженерных науках и связанных с ними профилей знаний и т.п., а также компьютерной техники. Все это вносит огромный вклад в структурирование теории менеджмента.

Можно с некоторой долей условности выделить ряд направлений и подходов в становлении научной школы менеджмента.

Системный подход

Системный подход — это метод, при котором каждая система воспринимается как совокупность связанных друг с другом элементов, у которой есть цель, ресурсы, связь с внешней средой и обратная связь.

Готовые работы на аналогичную тему

Это наиболее сложный подход

Его смысл состоит в исполнении требований теории систем в целом, согласно которой любой объект во время его исследования обязан восприниматься как большая и сложная система и единовременно как часть общей системы.

Полное определение системного метода подразумевает также необходимость изучения и практического применения следующих его аспектов:

Ситуационный подход

Ситуационный подход говорит, что разные способы менеджмента могут использоваться в зависимости от определенной ситуации, так как компания — это открытая система, которая всегда взаимодействует с окружающим миром, а это значит основные причины происходящего внутри компании нужно искать в ситуации, в которой эта компания вынуждена функционировать.

Этот метод рассчитан на непосредственное использование новых научных методик в определенных условиях и ситуациях.

Тут важно «ситуационное мышление» — осознание выбора эффективных приемов для достижения поставленных целей в конкретных ситуациях. Основная сложность состоит в том, что процессы в различных ситуациях взаимосвязаны и многочисленны и их невозможно анализировать раздельно, поэтому менеджеру проблематично подобрать корректный способ.

Ситуационный подход должен объединить определенные приемы и методики менеджмента с конкретными ситуациями, проанализировать различия между компаниями и внутри самих предприятий.

Теория ситуационного метода основывается на четырех положениях:

Источник

Количественный подход к управлению (с 1950 г. по настоящее время)

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления15.05.2017
Размер файла48,3 K

В чем заключается суть количественного научного подхода в менеджменте. ba. В чем заключается суть количественного научного подхода в менеджменте фото. В чем заключается суть количественного научного подхода в менеджменте-ba. картинка В чем заключается суть количественного научного подхода в менеджменте. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Уральский государственный горный университет

Кафедра экономики и менеджмента

по дисциплине «Теория менеджмента»

Количественный подход к управлению (с 1950 г. по настоящее время)

Преподаватель Соколова О.Г.

г. Екатеринбург 2016 г.

Введение


Современная технически сложная экономика требует совершенствования систем управления на всех уровнях агрегирования. Для обеспечения управляемого развития современному руководителю уже недостаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей в их традиционном понимании. Ему необходимы научные знания о процессах переработки информации и принципах принятия решений.


Принципы количественного подхода (или науки управления) сформированы на основе общей теории систем и исследования операций.

канторович линейное программирование управление

1. Количественная школа менеджмента


Количественные методы с общим названием «исследование операций» применялись при решении военно-тактических задач еще во Вторую мировую войну. Англичане первые использовали математические расчеты, математическое моделирование, чтобы отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.


В западных странах указанная дисциплина в том или ином объеме включается в качестве одного из важнейших базовых элементов в учебные планы подготовки экономистов и практических менеджеров всех уровней и тем самым имеет серьезное воздействие на общую культуру принятия управленческих решений. В нашей стране дело обстояло и до сих пор обстоит по иному: теоретические исследования и инструментальная база (соответствующие разделы абстрактной математики, математические модели, численные алгоритмы, компьютерные программы и т.п.) представлены достаточно хорошо, но наука об управленческих задачах все еще не востребована реальной практикой управления.


1.2 Суть количественной школы менеджмента


Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Р. Калман, Л. Клейн и др.


Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени.


Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.


Развитие идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту. Количественные методы опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др.


Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.


2. Л.В. Канторович


Как экономист Л.В. Канторович заявляет о себе в конце тридцатых годов. В 1939 году выходит в свет его знаменитая брошюра “Математические методы организации и планирования производства”, ознаменовавшая рождение линейного программирования. Уже в 1942 г. им был написан первый вариант капитальной монографии “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов”. Эта работа настолько опережала время и настолько не соответствовала догматам тогдашней политической экономии, что ее публикация оказалась возможной только в 1959 г и повторно в 1960 г.


Идеи Л.В. Канторовича были легализованы, получили некоторое признание и начали использоваться в экономической практике. В дальнейшем эта книга была переведена на английский, французский, японский, румынский, словацкий, польский, сербский, испанский языки. Приоритет Л.В. Канторовича был признан и на Западе, о чем свидетельствует присуждение ему Нобелевской премии.


Л.В. Канторович был членом ряда зарубежных академий и почетным доктором многих университетов, участвовал в работе международных научных обществ. До последних своих дней Леонид Витальевич был полон творческих планов и активно работал над их претворением в жизнь.


Л.В. Канторович скончался 7 апреля 1986 г. в Москве.


2.2 Задачи оптимизации


Задачи оптимизации были порождены практической деятельностью человека. В 40-х годах исследование экономических проблем и задач организационного управления породили новый раздел математического анализа, получивший название математического программирования. Линейное программирование (часть математического программирования) относится к числу наиболее широко распространенным методам анализа задач организационного управления.


Любая задача линейного программирования включает три основные составляющие элемента: управляемые переменные, целевую функцию и ограничения.


Ограничения. Как уже сказано выше, принимающий управляющие решения, перебирая значения управляемых переменных, интересуется теми из них, которые доставляют максимум или минимум целевой функции. Однако такой поиск ведется при некоторых ограничивающих или регулирующих условиях, включенных в постановку задачи и не подлежащих изменению для данной задачи. Такие условия выражаются в виде управлений и неравенств, которые в случае задач линейного программирования являются линейными. На практике в качестве ограничений часто выступают ресурсы сырья, капиталовложений, потребности в готовой продукции и т.д. Если область допустимых решений сводится к одному элементу, то оптимизационной задачи нет и изучаемая система лишена возможности управления.


2.3 Линейное программирование Л.В. Канторовича


Ядром открытия Л.В. Канторовича является установленная им объективная связь задачи оптимального планирования с задачей определения соответствующих стоимостных показателей. На этой основе формулируются признаки оптимальности, позволяющие предложить различные схемы направленного перебора допустимых планов и систем стоимостных показателей. Иными словами, c оптимальным планом любой линейной программы автоматически связаны оптимальные цены.


Таким образом, цели общества, оптимальный план и цены составляют одно неразрывное целое. Им указаны конкретные условия, при которых объективно обусловленные оценки оптимального плана совпадают с полными (прямыми и сопряженными) затратами труда.


Вывод


Своей научной и человеческой судьбой Л.В. Канторович преподал нам два урока:


задачи организационного управления в нашем сложном мире, чреватом катастрофическими последствиями ошибок, все более нуждаются в научном анализе и требуют самых совершенных (в том числе математических и компьютерных) средств современной науки;


научная методология, передовые идеи, способные в корне переустроить и преобразовать управление обществом, побеждают не сами собой, а в результате колоссального напряжения духовных и интеллектуальных сил конкретных личностей;


Заключение


Список используемых источников

7. Источники из Интернета:

8. Количественная школа менеджмента. URL: http://refleader.ru/jgepolatypol.html.

9. Научные школы менеджмента. Представители школы научного менеджмента. URL: http://fb.ru/article/187816/nauchnyie-shkolyi-menedjmenta-predstaviteli-shkolyi-nauchnogo-menedjmenta

10. Основные школы управления. URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/osnovnye-shkoly-upravleniya.html

11. Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления. URL: http://libsib.ru/menedzhment/tendentsii-razvitiya-menedzhmenta-osnovnie-etapi-nauchnie-shkoli-i-kontseptsii-upravleniya/vse-stranitsi

12. Этапы развития менеджмента. Современная управленческая парадигма. URL: http://studme.org/50561/menedzhment/etapy_razvitiya_menedzhmenta_sovremennaya_upravlencheskaya_paradigma#371

13. Школа науки управления с 1950 г. по настоящее время. URL: http://www.adload.ru/page/eco_03-0414_1617. htm

14. Количественный подход. URL: http://www.bbest.ru/razryprresh/istnaykobyprresh/shkolipodvnaukobypr/kolpodx

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Задача управленческой деятельности-количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации. Всеобщее управление качеством. Ориентация на потребителя и лидерство руководства. Вовлечение сотрудников. Системный подход к управлению.

реферат [50,1 K], добавлен 12.10.2008

Сущность менеджмента как научного направления, история формирования его основополагающих идей. Классификация и этапы развития разнообразных школ менеджмента, их дальнейшие перспективы. Исследование и общая характеристика количественной школы управления.

контрольная работа [137,9 K], добавлен 19.06.2014

Системный подход к управлению и его корифеи. Современное представление о системном подходе. Понятие системного подхода, его основные черты и принципы. Отличия традиционного и системного подходов к управлению. Значение системного подхода в управлении.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 21.10.2008

Сущность системного подхода как основы комплексного анализа. Основные принципы системного подхода. Системный подход в менеджменте организации. Значение системного подхода в управленческой организации. Системный подход к управлению операциями.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 06.11.2008

Значение количественной школы управления. Основные этапы построения модели и исходные положения системного подхода. Характеристики методов и средств кибернетического менеджмента. Применение математических и логических моделей в управлении организацией.

презентация [721,0 K], добавлен 16.07.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *