В чем же тогда прогрессивное значение социально экономических реформ петра i
Экономические и социальные реформы Петра I. Прогрессивное значение и недостатки преобразований
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Значение экономической реформы Петра I
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Дисциплина: Отечественная история
Реферат
Экономическая реформа Петра I
Студент группы 5-М-1
Руководитель: Ляховицкий Е.А.
Оглавление
2. Налоговая политика Петра I…………………………. 6
3. Реформа управления финансами……………………….8
4.Значениеэкономической реформы Петра I…………. 10
Список литературы……………………………………. 12
Введение
Россия – великая страна, имеющая успешно развивающуюся экономику, военное дело, образовательную деятельность и сравнительно недавно установившийся авторитет на международной арене. Но, как и любое другое государство, наша держава имеет свою историю, связанную с историческими деятелями, благодаря которым на протяжении многих веков складывались традиции, обычаи, проводились реформы в разных областях жизни русского народа, завоевывались и терялись территории. Каждый из таких исторических деятелей, несомненно, оставил большой след в истории нашего Отечества.Мне же хочется уделить особое внимание правлению Петра I, благодаря которому, по моему мнению, Россия смогла выйти на новый уровень своего развития. Этому, конечно, содействовали многие реформы, проведенные Петром Великим, но я в данной работе предлагаю проанализировать экономическую ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр финансовых проблем, рассмотреть способы их решения путем денежной реформы и определить последствия для экономики страны.
Денежная реформа Петра I
Масштабные преобразования Петра I, строительство городов, продолжительные войны требовали огромных денежных средств, которыми казна не располагала. С 1703 г. бюджет государства стал дефицитным. Государство постоянно искало новые источники доходов и в этих целях проводило различные финансовые преобразования.
Весьма важной была денежная (монетная) реформа Петра I. Ее необходимость объяснялась недостатками сложившейся в России к концу XVII в. денежной системы[1]. Копейка – основа денежной системы страны – была слишком мала для крупных платежей и слишком большая по содержанию для мелких покупок[2]. Услуги и товары в харчевнях, банях зачастую стоили меньше копейки. Государство повсеместно распространяло «резаные деньги»: копейку рубили на две и более части, что засоряло рынок поддельными монетами и в целом не служило делу укрепления экономики страны.
Петр I определил главные задачи реформы, среди которых: создание гибкой денежной системы, установление единого денежного обращения на всей территории России и пополнение казны. Приступая к реформе, он не отказывался от прошлого отечественного опыта и использовал все полезное и ценное. В частности, государь подтверждал правила торговли иностранцев в России, утвержденные Новоторговым уставом:платить пошлины только золотом и серебром. Эта мера была чрезвычайно выгодна России: поступавшее золото и серебро пополняло запасы казны, и в то же время драгметаллы использовались как материал для чеканки собственной монеты.
Денежная реформа была проведена в несколько этапов.На первом этапе (1698-1704 гг.) главной задачей было введение в обращение медной монеты. В 1700 г. начали чеканить машинным способом мелкие медные монеты – деньги, полушки, полуполушки. В 1701 г. в России впервые появились золотые монеты, но они имели значение наград, а не денег. В основу денежной реформы было положено формирование десятичной денежной системы. Основой русской десятичной системы стал рубль[3]. Успеху этой реформы способствовало как положительное сальдо внешней торговли, обеспечивавшее приток валюты, так и начало разработки первого серебряного рудника в районе Нерчинска.
В 1704 г. появились основные монеты – медная копейка и серебряный рубль, который был приравнен по весу к европейскому талеру. На первых рублевых монетах изображен сам Петр I, на обороте – двуглавый орел с надписью: «Монета добрая, цена рубль».
Второй этап денежной реформы (1705-1717 гг.) приходится на годы масштабной модернизации экономики страны, которая постоянно требовала увеличения поступлений в казну. Особенностями этого этапа реформы были адаптация и совершенствование механизма действия новой монетно-денежной системы, а также поиск путей обеспечения притока новых денежных средств. Чтобы увеличить поступления в казну, стали снижать вес серебряных монет, а чеканка монеты была объявлена монополией государства.
На третьем этапе (1718-1724 гг.) заметно изменился внешний вид денег и содержание русской монетной системы. В 1718 г. была прекращена выделка серебряных «проволочных» копеек; исчез и копеечный номинал, его заменила полушка, а с 1723 г. – пятикопеечник. Из-за нехватки сырья происходило постоянное снижение монетной пробы, «порча» денег, что в целом имело негативные последствия для экономики России, так как делало русскую монету непривлекательной на внешнем рынке.
Налоговая политика
Ключевым звеном в цепи реформ Петра I было преобразование налоговой системы. В целом финансовая политика государства в первой четверти XVIII в. характеризовалась усилением налогового гнета: увеличивались прямые и постоянно расширялись косвенные налоги. Сначала основным способом пополнения казны были традиционные налоги: стрелецкие, полоняничные, ямские деньги; затем они дополнялись новыми – драгунские, рекрутские, корабельные деньги. При этом основная налоговая нагрузка слагалась из косвенных налогов, прямые налоги играли второстепенную роль.
Однако к концу правления Петра I положение изменилось. Для ведения войны, активной внутренней и внешней политики государству необходимы были гарантированные источники пополнения казны, которые могла обеспечить новая система прямых налогов. Введенная в 1679 г. подворная подать не покрывала военных расходов государства, и правительство Петра I перешло к изменению единицы налогообложения. Эта реформа оказалась весьма непростой и растянулась почти на 15 лет. Вначале в 1710 г. была проведена подворная перепись, которая выявила уменьшение населения России. В 1718 г. правительство приступило к проведению более эффективной подушной переписи населения, которая была возложена на самих помещиков. Затем в 1722-1724 гг. была проведена первая ревизия результатов подушной переписи, итоги которой были положены в основу податной реформы, финансовое значение которой заключалось в переходе от подворного обложения к подушному. С 1724 г. подушная подать стала в России основным прямым налогом. Она уплачивалась лицами мужского пола податных сословий (крестьян, горожан; дворяне этот налог не платили), независимо от возраста, поэтому представляла собой тяжелую повинность. Для сбора подушной подати использовались воинские команды, которые применяли самые жестокие методы к неплательщикам.
Налоговая политика Петра I осуществлялась путем взимания не только прямых налогов; в первой четверти XVIII в. постоянно росло число косвенных налогов: кроме винных сборов взимались налоги с рыбной ловли, ульев, хомутов, за ношение бороды, старомосковской одежды. Государство учредило новую должность – прибыльщика, который должен был придумывать новые налоги.
Кроме взимания прямых и косвенных налогов, эффективным средством пополнения казны являлись государственная монополия на продажу ряда жизненно важных товаров: соли, смолы, дегтя, водки, табака.
Реформа управления финансами
Проведение активной налоговой политики государства потребовало реформирования системы управления финансовой сферы и создание общегосударственных органов по управлению финансами. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (1699-1719), которая занималась составлением ежегодной росписи доходов и расходов. В 1717-1721 гг. в рамках коллегиальной реформы вместо старых финансовых органов были созданы три финансовые коллегии: сбор доходов осуществляла Камер-коллегия, распределение средств – Штатс-контор-коллегия, контроль над тем и другим – Ревизион-коллегия. В 1719 г. был принят первый Регламент – устав, четко определявший обязанности финансовых коллегий. Функционально все три финансовые коллегии подчинялись Сенату, а через него и самому императору.
Центральной и финансовой коллегией стала Камер-коллегия. В 1717 г. Петр I назначил ее первым президентом князя Д.М. Голицына. Именно Голицын и Я.В. Брюс стали основными помощниками царя в создании новых органов управления финансами. Основными обязанностями Камер-коллегии были организация большинства податей; исключение составляла подушная подать, которую собирали военные комиссариаты и напрямую отсылали в военную и адмиралтейскую коллегии. Камер-коллегия получилаправо ведать сдачей сборов на откупа, но не получила права учреждать новые сборы – это была прерогатива императора и Сената. Штатс-контор-коллегия стала центральным органом, ведающим расходами на двор, армию, флот, управление и контроль над использованием финансовых средств на эти цели. Во главе коллегии стоял один из ближайших сподвижников царя Мусин-Пушкин. Ревизион-коллегия осуществляла общий контроль над доходами и расходами «безо всякого убытка в казне». Возглавлял коллегию князь Я. Ф. Долгоруков.
Наряду созданием общегосударственных финансовых коллегий была создана разветвленная сеть местных финансовых учреждений, которые подчинялись общегосударственным финансовым коллегиям. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и упорядочению финансовой сферы.
Создание трех финансовых коллегий имело большое значение в упорядочении управления страной. Они были первыми центральными финансовыми органами с общегосударственной компетенцией, при создании которых была сделана попытка разграничения их функций.
Вместе с тем реформа управления финансами имела и свои недостатки. Среди недостатков коллегиальной системы было то, что три финансовые коллегии во многом дублировали друг друга; например, все они обладали правом сбора податей. Характерной чертой реформы Петра I в сфере управления финансами была чрезмерная детализация деятельности и постоянное расширение обязанностей финансовых коллегией.
Созданная Петром Iсистема управления финансами России была достаточно прочной и с небольшими изменениями просуществовала до 1802 г.
Значение экономической реформы Петра I
Значение экономической реформы Петра I трудно переоценить[4]: в годы правления Петра Великого в области финансов были осуществлены реформы, имевшие далеко идущие последствия для страны. В целом они были проведены в интересах государства и способствовали укреплению его экономической мощи. Проведенная финансовая реформа позволило не только упорядочить денежную систему, превратить монетное дело в монополию государства, но и провести модернизацию страны, не прибегая к иностранным займам. Более того, результаты денежной реформы Петра I имели важное международное значение: рубль был введен в круг европейских монетных систем.
Однако методы проведения этих реформ были жестокими и разорительными для народа. Налоговый гнет тяжелым бременем ложился на плечи податных сословий. Подушная подать оказалась непосильной для основной массы населения. В 1726 г. правительство было вынуждено уменьшить ее, однако недоимки по-прежнему подрывали бюджет государства, достигнув к 1722 г. 15 млн. руб.
Заключение
Проведенная Петром Iденежная реформа отразилась положительно не только на экономической жизни страны, но и на политических аспектах России. В результате реформы Российская империя превратилась в крупнейшую политическую силу, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.
В целом, рассматривая политику Петра Великого, можно сказать, что Россия при нем приобрела первый опыт европейской модернизации, что, на мой взгляд, несомненно, помогло продвинуться Российской империи вперед, сократив свое отставание от передовых стран Запада. Это позволяет считать Петра I выдающимся реформатором нашего Отечества.
Список литературы
Анисимов Е. В. Время петровских реформ, Л., изд-во «Лениздат», 1989.
ВинклерП. П. фон. Из истории монетного дела в России. М., 2005.С.14.
Муравьева Л. А. Финансовая политика Петра Великого//Финансы и кредит. 2007. №9. С.75-76
ПавленкоН. И. Петр Великий, М., изд-во «Мысль, 1990
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории 5-е изд., СПб.: Издательство «Лань», 2003. – с.432
[1]АнисимовЕ. В. Время петровских реформ, Л., 1989
[2]ВинклерП. П. фон. Из истории монетного дела в России. М., 2005. С. 14
[3]МуравьеваЛ. А. Финансовая политика Петра Великого // Финансы и кредит. 2007. №9. С. 75-76
[4]ПавленкоН. И. Петр Великий, М., 1990
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1618 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Кономические и социальные реформы Петра I. Прогрессивное значение и недостатки преобразований
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально- крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.
Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Юрганов А.Л., Кацва Л.А., История России 16-18 вв., 1996 Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Социально-экономическое развитие и социальная политика правительства в первой четверти XVII в.
Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т.п. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. 1990
В 1722 г. была издана «Табель о рангах», которая устанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которой являлись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространение крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.
Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительной степени было обеспечено протекционистской политикой русского правительства направленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.
Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленного производства, его специализация по отдельным районам страны, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешней торговли. Особенностью внешней торговли России этого периода было то, что вывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз.
Достоин упоминания и известный механицизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому.
Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мере экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы власти, т.е. неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших широкое распространение в это время в Западной Европе. Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Давая «послабление» мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая могла направлять экономическую (и не только ее) жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям. Буганов В.И. Петр Великий и его время, 1989 Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма. Важно подчеркнуть, что в Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для государственной реформы, подобные коллегии осуществляли политику королевской власти на тех же теоретических основах. Однако условия России существенно отличались от шведских не только масштабами страны, принципиальными различиями политической структуры, необыкновенной интенсивностью промышленного строительства силами государства и на его средства, но прежде всего особенной жесткостью регламентаций, разветвленной системой ограничений, чрезмерной опекой над торгово-промышленной деятельностью подданных. Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов; только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции как вечного движителя предпринимательства. Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Речь прежде всего об использовании рабочей силы.
Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.
Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.
Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.
В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, суть главных процессов, происшедших при Петре.
III. Реформы государственного управления: утверждения и абсолютизма в России
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
Реформа сословного устройства русского общества
Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только «худородные» дворяне, но и даже люди «подлого» происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Шумилова М.М., С.П. Рябикина. История России 19-20 вв., 1997
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.
Реформы в области культуры и быта
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета «Ведомости».
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии.
В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», употреблению иностранного, преимущественно французского, языка.
Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской
Современные аспекты реформ
Основой перестройки стала идея материализации власти. Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо «материальные» истоки и именно вследствие этого шло «сверху». Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов «человеческим фактором». И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: «Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности «