В чем заключается значение роста для человека
В чем заключается значение роста для человека
РОСТ — увеличение размеров и массы тела организма в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Термин «рост» применяется также для обозначения изменения во времени числа клеток в культуре. Особой формой Р. органов и частей тела является регенерация (см.).
Процессы Р. многоклеточного организма (в т. ч. и человека) складываются из увеличения числа клеток (пролиферативный Р.), их массы и объема, отложения различных внеклеточных веществ и образований. Относительная роль этих процессов неодинакова у разных видов организмов в разные периоды развития.
Обязательным условием для Р. является поступление в организм и ассимиляция источников вещества и энергии либо из запаса, накопленного в оогенезе (яйца птиц, рептилий, семена растений и др.), либо из организма матери, либо из окружающей среды (постэмбриональный Р.). В свою очередь Р. является неотъемлемой составной частью онтогенетического морфогенеза (см. Морфогенез, Онтогенез). В частности, приобретение органами и частями тела специфической формы, как правило, связано с топографией очагов клеточных делений, с упорядоченной ориентацией веретен митозов, т. е. с особенностями пролиферативного Р.
Р. организма начинается на самых ранних стадиях эмбрионального развития и продолжается в постэмбриональном периоде развития. При этом нек-рые организмы растут в той или иной мере всю жизнь (большинство растений, моллюски, рыбы и др.), другие же, достигая определенного возраста, размеров или стадии развития (напр., половозрел ости), практически полностью прекращают расти.
Скорость Р. развивающегося организма не постоянна: наиболее интенсивный Р. имеет место в эмбриональном и раннем постэмбриональном периоде. Возрастную динамику Р. принято характеризовать кривыми абсолютного и относительного Р. Кривые абсолютного Р. показывают изменение массы или размеров тела с возрастом. Для большинства животных, в т. ч. млекопитающих, кривые абсолютного Р. имеют характерную S-образную форму (так наз. логистические кривые) с наиболее крутым подъемом в средней части и более медленным нарастанием массы (размеров) в начале и конце этого периода. Кривые относительного Р. (точнее, прироста) показывают приращение массы (размеров) тела (обычно в процентах) за определенные (последовательные) отрезки времени по отношению к массе (размеру) в начале каждого отрезка. Для точного определения скорости относительного Р. последовательные измерения следует производить через равные короткие промежутки времени (не более 0,1 от общей длительности периода Р.). При этом, учитывая нелинейность кривых роста, лучшие оценки получаются при использовании формулы Броди — Шмальгаузена:
где Cr — относительный рост, Ct и Ct+1 — величины тела в отрезки времени t и t+1, 0,4343 — коэффициент (постоянный делитель, величина к-рого найдена эмпирическим путем). У животных относительный Р. наиболее интенсивен в самом раннем эмбриогенезе, после чего его скорость неуклонно снижается, вначале быстро, затем более медленно. У растений скорость относительного Р. сначала возрастает, достигает максимума (период большого Р.), затем снижается, стабилизируясь на определенном уровне.
В общей возрастной динамике Р. нередко наблюдаются колебания — периоды ускоренного и замедленного Р. Одни из них приурочены к определенным этапам развития и закономерно повторяются. Другие могут быть проявлением суточных, сезонных и иных ритмов ростовых процессов. Наиболее известны годичные ритмы Р. раковин моллюсков, чешуи рыб и рептилий, многолетних древесных растений. В этих случаях морфологическая выраженность слоев ежегодного прироста позволяет определять по ним возраст особей.
В процессе онтогенеза равномерный (изометрический) рост всего тела и развивающихся органов наблюдается редко. Более характерно несовпадение скоростей Р. закладок разных органов и тела в целом (аллометрический рост). Количественно связь между Р. органа и всего тела выражается уравнением так наз. аллометрического роста:
где у — величина органа, x — величина тела, b — эмпирическая константа, а — показатель аллометрии: при а = 1 имеет место изометрический рост, при а > 1 говорят о положительной аллометрии (часть растет быстрее целого), а при а Физиология роста
Рост является одним из важных показателей нормы и патологии развития организма человека и высших позвоночных животных. Его интенсивность и особенности на каждом этапе возрастного развития определяются заложенными в генетическом аппарате клеток комплексами наследственных свойств, приобретенных в длительном процессе эволюции, а также условиями развития индивидуума, влияющими на темпы ассимиляционных и диссимиляционных процессов.
При оценке Р. как показателя уровня физического развития (см.) учитывают два его компонента — линейный и весовой, отличающиеся по темпам возрастного развития и в едином комплексе характеризующие конституцию данного человека.
Интенсивность нарастания живой массы тела и ее биохим. состав существенно изменяются в онтогенезе. Известно, что в организме ребенка в раннем возрасте (см.) наблюдается повышенное содержание внутриклеточной воды (см. Гомеостаз); его ткани содержат высокие концентрации нуклеиновых кислот и относительно низкие белков, жиров и минеральных веществ. При этом набор белков в тканях детей отличается от набора белков в тканях взрослого организма. С возрастом происходит постепенное нарастание фракций глобулинов в плазме крови, накопление коллагена и падение эластина в соединительной ткани кожи и нек-рых других органов, увеличение концентрации сократительных белков (миозина, актина и тропомиозина) в мышцах. К периоду достижения зрелости в тканях организма происходит накапливание липидов (см.). В процессе Р. в организме человека происходит постепенная минерализация костной ткани, с накоплением в ней кальция (см.) и фосфора (см.). В соответствии с динамикой роста организма меняются его требования к пище. В частности, интенсивный Р. требует обогащения рациона полноценными белками — до 2—4 г на 1 кг веса тела в сутки против 1,2 г для взрослого организма (см. Белки). Особенно высоки запросы детского организма к главным незаменимым аминокислотам (см.).
Весьма велика роль достаточного снабжения растущего организма минеральными веществами (см.), особенно солями кальция и фосфора, а также микроэлементами (см.), особенно соединениями железа и меди (для образования гемоглобина и цитохромов), цинка (для синтеза ряда ферментов промежуточного обмена и активности инсулина), кобальта (для обеспечения эритропоэза) и др.
Высока потребность растущего организма и в витаминах (см.). Общая их дозировка достигает в период раннего детства удвоенных и утроенных доз по сравнению со взрослым организмом, уже закончившим свой Р. Для оптимизации Р. необходимы витамины А, B12, Е и D. Витамин D (см. Кальциферолы) особенно важен для минерализации костной ткани и синтеза белков. Процесс кальцификации обеспечивается в организме сложным взаимодействием витамина D и двух гормонов — кальцитонина (см.) и паратиреоидного гормона (см. Паратгормон); кальцитонин совместно с витамином D стимулирует процесс минерализации костной ткани, а паратиреоидный гормон, наоборот, мобилизует выведение кальция и фосфора из глубоких зон кости.
Р. в значительной степени зависит от гормональной регуляции. Для обеспечения нормального Р. особенно важное значение имеют соматотропный гормон гипофиза (см. Соматотропный гормон), йодсодержащие гормоны щитовидной железы (см. Тироксин, Трийодтиронин), инсулин (см.) и половые гормоны (см.). Гормон роста непосредственно стимулирует активность генетического и белок-синтезирующего аппарата клетки; йодсодержащие гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин) не только стимулируют процессы биоэнергетики с использованием освобождающейся энергии на образование макроэргических соединений, но и прямо воздействуют на генетический аппарат клетки и повышение синтеза белков.
Инсулин оказывает общее анаболическое действие на белковый, жировой и углеводный обмены и «сдерживает» катаболическое действие гормона коры надпочечников — кортизола на белковый обмен.
Половые гормоны (прежде всего тестостерон), стимулируя белковый синтез в ряде органов, сильнее всего сказываются на ускорении Р. в период полового созревания (12 —19 лет), меняя пропорции тела.
Особое и мало еще выясненное значение для регуляции роста принадлежит специфическим веществам, определяющим биохимическое взаимодействие клеток и тканей. В частности, обнаружены: фактор, стимулирующий рост нейронов (NgF), эпидермальный фактор роста (EgF), почечный фактор пролиферации и роста эритроидных клеток — эритропоэтнн (см. Эритропоэтины), специфические тканевые ингибиторы роста и деления клеток — кейлоны (см.).
Для оптимального Р. весьма важны подвижность и функциональная активность организма.
Рост детей
В онтогенезе млекопитающих животных и человека выделяют так наз. критические периоды: имплантация яйца, плацентацпя, усиленная дифференцировка, органогенез, новорожденность, половое созревание.
Пренатальный онтогенез (т. е. период развития от оплодотворения до рождения) подразделяется на периоды, каждый из к-рых отличается структурными особенностями и своеобразным типом питания, дыхания, выделения. Это — герментативный период развития — с момента оплодотворения до имплантации зародыша в стенку матки (1-я неделя); эмбриональный (зародышевый) период — с момента имплантации (2-я и 3-я недели развития) и эмбриофетальный (предплодный) период — переход к желточному, а затем — плацентарному кровообращению (4-я — 8-я недели), когда питание зародыша (см.) обеспечивается за счет веществ, доставляемых ворсинками хориона. Интенсивно происходят процессы органогенеза (см.), ведущие к образованию зачатков органов и формированию туловища, головы, конечностей; начинаются регулярное сокращение сердца, затем циркуляция крови, формируются верхняя и нижняя челюсти, другие кости черепа, кости плечевого и тазового поясов, зачатки позвонков и ребер. Фетальный (плодный) период развития начинается с 8-й недели до момента рождения: завершение плацентации и переход зародыша на снабжение кислородом и питательными веществами из крови матери через плаценту. В течение этого периода продолжаются Р. и тонкая структурная дифференцировка органов и тканей, совершенствуется нервная система.
С момента рождения организм человека переходит в новые условия существования с новой формой питания через жел.-киш. тракт, легочным типом дыхания, измененной системой кровообращения. Одновременно происходит дальнейшее развитие и созревание физиологических и биохимических функций, изменение химического состава тканей и органов тела. При этом увеличиваются характеристики парциальных функций почек, активность всевозможных пищеварительных ферментов, стабилизируются уровни сахара и осмотического давления крови, температуры тела, эффективнее действуют защитные механизмы против инфекций. В процессе Р. созревают и формируются органы чувств, нервная и костная системы, а значит — статические функции, имеющие определенную последовательность развития, с учетом индивидуальных различий.
Секреция пищеварительных желез начинает усиливаться после рождения вследствие раздражающего действия пищевых веществ на слизистую оболочку жел.-киш. тракта, что обусловливает выделение пищеварительных соков.
Формирование морфологической основы сосательного рефлекса относят к внутриутробному периоду, т. к. у пятимесячного плода (см.) уже имеются сосательные и глотательные движения, а новорожденный (см.) обладает способностью сосать и глотать сразу после рождения. Под влиянием пищевых раздражителей отмечается постепенное усиление слюноотделения вплоть до условнорефлекторного — на вид и запах пищи, на положение при кормлении и т. д.
Желудок новорожденных отличается сглаженностью линий в местах перехода одного отдела в другой, а также большой округлостью и сравнительно тонкими стенками. Росту стенки желудка и развитию желез способствуют растягивания желудка при каждом приеме пищи.
Секреция желез желудка у новорожденного ребенка незначительна, желудочный сок содержит все ферменты, имеющиеся у взрослых, однако обладает незначительной переваривающей силой и образуется в небольшом количестве.
В желудочном соке ребенка больше химозина, способствующего перевариванию белков молока, чем пепсина. Общий рост желудка, развитие слизистой оболочки с увеличением количества и секреции желудочных желез обеспечивает повышение кислотности, а следовательно, увеличение ферментативной активности пепсина и параллельное снижение активности химозина.
Секреция желез кишечника (тонкой кишки), как и желез желудка, функционально не совершенна. Состав кишечного сока у ребенка идентичен таковому у взрослого, но переваривающие возможности ферментов намного меньше и увеличиваются только по мере увеличения активности желудочных желез и кислотности сока. Поджелудочная железа также выделяет менее активный сок.
Перистальтика кишечника ребенка отличается повышенной активностью и выраженной неустойчивостью, усиливается от поступления и брожения пищи, а также действия таких внешних факторов, как перегревание, звуковое раздражение в виде стука, крика. У детей относительно большая длина кишечника и легко растяжимая, слабая брыжейка, в связи с чем у них чаще возникает заворот кишок.
Имеется взаимосвязь между функциональным состоянием жел.-киш. тракта и печени с Р. и развитием детей. Так, нарушения расщепления пищевых веществ в кишечнике или их транспорта через стенку кишки сопровождаются задержкой Р. и развития ребенка (см. Мальабсорбции синдром).
Связь между функциональным состоянием почек и Р. детей наиболее отчетливо прослеживается при метаболических канальцевых синдромах. Это группа заболеваний и синдромов, общим для к-рых является нарушение гомеостатических функций почечных канальцев. Баланс кальция и аминокислот при этом нарушается, что приводит к задержке физического развития и отставанию в росте (см. Остеопатия нефрогенная).
Эндокринная система оказывает значительное влияние на растущий организм с первых дней эмбрионального развития и до окончания периода полового созревания. В различные периоды развития организма имеет место обоюдное влияние: с одной стороны — многие функции развиваются под влиянием гормонов, а с другой — прослеживается развитие функций самих желез внутренней секреции. Так, плацентарный период развития характеризуется дифференцированием мезодермальных элементов, из к-рых в дальнейшем формируется интрареналовая система и закладывается инсулярный аппарат.
В период новорожденности еще проявляется влияние гормонов матери, к-рые поступают трансплацентарно в последние дни беременности, а также с грудным молоком. В период вскармливания у грудного ребенка (см.) интенсивнее начинают функционировать вилочковая и щитовидная железы, интрареналовая система подвергается обратному развитию. В возрастном периоде от 1 года до 7 лет особенно сильно на организм влияют гормоны щитовидной железы, а также гормоны передней доли гипофиза (усиливается секреция соматотропного гормона, регулирующего линейный рост детей — вплоть до периода полового созревания).
В пубертатном периоде наиболее часты заболевания сахарным диабетом, проявляется патология щитовидной железы, активизируется деятельность половых желез, усиливается функция гипофиза. Проявляются значительные изменения в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Время наступления этого периода зависит от условий жизни, питания, климата, этнической принадлежности и др. (см. Акселерация).
Вторичное влияние эндокринной системы на рост детей происходит через регуляцию обмена веществ, главным образом фосфорно-кальциевого обмена и обмена витамина D.
Почти все эндокринные заболевания в детском возрасте сопровождаются нарушениями Р. Среди заболеваний, связанных с нарушениехМ Р. у детей и подростков, наиболее известны следующие: гигантизм (см.), акромегалия (см.), болезнь Иценко— Кушинга (см. Иценко — Кушинга болезнь), гипофизарный нанизм (см. Карликовость).
Гигантизм (чаще встречается у лиц мужского пола) часто является следствием эозинофильной аденомы передней доли гипофиза. Имеется точка зрения, что гигантизм — следствие особой реактивности эпифизарных хрящей к влиянию обычной секреции соматотропного гормона, когда возникает чрезмерный эпифизарный и периостальный рост костей.
Акромегалия у детей наблюдается редко. Проявляется увеличением концевых частей тела — рук, ног, носа, челюстей, периостальными разрастаниями, увеличением массы мягких тканей и внутренних органов. Этиологию связывают с влиянием повышенного выделения гормона Р. в период уже закрытых зон Р.; встречающиеся случаи акромегалии у детей при еще не закрытых эпифизарных линиях указывают на сложность вопроса. Полагают, что при этом заболевании имеет значение разная чувствительность тканей к гормону Р. гипофиза.
Следует дифференцировать акромегалию с остеодистрофией (см.), или болезнью Педжета (см. Педжета болезнь).
Причин задержки Р. (нанизм) много, поэтому при диагностике следует вычленять ведущий дефект, приведший к задержке Р. Различают церебрально-гипофизарный, примордиальный, гипотиреоидный и другие разновидности нанизма (см. Карликовость).
Задержка Р. считается значительной по отношению к возрастной норме, когда, напр., отставание превышает 20% от среднестатистических показателей Р. для конкретного возраста.
Диагноз заболевания ставится на основе анамнеза (задержка роста с 2—3 лет), запаздывания в появлении центров окостенения, внешнего вида больного. При дифференциальной диагностике необходимо помнить о случаях семейной низкорослости, о возможности запоздалого пубертатного развития с признаками задержки линейного Р. и т. д.
Проблема лечения нанизма еще не решена. С этой целью широко применяют стероид ретаболил, к-рый обладает выраженным анаболическим эффектом и пролонгированным действием. Анаболические стероиды при их длительном применении у девочек могут вызвать вирилизацию (см.). В этих случаях необходимо или заменить анаболические стероиды, или уменьшить дозу, или назначить перерыв в их применении.
Дополнительное назначение небольших доз тиреоидина и хорионического гонадотропина дают хороший результат при резкой задержке полового развития.
Болезнь Иценко—Кушинга возникает при поражении межуточногипофизарной области (H. М. Иценко, 1925) или в результате развития базофильной аденомы передней доли гипофиза (X. Кушинг, 1932). Патогенез болезни Иценко — Кушинга связывают с усиленным выделением в кровь АКТГ и его воздействием на корковое вещество (кору) надпочечников. Непосредственной причиной заболевания считают избыточное содержание биологически активного кортизола, что может быть связано с повышенной стимуляцией коры надпочечников АКТГ, с нарушением ритма продукции гидрокортизона, понижением связывающей способности белков сыворотки крови по отношению к кортизону.
Клиника заболевания у детей: ожирение, трофические изменения кожи, остеопороз, гипертония, преждевременное оволосение лобка при задержке роста и полового развития, расстройства углеводного обмена (чаще это заболевание наблюдается от 6 до 11 лет).
Лечение болезни Иценко — Кушинга — сложная и полностью еще не решенная проблема. Методы лечения условно подразделяются на консервативные и оперативные. К консервативным относятся рентгенотерапия межуточно-гипофизарной области, направленная на снижение секреции АКТГ и, тем самым, на уменьшение гиперфункции коры надпочечников. Рентгеновское облучение считается эффективным: от 1 до 3 курсов лечения по 4000 — 4500 р на каждый, с интервалами между курсами в 6—8 мес. По данным Т. Н. Волковой (1967), улучшение наступало в виде нормализации АД, исчезновения головных болей, уменьшения остеопороза, снижения веса, возобновления процессов роста и полового развития при значительном перераспределении жира. Рентгенотерапию рекомендуется сочетать с диетотерапией, применением анаболических гормонов.
Хирургическое лечение — тотальная двусторонняя адреналэктомия с интервалом в 4 недели между операциями на одной и другой стороне. Однако при таком лечении развивается хронический гипокортицизм, в связи с чем в течение всей жизни больные должны получать заместительную гормональную терапию. Хирургическое лечение нормализует общее состояние, улучшается внешний вид ребенка. Рекомендуется диспансерное наблюдение у эндокринолога, т. к. любая стрессовая ситуация у детей после тотальной адреналэктомии может вызвать острую надпочечниковую недостаточность.
Изучение особенностей физического развития предусматривает регистрацию не только темпов роста, веса (массы) ребенка и правильности телосложения, но и учет динамики полового развития в сопоставлении с возрастными нормами.
Обнаружение начальных признаков эндокринных заболеваний при массовых профилактических осмотрах детей позволяет своевременно выявить и устранить эндокринные заболевания, в частности влияющие на Р.
Задержка Р. может быть одним из проявлений эндокринной патологии и служить тестом для выделения таких детей в группу риска в целях последующего углубленного обследования, направленного на выяснение истинной причины, вызвавшей задержку Р., для корригирующей терапии в дальнейшем.
Особое внимание следует обращать на обследование здоровых детей в семьях с отягощенной наследственностью.
Дети с эндокринными заболеваниями, нарушающими Р. и развитие (гипофизарный нанизм, болезнь Иценко—Кушинга и др.), обязательно должны находиться на диспансерном учете, как и дети с высокорослостью и низкорослостью, ожирением и т. д. Диспансеризация (см.) предполагает обязательность участия в обследованиях детей окулистов, невропатологов, гинекологов, урологов, так как раннее выявление эндокринных заболеваний предупреждает развитие тяжелых форм патологии.
Своевременное лечение таких больных обеспечивается созданием специализированной медпомощи в стране.
Библиография: Блунк В. Детская эндокринология, пер. с нем., М., 1981; Бодемер Ч. Сдвременная эмбриология, пер. с англ., М., «1972; Возрастная физиология, под ред. В. Н. Никитина и др., Л., 1975; Жуковский М. А. Детская эндокринология, М., 1971; Зуссман М. Биология развития, пер. с англ., с. 66, М., 1977; Керпель-Фрониус Э. Педиатрия, пер. с венгер., Будапешт, 1975; Количественные аспекты роста организма, под ред. А. И. Зотина, М., 1975; Hейфах А. А. и Тимофеева М. Я. Проблемы регуляции в молекулярной биологии развития, М., 1978; Основы геронтологии, под ред. Д. Ф. Чеботарева и др., М., 1969; Рост и развитие ребенка, под ред. H. Н. Миклашевской, М., 1973; Уилкинс Л. Диагностика и лечение эндокринных нарушений в детском и юношеском возрасте, пер. с англ., М., 1963; Физиология ребенка раннего возраста, под ред. 3. И. Коларовой (Бирюковой) и В. Гатева, пер. с болг., София, 1970; Физиология эндокринной системы, под ред. В. Г. Баранова и др., Л., 1979; Харр и сон Дж. и др. Биология человека, пер. с англ., с. 247, М., 1968; Шмальгаузен И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии, М., 1982.
В. И. Иванов; С. А. Жданова (пед.), В. Н. Никитин (физиол.).
Личностный рост — что это такое и зачем он нужен. Цели, задачи, инструменты. Что мешает расти. Полезные книги по личностному росту.
Личностный рост — что это такое
Личностный рост или саморазвитие – это изменения позитивного толка, происходящие в личности человека. Это активация особенностей человека, заложенных в нём природой. Оно может идти двумя путями – посредством умственного и физического развития или с помощью тренингов личностного роста. Первый путь предполагает самостоятельные занятия, второй – работу с консультантами, тренерами, наставниками.
Личностный рост – постоянно продолжающийся процесс становления, где человек познаёт себя, стабилизирует личностные показатели, достигает желаемого, увеличивает качество удовлетворённости собственной жизнью.
Этот процесс– синоним самореализации, позволяющий жить собственной жизнью, заниматься тем, чем хочется. Когда человек трудится над собой, он становится счастливее, учится легко переживать трудные моменты, налаживать отношения с другими индивидами.
Что такое личностный рост
Работа над собой не заканчивается никогда. Она является лучше инвестицией – предполагает трату времени, сил, финансов на себя, собственное счастье.
Теории личностного роста
Существует несколько теорий личностного роста. Рассмотрим самые популярные.
Уровни личностного роста
Выделяют несколько уровней личностного роста:
Психология личностного роста
Личность и личностный рост активно изучает психология. Она помогает в усилении слабых качеств, превращение стремлений в реальность.
«Потенциал каждого человека не имеет границ. Инвестиции в личность — отличный способ реализации многочисленных талантов. В этом поможет планирование, выбор задач для реализации в разных периодах времени.»
Психология подчёркивает, трудности с движением к вершине карьерной лестницы, возникают в силу ограниченности личностного роста. Правильно составленный план по – гарантия личностного развития. Ограничения есть тогда, когда они присутствуют в голове человека.
Признаки
Признаки развития личности отметил российский психолог В. Л. Леви на своём сайте:
Если в жизни человека есть такие признаки, он идёт по стезе личностного роста. Останавливаться на достигнутом нельзя, важно продолжать работу над созданием идеальной личности.
Не всегда можно справиться самостоятельно. Когда вы зашли в тупик, обратитесь к профессионалу (это можно сделать онлайн или на сайте). Для этого проводят специализированные тренинги, учат вере в свои силы, раскрытию глубинного потенциала, правильному использованию понятий и ресурсов для получения пользы.
Признаки развития личности
Цели в личностном росте
Основными целями личностного роста, саморазвития являются:
Личностный рост стимулирует человеческий потенциал, гармонизирует жизнь в целом.
Задачи личностного роста
Заставляет развиваться, изменяться, самосовершенствоваться, становиться лучше.
Человеку получает внутреннюю силу, она толкает его на самосовершенствование, дальнейший рост.
Что мешает расти?
Несмотря на кажущуюся простоту саморазвития, это движение может идти медленно, с частыми остановками. Что мешает качественному движению вперёд?
Враги развития:
С чего начать свой личностный рост
Труд над собой состоит из последовательного прохождения этапов:
Зона комфорта – как уйти
Отдельно стоит рассмотреть зону комфорта, мешающую быстрой реализации запланированного.
Зона комфорта – та часть жизненного пространства, где человек ощущает собственную безопасность, для него всё привычно, стрессовый уровень минимален. Для личностного роста выход из зоны комфорта представляет определённую сложность.
Личное пространство нельзя назвать плохим. Это место, где человек заряжается, повышает уверенность в себе. Главное, для полноценной жизни периодически выбираться из «раковины».
Выбираться из комфортной зоны важно понемногу. Если вы давно хотели попробовать нечто новое, привычное, нужно стремиться к этому. Уходить из привычного окружения необходимо, отвечая на простые вопросы:
Чтобы уйти из зоны комфорта, можно воспользоваться инструментами.
Зона комфорта
Инструменты
В качестве инструментов личностного роста используют:
Полезные книги по личностному росту
Личностный рост человека
Эта дорога необходима каждому. Когда индивид встаёт на этот путь, в нём многое меняется:
«Саморазвитие – это продвижение человека к достижению мечты. Всё то, что приближает индивида к его желаниям, важным целям – является поступательным движением. Это понятие не одинаково для всех, ведь мечты, желания у людей отличаются. Поэтому кто-то легко справляется сам, для кого-то понадобится помощь тренера личностного роста.»
Центр Образовательных Траекторий
Саморазвитие
Что это такое? Это процесс, происходящий внутри человека, формирующий адекватную самооценку, позволяющий принимать верные решения. Здесь происходит анализ себя, выработка стратегий для получения желаемого, выполнение требований, необходимых для их реализации.
Личностный рост и саморазвитие тесно связаны. Они являются основным смыслом жизни любого человека, его становлением. Если его нет, происходит обратное явление – деградация.
Психология выделяет факторы, стимулирующие рост человека как личности:
Прогресс оценивается посредством внутренних и внешних критериев.
Внутренние
Внутренние
Признаки остановки личностного роста
Условия
Тренинг личностного роста
Тренинги личностного роста проводятся чтобы:
Тренинги делятся на:
Цели тренингов:
Эффективность тренинга, скорость обучения зависит только от внутренних возможностей, желания клиента.
Кому нужен тренинг личностного роста?
Тренинг будет полезен всем. Он станет помощником в:
Тренинг подойдёт людям, имеющим много сил, энергии, не боящимся открывать в себе новое, изучать неизвестные понятия, теории. Если вы чувствуете, что не до конца используете свои ресурсы, теряете цели, не находите другие, вероятнее всего, вам нужна профессиональная поддержка.
Кому нужен
Виды тренингов
Группы
Сетевой тренинг
Массовый тренинг
Как выбрать тренинг?
Нужно учесть несколько важных моментов:
Нельзя ждать результатов от бесплатных занятий, как правило, они продолжаются обязательной платной ступенью. Бесплатные тренировки на сайтах дают минимальный результат. Не доверяйте группам личностного роста с неадекватно высокими ценами, выстроенными по принципу пирамиды.
Как выбрать тренинг
Коуч личностного роста
Этот курс нужен для помощи человеку в реализации индивидуальной эффективности. Это основной ресурс, требующим инвестирования, результатом здесь будут позитивные жизненные результаты.
Когда нужен тренер? В ходе самостоятельного становления люди зачастую разочаровываются, устают, не видят плодов деятельности, отступают с намеченной линии. Такие ситуации происходят по разным причинам, чаще из-за неумения переводить умения в стратегию эффективного движения. Здесь личный тренер станет идеальным помощником.
Польза работы с профессионалом личностного роста:
Как выбрать тренера?
Хороший коуч – гарантия получения результатов от обучения личностному росту.
Чтобы совершить выбор, нужно проанализировать информацию:
Важные черты коуча:
Сами по себе такие тренинги не приносят пользы. Они выступают толчком, мотивацией к дальнейшим действиям. Это отличный способ заставить себя поменяться, стремиться к большему, получить полезные знания.
Методики
В практике используют разные методики, призванные устранить «застой» в развитии человека, ускорить его движение к намеченным целям.
Для личностного роста полезны такие инструменты:
Уровни личностного роста
Этот процесс предполагает последовательное прохождение разных уровней. Теория предлагает разные версии уровней, остановимся на предложении российских социологов Д. Невирко и В. Немировского.
В идеале, каждый человек проходит эти уровни. Кто-то может отстать, кто-то перейти сразу на несколько уровней вверх. Есть вероятность надолго остаться на одном уровне. Это говорит о том, что человек не усвоил урок, либо не готов к новым знаниям.
Психология даёт другое понимание уровней:
На каждом уровне личностного роста происходит самоидентификация, она не останавливается даже в старости.
Этапы личностного роста
Социология и психология определяют такие этапы:
Влияние саморазвития на людей разных возрастов, профессий
Педагога
Считается, что учитель только тогда способен учить других людей, когда сам способен непрерывно получать знания. Личностный рост педагога необходим, чтобы выйти на высший уровень преподавания. Это, в свою очередь, помогает учащимся.
Педагог ставит перед собой цели, планы, занимается самоанализом, самообразованием. Он активно взаимодействует с творчеством, заинтересовывая учащихся.
Элементы личностного роста педагога:
Личностный рост педагога прямо связан с качеством образования детей. Современность требует постоянного поиска новых путей подачи материала, чтобы поддерживать интерес у подопечных. Без этой заинтересованности от предлагаемых знаний толку не будет.
Процесс создаёт стержень, прямо отражающийся на качестве образованности детей
. Смотря на своего учителя, они будут доброжелательными, начнут развивать в себе положительные качества.
Личностный рост педагога
Ребенка
Личностный рост ребенка – трудоёмкий процесс, требующий внимания к возрастным особенностям, максимальной деликатности. Важно внимание к эмоциональному состоянию ребёнка, иначе попытки влияния могут быть восприняты враждебно.
Дети чрезмерно чувствительны, для хороших результатов важно правильно их мотивировать.
Правила развития ребёнка:
Тесты для ребёнка
Чтобы определить этап, на котором находится ребёнок, нужна специальная проверка. Тесты, методики, которые легко найти на сайте в Интернете, помогают понять отношение ребёнка к семье, учёбе, коллективу, его самоощущения.
Здесь не происходит сравнения с принятыми в обществе стандартами. Специалист отслеживает реакции ребёнка, рассматривает модели его поведения, обращает внимание на влияние окружающих факторов.
Внутреннее состояние ребёнка совершенствуется динамично. Своевременная проверка позволяет выявить степень прогресса, предпринять своевременные меры к корректировке методики. Педагог подберёт индивидуальную программу, что даст видимый эффект.
Педагогическая проверка ребёнка
Для определения эффекта работы с детьми, поиска причин, влияющих на исход, применяется педагогическое тестирование.
Факторы, влияющие на личностный рост ребёнка
Этот процесс — чрезвычайно хрупкая субстанция. На его скорость влияют разные факторы:
План роста для ребёнка
Помочь ребёнку может не только профессионал, но любой родитель. Главное, минимизировать влияние взрослых, оставляя ребёнку возможность для самостоятельного принятия решений.
Родители должны уметь слушать своё дитя, давать ему право на самовыражение.
Как составить план самореализации ребёнка:
Женщины
Личностный рост женщин сегодня пользуется популярностью. Чтобы добиться перемен, женщины должны получать знания, развивать свои способности.
Здесь используют разные методики:
Самосовершенствование – лучший тренинг роста для женщин
Методика самосовершенствования важна. Она включает несколько этапов:
Подростков
Личностный рост подростков – тонкая материя. Психология созревания востребована, тщательно проработана многими специалистами. В штатное расписание каждой школы включен практический психолог.
Подростковый возраст даёт ряд предпосылок, помогающих избавиться от детских страхов, комплексов.
Занятия для подростков подразделяют согласно объекту коррекции:
Для подростков применяют разные упражнения:
Пубертатный период действительно требует внимания к формирующейся психике. Поэтому здесь важен акцент на уверенность в собственных силах, принятии себя. Этот фундамент – обязательный к формированию, на нём основываются дальнейшие преобразования.
Программа для подростка включает три категории:
Карта личностного роста учащихся
Специально для накопления, оценки личных характеристик, деяний подростков создают карты личностного роста. В них фиксируют аспекты разной деятельности:
Карта личностного роста:
Учителя
Возможности личностного роста учителя не ограничены. Сюда входит его собственная активность, заключающаяся в изменении, развитии, раскрытии себя, обогащении своих духовных желаний, личностного потенциала.
Чем больше времени старается тратить учитель, тем больше он может дать своим подопечным. Раскрываясь, развиваясь сам – он мягко подталкивает учеников к такому же.
Это — основа педагогической деятельности. Находясь на месте, не стремясь к движению вперёд, учитель не может за счёт себя обеспечить растущие интересы детей, подростков, вернуть их заинтересованность, мотивировать на дальнейшую учёбу.
Сотрудников
Личностный и профессиональный рост сотрудников тесно связаны. Считается, что обычный человек задействует малую часть способностей, данных ему от природы. Остальной его потенциал, чаще всего, блокируется на подсознательном уровне, что очень плохо. Он раскрывается, только благодаря созданию благоприятных условий.
Сформировавшаяся личность чувствует, что может достичь большего, но не всегда знает, как это сделать. Достаточно просто подтолкнуть индивида, направить к реализации собственных возможностей, чтобы его жизнь, карьера изменились в лучшую сторону. Для создания стимула проводятся тренинги личностного роста для сотрудников организаций.
Занятия с коучем дадут много:
Важные советы по развитию личностного роста
Личностный рост – путь с множеством дорог, где каждый человек обладает возможностью выбирать собственное направление. Рассмотрим основы подробнее.
Личностный рост делает человека счастливее, здоровее, возрождает интерес к жизни.
Важные советы
Из чего складывается успех в развитии личности
Успех состоит из нескольких слагаемых.
В его основе лежат цели:
Чтобы развиваться, нужно создать и придерживаться плана личностного роста. Для этого:
Движущей силой здесь является правильная мотивация. Она имеет несколько направлений, к примеру:
Тренинги помогают на этой дороге. Опытные коучи направят, мотивируют, помогут, подскажут. Они незаменимы в развитии человека.
Для поддержки силы воли, выработки уверенности в себе, развитии самоконтроля используют физические упражнения.
Отправные точки личностного роста:
Правила личностного роста
Составление годового плана личностного роста
Составление программы – хороший стимулятор самосовершенствования. Визуализация необходимых этапов помогает в их реализации. План составляется чётко, на определённый срок или не содержит конкретных сроков.
План на год
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Примерные цели личного развития
Посвящение своего времени самообучению очень ценно. В этом процессе вы развиваетесь, растёте в выбранной сфере. Этот рост может быть духовным, интеллектуальным, профессиональным, социальным.
Каждый человек выбирает для себя ту или иную область, последовательно идёт по разным направлениям. Идти вперёд, постоянно развиваться, защищать свои права, следует на протяжении всей жизни.
Заключение
Личностный рост – процесс, идущий на протяжении всей жизни. Учитесь, познавайте новое, последовательно формируйте планы и добивайтесь их. Достигнув одной вершины, выбирайте следующую, переходите к её покорению. Не беритесь за несколько дел одновременно, двигайтесь постепенно, строго следуя выбранной стратегии.