В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст

Иногда поэтическое произведение автор выполняет в жанре «Притча». Жанр очень интересный, требующий от автора и огромного умения и глубины мысли, но очень выигрышный: такие стихи интересны для читателя и написанные хорошим языком надолго остаются в его памяти. Но прежде чем создавать притчу, необходимо понять, что это такое и как ее писать.

1. Обобщение. То, о чем говорится в притче, можно применить к разным жизненным ситуациям.

2. Передача мироощущения. В построении притчи отражается не частный эпизод, а мироощущение людей, которые начали познавать мир.

Притчей зачастую называют сюжет, содержащий напутствие слушающему или читающему. Рассказанное событие имеет притчевый вид только тогда, когда в его контексте проступает: делай так, а не иначе.

С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские сюжеты и сочиняли свои. Правда, их порой путали с БАСНЯМИ. Еще в 18 веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал «Притчи». Притчи и, правда, похожи на басни, но это не одно и то же.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Это некий отвлеченный человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «Евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник» (1936):

«Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво.
А эта грудь не слишком ли нага?».
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!»

3. Кольцевая композиция (иногда).

4. Сюжет из обыденной жизни.

5. Иносказание в сюжете.

6. Отвлеченное понятие в спрятанном во внешнем сюжете тема.

Источник

Урок по ОПК на тему «Справедливость».

Урок 12. Справедливость

Мудрость дороже золота, но честность, справедливость и достоинство важнее всякой мудрости.

Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.

2 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

— Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?

3. Работа над основной темой.

— Как вы понимаете, что такое справедливость? (Мнения учащихся. Диалог)

а) Возникновение понятия справедливости

JВ чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. hello html m1b601f7d. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-hello html m1b601f7d. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка hello html m1b601f7dВ чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. hello html m58b49b90. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-hello html m58b49b90. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка hello html m58b49b90USTITIA (латин.) — справедливость, законность. Сразу вспоминается древнеримская богиня правосудия с повязкой на глазах и весами в руках Фимида. Так что же и как взвешивается на этих весах?

«СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА.

У. – Как вы понимаете, кто такой « Справедливый человек» ( дать характеристику) честность, правдивость, уважение к другому человеку, к его жизни, к его слову, к его свободе)

— Быть справедливым – значит выполнять всё то, что требует закон.Представьте себе, что вам дана власть, благодаря которой вы можете составить законы, которые определят жизнь вашего общества, которые будут существовать в вашей стране на протяжении всей вашей жизни.

Есть только одно ограничение. Вы должны написать эти правила, не зная, в какой именно семье вы родитесь. Вы зараннее не знаете, в каком физическом состоянии вы, возможно, родитесь.

4. Чтение и обсуждение притч.

Работа учащихся по группам. Задание: Можно ли притчи назвать справедливыми?

Как старуха продавала тыкву

Жила одна старуха. Посадила она тыкву, из которой делают звонкострунную садиеку. Когда над землёй появились два первых листочка, зашёл к старухе один человек и предложил продать ему тыкву на корню. Заплатил он вперёд один кахапана и ушёл. Когда появилась завязь, наведался к старухе другой человек и тоже пожелал купить у неё тыкву на корню.

— Как же я могу продать эту тыкву, — сказала старуха, — когда она давным-давно куплена?

— Когда же её купили?

— Когда над землёй два первых листочка появились.

— И сколько же тогда за неё дали?

— Тогда могли купить только стебель. Ведь были видны листья, а плода ещё не было. Я же покупаю этот плод и даю за него два кахапана.

Обрадовалась старуха деньгам и продала тыкву. Второй покупатель каждый день заходил к старухе и ухаживал за тыквой, а когда она созрела, сорвал её и сделал садиеу.

Услышал первый покупатель чарующие звуки музыки, зашёл к соседу и спросил:

— Где ты взял тыкву для садиеку?

— Купил, — ответил сосед и продолжал наигрывать.

— Значит, ты украл мою тыкву. Я давно её купил.

— Я купил тыкву у старухи и, как полагается, за неё заплатил. Как ты смеешь обвинять меня в воровстве? Идём к старухе и спросим её обо всём!

Отправились оба покупателя к старухе. Первый спросил:

— Правда ли, что ты продала тыкву этому человеку?

— Как же ты могла продать тыкву, которую уже я купил?

Стали оба покупателя спорить и ругаться. Спорили они, спорили и пошли к королю. Король выслушал спорщиков и решил:

— Первый из вас купил тыкву, когда был только стебелёк, и больше не появлялся. Он не ухаживал за тыквой, а посему тыква должна достаться второму из вас.

Крапива и Розовый Куст

Притча от Александра Шубникова

Однажды Крапива сказала Розовому Кусту:

— Каждую весну из моих молодых побегов садовник делает прекрасный суп. Но почему-то не мне, а тебе он отвёл лучшее место, ухаживает за тобой и поливает, а у меня отнимает последние крохи земли у ограды. Откуда такая несправедливость?

— Я радуюсь солнцу и наслаждаюсь жизнью, — ответил Розовый Куст, — и всегда готов поделиться с садовником цветами своего счастья. В благодарность за хорошее настроение он даёт мне всё, что нужно. Ты же при каждой встрече лишь колешь и жжёшь его. Будет ли он целый год помнить твою тарелку крапивного супа?

Кто не работает —тот не ест

Хякудзё, китайский мастер Дзэн, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет: подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья.

Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты.

В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже.

«Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструмент, — подумали ученики. — Лучше вернём их».

Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им:

— Кто не работает, тот не ест

— Как вы думаете, быть справедливым очень сложно?

6. Домашнее задание: придумайте небольшой рассказ о справедливом и несправедливом человеке. Дай оценку их поступку.

Источник

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст

Функции притчи:

Функция опосредования- между людьми при внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории.

Хранение опыта- являются носителями традиций, посредника культурных отношений.

Исторически понятие «притча» много раз трансформировалось. Притчи Соломона, из Ветхого Завета, созданные, по библейской легенде, царём Израильским Соломоном в X в. до н. э., являются, по сути, сборником изречений, афоризмов на тему морали и религии.

Впоследствии притчи для большей доходчивости стали включать в себя образные истории, заканчиваясь моралью в форме изречения. Таковы притчи, входящие в Евангелие. Эти притчи по форме напоминают басни, но и имеют значительное отличие от них. Притчи, как и басни, иносказательны, но олицетворения в них используются редко, они серьезнее по содержанию и им свойственна некоторая возвышенность. Кроме того, в конце басни часто выводится мораль; притча же всё чаще и чаще оставляет читателю право самому делать выводы. Природа и характеры людей рисуются в них схематичными чертами, упор делается на поучительность, на выводы морально-религиозного направления.

Долгое время притча как жанр литературы не развивалась, но в конце XIX – начале XX в. она возникла в современном своём виде. Некоторые видные писатели привлеклись стилевыми особенностями притчи – не нужно было заниматься тем, чем занималась художественная проза: описывать обстановку, характеры героев, развитие сюжета. Всё внимание можно было сосредоточить на интересующей морально-этической проблеме. Из отечественных писателей свою прозу подчиняли законам притчи Л. Толстой, В. Дорошевич. За рубежом притчу использовали для выражения своих философских взглядов Кафка, Сартр, Марсель, Камю.

Притчи, как и сказки, в основном – плод народного творчества. Зачастую у притчи нет конкретного автора. Это происходит потому, что притчи передаются из уст в уста, как раньше сказки, а теперь анекдоты. Притчи рождаются в недрах какой-либо культуры, передаются и пересказываются в рамках этой же культуры, оттачивая точность своего смыслового содержимого и избавляясь от лишних и незначительных деталей. Сюжеты для притч даёт сама жизнь. Когда происходит событие, ярко иллюстрирующее какую-либо идею, его рассказывают, удаляя из него несущественные детали. Персонажи притч – это люди чаще без имён, называемые по признакам, которые важны в данном контексте (учитель, жадный человек, бедняк, продавец, путник и т. п.).

Судьба авторских притч немного иная. Автор не пересказывает придуманные им притчи устно, а публикует их. Поэтому чаще всего, пересказывая или переписывая (в Интернете) такие притчи, сохраняется и имя автора, и авторская форма притчи. Хотя и они не застрахованы от видоизменения. Не запомнив источник, люди пересказывают и авторские истории своими словами, после чего притча теряет прежнюю авторскую форму и превращается в народную.

П.2. Особенности современной притчи

Притча –жанр неустаревающий. Его популярность заставляет обращающихся к притче размышлять о его сути, границах, возможностях их расширения или, напротив, сужения, о путях жанровой контаминации и трансформации. Широта применения наименования «притча» и разброс суждений о ее возможностях впечатляют.

Главноеместо в русской литературе принадлежит, конечно, библейской притче, и прежде всего евангельской, однако углубляется и растет интерес к восточной культуре у писателей, незамыкающих свой кругозор рамками православия и христианства в целом, доминирующих в культуре, где им выпало родиться.

По словам Д.Давыдова, «для современной культурной ситуации большее значение имеет притча, скажем, суфийская. Суфийская притча. ей не может быть дано каноническое истолкование. Потому что нет того канона, который за это ответственен»

Суфизм- это мистическое течение в исламе, цель которого- духовное преображение и совершенство. Как культурно-историческое явление суфизм начал формироваться в рамках Ислама в 8-10 вв. Тем не менее, идеи суфизма универсальны и могут пересекаться с самыми различными духовными учениями и религиями.

Суфийские притчи ведут искателя к Реальности. Они многообразны, как жизнь, и каждый человек понимает их по-своему, хотя общая цель одна. В основе суфийских притч лежит любовь и преданность. Только любовь дает человеку возможность отказаться от своего эго, являющегося завесой для постижения истины. Когда сброшен покров самости, открывается истинное.

Границы жанра изменяются также сближением с другими родами и видами литературы, областями искусства и знания. Авторами, размышляющими о притче и с помощью притчи, выделяются:

«лирическая социальная притча»

«притча с отчетливо выраженным метафизическим смыслом»

«пророческая притча антиутопического характера»

«притча, внешне абсурдная, но по сути поэтически точная» «религиозно-мистическая притча»

Но особенно часто возникает разговор о «философской притче». «Классические философские романы, романы-притчи писал Станислав Лем. Эта линия продолжается и в современной отечественной фантастике».

Для восточного сознания притчи не менее привычны, чем сказки для русского, что соответственно заставляет нас, при узнавании об этом, относиться к сказкам собственного народа как к притчам.

П.3. Сравнительный анализ притч.

Притчи –универсальный жанр,так как может существовать самостоятельно и легко, органично входить в речевую ткань большого произведения как притчевое начало, как составная часть романа, дополняя, разъясняя ситуацию, поведение героя или авторскую точку зрения.В произведении притча выступает как элемент художественности. Например, притчи встречаются у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке», Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»,Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»; стихотворения в прозе И.С. Тургенева содержат в себе элементы притчи.

Притча- это образ мира, в слове явленный.В последнее время русские писатели, работающие в жанрах малой прозы, все чаще обращаются к жанру притчи, ставшему популярным не без влияния Пауло Коэльо и его романа «Алхимик».(«Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

«Никогда не отказывайся от своей мечты».

«Жизнь тем и хороша, что в ней сны могут стать явью»).

И хотя притчевая манера изложения позволяет отсеивать все ненужное, рамки ее повествования могут быть безграничны благодаря знаковому пространству, позволяющему автору адресовать произведение читателю разного уровня: от профессора до домохозяйки. В притчах И. Бояшева «Путь Мури», «Повесть о плуте и монахе» нет глубокой разработки характеров героев, развернутых характеристик и пейзажных зарисовок, композиция проста, сюжет не развернут.У каждого героя свой путь. Но произведения объединены поиском точки опоры, цели существования человека и всего живого на этой планете. Путь не обозначен. Его нельзя найти, следуя за кем-то, а только можно обрести, исходя из собственной индивидуальности. Если живете своей жизнью- обретете счастье.

Каждый писатель все-таки привносит в жанр что-то свое, новаторское. И. Бояшов выступает и как писатель, и как историк, смешивая времена, язычество и христианство. Таким образом, можно сделать вывод, что притча понятна бывает только в контексте: смысл обусловлен поводом, по которому она рассказана. Само содержание притчи остается устойчивым, меняются смысловые акценты. Поэтому разные притчи в определенной ситуации могут нести один и тот же смысл. Главным для этого жанра является установление связи события или явления с неким универсальным законом, выявление в этом законе глубинного обобщения смысла.

Замечательным мастером современной притчи является Феликс Кривин (11 июля 1928г.-24 декабря 2016г). Он легко сочетает лирику и иронию, естественный творческий метод- свобода от условностей. Самые сильные приемы автора- аллегория и виртуозная игра словами. Герои- птицы, звери, вещи и бытовые предметы, но в подтексте четко проступает человек во всем своем многообразии характеров, настроений, привычек, взаимоотношений. Возьмем его притчу «На пути к океану».

Притча похожа на сказку, полностью построенную на аллегории. Название «На пути к океану» предполагает долгий, трудный путь к чему-то главному и важному. Рыбка маленькая, но, как говорит автор, знает, чего хочет. Она упорно передвигается, от болота к болоту, как заправский пешеход, преодолевая трудности. Автор с иронией пишет: «Что за чудесная вещь- привал в болоте».И вроде бы нам симпатична рыбка Анабас своим характером, упорством, настойчивостью, желанием достичь цели. Но последняя фраза автора заставляет задуматься о том, что такое «океан» и что такое «болото». Каждый человек понимает это по-своему, так как каждый делает свой выбор в соответствии со своими желаниями, нравственными ценностями и жизненным опытом. Автор не издевается над своими героями, он посмеивается, смех мягкий, ироничный, как бы прощающий, но и вопрошающий. В притчу «Два камня» так и напрашивается пословица:«Под лежачий камень вода не течет». Только живя настоящей жизнью, совершая ошибки, разочаровываясь и побеждая, можно понять, что такое жизнь. Но каждый делает выбор сам.Кто-то скажет, что рыбка «разменивается», продвигаясь от болота к болота, теряет себя, свои душевные качества, может быть даже во что- то не совсем достойное. Она слишком легкомысленна, что отправилась покорять океан. Наверное, автор не случайно использует «болото», а не озеро, реку и т.д.-там вода чиста, проточна. А болото- это застой. С другой стороны, чтобы достичь поставленной цели, необходимо пройти через трудности, испытать «голод и холод», терпеливо, шаг за шагом трудиться для исполнения своей мечты. Главное, чтобы мечта была достаточной и не вела к разрушению личности. Рыбка кажется целеустремленной, трудолюбивой. Читатель постоянно в напряжении, следит за автором, то за рыбкой, он находится на «перепутье». Свои размышления читатель сравнивает с тем, о чем рассказывается в истории, перекладывает на себя ситуации (функциязеркала), в то же время пытается по-своему ответить на вопрос; Наверное, можно так добраться до океана (функция модели). В притче проблема выбора- это пробуждает внутреннее противоречие в читателе (модель опосредования). Конечно, притча аллегорична, но ей нужна попытка,чтобы понять ее содержание. Авторская позиция заключена в последнем переложении: нет готового ответа, каждый решает сам. Но подсказка все-таки есть, так как притча остается носителем традиций, посредством культурных отношений (функция хранения опыта): жизнь- это череда выборов и каждый человек, делая выбор, берет на себя ответственность за последствия. Так, например, современные молодые люди из провинции, собираясь покорять «столицы, думают, что для достижения цели, все средства хороши. Многие идут к этому путем потери нравственных ценностей, идя на сделки со своей совестью и т.д. Для традиции притчи характерно не развитие героя, а сам результат.

Кривин следует традиции только наполовину: мы не видим, как развивается или не развивается рыбка, но и результата нет. Концовка отличается открытостью. В этом особенность притчи.

Мелочи жизни

Название притчи несет в себе основную мысль всего произведения,

Произведения автора ценны не только формой и содержанием, но и своей глубоко нравственной дидактической подоплекой. Б. Озерская: «Он видит явления и вещи стереоскопически. Ему нет равных в умении отдирать с мясом от слов приросший к ним метафорический смысл и возвращать им самый что ни на есть прямой с тем,чтобы снова придать этому смыслу переносный. С тем чтобы снова…. И так до бесконечности». Произведения Кривина лаконичны, завораживают, заставляют читать вновь и вновь, глубоко интеллектуальны, рассчитаны на понимание подтекста на стыке прямого и переносного значения.

Близки к произведениям Ф. Кривина небольшие притчи Виктора Кротова «Хозяйка земли», «Паук Панфутий», «Киоск, в котором есть все». Притчи невелики по объему, загадочны, фантастичны и необычны. Сюжеты можнотрактовать по-разному. Название «Хозяйка Земли» настраивает на встречу ссерьезной, уверенной в себе героиней, владетельной и сильной, а на деле оказывается слишком самонадеянная улитка, которая возомнила себя хозяйкой земли: глупая, ишь на что замахнулась. Мало ей показалось ракушки. Гордо думает: «Теперь я Хозяйка Земли». Иронично звучат авторские слова в конце: «Только бы меня жаба не слопала». А может быть, она всего лишь упала на спину, вот и барахтается. Но какая оптимистка: в любой ситуации ищет положительное. «Хорошо ползти по космосу». Таким образом, читатель вправе делать свой выбор смысла притчи.

Паук Панфутий

Наверное, не случайно автор дает имя герою созвучное с Конфуций – древним философом. Паук – талантливый мастер плести сети, узоры, заманивая в ловушку легковерных и легкомысленных. Паук Панфутий – это может быть Всемирная паутина, которая опутывает и затягивает людей. С этой стороны она является злом. Но, с другой стороны, паук своей сетью объединяет всех, помогает узнать друг друга, избавляет от одиночества. Значит, делает добро. В этих притчах хорошо просматриваются функции жанра: зеркала- читатель сравнивает свое с тем, о чем рассказывается в истории; модели- читатель сам выбирает способ решения ситуации иего последствия.

Таким образом, особенность современных притч в том, что их нельзя трактовать однозначно, они лишены назидательности и моралистики, заставляют человека задуматься над ситуацией и сделать вывод в соответствии со своими принципами и жизненными ценностями.

В Интернете очень публикуется притч, похожих на произведения А. Грина, А. Платонова. («Стакан молока», «Бирюзовые бузы», «Полуправда» и т.д.)

Особенности притчи

Опора на традиционные притчи

Сохраняет трехчастную структуру

Лишены каноничности, стали более ироничны

Автор предлагает самому сделать выбор (нравственный, этический, моральный)

Более гибкие, вбирают свойства разных жанров: детектива, повести, лирического произведения.

Могут существовать вне контекста, смысл понятен без ситуации.

Явно просматриваются все функции притчи: модели, зеркала, опосредования, хранения.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что жанровое своеобразие притчи в современной литературе обусловлено не только каноном библейской притчи, но и влиянием восточной. Они несколько разные, так как большую роль в восточной притче играет загадочность, остроумие, парадоксальность, отсутствие готовых для читателя интерпретаций. Важное значение приобретает «философская притча», в которой нет моралистической направленности. В то же время притча соединяется с другими жанрами массовой литературы – детективом, фантастикой, наполняя их более глубоким смыслом. Сохраняя традиции жанра в тематике, структуре, притча обновляется в лексике и стилистике. Притча имеет большое воспитательное значение.

Таким образом, притча была и остается значимым жанром в жанровой системе современной литературы.

Список литературы

Н. Книгиницкая «Воспитание любви к художественному слову у школьников в процессе изучения стилевых особенностей произведений Ф. Кривина», Научный вестник, 2014 г., вып. 2, стр. 119-129.

С. Бережной «О Кривине», «Мир Ф» 4 / 8.

Н Бологова «Жанровые особенности притчи в современной отечественной литературе» «Криотика и семиотика», Новосибирск, 2013, вып.8.

Р. Наджеми «Современные притчи», «София», 2004г.

П. Коэльо «Алхимик», «София», 2003г.

Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.

Товстенко О. О. Специфика притчи как жанра художественного творчества : Притча как архетипическая форма литературы // Вестн. Киев. ун-та. Ром.-герм. филология. — Киев, 1989. — Вып. 23.

Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С.

Источник

Методическая разработка урока литературы «Жанровое своеобразие притчи»

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию, дидактический и раздаточный материалы. На уроке анализируются древние и современные притчи, выявляются черты сходства и различия басни и притчи. Учащиеся выполняют различные задания творческого характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Пак Марина Юрьевна.

МБОУ СОШ №5 г. Искитим

Тема урока: «Образ мира, в слове явленный…» (Жанровое своеобразие притчи)

Тип урока: открытие новых знаний (Урок-исследование. 2 часа)

Целевой компонент урока.

Цель: формирование навыков анализа притчи с учетом жанровых особенностей.

1. Раскрыть понятие притчи как жанра литературы.

2. Провести сравнение (найти сходство и различие) притчи «Бабочки и огонь» и басни «Осел и цикады» посредством мыслительных операций — анализа и синтеза.

3. Показать новаторство русской литературы в использовании жанра притчи.

1. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.

2.Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.

3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

4. Способствовать развитию языкового чутья и воображения.

1. Привлечь учащихся к философским раздумьям над художественным текстом.

2. Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.

1.Организовать работу по осмысленному чтению притчи.

2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

3.Организовать работу учащихся в группах, создав условия для того, чтобы учащиеся смогли услышать и принять другие точки зрения.

4.Активизировать школьников на творческую работу на всех этапах урока

5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

6.Создать обстановку, благоприятную для плодотворной работы.

1.Учащиеся осмысленно читают художественные тексты.

2.Совместно с учителем проводят сравнение (находят сходство и различие) притчи и басни.

3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.

4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

— раздаточный материал для работы в группах (Сборник текстов «Басни и притчи» ),

— схема для сравнения притчи и басни,

— рабочие тетради по литературе,

— карточки-инструкции для анализа притчи,

-сценарий для творческого задания (инсценировка притчи),

-шаблоны слайдов для детской презентации,

— плакат для устной рефлексии,

-мультимедиапроектор и компьютер.

1) Чтение притчи (Презентация учителя, слайд №1)

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

— К какому жанру можно отнести эту миниатюру? (Притча)

— С какой целью люди сочиняли и сочиняют притчи?

Они помогают понять, что истинно, а что ложно в жизни. В притчах скрыты определенные идеи, которые должен постигнуть человек. В них люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт.

— Чему учит эта притча?

Эта притча об ответственности человека за свою судьбу. Счастье каждого – в собственных руках.

— Как вы думаете, что будет предметом нашей беседы на уроке?

2) Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир мудрости… «Человек, награжденный через искусство даром доброго понимания Мира, окружающих его людей, далёкого прошлого и настоящего, легче дружит с другими людьми, с другими культурами, ему легче жить. Он становится нравственно лучше, а значит, и счастливее». (Д.С. Лихачёв)

Тема урока: «Образ мира, в слове явленный…»

(Презентация учителя, слайд №2)

-Попробуйте сформулировать основную цель нашего урока. (Выявить жанровые особенности притчи)

-Что нам для этого необходимо?

(- определить, чем притча отличается от других, схожих жанров;

— посмотреть, жива ли притча в наши дни;

— выяснить, какую роль играют притчи для воспитания Человека.)

(Презентация учителя, слайд №3)

Беседа с элементами исследовательской деятельности

Да это своего рода и древний миф, и красивая сказка, и басня. Притчи порой действительно путали с баснями.

Послушайте два текста и определите жанр.

(Презентация учителя, слайд №4)

Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

Это небольшие по объёму произведения. Первое сходство – краткость.

— Вспомните, как строится басня.

В основе лежит житейская история, занимательная картинка, занимательный сюжет.

— К притче это можно отнести? Заинтересовала вас история бабочек?

— С какой целью авторы хотели познакомить читателя со своими сочинениями?

Через занимательный сюжет донести какую-либо истину.

Значит, в басне и притче можно выделить два плана: внешний и внутренний. И связь между ними осуществляется при помощи…

— Как называется троп, раскрывающий отвлеченное понятие через конкретный образ? (Аллегория)

3) Мы добрались до самого главного – внутреннего плана.

— Где он легче угадывается? (В басне)

— Почему? (В басне есть мораль, т. е. прямое наставление)

— Прочтите мораль. Как вы ее поняли?

Осел олицетворяет людей, которые берутся не за своё дело, не получая при этом никакого результата и испытывая большие трудности.

Любая притча имеет глубокий смысл, но каждый для себя берёт что-то своё. Например, этот текст можно трактовать по-разному:

истина многогранна: бабочки открыли разные свойства огня;

последняя бабочка погибла…, знания порой человек получает ценой собственной жизни;

получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

— Урок мы тоже извлекли, нравоучение тоже есть. В чем же разница?

Есть тайна. И понять притчу, расшифровать её внутренний план оказалось намного сложнее.

Тайна – важная отличительная черта притчи. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями, аллегориями, загадками. А на Руси притчи имеют библейское происхождение. «И учил их притчами…» Так говорится в Евангелии о проповеднике Иисусе. Странствуя по селениям, городам не мудреными речами он учил людей Добру, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

В ходе обсуждения на доске появляется схема: (Слайд 5)

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 1. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 1. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 1

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 2. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 2. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 2В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 3. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 3. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 3

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 4. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 4. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 4В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 4. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 4. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 4

Философские раздумья человека о себе и о жизни…

Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости

(Строки, раскрывающие суть морали в басне и скрытого нравоучения в притче, добавляются в таблицу в конце урока.)

Нравственные ориентиры жизни уже выработаны человечеством. И поэтому, начиная с XIX века, притча живет в литературе не как самостоятельный жанр, а как притчевое начало больших произведений, как составная часть романов. Это еще одна черта жанрового своеобразия притчи: она как небольшой рассказ может органично входить в ткань большого литературного произведения. И все тексты, в которых говорится о важных вещах не на прямую, а иносказательно содержат притчевое начало.

Впереди самостоятельная работа, и нам следует помнить, что зерно притчи – какое-либо нравственное правило.

— Как вы понимаете, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

милосердие и сострадание

ответственность за свои слова и поступки

умение и желание просить прощение и прощать

благожелательность ко всем людям

честность и трудолюбие

(Презентация учителя, слайд №6)

1) Продолжим знакомство с притчами. Предлагаю поиграть в НИИ. (Слайд №7)

Первая группа – «Отдел научной экспертизы». Учащиеся готовят презентацию по теме урока, им предложены шаблоны слайдов с названиями:

№1 – свой вариант темы урока,

№2 – историческая справка (рассказать о происхождении притчи),

№3 – словарь (раскрыть значение определений: басни, притчи, аллегории),

№4 – жанровые особенности притчи,

№5 – эволюция жанра притчи,

№6 – выразить свое отношение к притче.

Вторая группа – «Кафедра литературоведения». Учащиеся анализирует древнюю притчу. (Приложение 1)

Третья группа – «Кафедра литературной критики». Учащиеся анализирует современную притчу. (Приложение 1)

Четвертая группа – «Лаборатория» выращивает Древо знаний. Учащимся необходимо вспомнить, в каких произведениях, изученных раннее, встречается притчевое начало. Название каждого произведения пишется на «листочке» и прикрепляется к дереву, нарисованному на плакате.

Пятая группа – выездное задание: инсценировка притчи «Полная банка». (Приложение 2)

На работу отводится 20 минут. Вторая, третья и четвертая группы получают карточки-инструкции с заданием. (Приложение 3)

V . Подведение итогов урока. Рефлексия

— Ребята, вам понравились притчи?

— Что нового вы узнали об этом жанре?

И еще. Самое главное в басне и притче не качество морали: прямое оно или скрытое, а то, на что направлена эта мораль.

— С какой целью сочиняют басни? (Обличить общечеловеческие пороки и слабости.)

А притча – это образ мира, в слове явленный… Это философские раздумья человека о себе и о жизни… Они помогают обрести и умножить красоту души, которая есть главная красота в человеке.

(Выводы по теме урока заносятся в схему.)

В начале урока мы вывели определение притчи с точки зрения теории литературы.

— А теперь попробуйте дать образное философское определение. (Приложение 4)

— Но в жанре, конечно, прежде всего, лирическом заложена эмоция автора. Ода передаёт восторг, сатира – негодование. Какие эмоции вызывает притча? (Презентация учителя, слайд №8)

Я тоже приготовила определение притчи и хочу поделиться своими наблюдениями.

Ребятам предлагается карточка.

— Раскройте символическое значение пунктуационных знаков.

Притча – это тайна, которая побуждает к размышлению, и дарит

радость открытия. Человек открывает мир для себя и себя в этом мире. (Презентация учителя, слайд №9, 10)

Средневековый сирийский историк Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного». (Презентация учителя, слайд №11)

Учитель показывает ученикам плакат с рисунками к «Притче о сеятеле».

— Предлагаю вам последнее задание: «Узнай притчу». (С данным текстом учащиеся знакомились в 5-ом классе.)

— Кто может растолковать?

Эта история – «Слово о Царствии Божьем» – и о том, как его воспринимают разные люди. Почва символизирует собой различные отношения людей к слову, которое учит Добру… Способен ли человек понять Истину и отдаться её плодотворному влиянию.

— Оцените себя. Как вы слушали учителя и выступления своих одноклассников? Какой жизненный урок для себя извлекли? На какой почве прорастёт ваше семя?

Каждый ученик получает карточку в виде зёрнышка и прикрепляет её к плакату.

VI . Информация о домашнем задании

Дать развернутое толкование притчи с учетом жанровых особенностей. На выбор:

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 6. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 6. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 6

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 7. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 7. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 7

НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО МОГЛО БЫТЬ НЕПРАВДОЙ

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как есть ей было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб: «Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше».

Так и людей: те, кто бросает свои дела и берется за чужие и не свойственные ему, поделом попадают в беду.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень

Волк увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и травы для нее самые прекрасные. Но ответила ему коза: «Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего».

Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то все их хитросплетения оказываются ни к чему.

У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.

В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.

После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:

— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

— Почему? Чего ты стыдишься?

— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моём боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удручённо сказал горшок.

Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, он сказал:

— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.

Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принёс извинения водоносу из-за своей несостоятельности.

Тут водонос сказал горошку:

— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!

Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всею грудью и был выворочен с корнем.

С сильнейшими не следует спорить.

Информация для учителя

«Нет ничего такого, что могло быть неправдой» – современная

«Краб и лисица» – басня

«Два волка» – древняя притча

«Напоминание» – современная притча

«Волк и коза» – басня

«Небезупречный горшок» – древняя притча

«Дуб и тростник» – басня

Ведущий: Профессор философии, стоя перед аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре, горошком, песком.

Затем достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Профессор философии: Я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Камни: Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек: Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок: Песок — это всё остальное, мелочи.

Профессор философии: Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье.

Камни: Будьте внимательны к своим родителям, бережно и уважительно относитесь к своим знакомым, да и просто чужим людям. Встречайтесь с друзьями. Совершайте добрые поступки!

Горошек: Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

Камни: Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты.

Песок: Остальное — это только песок.

Ведущий: Какое значение имеет вода?

Профессор философии: Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам…

Вода: что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Прочтите предложенные художественные тексты.

Выберите древнюю притчу.

Найдите ключевые слова.

Обоснуйте свое мнение, доказав, что это притча и что она древняя.

Как вы поняли второй, тайный смысл притчи? Какой урок для себя извлекли?

Подготовьтесь к выразительному чтению притчи.

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 8. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 8. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 8

Прочтите предложенные художественные тексты.

Выберите современную притчу.

Найдите ключевые слова.

Обоснуйте свое мнение, доказав, что это притча и что она современная.

Как вы поняли второй, тайный смысл притчи? Какой урок для себя извлекли?

Подготовьтесь к выразительному чтению притчи.

В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. s1083113 0 8. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст фото. В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст-s1083113 0 8. картинка В чем жанровое своеобразие притчи крапива и розовый куст. картинка s1083113 0 8

Вспомните, в каких произведениях русских и зарубежных авторов встречается притчевое начало, т.е. иносказание, второй метафорический план.

Напишите названия этих произведений на карточках.

Выберите 2-3 произведения и раскройте скрытый смысл текста.

Притча обращена к миру человеческой души, к духовным поискам и выбору личности. «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Притча словно глоток живой воды…

Притча – это двери, за которыми начинается жизнь…

Притча – это текст-загадка с глубоким философским смыслом.

Притчи передают опыт гуманного и бережного отношения к миру и человеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *