В чем заключается значение клеточной теории для эволюционного учения
В чем заключается значение клеточной теории для эволюционного учения
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Клеточная теория
Клетка — структурно-функциональная единица живого организма. Это элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению
История изучения клетки
1665
Обнаружена клеточная структура пробковой ткани, введено понятие «клетка»
Антуан ван Левенгук
открыл одноклеточные организмы
Открыто клеточное ядро. Описано ядро растительной клетки
1838-1839
Сформулированы основы клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению
Сформулировано положение «каждая клетка — из клетки»
Значение клеточной теории
Значение клеточной теории: сходство строения, химического состава, жизнедеятельности, клеточного строения организмов — доказательства родства организмов всех царств живой природы, общности их происхождения, единства органического мира.
Клеточная теория позволила понять, как зарождается, развивается и функционирует живой организм, то есть создала основу эволюционной теории развития жизни, а в медицине – понимания процессов жизнедеятельности и развития болезней на клеточном уровне – что открыло немыслимые ранее новые возможности диагностики, лечение заболеваний.
Значение клеточной теории
Вопрос 1
Клеточная теория: история и современное состояние. Значение клеточной теории для биологии и медицины.
Клеточная теория сформирована немецким исследователем – зоологом Т. Шванном(1839). В своих теоритических построениях он опирался на работы ботаника М. Шлейдена (считается соавтором теории). Исходя от предположения об общей природе растительных и животных клеток (одинаковый механизм происхождения ). Шванн обобщил многочисленные данные в виде теории. В конце прошлого столетия клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах Р. Вирхова
Основные положения клеточной теории:
1. Клетка элементарная единица живого, вне клетки жизни нет. Клетка единая система, включающая множество закономерно связанных с друг другом элементов (современная трактовка).
2. Клетки гомологичны по строению и основным свойствам.
3. Клетки увеличиваются в числе путем деления исходной клетки, после удвоения его генетического материала.
4. Многоклеточные организмы представляют собой новую систему взаимосвязанных между собой клеток, объединенных и интегрированных в единую систему тканей и органов с помощью нервной и гуморальной регуляции.
5. Клетки организма тотатипентны так как обладают генетическим потенциалом всех клеток данного организма, но отличаются друг от друга экспрессией гена.
Значение клеточной теории
Клеточная теория позволила понять как зарождается, развивается и функционирует живой организм, то есть создала основу эволюционной теории развития жизни, а в медицине – понимания процессов жизнедеятельности и развития болезней на клеточном уровне – что открыло немыслимые ранее новые возможности диагностики, лечение заболеваний.
Cтало ясно, что клетка — важнейшая составляющая часть живых организмов, их главный морфофизиологический компонент. Клетка — это основа многоклеточного организма, место протекания биохимических и физиологических процессов в организме. На клеточном уровне в конечном итоге происходят все биологические процессы. Клеточная теория позволила сделать вывод о сходстве химического состава всех клеток, общем плане их строения, что подтверждает филогенетическое единство всего живого мира.
Прокариотические и эукариотические клетки.
Прокариотическая клетка (доядерные – 3,5 млрд лет назад) – это наиболее примитивные, очень просто устроенные, сохраняющие черты глубокой древности организмы.(одноклеточные живые организмы не обладающие оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами).
1. Малые размеры клеток
2. Нуклеоид – аналог ядра. Замкнутая кольцевая ДНК.
3. Отсутствуют мембранные органеллы
4. Нет клеточного центра
5. Клеточная стенка особого строения, слизистая капсула.
6. Размножение делением пополам (может происходить обмен генетической информацией).
7. Нет циклоза, экзо- и эндоцитоза.
8. Разнообразие обмена веществ
9. Размер не более 0,5-3 мкм.
10. Тип питания осмотический.
11. Наличие жгутиков плазмид, и газовых вакуолей.
12. Размер рибосом 70s
Эукариотическая клетка(ядерные – 1,5-2 млрд лет назад) –надцарство живых организмов, клетки которых содержат ядра:
-биомембрана (плазмалемма, цитолемма)
-кариолемма (ядерная оболочка)
Согласно жидкостно-мозаичной модели структуры мембраны, предложенной Сингером, биологическая мембрана представляет собой два параллельных слоя липидов (бимолекулярный слой, липидный бислой). Мембранные липиды имеют гидрофобную (углеводородные остатки жирных кислот и др.) и гидрофильную (фосфат, холин, коламин, сахар и т.п.) части. Такие молекулы образуют в клетке бимолекулярные слои: гидрофобные части их повернуты дальше от водного окружения, т.е. друг к другу, и удерживаются вместе сильными гидрофобными взаимодействиями и слабыми силами Лондона-Ван-дер-Ваальса. Таким образом, мембраны на обеих наружных поверхностях гидрофильны, а внутри – гидрофобны. Поскольку гидрофильные части молекул поглощают электроны, они видны в электронном микроскопе как два темных слоя. При физиологических температурах мембраны находятся в жидкокристаллическом состоянии: углеводородные остатки вращаются вдоль своей продольной оси и диффундируют в плоскости слоя, реже перескакивают из одного слоя в другой, не нарушая прочных гидрофобных связей. Чем большую долю составляют ненасыщенные жирные кислоты, тем ниже температура фазового перехода (точка плавления) и тем более жидкой бывает мембрана. Более высокое содержание стеролов с их жесткими гидрофобными молекулами, лежащими в гидрофобной толще мембраны, стабилизирует мембрану (главным образом у животных). В мембрану вкраплены различные мембранные белки. Некоторые из них находятся на внешней или на внутренней поверхности липидной части мембраны; другие пронизывают всю толщу мембраны насквозь. Мембраны полупроницаемы; они обладают мельчайшими порами, через которые диффундируют вода и другие небольшие гидрофильные молекулы. Для этого используются внутренние гидрофильные области интегральных мембранных белков или отверстия между соприкасающимися интегральными белками (туннельные белки)
1. Ограничение и обособление клеток и органелл. Обособление клеток от межклеточной среды обеспечивается плазматической мембраной, защищающей клетки от механического и химического воздействий. Плазматическая мембрана обеспечивает также сохранение разности концентраций метаболитов и неорганических ионов между внутриклеточной и внешней средой
2. Контролируемый транспорт метаболитов и ионов определяет внутреннюю среду, что существенно для гомеостаза, т.е. поддержания постоянной концентрации метаболитов и неорганических ионов, и других физиологических параметров. Регулируемый и избирательный транспорт метаболитов и неорганических ионов через поры и посредством переносчиков становится возможным благодаря обособлению клеток и органелл с помощью мембранных систем.
3. Восприятие внеклеточных сигналов и их передача внутрь клетки а также инициация сигналов.
4. Ферментативный катализ. В мембранах на границе между липидной и водной фазами локализованы ферменты. Именно здесь происходят реакции с неполярными субстратами. Примерами служат биосинтез липидов и метаболизм неполярных ксенобиотиков В мембранах локализованы наиболее важные реакции энергетического обмена, такие, как окислительное фосфорилирование и фотосинтез
5. Контактное взаимодействие с межклеточным матриксом и взаимодействие с другими клетками при слиянии клеток и образовании тканей.
Мембранные липиды. Принципы формирования бислоя. Липиды мембран
Состав липидов биологических мембран очень разнообразен. Характерными представителями липидов клеточных мембран являются фосфолипиды, сфингомиелины и холестерин (стероидный липид). Характерной особенностью мембранных липидов является разделение их молекулы на две функционально различные части: не полярные, не несущие зарядов хвосты, состоящие из жирных кислот, и заряженные полярные головки. Полярные головки несут на себе отрицательные заряды или могут быть нейтральными. Наличие неполярных хвостов объясняет хорошую растворимость липидов в жирах и органических растворителях. В эксперименте, смешивая с водой выделенные из мембран липиды можно получить бимолекулярные слои или мембраны толщиной около 7,5 нм, где периферические зоны слоя — это гидрофильные полярные головки, а центральная зона — незаряженные хвосты молекул липидов. Такое же строение имеют все естественные клеточные мембраны. Клеточные мембраны сильно отличаются друг от друга по составу липидов. Например, плазматические мембраны клеток животных богаты холестерином (до 30%), и в них мало лецитина, в то время как мембраны митохондрий богаты фосфолипидами и бедны холестерином. Липидные молекулы могут перемещаться вдоль липидного слоя, могут вращаться вокруг своей оси, а также переходить из слоя в слой. Белки, плавающие в «липидном озере», тоже обладают некоторой латеральной подвижностью. Состав липидов по обе стороны мембраны различен, что определяет асимметричность в строении билипидного слоя.
Вопрос 5
Мембранные белки имеют пересекающие клеточную мембрану домены, но части их выступают из мембраны в межклеточное окружение и цитоплазму клетки. Выполняют функцию рецепторов, т.е. осуществляют передачу сигналов, а также обеспечивают трансмембранный транспорт различных веществ. Белки-транспортеры специфичны, каждый из них пропускает через мембрану только определенные молекулы или определенный тип сигнала.
Классификация:
1. Топологические (поли-, монотопические)
2. Биохимические (интегральные и периферические)
Топологические:
1) политопические, или трансмембранные белки, пронизывающие бислой насквозь и контактирующие с водной средой по обеим сторонам мембраны.
2) Монотопические белки постоянно встроены в липидный бислой, но соединены с мембраной только на одной стороне, не проникая на противоположную.
Биохимические:
1) интегральные прочно встроены в мембрану и могут быть увлечены из липидного окружения только с помощью детергентов или неполярных растворителей
2) периферические белки, которые высвобождаются в сравнительно мягких условиях (например путем солевого раствора)
Вопрос 6
Организация надмембранного комплекса у клеток разных типов. Гликокаликс.
Надмембранный комплекс | бактерии | растения | животные | грибы |
1) слизистая капсула | + | +- | — | — |
2)клеточная стенка (оболочка) | + Из муреина | + Из целлюлозы | _ | + Из хитина |
3) гликокаликс | — | — | + | — |
У грамположительных бактерий есть однослойная, толщиной 70-80 нм. клеточная стенка, образованная сложным белково-углеводным комплексом молекул (пептидогликаны). Это система длинных полисахаридных (углеводных) молекул, связанных между собой короткими белковыми мостиками. Они располагаются в несколько слоев параллельно поверхности бактериальной клетки. Все эти слои пронизаны молекулами сложных углеводов – тейхоевых кислот.
У грамотрицательных бактерий клеточная стенка более сложная и имеет двойную структуру. Над первичной, плазматической мембраной, строится еще одна мембрана и скрепленная с ней пептидгликанами.
Основным компонентом клеточной стенки растительных клеток является сложный углевод – целлюлоза. Прочность их очень велика и сравнима с прочностью стальной проволоки. Слои макрофибрилл располагаются под углом друг к другу, создавая мощный многослойный каркас.
Эукариотические клетки животных не образуют клеточных стенок, но на поверхности их плазматической мембраны есть сложный мембранный комплекс – гликокаликс. Он образован системой периферических белков мембраны, углеводными цепями мембранных гликопротеинов и гликолипидов, а также надмембранными участками интегральных белков, погруженных в мембрану.
Гликокаликс выполняет ряд важных функций: он участвует в рецепции молекул, содержит молекулы межклеточной адгезии, отрицательно заряженные молекулы гликокаликса создают электрический заряд на поверхности клеток. Определенный набор молекул на поверхности клеток является своеобразным маркером клеток, определяя их индивидуальность и узнаваемость сигнальными молекулами организма. Это свойство имеет очень большое значение в работе таких систем как: нервная, эндокринная, иммунная. В ряде специализированных клеток (например: во всасывающих клетках кишечного эпителия) гликокаликс несет основную функциональную нагрузку в процессах мембранного пищеварения
История, основные положения и значение клеточной теории
Клеточная теория
История клеточной теории
Изобретение микроскопа и усовершенствование методов микроскопических исследований позволили открыть и изучить клетку.
Первым увидел клетку английский ученый Р. Гук. В 1665 году при помощи увеличительных линз он стал свидетелем деления тканей коры пробкового дуба на ячейки — клетки. Но, как позже стало известно, он стал первооткрывателем не клетки в прямо значении этого слова, а внешних оболочек растительных клеток.
Открытие мира одноклеточных организмов связано с А. Левенгуком — он первым увидел животные клетки, а именно эритроциты. Дальнейшее описание животных клеток принадлежит Ф. Фонтане. Поскольку четкого представления о том, что такое клетка, не было, исследования ученого не привели к понятию универсальности клеточного строения.
Первоначально Р. Гук считал, что клетки представляют собой пустоты или поры между волокнами растений. Это мнение нашло подтверждение в ходе исследований, проведенных М. Мальпиги, Н. Грю, Ф. Фонтана, которые наблюдали за растительными объектами под микроскопом. Они назвали клетки «пузырьками».
Наибольший вклад в развитие микроскопических исследований организмов растений и животных принадлежит А. Левенгуку. Результаты своих исследований он оформил в книгу «Тайны природы».
По иллюстрациям, представленным в этой книге, понятны клеточные структуры растительных и животных организмов, хотя самим ученым эти описанные структуры не понимались как клеточные образования. Все потому, что исследования ученого были, скорее, случайные, чем систематические.
В начале 19 века такие ученые как Г. Линк, Г. Травенариус и К. Рудольф в своих исследованиях продемонстрировали, что клетки не являются пустотами — это самостоятельные образования, ограниченные стенками. Было доказано, что у клеток есть содержимое, названное Я. Пуркинье протоплазмой. Р. Броун выделил ядро в качестве постоянной части клеток.
Далее Т. Шванн занимался анализом данных литературы о клеточном строении растений и животных. Он сопоставил имеющиеся данные с собственными исследованиями, результатом чего стала его собственный труд. Ученый продемонстрировал, что клетки — элементарные живые структурные единицы растительных и животных организмов. И. Шванн пояснил, что у них есть общий план строения и образуются они одинаковым способом. Все это стало основой клеточной теории. Поэтому Т. Швана можно считать тем, кто стоял у истоков создания клеточной теории.
Перед тем как сформулировать основные положения клеточной теории, на протежении долгого периода времени ученые накапливали наблюдения за строением одноклеточных и многоклеточных организмов. Одновременно с этим совершенствовались и различные оптические методы в исследованиях.
Все клетки бывают двух типов: ядерные (эукариотические) и безъядерные (прокариотические). Организмы животных строятся на экукариотические клетках. Нет ядер только у красных клеток крови млекопитающих — эритроциты, которые теряют свои ядра в процессе развития.
В ходе изучения строения и функций клеток менялось и определение клетки.
Сегодня под клеткой понимают структурно упорядоченную систему биополимеров, ограниченную активной оболочкой. Биополимеры образуют ядро и цитоплазму, принимают участие в единой совокупности процессов метаболизма и обеспечивают поддержку и воспроизведение самой системы.
Клеточная теория — это обобщенное представление о строении клетки, являющейся единицей живого, ее размножении и роли в процессе формирования многоклеточных организмов.
Открытия в 19 веке, связанные с клеткой, были связаны с развитием микроскопии. В это же время происходит изменение представления о клетке. Теперь основой клетки стала считаться не клеточная оболочка, а ее содержимое — протоплазма. Также происходит открытие ядра как постоянного элемента клетки.
Благодаря тому, что появилась четкая информация о строении и развитии клетки, стало возможным ее обобщить. В 1839 году такое обобщение сделал Т. Шванн, который и сформулировал клеточную теорию. Автор клеточной теории считал, что между клетками животных и растений нет принципиальной разницы. В этом, в общем, и заключается сущность клеточной теории.
Развитием этой теории позже занимался немецкий патолог Р. Вирхов. Он является автором идеи, что возникновение клетки происходит исключительно из другой клетки при помощи размножения.
Положения клеточной теории
Положения клеточной теории, которые постепенно уточнялись и дополнялись, были опубликованы в труде под названием «Микроскопические исследования о соответствии в строении и произрастании животных и растений» (1839 г). Эта работа принадлежит Т. Шванну.
Вот основные положения клеточной теории:
Активное развитие в 19 и 20 веках такой науки как цитология способствовало подтверждению основных положений клеточной теории. Она же предоставила новые данные о строении и функциях клетки.
Кроме того, отдельные тезисы клеточной теории, предложенные Т. Шванном, были исключены из теории. К примеру, он считал, что отдельная клетка многоклеточного организма способна самостоятельно функционировать, что многоклеточный организм — простая совокупность клеток, что неклеточная «бластема» — основа развития клетки.
После усовершенствования, остались следующие положения клеточной теории:
Клеточная теория на современном этапе развития биологии во многом отличается от теории и взглядов на клетку, существовавших не только в 19 веке, в период формулировки Т. Шванном первой клеточной теории, но и в середине 20 века.
Сегодня клеточная теория — это система научных взглядов, представленная в виде теорий, законов и принципов.
Главные положения клеточной теории актуальны и сегодня, несмотря на то, что за 150 лет о структуре, развитии и жизнедеятельности клеток были получены новые сведения.
Значение клеточной теории
Клеточная теория в науке открыла и укрепила представление о клетке как важнейшей составляющей всех организмов и главным их строительным элементом. Клетка является эмбриональной основой многоклеточных организмов, поскольку любой организм развивается с зиготы.
Благодаря клеточной теории можно говорить о единстве живой природы. Открытие этой теории — едва ли не самое важное событие в области биологии.
Клеточная теория стимулировала развитие таких наук как эмбриология, физиология и гистология. На ее основе возникло материалистическое понимание жизни, стало возможным объяснение эволюционной взаимосвязи между организмами, формулировка сущности онтогенеза.
Несмотря на то, что сведения о строении, развитии и функционировании клетки постоянно пополняются, основные положения клеточной теории, сформулированные более 100 лет назад, остаются актуальными.
Клетка — основа всех биохимических и физиологических процессов в организме, ведь все эти процессы происходят непосредственно на клеточном уровне. Клеточная теория позволила сделать вывод о схожести химического состава всех клеток и подтвердить единство органического мира.
Клеточная теория является одни из биологических обобщений, свидетельствующих о клеточном строении всех организмов.
Наряду с законом превращения энергии и эволюционной теорией Дарвина, это одно из наиболее значимых открытий в области естествознания 19 века.
Клеточная теория оказала заметное влияние на развитие биологии как науки. Она указала на единство живой природы и выделила структурную единицу этого единства — клетку.
Помимо огромного влияния на биологию как науку, теория стала фундаментом для развития других дисциплин: эмбриологии, гистологии, физиологии. С ее помощью удалось объяснить родственные взаимосвязи организмов, механизм индивидуального развития.
Теория является важным обобщением современной биологии, системой положений и принципов, раскрывающими механизмы роста, развития и размножения организмов.
Клеточная теория по биологии
Корпорация «Российский учебник» вместе с профессором МИОО Георгием Лернером продолжает разбирать клеточную теорию по биологии. На этот раз рассмотрим основные положения, этапы изучения, примеры заданий.
Общие методические рекомендации
Как изучать клеточную теорию
Согласно общим требованиям и кодификатору ЕГЭ, выпускник должен знать основные положения клеточной теории, а также названия, особенности строения и функций органоидов клетки. Кроме того, экзамен проверяет предметные и метапредметные умения ученика:
Примерный план изучения клеточной теории
Полезно обратить внимание ученика на интегрирующую роль клеточной теории, повторяя таким образом направления развития биологической науки. Потому что:
Принципы работы с текстом на примере изучения темы «Митоз и мейоз»
Существует ряд вопросов, призванных помочь ученику понять текст с новой сложной информацией: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом? Что это значит? В чем это заключается? Что далее говорится об этом? Как это доказывается? О чем это говорит? Какая мысль этим раскрывается? Рассмотрим на примере темы «Митоз и мейоз» как, ставя правильные вопросы и находя на них ответы, ученик может усвоить факты.
Текст
Митоз — непрямое деление эукариотической клетки, в результате которого сохраняется генетическая информация материнской клетки. Митозом могут делиться как диплоидные, так и гаплоидные клетки. Митоз обеспечивает вегетативное размножение организмов, рост, регенерацию тканей, эмбриональное развитие многоклеточных организмов и т.д.
Мейоз — это редукционное деление, при котором хромосомный набор образующихся гамет уменьшается вдвое. Мейоз состоит из двух последовательных процессов — первого деления мейоза и второго деления мейоза. Стадии мейоза: Мейозу предшествует интерфаза. Каждая хромосома перед началом деления состоит из двух молекул ДНК, которые образуют две сестринские хроматиды, сцепленные центромерами. В это время клетка имеет диплоидный набор хромосом, а каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК, поэтому в клетке находится 4с молекул ДНК. Таким образом, перед началом деления в клетке набор хромосом и ДНК 2n4c. Половые клетки животных и споры растений формируются в результате мейоза.
Вопросы к тексту
Что достигается данными вопросами?
Примеры заданий по клеточной теории
Задание 1
Проанализируйте таблицу «Строение и функции нуклеиновых кислот». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и словосочетания, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Основные положения клеточной теории, значение клеточной теории для развития биологии
Основные положения клеточной теории, значение клеточной теории для развития биологии
формировать у уч-ся понятия об истории создания клеточной теории, основных положениях клеточной теории, ее значении; развивать умения работать с дополнительной литературой; добиваться активного отношения к учебному труду.
Основные положения клеточной теории
Значение клетки – как основной структурной единицы всего живого.
уметь:использовать полученные знания в жизни и в быту
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Ученики осмысливают поставленную цель.
II. Проверка домашней работы.
Составить и заполнить таблицу
Какие разделы биологии знаете?
Имена каких ученых вам знакомы из предыдущих классов?
Какие методы исследования биологии знаете?
Каково значение биологии?
Ученики отвечают на вопросы учителя. Чертят схемы предложений.
III. Актуализация знаний
Клеточная теория – одно из наиболее важных биологических обобщений, согласно которому все организмы имеют клеточное строение. Клеточная теория наряду с законом превращения энергии и эволюционной теории Чарльза Дарвина является одним из трех великих открытий естествознания XIX века.
Клеточное строение впервые наблюдал Р. Гук (1665) у растений и впервые применил термины «клетка». Значительный вклад в изучении клетки внес Антон Левенгук, открывший в 1874 г одноклеточные организмы – инфузории, амебы, бактерии. Он также наблюдал эритроциты крови и сперматозоиды. В начале XIX века целенаправленно изучается внутреннее содержимое клетки.
В 1825 г. Ян Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. В 1831 г Р.Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г он пришел к выводу, что ядро является обязательной частью растительной клетки. М. Шлейден в 1838 г установил, что тело растений состоит из клеток, обязательными компонентами которых является ядро. Томас Шванн на основе собственных исследований и данных литературы в 1839 г сделал ряд выводов, которые легли в основу клеточной теории.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ Т. ШВАННА:
· Все ткани растений и животных состоят из клеток;
· Все клетки образуются и растут по одним и тем же законам;
· Общий принцип развития для элементарных частей организма – клеткообразование.
Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах Р.Вирхова (1858), который предположил:
— клетки образуются из предшествующих материнских клеток;
— вне клетки нет жизни.
И.Д. Чистяков (1874) и Э. Страсбург (1875) открыли деление клетки – митоз, и таким образом, подтвердили предположение Р. Вирхова.
Еще до появления клеточной теории Т.Шванна, К.Бер (1827) открыл яйцеклетку млекопитающих и показал, что многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Следовательно, клетка – не только единица строения, но и единица развития живых организмов.
История изучения клетки связана с именами ряда ученых:
Впервые микроскоп изобрел Янсен.
Р. Гук – в 1665 году впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками.
А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, открыл одноклеточные организмы, сперматозоиды, бактерии. (история жизни о Левенгуке, есть хороший фильм на 7 минут в Яндексе)
Зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден в 1838 году независимо друг от друга обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.
Рудольф Вирхов (1858 г) – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления.
Роберт Броун (1831) – открыл ядро в клетке.
Карл Бэр – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки- зиготы.
Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологической науки можно сформулировать следующим образом:
1. Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.
Клетка – саморегулирующая открытая система.
2. Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.
3. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.
ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ:
· Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого;
· Все клетки сходны по строению, химическому составу и обмену веществ
· «каждая клетка из клетки», т.е. новая клетка образуется исключительно
из исходной материнской путем деления;
· Клетка – единица развития живых организмов, так как многие организмы
развиваются из одной клетки – зиготы, споры;
· В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой
функции и образуют ткани: из тканей образуются органы, которые тесно
связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам
Предмет цитология содержание науки
Клетки живых организмов строение и хим.состав
Функции клеток в живых оргнизмах
Розмножение и развитие клеток
Приспособление клеток к условиям
А1. В чём состоит главная трудность в использовании световых микроскопов в настоящее время?
2. В чём заключается вклад Яна Пуркинье в цитологию?
3. Как называлась книга Шванна, где он изложил первую версию клеточной теории?
4. Кто из учёных впервые пришёл к выводу, что наследственная информация заключена в ядре?
5. В чём состояла ошибка Шванна и Шлейдена при формулировании ими клеточной теории?
Б.1. В чём состоят преимущества электронного микроскопа перед световым?
2. Что такое метод радиоактивных меток?
3. Как выглядела клеточная теория, сформулированная Шванном?
4. Какой принцип Рудольфа Вирхова стал важным дополнением клеточной теории?
5. Когда применяется метод замедленной киносъёмки через мощные световые микроскопы?
В.1. В чём состоят недостатки в использовании электронного микроскопа, и как они преодолеваются?
2. Что такое метод ультрацентрифугирования?
3. Как выглядят положения современной клеточной теории?
4. Какие изотопы чаще всего используются для метода радиоактивных меток?
5. С помощью какого метода можно выделить клеточные органоиды?
Г.1. Что такое анод и катод в электронном микроскопе?
2. Для чего в электронном микроскопе служит шлюзовая камера?
3. Какие части электронного микроскопа служат для увеличения объекта?
4. Что делают в электронном микроскопе конденсатор и флюоресцентный экран?
5. Для чего нужен вакуумный насос?
Д. (исправьте предложения)
1. Впервые применил микроскоп для исследования живых организмов Антони ван Левенгук.
2. Электронный микроскоп был создан в XIX веке.
3. Электронный микроскоп позволяет увидеть на большом увеличении живые объекты.
4. Для выделения клеточных органоидов служит метод радиоактивных меток.
5. Замедленная киносъемка для запечатления жизненных процессов клетки используется через мощные электронные микроскопы.
Составить и заполнить таблицу
Какой вклад внесли ученые в развитие науки?
Какие используют методы исследования клетки
Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках.
Положительные стороны урока:__________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________