В чем заключается значение дыхания для животного 5 класс
В чем заключается значение дыхания для животного 5 класс
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
У смородины весной появляются соцветия. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, цветение, рост, плодоношение.
Процесс появления соцветий характерен — цветение.
Цветы — органы размножения растений. Оплодотворение происходит после опыления, после чего образуются плоды с семенами, из которых разовьются новые растения.
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
У смородины летом появляются ягоды. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, цветение, рост, плодоношение.
Ягоды — плоды, которые появляются при плодоношении.
В плодах развиваются семена, прорастая из них появляется новое растение.
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Смородина листьями поглощает кислород. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
Поглощение кислорода идёт в процессе дыхания организмов.
При дыхании окисляются органические вещества и запасается энергия.
Ответ: получение энергии.
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Смородина поглощает углекислый газ из воздуха и воду и минеральные вещества из почвы. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, плодоношение.
Поглощение необходимых веществ происходит при питании.
Какое(-ие) из указанных веществ представлено(-ы) в клетке в наименьшем количестве?
Размер сектора диаграммы соответствует доле, которую занимает та или иная группа от общего числа (100%). Наименьший сектор занимают минеральные соли.
Ответ: минеральные соли.
Какое значение оно (они) имеет(-ют) в клетке?
Минеральные соли участвуют в синтезе органических веществ в клетке;
Минеральные соли влияют на различные процессы жизнедеятельности в клетке.
Процесс питания необходим для получения и построения необходимых организму веществ.
Ответ: получение питательных веществ.
В чём заключается значение этого процесса в жизни растения?
Смородина, поглощая углекислый газ, воду в присутствии света, образует питательные вещества (сахара). Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, питание, рост, фотосинтез.
Образование органических веществ из неорганических в присутствии света идёт в процессе фотосинтеза.
§ 29. Дыхание растений и животных
1. Какой газ при дыхании погло щается, а какой выделяется?
Все живые организмы дышат. Попробуйте закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуете потребность глубоко вдохнуть. Ежесекундно клеткам любого живого организма необходим кислород. Запаса кислорода в организмах нет, поэтому его постоянное поступление является жизненно необходимым. Кислород входит в состав воздуха (около 20%), растворяется в воде, проникает в почву. Благодаря этому организмы, обитающие в разных средах, могут использовать его для дыхания.
Из окружающей среды организмы постоянно поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Этот процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой получил название дыхание. Без дыхания организмы не могут питаться, расти, размножаться.
В организмы с пищей поступают белки, жиры, углеводы. В клетках они вступают в реакции с кислородом и как бы сгорают. При этом сложные молекулы органических соединений распадаются до конечных продуктов обмена — углекислого газа и воды и выделяется энергия. Эта энергия используется организмами для их жизнедеятельности: роста, развития, размножения, движения и др.
У разных организмов дыхание протекает по-разному.
Дыхание растений
Наиболее интенсивно дышат растущие органы растения, очень слабо — сухие семена. Специальных органов дыхания у растения нет. У высших растений ведущую роль в газообмене играют устьица в кожице листьев и зелёных стеблей и чечевички пробкового слоя коры (рис. 69). У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки.
Основная часть энергии, образующейся при дыхании, используется растением на процессы жизнедеятельности, а небольшая часть выделяется в виде тепла. Надземная часть растения окружена воздухом. Труднее приходится корням, так как в почве в 2 раза меньше кислорода. Поэтому в растениеводстве используют различные приёмы, улучшающие дыхание корней. Культиваторами почву рыхлят и увеличивают приток воздуха к корням.
Дыхание животных
У животных дыхание также обеспечивает потребности всех тканей и клеток в кислороде. Одноклеточные организмы, примитивные многоклеточные (губки, кишечнополостные), ряд червей дышат, поглощая кислород из воздуха или воды всей поверхностью тела. За счёт дыхания через кожу обеспечивается около 50% газообмена у большинства земноводных.
С усложнением строения организма у разных групп животных появляются специальные органы дыхания (рис. 70): жабры (у большинства водных беспозвоночных, рыб, личинок земноводных); трахеи (у насекомых); лёгкие (у наземных моллюсков, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).
Дыхание. Жабры. Трахеи. Лёгкие. Устьица. Чечевички
Ответьте на вопросы
1. Какой процесс называют дыханием? 2. В чём состоит значение дыхания? 3. Как можно доказать, что растения дышат? 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
Биологическое значение дыхания
В обиходе понятие «дыхание» нередко представляют в виде вдохов и выдохов, осуществляемых человеком. На самом деле это гораздо более сложное явление.
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потребление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа.
Дыхание человека и животных (имеющих легкие) включает следующие процессы:
Нормальное функционирование, т.е. жизнь организма, возможно только при условии пополнения энергии, которая непрерывно расходуется. Свои энергетические расходы организм покрывает за счет энергии, которая освобождается в нем при окислении питательных веществ.
Как известно, подавляющее большинство окислительных процессов, протекающих в организме человека и животных, может происходить только при наличии кислорода, поэтому для обеспечения окислительных процессов, а следовательно и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода.
При окислительных процессах образуются продукты распада, в первую очередь — углекислый газ, который должен быть удален из организма. Таким образом, одновременно с непрерывным поступлением кислорода должно быть обеспечено и удаление углекислого, газа. Эту функцию осуществляют органы дыхания.
Значение дыхания заключается в обмене газов между организмом и окружающей средой, т.е. в поступлении кислорода и удалении углекислого газа.
Помимо газообмена дыхание является важным фактором теплорегуляции. Легкие теряют тепловую энергию, согревая вдыхаемый воздух, особенно при низкой температуре и, кроме того, при испарении воды с огромной поверхности легких (до 10% всего отдаваемого организмом тепла).
Наряду с этим легкие являются органами выделения, поскольку через них выводятся из организма углекислота, вода, аммиак и некоторые другие летучие вещества. При отхаркивании и кашле со слизью удаляются некоторые продукты обмена веществ (мочевина, мочевая кислота), а также пылевые частицы и микроорганизмы, попадающие в дыхательные пути с воздухом. С образующейся слизью выводятся и ионы минеральных веществ.
Слизистая оболочка носовой полости содержит рецепторы, воспринимающие запахи, и обусловливает обоняние. Орган дыхательной системы — гортань — содержит голосовой аппарат, создающий звуки.
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных
Стр. 136. Вспомните
№ 1. Что вы знаете о дыхании?
Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.
№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.
Стр. 137. Вопросы после параграфа
№ 1. Какой процесс называют дыханием?
Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.
№ 2. В чём состоит значение дыхания?
Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.
№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?
Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.
Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.
№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?
У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.
У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.
У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.
Стр. 137. Подумайте
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?
На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.
Стр. 138. Моя лаборатория
Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.
Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.
Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.
По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.
Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.
Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.
Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.
Стр. 138. Задание
Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.
Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.
Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.
Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.
Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.
Тема. Дыхание и газообмен у животных. Органы дыхания, их разнообразие и функции. Значение процессов дыхания для высвобождения энергии в клетке
Тема. Дыхание и газообмен у животных. Органы дыхания, их разнообразие
и функции. Значение процессов дыхания для высвобождения энергии в клетке
1. Организационный момент
Приветствие учеников, проверка их готовности к уроку. Создание рабочего настроения.
2. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний учащихся
2.1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (раздаточный материал).
Какая система органов птицы изображена на рисунке?
Подпишите органы, которые обозначены цифрами, и укажите их функции.
Составьте сравнительную характеристику пищеварительных систем изображенных
Каковы особенности пищеварительной системы изображенного животного? Подпишите
органы, которые обозначены цифрами, и укажите их функции.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
+ + – – + + + + + + – +
2.3. «Тесты для друга».
Учащиеся обмениваются тестовыми заданиями, составленными дома, и выполняют их.
2.4. «Мозговой штурм».
— Какие преимущества имеет сквозная пищеварительная система перед несквозной?
2.5.«Терминологическое лото».
На доске прикреплены листы с номерами, на обратной стороне которых записаны
сроки. Ученики выходят к доске, выбирают лист и дают определение термину.
Например: питание, пищеварение, сквозная пищеварительная система, несквозная пищеварительная
система, полостное пищеварение, внутриклеточное пищеварение, мембранное
пищеварение.
2.6.«Крестики-нолики».
1. Найдите прямую линию по горизонтали, вертикали или диагонали из животных, которые
принадлежат к одной группе по способу питания.
1
говяжий
цепень
2
волк 3
ставковик
маленький
4
аскарида
5
синица
6
жабурниця
7
острицы
8
Лебедь
9
ящерица
прыткая
Ответ: 1-4-7 (паразитические организмы).
2. Найдите прямую линию по горизонтали, вертикали или диагонали из животных, которые
относятся к одной группе по типу пищеварительной системы.
1
дождевой 2 3
гидра
червь каракурт
4 лягушка
Озерная
5
аурелия 6 мокрица
7
печеночный
сосальщик
8
крот 9
Ответ: 3-5-7 (организмы с несквозной пищеварительной системой).
3. Мотивация учебной деятельности
Постановка проблемного вопроса
Учеными было установлено, что млекопитающие потребляют разное количество кислорода, например
землеройка при массе тела 3,5 г потребляет 7-10 мл кислорода на 1 г массы тела за 1 ч; заяц
массой 1,6 кг — 0,96 мл, тюлень массой 26 кг — 0,22–0,34 мл, верблюд массой 170-330
кг-0,03-0,04 мл. Так же неодинаковым является и количество дыхательных движений за минуту: в
лошади оно равно 8-16, у крысы — 100-150, у мыши — около 200.
Из этих показателей следует, что потребление кислорода зависит от размеров животных: чем
чем крупнее животное, тем меньше оно потребляет кислорода. Почему так происходит? На это
вопрос вы дадите ответ в конце урока.
Сообщение темы урока. Определение вместе с учениками цели и задач урока.
4. Усвоение нового материала
1. Дыхание и газообмен у животных. Значение процессов дыхания
высвобождение энергии в клетке
Рассказ учителя
В основе удивительной, сбалансированной деятельности всех систем животного организма
лежит использование той энергии, которая выделяется при окислении поглощенной и
усвоенной пищи. Для этого необходимо постоянное наличие кислорода в клетках и тканях.
Конечными продуктами окисления веществ в организме животных являются вода и углекислый
вода затем используется организмом для его нужд. А вот углекислый газ
необходимо постоянно удалять из организма.
Вопросы к ученикам:
— Как называется сложный непрерывный биологический процесс, вследствие которого
живой организм из внешней среды потребляет кислород, а выделяет углекислый
газ и воду? (Дихание.)
Дыхание как биологический процесс представляет собой расщепление органических веществ (по
помощью кислорода-аэробное; в бескислородной среде — анаэробное) с целью
получение энергии, необходимой для жизнедеятельности.
Составление опорной схемы
Вопросы к ученикам:
— Как вы считаете, какой тип дыхания был первым с точки зрения эволюции?
— Когда возникло аэробное дыхание?
Ожидаемый ответ учеников:
Аэробное дыхание возникло, когда в атмосфере в результате жизнедеятельности
фотосинтезирующих организмов появился свободный кислород. До этого живые существа
использовали анаэробные, бескислородные источники энергии.
Рассказ учителя
Дыхание невозможно без газообмена.
— Что такое газообмен?
— С помощью какого физического явления происходит газообмен? (Диффузии.)
2. Органы дыхания, их разнообразие и функции
Рассказ учителя
Дыхание, во время которого не
используется кислород
(бактерии, паразитические черви)
В процессе эволюции различные группы животных, как живущих в воде, так и тех, что
живут на суше, выработали несколько типов органов и систем дыхания, в каждом
случае приспособленных к определенным условиям.
Вопросы к ученикам:
— Какие органы дыхания характерны для обитателей водоемов?
Ожидаемый ответ учеников:
Органы дыхания у обитателей водоемов (ракообразных, моллюсков, рыб и тому подобное) — это
жабры-тонкостенные выросты, которые омываются водой.
— Что является условием газообмена через жабры?
Ожидаемый ответ учеников:
Условием газообмена через жабры является их увлажненность, поэтому на суше эти органы
дыхание функционировать не могут.
— Какие органы дыхания характерны для обитателей суши?
Ожидаемый ответ учеников:
Органы дыхания обитателей суши представлены:
1) трахеями (насекомые, паукообразные),
2) легочными мешками (некоторые паукообразные),
3) легкими (наземные позвоночные животные).
Проектирование изображения на экран
Органы дыхания животных:
а — трахеи, б — жабры, в — легкие
Рассказ учителя
Но как бы ни был построен орган дыхания, он должен соответствовать ряду
общих требований:
1) иметь тонкие стенки, которые не будут препятствовать диффузии газов;
2) всегда быть влажным, чтобы не препятствовать растворению кислорода и углекислого
газа в воде;
3) хорошо снабжаться кровью или иметь контакт с внеклеточными жидкостями,
омывающие клетки.
Работа в группах
Задачи группам для самостоятельной проработки:
I группа — Как происходит газообмен за счет диффузии?
II группа — Как происходит дыхание с помощью жабр?
III группа-как происходит трахейное дыхание?
IV группа-как происходит легочное дыхание?
Презентация результатов самостоятельной работы I группы
Газообмен за счет диффузии
Одноклеточные организмы, или простейшие (амеба, инфузория-туфелька), не имеют
специальных органов дыхания. Газообмен у них происходит за счет диффузии
вследствие непосредственного проникновения газов через поверхность клетки. В результате
процесса дыхания, который происходит в митохондриях клеток, концентрация кислорода в
цитоплазме снижается. Поэтому кислород проникает в клетку из окружающей воды, где
его концентрация выше. Этот процесс называют диффузией. Концентрация же
углекислого газа в клетке, наоборот, становится выше, и он выходит наружу, в воду.
Газообмен за счет диффузии присущ также и низшим многоклеточным
животным, например губкам, кишечнополостным (гидра, медузы, кораллы), плоским
червам (планария молочно-белая) и др.
Презентация результатов самостоятельной работы II группы
Дыхание с помощью жабр
Многоклеточные организмы, живущие в воде, дышат жабрами — тонкостенными
выростами или морщинами, покрытыми тонкой кожей, которая обладает проницаемостью. Впервые
настоящие жабры появляются у многощетинковых кольчатых червей — в виде тонких
нитевидных или гребенчатых выростов на голове или на конечностях примитивных —
параподиях. Среди позвоночных животных наружные жабры встречаются лишь у некоторых рыб,
хвостатых амфибий и многих головастиков лягушек и жаб. У более крупных по размерам и более
подвижных водяных животных жабры спрятаны в особой полости. Эта навколозяброва
полость, как правило, имеет связь с окружающей водной средой и, кроме того,
имеет приспособления, которые увеличивают циркуляцию свежей воды вокруг жабр, что также
способствует улучшению газообмена. Такие защищенные жабры имеют представители трех
больших групп высокоорганизованных водяных животных-моллюсков,
ракообразных и рыб.
Среди позвоночных животных зяброве дыхания лучше всего развито у рыб. Их жабры
расположены с краев боковых отверстий, ведущих от глотки. Таких отверстий, или жаберных