Vas сервисы что это
VAS-продукты
Value Added Services (VAS) – термин, часто употребляемый в отношении сферы телекоммуникаций для обозначения тех сервисов, которые предоставляются не основным ядром сети, а дополнительными платформами. Подобные варианты ворвались в современную жизнь, предлагая каждому обладателю высокотехнологичного устройства все больше возможностей и интересных сервисов. В российской действительности подобные услуги называются «дополнительными видами обслуживания». Новые возможности, конечно, интересуют, прежде всего, операторов мобильной связи.
Что такое VAS?
Любой оператор хочет повысить свой доход со среднестатистического абонента, рассчитывая на дополнительную прибыль – это очевидно. Но как это сделать, если стоимость услуг связи постоянно снижается и это является устойчивым трендом в современной жизни? Действенным вариантом станет предоставление пользователю ряда дополнительных услуг – например, игр, заставок, ряда сервисов и пр. Захотев принять в чем-то участие, ознакомиться с информацией, следует оформить подписку и отдать за услугу собственные деньги со счета мобильного телефона.
Необходимо отметить, что доходы операторов от VAS постоянно растут, и достаточно быстро. Рынок развивается пропорционально техническому оснащению смартфонов. Условно их можно разделить на несколько групп – таковыми являются услуги:
Предоставлением VAS-услуг занимаются контент-провайдеры. При этом операторы готовы поделиться частью выучки с подобными компаниями, исходя из условий заключенного договора. Контент-провайдеры заняты разработкой и продвижением услуг.
Подобные предложения крайне востребованы среди пользователей мобильных телефонов. По данным ряда исследовательских агентств, объем российского рынка с данной сфере переваливает за насколько миллиардов долларов и, несмотря на общемировой кризис, продолжает расти.
Следует отметить и еще одну дань времени – услугу, набирающую обороты, а именно мобильный банкинг. Теперь смартфон можно использовать не только согласно общепринятому назначению, но и для совершения покупок, сделок и пр. Оплата товаров и услуг с использованием «мобильника» — это уже больше, чем реальность, значительно упрощающая жизнь. Такая опция также является одним из вариантов VAS.
Дополнительные услуги операторов мобильной связи показывают устойчивый рост. Можно выделить несколько перспективных направлений, по которым может развиваться данная сфера, а именно:
Перечень VAS-услуг с каждым днем становится все шире, делая удобнее жизнь рядового пользователя услуг оператора сотовой связи.
VAS-услуги являются перспективным направлением и с точки зрения маркетинга. Как уже было сказано выше, современные технологии открывают новые горизонты тем компаниям, которые желают привлечь дополнительных клиентов и проинформировать потенциальных покупателей об акциях, скидках, интересных предложениях. Отношения «продавец – покупатель» выстраиваются по-новому.
VAS для вас. Часть первая: интеграция мобильной связи и виртуальной АТС
Векторы и тенденции развития рынка телеком-услуг практически не изменились еще с момента появления первой телефонной линии: любая новая технология постепенно захватывает рынок, масштабируется, совершенствуется, становится неким стандартом и так продолжается до тех пор, пока не начинает замедляться ее развитие. Следующий и логичный этап в жизни инновации — этап снижения взрывного спроса и появления VAS (Value-added service), дополнительных сервисов, дополняющих, а иногда и серьезно меняющих саму базовую услугу. Появление VAS — это почти всегда “хорошо” и почти никогда “плохо” и для сервис-провайдера и для пользователя. Сегодня мы поговорим о том, какое светлое VAS-будущее ожидает сервисы облачной АТС на примере стремительно набирающей популярность технологии FMC.
Непреодолимое и взаимное влечение мобильной связи и облачной телефонии существует уже давно. Сотовый телефон — это мобильное устройство, умеющее делать не только “Алло”, это устройство для универсальных коммуникаций, а облачная АТС — это не только программный аналог Большого Железного Брата, это еще и голосовые меню, умная переадресация звонков, запись разговоров или онлайн-статистика. Если к виртуальной АТС добавить мобильную составляющую, то такой, конвергентный, облачный телефонный сервис тут же приобретает совершенно новый, интеграционный, вид. Фиксированный офисный телефон, научившийся ходить или ездить на метро, способен решить большинство офисных задач, возникающих там, где сотрудники не сидят на месте, а много и интенсивно перемещаются. Конвегрентная схема связи, при которой мобильные и стационарные телефоны становятся частью единой телефонной сети компании буквально “на раз” меняет все бизнес-процессы.
Сама по себе технология FMC существует уже несколько лет, но все эти годы она была уделом крупного бизнеса с огромной филиальной сетью и большим количеством сотрудников и использовалась только из соображений экономии на мобильной связи. Последние два-три года FMC активно внедряется и в сегменте SMB, во многом благодаря тому, что на рынке появились облачные АТС, поддерживающие FMC как дополнительный сервис облачной телефонии, пользователю ВАТС необходимо лишь подписать договор с оператором мобильной связи или его партнером-реселлером. Облачная PaaS-платформа ITooLabs — одна из первых облачных операторских платформ, обеспечивших такую поддержку на уровне коммуникационного ядра.
Типовое использование FMC в сочетании с ВАТС выглядит следующим образом
Сотрудника офиса для внутренних и внешних коммуникаций используют и стационарные и мобильные, существующие в едином номерном пространстве. Это означает, что короткие внутренние номера присвоены и сотовым и офисным телефонам, а исходящие вызовы со всех устройств маршрутизируются в АТС и только потом в ТфОП, правда, при соблюдении определенных правил набора.
На первый взгляд никакого прорыва в коммуникациях не происходит, но это только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении становятся очевидными сразу множество плюсов.
Внедрение FMC на стороне клиента виртуальной АТС силами самого клиента — процедура не из простых, требуется организация транка с оператором мобильной связи, требуется реализация нескольких служебных сценариев для корректного прохождения сигнализации, требуется правильная передача caller ID, как при входящих, так и при исходящих звонках с сотовых, требуется адаптация правил набора. Мы, поняв однажды всю полезность интеграции мобильных и офисных телефонов, решили включить базовую поддержку FMC в нашу платформу. После нескольких месяцев разработки в интерфейсе супер администратора появилась заветная кнопка
Теперь наш партнер-оператор, при необходимости, может включать поддержку FMC на стороне клиентской АТС одним кликом мышки и это означает, что жизнь клиента существенно упрощается: минимум шаманства и технических экспериментов. Надо заметить, что уже несколько операторов связи успешно используют коробочную интеграцию ITooLabs+FMC при продвижении своих облачных сервисов на базе нашей платформы.
С точки зрения оператора, основная сложность — это реализация корректного разделения всего пула FMC сим-карт на группы, по сути являющиеся отдельными субдоменами (клиентскими АТС). Понятно, что короткая нумерация у разных клиентов будет неизбежно пересекаться и требуется обеспечить корректную работу множества сим-карт в глобальном номерном пространстве. Сделать так, чтобы короткий набор классического внутреннего номера «100» на разных АТС маршрутизировался на нужную АТС, т.е. поделить сим-карты на неперескающиеся группы добавлением уникального ID для каждой группы (клиента).
При классическом FMC-транке с оператором мобильной связи, от коммутатора ОСС приходят уникальные идентификаторы SIM-карт, зачастую являющиеся их мобильными номерами вида 79ХХХХХХХХ, что превосходно работает, если транк организован с одной единственной виртуальной АТС, а вот если таких АТС много, то нужно написать сценарий подмены номеров, который преобразует короткий набор на стороне клиента в идентификатор сим-карты с префиксом группы (субдомена) понятный оператору мобильной связи и наоборот — маршрутизировать входящий вызов на определенную сим-карту в АТС определенного клиента.
В процессе разработки интеграции ITooLabs и FMC нам удалось найти оптимальный способ решения такой задачи — при наборе номера ТфОП или короткого внутреннего номера, к набранному номеру добавляется уникальный 2-х или 3-х значный префикс, который однозначно идентифицирует ВАТС клиента. При отправке набора уже в транк с мобильным оператором происходит конвертация короткого номера с префиксом в формат, понятный “мобильщику” и вызов уходит по назначению. Справедливости ради следует отметить, что разработка такого служебного скрипта не включена в базовую конфигурацию ITооLabs, но мы с удовольствием готовы помочь в разработке и внедрении этого решения всем желающим.
Бизнес, выбравший интеграцию FMC и облачной АТС, получает совершенно прозрачное, с точки зрения использования, решение. От бизнес-клиента не требуется ничего, кроме выбора оператора сотовой связи, предлагающего услуги на базе FMC-платформы и типовой настройки внутренних линий, абонентскими окончаниями которых могут быть с равным успехом и софтфоны и IP-телефоны и сим-карты. Логика ВАТС совершенно не меняется и работает по единым правилам и для фиксированных и для мобильных пользователей. Настоящее торжество технологий и унификация двух различных технологических решений.
Все звонки попадают в статистику, могут прослушаны и включены в отчеты по выбору клиента. Для клиента FMC сим-карты — это обычные внутренние номера, которые могут быть использованы во всех стандартных сценариях или отчетах облачной АТС.
Одна из востребованных функций нашей платформы — возможность сопоставления caller ID из списка разрешенных для клиента и внутренней линии сотрудника или подразделения компании. В сочетании с FMC сим-картами эта опция позволяет реализовать множество “умных” сценариев при которых звонок с мобильного телефона происходит с подстановкой определенного номера: курьеры звонят с одним CID, менеджеры с другим, администрация с третьим и т.д. Это очень удобно, когда есть необходимость разделять исходящие звонки по группам с последующей возможностью ответного звонка на пропущенный вызов или когда вызовы отправляются в региональные сети и должны быть выпущены в ТфОП как звонки с местным номером. При этом, все вызовы с сотовых и офисных тарифицируются по тарифам единого провайдера голосовых услуг, т.е. по тарифам нашего партнера-оператора. Таким образом трафик, генерируемый сотрудниками компании-пользователя виртуальной АТС, существенно возрастает за счет мобильных пользователей, что приводит к существенному величению ARPU. Часть затрат клиента на мобильную связь перетекает в карман оператора фиксированной телефонии.
Интеграция мобильной связи и облачной телефонии — безусловный тренд последних двух-трех лет, описание возможностей которого, вполне способно стать темой для нескольких объемных постов. FMC как Value-added service для облачной АТС — яркий пример того, как объединение двух коммуникационных технологий способно стимулировать спрос на услуги на высоко конкурентных рынках. ITooLabs Communications Server на сегодняшний день одна из очень немногих операторских PaaS-платформ, поддерживающих FMC-технологии “из коробки” и обеспечивающих быстрое и легкое разворачивание сервиса, спрос на который растет очень быстрыми темпами и будет расти еще долгое время. Внедрение передовых VAS в облачных сервисах становится одной из значимых точек роста телеком-отрасли.
Мы планируем и дальше продолжать публикации, описывающие все преимущества использования облачных АТС в сочетании с различными VAS.
У VAS большие перспективы (IP-News)
24 февраля IP-News при поддержке Oracle Hardware и компании ВСС провел круглый стол на тему VAS-сервисов операторов сотовой связи. Представители «большой тройки», а также эксперты рынка обсудили перспективы рынка и определили наиболее перспективные направления развития дополнительных услуг.
По данным операторов сотовой связи, ежегодный прирост абонентской базы в среднем не превышает 5%. Показатели ARPU на сегодня также не слишком высоки — ежемесячно абонент тратит около 230 рублей на связь, но при этом, если динамика доходов от голосовых услуг отрицательная, то прибыль от дополнительных услуг с каждым годом растет. По данным AC&M-Consulting, доля VAS-услуг в структуре доходов сотового оператора составляет около 20%, а ARPU достигает 60 рублей. Более того, развитие неголосовых способов передачи информации, а также VoIP, также подавляет традиционный «голос».
Тем не менее, участники круглого стола уверены, что услуги передачи голоса не могут окончательно уйти, самое худшее, что может ожидать рынок — это стагнация.
Таким образом, актуальность внедрения и расширения линейки актуальных VAS-сервисов для операторов сотовой связи на сегодняшний день очевидна. Тем не менее, при достаточно благоприятных условиях для развития рынка дополнительных услуг, нельзя сказать, что проникновение VAS происходит взрывными темпами.
Так, по словам Ирины Кудеровой, менеджера проектов МТС, при достаточно внушительной базе абонентов, пользующихся смартфонами, только лишь 30% из них потребляют VAS-услуги. Участники мероприятия сошлись во мнении, что российская действительность зачастую живет вопреки всем законам рынка, поэтому у нас возможна такая ситуация, при которой потребитель, приобретая дорогой телефон (а это практически всегда смартфон), даже не собирается использовать различные возможности VAS.
VAS-«провалы» и их причины
Среди наиболее громких неудачных проектов можно, пожалуй, вспомнить i-Mode от МТС, который предоставлял сервис доступа к мобильному контенту через единый WAP-портал. Среди причин невостребованности услуги эксперты называют то, что рынок принципиально был не готов к потреблению мобильного контента. К слову, проект был запущен в 2001 году.
Однако наиболее вероятной версией является то, что для реализации сервиса необходимо было приобрести специальный телефон, который поддерживал весь необходимый для этого функционал. Тогда компания МТС не смогла в течение 6 месяцев успешно реализовать 30000 выпущенных аппаратов.
Также среди невостребованных сервисов участники назвали услугу дозванивания по номеру. В силу того, что предложение не получило широкого спроса на рынке, услуга была выведена из линейки VAS одного из оператора «большой тройки».
«Нужно двигаться поступательно. Если, скажем, в России простой мобильный Интернет еще не совсем идеально работает, то несвоевременно запускать «тяжелые» сервисы», — заметил Антон Нечаев, менеджер по управлению продуктами массового рынка Северо-Западного региона «Билайн».
«Запускать VAS нужно поступательно», — Антон Нечаев, «Билайн».
Подобных примеров можно привести массу, однако, стоит отметить, что большинство из таких VAS нельзя назвать «провальными» — причиной отсутствия спроса зачастую является несвоевременность вывода на рынок. Но это, безусловно, не освобождает операторов от ответственности за невостребованность целого ряда запускаемых услуг. «В течение всего периода развития VAS-рынка практически все дополнительные сервисы запускались спонтанно, без тщательного анализа спроса», — подчеркнула Наталья Костеневич, руководитель группы аналитиков компании «Беркут».
«Большинство VAS запускается спонтанно», — Наталья Костеневич, «Беркут».
Как заметил Михаил Новиков, генеральный директор ADMIN Ltd, на рынке всегда будут присутствовать три категории пользователей — абоненты, которые с большим трудом разбираются в новых технологиях (пожилые люди), технические энтузиасты, которые активно потребляют все ИТ-новинки, к ним относится и современная молодежь, и среднестатистический абонент, который начинает пользоваться новой услугой по истечению какого-то времени.
Так, последняя категория является самой многочисленной, соответственно, участники круглого стола пришли к выводу, что помимо учета готовности абонента к использованию того или иного сервиса, нужно также проводить и их обучение.
Вторым немаловажным фактором, тормозящим рынок, является интерфейс и уровень проработанности услуги. Зачастую абоненту просто непонятно, как пользоваться сервисом, а если он все-таки начинает работать, то недостаточно хорошо.
«Если сервис недостаточно проработан, то нет смысла его анонсировать», — Софья Виниченко, BCC.
Михаил Новиков уверен, что в России сформировалась очень благоприятная ситуация для развития рынка. «Это сложилось исторически. Изначально сотовые операторы были заинтересованы в расширении голосовых сервисов, соответственно, львиную долю допуслуг разрабатывали сторонние компании. Теперь же, когда игроки осознали весомость VAS в структуре своих доходов, они стали самостоятельно разрабатывать дополнительные сервисы. Таким образом, сейчас рынок не монополизирован, что благоприятно сказывается на предложении», — пояснил он.
«Рынок VAS не монополизирован», — Михаил Новиков, ADMIN Ltd.
В качестве перспективных направлений можно отметить услуги, основанные на геопозиционировании (реклама ближайших ресторанов, заправок и т. д.), о перспективах которых говорится уже достаточно давно, однако по каким-то причинам они так и не реализованы.
В целом, сервисы, основанные на идентификации местонахождения человека, могут быть крайне востребованы госслужбами, организациями по розыску людей. Хотя в этом случае проникновению услуги могут препятствовать ограничения, накладываемые законом о раскрытии персональных данных.
Другим перспективным направлением является NFC (Near Field Communication) — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров (Википедия). Такие технологии представляют широкие возможности для различных форм оплаты через мобильный телефон и проч. сервисы.
К слову, по мнению участников мероприятия, вскоре мобильные телефоны отберут львиную долю услуг, реализуемые на сегодняшний день только через банки.
Также достаточно востребованной услугой станет «мобильная медицина», которая упростит процесс передачи информации между пациентом и лечащим врачом.
Если обратиться к конкретике, то в ближайшем будущем МТС совместно с ФК «Зенит» собирается запускать мобильное телевидение.
Оценка эффективности VAS сервисов российских операторов связи
Шемаханов А.Ю.
выпускник группы MBA CIO-18
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
С развитием рынка GSM связи в России у абонентов появляются все больше новых услуг и сервисов, а перед операторами встают проблемы не только накопления но и удержания абоненткой базы. В текущих условиях, когда средняя выручка от абонента (ARPU) постоянно снижается а новых абонентов становится все меньше на первое место выходят требования к качеству сети, качеству услуг и дополнительным сервисам. Все то, что позволит удержать существующего абонента и получить с него дополнительный доход.
Динамика абонентской базы двух крупнейших операторов МТС и Вымпелком*:
Разговоры о росте доходов от VAS услуг продолжительное время обсуждаются на телеком-рынке. Но несмотря на уверенность операторов связи, ситуация не меняется – голосовой трафик остается основным источником дохода, при этом в структуре доходов на VAS сервис отводится около 10%.
C 2001 по 2004 гг. VAS услуги росли за счет сервисов доставки рингтонов и картинок, которые сейчас переживают период стагнации.
В условиях стремительного развития коммуникационных технологий трудно предсказать, какая услуга будет пользоваться особым спросом в ближайшем будущем. Всего несколько лет назад передовыми VAS сервисами считались передача мелодий и картинок а также игры, загружаемые с помощью sms и wap.
То, что впечатляет абонентов сегодня, завтра станет обычной услугой. Операторам необходима эффективная стратегия разработки и запуска VAS сервисов, которая позволит упростить выпуск на рынок качественных и востребованных продуктов.
В развитии VAS сервисов российские операторы все чаще придерживаются консервативного подхода и вводят новые услуги с оглядкой на других игроков рынка.
Запуск одной из самых популярных услуг: RBT (ring back tone) – типичный пример такой стратегии:
Первый патент на услугу был получен в 2001 г., и после успешных стартапов в Азии в марте 2004 компания Vodafone D2 – европейское отделение глобального оператора, запустило RBT сервис для абонентов.
Первой в России услугу запустила МТС спустя год (2005) после удачного запуска услуги в Европе. Прошел еще год и услуга появилась у оператора Мегафон (2006) и еще через 2(!) года услугу запустил Вымпелком. В период с 2006 по 2008 услуга появилась у большинства российских операторов. С момента изобретения услуги прошло целых 8 лет. Для динамичного и быстро меняющегося телеком-рынка это очень долго. Операторы могли бы получить дополнительный доход от RBT услуги в России намного раньше. Консервативной подход для VAS услуг может означать потерю доходности, что в текущих условиях постоянного снижения ARPU абонентов еще больше влияет на финансовые результаты деятельности операторов.
Традиционно под VAS сервисами в России понимают услуги, приносящие дополнительный доход. Это сервисы, предоставляемые не ядром сети, а дополнительными платформами. Под ядром сети понимается в первую очередь голосовой трафик.
Основные VAS сервисы это – SMS, MMS, RBT, LBS, IVR, мобильный Интернет, NFC, мобильная коммерция, мобильный маркетинг и мобильное телевидение.
Структура рынка VAS в России в 2009 г*.
*2009-09-07 11:11:04 | J’son & Partners Сonsulting
На данный момент рынок VAS движется от услуг по продвижению контента к инновационным сервисам. Будущее за технологиями, которые позволят сделать из телефона универсальное мультимедиа-устройство с функциями персонального мини-компьютера, платежной карты и системы электронного доступа.
Примеры инновационных VAS сервисов, которые в ближайшее будущее должны получить широкое распространение:
Любая запускаемая VAS услуга должна оцениваться с точки зрения доходности для оператора, должны учитываться как финансовая так и имиджевая составляющие проекта.
Пример кейса по услуге «синхронизация записной книги абонента» (Personal Data Management) для оператора связи с базой 3 млн. абонентов.
Описание услуги:
Сервис интегрируется в сеть оператора и позволяет абонентам с помощью SyncML сохранять на сервере данные с мобильного устройства – телефона, КПК и пр.
Таблица 2. Результаты по внедрению услуги
Стратегия внедрения и развития любого VAS сервиса должна опираться на базовую стратегию развития компании и учитывать тренды развития мобильных устройств и новых технологий. Логичным продолжением развития GSM является LTE протокол передачи данных, что позволит расширить список доступных мобильных VAS сервисов.
Основные этапы стратегии развития VAS у оператора:
1. Постоянный мониторинг рынка VAS услуг. (поиск killer application)
2. Наличие тестовой площадки для запуска «пилотных» версий новых VAS.
3. Наличие бюджета и маркетингового плана по продвижения новой услуги.
4. Постоянный контроль и оценка VAS, находящихся в коммерческой эксплуатации. Регулярная оценка окупаемости VAS сервиса.
5. Плавный переход от контент услуг к инновационным VAS сервисам (Мобильные платежи, NFC, мобильное телевидение, LBS)
Наличие VAS стратегии позволит оператору оперативно реагировать на изменяющиеся тенденции рынка и получать эффективную отдачу от внедрения новых VAS сервисов.
Vas сервисы что это
«МегаФон» зафиксировал рост количества подключений к VAS-сервисам (дополнительные услуги мобильной связи) среди корпоративных клиентов: количество SIM-карт, владельцы которых пользовались мобильной передачей данных, выросло на 31,3% в первой половине 2016 г. относительно первой половины 2015 г. и составило 3,2 млн. Эксперты подтверждают, что интернет-доступ является наиболее востребованным VAS-сервисом и формирует 30% рынка допуслуг. Однако положительные темпы роста выручки операторы смогут сохранить за счет развития других, пока менее востребованных, но все более необходимых клиентам услуг, таких как SMS-рассылки, информирование, банкинг, M2M и др.
Как рассказала руководитель пресс-службы ПАО «МегаФон» Юлия Дорохина, по итогам первого полугодия 2016 г. количество корпоративных клиентов оператора (частные и государственные компании, госорганы) достигло 288 тыс. Это на 3% больше, чем в первом полугодии 2015 г. Все больше клиентов в B2B-сегменте помимо мобильной связи подключают VAS-сервисы. За указанный период общий интернет-трафик, используемый для оказания дополнительных услуг, вырос почти в 2,5 раза. Трафик в сегменте М2М по услуге «Управление удаленными объектами» увеличился в 4,5 раза.
К концу сентября база M2M «МегаФона» составляла около 3,6 млн SIM-карт. По собственным оценкам, «МегаФон» занимает около 36% рынка М2М.
Как сообщила пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом» Анна Айбашева, по итогам 2016 г. VAS-сервисы впервые заняли почти 50% в структуре ARPU среднего корпоративного клиента. Выручка от допуслуг в общей выручке оператора в B2B-сегменте за последние два года выросла почти в два раза. В 2016 г. выручка от VAS-сервисов «ВымпелКома» в B2B-сегменте увеличилась более чем на треть.
Представитель ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) не ответил на запрос ComNews.