В чем заключается задача наблюдателей на выборах
В чем заключается задача наблюдателей на выборах
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
В чем заключается задача наблюдателей на выборах
Что должен делать наблюдатель?
Основная обязанность наблюдателя – проследить за соблюдением закона при проведении голосования и подсчета голосов. В случае выявления нарушений наблюдатель должен либо постараться их пресечь, либо зафиксировать (здесь можно ознакомиться с Кратким списком типовых нарушений законодательства на выборах).
Что конкретно должен делать наблюдатель?
Следить за всем происходящим на участке, фиксировать все возможные нарушения, в том числе при помощи фото- и видеосъемки (cогласно Инструкции ЦИК РФ от 17августа 2011 г. № 26/254-6 наблюдатели имеют право вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии), а также составления различных заявлений и жалоб, и затем, в случае обнаружения серьезных нарушений, подавать жалобы в вышестоящие избирательные комиссии и в суд.
Что конкретно имеет право делать наблюдатель?
а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;
в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;
з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
В один и тот же момент времени на одном и том же участке может находиться только один наблюдатель от одного кандидата или партии. Это не относится к членам УИК от того же кандидата или партии.
Кто такие общественные наблюдатели на выборах и зачем им целый штаб?
Публикуем интервью с руководителем Штаба общественных наблюдателей.
Возможно, именно 24 февраля некоторые туляки вдруг впервые узнали, что в 2021 году нас, оказывается, ждут выборы: по информационным лентам разлетелась новость о состоявшемся в Туле первом заседании Штаба общественных наблюдателей на предстоящих выборах.
О серьезности штаба говорит список участников: в его состав вошло много известных в области личностей, а главой штаба был избран заместитель председателя региональной Общественной палаты Константин Данилов, руководитель представительства ГК «Ростех» в Тульской области.
Так что же это за организация — Штаб общественных наблюдателей? Для чего он создан и, собственно, кто такие эти общественные наблюдатели, чем они будут заниматься на выборах? Информация об этом — из первых уст: мы поговорили с руководителем штаба Константином Даниловым.
— Константин Иванович, «штаб» — звучит очень серьезно! Представляется структура с железным армейским порядком: строгие командиры дают четкие приказы, наблюдатели оперативно реагируют…
– Нет-нет, мы организация сугубо мирная и гражданская, не зря же мы созданы при Общественной палате. Главная наша задача — это обучение будущих наблюдателей. Мы хотим объединить неравнодушных, активных жителей области, готовых включиться в работу по обеспечению законности и честности выборов. Хотя, конечно, без дисциплины и четкой организации нам тоже будет никак не обойтись.
Мы перед собой ставим очень серьезные задачи: до сентября организовать около 70 учебных групп, обучить более 4500 человек, провести занятия в каждом районе области – более 100 учебных дней.
Ну а уже непосредственно в дни голосования хотим обеспечить присутствие наших представителей на каждом избирательном участке — а это 1093 участковых комиссии, по 2-4 наблюдателя на каждой.
— Да, задача серьезная. Но для чего это надо? Давайте с самого начала: кто такие общественные наблюдатели? зачем они нужны? в чем заключаются их задачи, функции, обязанности?
– Присутствие на избирательных участках общественных наблюдателей разрешено с 2018 года. До этого разрешалось присутствие наблюдателей только от кандидатов и партий, участвовавших в выборах. То есть наши наблюдатели — лица нейтральные, представляющие именно общественность.
Главная задача наблюдателя общественного, как и всех других, — следить за честностью выборов, за соблюдением закона, не допускать нарушений. Они вправе наблюдать за процедурой голосования — как на избирательных участках, так и вне помещений для голосования, например, при выездном голосовании на дому. Вправе обращаться с предложениями и замечаниями к председателю УИК, присутствовать при подсчете голосов, знакомиться с документацией на участке. То есть стандартная, регламентированная законом работа наблюдателя на выборах.
Согласно законодательству, направлять общественных наблюдателей на выборы может Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты регионов. И опыт работы наших наблюдателей, например, на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию, показал, что именно массовое участие независимых наблюдателей снимает все вопросы по прозрачности выборов. Это признанный факт: именно общественное наблюдение — самый эффективный метод, потому что самый независимый! Общественные наблюдатели — это представители общества, а оно как никто заинтересовано в честности и прозрачности выборов.
Все-таки какими бы профессионалами ни были наблюдатели от кандидатов, они всё равно в первую очередь следят за соблюдением прав и интересов именно тех, кого представляют.
— В таком случае, не видите ли вы конкуренции со стороны партий и кандидатов, у которых также будут свои собственные наблюдатели? Или вы, наоборот, рассчитываете с ними сотрудничать?
– Набор наблюдателей — это абсолютно открытый процесс. В том числе, мы приглашаем к себе на учебу будущих наблюдателей от партий и кандидатов. Будем рады участию в наблюдении всех конструктивных политических сил региона. Все партии, которые хотят поучаствовать и имеют право выставлять наблюдателей, могут обращаться к нам в общественный штаб. И конечно, мы рады видеть всех неравнодушных жителей, волонтеров, тех, кто хочет принять участие и стать наблюдателем.
Чем больше грамотных, юридически подкованных наблюдателей будет на избирательных участках, тем больше уверенности в честности и законности выборов.
А сотрудничество в рамках нашего штаба как раз и поможет избежать возможного недопонимания между различными наблюдателями уже непосредственно в ходе голосования.
— Исходя из задач, стоящих перед общественным наблюдателем, каким он должен быть? Есть какой-то определенный набор качеств и критериев, по которым вы производите отбор? Может быть, внимательность, аналитический склад ума? Или особая стрессоустойчивость? Все-таки ситуации на выборах могут быть разные.
– Перечня «сверхспособностей» будущего наблюдателя у нас нет. В соответствии с законодательством наблюдателем может быть любой гражданин нашей страны, обладающий активным избирательным правом. Исключение, по вполне понятным причинам, делается только для депутатов, высших должностных лиц, глав местных администраций, людей, находящихся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судей, прокуроров и членов избирательных комиссий. Все остальные обладают правом быть общественным наблюдателем.
Так что, пожалуй, единственное требование к наблюдателю, который заступает на свое «дежурство» на избирательном участке, — это наличие необходимых знаний.
Во-первых, знание законов: для того чтобы видеть и пресекать возможные нарушения, необходимо точно знать, как устроено голосование, как оно работает, какие условия должны выполняться, какие функции у каждого из участников процесса выборов. Во-вторых, знание, как себя вести в тех или иных ситуациях, которые, как вы уже отметили, бывают разные. Всему этому как раз и будет обучать наш штаб. Уже в ближайшее время мы подготовим программу обучения для первых групп наблюдателей. И эта работа будет вестись до сентября.
— Но, как вы уже отметили, обучать общественных наблюдателей — это, пусть и главная, но не единственная задача штаба…
– Да, наша задача – не только набрать и обучить наблюдателей, но и осуществлять активное взаимодействие с ними в дни голосования. Работа общественного штаба будет осуществляться на площадке Общественной палаты Тульской области и продолжится вплоть до момента официального утверждения итогов выборов.
Программа подготовки наблюдателей предусматривает сначала проведение двухдневных семинаров для корпуса преподавателей, которые затем будут вести подготовку наблюдателей уже непосредственно на местах.
Но помимо организации учебного процесса до выборов мы в сотрудничестве с общественными институтами и СМИ будем вести работу по противодействию информационным фальсификациям, так называемым фейкам, на регулярной основе будем создавать информационно-аналитические доклады по актуальным вопросам избирательной кампании.
А уже непосредственно в дни голосования будут работать наши мобильные мониторинговые группы, которые будут осуществлять наблюдение на участках, отслеживать ход избирательного процесса в режиме онлайн.
То есть работа общественного штаба по наблюдению будет идти сразу по нескольким направлениям: мониторинг хода избирательных кампаний, обучение наблюдателей, взаимодействие со СМИ, информирование избирателей. Всё это позволит создать у жителей области максимально объективное представление о выборах и обеспечить защиту свободного выбора каждого.
— Спасибо, удачи вам в работе!
Почему люди становятся наблюдателями на выборах? Кто будет наблюдать за выборами в Госдуму и зачем это нужно
Предстоящие в конце следующей недели выборы депутатов Госдумы — это сложный технологический процесс. За тем, чтобы все его механизмы работали правильно, слаженно и честно, следит множество специалистов: от сотрудников ЦИК до наблюдателей на территориальных участках. Наблюдатели — важные участники процесса, ведь именно от них зависит прозрачность и легитимность голосования. «Лента.ру» собрала несколько историй о людях, которые выбрали для себя этот путь и рассказали о причинах, по которым решили это сделать.
Честность под контролем
Среднего портрета наблюдателя не существует — это самые разные люди, которыми движут разные мотивы. У студента, педагога, актера и бухгалтера могут быть свои, совершенно не совпадающие причины для заботы о чистоте и достоверности голосования, но не вызывает сомнений тот факт, что подобных неравнодушных людей много. Как рассказали в Общественном штабе по наблюдению за выборами в Москве, в Корпус наблюдателей столичной Общественной палаты уже записались 16 тысяч человек.
«Кто-то из знакомых сказал, что в меня встроен ген справедливости. Очень не люблю, когда кто-то поступает не по совести. Поэтому на сентябрьских выборах я решила попробовать себя в роли наблюдателя, контролирующего ход выборов в Москве…Мне хочется лично убедиться в том, что выборы проходят честно», — пишет в Instagram общественный деятель, актриса театра и кино Ирина Безрукова.
Просто так стать наблюдателем не получится, каждый из них проходит серьезное обучение. В этом году оно стоит из двух этапов: в онлайн-части дают больше теории, а во время очной части участники вместе с преподавателями отрабатывают знания на практике.
«Учиться никогда не поздно, а учиться чему-то важному, что впоследствии будет напрямую связано с нашей большой страной и ее гражданами, вообще дело ответственное, — считает бухгалтер Екатерина Доломанова. — Была на лекциях, разбирали вопросы, как решать возможные проблемы во время голосования. Блок теории в пять часов был невероятно интересным и понятным, а блок практики в небольшой сценке позволил точно оценить свои силы».
Своими впечатлениями от обучения делится и администратор ПАО ТД ХОЛДИНГ-ЦЕНТР Наталья Игнатова: «Ты понимаешь, по какой системе проходят выборы. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Получила огромное количество нужной информации и большое удовольствие».
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Наблюдатели — кто они и зачем им это?
После обучения наблюдатель полностью готов к работе на избирательном участке. Для кого-то это будет первый подобный опыт, а кто-то раньше уже следил за чистотой процедуры голосования. По данным Общественного штаба, больше половины (54,4 процента) тех, кто вошел в Корпус наблюдателей, — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет.
«В этом году я в первый раз буду работать наблюдателем, — пишет волонтер Ксения Кириллова. — Я осознаю, что это важная роль, ведь я буду помогать осуществлять прозрачные, легитимные выборы. И, конечно, крайне интересно узнать и посмотреть на выборы изнутри, а не со стороны избирателя, как обычно».
Учитель ГБОУ №1302 Елена Кудряшова уже имеет опыт подобной работы: она была наблюдателем во время голосования по поправкам в Конституцию в 2020 году. «Наблюдатель — это не просто пунктир или галочка, мы обеспечиваем прозрачные выборы, это слаженная работа многих людей», — говорит педагог.
Среди наблюдателей немало студентов московских вузов и колледжей. Для них это первое реальное участие в политической жизни страны.
«Мне, как будущему политологу, очень интересно, как происходит форма прямого волеизъявления граждан, — пишет студент МГУ Валерия Кальянова. — Я решила более детально окунуться в мир под названием «политика» и стать наблюдателем».
Для многих молодых людей возможность стать наблюдателем — это еще и шанс попробовать себя в политике и научиться ответственности.
«Изначально мне было интересно себя попробовать в чем-то новом»
Я попала в эту сферу и раскрываю для себя новые горизонты — дальше только больше и интереснее», — отмечает студентка ГБПОУ «Колледж Царицыно» Полина Худобина.
«Это новый и необычный опыт лично для меня, — пишет студент РТУ «МИРЭА» Константин Муравицкий. — Думаю, что такой вид работы дает возможность погрузиться в гущу событий, увидеть весь процесс изнутри, а также в будущем судить о выборах из личного опыта».
Голосование на думских и других выборах пройдет с 17 по 19 сентября. Свои списки кандидатов к настоящему времени зарегистрировали 14 политический партий. В семи субъектах федерации — Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях — голосование будет проходить также и в дистанционном электронном формате.
Основные права наблюдателей на выборах
Наблюдатели — это граждане, которые следят за соблюдением закона на выборах или референдумах, контролируют происходящее и фиксируют возможные нарушения.
Кто может быть наблюдателем
В наблюдении за выборами может участвовать гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Наблюдатели могут представлять политические партии, конкретных кандидатов или субъект общественного контроля: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей.
Наблюдатели присутствуют на избирательных участках и в территориальных или окружных избирательных комиссиях. На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
NB! Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, губернаторы, главы местных администраций, и лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
— знакомиться со списком избирателей и сведениями о них, а также реестром заявлений вне избирательного участка;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;
— наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа избирателей;
— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
— визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования;
— обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии;
— знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов;
— обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
— осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено Председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом Председателя, заместителя Председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Также на избирательных участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. Приглашения международным наблюдателям направляют Президент, Правительство, парламент и Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в РФ, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.
Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Иностранные наблюдатели имеют право встречаться с кандидатами, находиться на избирательных участках, сообщать членам комиссий о выявленных нарушениях, знакомиться с документацией, включая реестры избирателей, протоколы итогов голосования и результаты рассмотрения жалоб, присутствовать на итоговом заседании избиркомов. До окончания голосования им рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.
Кроме того, им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчет голосов, вести агитацию. В противном случае они могут быть лишены аккредитации ЦИК.
По итогам работы международные миссии публикуют доклады, в которых представлены мониторинг и оценка организации выборов, а также свои рекомендации.