В чем заключается воспитательная функция истории
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 1. Введение
1. Смысл и назначение истории как науки
Вы уже знаете, что история — это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисциплина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.
Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о войне греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей. В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину.
Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Христова, которое теперь называем началом нашей эры.
В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.
Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рациональный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.
Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.
Историки конца XIX — начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.
Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.
В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.
Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.
Воспитательная функция истории
Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта — категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («. от первого мгновенья до последнего», — скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («. я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.
Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:
Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.
Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.
В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя — пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания. не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» [29].
Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.
И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).
Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм — любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности — гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).
Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).
Функции истории (основные)
Социальная значимость истории заключается в важности выполняемых ею функций.
Функции истории – основные направления применения истории, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
Социальные функции истории | |
Функции | Сущность. Содержание |
Мировоззренческая | В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру. Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению, без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а, следовательно, и обеспечить научность познания. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить их с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует умение осмысливать действительность не в статике, не метафизично, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. |
Познавательная (интеллектуально-развивающая) | Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, народа в объективно-истинном – с позиций историзма – отражении всех явлений и процессов, составляющих всемирную историю. Стремясь к объективному познанию истории, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра. При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки. Один из образованнейших людей своего, времени Н.Г. Чернышевский говорил, что история – это не прогулка по прямому Невскому проспекту. При этом он считал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории». |
Политико-практическая | Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс страны, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знания истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями». Нельзя не согласиться с ним и в том, что у каждого поколения есть свои идеалы. Но они не могут быть пригодны для всех, всегда и везде. Следовательно, чтобы знать, какие из них и каким образом осуществимы в данном обществе и в данное конкретно-историческое время, надо хорошо изучить накопленный обществом опыт, тщательно взвесить и оценить его. Сегодня это особенно важно, ибо мы живем во время, насыщенное всевозможными идеалами порой глубоко враждебными и борющимися друг с другом. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, необходимо знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. Сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином. |
Воспитательная | История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро, а также видеть пороки этого общества, их влияние на человеческие судьбы. |
Социокультурная | Историческое знание, «историческая жизнь народа» дает научно выверенные нравоучительные примеры, служит основой законотворчества и выработки культурной политики, формирует социальную и национальную идентичность |
Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, к самому себе, и являются ориентирами в его повседневной жизни, выполняя регулятивную функцию.
Познание – высшая форма отражения объективной действительности; процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
В чем заключается воспитательная функция истории
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Воспитательная функция истории как основа формирования нравственной личности
В статье рассматриваются основные аспекты воспитательной функции истории. Авторы доказывают тезис о всеобъемлющем значении истории, универсальности исторического знания. Особое внимание уделено одной из важнейших задач истории
История учит даже тех, кто у нее не учится. В.О. Ключевский
В различные времена история использовалась людьми поразному, но одно было общим из века в век: история выступала и выступает базисом нравственности и воспитания, закладывает черты характера, мотивирует, формирует личность.
По нашему мнению, важно опираться на справедливое мнение В.И. Вернадского: «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» Поэтому прежде всего нужно начать с самих себя, изучать историю и осмысливать, воспитывать себя с помощью ее уроков и лишь потом требовать их усвоения от детей. Если говорить о древности, то она мифологизировалась, передавалась в форме преданий для наставления и воспитания молодого поколения.
В Средние века история приобретает религиозный образ. Новое время на примере истории стремилось доказать, что перешло в качественно новый этап исторического развития. В новейшее время разные страны использовали историю для становления и укрепления создаваемых ими политических режимов (большевистская Россия, нацистская Германия, фашистская Италия и т.д.). Сегодня же в рамках всеобщей гуманизации и демократизации, а также опираясь на критику советского периода в истории России, развернувшуюся в постсоветской историографии, российское правительство проводит курс на деидеологизацию образования, история остается одним из важнейших структурных элементов формирования нравственности.
История заполняет то пространство, которое в настоящий момент покинула идеология [1]. Идеология дает направление в жизни, то есть помимо своих прочих, зачастую критикуемых функций, выполняет также и воспитательную. Практика последних десятилетий свидетельствует о том, что полный отказ от идеологии предполагает исключение из образовательного процесса воспитательной функции, повлекшее за собой много негативных последствий.
Это приводит в замешательство несозревшие умы молодых людей, которые, не имея еще никаких жизненных установок, не знают, что взять в жизни за ориентир, на что опереться. У них забрали почву из-под ног, они плывут по течению, которое размыло само понятие нравственности. Современный глобальный мир доказывает необходимость возвращения к подобным формулам, которые аккумулировали бы весь противоречивый исторический опыт России. В данном отношении М. Мамардашвили высказал важную мысль: «Молодые люди, которые жили не эту жизнь и не так… в историческом смысле лишние.
Поэтому А.С. Пушкин чуть ли не собственноручно, единолично хотел создать историю в России, пытаясь на деле доказать свою антитезу некоторым мыслям П.А. Чаадаева. Например, утвердить традицию семьи как частного случая дома, стен обжитой культуры, «малой родины». Как автономного и неприкосновенного исторического уклада, в который никто не может вмешиваться, ни царь, ни церковь, ни народ…» [2, с. 185]. Вместе с тем возвращение к полной идеологизации общества вряд ли возможно, поскольку приводит к догматизму. В такой ситуации само понятие нравственности отходит на задний план, приводя, по сути, к синонимизации понятия мораль и нравственность. В таком обществе мораль как продукт идеологии доминирует над нравственностью, а история становится служанкой политики и власти.
Многие даже не догадываются, как часто им приходится обращаться к истории если не на научном, то на бытовом уровне. Существует два уровня исторического знания – макро и микро, однако при более подробном делении можно выделить международный, национальный, региональный, родовой уровни (здесь мы остановимся на упрощенной классификации). Макроуровень включает в себя международный (история всего мира в целом), национальный (история конкретной страны), региональный (история одного субъекта конкретно взятой страны) компоненты и представляет собой наиболее научно обоснованный слой исторического знания.
Микроуровень – это история одного рода, которая является начальной ступенькой в формировании нравственности, так как история семьи рождает наиболее значимых и уважаемых авторитетов для каждого из ее членов. Это то, чем люди гордятся, что они предпочитают сохранять, даже если вырывают из нее запятнанные страницы. В формировании каждой личности эта история имеет первостепенное значение. По мнению В. Семенкова, для процесса воспитания важно учитывать важный тезис: «Парадигма современности, в свою очередь, формирует дискурс. В рамках такой парадигмы мы дистанцируемся от общности переживания, так как в приватной сфере мы не должны быть носителями убеждений, но мы должны быть в согласии с самим собой, адекватны окружающему миру» [3, с. 56].
Кроме того, аксиологические проблемы современной системы образования детерминированы тем фактом, что пропагандистская кампания под лозунгом «за правду истории» породила новую мифологию, направленную на духовно-ценностную ориентацию, дезориентацию общественного сознания. Дальнейшее развитие дает макроуровень, чаще всего история своей Родины, так как это то, что человек прежде всего уважает и любит.
Более того, она формирует национальную память: молодежь, сама не видевшая войны, однако представляющая страну, на долю которой пришлось большое количество войн, будет бояться военных конфликтов намного больше того народа, который в своей истории их не встречал. История родной страны заставляет человека чувствовать себя частью целого, связанного одним прошлым, а значит, и будущим. Светлые страницы истории учат любить свою страну, а темные – не совершать прежних ошибок.
Даже тот, кто заявляет, что не интересуется историей, всегда хочет испытывать гордость за свою страну, так как при этом он гордится и самим собой. Таким образом, через собственное эго он все равно касается истории. Вместе с тем важно помнить слова Т. Рузвельта: «Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих», т.е. изучать мировую историю и выносить из нее уроки. Более того, важно не только выносить уроки из дифференцированной истории, но и из интегрированной.
Таким образом, необходимо, чтобы человек чувствовал себя причастным не только к конкретной нации, но и ко всему мировому сообществу; для того чтобы учиться у истории, нужно чувствовать себя частью ее целостности, а не только одного конкретного раздела. Возвращаясь к вопросу об универсальности истории, необходимо отметить, что всегда можно найти свое зеркальное отражение в прошлом, однако нужно помнить, что «история учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее» [4, с. 265–266]. Каждая жизнь и судьба неповторимы, поэтому воспитание нравственной личности должно проходить через уникальность бытия. Невозможно полностью скопировать чью-либо жизнь, поэтому, проводя ассоциации между собой и историческими персоналиями, необходимо подходить к этому взвешенно.
На наш взгляд, история – это один из тех предметов, которые должны изучаться с предупреждением: «Не пытайтесь повторить!». Действительно, не получится. И прежде всего потому, что каждая судьба складывается так или иначе в зависимости от времени, в котором живет человек, потому что не только характер, амбиции и способности оказывают влияние на его жизнь, но и эпоха. Анализируя воспитательную функцию истории, многие историки и философы совершают распространенную ошибку: они судят людей по законам своего времени. Такие исследования заведомо ложны, ведь нам не придет в голову говорить, например, о парижской моднице XVIII в., что она одета безвкусно. По этой же причине мы не имеем права говорить о чрезмерной жестокости войн XVI в. или о династическом братоубийстве как об аморальных явлениях, так как для тех времен это было нормой, являющейся инструментом для достижения определенных целей.
Однако, перенося подобные стандарты на современность, мы, безусловно, должны подчеркивать, что в нынешнее время эти качества или приемы не должны находить себе места. Используя предыдущий пример, важно подчеркнуть: можно долго восхищаться нарядами Елизаветы Петровны, но современная девушка вряд ли рискнет надеть подобное. Только учитывая тот факт, что у каждого времени свои герои, мы можем экстраполировать историю на себя. Кроме того, необходимо помнить о необратимости исторического процесса. Каждая жизнь, несмотря на ее уникальность и неповторимость, конечна. История это объективно доказывает.
Усвоив этот, один из важнейших уроков истории, намного серьезнее относишься к остальным. Таким образом, жизнь должна восприниматься не как черновик, в котором можно исправить многое, поскольку ее нельзя начать с нового листа, а можно только продолжить. Необратимость исторического процесса учит более взвешенному отношению ко всем своим шагам в жизни. Итак, воспитание нравственности с помощью истории имеет ряд особенностей:
• воспитание должно проводиться через призму уникальности и неповторимости жизни;
• историю не нужно и нельзя копировать; ей нет смысла подражать, но у нее можно учиться;
• история выставляет на передовую позицию нравственность, но в силу универсальности исторического знания она может быть сформирована по-разному. Из данного тезиса следует востребованность идеологических установок, которые могут выступать в качестве моральных ориентиров для формирования нравственности; • история должна задавать аксиологическую направленность личности;
• история призвана формировать патриотизм так же, как семейная история создает гордость за свой род. История должна возродить отношение к себе как к учительнице жизни и вызывать интерес у молодого поколения, которое затем передаст его своим детям.
Ведь главная проблема слабой усвояемости исторических уроков заключается отнюдь не в слабом интересе детей к событиям прошлого, а в недостаточно серьезном отношении к истории у самих родителей. Как отмечает М.П. Яценко, «трансформация исторического прошлого, выступающая как оправдание глобализации, предшествовала фальсификации истории в условиях европоцентризма» [5, с. 102]. Эта проблема приобретает цикличность, и полностью искоренить ее не удастся, однако уменьшить степень ее остроты вполне реально.
Таким образом, в современном противоречивом глобализирующемся мире важно выработать новое отношение к воспитанию, которое не должно принимать характер лишь удовлетворения физических потребностей учащегося, но и задавать цель и ориентиры в жизни, а также формировать соответствующие нравственные установки.
1. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания введение. – Томск, 1978.
2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – С. 185.
3. Семенков В.Е. Философия как идеология: о возможных модусах идеологической проекции философского знания // Credonew. – 2006. – № 3 (47). – С. 56.
4. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М., 1968. – С. 265–266.
5. Яценко М.П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 110: научный журнал. – 2009. – С. 102.
А.А. Евстратчик, М.П. Яценко
Другие новости и статьи
Запись создана: Воскресенье, 7 Октябрь 2018 в 12:36 и находится в рубриках Современность.