В чем жестокость ислама
В чем жестокость ислама
Почему Аллах допускает зло? (Источник фото: topspb.tv).
Происходящие в эти дни тяжёлые события вселяют в сердца людей сильное беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Среди священного месяца, цветущей весны и великой памяти победы над жестокостью фашизма, свою ненависть к святому продолжают проявлять оставшиеся в глубоком мраке. Но не следует обманываться человеческим обличием преступников. Ведь против человечества войну ведёт один лишь шайтан: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовёт своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Творец, 6).
Эта борьба не останавливается ни на секунду и будет продолжаться до скончания времён. Открыв новостные каналы, сегодня любой может стать свидетелем кровопролитных или нравственных преступлений во всём мире. Горе затуманивает разум, и люди, столкнувшиеся с ним лично, долго не могут поверить в истинность происходящего. Где-то между чувствами безысходности и гнева витает бунтующее «Почему?».
Почему такое происходит?
На самом деле этот вопрос не является риторическим. Он адресован прямо Всевышнему. Но даже верующие порой боятся произнести его вслух, дабы случайно не оказаться в числе непокорных. Потому предпочитают обходить сей острый угол стороной.
Однако Великий Аллах не оставляет вопросы своих рабов без ответов. Как говорили мудрецы: «Вопрос – это закят разума, а закят выплачивается тому, кто в нём нуждается». Человек имеет право знать об истине, и она не имеет изъянов, по причине которых верующий испытывал бы стыд за свой путь. Поэтому такие вопросы, как «Почему всесильный Господь допускает жестокость?», должны быть заданы, и ответы на них должны быть получены. Иначе они затаятся в сердце в виде сомнений, которые шайтан непременно использует для сбивания человека с прямого пути. И Аллах Джалля Джалялуху призывает к знанию: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (аз-Зумар, 9).
Если убрать человеческий фактор, то совершенно очевидна красота всего созданного. Но только человек, принимая или отвергая истину, сам задаёт краски, дарованной ему жизни. То есть ему дана некая воля, право решать. И уже из его стремлений Аллах проявляет сущность раба. Ответ же на вопрос, почему Господь позволяет происходить плохому на земле, кроется именно в этом праве. Одно из качеств Создателя – аль-Адль – Справедливый. Раз он даровал право своему рабу, будет не справедливо притеснять его в этом.
В Коране сказано: «Поистине, Аллах никогда не поступает с людьми несправедливо. Это люди обходятся несправедливо сами с собой» (Юнус, 44). Каждый человек непременно явит себя, он будет совершать то, к чему стремится, а потом его Господь воздаст ему по заслугам: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (Ибрахим, 42).
Потому убийца проявляет качества убийцы, вор – вора, а благородный – своё благородство. Исходя из этого, прямые или косвенные обвинения Создателя в жестокости несправедливы.
Человек любит свободу, ему нравится чувствовать себя хозяином своей судьбы. Но он забывает или не хочет осознать, что в отличие от поистине Живого Творца – аль-Хайй, его жизнь – лишь подобие её искусственной версии, зависящей от милости Аллаха. Что какие бы пути и решения он не выбирал по дарованной ему воле, они всё равно будут в границах, определённых Создателем. Также Всевышний определил и исход его жизни: либо Рай, либо Ад. Это тоже границы, внутри которых есть священное право выбирать.
Жизнь на земле не проста, полна тревог и печали для человека. Однако большинство людей проявляют беспечность относительно её причин. Потому блуждают, не понимая, как справляться с обрушивающимися на их головы бедами. Тем временем, единственным правильным выходом, ведущим к счастью, обозначено терпение, смирение и действие согласно Корану и Сунне Пророка ﷺ.
Так пусть же каждый из нас в трудные минуты жизни с полным доверием обратится к самому близкому – своему Создателю, который сказал: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах с терпеливыми» (Бакара, 153); «Поистине, терпеливые получат свою награду полностью безо всякого счёта» (Зумар, 10).
Пишу эту статью, как ответ на отзыв одного из читателей на мою миниатюру – «Разговор о Израиле и исламизме».
Мне очень не понравились интонации этого отзыва, и совсем не по тому, что читатель мне возражал и обвинял. В тексте не комментировались проблемные вопросы высказанные в миниатюре, зато было много демагогии, стремление обвинить меня не в объективности и текст отзыва пронизан хитростью и плохо скрываемой злобой.
Обычно на такую неаргументированную злобу и подтасовку фактов я просто не отвечаю, но здесь сам вопрос очень уж важный и поэтому я хочу подробно высказать своё мнение о исламизме (прошу обратить внимание, что я говорю об исламизме и с уважением отношусь к миллионам мусульман, которые являются честными и порядочными людьми).
Не буду повторять все высказывания этого читателя (вы можете прочитать их в тексте миниатюры), но хочу остановиться ещё раз на основной мысли предыдущей миниатюры и высказать несколько уточняющих мыслей (заодно и отвечу на злобные и несправедливые высказывания читателя).
«Здравствуйте, Владимир!
В последнее время появилось множество толкований Корана, служащих для того, чтобы убедить мир в миролюбивости ислама. Пусть это останется на совести толкователей, я же в дополнение к Вашим словам приведу пару-тройку аятов (без комментариев).
Сура 2:193 «Ведите борьбу с ними, пока они не перестанут преследовать вас и пока не победит религия Аллаха».
Сура 4:89 «Вы желаете наставить этих лицемеров на прямой путь, а они хотели бы, чтобы и вы не верили и стали бы неверными, как они. Поэтому не берите себе из них друзей и сторонников и не считайте их членами своей общины, пока они не выйдут из своих жилищ сражаться за ислам. Так они докажут, что они не лицемеры. Но если они откажутся от сражения за прямой путь Аллаха и присоединятся к вашим врагам, тогда убивайте их, где бы они ни были, и не берите никогда из них ни друзей, ни помощников».
Сура 4:101 «. Ведь нужно остерегаться неверных, потому что они ваши враги и их вражда явна».
Сура 41:53 «Скоро Мы покажем этим неверным, отрицающим, Коран. » etc.
«Когда вы встречаетесь с неверными, то рубите им головы. Когда же вы разобьете их совсем, то крепите оковы [пленных]. А потом или милуйте, или же берите выкуп [и поступайте таким образом], пока не завершится война. Так [решил Аллах]. А если бы Он пожелал, то покарал бы их сам, но Он хочет испытать одних из вас посредством других. Он никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто погиб на пути Аллаха» (Коран, 47:3–4).
Жму крепко, Влад Вол
Не буду отвечать всем критикам этой заметки, но хочу обратить внимание читателей на следующее:
«Все, что написано Вами здесь, в данном тексте, звучит убедительно. Те, кто Вас оскорбляют нецензурно, не заслуживают, чтобы с ними полемизировали. Нецензурщина как способ доказывать правоту есть признак примитивного мышления, а мыслящий человек должен быть выше примитивов.»
Ответ Владимира Горачева.
«Те, кто Вас оскорбляют нецензурно, не заслуживают, чтобы с ними полемизировали.»
Один из «критиков» обвинил меня в агрессивности.
Ответ Владимира Горачева.
В чем жестокость ислама
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Жесток ли Коран?
Comments
Отвечаю на недоумения некоторых мусульман по данной теме.
1. Брат наш мусульманин считает, что о жестокости и толерантности религиозных Писаний (Корана и Библии) нельзя в корне рассуждать.
А что в Коране?
В Коране есть призыв. Причем актуальный на все времена: пока не утвердится религия Аллаха. Об этом подробнее читайте выше с комментариями и примерами из хадисов.
мусульманин:
«намеренно опускаем умозаключения кафира об отмененонности или неотмененности тех или иных айатов. Его умозаключения для нас неавторитетные».
Ответ:
об айатах писал выше. Если кто считает прризыв к сражению отмененным, пусть предоставит соответствующий айат, а не занимается человеческими измышлениями. Но кое-что все-таки опять отмечу здесь:
«Сражайтесь (с многобожниками) до тех пор, ПОКА НЕ СГИНЕТ НА ЗЕМЛЕ МНОГОБОЖИЕ И НЕ УТВЕРДИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЕЛИГИЯ АЛЛАХА» (Коран, 8:39), «Сражайтесь с теми из людей Писания (иудеями и христианами), кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день. сражайтесь, ПОКА УНИЖЕННО НЕ СТАНУТ ПЛАТИТЬ ОНИ ДЖИЗЬЮ СОБСТВЕННОРУЧНО» (Коран, 9:29). Соответственно, Мухаммад сказал Муазу: «Придешь к людям Писания, и там призови их к свидетельству о том, что нет божества, кроме Аллаха. если они подчинятся, то ТОГДА НЕ СМЕЙ ЗАБИРАТЬ БЛАГОРОДНЕЙШЕЕ ИЗ ИХ БОГАТСТВ!», а если не подчинятся, то, надо полагать, «забирай»? (МУСЛИМ, 19). и т.д. и т.п..
Edited at 2013-12-05 01:08 pm (UTC)
5. Далее брат-мусульманин пишет: «Иисус [ТОЖЕ] в Библии называет фарисеев, книжников, неверую,щих, лицемеров порождениями ехидны, отродья змеиные, слепые глупцы, поводыри слепые, горе вам книжники, горе вам лицемеры».
Коран призывает убивать неверных?
Видеоролики: https://youtu.be/3gmuVlLSUi4
https://youtu.be/akcjDMgRv54
Данная статья представляет собой очередную попытку, теперь уже с моей стороны, развенчать устоявшиеся мифы по вышеуказанной тематике.
Обычно критики приводят следующие аяты в качестве доказательства того, что Коран призывает убивать неверных:
«Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили».
«Сражайся во имя Аллаха. Ты ответственен не только за себя, поэтому побуждай к этому других верующих».
«Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников».
«О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой».
«Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов».
«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду».
«Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизйу собственноручно».
«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас».
«Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха».
Из вышеуказанных цитат можно сделать вывод о том, что Коран содержит прямой призыв убивать и сражаться с неверными. Человек, никогда не державший Коран в руках, скажет: «Коран действительно призывает к убийству иноверцев! Это религия зла!». Некоторые авторы критических статей про ислам вам скажут, что прочли Коран от корки до корки, и убийства, жестокость и ненависть ко всем немусульманам проходят красной нитью через все Священное Писание. Такие люди, скорее всего, лукавят, потому как не читали Коран. По крайней мере, его полный текст. Цитаты из Корана просто-напросто вырваны из контекста.
Теперь давайте разберем каждый аят по отдельности.
«Убивайте [неверующих], где бы вы их ни встретили»
Полный текст аята выглядит так:
То есть по полному тексту становится ясно, что речь идет о военном времени, что подтверждается предыдущим аятом:
Если на меня нападают, то что мне, простите, еще делать, как ни сражаться в ответ? Стоять на месте в покорном ожидании своей смерти?
Далее идет очень важный момент, на который критики зачастую закрывают глаза:
Что может означать одно – не переходить границы. Абу Адель пишет:
«не обезображивайте тела погибших, не скрывайте у себя трофеи, не убивайте тех, которых запрещено убивать, а это женщины, дети, старики, монахи в кельях, не сжигайте деревья, и не убивайте животных без пользы».
ас-Саади дает следующее толкование:
«Что же касается запрета на совершение преступлений, то он распространяется на убийство женщин, безумцев, детей и отшельников, надругательство над телами убитых, убийство животных, рубку деревьев».
ибн Аббас поясняет:
«не нападайте на женщин, детей, стариков, ни на кого, кто с вами не воюет».
В переводе Аль-Мунтахаба этот аят звучит так:
«Богобоязненность проявляется в перенесении трудностей во имя Аллаха и в послушании Ему. Сражение с врагами Аллаха трудно. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами. Ведь вам разрешается сражаться с теми, кто на вас наступает, но не начинайте сами наступления и не убивайте того, кто не сражается против вас. Не преступайте дозволенных границ. Аллах не любит агрессивных!».
Что не менее важно, в самом Коране также дается пояснение:
4:90 «Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них»
Теперь об обстоятельствах ниспослания аятов 2:190-191.
Следующий аят (2:191) дает пояснение, что с идолопоклонниками можно сражаться «где бы вы их ни встретили», то есть допускается воевать у стен Священной мечети в том случае, если ничего другого не остается, кроме как защищаться (Священный свет Корана, том 1).
«Сражайся во имя Аллаха. Ты ответственен не только за себя, поэтому побуждай к этому других верующих».
4:84 «Сражайтесь же на пути Аллаха! Вменяется это только самому тебе, и побуждай верующих. Может быть, Аллах удержит ярость неверующих: ведь Аллах сильнее в ярости и сильнее в наказании!».
Данный аят, как и предыдущий (2:191), носит ситуативный характер. Соответствующая сура ниспосылалась на протяжении нескольких месяцев, после поражения в сражении «Ухуд».
Асад пишет: «Это предупреждение нужно понимать в смысле существования военного положения, а не как призыв к войне».
«Речь прежде всего идет о тех, кто колебался перед вступлением в борьбу или же пытался помешать ей и остановить других. Чтобы предотвратить страх, мобилизовать мусульман и побудить к битве, посланнику было приказано двинуться в борьбу за дело Аллаха – если потребуется, то даже в одиночестве. Это послужило дополнительным толчком для верующих к вступлению в борьбу» (Кутб).
Дезертирство во многих странах уголовно наказуемо, и Россия не является исключением. Согласно Уголовному кодексу РФ дезертирство наказывается лишением свободы до десяти лет. Во время Второй мировой войны дезертирство наказывалось расстрелом. Обратите внимание, Всевышний не призывает наказывать людей, которые не шли воевать.
«Всевышний Аллах повелевает Своему рабу и посланнику Мухаммаду самому принимать участие в сражении и не беспокоиться о тех, кто не участвует в нём».
«Не берите же из них друзей, пока не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»
4:89 «Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся [отвергнут ваш призыв], то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников».
Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно прочесть предыдущий аят:
4:88 «Почему вы разошлись во мнениях относительно лицемеров на две группы? Аллах отбросил их назад за то, что они приобрели. Неужели вы хотите наставить на прямой путь того, кого ввел в заблуждение Аллах? Для того, кого Аллах ввел в заблуждение, ты никогда не найдешь дороги».
«Посему не берите их себе в друзья». Этот запрет будет действовать до тех пор, пока они не откажутся от лицемерия и не прекратят своих разрушительных действий.
«Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили». Это не значит, что нужно было убивать всех подряд. Это поясняется уже в следующем аяте:
4:90 «Исключением являются те, которые присоединились к народу, с которым у вас есть договор, или которые пришли к вам с грудью, стесненной от нежелания сражаться против вас или против своего народа».
Данный аят еще раз подтверждает то, что сражение ведется против агрессора.
Следующий аят, если не учитывать вышеперечисленные, тоже часто становится объектом нападок со стороны критиков ислама:
4:91 «Вы обнаружите, что другие хотят получить гарантии безопасности от вас и от своего народа. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они опрокидываются в ней. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Мы предоставили вам очевидный довод против них».
Обособленно звучит как призыв к убийству иноверцев, но с учетом аятов 4:88-90 становится понятно, что имеются в виду все те же знакомые нам мунафики.
О вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой.
Ненавистники ислама пытаются трактовать данный аят так, как будто мусульмане в любой момент могут пойти против христиан и иудеев. Однако такой вывод является, мягко говоря, поспешным.
Тут сначала нужно разобраться с понятием «авлия». Разные переводчики дают свой перевод аяту «не берите иудеев и христиан…»: «сторонниками» (Абу Адель), «союзниками и покровителями» (Аль-Мунтахаб), «друзьями» (Крачковский, Османов, Саблуков), «помощниками и друзьями» (Кулиев), «покровителями» (Порохова). Авлия в переводе с арабского означает «покровитель», «святой». В единственном числе – вали. В Коране термин «вали» по отношению к Аллаху и пророку Мухаммеду означал «покровитель», к людям – «находящийся под покровительством Аллаха». В хадисах же оно употреблено в понимании «близкий», «друг» и «возлюбленный» Бога. Конечно же, в первую очередь надо исходить из самого Корана. Поэтому далеко не факт, что в аяте говорится о дружбе.
Аят ни в коем случае не относится ко всем христианам и иудеям и во все времена. Речь идет лишь о той их части, которая существовала во времена пророка Мухаммеда и чьи представители не верили в посланническую миссию пророка, смеялись и издевались над ним и его сподвижниками. Об этом говорит следующий аят из той же суры семь аятов спустя:
5:59 «Скажи: «О люди Писания (христиане и иудеи)! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?»
И в подтверждение о насмешках и издевательствах:
5:57 «О, уверовавшие! Не устанавливайте дружеских отношений с теми, кто насмехается и издевается над вашей верой».
60:1 «О вы, которые уверовали! Не заводите дружбы с врагами Моими и вашими. Предлагаете вы им дружбу, но ранее отвергли они Истину, которая явилась вам. Изгоняют они Посланника и вас за то, что веруете вы в Аллаха, Господа вашего».
Нужно относиться хорошо к каждому, будь он христианином, иудеем или приверженцем иной веры, о чем говорят следующие аяты:
5:82 «Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия».
60:8-9 «Аллах не запрещает вам быть добродетельными и справедливыми к тем, кто не сражался против вас из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, – ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними – те воистину нечестивцы».
При этом существует распространенный миф о том, что вражда с евреями идет со времен пророка Мухаммеда. Это не так. Даже одна из жен пророка Мухаммеда была еврейкой. В действительности, вражда была с арабскими иудеями. Подробности по ссылке:
https://youtu.be/JArwIMNzxG4?t=19
Если вспомнить историю, во время правления второго халифа Умара арабские христиане на территории Сирии получили покровительство халифата. И когда в Европе начались гонения на евреев, то защиту они получили на территории мусульманской Испании. И после, реконкисты вместе с мусульманами эмигрировали в Северную Африку (Тунис), где и живут по сей день.
Есть также хадисы, которые призывают хорошо относиться к иноверцам.
«А пророк Мухаммед изрек: «Кто навредит зимми (иноверцу), навредит мне, а навредивший мне – вредит Аллаху» (Табари).
«Кто навредит зимми (иноверцу), тому я враг, а кто ему (зимми) враг, тот станет врагом в день Воскресенья – (судный день)» (Аль Хатиб).
Более подробно о терпимости к иноверцам читайте по ссылкам:
Налицо очередное вырывание аята из общего контекста. Сура называется «Трофеи». В ней речь идет о конкретном сражении – сражении при Бадре. Чтобы понять это, достаточно прочесть хотя бы несколько предыдущих аятов из той же суры:
8:5 «Таким же образом твой Господь побудил тебя выйти из дома (в направлении Бадра) ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого».
8:16 «Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной».
Если прочесть всю суру целиком, то не нужно никаких дополнительных комментариев, чтобы понять, что в суре Всевышний не призывает воевать с иноверцами в любое время и в любом месте.
8:60 «Приготовьте [, верующие,] против неверующих сколько можете военной силы и взнузданных коней — таким образом вы будете держать в страхе врагов Аллаха и ваших врагов».
Это все еще сура «Трофеи». И все еще про битву при Бадре.
Читаем следующий аят:
8:56 «Ты заключаешь с ними договор, но всякий раз они нарушают этот договор и не страшатся».
9:5 «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте в крепостях и используйте против них всякую засаду».
Некоторые толкователи считают, что речь идет о священных месяцах. Между тем, в суре с самого начала говорится о мирном договоре, который в очередной раз нарушили эти самые «многобожники».
«убивайте неверных многобожников, нарушающих договор» (Аль-Мунтахаб).
«Аллах запретил сражаться с многобожниками, которые заключили с мусульманами мирные договора, в четыре запретных месяца» (ас-Саади).
Поскольку «многобожники» неоднократно нарушали мирный договор, Всевышний ниспослан суру «Покаяние»:
9:1 «Отречение [отказ от прежде заключенных договоров] (объявляется) от Аллаха и Его посланника тем из многобожников, с кем вы (о, верующие) заключили договора (и они сами нарушили их)» (Абу Адель).
9:2 «Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих».
«Это предписание распространялось на всех неверующих, которые заключили с мусульманами мирный договор сроком на четыре месяца или менее того либо заключили мирный договор, не оговоренный временными рамками» (ас-Саади).
То не касалось всех «многобожников»:
9:4 «Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных».
Следующий аят имеет немаловажное значение:
«Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности» (ас-Саади).
Как видим, даже если многобожник не примет ислам, его все равно предписано обезопасить. Это лишнее подтверждение тому, что к иноверцам должно быть хорошее отношение.
9:29 «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно».
Речь все еще идет о тех самых «многобожниках», нарушающих договоры. В той же суре описывается их отношение к мусульманам:
Теперь, собственно, про джизью.
Почему-то многих смущает это понятие, мол, мусульмане заставляют платить иноверцев дань. Правильнее будет сказать «налог». Разве большая часть населения сегодня не платит налоги?
9:123 «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми неверными, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей твердости. И знайте, что Аллах – на стороне набожных».
Та же сура – «Покаяние». Поскольку речь в суре изначально шла о войне с «многобожниками», в данном аяте также имеется ввиду военное время. Критики ислама уверяют нас, что речь идет о призыве вести подрывную деятельность против своих соседей, своего государства. Это идет вразрез с толкованиями Корана:
«После разъяснения того, кто должен принимать участие в боевых действиях, Всевышний Аллах разъяснил, что начинать сражаться надо с неверующими, которые живут вблизи мусульман» (ас-Саади).
«Когда конфликт неизбежен, следует сначала истребить зло в непосредственной близости, потому что мы вправе бороться только со злом. Ему следует оказывать самое решительное сопротивление. Ложные компромиссы недостойны праведных. Нередко они основаны на трусости, инертности, алчности и подкупности» (Йусуф ‘Али).
«Охрана и укрепление границ очень важны с военной точки зрения» (Дарйабади).
«Если прочесть этот аят в связи с последующим, станет ясно, что здесь говорится о лицемерах, которые представляли опасность для мусульманской общины, проникая в нее. Об этом говорится в аяте 73. Этот повтор должен показать мусульманам важность действий против внутреннего врага» (Маудуди).
Напомню, что сура имеет привязку ко времени пророка Мухаммеда, и относится к определенному историческому событию.
47:4 «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха».
Претензии критиков к этому аяту заключаются в том, что он якобы содержит призыв к торговле людьми, рабовладельчеству и захвату заложников. Критики путают понятие «заложник» и «военнопленный». Заложников захватывают преступники. А пленников захватывает одна из воюющих сторон во время войны, или «на поле боя». Понятия «торговля людьми» и «работорговля» здесь тоже неуместны.
«Сначала не обойдется без кровопролития, но когда враг будет честно побежден, то есть, будет не в состоянии причинять вред, понадобятся последовательные меры, чтобы держать его в подчинении. Так я понимаю слова «налагайте оковы». Другие понимают это буквально как повеление брать пленных» (Йусуф ‘Али).
«Помимо разрешения брать пленных, это подразумевает предупредительные меры, чтобы враг не смог в обозримом будущем предпринять новую агрессию» (Асад).
«Когда враг будет в подчинении, рекомендуется проявлять великодушие (отпускать пленных без всяких условий) или требовать выкуп» (Йусуф ‘Али).
«Выкуп» включает также обмен пленными (Асад).
«С пленными вы можете поступать по своему усмотрению: вы можете помиловать их и даровать им свободу, не требуя от них выкупа, а можете поменять их на захваченных в плен мусульман либо потребовать за них выкуп от них и их сторонников. Продолжайте поступать так, пока не завершится война или вы не заключите с противником перемирие» (ас-Саади).
Это основные аяты, трактуемые противниками ислама на свой лад.
Теперь о том, в каких случаях разрешается начинать войну согласно Корану:
2:190 «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного».
2:191 «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали».
Отсюда делаем вывод, что войну можно вести, если она носит оборонительный характер. При этом учитываются три аспекта:
1. Если сражаются против тебя.
2. Если тебя несправедливо изгоняют из твоего жилища.
3. Если сражение с тобой ведется из-за твоей религии.
Абу Бакр, первый праведный халиф, сподвижник пророка и его тесть напутствовал армию, возглавляемую Кутейбой, такими словами: «Не издевайтесь и не уродуйте тел ваших врагов после того, как вы уже убили их. Не убивайте детей и стариков, которые не могут сражаться. Не трогайте женщин, не уничтожайте посевов, не поджигайте домов, не рубите плодовых деревьев. Забивайте животных ровно столько, сколько необходимо для вашего пропитания. На своем пути вы можете встретить людей, которые посвятили жизнь свою служению в монастырях и церквях. Оставьте их, и пусть они занимаются тем, ради чего они отреклись от мира».
Теперь касательно причины ниспослания аятов о сражениях с «неверными». Надо понимать, что эти аяты были ниспосланы в то время, когда пророк Мухаммед и его сподвижники более 13 лет подвергались всяческим унижениям, страданиям, вынуждены были покинуть родной город Мекку. И когда язычники Мекки стали разрушать их дома, забирать имущество, притеснять родственников, близких, только тогда был ниспослан аят о защите себя, близких и имущества, с оговоркой: «не преступая границ дозволенного».
В Коране лишение человека жизни допускается по следующим причинам с соответствующими оговорками:
6:151 «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права».
17:33 «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо был убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть. Но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь».
2:178 «О, уверовавшие! Вам предписано возмездие за убитых. Свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину! А если (убийце) будет прощено братом (убитого), то с ним (убийцей) следует поступать по-добру и (он должен) возместить (откупом) за него (убитого). Это облегчение и милость от вашего Господа. А кто после этого преступит, то для него будет тяжелое наказание».
Отсюда вывод – убийство человека допускается, но только в двух случаях – в качестве возмездия за убийство и за распространение нечестия.
Под «распространением нечестия» нужно понимать кровопролитие и насильственные действия. По данной теме читайте мою статью «Распространение нечестия»:
Убийство не есть обязательное условие. Человека можно простить, и это поощряется:
2:178 «Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом».
42:40 «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом».
В отмщении же надо держаться рамок:
2:178 «А кто после этого преступит, то для него будет тяжелое наказание».
17:33 «Но пусть он не излишествует в отмщении за убийство».
Для справки – кровная месть также упоминается в Библии:
«Если кто убьет человека, то убийцу должно убить» (Числа, 35:30).
Принуждение в исламе.
Есть множество аятов, которые запрещают принуждение к принятию ислама:
2:256 «Нет принуждения в вере».
3:20 «Если они предались, то находятся на верном пути. Если же они отвернулись [от Аллаха], то ведь на тебя возложено только возвестить им [веру]».
5:92 «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику, остерегайтесь [неповиновения]! Если же вы ослушаетесь, то знайте, что на Посланника Нашего возложена лишь ясная передача [ниспосланного откровения]».
42:48 «Мы ведь не посылали тебя стражем для них. Тебе надлежит лишь сообщить [откровение]».
109:1-6 «Скажи: О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. У вас есть ваша религия, а у меня – моя!»
Толкователи Корана пишут:
«Принуждение несовместимо с религией. Ибо религия, в первую очередь, зависит от веры и воли, а они потеряли бы смысл, если бы были навязаны человеку» (Йусуф Али).
«Этот аят (2:256) говорит о том, что вера в Ислам и его образ жизни никому не навязываются» (Маудуди).
Мы видим, что Коран запрещает принуждать к принятию веры.
Убийство мирных граждан (теракты, шахидство).
По поводу убийства невинных я привел выше немало доводов. Хотелось бы упомянуть еще несколько моментов. В Коране есть аят, который ясно дает понять, что теракты и убийство мирных граждан – недопустимы:
Теракты, совершаемые в Америке, Англии, Франции и в других частях света ничем не оправданы. Мирные граждане никак не могут отвечать за действия людей, которые развязали войны. По этому поводу Коран говорит:
53:38 «Ни одна душа не будет наказана за грехи другой души».
Об отмененных и отменяющих аятах.
Многие критики ислама, приводя аяты, якобы призывающие убивать иноверцев, апеллируют к так называемым аятам «насих» и «мансух», то есть отмененным и отменяющим аятам. По их словам, аяты, призывающие хорошо относится к иноверцам, были впоследствии отменены. Как правило, высказывая такую точку зрения, критики ссылаются на так называемый «полный» список «насих» и «мансух», приведенный на сайте ВикиИслам, публикации на котором вызывают большие сомнения с точки зрения их научной проработки и достоверности.К сожалению проза.ру не позволяет давать длинные ссылки, поэтому в гугле наберите «отмененные аяты викиислам».
Для начала давайте разберемся с понятиями «насих» и «мансух». Согласно Википедии – «Насих и мансух (аннулирование аятов) – замена или редакция божественного откровения в исламе. Коранические аяты и предписания пророка Мухаммада аннулировались при жизни Посланника Аллаха по воле Всевышнего Господа и не могут быть изменены после смерти пророка Мухаммада, потому что в одном из последних коранических откровений (5:3) сказано, что Всевышний Аллах усовершенствовал и завершил исламскую религию. Однако иногда мусульманские богословы практикуют аннулирование аятов в том случае, если они противоречат друг другу. В таком случае побеждает хронологически более поздний аят».
На сайте ВикиИслам перечислены 193(!) аннулированных аята. По большей части они якобы аннулированы «аятом меча». Мне кажется, даже самое радикальное течение в исламе не додумается до такого бреда. Хотелось бы их спросить, откуда они вообще черпают такую информацию?
На самом деле аннулированных аятов, согласно ас-Суйюти, – 20, и отмененных «аятом меча» там нет:
Это максимальное количество аннулированных аятов. Существует мнение, что их еще меньше. Есть даже версия, что отмененных аятов и вовсе нет. Подробности по ссылке:
В итоге мы выяснили, что «дружественные» аяты никак не отменяются «аятами меча», которые якобы призывают всех мусульман к убийству иноверцев «где бы они ни находились». Однако я не отрицаю, что некоторые радикальные течения могут придерживаться обратной точки зрения, что является следствием все того же пресловутого вырывания аятов из общего контекста. Жаль только, что критики делают выводы обо всем исламском мире на основе действий небольшой кучки религиозных фанатиков.