В чем жил диоген
Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Истории, связанные с Диогеном:
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любит людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мошенник или философ-киник?
Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений.
Он родился, очевидно, в 412 году в городе Синопе в семье менялы Гикесия. По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо проведением других финансовых махинаций. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена. Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма, учения, частично основанного на философии Сократа.
Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши – они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами – гражданами мира.
Помимо аскезы, киники провозглашали отказ от следования догмам – в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии – полностью независимому существованию.
Маргинал или аскет?
Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде – но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре – пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин, агору, став своего рода достопримечательностью города. Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно – что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена – заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда.
В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался, и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски.
Раб или свободный человек?
Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который по разным версиям то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи.
Диоген в полном смысле слова – классическое воплощение циника. Такая яркая личность не могла не вдохновлять современников и потомков на создание произведений искусства. Даже эпизодическое упоминание имени философа-киника, такое, как клуб «Диоген» в рассказах Дойля о Шерлоке Холмсе, придает повествованию интригующий оттенок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Диоген и бочка
Существует всеобщая уверенность, что греческий философ Диоген жил в бочке. В правдивости этого утверждения уверены даже те, кто ничего больше о «сумасбродном Сократе» и не знает. Впрочем, чем больше всеобщая уверенность в чем-либо, тем больше вероятность того, что все было совсем не так. И в случае с Диогеном, похоже, эта закономерность тоже действенна…
Даже если Диоген и выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос – большой глиняный кувшин (бочек в Древней Греции просто не существовало).
Известно, что пифосы, пришедшие в негодность, греки использовали в качестве собачьих будок, и Диоген, одно из прозвищ которого было «Собака», мог для эпатажа выбрать себе такое жильё, что, впрочем, также представляется сомнительным.
Не верится, что в таком, мягко говоря, неудобном жилище можно было сочинять философские труды и обучать учеников, которых у пользовавшегося популярностью Диогена было не мало.
Диоген в бочке. Художники не видели разницы между бочкой и пифосом.
По мнению Людвига Соучека, автора «Энциклопедии всеобщих заблуждений» предание о бочке может иметь один из следующих источников:
«1. Диоген жил в маленьком домике, который афиняне насмешливо называли «пифос», то есть бочка (Соучек не прав тут, поскольку пифос, как уже отмечено выше — не бочка, а кувшин — С.М,); жилье философа казалось его согражданам весьма эксцентричным — ведь он имел много учеников и был популярен.
2. Однако Диоген имел и завистников, и врагов – один из его философских оппонентов однажды объявил: «Человек настолько злонамеренный должен бы жить в бочке, как пес».
Пифос в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья.
3. Многие годы Диоген был воспитателем детей богатого коринфского купца Ксениада, выкупившего его у морских разбойников на Крите. Когда же Диоген умер, благодарные критяне поставили на его могиле памятник: фигуру собаки из парского мрамора.
Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки».
Заблуждаются и те, кто считает, что все анекдоты и веселые истории о Диогене имеют отношение к реальному Диогену Синопскому — одному из основателей философского течения кинизма (кстати, слово цинизм происходит от названия этой школы).
Во-первых, есть информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Во-вторых, от самого Диогена не осталось ни одного из 14 приписываемых ему философских сочинений. И получается, что Диоген из бочки (пифоса), искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского.
Диоген в поисках человека.
Кстати, не заблуждаемся ли мы в очередной раз, когда говорим «фонарь Диогена»? Откуда в Древней Греции фонари? Может, правильнее «свеча»? Или «огонь»? «Днем с огнём…» — такой вариант мне ближе.
Диоген Синопский
др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύςдревнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киниковок. 412 — 323 до н. э. просмотров: всего 11098 сегодня 6
Краткая биография
Родился Диоген Синопский около 400 г. до н. э. (в разных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе знатного и богатого банкира Гикесия. В молодости он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в сомнениях Диоген искал совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с отцом разоблачения и бегства и не пытался разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно найти сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Кроме того, он считается автором семи трагедий.
Привычки, способы выражения негативного отношения к обществу и морали, высказывания Диогена, вероятнее всего, впоследствии были преувеличены, и сегодня никто не может сказать, что в многочисленных анекдоты и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции.
Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Случилось это в Коринфе в 323 г. до н. э. На могиле философа-оригинала установили памятник из мрамора, изображающий собаку.
Биография из Википедии
Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.
Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.
Споры с Платоном
Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.
Рабство у Ксениада
Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.
Эпатаж
Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.
Смерть
Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.
На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
Сочинения
Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.
Аскетизм
Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняном кувшине — пифосе, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.
Джон Уотерхаус, «Диоген»
Случаи из жизни Диогена
Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить.
Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787
Диоген Синопский : краткая биография
Диоген Синопский – обезумевший Сократ
Древнегреческий философ Диоген родился около 412 года до нашей эры в городе Синопа, расположенном на южном побережье Черного моря. Его отец был трапезитом, то есть занимался разменом монет и, возможно, выполнял некоторые кредитные операции.
В молодости он помогал отцу и вместе с ним занимался фальшивомонетничеством. Когда их уличили, Диоген был вынужден бежать. Позднейшие биографы Диогена, пытаясь оправдать столь позорную страницу в жизни нашего героя, сообщают легенду, что во время посещения Дельф пифия посоветовала молодому Диогену «переоценивать ценности», что он воспринял буквально, начав обрезать монету. После неудачного опыта с монетами, он якобы понял, что речь шла не о материальных, а о духовных ценностях. Зная характер Диогена и его дальнейшую жизнь, я склонен верить в то, что эта легенда возникла не на пустом месте, и основана на реальном факте его биографии.
Так или иначе, но между 390 и 385 годами до нашей эры Диоген появился в Афинах. Основной причиной приведшей нашего героя в этот город, было желание заниматься философией, ведь Афины в то время стали средоточием наиболее известных философских школ.
В Афинах он избрал своим учителем философа Антисфена. Тот был учеником Сократа и основателем школы «киников», суть учения которых состояла в естественности, избавлении от условностей и искусственностей, свободе от обладания лишним и бесполезным. Для достижения блага следует жить подобно собаке, сочетая в себе: простоту жизни и презрение к условностям, умение твердо отстаивать свой образ жизни, верность, храбрость и благодарность.
Себя называл «истинным псом» и, собственно, от этого термина происходит название его философского направления «кинизм». По другой версии, это название было дано вследствие того, что Антисфен занимался с учениками на холме Киносарг (буквально «белая собака»), расположенном сразу же за восточными воротами Афин.
Диоген. Художник К. Дольчи
Из Синопы Диоген бежал в сопровождении своего раба по имени Манес, который вскоре самовольно покинул своего хозяина. На уговоры начать розыски беглого раба Диоген ответил «Позорно, что Манес без Диогена может жить, а Диоген без Манеса не может».
Рассказывают, что Манес похитил все деньги Диогена, и он не мог себе позволить ни арендовать комнату, ни, тем более, купить себе дом. Тогда он где-то достал себе большой керамический пифос – это сосуд для хранения продуктов, преимущественно зерна, поместил его при храме Кибелы расположенном на афинской агоре и поселился в этом пифосе. Думаю, что кражу денег придумали задним числом, а Диоген изначально собирался найти себе для жилья нечто необычное, чтобы обратить на себя всеобщее внимание.
Диоген просит милостыню. Художник Ж. Ресто
Диоген постарался избавиться от всех ненужных вещей. Из посуды у него была только миска и чашка. Но увидев, как мальчик пьет воду из горсти, он выбросил чашку, а после того, как заметил, что кто-то ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, разбил и миску. Некоторые его выходки полностью выходили за рамки приличия.
Диоген выбрасывает свою деревянную чашу. Художник. А Жуччи.
Известно, что Диоген принародно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, поглаживая живот.
После долгого пребывания в Афинах Диоген начал странствовать по Греции. Однажды, когда он плыл на корабле на остров Эгину, для того, чтобы встретиться с одним из своих учеников, корабль захватили пираты и известного киника продали в рабство в городе Коринф.
На вопрос, что он умеет делать, Диоген ответил: хороших людей, и велел глашатаю: «Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина». Его купил коринфянин Ксениад, который сразу же услышал от нового раба, что должен во всем его слушаться. Хозяин Диогена, пораженный такой дерзостью, воскликнул: «Вспять потекли источники рек», но философ парировал: «Если бы ты был болен и купил себе врача, ты ведь слушался бы его, а не говорил бы, что вспять потекли источники рек».
Диоген. Художник Ю. Бастен Лепаж
В Коринфе он получил то, о чем раньше то, и мечтать не мог. Ему помогли открыть в предместье Коринфа Крании гимнасий, где собирались его ученики, то есть основал свою философскую школу. У Платона была Академия, у Аристотеля – Ликей, а у Диогена – Крания.
Пейзаж с Диогеном. Художник Н. Пуссен
Ученики и друзья предлагали философу выкупить его из рабства, но Диоген отказался. Он давал понять, что философ-киник, всегда свободен, независимо от его социального положения, что даже будучи рабом, может стать хозяином своего господина, раба своих страстей, привычек и общественного мнения. Однако трудно исключить и то, что Диоген боялся неприкаянной нищей старости, и в своем рабском состоянии ему было комфортнее, чем ранее.
Умер философ 10 июня 323 года до нашей эры, пребывая в рабстве у Ксениада. О его смерти рассказывали всякие небылицы. Одна из них – умер он от удушья по собственному желанию, задержав надолго свое дыхание, что представляется не очень правдоподобным.
Могила Диогена. Реконструкция
В другой легенде говорится, что почувствовав приближение конца, он притащился на городской пустырь и сказал сторожу: «Когда увидишь, что не дышу, столкни в канаву, пусть братцы-псы полакомятся». Как бы то ни было, его желание выполнено не было. Диогена похоронили в Коринфе у Истмийских ворот. На его могиле поставили мраморную колонну с фигурой собаки.
Многочисленные жизнеописания Диогена полны рассказов об эпатажных выходках Диогена. Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген. Художник Ж. Жером
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже». Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рот».
Но наиболее известна выходка Диогена с фонарем. Средь бела дня философ зажег фонарь и пошел по улицам. На вопросы, что он делает, следовал ответ «ищу человека». Когда его спросили, неужели он не встречал хороших людей, Диоген ответил «Хороших детей видел в Спарте, а хороших людей – никогда».
Диоген ищет человека. Художник Я. Йорданс
Согласно представлениям современников, своими чудачествами Диоген открыл новый вид аргументации, которой серьёзному философу нечего было противопоставить. В то время когда высокая, академическая философия, начало которой положил Платон, перевела философию от материального воплощения к логическим конструкциям, Диоген противопоставил ей «низкую теорию», основанную на гротескных примерах. Грубые выходки Диогена, часто ставили оппонента в затруднительное положение.
Как я уже указывал, наиболее ярким представителем серьезной академической философии был другой ученик Сократа – Платон и поэтому неизбежно между ними возникали дискуссии, о которых нам рассказали позднейшие биографы. Платон называл Диогена «обезумевшим Сократом», что можно воспринимать как своеобразное признание Диогена – хоть обезумевший, но все-же Сократ.
Платон и Диоген. Художник М. Прети
Особенные возражения Диогена вызвала теория Платона об идеях (эйдосах) как основе мироздания, то есть убеждение в том, что действительно сущими есть идеи, представляющие собой вид, образ и прообраз вещи, в то время как материальные предметы представляют собой нулевой бытие.
Так однажды, когда Платон рассуждал об идеях стола и чаши, Диоген сказал «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». Платон парировал «Это понятно, для того, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть, а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет».
Диоген приносит Платону ощипанную курицу. Неизвестный художник
Зато Диоген отыгрался, когда Платон дал определение, что «человек есть животное на двух ногах, лишенное перьев». Диоген ощипал петуха, объявив, что это и есть «платоновский человек». После этого Платон дополнил определение утверждением «С широкими ногтями».
Тезка нашего героя, Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» приводит еще один случай из взаимоотношений Платона и Диогена Синопского. Платон в свое время провел немало времени при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего, а затем его сына – Дионисия Младшего.
Так вот, увидев, как Диоген моет себе овощи, Платон подошел к нему и сказал потихоньку: «Если бы ты служил Дионисию, не пришлось бы тебе мыть овощи». Диоген, тоже потихоньку, ответил: «А если бы ты умел мыть себе овощи, не пришлось бы тебе служить Дионисию». Эту басню я привел лишь для того, чтобы проиллюстрировать, что многие рассказы о Диогене – это позднейшая выдумка. Никогда не поверю, что Платон мог такое сказать, это совершенно не в его характере, тем более что особых дивидендов от общения с сиракузскими тиранами он не извлек.
Диоген и собака. Художник Д. Пугонс
А вот случай, который очень хорошо иллюстрирует метод Диогена. Когда один из адептов элейской школы пытался очередной раз доказать основной тезис, который отстаивали философы этой школы, что истинное бытие есть неподвижным и неделимым, то есть движения нет, оно – иллюзия чувственного мира, Диоген просто встал и стал ходить перед докладчиком.
Об этом случае, кстати, написал Александр Сергеевич Пушкин:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Впрочем, некоторые биографы приписывают этот поступок Антисфену.
Александр Великий и Диоген. Художник Г. Хеершоп
Диоген дожил до времен Александра Македонского. Когда тот находился в Коринфе, к нему приходили многие политики и философы. Царь Македонии предполагал, что среди прочих его посетит и Диоген. Однако философ спокойно проводил время в Крании, нисколько не интересуясь присутствием в городе Александра. Тогда царь решил посетить Диогена сам.
В это время философ грелся на солнце. Слегка приподнявшись при виде множества приближающихся людей, Диоген пристально посмотрел на Александра. Царь сказал: «Проси у меня, чего хочешь», на что Диоген ответил: «Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнца». Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Александр Великий и Диоген. Художник И. Тупылев
И в завершение – некоторые афоризмы Диогена.
«Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
«Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Быстрее всего стареет благодарность.
Диоген. Художник Хосе де Рибера
И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале «Mihnik» https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA
Лига историков
8.2K постов 35.9K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
С удовольствием прочитал этот текст. В небольшой статье описаны темы многих томов академических исследований по древнегреческой философии. Автор статьи похоже многие годы преподаёт или всерьёз увлечён историей.
Веселый был мужик оказывается
Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня, разинув рот
Вот кто изобрел тикток )
У меня всего три вопроса:
3) Не забили до смерти.
Выебистый и хамовитый нищий бродяга. в те времена наверное за убийство собаки больше наказали бы чем за него.
Диоген был жырный тролль, хороший, годный.
Спасибо, очень познавательно!
Диоген был просветлённым, но не до конца)
Как раз сейчас читаю Диогена, который Лаэртский, и о Сократе. Годная статья, подпишусь везде)
Это же в разы круче, чем читать учебники ) +1 в подписку. Просто знай, я тебя читаю и получаю экстаз )
Короче тот еще тролль-чертяка был
Читал, что вариантов того, что же сказал Диоген Македонскому довольно много, включая такой:
«Ты действительно непобедим, юноша, ибо обладаешь прямо-таки божественным могуществом. То, что делает, говорят, луна с солнцем, когда встает прямо напротив него, то же самое сделал и ты, придя сюда и встав рядом со мной».
Однако трудно исключить и то, что Диоген боялся неприкаянной нищей старости, и в своем рабском состоянии ему было комфортнее, чем ранее.
Пиздец. Дай бог тебе здоровья, а какому нибудь человеку из министерства образования ума для того, что привлечь тебя в школьную программу.
Интересно почитать историю. Мне вот кажется что тогда люди как то просветлённее были по сравнению с началом нашей эры и тёмным средневековьем.
Сократ
Образ Сократа вот уже третье тысячелетие остается одним из самых притягательных в истории мировой философии. Его вклад в развитие философской мысли, как известно, определяют как «сократовский поворот в философии» и всю античную философию делят на досократическую и послесократическую.
Смысл этого поворота состоит в обращении философских размышлений от натурфилософии и космологической проблематики к теме человека и основная максима его учения «Познай самого себя». Философия, по мнению Сократа – это познание того, что такое добро и зло. Добро – знание истины, незнание – зло.
Спор Сократа с Аспазией
Поэтому всё, что мы о нем знаем, дошло до нас в виде записей его современников и учеников, среди которых выделим «Апологию Сократа» Платона и «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта.
Проблема в том, что в этих записях учение Сократа излагается по разному, и нам неизвестно, какие идеи, приписываемые Сократу, принадлежат самому Сократу, а какие мысли и высказывания вложены в его уста авторами описаний.
Поэтому невозможно определить, каким же был Сократ на самом деле, а проблема поисков «настоящего Сократа» получила название «сократического вопроса», до сего времени, похоже, нерешенного.
Прежде чем приступить к изложению жизни Сократа, следует упомянуть об одном из важнейших особенностей его мышления. Иногда философ замолкал среди разговора, переставал двигаться, ничего не видел и не слышал – погружался в себя. Однажды он простоял так в одном хитоне целую ночь. Когда потом его спрашивали, что с ним, он отвечал «Слушал внутренний голос». В литературе этот голос называют «гений», чаще «даймоний» (от греческого «божественный»), или демон Сократа. В изложении Платона это был некий божественный голос, направлявший Сократа к благу.
Алкивиад обучается у Сократа. За спиной Сократа его даймоний. Художник Ф. Венсан
Иногда даймоний предостерегал от действий, имеющих важное политическое значение.
Так, Сократ, якобы повинуясь этому голосу, выступил против организации авантюрной сицилийской экспедиции, закончившейся полным провалом и поражением Афин.
Иногда речь шла о пустяках. Например, шел он с учениками к рынку, а даймоний ему сказал «не иди по этой улице»; он пошел по другой, а ученики не захотели, и потом пожалели: в узком месте на них выскочило стадо свиней, кого сбило с ног, а кого забрызгало грязью.
Демону Сократа посвятили свои сочинения Плутарх и Апулей. Раннехристианский писатель Тертуллиан воспринимал даймоний, как нечто сатанинское, а вот Аврелий Августин считал, что рядом с Сократом был ангел хранитель.
Выдающийся философ Алексей Лосев видел в даймонии метафору, которой Сократ маскировал свои собственные совесть и разум. Хотя Фридрих Ницше в книге «Сумерки идолов» назвал даймоний слуховыми галлюцинациями, которые свидетельствуют о психической болезни Сократа. Мне ближе оценка Лосева, а характеристику Ницше, который вообще негативно оценивал Сократа, по-моему, лучше отвергнуть.
Итак, Сократ родился в Афинах в 469 году до нашей эры в семье скульптора Софрониска и повитухи Фенареты. Сократ унаследовал профессию отца, и некоторое время был скульптором.
Известна и одна из его работ – это хариты – три богини веселья и радости жизни, которых разместили перед акрополем.
Считается, что жил Сократ весьма небогато. Так Ксенофонт привел слова некоего философа Антифонта, обращенные к Сократу: «Живёшь ты… так, что даже ни один раб при таком образе жизни не остался бы у своего господина: еда у тебя и питьё самые скверные; гиматий ты носишь не только скверный, но один и тот же летом и зимой; ходишь ты всегда босой и без хитона».
Но, по-моему, не следует эту характеристику воспринимать слишком уж буквально. Известно, что в армии служил он гоплитом, то есть тяжеловооруженным воином.
Сократ в битве при Потидее спасает раненого Алкивиада
В греческой армии воины были обязаны сами приобретать вооружение, а вооружение гоплита стоило недешево, и было доступно лишь довольно зажиточным гражданам.
Беднейшие граждане служили пельтастами, все вооружение которых состояло из плетеного щита – пельты и нескольких дротиков. Как говорят, служил он весьма достойно и во время одной из битв вынес раненого товарища с поля боя и спас ему жизнь.
Образу «нищего мудреца» Сократ соответствовал лишь под конец жизни. Жил он в этот период бедно, ходил в грубом плаще, ел что попало. Объяснял: «Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть». И еще: «Говорят, боги ни в чем не нуждаются; так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога». Гуляя по рынку, он приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись!».
Античные изображения представляют курносым, лысым, с большим ртом, глазами навыкате и толстыми губами. С внешностью Сократа связана история, которую описал Цицерон, основываясь на более ранних источниках. Приехавший в Афины восточный маг Зопир утверждал, что может рассказать о человеке по его внешности. Когда ему показали Сократа, он оценил его как умственно неразвитого, похотливого и жадного человека.
Сократ. Копия бюста работы Лисиппа
Ученики философа начали высмеивать заморского гостя, насколько несоответствующим действительности показалось им это описание.
Сократ же, в отличие от учеников, признал все сказанное верным, так как эти пороки были присущи ему в молодости, однако благодаря занятиям философией, ему удалось эти недостатки преодолеть. Не могу с уверенностью сказать, действительно ли Цицерон упомянул о реальном случае, уж больно это описание смахивает на иллюстрацию одной из важнейших максим Сократа – человек становится тем, кто он есть благодаря духовному воспитанию, а врожденные качества можно изменить.
В 423 году до нашей эры Сократ женился на некоей Ксантиппе, девушке из довольно зажиточной семьи. По крайней мере, известно, что отец ее был музыкантом, а музыканты в античных Афинах не бедствовали.
В браке они нажили трех сыновей, но Ксантиппа вошла в историю как весьма сварливая жена, собственно имя Ксантиппы стало нарицательным для обозначения сварливой жены.
В «Пире» Ксенофонта, оппонент Сократа Антисфен спрашивает «как же ты… живешь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да думаю, не было и не будет».
В общем, то ее можно понять. Далекую от философии женщину не могло радовать времяпрепровождение Сократа на улицах и площадях в беседах с учениками. Забота о детях и домашнем хозяйстве ложились исключительно на нее. Это приводило к постоянным скандалам и оскорблениям, которые Сократ воспринимал с философским спокойствием.
Ксантиппа поливает Сократа. Художник Р. ван Бломенндаль
Ксантиппа жаловалась, что ей не в чем выйти посмотреть на праздничное шествие. Он отвечал: «Видно, ты не так хочешь на людей посмотреть, как себя показать?» Она ругалась — он улыбался; она окатывала его водой — он отряхивался и говорил: «У моей Ксантиппы всегда так: сперва гром, потом дождь».
Итогом семейной жизни Сократа, стала сентенция философа о том, что «мужчине нужно жениться. Если повезет, и жена будет хорошей – станет счастливым, если не повезет – философом.
Обращение к оракулу. Художник Д. Уотерхауз
Важным, возможно переломным моментом в жизни Сократа, стал ответ дельфийской пифии на вопрос ученика Сократа, философа Херефонта «кто их эллинов самый мудрый?». Пифия ответила «Мудр Софокл, мудрей Еврипид, а мудрее всех Сократ».
Сократ не согласился признать себя мудрецом, ведь одним из любимых его высказыванием было «Я знаю, что я ничего не знаю» и называл он себя не мудрецом (софистом) а любителем мудрости – философом.
Однако отношение к Сократу было неоднозначным. Свой метод диалектических споров Сократ отточил настолько, что его просто боялись и многие, доведенные до отчаяния разговором с Сократом больше не желали иметь с ним дела.
Важную роль в формировании негативного образа Сократа сыграла комедия Аристофана «Облака», в котором главным отрицательным героем был Сократ. Комедия была представлена на празднике Дионисий весной 423 года до нашей эры.
Комический эффект достигается сочетанием вымысла и реальных деталей. Так Сократ часто посещал гимнастические школы – палестры, по Аристофану для того, чтобы воровать плащи у посетителей.
Общеизвестной была особенность Сократа застывать на месте во время размышлений. По Аристофану, во время одного из таких раздумий Аристофану нагадила в рот ящерица. Заканчивается комедия призывом наказать философов, ибо они бесчестят богов.
Афиняне хохотали и оглядывались на настоящего Сократа. Тот встал, чтобы его было виднее, и невозмутимо простоял все представление. Отсмеявшись, афиняне все-же присудили комедии не первое, а третье место, что было равносильно провалу.
Агора в Афинах. Реконструкция
Весной 399 года Сократ предстал перед судом. Обвинителей было трое; главный – Мелет, а также Ликон и Анит. Мелет – сочинитель трагедий, неудачный стихоплет, никогда не удостаивавшийся победного венка, обозленный молодой человек, Ликон – оратор, так же алчущий славы и обделенный ей.
Совершенно другого пошиба фигура Анита, который очевидно и был главным теневым обвинителем Сократа. Он богач, владелец кожевенных мастерских, глава демократической партии.
Главной мишенью обвинения по первому пункту стал знаменитый «даймоний» Сократа. Анит и его подручные выстраивали такую схему: Сократ верит своему даймонию, стало быть, не верит в общепризнанных богов. Схема, в принципе, ничем не подтверждалась, но внешне, на слух, звучала грозно и убедительно.
Второй пункт обвинения основывался на том, что трое известных учеников Сократа: Алкивиад, Критий и Харикл принесли Городу множество бед. Алкивиад во время войны со Спартой перешел на сторону врага и был заочно осужден на Родине. Критий и Харикл входили в коллегию тридцати тиранов, правивших Афинами в 404-403 годах до нашей эры и свергнутых народом, в результате восстания, восстановившего демократию.
Сократ застает Алкивиада у гетеры. Художник Г. Семирадский
То обстоятельство, что большинство других учеников Сократа были вполне добропорядочными гражданами, во внимание принято не было.
Затем, уже в процессе, возникли еще два обвинения. Первое совершенно удивительное: Сократа обвинили в неуважении к великой греческой литературе и в критике великих поэтов, в первую очередь Гомера и Гесиода. И второе обвинение, которое также периодически всплывало, заключалось в том, что Сократ был признан врагом демократии и дурным гражданином.
Оба обвинения практически ни на чем не основаны. Из «Апологии» Платона известно, что Сократ считал обоих поэтов гениями, а то что он не самый худший гражданин, он доказал своим поведением на поле боя. Возможно, обвинители ухватились за то, что Сократ критиковал избирательную систему Афин. Дело в том, что здесь открытым голосованием избирались лишь стратеги и номофилаки, отвечавшие за финансы, все остальные по жребию. Сократ как-то высказался, что магистраты, избранные по жребию, будут некомпетентными по определению.
Как же проходил процесс. Здесь я немного отвлекусь от рассказа о Сократе, для того, чтобы охарактеризовать судебную систему Афин. Верховным судебным органом в Афинском государстве был суд присяжных – Гелиэя, состоявшая из 6 тысяч человек (5000 – действительных членов и 1000 – запасных) избираемых на год.
Сократ с учеником и Диотимой (жрицей). Художник Франц Кавчик
Для своей работы Гелиэя разбивалась на дикастерии – отделения по нескольку сот человек, которые рассматривали отдельные дела. Малозначащие дела разбирали коллегии из 201, 301 судьи. Наверное, понятно, почему число судей нечетное, чтобы не допустить неопределенного решения в случае равенства голосов. Большинство судебных процессов разбирали коллегии в 501 человек, хотя для рассмотрения важнейших дел могло собираться и более, а в исключительных случаях собиралась вся коллегия. По-моему, очень неплохая система, не поддающаяся коррупции – попробуйте подкупить 500 человек.
Дело Сократа рассматривала коллегия, состоявшая из 501 судьи. Процесс также имел некоторые особенности. По тем преступлениям, где было четко определено наказание, ограничивались одним процессом, который выносил вердикт о виновности подсудимого и о мере наказания.
Однако для большинства преступлений мера наказания была не определена, и поэтому процесс проводился в два акта: в первом обсуждался вопрос о виновности подсудимого, во втором – о мере наказания, если вердикт был обвинительным. Дважды проводились прения сторон, дважды – голосование. Поскольку процесс в Древних Афинах был состязательным, на втором этапе судьи должны были избрать один из двух вариантов приговора: предложенного обвинителем, или предложенного ответчиком.
Сократ выступает на суде. Художник Л. Лебрюн
Процесс Сократа проходил в два этапа. На первом этапе разбирался вопрос о виновности Сократа. По всеобщему мнению, если бы Сократ нанял опытного судебного оратора, тот бы с легкостью разбил бы все доводы обвинения, и на этом все дело закончилось бы. Да и Анит, похоже, не очень жаждал крови обвиняемого, главная цель была – доставить ему неприятности.
Все ожидали, что Сократ поведет себя традиционно: он должен был, опустив голову, просить прощения, пускать слезу. При этом все это должно было происходить на фоне плачущих жены и детей. Затем, кающийся подсудимый сам предлагал себе меру наказания, которую он заслуживает в собственных глазах, желательно пожестче, чтобы судьи поверили в раскаяние обвиняемого.
Что же Сократ? Он запретил Ксантиппе и сыновьям являться в суд и те остались дома.
В своей же речи он сказал: «Граждане афиняне, как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю, что я ни в чем не виноват? Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду — ну, например, обед за казенный счет, потому что я ведь человек бедный. А то какой же штраф могу я заплатить, если всего добра у меня и на пять мин не наберется? Пожалуй, одну мину как-нибудь заплачу, да еще, может быть, друзья добавят».
То есть, по мнению обвиняемого, он заслуживал не кары, а наивысшей почести Афин – бесплатного обеда в Пританее, где питались должностные лица и почетные граждане.
В итоге за смертную казнь проголосовали 360 судей против 141. Однако казнь Сократа была совершена не сразу. Дело в том, что ежегодно из Афин в храм Аполлона на острове Делос Афины отправляли судно со священными дарами, и пока корабль был в пути, смертная казнь запрещалась.
Друзья предлагали ему бежать из тюрьмы; он сказал: «Зачем? Чтобы нарушить закон и вправду заслужить наказание? И куда? Разве есть такое место, где не умирают?»
Смерть Сократа. Художник Ф. Фабр
Ему сказали: «Но ведь больно смотреть, как ты страдаешь незаслуженно!» Он ответил: «А вы бы хотели, чтобы заслуженно?» Его спросили: «Как тебя похоронить?» Он ответил: «Плохо же вы меня слушали, если так говорите: хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело».
Тело его стало холодеть, он лег. Когда холод подступил к сердцу, он сказал: «Мы должны Асклепию петуха, так отдайте же не забудьте». Это были его последние слова. Что означали его слова, почему нужно было приносить жертву богу медицины и исцеления Асклепию?