В чем жили индейцы
Индейцы в 10 вопросах
Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык
1. Когда и как индейцы попали в Америку
2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе
3. Где и как жили индейцы
У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное строение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слишком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Считалось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.
4. Что они ели
Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земледельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и кашей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из кукурузы хлеб, и его рецепт сохранился:
«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков кукурузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».
5. Мог ли неиндеец возглавить племя
В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индейцев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный известный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.
6. Кто такой кенневикский человек
Реконструкция внешнего облика кенневикского человека © Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, оснований считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.
7. Что индейцы думали о луне
Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся животные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту считали, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая полотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).
8. Когда у индейцев появились лук и стрелы
Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнообразные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории современной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части континента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на территории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на территорию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.
9. На каких языках говорят индейцы
Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных языках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индейских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утратили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифорнии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разработанным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.
10. Как живут современные индейцы
Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. Достаточно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.
Племена определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным индейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.
См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».
Где живут индейцы? Североамериканские индейцы. Современные индейцы
Экскурс в историю
Для того чтобы окунуться в жизнь индейцев, необходимо для начала осознать, кто они такие. В первый раз в Европе о них услышали только на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, еще со школьного курса истории многие помнят знаменитое путешествие Христофора Колумба, когда в поисках Индии он достиг берега Америки.
Со временем племена индейцев и вовсе были оттеснены за край своего первоначального места обитания, а их территории заселили европейцы, прибывшие из-за океана в поисках Индии.
Девятнадцатый век в истории индейцев
К середине XIX века Новые Земли были настолько колонизированы европейцами, что вольных земель, пригодных для проживания краснокожих практически не осталось. Где же проживали индейцы в этот период времени? Именно в тогда появляется понятие резервации земель. Резервированные земли представляли собой территории, плохо подходящие для осуществления сельского хозяйства. Такие земли были не нужны европейцам, поэтому их отдавали местным племенам.
Между двумя разными культурами и менталитетами вечно возникали конфликты, которые порой перерастали в откровенные столкновения с жертвами и ранеными. По устному договору между европейцами и племенами индейцев было решено, что проживать в резервации индейцы имеют полное право и могут получать продукты питания и все необходимое от белых. Но такая благотворительность происходила крайне редко.
Новая история: измененное отношение к индейцам
В первой половине двадцатого века законодательство Соединенных Штатов Америки сделало североамериканских индейцев гражданами государства. Спустя несколько десятилетий, такое действие со стороны властей стало огромным шагом на пути примирения между враждовавшими народами. Кардинально было пересмотрено отношение к этому народу.
Места, где проживают американские краснокожие, как и они сами, стали интересовать американцев не исходя из убеждений наживы, а из-за того, что это часть культурного наследия собственной страны. В США возник дух гордости за стойких коренных жителей. У большинства граждан стали зарождаться идеи поощрения индейцев за их терпимость, американцы жаждали исправить то несправедливое отношение, которое даровали их предки коренному населению Америки.
Где живут индейцы сегодня?
Стоит проанализировать географические особенности расселения индейцев отдельно.
Североамериканские индейцы
Где сегодня обитают индейцы Северной части Америки? Напомним, что данная территориальная область представляет собой два масштабных государства, а именно США и Канаду.
Области обитания индейцев:
Основными видами деятельности индейцев является охота, рыбалка, собирательство и заготовка ценного меха. Более 60% современных индейцев проживают в крупных штатах и сельской местности по всей территории США. Остальные, как правило, живут на территориях государственной резервации.
Калифорния – известный район проживания индейцев
Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь – в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.
Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.
Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра – всего 10%.
Места расселения индейцев в Латинской Америке
Имеются поселения индейцев в Южной Америке:
Перуанские индейцы
Перу – одна из латиноамериканских стран, которая находится на северо-западном тихоокеанском побережье Южной Америки. Чем значима для индейцев эта местность? Конкретно на территории государства размещалась столица одного из самых влиятельных стран коренных индейцев – Империи Инков. Индейцы Южной Америки до сих пор считают страну своей родиной.
Именно поэтому на территории Перу ежегодно проводятся феерические празднества в честь дня перуанских индейцев. Этот день представляет собой дату памяти и сохранения культурных традиций ушедших дней. День памяти индейцев – одно из самых красочных и знаменательных праздников для жителей города. Гостей и местное население ожидает большая ярмарка, демонстрация национальной кухни, интересный фестиваль и живая музыка в каждом уголке Перу.
В наше время выделить определенные географические зоны, где проживают индейцы, достаточно сложно. Большинство представителей народа живут сообща на своих оттесненных землях, сохраняя культурные традиции, вероисповедание и ценностные жизненные ориентиры. Другие же прочно ассимилировались с европейским населением, стали всецело придерживаться американских традиций и законодательства, проживать в мегаполисах. Большая часть последних забыла свой родной язык и историю великого народа.
Индейцы Северной Америки
3. Индейцы Северной Америки.
Пришедшие с третьей волной переселенцев племена кочизи осели, около 3000 лет до н.э., на юго-западе континента. Они занимались охотой, создали свою культуру.
Около 2000 – 1500 г. до н.э. на территории нынешних США жили следующие крупные племенные объединения: кочизи – на юго-западе; хохокам – в регионе Сев. Мексика – Техас; мускоги – по реке Миссисипи; на-дене – южнее Великих озёр.
В период 1500 – 1000 г. до н.э. кочизи и мускоги начали выращивать кукурузу, а на-дене научились обрабатывать самородную медь, хотя основными занятиями продолжали оставаться охота и рыбалка.
Около 700 г. до н.э. восточнее р. Миссисипи и южнее Великих озёр на-дене создали свою культуру: земледелие, строительство земляных курганов – «маундов», могильников для вождей. Они обнаружили месторождение самородной меди (штат Мичиган), научились делать из меди различные изделия и продавали их даже до Мексиканского залива.
В 1 тысячелетии до н.э. возникла т.н. культура «куч раковин» на побережьях обоих океанов, омывающих Америку.
В 300 г. до н.э. – 500 г. н.э. мускоги создали «хоупвеллскую» культуру. Они строили посёлки оседлых земледельцев, где основной сельхоз культурой была кукуруза. Довольно развитой была торговля. Они также строили «маунды» и проводили на них религиозные обряды. Обожествляли силы природы, отдельные местности. У них выделился класс жрецов. Но в середине 1 тыс.л.н.э. эта культура пришла в упадок.
В 200 г. до н.э. – 400 г. н.э. на юго-западе, в Аризоне, существовала земледельческая культура «баскет мейкерз» (корзинщиков). Здешние обитатели также строили посёлки.
Позже в этом районе в каньонах рек развилась земледельческая культура «клиф-двэллерс» (жителей скальных городов).
Около 100 г. до н.э. племена хохокам, развивая своё земледелие, строили ирригационные сооружения, а также земляные пирамиды-могильники, игровые площадки.
В 1 тыс.л. н.э. культура «Миссисипи» стала наивысшим развитием древнейших культур Сев. Америки. Люди этой культуры выращивали маис, фасоль и прочие растения, ловили рыбу, добывали водных птиц. Здесь было развито производство керамики, медных ножей и наконечников копий. Строились храмовые маунды и земляные ступенчатые пирамиды. Заметным было влияние мексиканских культур. В поздний период индейцы даже начали строить города. Крупнейшим из них был г. Кахокия (возле нынешнего г. Сент-Луис) с населением 30 тыс.человек, обнесённый деревянной оградой высотой 5 метров. В центре города был огромный маунд с главным святилищем наверху. И было ещё ок. 100 более мелких искусственных холмов на которых жила знать. Беднота селилась между холмов, в хижинах.
В конце 1 тыс.л. н.э., около 700 – 1000 гг. племена с Миссисипи ушли к побережью Мексиканского залива, а затем и далее на запад. Они принесли свою культуру на большую территорию населённую племенами хохокам и могольон. Здесь тоже развивалось производство керамики, на плоскогорьях строились пещерные города «пуэбло». Расцвет культуры «пуэбло» пришёлся на XII – XIII века, когда ощущалось сильное влияние Мексики. Затем последовал многовековой застой и упадок.
Севернее хохокам в конце 1 тыс.л. н.э. жило племя земледельцев анасази. Они расселились на обширной территории нынешних штатов Невада, Юта, Аризона, Нью-Мексико. Около 900 года анасази на южном участке своей территории начали выращивать хлопок. Они также строили «пуэбло».
Во 2-й половине 1 тыс.л. н.э. из Мексики в Сев. Америку переселилось племя натчезов. Это племя стояло на более высоком уровне развития, чем местные аборигены и оказали на них сильное влияние. Их вождь – «Солнце». Он носил одежду из перьев и считался потомком бога. Натчезы ассимилировались с местными индейцами задолго до прихода белых.
Около 1300 г. внезапно прекратилось строительство «пуэбло». В это же время прекратилось строительство «маундов».
Это произошло, видимо, из-за сильной засухи и последовавшего голода, а также из-за нашествия с северо-запада племён алгонкинов. Алгонкины сравнительно легко покорили аборигенные племена и до 1500 г. заселили удобные для обитания земли Америки. Однако не были заселены огромные просторы прерий – до XVI века, до появления у индейцев лошадей.
В начале XVI века в Северной Америке жило только 5% всех индейцев – примерно 2 млн.человек, представителей около 400 племён.
Ещё одна сильная конфедерация индейских племён образовалась во 2-й половине XVII века на побережье Атлантики. Во главе её стоял Метаком – сэчем племени вампаноаг. Европейцы прозвали его «Король Филипп». Индейцы повели войну (война Короля Филиппа) по всей Новой Англии: из 90 городов и поселений колонистов были атакованы 60, а 12 захвачены и разрушены. Но в бою на Род-Айленд 12.08.1677 г. Метаком погиб. Англичане отрубили мёртвому голову выставляли её на протяжении 20 лет в г. Плимут.
В XVIII веке сложился союз племён под руководством вождя оттавов Понтиака. Он многие годы готовил восстание против англичан. Со своей дочерью Паките он проплыл по рекам и озёрам на каноэ от Канады до Теннеси, побуждая индейцев к выступлению. Из представителей племён он организовал штаб восстания. С 1754 г. началась «франко-индейская» война – борьба Франции и Англии за преобладание в Северной Америке. Понтиак верил, что Франция им поможет, король пришлёт солдат, разобьёт англичан и вернёт Америку индейцам. Но к восстанию не присоединилась самая мощная Лига ирокезов, да и Франция накануне восстания заключила с Англией перемирие. Союз племён остался один на один с ведущей мировой державой. Понтиак планировал сначала взять цепь английских пограничных крепостей, а затем продвигаться к океану. Сам вождь направился на ключевую крепость Детройт с сотнями отава, тысячей потаватоми и виандотов, 370 оджибве.
2 мая 1763 г. Понтиак дал сигнал к нападению на крепости. Почти все крепости в короткое время были захвачены, кроме Детройта, Форт-Питт, Форт-Миканау. План атаки на Детройт узнала и выдала англичанам индейская скво и крещёная служанка «бледнолицых» Катерина. Она выдала этот план начальнику гарнизона майору Глендуину. Англичане выдержали яростный штурм и трудные первые дни осады, а когда запал нападавших немного спал, предложили заключить мир. Понтиак отказался. Но индейцы не умели вести планомерную осаду, вскоре устали и начали разбегаться. Регулярные войска британцев в Восточном Огайо разбили отряды шауни и делаваров, возможность индейского похода стала нереальной. В 1764 г. Англия и Франция заключили мир, положивший конец «Семилетней войне».
12 августа 1767 г. племя оджибве заключило мир с англичанами, затем с ними замирились и другие племена и под Детройтом остались только отавы. Понтиак отправился искать помощи у племени майами, но по пути был убит, вероятно, своим же индейцем.
Канада с 1763 г. стала колонией Великобритании, и французские королевские власти ушли оттуда, но французские поселенцы остались.
В 1783 г. Британия признала независимость США и белые американцы стали ещё сильнее истреблять коренных жителей. Крупным явлением явилась Се;веро-за;падная инде;йская война; (1785—1795 гг.), известная также как Война; Ма;ленькой Черепа;хи или война в Огайо, — война между США и конфедерацией индейских племен за контроль над территорией к северо-западу от реки Огайо.
В начале XIХ в. вождь племени шауни Текумсе намеревался создать своё государство – «индейскую унию». Это был хороший оратор и умный политик. В 1807 году Текумсе созвал 1-й конгресс восточных племён. А в 1811 г. на второй конгресс в пос. Типпенканоэ (Типпекану) собрались вожди и воины уже десятков племён. Невдалеке расположился крупный отряд американской армии под командованием губернатора территории Индиана генерала У. Г. Гаррисона. Когда Текумсе уехал агитировать на совместное выступление другие племена, его брат, «пророк» и шаман Тенскватава повёл часть индейских отрядов на лагерь бледнолицых – ноябрь 1811 г. Американцы понесли серьёзные потери, но выстояли, а индейцы были рассеяны и мощного единого выступления не получилось. Текумсе со своими сторонниками бежали в Канаду и поступили на службу к англичанам. Летом 1812 г. началась война Англии и США. Текумсе, в звании бригадного генерала, командовал индейскими отрядами. Он погиб в бою 5.10.1813 г. у озера Онтарио в возрасте 45 лет. После окончания этой войны США укрепились и, не имея внешних врагов, начали планомерно выживать и истреблять индейцев, живших восточнее реки Миссисипи.
Прежде всего это касалось «пяти цивилизованных племён». Так назывались племена чероки, чикасо (чикасавы), чокто (чоктавы), мускоги (крики), семинолы, которые к началу XIХ в. усвоили многие обычаи и методы белых переселенцев и жили с ними в добрососедских отношениях.
Чероки – самое большое племя группы ирокезов, не состоявшее в Лиге. К нач. XVIII века этот мирный народ обитал в юго-восточной части Сев. Америки от Атлантики до Аппалачей. С 1721 г. европейцы начали захватывать их земли, зачастую силой. В 1791 г. новообразованные США заключили с чероками мирный и равноправный договор, но некоторое время спустя продолжили прежнюю политику. Чероки развивались культурно и экономически, приняли свою Конституцию, вместо Совета вождей учредили Парламент. Один из их вождей – Секвойя изобрёл алфавит и письменность, стал издавать газету. В его честь был назван род хвойных деревьев «секвойя».
В 1830 г. президент США ярый антииндеист Э. Джексон подписал Indian Removal – план переселения индейцев с их земель в резервацию за Миссисипи. В том же году в Оклахому переселили чоктав из Алабамы и Миссисипи. В 1832 за ними проследовали чикасо и крики. А через 3 года пришла очередь «цивилизованных» чероки. Американские солдаты выселили 14 тысяч индейцев (из общего количества 17 тыс.) из своих хижин в концентрационные лагеря и погнали их на «Индейскую территорию» за р. Миссисипи. Поход длился полгода и стоил жизни 4000 человек.
Семинолы, родственные крикам, несколько ранее бежали из Джорджии во Флориду, в то время колонию Испании. Но в 1818 г. отряд американской армии п/ком. генерала Джексона совершил рейд во Флориду и истребил треть племени. Вскоре эта территория отошла к США и стала очередным штатом. В 1832 г. американское правительство велело семинолам убираться за р. Миссисипи. Часть вождей подчинились, но пятеро отказались. Семинолы были переселены в течение двух лет. Но примерно 300-500 индейцев и беглых негров, с вождём Оцеолой, укрылись в болотах на юге Флориды и сопротивлялись белым до 1842 г. Оцеола был вероломно захвачен в плен и умер в январе 1838 г.
Всего в Оклахоме на территории 20 млн. акров оказались 280 тысяч индейцев. Вслед за «пятью цивилизованными племенами» сюда переселили шауни, оттавов, делаваров, потаватоми, куапо, кикапу, мескваки, минго, вайандотов, шайеннов, арапахо, тонкава, апачей и других. В прериях паслись 50 миллионные стада бизонов. Но в 1830-40 – х годах белые охотники открыли безжалостную охоту на всю американскую дичь. К 1850 г. было истреблено 1 млн. бизонов. Белые переселенцы начали массово двигаться на запад к Тихому океану. Прежде всего, была плотно заселена долина р. Миссисипи и основан город Сент-Луис, построены фактории по р. Миссури.
Почти первобытная Америка Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника
Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как сегодня живут представители коренного населения североамериканского континента.
Первое знакомство с индейцами произошло неожиданно. В городке Анза в Южной Калифорнии я наткнулся на лоток с товарами из близлежащей резервации. Среди безделушек этнографического содержания лежали добротные майки с надписью: «Терроризм с 1492 года!» (год открытия Америки). Заинтригованный этим утверждением, я решил поехать в саму резервацию.
«Выживших расстреляют снова!»
У входа — казино и магазин сигарет. В индейских землях (в отличие от других регионов США, за исключением Лас-Вегаса) игровой бизнес разрешен, чем индейцы активно и пользуются. Другой стабильный доход — это продажа по бросовым ценам сигарет, выпускаемых в резервациях.
Припарковавшись на стоянке «для гостей племени», я прямиком отправился за сигаретами. Цены действительно приятно удивили. В Сан-Диего пачка стоит шесть долларов, а у индейцев всего лишь два пятьдесят. Правда, сигареты могут покупать только члены племени. Но эту проблему удалось быстро решить. Около магазина сидела благоухающая алкогольными парами индианка — за небольшую переплату она приобрела для меня несколько блоков.
Те немногие индейцы, которых мне довелось увидеть в казино и табачном магазине, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича.
После такого предупреждения не хочется искушать судьбу
Увы, продолжить знакомство с представителями коренного населения Америки в тот день не удалось. На въезде в резервацию возвышался внушительных размеров плакат: «Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!» Искушать судьбу не хотелось.
Переводчица духов
Вернувшись в Сан-Диего, я попытался «пойти другим путем»: завести контакты уже с городскими, американизированными индейцами и проникнуть в резервацию с их помощью.
Скоро я познакомился с красивой блондинкой Ребеккой Ховард. У нее лишь одна восьмая индейской крови, однако девушка категорически не согласна считать себя белой. Зов предков не давал ей покоя, и, несмотря на отчаяние мамы, она отказалась от христианства, став довольно известной среди индейцев «переводчицей языка духов».
Продажа сигарет, сделанных в резервациях, дает индейцам стабильный доход
«Индейцы по-прежнему не любят белых и именно поэтому не пускают их на свои территории. Лично я разделяю эти чувства. Да, сейчас нас уже не убивают как диких зверей, но для белых мы по-прежнему люди второго сорта! Так, например, операцию по уничтожению Бен Ладена американские военные назвали «Джеронимо». А между прочим, Джеронимо — это наш национальный герой, легендарный предводитель апачей, боровшийся с американскими войсками!» — почти кричит на меня Ребекка. Тон ее таков, словно в проблемах индейцев виновен и я лично. Однако девушка смягчилась: «Впрочем, вы же русский. Я читала интереснейшую книжку «Дерсу Узала» и поняла из нее, что русские были гораздо терпимее к своим аборигенам, чем наши белые. Не расстраивайтесь — наиболее крупные резервации доступны для посещения. Езжайте, например, в расположенную поблизости от Гранд Каньона крупнейшую в США резервацию «Нация Навахо». Рядом с ней живут другие индейцы — хопи, близкие по культуре к ацтекам. Так что за одну поездку вы получите почти полный срез жизни различных индейских племен». Совет дельный, грех было им не воспользоваться.
Не племя, a нация!
Площадь резервации, которую индейцы гордо называют «Нация Навахо» и очень обижаются, когда их считают племенем, больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.
Резервация навахо занимает площадь больше, чем государство Латвия
Фото: David McNew / Getty Images
Бойцовские качества навахо, хотя и с несколько неожиданной стороны, использовали американские военные во время Второй мировой войны. Язык навахо настолько необычен, что человеку, если он не принадлежал к этому племени, выучиться ему практически невозможно. Поэтому янки охотно брали навахо в армию радистами, а те просто общались на родном языке.
Мясо для космонавтов
Кроме знаменитых ножей «навахо», в резервации есть и другой фирменный продукт индейцев — мясо «джерки». Это английское слово — чуть видоизмененное название вяленого мяса на языке индейцев кечуа, но навахо настаивают на том, что тут именно их know-how. Этот индейский деликатес очень популярен среди белых американцев. Его даже отправляют на орбиту американским астронавтам: это выгодно, поскольку продукт очень калорийный и крайне мало весит. Сегодня большая часть «мяса по-индейски» производится на фабриках, а затем в герметичных упаковках поступает в супермаркеты по всей стране. Но индейцы считают такое джерки жалкой подделкой.
«Мы слишком быстро спиваемся!»
Увы, экзотикой мне удалось наслаждаться не слишком долго. Первый же встреченный мной относительно крупный поселок индейцев Туба-сити практически ничем не отличался от небольшого городка где-нибудь в американской глубинке: те же магазины, бензоколонки, рестораны и даже вездесущий «Макдоналдс».
Хопи уверены, что картофель, томат и кукурузу миру подарили именно они
Почувствовать особый навахский колорит удалось лишь в местном ресторане. Жаренное на углях мясо (очень напоминает шашлык) подают на специальной «тарелке» из свежевыпеченного хлеба по-навахски, похожего внешне на наш пончик. Такое удовольствие мне захотелось закрепить кружечкой пива, но официант с грустью ответил, что в землях навахо действует сухой закон: «Это правило соблюдается и в других резервациях. Нам, аборигенам, нельзя пить — мы слишком быстро спиваемся!»
Мирные люди
Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.
В городке Туба-сити есть даже банкомат для русских
Фото: Jeff Robbins / AP Photo / East News
Хопи (дословный перевод — «мирные люди») близки по культуре и языку к ацтекам. Они очень гордятся своей древней земледельческой культурой. «Картошка, помидор и кукуруза. Не забывайте, что эти столь любимые в Америке продукты вам подарили именно хопи», — сообщает надпись в ресторане при местном культурном центре.
Кстати, кухня хопи заметно отличается от навахской и напоминает скорее ту, что распространена в деревнях индейцев майя в Гватемале: мясо здесь непопулярно, зато очень много овощей, острейших соусов и самых разнообразных блюд из кукурузы. Кукуруза для хопи — основной продукт питания. По древним поверьям, именно из этой зерновой культуры произошли первые люди.
Традиционные жилища хопи сделаны из неотесанных камней
Традиционные деревни хопи расположены на вершинах холмов — таким образом в старину «мирные люди» защищались от набегов навахо. Дома, как правило, двух- или трехэтажные и обязательно с плоской крышей. В качестве строительного материала используются неотесанные каменные глыбы.
Другая местная экзотика — диковинные деревянные фигурки в масках. Когда я спросил продавца, сколько стоит кукла, он обиделся: «Это не куклы, а духи, помогающие людям в разных делах. Мы называем их качина. Этот, например, спасает женщин от бесплодия».
В отличие от других североамериканских индейцев, хопи очень редко переходят в христианство. У них множество религиозных праздников, которые отмечаются по лунному календарю. Все обряды непременно сопровождаются раскуриванием трубки. Табак для хопи — важнейшая и совершенно необходимая в повседневной жизни вещь.
Деревянные фигурки в масках символизируют духов
Фото: Lawrence Jackson / AP Photo / East News
Некоторые религиозные обряды хопи описаны в знаменитом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», и, вероятно, поэтому их религия вызывает жгучее любопытство у части американцев, разочаровавшихся в современной цивилизации. Особенно пугает янки пророчество местных шаманов о скором конце мира, опубликованное в 1959 году: «На землю явится белый брат, не тот белый брат, что воюет, что злой и жадный, а тот, что вернет утраченный текст древних писаний и ознаменует своим возвращением начало конца».
Индейские резервации вряд ли покажутся привлекательными тем российским туристам, которые приехали в страну для того, чтобы приобщиться к благам цивилизации. Но эта часть США может быть очень интересна тем, кто хотел бы изучить Америку контрастов, увидеть страну, где новейшие достижения удивительным образом уживаются с почти первобытном миром. И, судя по всему, такие туристы в нашей стране есть. Так, в городке Туба-сити имеется банкомат, общающийся с клиентами только по-русски. Как объяснили местные, его заклинило после того, как тут сняла деньги большая группа туристов из России.