В чем заключается воинская обязанность граждан российской федерации
Статья 1. Воинская обязанность
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 6 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
В чем заключается воинская обязанность граждан российской федерации
Статья 1. Воинская обязанность
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В чем заключается воинская обязанность граждан российской федерации
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 512-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) исполнения должностных обязанностей;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
(в ред. Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок и условия командирования военнослужащих, если иное не определено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 130-ФЗ)
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
(ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации) Защита Отечества — не только правовое, но, прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей.
В целях обороны страны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан.
Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы. Граждане вправе исполнять воинский долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.
Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральными законами: № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне», № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», № 113-ФЗ от 25 июля 2002 года «Об альтернативной гражданской службе».
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На воинскую службу не призываются граждане, которые в соответствии с действующим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
В настоящее время службу в российской армии проходят по контракту и по призыву. Служба граждан по призыву составляет 12 месяцев.
В чем заключается воинская обязанность граждан российской федерации
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 06.02.2019 N 8-ФЗ)
1.1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 192-ФЗ)
2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О взаимодействии военных комиссариатов, ОВД и территориальных органов ФМС в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, см. Приказ Министра обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007.
3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.04.2015 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 21.12.2009 N 328-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ)