В чем заключается задача фонетики

Лекция № 2. Предмет и задачи фонетики.

1. Предмет фонетики, ее содержание.
2. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.
3. Три уровня реализации звуковой материи языка.
4. Два аспекта изучения звуковой материи языка.

Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē– «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».

Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.

В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).

Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.

Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).

Общая и частная фонетики теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая фонетика основывается на фактах многих языков. Частная фонетика может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития – в этом случае мы имеем дело с описательнойфонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка). Частная фонетика может прослеживать и развитие каких-либо явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с историческойфонетикой.

Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами.

Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связанас исторической.

Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.

В фонетике выделяются следующие разделы:

1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим.

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментныеединицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Мы сегодня пойдем в театр, Мысегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр, Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр?, Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:

1) с акустическойстороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

1. Что изучает фонетика?

2. Назовите основные единицы звуковой материальной оболочки языка.

3. Что такое звук речи?

4. Назовите три уровня звуковой материи языка.

5. Назовите два аспекта изучения звуковой материи языка.

Опорные слова и словосочетания:фонетика; фонетика общая, частная, описательная, сравнительная, сопоставительная, историческая; сегментные и суперсегментные единицы; звуки речи; фонология.

1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч-1. М., «Просвещение», 1987.

2. Современный русский литературный язык. Под редакцией Н.М. Шанского, Л., 1988.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., «Высшая школа», 1970.

4. Ковалев В.П., Л.И.Минина Л.И. «Современный русский литературный язык», Часть 1. М., «Просвещение», 1979.

5. Современный русский язык. Под общей редакцией Л.А. Новикова. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Лань», 2003.

Источник

Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими разделами науки о языке.

В соответствии со структурой звуковой стороны языка предметом фонетики являются звуки, слоги, различные типы ударения, т. е. акцентуация и интонация.

В зависимости от целей и задач исследования различают фонетику: частную и общую; описательную и историческую; сопоставительную и экспериментальную; социофонетику.

Содержимое разработки

Хлопцева Татьяна Игоревна

Тема: Предмет и задачи фонетики. Связь фонетики с другими разделами науки о языке.

Фонетика – раздел лингвистики о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания.

Объектом фонетики является звуковая сторона речи – необходимая форма существования слов, материальное выражение, без которого невозможно существование языка. Звуковой строй языка – особый ярус в структуре языка, а поэтому фонетика – самостоятельный раздел языкознания, который имеет свой особый предмет и задачи. В соответствии со структурой звуковой стороны языка предметом фонетики являются звуки, слоги, различные типы ударения, т. е. акцентуация и интонация.

В зависимости от целей и задач исследования различают фонетику: частную и общую; описательную и историческую; сопоставительную и экспериментальную; социофонетику.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка.

Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является основой для фонетического анализа системы любого конкретного языка. На основе такого изучения вырабатывает понятия об общих законах звучащей человеческой речи, о природе гласных и согласных, о возможном строении слогов, о типах ударения и о функционировании звуков в языке как средстве общения.

Описательная фонетика изучает фонетическую систему языка вопределённый период её развития, используя метод наблюдения над живой звучащей речью, а также инструментальные методы исследования.

Историческая фонетика изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Источниками исторической фонетики являются памятники письменности данного языка и диалектическая речь.

Сопоставительная фонетика изучает фонетический строй несколькихязыков. Она основывается на описательных фонетиках и устанавливает сходства и различия сопоставляемых языков.

Экспериментальная фонетика. В её задачу входит постановка специальных экспериментов, где устанавливаются характерные качества звуков, их значение в процессе общения. Она строится на широком использовании специальной звукозаписывающей аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.).

Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения.

Будучи одним из разделов науки о языке, фонетика очень тес­но связана с другими ее разделами.

Связь фонетики с грамматикой и лексикологией заключается в соотношении лексического значения слова с подвижностью ударения (замок – замок, атлас – атлас). В результате чего слово меняет свое значение.

Связь фонетики с морфологией проявляется в том, что, устанав­ливая правила образования грамматических категорий, морфология очень часто обращается к фонетическим правилам. Таким образом наличие разных звуков в слове способно изменить часть речи и лексическое значение слова (Мила – мыла – мыло, стан –стань).

С фонетикой взаимосвязана орфография и орфоэпия. Поскольку орфоэпия будет интересоваться произношением, фонетика изучением количественного состава звуков и слогов, а орфография правильным написанием слов (спелого, смелого).

С фонетикой тесно связана графика – система буквенных знаков. Так, слова лук и луг на письме различаются, а звучат одинаково (лук) и(лук). Следовательно, буква и звук не всегда совпадают. Одна и та же буква может обозначать несколько звуков.Так, в словах выть, вить, кров и кровь буква в обозначает звуки соответственно [в], [в,], [ф], [ф,]; в словах лед и льет буква Е в первом случае обозначает звук [о], а во втором – сочетание звуков [о] и [й].

Некоторые буквы вообще не имеют звукового значения. К ним относятся Ь и Ъ, это вспомогательные знаки.

Фонетика связана также и с другим разделом грамматики – синтаксисом. Существуют определенные тенденции в интонационном оформлении таких синтаксических структур, как вопросительные предложения разных типов, прямые обращения, слова автора, пе­речисления, приветствия, прощания, вводные слова. При помощи интонационных средств определяется коммуника­тивный тип высказываний. Например, предложение Ты выучил правило, произнесенное с нисходящим тоном, является по­вествовательным, а с восходящим тоном – вопросительным предложением. От интонационного оформления предложения может зависеть его смысл.

Кроме того, фонетика соприкасается и с рядом нелингвистических дисцип­лин, изучающих процесс производства и восприятия речи. Это связь с анатомией и физиологией человека, с акустикой, психологией и логопедией.

Источник

Фонетика: цели и задачи науки. Введение

Определение термина «фонетика»

Фонетика — это языковедческая наука, которая изучает материальную сторону языка, а именно звуки и их сочетание.

Для начала нужно определить составляющие части звуковой стороны языка.

Основными звуковыми единицами нашего языка являются:

По природе эти единицы имеют две стороны — смысловую (они все имеют свое значение) и материальную (они — ряд определенных звуков). Знаки также имеют свою двусторонность:

Все единицы нашего языка — знаки. Каждый из знаков имеет свое обозначающее (материальную сторону), а точнее звуки и их сочетание.

Что является предметом изучения фонетики

Филология как наука изучает:

Основные задачи филологии

Какие существуют фонетические единицы (основные)

Фраза, такт, слог и звук — это основные фонетические единицы языка.

Все они имеют строгую системную иерархию, так как связаны количественными отношениями:

Каждая единица имеет свою качественную специфику.

Например, фразы объединяются только интонацией, такты — ударением, волновой сонорностью соединяются только слоги, а звуки — однородностью произношения и образования, которая является относительной, но системообразующей.

Аспекты фонетических исследований

Существует всего четыре основных аспекта в рассматриваемой нами науке:

Разделы фонетики

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник

Предмет и задачи фонетики

В чем заключается задача фонетики. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается задача фонетики. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается задача фонетики. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается задача фонетики. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается задача фонетики. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается задача фонетики. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Становление фонетики как науки.

Устная речь с давних времен интересовала человека. Следовательно, фонетика, которая занимается устной формой речи, является наукой древней и возникла задолго до появления грамматики и лексикологии.

Первыми фонетистами считают древнеиндийских ученых, которые 2300 лет назад старались закрепить правильное произношение санскритских святых текстов, чтобы священные звуки не исказились при передаче текста. Античные греки первыми разработали письменную систему, основанную на фонетическом алфавите (для английского языка это фактически транскрипция).

В дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы некоторых ученых, но даже еще в I половине 19 в. ученые плохо различали звуки и буквы, т.е. у них не было четкого определения звука (что называть звуком?)

В конце 19 в. в России и Западной Европе начинает развиваться экспериментальная фонетика. Её расцвет приходится на 20-е гг. 20 в.

Сейчас фонетика является самостоятельной лингвистической дисциплиной, которая имеет свой предмет и задачи.

Предмет и задачи фонетики.

Перед фонетикой ставятся следующие задачи:

— установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития;

— изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка;

— определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений;

— изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков;

— исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Источник

Предмет и основные задачи фонетики

ФОНЕТИКА

ВОПРОС 1

Предмет и основные задачи фонетики

Фонетика (гр. рhonetikos – звуковой, голосовой, рhone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Центральное место в фонетике занимает учение о звуках, их артикуляционной, акустической и функциональной характеристиках. Кроме того, в фонетике изучаются звуковое строение слогов и слов, ударение и интонация.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова — морфемах. Фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения. Например, союз а — это слово, имеющее противительное значение, но звук [а] этого значения не имеет.

В зависимости от задач исследования звуковая сторона языка может изучаться с разных точек зрения. Поэтому различаются: фонетика частная иобщая; фонетика описательная иисторическая, сопоставительная фонетика.

В частной фонетике рассматривается звуковая сторона одного конкретного языка (русского, английского, французского и т. д.).

Общая фонетика занимается изучением общих закономерностей, действующих в звуковых системах различных языков, и является основой для фонетического анализа любого конкретного языка. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, определяет общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Фонетика описательная исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане. Задачей описательной фонетики является изучение фонетической системы определенного периода развития языка (например, его современного состояния), определение состава фонетических единиц языка, описание функционирования этих единиц, изучение взаимодействия различных звуковых средств данного языка в данный период его развития.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, происшедшие на определенном этапе ее развития.

Сопоставительная фонетика характеризуется обращением к материалу других, родственных, языков с целью более глубокого объяснения явлений в области звукового строя.

В данном теоретическом курсе звуковая система современного русского литературного языка рассматривается с точки зрения описательной фонетики.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое значение. Звуковые единицы и их сочетания образуют материальную оболочку морфем, слов, словосочетаний, предложений, т. е. значимых единиц других уровней языка. Различные коммуникативные типы предложений оформляются в речи разными фонетическими средствами, разной интонацией. Поэтому изучение звуковой, материальной стороны языка является необходимой частью изучения самого языка. Без изучения и знания фонетики невозможно изучение грамматического строя и словарного состава языка.

Фонетика имеет большое практическое значение. Прежде всего она необходима для построения научно обоснованной методики обучения чтению и письму. Знание фонетики необходимо для создания алфавитов бесписьменных языков, для усовершенствования алфавитов и орфографий различных языков.

Методы изучения фонетики

Звуковой строй языка можно изучать разными способами. Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Это методы непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

С развитием техники широкое распространение получили инструментальные методы изучения фонетики. С помощью звукозаписывающей аппаратуры речь может быть зафиксирована и воспроизведена. Звучащую речь можно увидеть на экране компьютера в виде спектрограммы, осциллограммы, интонограммы, огибающей интенсивности. Так изучаются звуки с акустической точки зрения. Можно изучать и артикуляцию, т. е. движение и положение органов речи при произнесении звуков. Киносъемка, например, помогает установить движение губ. Фотографируя после произнесения разных звуков язык и нёбо, смазанные специальным составом, определяют площадь смыкания языка с нёбом. Профили органов речи при артикуляции изолированных звуков получают на рентгеновских снимках. Для исследования потока речи применяют кинорентген.

В чем заключается задача фонетики. h. В чем заключается задача фонетики фото. В чем заключается задача фонетики-h. картинка В чем заключается задача фонетики. картинка h

В литературном языке существуют произносительные варианты: например, в слове дрожжи шипящий звук произносят мягко и твердо. Как узнать, насколько широко распространено то или иное произношение, какие слои населения употребляют тот или иной вариант? Таким изучением занимается социофонетика. Обследование проводится с помощью анкет, вопросников: «Как Вы произносите буквенное сочетание чн в следующих словах (подчеркните): булочная или булошная, взяточник или взятошник, горчичник или гречишник?»; «Одинаково ли Вы произносите слова (дремучие) леса и (рыжая) лиса? Да. Нет. (Подчеркните нужное.)» и т. д. Данные, полученные с помощью вопросников, дают представление о том, как говорят определенные группы населения, различающиеся по возрасту, профессии, месту жительства и др.

ДВА АСПЕКТА ФОНЕТИКИ. ЗВУК РЕЧИ И ФОНЕМА

Звуки речи являются материальными знаками, при помощи которых осуществляется основная, коммуникативная функция языка.

Звуки речи рассматриваются в фонетике с артикуляционно-акустической и функциональной (лингвистической) стороны. Соответственно в фонетике выделяются два аспекта — фонетический и фонологический.

Фонетический аспект предполагает изучение звуков с материальной стороны как явлений артикуляционно-акустических. В этом случае исследуется, как, какими органами речи образуются звуки, как взаимодействуют органы в процессе говорения, т. е. изучается речеобразование человека, а также физические характеристики звуков речи — высота, интенсивность, длительность и т. д. При артикуляционно-акустическом подходе к звукам используются методы естественных наук.

Фонологический аспект фонетики изучает собственно лингвистическую сторону звуков, а именно то какую функцию выполняют они в процессе коммуникации как знаки для образования и различения слов.

Соответственно двум выделенным аспектам в изучении звуковой стороны языка фонетика (в широком смысле) делится на два раздела: фонетику (в узком смысле) – фонетический аспект – и фонологию – фонологический аспект. Единицей фонетики является звук речи, единицей фонологии – фонема.

Если количество произносимых звуков безгранично, то количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать (так же как и количество букв в алфавите).

Фонетический и фонологический аспекты тесно связаны, предполагают друг друга, не могут существовать один без другого. Нельзя охарактеризовать лингвистическую функцию того или иного противопоставления звуковых единиц (например, противопоставление твердых и мягких, глухих и звонких), не давая артикуляционно-акустической характеристики соответствующих единиц.

Фонологический аспект опирается на фонетический, пользуется его понятиями.
С другой стороны, само по себе фонетическое описание важно не как
самоцель, а как средство для выявления функциональных характеристик звуковых единиц и в конечном счете для описания фонологической системы данного языка.

ВОПРОС 2.

Звуковое членение речи

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки – речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза– это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. || Дверь в сад была открыта, || на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Т.) членится паузами на три фразы (границы между фразами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.); Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу (Гонч.).

Фраза может члениться на речевые такты.

Речевой такт (или фонетическая синтагма) – основная единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. Речевой такт может состоять из одной или нескольких словоформ. Он выделяется в повествовательной речи более сильным ударением на последнем слове фонетической синтагмы: Например, фраза Было ветрено, | сыро| и скверно состоит из трех тактов (границы между тактами обозначаются одной вертикальной чертой). Сравните членение звукового потока на фразы: Как ныне сбирается |вещий Олег || Отмстить неразумным хазарам||: Их сёла и нивы| за буйный набег || Обрёк он| мечам и пожарам (П.).

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на речевые такты; ср.: На другой день весть о пожаре | разнеслась по всему околотку. (П.) – На другой день| весть о пожаре | разнеслась по всему околотку. – На другой день весть о пожаре | разнеслась | по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение; ср.: Надо учиться, | работать | и отдыхать.Надо учиться работать | и отдыхать; Как испугали её | слова брата.Как испугали её слова | брата.

Речевые такты, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на такты: на | другой день или на другой | день.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе В ту же ночь | широкая лодка | отчалила от гостиницы… (Т.) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же, от гостиницы образуют одно фонетическое слово). Фонетическое слово делится на слоги, а слоги – на звуки.

Фонетический слог – это часть фонетического слова (звук или несколько звуков), произносимая одним выдыхательным толчком воздуха. Слог – это минимальная произносительная единица, которая служит полем реализации сегментных и суперсегментных признаков.

Звук– это минимальная единица речевой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

ВОПРОС 3.

ВОПРОС 4.

Работа речевого аппарата

Звуки мы произносим при выдыхании.

Воздух из легких идет в дыхательное горло. Он встречает на своем пути голосовые связки; если они сдвинуты и напряжены, то при движении воздушной струи начинают колебаться. Колебания воздушных связок создают тон. Сдвинутость голосовых связок – первое препятствие, которое встречает на своем пути воздушная струя.

Все звуки делятся на тоны и шумы. Тон – музыкальный звук, шум – немузыкальный. Колеблясь, голосовые связки образуют музыкальный звук – тон. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются и тон не возникает.

В ротовой полости воздушная струя либо проходит свободно (при этом произносятся гласные: они состоят из чистого тона), либо встречают препятствия и с шумом преодолевает их (при этом произносятся согласные: они состоят из тона и шума или из чистого шума). Значит, в ротовой полости может быть второе препятствие для воздушной струи.

Классификация звуков по сонорности, т. е. по степени участия в звуке тона.

1. Тон, созданный голосовыми связками, в ротовой полости не осложняется шумами, так как воздушная струя через рот проходит свободно. Так произносятся гласные.

2. Тон осложняется шумом, так как воздушная струя в ротовой полости встречает препятствия. Однако тон преобладает над шумом: несмотря на препятствия, проток для воздушной струи остается достаточно широким. Шум не настолько интенсивен, чтобы стать основным компонентом звука. Так произносятся сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [j] (йот, например, в начале слова яма).

3. Тон осложняется шумом; шум преобладает над тоном: препятствия на пути воздушной струи заставляют ее с интенсивным шумом преодолевать их. Так произносятся звонкие шумные согласные: [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж’], [г], [г’].

4. Голосовые связки раздвинуты, тон не образуется; звук создают одни шумы, которыми сопровождается протекание воздушной струи через ротовую полость. Так произносятся глухие шумные согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ц], [ш], [ш’], [ч’], [к], [к’], [х], [х’].

Таблица 1 показывает эти различия:

ЗвукиПрепятствия
в дыхательном горлев ротовой полости
Гласные+
Сонорные согласные++
Шумные звонкие согласные++
Шумные глухие согласные+

Препятствие в дыхательном горле – сдвинутые голосовые связки – преодолевается так: воздушная струя проходит сквозь их сдвиг, колебля голосовые связки. Препятствия в ротовой полости – это сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или нёбом. (Таблица не показывает, чем отличаются сонорные согласные от шумных звонких согласных: меньшей интенсивностью шума, менее значительными препятствиями на пути воздушной струи.).

ВОПРОС 5

ВОКАЛИЗМ

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд ПодъемПереднийСреднийЗадний
Верхнийиыу
Верхне-среднийи э ьы э
Среднийэъо
Нижнийа Λ

ВОПРОС 6

КОНСОНАНТИЗМ

Таблица классификации согласных по звонкости-глухости

ЗвукиПарныеНепарные
Звонкиебб’вв’гг’дд’жж’зз’л, л’, м, м’, н, н’, р, р’, j
Глухиепп’фф’кк’тт’шш’сс’х, ц, ч’

2. Классификация согласных по месту образования.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган — нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган — язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч’]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к’], [г’], [х’], [γ’] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные, подразделяемые на губно-губные: [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш’], [ж], [ч’], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], а также редкие

Звук [н ] – носовой заднеязычный – редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу[н ] ктир, фра[н ]кский, ко[н ]гресс.

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на:

1) согласные взрывные(смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш’], [j ], [х];

3) аффрикаты [ц], [ч’];

4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые [м], [м’], [н], [н’] и боковой[л], [л’];

5) дрожащий [р], [р’].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации:

1) согласные твёрдые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж’], [ш’], [ч’], [j]);

2) согласные мягкие, образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в’]ил — [в]ыл, [п’]ил — [п]ыл, [л’]ёг — [л]ог, [р’]яд — [р]ад.

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный, а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

ЗвукиПарныеНепарные
Твёрдыеб п в ф г к д т з с л м н р хж ш ц
Мягкиеб’ п’ в’ ф’ г’ к’ д’ т’ з’ с’ л’ м’ н’ р’ х’ж’ ш’ ч’ j

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1)согласные назальные (носовые): [н], [н’], [м], [м’];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Голос и шумСпособ образованияМесто образования
ГубныеЯзычные
губно-губныегубно-зубныеПереднеязычныеСредне-язычныеЗаднеязыч-ные
зубныенёбно-зубные
ШумныеВзрывныеб б’ п п’д д’ т т’г г’ к к’
Аффрикатыцч’
Фрикативныев в’ ф ф’з з’ с с’ж ж’ ш ш’јх х’
Сонорные
Смычно-проход-ныебоковыел л’
носовыем м’н н’
Дрожащиер р’

Таблица артикуляции согласных звуков

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] – с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium – «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т’] и т. п. – лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

ВОПРОС 7

Аккомодация гласных

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются. При переходе от артикуляции согласного к артикуляции гласного органы речи не успевают мгновенно изменить свое положение, в результате чего изменение захватывает начало гласного или весь этот звук. Наибольшее влияние на гласный оказывает предшествующий согласный. Изменения гласных, вызванные влиянием соседних согласных, являются комбинаторными. В русском языке они наиболее ярко выражены в процессах аккомодации.Аккомодируют все звуки как гласные, так и согласные.

Аккомодациягласных – это приспособление гласных к соседним согласным, которое выражается в появлении скользящих звуков в экскурсии и рекурсии гласных.

Различаются три вида аккомодации: прогрессивная, регрессивная и прогрессивно-регрессивная.

Прогрессивной называется аккомодация, вызванная действием предшествующего согласного. Схема такой аккомодации: t’∙at, (где tлюбой согласный, а любой гласный).

Регрессивная аккомодация возникает под действием последующего согласного: схема ta∙t’.

В положении между двумя мягкими согласными гласные русского языка испытывают двойное влияние: и со стороны предшествующего и со стороны последующего мягкого согласного. Такая аккомодация называется прогрессивно-регрессивной. Схема этой аккомодации: t’∙a∙t’. При этом изменению подвергаются все участки гласного, в результате чего гласный изменяется в наибольшей степени.

Гласные русского языка могут находиться в 4 позициях по отношению к стоящим рядом с ними согласным:

I. tat— твердый согласный + гласный + твердый согласный

II. t’∙at — мягкий согласный + гласный + твердый согласный

III. ta∙t’ — твердый согласный + гласный + мягкий согласный

IV. t’∙a∙t’ — мягкий согласный + гласный + мягкий согласный

Разновидностью этих позиций являются позиции, не имеющие одного из двух согласных при условии, что это согласный твёрдый: I.а – ta, at;II.а – t’∙a; III.а – a∙t’.

I. tat— мал [мал]: аккомодации нет;

II. t’∙at — мял [м’∙ал]: аккомодация по началу, по экскурсии;

III. ta∙t’ — Ася [ас’∙а]: аккомодация по концу, по рекурсии;

IV. t’∙a∙t’ — дядя [д’∙a∙д]я: аккомодация по началу и концу, на всем протяжении.

Гласные русского языка могут быть разделены на две группы в зависимости от того, в каких позициях они подвергаются аккомодации и по характеру самой аккомодации.

В первую группу входят гласные [а], [о], [у]; во вторую — [э], [и].

В I позиции гласные [а], [о], [у] похожи на звуки, произносимые в изолированном положении. В этой позиции нет влияния мягких гласных: [там], [да], [кот], [но], [тут], [ну].

Во II, III, IV позициях гласные [а], [о], [у] испытывают аккомодацию под влиянием мягких согласных.

Во II позиции гласные [а], [о], [у] испытывают прогрессивную аккомодацию, при этом в экскурсии появляются глайды (скольжение): [м’∙а]со, [п’∙а]тый, [в’∙а]лый, с[н’∙а]л, [ч’∙а]ша, [л’∙а]мка, [л’∙от], [н’∙ос], [јо]лка, ко[в’∙ор], [ч’∙о]рный; [л’∙у]к, [ј’∙у]бка, в[с’∙у]ду.

В III позиции гласные [а], [о], [у] испытывают регрессивную аккомодацию, при этом в рекурсии появляются глайды (скольжение): бр[a∙т’], т[a∙н’]я, пл[a∙ч’], д[о∙л’]я, м[о∙р’]е, д[о∙ч’]ка, п[о∙й], [о∙с’], п[у∙л’]я, [у∙л’]ица, [у∙с’]ики.

В IV позиции гласные [а], [о], [у] испытывают прогрессивно-регрессивную аккомодацию; под влиянием предшествующего и последующего мягких согласных звучание гласных сильно изменяется — они становятся более передними: в[з’∙a∙т’], [с’∙a∙т’], [м’∙a∙л’]и, о[п’∙a∙т’], на бе[р’∙о∙з’]е, в по[л’∙о∙т’]е, п[о∙й], жи[в’∙о∙т’]е, п[л’∙у∙н’], [т’∙у∙б’]ик, [ч’∙у∙т’].

Итак, общей особенностью аккомодации гласных [а], [о], [у] является то, что в результате ее артикуляция этих гласных становится более передней. Особенно заметно это в IV позиции, где аккомодированные гласные больше всего отличаются от неаккомодированных.

В отличие от гласных [а], [о], [у], гласные [и], [э] не испытывают аккомодации во II позиции [t’∙at]; в русском языке эти звуки произносятся в начале слов (звук [э] в немногих словах), а также после мягких согласных. В этих позициях звучание [и] и [э] близко к их звучанию в изолированном положении: [пил], [мил]ый, [лэс], [дэ]ло, [игр]ы, [эт]от.

В I, III и IV позициях гласные [и], [э] испытывают аккомодацию.

В I позиции гласный [и] испытывает прогрессивную аккомодацию, при которой он становится более задним. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произнесении твердых согласных язык занимает более заднее положение, и под влиянием этой артикуляции соседний звук [и] отодвигается назад в зону образования [ы]: [и]гра — [сы]грать (сыграть); [и]зба — [в-ы]збе (в избе); [и]ра — [к-ы]ре (к Ире).

В Ш позиции гласный [и] подвергается такому же влиянию предшествующего согласного, как в I позиции, в результате чего на месте [и]произносится[ы], но сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ш[ы]ли, б[ы]ли, р[ы]сь.

Так же, как [и],гласный [э]в этой позиции испытывает влияние предшествующего твёрдого и последующего мягкого согласного, в результате чего произносится [э],сдвинутое вперед в конечной фазе артикуляции: ц[э]ль, ж[э]чь, ш[эс]ть.

В IV позиции — между двумя мягкими согласными — звуки [и]и[э]становятся закрытыми. Это объясняется тем, что при произнесении мягких согласных средняя часть языка высоко поднята к твёрдому нёбу, она остаётся в высоком положении и при артикуляции гласных [и], [э],стоящих между этими палатализованными согласными: [с’ин]ий, [п’ил’]и, [д’эн], [с’эт’]и, [в’эс’]ело.

ВОПРОС 8.

ВОПРОС 11.

ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм, т. е. слова и формы образуются и различаются внешне составом звуковых единиц. При этом такие различия могут иметь неодинаковый характер: два слова могут различаться полностью по со­ставу представленных в них звуковых единиц (ср.: кол и дам); они могут различаться количеством этих единиц (ср.: луг и плуг); они могут различаться последовательностью одних и тех же единиц (ср.: кот и ток); они наконец, могут различаться только одной звуковой единицей при тож­дестве всех остальных единиц (ср.: дом и дам, так и ток, бил и пил, рос и роm, урон и урок и т. д.). Если два слова по своему звуковому облику тож­дественны во всем, кроме того, что в одной и той же фонетической пози­ции в одном слове выступает иная, нежели в другом слове, зву­ковая единица, то, следовательно, различие этих слов осуществляется данными звуковыми единицами. Значит, эти звуковые единицы выпол­няют функциональную роль, выступая в качестве средства различения слов, т. е. в качестве фонем. Следовательно фонема — это такая едини­ца звуковой системы языка, которая самостоятельно, как отдельная еди­ница может различать слова или формы слов данного языка.

Так, например, сопоставляя слова [дал] — [дол] — [дул] и расчле­няя их по составляющим эти слова звуковым единицам — [д / а / л] — [д / о / л] — [д / у / л], можно установить, что они отличаются друг от друга гласными [а], [о], [у], которые находятся в тождественной фонети­ческой позиции — под ударением между твердыми согласными (в при­веденных примерах даже между одинаковыми твердыми). Значит, един­ственное звуковое различие между этими словами заключено в качестве гласного, а поэтому [а], [о], [у] выступают здесь как различители слов, т. е. как фонемы. Если эти гласные могут выступать равно в одной и той же фонетической позиции, то, следовательно, их качество, т. е. опреде­ляющие их признаки, не зависит от позиции, не обусловлено этой пози­цией. Однако такое утверждение будет неточным, если не учесть разли­чия постоянных и переменных признаков звуковых единиц.

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕМЫ

Если фонема противопоставляется другой фонеме по своим конститу­тивным признакам, то эти конститутивные признаки и образуют саму фонему. Следовательно, фонема — это такая структурная единица зву­ковой системы языка, которая образуется совокупностью присущих ей конститутивных признаков и которая отличается от другой фонемы по составу этих конститутивных признаков. Переменные, зависимые от по­зиции признаки звуковой единицы в определение фонемы не входят.

Поэтому можно сказать, что фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи — она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой ее аллофоны. Каждый такой аллофон данной фонемы отличается от другого аллофона этой же фонемы пере­менным признаком, зависящим от позиции (т. е. аллофоны одной фо­немы выступают в разных позициях), а все аллофоны данной фонемы потому являются аллофонами этой фонемы, что все они обладают од­ной и той же совокупностью конститутивных признаков.

Общее определение фонемы может быть сформулировано следую­щим образом:

фонема — это структурная единица звуковой системы языка, которая, служа средством образования слов и форм слов, может самостоятельно различать эти слова и формы, противопоставляясь дру­гой фонеме в тождественной фонетической позиции совокупностью при­сущих каждой из них конститутивных признаков, и которая реально представлена звуками речи, являющимися ее аллофонами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *