В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда

Взаимосвязь умственного и физического труда

Различия умственного и физического труда носят количественный характер участия в каждом из них информационного и двигательного компонентов. По мере научно-технического прогресса количественная разница стирается. В физическом труде в результате широкого использования различной техники возрос удельный вес информационного компонента, появилась необходимость более глубокого осмысления отдельных звеньев и трудового процесса в целом. Повысилась интеллектуальная и снизилась двигательная нагрузка на работников, занятых физическим трудом.

Продолжительный умственный труд снижает функциональную активность коры больших полушарий. Уменьшаются амплитуда и частота основных ритмов ЭЭГ. Развивающееся утомление носит центральный характер и обусловлено стимуляцией коры больших полушарий сигналами от напряженных скелетных мышц через ретикулярную формацию. Чем интенсивнее интеллектуальная нагрузка, тем более выражено мышечное напряжение при утомлении.

Темпы развития утомления при умственном труде определяются особенностями типа нервной системы человека. Лица с устойчивым и экономичным режимом нервной деятельности к концу рабочего дня сохраняют резервы умственной работоспособности; лица с неустойчивым, неэкономичным режимом испытывают духовное и физическое переутомление. Утомление при умственном труде не проявляется в виде выраженной усталости, возможно, потому, что с окончанием работы умственная деятельность не прекращается. В коре больших полушарий протекают следовые процессы, ослабляющие мышечное напряжение. Изменения в деятельности внутренних органов при умственной работе не имеют специфических черт и отличаются от таковых при физической работе только количественно. Утомление при физической работе характеризуется более выраженными признаками в виде субъективной усталости, покраснения кожи лица, обильного потоотделения, произвольного отказа продолжать работу. В. В. Фролькисом описан «феномен обрыва» физической работы у лиц пожилого возраста. Причиной отказа от продолжения физической работы может быть недостаточность мозгового кровообращения. При интенсивных физических нагрузках, сопровождающихся изменением гомеостаза (рН ниже 7,36), гемоциркуляция в коре больших полушарий возрастает и удерживается до определенного предела повышения мощности работы. Околопредельные нагрузки не вызывают подобного эффекта.

Физический труд стимулирует все функциональные отправления организма от обмена веществ до высшей интегративной деятельности мозга.

Умеренный физический труд способствует функциональному и физическому совершенствованию организма, по существу оздоровлению человека. Функциональное и физическое совершенствование обеспечивает высокую физическую и умственную работоспособность, нормальную осанку, высокую двигательную культуру за счет образования различных моторных координации, адекватное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых для оптимальной адаптации человека к условиям труда и среды обитания. Разностороннее совершенствование повышает иммунную устойчивость, активность систем жизнеобеспечения, приспособление их деятельности в различных, в том числе в экстремальных, стрессовых ситуациях.

Чрезмерный физический труд, наоборот, истощает биоэнергетический потенциал организма и физиологические регуляторные механизмы, обеспечивающие биологическую и социальную адаптацию человека.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. 2. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-2. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка 2

Суррикат Мими

что такое интеллектуальный труд? В чём состоит взаимосвязь умственного и физического труда?

Лучший ответ:

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. top. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-top. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка top

Пармезан Черница

Что такое интеллектуальный труд?

Интеллектуальный труд представляет собой творческий нестандартный труд, который характеризуется созданием нового (технологий, продукции, книг, идей, дизайна и так далее). Результатом интеллектуального труда становится интеллектуальная рента, то есть добавочный продукт, происходящий от использования научного опыта и переработки информации.

В данном случае, рабочий орган – мозг, который создает продукт. На создание продукта в умственном труде тратится умственная энергия.

В чём состоит взаимосвязь умственного и физического труда?

Взаимосвязь уственного и физического труда заключается в том, что умственный труд является также частью физического труда, они не существуют отдельно друг от друга, физическая нагрузка также может быть и в рамках умственного труда.

Пример: человек создает стекло осмысленно, он знает технику и знает, что нужно использовать, а от чего нужно отказаться в работе. Или художник, скульптор и даже музыкант тоже работает физически, устает физически, несмотря на то, что занимается интеллектуальным трудом.

Их взаимосвязь в мозге, который заставляет работать мышцы.

На сегодняшний день физический труд также интеллектуализируются под влиянием развития технологий.

Человек – гармоничное существо, и все в нем взаимосвязано. Умственную работоспособности развивает физическая, также как память, внимание, мышление, различные волевые качества и так далее.

Источник

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда

СОКОЛЮК ИЛЬЯ, Рудненский индустриальный институт.

Научный руководитель Турымбетова Т.А.

В данной статье я бы хотел выявить взаимосвязь и взаимовлияние физической и интеллектуальной деятельности человека. Считаю данную тему актуальной, так как в нынешних реалиях ценятся не только умные люди, но и физически развитые.

Для начала считаю нужным обозначить понятия умственного и физического труда. Физический труд – это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки.

По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.

К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека, т.е. преобладания мыслительной деятельности, основанной на работе головного мозга. Результат такого труда – научные и духовные ценности или решения, которые используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.

Результаты многих научных исследований неврологов и физиологов доказывают, что физические упражнения благотворно влияют не только на состояние тела, но и на работу мозга. Занятия спортом повышают познавательные способности, улучшают процесс мышления и замедляют старение мозга. Так, например, ученые из Швейцарии обнаружили, что у людей со здоровой сердечно-сосудистой системой развитие интеллекта имеет высокий уровень.

Мозг, так же, как и другие мышцы, нуждается в тренировках. Давно известно, что физическая активность оказывает влияние на кровеносную систему человека: сосуды становятся толще и работают ровнее. Снижается вероятность закупорки и сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшается также риск развития болезни Альцгеймера. Норвежские исследователи обнаружили, что физическая активность молодых людей в 18 лет является хорошим прогностическим фактором появления деменции в пожилом возрасте: чем хуже первое, тем выше риск второго.

По мнению учёных, такие виды физических нагрузок, как бег, аэробика и танцы, положительно влияют на работу серого вещества. Суть в том, что кардиотренировки активируют процесс создания новых нейронов в гиппокампе — участке мозга, отвечающем за память, обучаемость и эмоции. Немецкие ученые выяснили, что прогулки и езда на велосипеде помогают быстрее запоминать иностранные слова. А ученые из Швейцарии обнаружили, что у людей со здоровой сердечно-сосудистой системой развитие интеллекта имеет высокий уровень.

Физические нагрузки помогают мозгу сформировать так называемые исполнительные функции: последовательность, рабочую память, умение расставлять приоритеты. Для этого подойдут 30-минутные прогулки четыре раза в неделю. А чтобы закрепить и усилить эффект, учёные рекомендуют заняться балетом или гимнастикой — такими нагрузками, где особое внимание уделяется положению тела в пространстве.

Тренировки способствуют выработке серотонина и увеличивают приток кислорода к головному мозгу, что, в свою очередь, влияет на способность мыслить ясно и творчески. Интересно, что творческий подъём появляется сразу после тренировки и длится ещё несколько часов. Кроме того, физически активные люди способны предлагать более интересные идеи, чем их малоактивные коллеги.

Регулярные тренировки повышают болевой порог и реорганизуют структуру мозга, помогая ему бороться со стрессом и усталостью. Люди, которые активно занимаются спортом, склонны считать себя более счастливыми, чем те, кто предпочитает сидячий образ жизни. Кроме того, тренировки — прямой путь к эмоциональной стабильности, уменьшению тревожности и формированию когнитивной гибкости.

Регулярные тренировки увеличивают мозг — считают сотрудники Иллинойского университета. Учёные исследовали 59 здоровых, но малоактивных людей. В течение полугода часть из них посещала аэробику, а часть ходила на стретчинг. Спустя шесть месяцев у участников из той группы, что занималась аэробикой, учёные отметили увеличение объёма мозга и содержания серого и белого вещества. У тех людей, кто ходил на стретчинг, таких изменений зафиксировано не было.

«Люди, которые регулярно тренируются, более продуктивные и внимательные работники», — такое утверждение вынес Тодд Эсторино, профессор кинезиологии Калифорнийского университета.

Источник

Взаимосвязь физической и умственной деятельности

Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m11a211bd. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m11a211bd. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m11a211bd

На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического процесса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым «развязав руки” так называемым болезням века.

Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье.

Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы. Ее переутомление ведет к расстройству жизненно важных функций организма, снижает восприятие, память и работоспособность.

При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, что приводит его к переутомлению. Чтобы избежать переутомления, полезно во время перерывов проводить производственную гимнастику, в которой участвуют другие мышцы. Это, в свою очередь, ведет к возбуждению новых участков коры головного мозга, которое распространяется на заторможенные центры утомленных мышц и их растормаживает, что в свою очередь ускоряет восстановление их работоспособности.

Умственный труд также вызывает утомление центральной нервной системы. Лучшим отдыхом при этом является гимнастика или другая физическая деятельность человека, т. е. «активный отдых». Большое значение в образовании условных рефлексов имеет режим дня. При его соблюдении у человека появляется много важных условных рефлексов, стимулирующих лучшее функционирование различных систем органов и предотвращающих их переутомление.

В настоящее время, очевидно, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

В одном из древнегреческих эпосов есть фраза: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Важное значение двигательной активности в жизнедеятельности человека не подлежит сомнению.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 4f8c4461. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 4f8c4461. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 4f8c4461В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 5d1f1497. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 5d1f1497. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 5d1f1497

Важно помнить, что функциональная активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной деятельности.

На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца вынуждена постоянно преодолевать, Важную роль играют время, в течение которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно происходит.

Физический труд – это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки.

По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели и физиологические.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 53d4fabc. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 53d4fabc. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 53d4fabcВ чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m631127cf. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m631127cf. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m631127cfВ чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 8ac8f5f. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 8ac8f5f. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 8ac8f5f

Умственный труд – это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе – гипотез и теории. Результат умственного труда – научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком. К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования, в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 201a4d45. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 201a4d45. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 201a4d45В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m3de56ec3. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m3de56ec3. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m3de56ec3

Оценка человеком себя как субъекта умственного труда, мотивов деятельности, значимости цели и самого процесса труда составляет эмоциональную составляющую умственного труда. Эффективность его определяется уровнем знаний и возможностью их осуществить, способностями человека и его волевыми характеристиками. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, могут возникать явления умственной блокады, которые предохраняют функциональные системы центральной нервной системы от разобщения.

Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры.

Двигательная активность человека в различных периодах жизнедеятельности определяется функциональным резервом систем организма. Генетически детерминированный максимальный объем всех видов функциональных резервов человека при наиболее оптимальных условиях его жизнедеятельности теоретически должен быть сформирован к моменту завершения его роста (развития). В действительности же он не достигает генетически запрограммированных величин из-за постоянно воздействующих на организм стрессфакторов окружающей среды, многие из которых для него являются неблагоприятными. Поэтому следует считать, что в механизме формирования максимальных объемов функциональных резервов человека в период его роста, кроме наследственных факторов, существенную роль играют факторы внешней среды, в том числе жизнедеятельности.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 2c034d7f. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 2c034d7f. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 2c034d7fВ чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 4c5c29d5. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 4c5c29d5. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 4c5c29d5В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m6b9304bc. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m6b9304bc. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m6b9304bc

После завершения роста организма, форсированное увеличение расходуемых резервов одной из систем организма (например, в результате спортивной деятельности) может сопровождаться снижением резервов других систем. Происходит как бы перераспрделение функциональных резервов, сопровождаемое увеличением потенциальных возможностей систем или их компонентов, образующих функциональную систему непосредственного обеспечивающую доминирующую деятельность за счет снижения энергетического потенциала систем, не участвующих непосредственно в обеспечении этой деятельности.

В состав функциональных резервов систем организма входят расходуемые резервы и запасные. Первые используются в повседневной деятельности человека, как не требующей существенного напряжения функциональных систем организма (первый эшелон резервов), так и в его напряженной деятельности (второй эшелон резервов). Запасные резервы составляют третий эшелон резервов, которые расходуются лишь в ситуациях, связанных с борьбой за жизнь. Величина каждого из эшелонов функциональных резервов, их соотношения в общем объеме резервов организма изменяется в связи с образом жизни, экологическими, социальными и другими факторами жизнедеятельности каждого индивидуума.

Установлено, что человек в условиях повседневной жизни использует примерно 25% своих абсолютных возможностей. Это привычная жизнедеятельность без особых волевых усилий (с использованием резервов первого эшелона) характерная для операторской деятельности типа: водитель трамвая, автобуса, работник офис-центра, оператор насосной станции, оператор технологического процесса на производстве.

Доказано, что без использования физических резервов человека использование интеллектуальных резервов снижается. Соответственно занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики человека.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m671a01d2. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m671a01d2. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m671a01d2

Функциональная активность человека регулирует изменения во всех органах и системах организма, а именно происходит усиленный синтез нуклеиновых кислот и белков в протоплазме клеток. Но для этого физические нагрузки должны быть достаточно велики. Так, для получения тренировочного эффекта академик Н.М. Амосов рекомендует здоровому человеку доводить частоту пульса во время ежедневных физических упражнений до 120-140 ударов в минуту, то есть вдвое больше нормы, в течении 10-30 минут. Советский учёный Н.А. Аршавский в экспериментах доказал, что физические упражнения вызывают усиление расхода энергетических запасов организма, одновременно усиливая усвоение пищевых веществ в значительно большем объеме, чем их расход. Это приводит к росту объема мышц и возрастанию запасов энергии. Такой организм от увеличения физических нагрузок (не чрезмерных) не изнашивается, а обновляется. Выходит, чем больше он тратит энергии, тем больше ею запасается. Человек действительно обретает новые силы, молодеет.

Связующие элементы физической и умственной деятельности

Существует взаимосвязь между интеллектуальным и физическим развитием взрослого человека. Существование этой взаимосвязи подчеркивается многими исследователями такими как Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, И.М.Сеченов и др.

.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. В этом процессе двигательному анализатору принадлежит особая роль.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 34020a19. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 34020a19. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 34020a19В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m41a2744e. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m41a2744e. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m41a2744e

Двигательный анализатор – обеспечивает восприятие и анализ информации о перемещении и положении тела в пространстве.

При сокращении мышц в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов, повышается их тонус. Двигательный анализатор является связующим звеном в межанализаторных отношениях и рассматривается современной наукой как механизм сенсомоторной интеграции наряду с лобными долями.

Выполняя предметные действия физической культуры, человек одновременно опредмечивает эту культуру, оживляет и актуализирует ее объективное существование и распредмечивает продукт и ценности физической культуры. Удовлетворение совокупного множества разнообразных потребностей системно осуществляется человеком в разных условиях среды, определяющих причинно-следственные связи множества природных, социальных и духовных явлений и процессов.

Основное средство физической культуры – физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37–38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений. В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m6af779d3. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m6af779d3. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m6af779d3В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html mcf68db7. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html mcf68db7. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html mcf68db7В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 507eb71d. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 507eb71d. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 507eb71d

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.

Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

Физическая активность в период напряженных умственных нагрузок и формы ее организации.

Физическая активность во многом, если не во всем, предопределяет функционирование всех остальных систем организма. Известно «энергетическое правило скелетных мышц», согласно которому особенности энергетики и соответственно уровень физиологических отправлений различных вегетативных систем органов и организма в целом в каждом возрастном периоде определяется текущими особенностями функционирования скелетной мускулатуры.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы, переутомление которой ведет к расстройству жизненно важных функций организма – восприятия, памяти, работоспособности.

Функции нервной системы осуществляются путем уравновешивания возбудительных и тормозных процессов: возбуждение в одних пунктах сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения восстанавливается работоспособность нервной ткани.

Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и однообразие – при физической.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html 786f61e1. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html 786f61e1. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html 786f61e1

Лучшим отдыхом при умственном утомлении является гимнастика или другая физическая деятельность человека.

Необходимо помнить, что последствия утомления при умственной работе ликвидируются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее.

Переутомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Очень сильно нуждаются в физических нагрузках студенты в период повышенных умственных нагрузок. Ученые рекомендуют так называемые «малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов. К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов ним относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений

Утренняя гигиеническая гимнастика (является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

Ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика, дополненная водными процедурами, – эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2–3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается её снижение.

С учётом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после четырёх часов занятий и продолжительностью пять мин. – после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. hello html m52591afd. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда фото. В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда-hello html m52591afd. картинка В чем заключается взаимосвязь умственного и физического труда. картинка hello html m52591afd

Рисунок – 1. Комплекс позотонических упражнений

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном её проведении в повышении работоспособности на 5 9%, при пятиминутном – на 2,5 6%. Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны одна – три мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-сгибателей и разгибателей конечностей и туловища (рис. 1). При продолжительной напряжённой умственной работе рекомендуется через каждые 30 – 60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые два часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъём уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих двух–трёх дней, после чего оно постепенно снижается.

В наш век атома и кибернетики умственный труд все больше вытесняет физический или тесно сливается с ним. Но напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека.

Доказано, эффективность умственной деятельности прямо зависит от физической подготовленности, а уровень умственной подготовленности влияет на физическую подготовленность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *