В чем заключается важность этапность
Анализ стихотворения «К морю» (А.С. Пушкин)
Стихотворения для поэтов не просто рифмованные друг с другом строки. Это собрание образов и символов, настроений и глубоких проблем. Каждый творческий человек вкладывает в свои произведения частичку своей души, мыслей и внутренних переживаний. Стихотворение «К морю» не стало исключением. Его автором является величайший русский поэт, драматург и прозаик, который также стал основателем русского реалистического направления – Александр Сергеевич Пушкин. Чтобы оценить смысл стихотворения «К морю», обратимся к его разбору. Постарайтесь вместе с Многомудрым Литреконом осознать важность каждого слова, ощутить настроение Пушкина и почувствовать тонкую натуру поэта.
История создания
Пребывая в южном изгнании (1820-1824), Пушкин создает ряд произведений, к которым относится и стихотворение «К морю». В то время Александр Сергеевич неосторожно обращается с провокационными высказываниями в сторону правительства, в поэтических строках читаются выступления против крепостного права и несправедливых законов, за что его хотели сослать в Сибирь, но, благодаря его друзьям, он оказывается в Одессе.
Поэт испытывал противоречивые чувства: ему не нравилась мелкая канцелярская должность, но ему нравилось Черное море, и он не хотел его покидать. Он видел в нем своего друга, который вдохновлял его, успокаивал и давал новых сил. Расставаясь с югом, А.С. Пушкин начал работу над прощальным произведением. Стихотворение было закончено только в Михайловском в 1824 году. Из одной ссылки поэта перебросили в другую.
Есть интересные факты о южной ссылке поэта. Оказывается, Пушкин, удрученный несправедливым отношением к себе, готовил побег за границу по Черному морю. Он, несмотря ни на что, не желал покориться воле царя и отбывать свой срок на юге. Кроме того, жизнь в России была ему противна из-за враждебности света и тирании власть имущих. Но идея с побегом не увенчалась успехом, и поэт был вынужден от нее отказаться. Его романтическая натура была склонна к переменчивости. Поэтому данное стихотворение хранит чувства неудавшегося эмигранта, который расставался с мечтами о свободе, прощаясь с Черным морем. На это есть прямые указания в тексте: «Не удалось навек оставить мне скучный, неподвижный брег». Его задержала страсть к Елизавете Воронцовой, о чем он тоже намекнул к тексте.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения – элегия. Это лирическое произведение, в котором поэт передает глубокие личные переживания, пропитанные настроением грусти и тоски. Покинув море, он печалится, ведь для него «мир опустел». Поэт вспоминает: «Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас…».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная.
Направление, к которому следует отнести произведение — романтизм. В тексте поднимаются типичные для данного концепта темы: одиночество, томление, тоска и грусть. Герой — одинокий странник, противопоставляющий себя обществу — это тоже типичная черта. Даже жанр элегии характерен для романтизма.
Композиция
Композиционно можно поделить стихотворение на несколько частей. Это можно объяснить тем, что поэт начинал его писать, еще находясь в Одессе, а закончил уже вдали от Черного моря.
Образы и символы
Произведение наполнено различными образами.
Темы, настроение, проблемы
Основная идея
Смысл стихотворения «К морю» заключается в подведении итогов долгих размышлений и томительного ожидания изгнанника в ссылке. Поэт хотел бежать, но осознал, что бежать некуда, если «мир опустел». Величайшие люди своего времени — Байрон и Наполеон — не смогли уйти от вездесущей тирании, они пали ее жертвами, хотя нашли едва ли не самые укромные места на планете. Значит, и ему, лирическому герою, не стоит покидать родные берега. Жалеть ему не о чем, разве что о разлуке с морем, которое подарило ему надежду.
Главная мысль стихотворения — протест против любой цивилизации. Человек может быть счастлив только на лоне природы, слыша ее голос. Естественные чувства и блага — все, что нужно для радости. Свобода, любовь, окружающий мир, полный «торжественной красоты» — вот, что действительно важно. К этим идеалам стремится поэт, отметая славу Наполеона, ушедшую в гробницу, и бунт Байрона, окончившийся ничем.
Средства выразительности
В соответствии с отношением к морю поэт подбирает тропы.
Произведение «К морю» Александра Сергеевича Пушкина поистине богато по настроению и идейному содержанию. В произведении описания моря открывают перед читателем возможность поговорить о душевных переживаниях человека, о свободе и зависимости, грусти и радости существования.
Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)
Автор: Guru · 01.11.2017
Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.
История создания
Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.
После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.
Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».
Жанр, направление, размер
Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.
Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.
Композиция
Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.
Лирический герой и образ моря
Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.
Художественные средства выразительности
Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…
Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»
Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»
Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.
Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану
1. История создания
Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.
Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.
Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.
2. Литературное направление
Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.
В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.
Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.
От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.
3. Род
Стихотворение является образцом лирики.
Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.
4. Жанр
Жанр стихотворения – элегия.
Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.
Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.
Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:
Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.
6. Тематика
Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.
Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.
Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.
8. Пафос
Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.
Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.
9. Система образов
Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).
Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.
Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.
Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.
Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.
Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:
Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.
11. Лирический герой
Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.
Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.
Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.
12. Сюжет
Сюжет состоит из четырёх частей:
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.
Первые две строфы содержат обращение к морю.
Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.
Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.
Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.
Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.
Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.
Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.
16. Средства художественной выразительности
Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».
Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).
Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!
Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.
17. Значение произведения
Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.
Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.
Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.
18. Актуальность
Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.
Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.
Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.
Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.
19. Моё отношение
Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.
В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!
Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.
20. Чему учит
Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.
Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.
Жизненный цикл товара — все, что вам нужно о нем знать
У каждого продукта, который выходит на рынок, всегда есть определенная продолжительность жизни. Он в какой-то момент устаревает и на смену ему приходит более современный и удобный аналог. Этот процесс называют жизненным циклом товара. В статье мы рассмотрим концепцию ЖЦТ, ее основные стадии и типы, а также разберем преимущества и недостатки использования этой концепции.
Содержание
Что такое жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара — это период времени, на протяжении которого продукт находится на рынке: внедрение товара, насыщение рынка, конец реализации.
Другими словами, ЖЦТ — это период существования продукта на рынке.
Суть концепции: всякий продукт рано или поздно вытеснят с рынка другие, более совершенные товары. Эти условия применимы к виду, типу и классу продукта, а также к конкретной модели и торговой марке.
Жизненный цикл у всех продуктов разный — это зависит от типа товара и рынка, где его размещают. В современном мире можно заметить такую тенденцию ускорения продолжительности жизни продукта. На рынок каждый день поступают новые товары, которые дешевле или лучше своего предшественника.
Простой пример — это смартфоны, технические характеристики, которых улучшаются каждый год.
Классическая кривая стадий развития товара выглядит так: снизу — линия времени жизни продукта, слева — объем продаж. На этом графике два уровня — продажи и прибыль, а также их соотношение на каждом этапе. В следующих разделах мы разберем каждую стадию подробнее.
Классический график жизненного цикла товара
Важность жизненного цикла товара в маркетинге
Знания ЖЦТ помогают понять, как лучше презентовать товар на разных этапах, обеспечить его долгое существование, определить признаки перенасыщения на рынке и правильно построить стратегию продвижения.
Также концепция поможет:
Этапы ЖЦТ
А теперь давайте подробнее рассмотрим все этапы жизненного цикла товара — от идеи продукта до его вывода с рынка.
Разработка
Первая фаза — разработка продукта. Сюда входит не только идея товара, но и исследовательская работа: изучение ниши для бизнеса, рынка, целевой аудитории и конкурентной среды.
Ваша задача на этом этапе — определить потенциал развития продукта, протестировать его на фокус-группе, обосновать полезные характеристики и проанализировать слабые стороны с помощью SWOT-анализа. Это поможет продумать маркетинговые стратегии и варианты дальнейшего продвижения.
Реализация
Вторая фаза — внедрение и реализация продукта. Товар презентуют аудитории, показывают его полезность и активно продвигают на рынке с помощью маркетинговых инструментов: рекламные кампании на поиске, в социальных медиа, email рассылки, полезные посты и видео, офлайн-продвижение — баннеры, статьи в печатных изданиях, буклеты.
Компания отслеживает поведение потребителей, их пути знакомства с брендом и потребности, изучает действия конкурентов и вовремя реагирует на изменения рынка. А также наблюдает за каналами коммуникации с клиентами и улучшает их.
На старте часто используют такие стратегии продвижения:
Доходы организации напрямую зависят от эффективности рекламных кампаний. При этом объем производимой продукции небольшой — главное правильно организовать бизнес-процессы и не нагружать производственные мощности. Иначе компания обанкротится и не успеет достигнуть поставленной цели.
Рост продаж
Третья фаза — рост. Если ваш товар успешно занял нишу, спрос начнет уверенно расти, как и доходы организации. Компания увеличивает производственные мощности и выпускает большее количество продукта. За счет этого появится возможность уменьшить себестоимость единицы товара для конечного и оптового потребителя.
Рост возможен, когда бренд привлекает новых покупателей и удерживает старых клиентов. Конкуренция увеличивается, а значит — компании нужно реагировать на действия соперников: сезонные скидки, акции, розыгрыши, персональные предложения, бонусные карты.
Рекомендуем к прочтению! Узнайте из наших статей, какие инструменты использовать, чтобы удержать этап роста надолго:
Зрелость
Четвертая фаза — насыщение рынка продуктом. Производитель охватывает большую часть рынка. Спрос перестает увеличиваться, товар производится крупными партиями и прибыль при этом остается высокой.
Компанию окружают лояльные потребители и постоянные клиенты. На этом этапе происходит пик продаж, а кривая на графике ЖЦТ становится прямой.
Здесь будет актуальным пересмотр характеристик товара и возврат на стадию разработки для усовершенствования продукта или изменения стратегии продвижения.
Вернуться в фазу роста можно:
Также в этой фазе усиливается реакция конкурентов, поэтому компании важно удержать внимание потребителей и быстро реагировать на изменения рынка: снизить стоимость, разработать программу лояльности, модифицировать товар.
Этап спада
Пятая фаза — затухание жизненного цикла продукта. Потребители утрачивают интерес к товару, спрос падает, а производитель теряет продажи. Компания может еще тратить силы на производство товара или распродавать остатки.
Компания может перевыпустить улучшенный продукт или закончить выпуск товара и уйти с рынка. Например, в какой-то момент практически исчезли пленочные фотоаппараты, компакт-кассеты, кнопочные телефоны — их заменили цифровые аналоги.
Уход с рынка
Прибыль снижается до нуля или компания уходит в минус. Производитель выводит продукт с рынка — и тут есть два пути: он перепрофилирует бизнес или полностью закрывает направление.
Законы жизненного цикла товара
В этом разделе мы рассмотрели законы, которые влияют на жизненный цикл товара.
Закон возвышения потребностей
У людей всегда остаются базовые потребности, согласно пирамиде Маслоу. Но остальные меняются, на это влияет научно-технический прогресс и развитие общества.
Закон возвышения потребностей — это закон развития общества, который показывает, как совершенствуются потребности людей с развитием технологий и культуры.
Например, массовый потребитель не отправляет бумажные письма, не готовит пищу на костре и ему не нужно срочно искать убежище, чтобы спрятаться от дождя. Сейчас он задумывается, с помощью каких инструментов сделать повседневность легче: чистку зубов электрической щеткой, уборку помещения роботом и так далее.
Человек постоянно ищет новый продукт, который сможет полностью удовлетворить его потребность. А так как это невозможно и потребитель быстро привыкает к новому, он начинает искать более качественное предложение.
Закон общественного развития
Этот закон основан на том, что развитие ускорилось — и каждый день на рынок выходит новый товар, который в чем-то лучше своих предшественников. Идея заключается в следующем: компаниям на этапе разработки продукта нужно заранее продумать все варианты совершенствования товара и его продвижения на рынке.
Типы жизненного цикла товаров: базовые кривые
Выше мы уже рассмотрели классическую кривую ЖЦТ, но это не единственный вариант того, как может развиваться продукт. В этом разделе мы рассмотрим пять базовых кривых, с которыми вы можете встретиться на практике.
Кривая «БУМ»
Показывает долгий период фазы роста — высокий спрос на продукт, стабильный рост прибыли и продаж.
Такой тип кривой характерен для популярных товаров, у которых длительные и стабильные процессы производства, дистрибьюции и продаж. Подобных показателей могут добиться лидеры рынка, например, Coca-Cola.
Кривая «БУМ»
Кривая «Плато»
Ее еще называют кривой «роста-спада». Продукт показывает быстрый рост и такой же по динамике спад, и при этом дальше добивается стабильности. Это означает, что продукт становится хайповым на определенный период, но впоследствии теряет популярность и пользователи уже не видят необходимости в покупке товара.
Примеры. Такая кривая характерна для брендов одежды, когда новая вещь переходит в стадию тренда, но не все готовы ее носить — и только поклонники марки покупают продукт. Также это можно отнести к товарам, которые не входят в масс-маркет: магнитофонам, спиннерам, MP3 плеерам и электронным книгам, которые сейчас покупают только фанаты.
Кривая «Плато»
Кривая «Сезонность»
Ее также называют кривой с повторным циклом. Модель демонстрирует спрос на продукт, который возобновляется через определенное время.
Кривая характерна для сезонных товаров, модных тенденций и трендов: летом — спрей от комаров, зимой — сноуборд, весной — мода на джинсы. А также интерес к фан-сервису от популярных франшиз, когда происходят обновления и перезапуски: к примеру, «Покемоны», «Властелин колец» и Star Wars.
Кривая «Сезонность»
Бесплатная CRM для маркетинга и продаж
Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.
Кривая «Гребешок»
Она же — модель новых подъемов. Кривая с повторяющимися периодами роста, в которой нет этапа спада.
Характерна для производителей, которые на стадии зрелости продукта проводят модернизацию, наполняют его новыми свойствами, пересматривают рекламные кампании и стратегию развития. Таким образом удерживается интерес потребителей и привлекаются новые покупатели.
Примеры: компании Adidas и BMW. А тип продукта — наушники-вкладыши: изначально проводные, а сейчас беспроводные — не путаются, не разрушают гнездо устройства и всегда под рукой.
Кривая «Гребешок»
Кривая «Провал»
Модель показывает только этапы внедрения и начало роста, продукт не доходит до стадии зрелости, а сразу переходит в фазу спада.
Кривая характерна для неудачных товаров, которые не пользуются у потребителей спросом. Людям может не нравиться качество продукта, его свойства или цена. Например, такое было у одной модели смартфонов Samsung, которые начали сами взрываться.
Кривая «Провал»
Недостатки концепции ЖЦТ
У концепции жизненного цикла товаров есть ряд недостатков:
Как продлить жизненный цикл товара
Выше мы уже рассматривали варианты того, как можно продлить тот или иной этап жизненного цикла. В этом разделе мы собрали все способы:
Например, компания «Procter & Gamble» провела ребрендинг, чтобы привлечь новую аудиторию и сформировать другое представление о бренде «Old Spice» — «дезодорант не для стариков».
Реклама «Old Spice» ориентированная на молодую аудиториюЗаключение
В этой статье мы рассмотрели концепцию жизненного цикла товара, ее этапы и типы, а также преимущества и недостатки.
Основы концепции жизненного цикла:
А чтобы создать единую систему каналов коммуникаций с клиентом и всегда получать обратную связь о продукте — регистрируйтесь в сервисе SendPulse и подключайте наши инструменты: используйте CRM, отправляйте email рассылки, Viber, SMS, WhatsApp рассылки, а также подключайте чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!