Vipshop holdings limited что это
Обзор компании VIPSHOP
Vipshop – online off-price продавец остатков брендовой и другой одежды из Китая, показывающий хороший темп роста финансовых показателей и недооценённый по мультипликаторам относительно индустрии.
1. В последние кварталы компания показала хорошие темпы роста выручки c ускорением:
Рост выручки является органическим: растёт число новых клиентов, а старые клиенты делают повторные заказы:
Рост клиентов и рост повторных заказов, источник 1Q2021 investor presentation.
Также, наблюдается рост посещаемости сайта интернет магазина:
Что позволяет ожидать продолжения хорошего темпа роста выручки в последующих периодах.
2. Перспективы роста: рост рынка e-commerce в Китае, рост доли рынка компании в своём сегменте.
а) Согласно презентации компании для инвесторов, до показателя доли рынка, сравнимого с США, требуется рост рынка в почти 3.5 раза:
б) Помимо этого, у компании нет конкурентов со схожим количеством поставщиков и клиентов, а также с аналогичной бизнес моделью:
Преимущества бизнес модели компании, источник 1Q2021 investorpresentation.
Это даёт хорошие перспективы для дальнейшего расширения.
3. Компания показывает последовательное улучше экономики и рост чистой прибыли в последнее время:
В процентах от выручки снижаются издержки на упаковку и доставку:
Также уменьшаются и расходы на маркетинг, общие и административные расходы:
Что ведёт к росту чистой прибыли и маржинальности чистой прибыли:
4. Денежный поток для акционеров: компания генерирует большой денежный поток в последнее время:
Доходность денежного потока LTM составляет 13.8%, что весьма неплохо для компании с подобными перспективами и темпами роста.
Также, компания направила 500 млн долл. на байбек (5% от капитализации), что показывает, как то, что текущую недооценку видят и в самой компании, так и ответственное отношение менеджмента к созданию стоимости.
5. Недооценка: компания недооценена как по историческому значению мультипликатора EV/S LTM, так и смотрится дешевле аналогичных компаний индустрии:
Компания выглядит недооценённой по мультипликатору EV/LTM Sales относительно значения на 75 перцентиле:
Относительно конкурентов компания также смотрится интересно: при наиболее сильном росте финансовых показателей компания кратно дешевле аналогов:
6. Локально удачный момент для входа: несмотря на рост финансовых показателей и перспективы дальнейшего развития, акции компании находятся на локальных минимумах:
Нам кажется, что рынок ее распродал вместе с другими «компаниями роста», вслед за вынужденными продажами фонда Архегеос и так и не откупил, «по инерции». Рисков в компании не видно даже для типичного «теха»: у Vipshop отрицательная корреляция с трежерис и невысокая альфа к S&P и Nasdaq, порядка 1.
Ввиду этого, компания добавлена в портфель Trending Ideas и мы рекомендуем её к покупке.
С наилучшими пожеланиями,
Команда Усиленных Инвестиций
Предыстория.
Так же Vipshop является top pick Пульс инвесторов в Тинькофф брокере за год LTM (больше 100 000 акционеров).
Занятно, если каждый Тиньковец купил бы акций на 75000 долларов – структура акционерного капитала компании состояла бы полностью из российских акционеров.
Попытаемся разобраться, что это за компания и есть ли в ней какая-то идея для инвестиций.
Введение
Компания берет начало с 8 декабря 2008 года, листинг на Нью-Йоркской бирже был получен в марте 2012 года по цене в
0.5 доллара за акцию
В 2015 году запустили собственную логистику и дистрибуцию, так же есть подразделение микрокредитования.
2. модель B 2 C ( JD и др);
3. модель продаж брендов со скидками (история Vipshop )
Суть бизнеса – компания договаривается с модными брэндами (причем имеют высокую экспертизу в выборе товаров) о вбрасывании через их сайт части продукции с большими скидками за опт. Сами все продают (в том числе и в кредит), пакуют и доставляют до покупателя.
Оффтоп: как тут не вспомнить знаменитый Archegos Билла Хвонга, который с десятым плечом в таких акциях (через CFD ) навел шороху в мировых инвест банках полгода назад. Владел он CFD на акции типа випшопа на 100 млрд долларов при капитале в 20 млрд. В апреле вся эта сумма сгорела.
Операционные показатели
Заказы растут на 20-30% г/г стабильно уже много лет. Пишут, что алибаба и jd им не конкурент (сфера брендов одежды требует высокой экспертизы).
— китайцы, как и любая другая нация, которая резко увеличила свой финансовый капитал (из грязи в князи) – фанатеют от брэндов, luxury и готовы покупать эти безделушки за любые деньги.
Вот например график акций Hermes ( P / E = 60) – 306 магазинов люксовых безделушек за 120 млрд долларов, говорят владелец Evergrande очень любит их сумки с бриллиантами и является обладаталем большой уникальной коллекции…
Даже интересно, что со всем этим будет через год.
Таблица разбивки товаров hermes по регионам
Предположим, что интерес к брендам и люксовым вещам у граждан Китая, тем более со скидками, продлится и далее.
Финансовые показатели
Компанию нельзя назвать нерастущей.
Поквартально компания денежные потоки не публикует, довольствуемся тем, что есть:
Капитал серьезно прирос, одна из причин магического прироста капитала в китайских техах – постоянная печать акций!
Судя по финансовым показателям компанию сложно назвать стартапом. Рост по всем фронтам + стабильный денежный поток (в том числе и свободный), если судить по отчетности.
Сравнение с собратьями по бизнесу
Я обычно сравниваю компании по трем табличкам
Таблица 1. Поверхностное сравнение
Таблица 2. Сравнение основных показателей
Таблица 3. Сравнение мультипликаторов
Судя по основным показателям Vipshop недорог, как и Alibaba ( PDD убыточен и не рассматривается, JD потерял основной приток кэша из-за запрета на IPO в Америке). Но это если основным показателям можно верить и там реальные цифры!
Сухой прогноз по Vipshop по формулам из книг Грэма и Питера Линча (максимальный апсайд исходя из мультипликаторов и баланса, а не гарантия стоимости или призыв к покупке)
ПЕРСПЕКТИВЫ
— запускали байбек на пол миллиарда долларов после банкроства Archegos (тогда акции стоили по 30 долларов), 300 млн долларов на выкуп уже потратили;
— в компании кэша на 3 млрд баксов при стоимости на рынке 7.5. За год компания генерирует
1 млрд долларов FCF ;
— компания обладает конкурентным преимуществом;
РИСКИ:
— ДЕЛИСТИНГ (компания залистингована только в USA );
— БОРЬБА С LUXURY В КИТАЕ (курс на выравнивание финансового капитала от КПК);
— ВОЗМОЖНЫЙ ОБМАН В ОТЧЕТНОСТИ;
Выводы
Компания стоит недорого (если верить китайской отчетности), некоторым преимуществом обладает, но риски высоки.
Никакой инвестиционной идеи тут быть не может, лучше наблюдать за историей со стороны.
Рекомендую к просмотру интервью Василия Олейника с Александром Душкиным – трезвый взгляд на китайскую отчетность (возможно и сверхтрезвый), но призадуматься заставляет. Александру спасибо и успехов!
Vipshop как отражение неэффективности рынка
Введение
Гипотеза эффективного рынка гласит, что рыночная цена справедлива и уже учитывает всю текущую информацию. Как указывалось в прошлых статьях, в данном случае не имело бы смысла проводить ни фундаментальный, ни технический анализ любого актива, так как максимально точный прогноз, который вы сможете произвести, будет соответствовать рыночной цене.
Если допустить верность данной теории, то получается следующая ситуация – все существующие факторы и вероятности возникновения новых неизвестных учтены в цене, тогда прибыль от прогнозов любого аналитика будет являться следствием его ошибки или недоучёта части факторов. Таким образом, вся аналитика переходит в плоскость азартных игр, где вероятность «угадать» будет соответствовать 50%.
Для анализа компаний применим представление Б. Грема – рынок неэффективен в краткосрочном и эффективен в долгосрочном периоде. Большой интерес вызывает компания Vipshop (NYSE: VIPS ) в силу низкой оценки бизнеса и больших перспектив развития.
Сектор – электронная коммерция. В данной отрасли присутствует сильная конкуренция со стороны таких крупных компаний как Alibaba (NYSE: BABA ), JD.com (NASDAQ: JD ) и множества более мелких. Особенность Vipshop, которая может помочь сохранять высокие темпы роста, состоит в её специализации – дисконтные продажи брендовых товаров. Данная ниша имеет потенциал роста, и в ней отсутствуют прямые конкуренты.
Фундаментальный анализ
Далее рассмотрим основные показатели компании за последние 4 года по данным сайта investing.com. Акционерный капитал увеличился на 99%, что отражает эффективный контроль закредитованности компании и переход на более стабильную работу за счет собственных средств. Выручка выросла на 39%, а с учетом роста прибыли в 203%, компания всё меньше нуждается в кредитных средствах для завоевания доли рынка. Менеджмент ведёт себя эффективно, поддерживая привлекательные показатели.
Риски
Причины столь низкой оценки такой привлекательной компании кроются в следующем:
В данный момент, когда цена акции Vipshop составляет 19$, мультипликаторы оценки стали значительно лучше, но вышеперечисленные риски оказываются сильнее, хоть и маловероятно их появление.
Вывод
Vipshop – компания с большим потенциалом роста, хорошими показателями и перспективами. Активы в 29 раз меньше, чем у Alibaba и в 7 раз меньше, чем у JD.com, следовательно, ей значительно проще расти. Большой объем торгов и интерес к данной компании обеспечит более скорую справедливую оценку, как только часть рисков нейтрализуется, и не произойдёт зависание неэффективности на 10 лет как с малоликвидными акциями третьего эшелона на Мосбирже.
Если инвестор готов принять вышеизложенные риски, то данная компания интересна для повышения уровня диверсификации портфеля на небольшую долю. При этом, в свете макроэкономической обстановки и технического анализа возможен поход цены до 15$, так что наиболее разумно – равномерная покупка равными интервалами времени на протяжении 4-6 месяцев с последующей возможностью усреднения в случае резкой смены риторики ФРС.
Vipshop Holdings — хороший бизнес, но этого может быть недостаточно
Краткие выводы статьи
Анализ компании Vipshop (VIPS) является частью моего полного анализа сектора электронной коммерции Китая, который представляет собой чрезвычайно сложную среду, и поэтому вы должны быть осторожны с тем, куда вы вкладываете свои деньги. Возможности есть, но есть и большие риски, которых лучше избегать, несмотря на потенциал роста.
Я расскажу о цене акций, дам краткий обзор бизнес-модели, обсудив факторы, которые инвесторы легко упускают из виду, но чрезвычайно важны, сделаю оценку и сделаю вывод об инвестициях в компанию Vipshop в июле 2021 года.
Обзор цены на акции Vipshop
Акции Випшоп находятся на листинге с 2012 года и первые инвесторы сильно преуспели. Но после бума IPO ситуация была чрезвычайно нестабильной и остается таковой.
Источник — Google Финансы, исторический график курсов акций Vipshop.
Акции VIPS переживают периоды крайнего изобилия, как это было с 2012 по 2015 год или с 2019 года до недавнего времени, но это изобилие часто быстро возвращается.
На момент написания этой статьи акции VIPS упали на 58% по сравнению с пиком в марте 2021 года. Последнее снижение началось в марте, когда инвестиционные банки закрыли позиции Archegos с кредитным плечом, и даже после этого акции продолжали снижаться, несмотря на объявленный обратный выкуп в размере 500 миллионов долларов.
Источник — Google Финансы, падение курса акций VIPS.
Я провел анализ VIPS в сентябре 2018 года, описав его как потенциальную стоимость акций, и с тех пор акции выросли на 202%, но нам нужно увидеть, каков риск и прибыль, чтобы оценить инвестиционный потенциал акций VIPS.
Давайте сначала посмотрим на бизнес-модель, которая, на мой взгляд, является ключевой при рассмотрении возможности инвестирования в акции Vipshop.
Анализ компании Vipshop: Бизнес-модель
Vipshop Holdings — это онлайн-магазин со скидками для брендов в Китае, где компания продает товары через флэш-распродажи на своих веб-сайтах vipshop.com, vip.com и lefeng.com. Поскольку китайский рынок дисконтной розничной торговли не развит, Vipshop должен делать эту работу онлайн.
Огромный потенциал на рынке розничной торговли со скидками в Китае
Анализ запасов Vipshop — дисконтный рынок в Китае — Источник: презентация для инвесторов Vipshop
Компания создала для себя интересную позицию, где продает избыточные запасы для брендов по сниженным ценам.
Уникальный игрок на рынке электронной коммерции Китая
Анализ запасов Vipshop — дисконтный рынок в Китае — Источник: презентация для инвесторов Vipshop
Я помню, что в сентябре 2018 года для Vipshop дела шли не очень хорошо, потому что рост выручки замедлялся вместе с сокращающейся маржой. В 2018 и 2019 годах выручка выросла всего на 10%, но после наблюдался пост-Covid-ный бум роста на 51%. Конечно, учитывая ограничения, многие бренды должны были иметь избыточные запасы, поэтому онлайн-продажи были, возможно, единственным вариантом.
Анализ запасов Vipshop — рост выручки — Источник: презентация для инвесторов Vipshop
Анализ запасов Vipshop — рост выручки — Источник: презентация для инвесторов Vipshop
За четвертый квартал 2019 и 2020 годов произошло два успешных скачка валовой прибыли, но в 2021 году маржа уже будет ниже. Кроме того, руководство прогнозирует существенное замедление продаж в 2021 году.
Чтобы продажи были больше, как маркетинговые, так и административные расходы росли по отношению к выручке, в то время как расходы на выполнение заказов, к счастью, уменьшались благодаря масштабу.
Операционный левередж из-за экономии на масштабе
Анализ запасов Vipshop — рост затрат — Источник: презентация для инвесторов Vipshop
Когда я смотрю на бизнес-модель Vipshop, то понимаю, что это, в конце концов, обычный розничный бизнес по продаже товаров со скидкой, что означает, что вся игра основана на цене, а значит, на низкой марже.
Благодаря масштабу Vipshop удается поддерживать положительную маржу, но это может измениться в любой момент, учитывая его зависимость от маркетинговой деятельности на партнерских платформах, таких как Alibaba.
Устойчивая чистая маржа, относящаяся к акционерам
Чистая маржа Vipshop — Источник: презентация Vipshop для инвесторов
В первом квартале 2021 года выручка выросла на 51%, поскольку компания, должно быть, получила тонны запасов, которые ритейлерам не удалось продать по всему миру из-за блокировки. Однако для продажи всех избыточных запасов маркетинговые расходы увеличились с 412 миллионов юаней до 1,3 миллиарда юаней.
Поскольку Alibaba зарабатывает большую часть своих денег на продаже результатов поиска розничным продавцам, мы понимаем, куда ушли деньги. Это также означает, что такая компания, как Vipshop, находится во власти таких партнеров, как Alibaba.
Уникальный игрок на рынке электронной коммерции Китая
Зависимость Vipshop от Alibaba — Источник: презентация Vipshop для инвесторов
В первом квартале 2021 года партнеры Vipshop заработали 1,3 миллиарда юаней на маркетинговых расходах Vipshop, в то время как чистая прибыль Vipshop составила 1,5 миллиарда юаней. Это по-прежнему хороший результат, но он также свидетельствует о ключевой слабости бизнес-модели Vipshop.
Поскольку брендам удается продавать больше через свои собственные каналы, запасы VIPS могут быть более низкого качества, или компании, возможно, придется согласиться на более низкую маржу или увидеть, что Alibaba берет больше денег.
Я бы не назвал Vipshop отличным бизнесом, это просто нормальный бизнес, выполняющий свою работу в чрезвычайно конкурентной среде. С точки зрения инвестирования это означает, что вы не можете знать, как будет выглядеть ваш бизнес через 5 или 10 лет. Когда дело доходит до инвестирования, существует повышенный риск, поскольку сценариев инвестирования может быть множество. Статистика Бюро труда США показывает, что только 21% компаний доживают до своего 20-летия, и у нас нет данных, но в Китае дела могут быть еще хуже.
Следовательно, прежде чем инвестировать в акции VIPS, нужно помнить об основных бизнес-рисках, потому что, если в какой-то момент выручка перестанет расти, а маржа снизится по какой-либо причине, может быть, даже на год или два, рынку это не понравится, и акции Vipshop могут сильно пострадать, как это было с 2015 по 2018 год.
Чтобы не допустить негативного исхода, следует инвестировать с запасом прочности. Давайте посмотрим на финансовые показатели и проведем оценку, чтобы увидеть, каковы риски и прибыль.
Основы и финансовые показатели компании VIPS
Vipshop продемонстрировал стремительный рост за последнее десятилетие, но дивидендов не было, а количество акций продолжает расти, несмотря на выкуп, сделанный в 2019 году.
Финансовые результаты Vipshop за 10 лет — Источник: Vipshop Morningstar
Прибыль на акцию выросла до 9,73 юаней на акцию или 1,5 доллара на акцию, что дает коэффициент PE, равный 12,62, что является чрезвычайно низким показателем для быстрорастущей компании электронной коммерции. Но это также означает, что рынок не очень доволен перспективами, даже если ожидается, что в следующем квартале рост составит от 20% до 25%.
Денежные потоки выглядят даже лучше, чем прибыль, но, не считая объявленной деятельности по обратному выкупу в размере 500 миллионов долларов (что едва покрывает компенсацию, основанную на акциях, в размере 671, 688 и 951 миллиона юаней за 2018, 2019 и 2020 годы соответственно), мы не знаем, что руководство планирует сделать с деньгами.
Я видел, как многие китайские компании просто покупают доли в других компаниях, что часто снижает акционерную стоимость. Неясное размещение денежных средств — еще один риск, связанный с акциями VIPS.
Риск прост: если компания вернется к показателям рентабельности 2018 года, прибыль на акцию может быстро снизиться на 50%, а затем у вас внезапно появится коэффициент p/e, равный 25, и если мы предположим отсутствие роста в течение определенного периода, вы почувствуете, что произойдет с акциями.
Оценка стоимости акций VipShop в июле 2021 года
Я сделал три сценария для акции ВИПС.
Оценка акций VIPS — Источник: Исследовательская платформа Свена Карлина
С другой стороны, даже если они продолжат расти с текущего уровня в 1,5 доллара на акцию при 15% в год в течение первых 5 лет, а затем 10% в течение следующих 5 лет, моя оценка акций VIPS составляет 25 долларов за акцию, что даст всего 25% роста по сравнению с текущими уровнями, что является слишком рискованным с учетом описанных выше рисков.
Заключение по инвестициям в акции VIPS. Стоит ли покупать акции VipShop в июле 2021 года?
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Vipshop — это нормальный бизнес, но ему может быть трудно конкурировать с другими в чрезвычайно конкурентной среде китайской электронной коммерции.
Доля рынка Vipshop с годами сокращается — Источник: EqualOcean
Количество активных пользователей Vipshop в 2020 году составляло 43 миллиона, что является сравнительно небольшим числом по сравнению с пользователями Pinduoduo или Alibaba, и поэтому, вполне вероятно, что Vipshop всегда будет игроком второго уровня.
Риск быть игроком второго уровня заключается в том, что вы никогда не сможете достичь устойчивой прибыльности, поскольку вам придется постоянно инвестировать, чтобы не отставать от конкурентов (подумайте о дополнительных 5% скидках для клиентов Super Vip).
Итак, мой личный вывод заключается в том, что Vipshop — это недостаточно хороший бизнес, чтобы я в него инвестировал. С точки зрения бизнес-инвестирования, можно зарабатывать деньги, торгуя между хорошими и плохими периодами, но ключ к пониманию — это риск и вознаграждение. Я не удивлюсь, если за в следующие годы акции VIPS снова будет выражаться в стоимости однозначными числами.
С точки зрения всесторонней электронной коммерции, VIPS выглядит как бизнес, полностью зависящий от Alibaba, где у Випшоп есть модель с большим объемом активов, а у Alibaba — с минимальным объемом активов — риск и выгода довольно очевидны. Но также верно и то, что Alibaba будет поддерживать VIPS как можно дольше, так что торговля будет развиваться по импульсу, не более того.
Одежда, аренда и гранты: на чем зарабатывает Vipshop Holdings
Vipshop Holdings — китайская компания, работающая в сфере онлайн-коммерции. Ее бизнес показывает хорошие темпы роста, и перспективы там неплохие. Но есть ли там подводные камни?
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею сделать обзор этой компании предложил наш читатель Mr. Oleg A. Andreev в комментариях к обзору Nike. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Согласно годовому отчету компании, бизнес состоит из следующих сегментов.
Собственно, это и есть ниша Vipshop — онлайн-распродажи с большими скидками. На площадке компании продаются товары и услуги как самой Vipshop, так и сторонних продавцов. Из всего объема продаж продукции на платформе на независимых продавцов приходится не менее 35% товаров.
Shan Shan. Сеть торговых центров.
Таинственное «другое». По факту это набор разных услуг и отдельных бизнесов:
Заметную часть операционной прибыли Vipshop — примерно 13,5% — составляют непрофильные занятия — в частности, получение грантов от китайского правительства, операции с налоговыми вычетами, доход от интеллектуальной собственности. У компании куча зарегистрированных патентов, и она получает деньги с тех, кто использует ее технологии. Практически вся выручка компании приходится на КНР.
Вроде бы неплохо
Пандемия не сильно ударила по бизнесу Vipshop: онлайн-ориентация спасла компанию от падения продаж и способствовала росту основных показателей. Бизнес Vipshop вырос вместе с китайской онлайн-розницей в тяжелую годину пандемии. Результат особенно впечатляет на фоне сильной просадки в продажах одежды и обуви в общем в КНР в этом году.
Учитывая, что онлайн-коммерция в КНР пока занимает еще даже не 30% от всех розничных продаж в стране, еще как минимум 2—3 года бизнес Vipshop может рассчитывать на высокие темпы роста. У Vipshop, согласно отчету, довольно крутые темпы прироста лояльной аудитории. В период 2017—2019 годов количество пользователей, совершивших больше одной покупки, выросло с 71,3 до 79,7% от общего числа, а доля таких покупателей в Vipshop выросла с 95,1% до 97,6%.
Спрос на одежду важен для Vipshop, как вы помните из таблицы со структурой выручки. Поэтому здесь индикативным будет рост производства текстильной продукции, о котором говорят самые свежие данные китайской промышленной статистики. Если в КНР производят много одежды, то, наверное, на эту одежду есть спрос и, наверное, Vipshop может рассчитывать на приток покупателей в этом квартале.
Восток есть восток
Но есть несколько «но» разных размеров.
Заработок в юанях. Vipshop — это компания, которая зарабатывает деньги в китайских юанях. Это может стать проблемой, потому что в РФ на бирже доступны американские депозитарные расписки, в которые в значительной степени инвестируют западные инвесторы.
Это означает, что компания может за квартал заработать много-много юаней, но внезапное подорожание доллара может сильно уменьшить итоговую сумму долларов в отчете — и западные инвесторы в этом случае могут начать распродажу, отчего акции упадут. Риск такой неблагоприятной валютной переоценки очень велик, поскольку китайское правительство заинтересовано в поддержании низкого курса юаня, ведь такой курс благоприятствует китайским экспортерам.
Китайская компания. В случае китайских компаний резко увеличиваются риски мошенничества — вспомним историю Luckin Coffee, где менеджмент подделывал цифры продаж. Отчетность Vipshop тоже выглядит очень круто — и встает вопрос, насколько эти цифры отражают реальное положение дел. Для меня, например, остается загадкой, каким образом специализирующийся на скидках бизнес умудряется получать из своего онлайн-сегмента маржу заметно больше, чем Amazon извлекает из своих операций в сфере онлайн-розницы, — и ведь Vipshop не обладает теми возможностями, какие есть у Amazon.
США хотят обязать китайские компании, чьи акции торгуются на их рынке, нанимать американских аудиторов или аудиторов из стран, в которых стандарты аудита соответствуют американским, для независимой оценки ситуации в их бизнесе.
Мы не можем знать наверняка, что нанятые аудиторы откопают в закромах Vipshop. Учитывая относительно небольшие размеры компании, риски того, что там творится масштабное непотребство, значительно выше, чем в случае Alibaba. Alibaba все-таки флагманская компания и должна символизировать «новый Китай». А Vipshop — не такая важная для имиджа КНР компания и зарегистрирована на Каймановых островах, что не внушает доверия.
Инвестиции — это несложно
Китайская компания — 2. Компания находится между молотом китайских репрессий и наковальней репрессий американских. КНР — это все еще довольно дикая страна по западным меркам, и давление со стороны правительства на бизнес там обычное дело. Например, «по приказу партии и правительства» китайские власти запретили Alibaba устраивать IPO ее финансового подразделения Ant Group.
Еще есть вероятность того, что Vipshop настолько понравится руководству Alibaba, что компании Джека Ма разрешат устроить рейдерский захват Vipshop в качестве утешительного приза. Кстати, устроить такой захват довольно легко: в КНР реально управляет компанией владелец корпоративной печати, которую не так сложно получить силой или угрозами. Vipshop — это не самое крупное предприятие на рынке онлайн-розницы в КНР, так что политическая протекция у него, вероятно, поменьше, чем у конкурентов. Может быть, компанию даже захватит какой-нибудь чиновник — кстати, это будет вполне в духе нового курса правительства КНР на построение вертикали власти в бизнесе.
Запрет на импорт ряда товаров из Синьцзяна в США уже есть, следующий шаг — кошмарить те китайские компании, которые хотя бы косвенно замешаны в угнетении уйгуров. Учитывая запредельный рост влияния ESG-активистов в американской инвесторской среде, вполне возможен организованный бойкот акций Vipshop институциональными инвесторами. Продавать футболки, впитавшие страдания уйгурских детей, — это не комильфо. В этом случае даже без санкций акции упадут.
Резюме
Vipshop — это неплохое предприятие, и даже перспективное, но инвестировать в него можно только на свой страх и риск. Если компания подделывает отчетность, то акции улетят в трубу. Если на Vipshop положит глаз сын подруги мамы какого-нибудь министра — акции тоже улетят в трубу. Если Госдеп США или просто озабоченные ESG инвесторы решат сделать из Vipshop пример — акции улетят в трубу.
А так у компании, конечно, есть неплохие перспективы роста за счет увеличения доли онлайн-коммерции в общей структуре розничных продаж в Китае.