В чем заключается суть спора номиналистов и реалистов кратко
Философия кратко: номиналисты и реалисты
Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050–ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Схоластика, спор реалистов и номиналистов.
Средневековая философия: патристика
Период патристики охватывает I–VI вв. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей. Патристика представляет собой учение «отцов церкви», т. е. духовных наставников, которые характеризуются святостью жизни, высоким авторитетом. В патристике выделяют три этапа:
1. – апологетику, сыгравшую важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Представителями апологетики были Тертуллиан, Климент, Ориген и др.;
2. – классическую патристику, сформулировавшую философские принципы и основания христианского учения. Представители: Василий Великий, Григорий Нисский, Аврелий Августин и др.;
3. – заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику. Здесь следует упомянуть Боэция, Эриугена и пр.
1. единство принципов;
2. корпоративная истина;
3. опора на традицию и согласие отцов;
4. авторитет Писания.
Представители патристики обсуждали проблемы сущности Бога, движения истории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, затрагивали вопросы о соотношении веры и разума.
Особое внимание привлекает к себе учение наиболее выдающегося представителя патристики Аврелия Августина (354–430) – епископа гиппонского, христианского богослова, философа и церковного деятеля.
А. Августин прошел путь к христианству через язычество и манихейство. Свой путь к Богу он описал в сочинении «Исповедь».
Религиозно-философское учение А. Августина состоит из трех частей: физики, логики и этики. В физике А. Августин развивает учение не о природе, а о творении природы Богом из ничего актом своей свободной воли.
В области логики и гносеологии Аврелий Августин исходит из того, что чувственное познание не может привести нас к истине, поскольку чувственность сомнительна, неустойчива. Погружаясь в познание своей души, человек обнаруживает в ней устойчивое, вечное содержание, источник этого – Бог. Бог наделяет душу человека естественным светом, озаряет ее, следовательно, открывает возможность познания. Человеческая душа, по А. Августину, творение Бога. В ней три части: разум, воля и память.
Вера – наивысший акт воли. Воля предшествует знанию, ибо человек сначала должен уверовать в Бога, а затем пытаться его познать. Разум без веры не может быть средством и мерой истины.
В этике Аврелий Августин развивает учение о добре и зле. Добро у
А. Августина есть высшее благо – Бог. Зло – это недостаток добра, оно проявляется в свободной воле человека, в его гордыне, страстях. Зло повергает человека в зависимость от греха. Свободным человек может стать только тогда, когда осознает присутствие Бога в мире и станет жить, постигая учение Бога.
Аврелия Августина считают родоначальником христианской философии истории.
А. Августин предложил принципиально новую, линейную схему мировой истории, которая отличается от античной (циклической) модели исторического процесса. Главная характерная черта философии истории А. Августина – провиденциализм, учение о предопределении. Бог не только творит мир, но и поддерживает его своей благодатью, а также направляет все в мире к определенной цели, к лучшему. Человеческая история, в его понимании, есть борьба двух враждебных царств.
Схоластика, спор реалистов и номиналистов.
В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».
Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь, не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это «звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.
Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется «концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реально существует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не в виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводил существование троицы к качеству одной личности.
Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) — видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви — томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеологией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.
В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное.
Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция.
Аквинский, наряду с категориями «возможность» и «действительность», вводит и такие, как «материя» и «форма».
Материя — это возможность, а форма — действительность.
Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же — существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.
Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пять своих доказательств существования Бога, которыми пользуется современная католическая церковь:
1. все, что движется, движимо кем-то и есть перводвигатель, коим является Бог;
2. все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
4. все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог;
5. все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало, которое направляет все к цели — Бог.
Лингвистический спор реалистов и номиналистов в средневековой Европе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные сведения об объекте спора реалистов и номиналистов
В центре внимания всех западноевропейских философских школ средневекового периода (в том числе номиналистов и реалистов) стоял вопрос, сформулированный римским По данной теме мы уже выполнили реферат Римские имена подробнее неоплатоником Порфирием (233 – 304 гг.). Этот вопрос звучал следующим образом: «Существуют ли они (роды и виды, то есть общие понятия) самостоятельно, или же они находятся в одних только мыслях, и если они существуют, то тела ли это, или бестелесные вещи, и обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них?»
То есть центральным объектом этого спора является общее понятие.
Общее понятие представляет собой единство существенных свойств, отношений, связей предметов и явлений, которое отображается в человеческом мышлении, то есть это мысль, которая выделяет и обобщает по определённым признакам предметы и явления.
В зависимости от количества предметов (явлений), которые подпадают под понятие, различают единичные, общие и пустые понятия. Общее понятие (чаще называемое универсалией) объединяет более одного предмета. Философы Средневековья по-разному смотрели на сущность универсалий. Основными и при этом противоположными философскими учениями насчёт общих понятий были:
Готовые работы на аналогичную тему
Описание спора реалистов и номиналистов
Спор между этими двумя философскими направлениями продолжался в течение пяти веков и втянул в себя ученых и философов нескольких поколений.
Первоисточниками спора реалистов и номиналистов считаются Платон и Аристотель. Платон считал, что «идеи» являются самостоятельными и независящими от человеческого ума сущностями. Его ученик, Аристотель полагал, что общие понятия («роды» и «виды») зависят от конкретных единичных вещей, в каковых они и пребывают.
Особую остроту в этот спор добавляло то, что для Средневековья было характерно неразрывное развитие философии и теологии, что выражалось при рассмотрении вопроса об общих понятиях в непосредственном касании религиозных догм и затрагивании непоколебимой церковной истины.
Спор между номиналистами и реалистами принимал формы устного преподавания в университетах и философских школах и письменных трактатов, которые преимущественно представляли собой комментарии к работам философов предшествующих периодов. Например, отношение по рассматриваемому вопросу Боэция выражалось в его комментировании работ Порфирия, а отношение самого Порфирия – работ Аристотеля. Для современных исследователей это вызывает некоторые трудности, поскольку удобнее рассматривать целостные и последовательные философские системы, чем разрозненные трактаты и комментарии.
Лингвистический аспект спора об общих понятиях
Спор между реалистами и номиналистами не стал поводом для разработки собственно общелингвистических или грамматических теорий.
Номиналисты и реалисты затрагивали вопросы соотношения языка и мышления тогда, когда это могло бы позволить сформулировать более обоснованные аргументы против позиций противников.
Как правило, в их рассуждения (а иногда и в полноценных работах), которые были посвящены языку, они рассматривали его как средство именования вещей и воплощения мыслительных представлений и мыслительного процесса в целом.
Таким образом, номиналисты и реалисты, рассуждая о природе общих понятий, касались следующих вопросов, непосредственно связанных с языком, не выходя за рамки проблем средневековой философии языка:
Реалисты и номиналисты, как правило, принимали грамматические теории, но обсуждали их в таких формах, какие были представлены в работах поздних римских грамматистов, которые в Средние века пользовались большим авторитетом – Доната (IV век) и Присциана (V век).
Философия Рабана Мавра и Иоанна Скота Эриугены
Как было указано выше, спор реалистов и номиналистов имеет многолетнею историю, и по началу он проходил в более «спокойной» обстановке. Так, известный ирландский философ и богослов Иоанн Скот Эриугена (810-877 гг.) был реалистом, хотя в то время стал первым автором идеалистической концепции.
Одним из ярчайших представителей номинализма был Рабан Мавр (784-856 гг.) – бенедиктинец и архиепископ немецкого Майнца. Он комментировал работы Порфирия, где было изложено мнение о том, что род является понятием, а не вещью.
С мнением Рабана Мавра во многом был солидарен Боэций, который «категории» называл «именами». Они оба обращались к «Категориям» Аристотеля. Их окончательные взгляды, которые совпали, сводились к тому, что реальными были отдельные вещи, индивидуумы, а нереальными – роды и виды (род же рассматривается как концепт, который образован из сходств сравниваемых между собой многих видов). Таким образом, общие понятия (универсалии) представляют собой только рассматриваемые абстрактно сходства между вещами.
Важное место в философских изысканиях на тему универсалий занимает учение Эриугены, которое было навеяно Платоновскими взглядами. Оно представляет собой законченную идеалистическую систему, которая характеризовалась тесным переплетением философских и богословских положений. Это связано с тем, что Эриугена рассматривал истинную философию и истинную религию как одно и то же.
Эриугена как представитель реализма считал универсалии реальными явлениями, которые существуют раньше конкретных вещей. Но существуют универсалии в форме духовных сущность (идеалистическое воззрение). Мир конкретных вещей является только кажущимся, а мир универсалий – вечным, поскольку существует в божественной мысли.
Эриугена оказал значительное влияние на последующих философов, поскольку он был одним из основоположников средневекового реализма.
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит название «умеренного реализма», в отличие от «крайнего реализма», согласно которому, общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050–ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом]
[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом] В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,
4.8. Спор между софистами и Сократом
4.8. Спор между софистами и Сократом Софизмы (греч. sophisma – измышление, хитрость), которые, как уже говорилось, базируются на разнообразных нарушениях логического закона тождества, представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей. От софизмов следует
4. Исторический спор между капитализмом и социализмом/коммунизмом обретает новое, расширенное «пространство» – ноосферно-экологическое. Природа на стороне Ноосферного Социализма или Ноосферизма
4. Исторический спор между капитализмом и социализмом/коммунизмом обретает новое, расширенное «пространство» – ноосферно-экологическое. Природа на стороне Ноосферного Социализма или Ноосферизма Аргументация данного положения, что человечество вне эпохи Ноосферного
Номиналисты и реалисты в философии Средневековья
Номиналисты и реалисты в философии Средневековья Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877) и, главным
[3) СПОР МЕЖДУ МАЛЬТУЗИАНЦАМИ И РИКАРДИАНЦАМИ В 20-х ГОДАХ XIX ВЕКА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ИХ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ]
[3) СПОР МЕЖДУ МАЛЬТУЗИАНЦАМИ И РИКАРДИАНЦАМИ В 20-х ГОДАХ XIX ВЕКА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ИХ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБОЧЕМУ КЛАССУ] На этой почве в 20-х годах (период от 1820 до 1830 г. вообще является большой метафизической эпохой в истории английской политической экономии) завязался
§ 4. Спор между взглядами на представление и актуальность
§ 4. Спор между взглядами на представление и актуальность Из нашего описания актов вчувствования можно также найти подход к часто обсуждаемому вопросу, присущ ли вчувствованию характер представления или актуальности. Уже Гайгер подчеркивает, что этот вопрос не является
4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Бремя великих победВ начале мая 2004 года средства массовой информации сообщили, что в Запорожской области Украины неподалеку от г. Мелитополь загорелись и начали взрываться склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская
[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом]
[9. Развитие противоречия между производительными силами и формой общения в условиях крупной промышленности и свободной конкуренции. Противоположность между трудом и капиталом] В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество
1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия
Наследственный спор между философией и религией
Наследственный спор между философией и религией Историю немецкой философии начиная с Канта можно понимать как своего рода судебный процесс, на котором разбираются эти непросвещенные наследственные отношения. Эллинизация христианства привела к симбиозу религии и
II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой
II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой 22. Охарактеризовав достаточно основную способность положительного мышления по отношению к умозрительной жизни, нам остается рассмотреть его также в применении к конкретной жизни, где оно, не
Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья
Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья В книге Анри Пиренна «Экономическая и социальная история средневековой Европы» мы находим многочисленные параллели к тем характеристикам рукописной
Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха» написано очень сложным философским слогом, отличным от слога исторических,
Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна
Глава 2. Связь между языком и онтологией в философии У. В. О. Куайна Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000) является первым и крупнейшим представителем аналитической философии, родившимся в США. Но не только этим он выделяется среди участников этого философского направления.
Философский смысл спора реалистов и номиналистов.
В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее».
Этой теории возражал философ Росцелин, он полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально, как вещь, не существует». — «Универсалии» — это общие понятия, это «звуки голоса — номинал. Отсюда «номинализм». Свое учение Росцелин применил к догмату о Троице, по его теории получилось, что существует не один, а три Бога. В 1022 г. это учение было объявлено еретическим.
Пьер Абеляр (1079-1142) в своем учении которое называется «концептуализм», пытался объединить реализм с номинализмом. Опираясь на идеи мыслителей античности, он развил теорию, в которой утверждал, что общее не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы начинаем изучение этих вещей. Общее реально существует только в уме (ум — это есть концепт), концептуально, но не в виде самостоятельных идеи. Поскольку наш ум вполне реален, то общее в уме реально. Абеляр принял участие в споре о Троице, попытавшись свести воедино все три атрибута Бога, создав некое совершенное Существо Фактически он сводил существование троицы к качеству одной личности.
Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) — видный философ, автор одного из господствующих направлений философии католической Церкви — томизма. Его учение в 1878 г. было объявлено официальной идеологией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой неотомизма, который является одним из мощных течений в современной философской мысли.
В трудах: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное.
Бытие — это существование единичных вещей, что и есть субстанция.
Аквинский, наряду с категориями «возможность» и «действительность», вводит и такие, как «материя» и «форма».
Материя — это возможность, а форма — действительность.
Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не существует, а форма зависит от высшей формы — Бога. Бог же — существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но материя пассивна, активность ей дает форма.
Фома Аквинский утверждал, что «бытие Божие» должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предложил пять своих доказательств существования Бога, которыми пользуется современная католическая церковь:
все, что движется, движимо кем-то и есть перводвигатель, коим является Бог;
все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество — Бог;
все в мире имеет цель, или смысл — значит существует разумное начало, которое направляет все к цели — Бог.
13. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения и её основные проблемы.
Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлением к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную ((божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.
Дата добавления: 2015-01-10 ; просмотров: 47 ; Нарушение авторских прав