What u hear что это
Как наложить голос (c микрофона) на звук (из динамиков) компьютера
В этой статье я расскажу Вам, каким образом можно наложить голос на звук, не используя cпециализированное программное обеспечение (в том числе драйверов виртуальных устройств и т.п.). То есть, обойтись средствами вашей операционной системы (будем рассматривать Windows 7).
В Windows есть встроенная функция звукозаписи, так и называется Звукозапись, вызывается из меню Пуск / Все программы / Стандартные / Звукозапись. Интерфейс у неё, конечно, минимальный — есть одна кнопка [Начать запись] и пара индикаторов — времени (длительность записи) и уровня громкости.
По нажатию на [Начать запись] начинается процесс записи звука, на этой же кнопке возникает надпись [Остановить запись], при нажатии на которую, система спрашивает путь, по которому будет сохранён файл, содержащий произведённую звукозапись.
Вот Вы уже можете записать свой голос. А каким образом добавить к своему голосу звуковое (или музыкальное) сопровождение? К примеру, в проигрывателе Windows Media Вы запустили инструментальную музыку (так называемую минусовку) — прекрасно слышите её в наушниках или через колонки, а сами поёте в микрофон. Записываете с помощью «Звукозаписи», а потом, слушая, сохранённый файл — понимаете, что записался только Ваш голос. Без музыки. Что делать?
Для начала, нужно узнать есть ли у Вашей звуковой карты такая полезная возможность, как выбор в качестве источника для записи суммарного звукового потока, выводящегося на колонки или наушники. Обычно эта функция называется What U Hear, или ещё виртуальный микшер звуковой карты. Посмотреть это очень просто — правой кнопкой мыши нажмите на картинку динамика в правом нижнем углу и выберите пункт меню «Записывающие устройства». У Вас откроется окно «Звук» на закладке «Запись». Найдите в списке устройств элемент с названием What U Hear (Что Вы Слышите), Stereo Mix (Стерео Микшер), Mixer, Микшер (иногда Миксер) или что-то похожее. К примеру, на моём компьютере устройство называется «Стерео микшер».
По-умолчанию это устройство бывает выключено, и тогда его может быть не видно в списке, хотя оно есть. В этом случан нажмите на правую кнопку мыши на списке устройств для записи, и поставьте галочки «Показать отключенные устройства» и «Показать отсоединенные устройства» в открывшемся меню, и включите (также, правой кнопкой мыши на пункте «Включить») его. Чтобы понять, что это действительно «оно» — запустите воспроизведение какого-нибудь звукового файла, например, в проигрывателе Windows Media, после чего понаблюдайте за списком устройств записи. Справа от What U Hear увидите индикатор с меняющимся уровнем громкости. Если не нашли эту функцию — пропускайте следующий параграф и читайте сразу У звуковой карты нет «What U Hear».
У звуковой карты есть «What U Hear»
Рекомендую сначала убрать усиление микрофона на закладке «Уровни» и поставить половинную громкость там же. Если звук будет записываться в неудовлетворительном качестве, то попробуйте менять эти настройки.
У звуковой карты нет «What U Hear»
Здесь вам не обойтись без покупки 3.5 мм аудио-кабеля «папа-папа» и, возможно, 3.5 мм аудио-разветвителя (для разветвителя представлены два возможных варианта внешнего вида):
Вторая жизнь X-Fi – перенаправление звукового потока без проводов в современную звуковую карту
Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. Современные карты обладают более хорошим аналоговым трактом и одновременно менее качественными алгоритмами обработки звука, что делает логичным использовать от X-Fi только DSP, а аналоговую часть от современной карты, соединяя карты по SPDIF. Если у современной карты нет входа SPDIF, то это не значит, что нужно выбирать между X-Fi с устаревшей аналоговой частью и новой картой с программной обработкой, т.к. карты могут работать вместе стандартными средствами ОС.
Карты X-Fi у Creative технически были самыми лучшими со стороны обработки звука в играх. После выхода Vista возникли ограничения с реализацией аппаратного звука. Позже эти проблемы были решены, но развитие аппаратно звука было практически остановлено. Новые карты от Creative продолжили развитие в общей функционально и заодно подтянули аналоговую часть, но для игр был сделан шаг назад. Обработка звука в X-Fi являлась предпочтительной, т.к. в последующих версиях карт эта обработка стала программной.
Идеальным вариантом является использование базовой карты X-Fi с внешним высококачественным ЦАП подключенного по SPDIF. Но, такой вариант подходит далеко не всем, т.к. внешний ЦАП сам по себе отнюдь не дешевый или может располагать только входом USB. Чаще возникает желание добавить внутреннюю карту с более совершенной аналоговой частью, вроде ASUS Essence STX, Strix DLX, Phoebus или новые карты Creative ZxR или AE-5. Если не считать ZxR, то у вышеперечисленных карт нет цифрового входа, а у ZxR есть только оптический вход, к которому не подключить ряд базовых карт X-Fi без дополнительного модуля (на плате есть только «гребенка» с электрическим SPDIF).
Еще вариантом может быть использование современного плеера с функцией USB-DAC, от таких производителе, как FiiO, Luxury&Precision, iBasso, Astell&Kern и других.
Оказывается, в ОС Windows 7 (и возможно в 8/10) можно перенаправить звуковой поток без использования внешнего ПО.
Назначить X-Fi как карту по умолчанию. Режим установить в Game Mode. В записи по умолчанию выбрать What U Hear и активировать “прослушать с устройства (вторая карта)“. После запуска игры звук появится на выходе выбранного устройства!
А что же с качеством передачи? Не деградирует ли звуковой поток?
Для ответа на этот вопрос силами лаборатории Reference Audio Analyzer был проведен скрупулезный технический тест, где не было места субъективному впечатлению — «послушали так и эдак и кажется так-то и так-то».
Для теста был использован внешний ЦАП Audiolab M-DAC, у которого есть не только USB вход, но и цифровые входы и выходы. При этом на цифровые выходы у M-DAC транзитом шел цифровой поток с входа. Запись с цифрового выхода SPDIF на цифровой вход производилась через профессиональную карту от E-MU. Т.е. никакого «аналога» с маскирующими шумами — только цифровой поток.
Основной задачей было выявить наличие или отсутствие разницы звукового потока:
Исходный сигнал воспроизводился через foobar2000 через Wasapi и DirectSound. Режим у X-Fi — Game Mode, все эффекты отключены для наглядности в результатах теста. В играх Wasapi конечно не будет, но в целом возможные различия могли бы дать интересную информацию.
Результаты
Выяснилось, что важным условием для корректной передачи звукового потока является установка одинаковой частоты дискретизации для X-fi и второго звукового устройства, в противном случае ОС добавляет лишних искажений от конвертации частоты. Причем частота должна быть установлена и для X-Fi «динамики» и для X-Fi «цифровой выход».
Режим 48 кГц
В режиме 48 кГц никакой разницы нет, USB или SPDIF, DirectSound или Wasapi. Ожидаось, что DirectSound традиционно даст хуже результат, а перенаправление через USB еще подкинет искажений. Но такого не видно. В то же время поток передается не бит в бит, есть незначительные искажения, которые наиболее показательны в тесте динамического диапазона. Но они очень небольшие. Скорее всего, это следствие прохода потока через DSP X-Fi. Эти искажения не принципиальны еще и по той причине, что с аналогового выхода их отловить не получится, а по цифровому соединению важно лишь, уступает перенаправление по USB против SPDIF или нет.
Как итог — без разницы, USB или SPDIF!
Режим 44 кГц
Другие особенности
Вначале не сразу заработала передача по USB и возникло предположение, что при переназначении на другую карту надо делать перезагрузку системы. Но оказалось, что как только открывается страница браузера с окном от YouTube — звук отрубается, и после может воспроизводится только от окна YouTube, хотя визуально все якобы работает. Возможно и при других сочетаниях программ может быть такой эффект.
Из очевидного, в связке с X-Fi для второй карты желательно выбирать режимы без эффектов, вроде «Direct» для AE-5.
Информация о X-Fi и развитии карт
Информация не претендует на историческую точность и официальные варианты и пояснения событий. Это общее представление ситуации и доводы в сторону X-Fi для игр на фоне новых звуковых карт.
В начале пути у Creative у были достаточно серьезные конкуренты вроде Aureal 3D и Sensaura 3D, делавшие ставку на HRTF фильтры для объемного звучания. Creative делал ставку на аппаратную обработку звука с помощью профессиональных DSP от E-MU. Постепенно Creative купил Aureal 3D и Sensaura 3D. Многие это восприняли как банальное «устранение конкурентов». К сожалению, подача информации была настолько расплывчатая, что не было ясно, зачем вообще был нужен X-Fi для игр без поддержки EAX. А особенности работы карты и возможности EAX рассматривались лишь как набор дополнительных функций, напрямую зависящих от версии.
На самом деле были изменения и в базовых алгоритмах, что позволило получать более качественный звук в играх без EAX и без использования доп. эффектов вроде эквалайзера или Crystalizer.
Одной из проблем «грязного» звука Aureal, Sensaura3D и карт от Creative до X-Fi было следование стандарту AC’97 для простых кодеков, который предписывал работать на частоте 48 кГц. Так как большинство семплов в играх было от записей, кратных частоте 44,1 кГц, то не кратные преобразования в 48 кГц здорово ухудшали конечное качество звука.
Aureal не дожил до звуковых карт с хорошей аналоговой начинкой, а вот Creative Audigy уже содержал на борту нормальный ЦАП. Но аппаратно карта не содержала второго генератора и не могла работать на 44.1 кГц.
Альтернативные карты, такие как Terratec Aureon Space, Audiotrak Prodigy, M-audio Revolution поддерживали 44.1 кГц, но алгоритмы Sensaura3D работали только в режиме 48 кГц.
Процессор X-Fi был намного мощнее процессора E-MU и 90% его мощности было направлено на качественный пересчет семплов из 44,1 в 48 кГц (по аналогии с видеокартами — это наличие хорошего фильтра антиалиасинга, против убогой программной реализации). И именно из-за этого X-Fi позволял получить более чистый звук, продолжая работать в сетке частот, кратной 48 кГц.
Т.е. в играх без EAX, но с расчетом позиционирования источников X-Fi звучал чище, чем предшественники. Более того, именно в карты X-Fi были добавлены алгоритмы обработки от Sensaura3D (MacroFX и ElevationFilter). Эти эффекты не входят в EAX, а используются при базовом позиционировании источников. Эти эффекты убрали (или не добавили, поленились перенести) в линейках Z и E (включая последнюю AE-5).
У первых карт ASUS использовался Xear3D, у последних STRIX и U7 II — A-Volute, которые возможно работают сразу на 44.1 кГц и не добавляют лишних искажений.
У кого в итоге лучшие HRTF алгоритмы безотносительно EAX – это отдельная тема. Важно то, что по описанному способу можно взять наиболее простую (недорогую) карту с нужными алгоритмами, а воспроизводить через наиболее лучшее из имеющихся устройств у пользователя. От исходной карты в драйвере требуется наличие записи воспроизводимого потока. У Creative это называется как ”What U Hear”, у ASUS — ”Wave”.
При выборе карты X-Fi надо обратить внимание, что некоторые модели не содержат DSP и используют софтовую реализацию алгоритмов (вариации Xtreme Audio).
Ударный звук. Тестирование звуковых карт серии Creative X-Fi
Основная изюминка всех плат — мощный звуковой процессор нового поколения. Он работает в трех режимах, которые можно переключать с помощью драйвера: развлечения (Entertainment), игры (Games) и создание музыки (Creation). Между ними есть существенные различия. Один режим позволяет достичь невероятных звуковых эффектов в играх, другой же оптимизирует плату для высококачественной записи звука, ну а режим Entertainment заточен под прослушивание музыки и просмотр видео.
Обзор звуковых карт и их возможностей
Внешне между картами отличий минимум. Например, на самой младшей отсутствуют светодиоды в верхнем углу, однако отличия есть, и мы о них обязательно поговорим, а начнем с базовой модели Sound Blaster X-Fi Xtreme Music.
В комплекте поставки этой платы мы обнаружили, разумеется, саму плату, диск с программным обеспечением и инструкцию. Функционально плата идентична своим старшим аналогам, при этом предусмотрена возможность подключения внешних модулей, которые используются в аудиокартах более высокого класса.
X-RAM обещает много, однако стоит дождаться игр с поддержкой этой технологии.
Теперь разберемся с режимами работы платы. Как уже было отмечено, в каждом режиме процессор платы используется по-разному, и набор настроек меняется соответственно — это существенно облегчает жизнь.
Функция виртуального объемного звучания CMSS 3D оказалась очень действенной. Она умеет раскладывать обычное стерео на многоканальные источники типа 5.1 и 7.1, при этом происходит не примитивное усреднение всех каналов по частотам, используется алгоритм, позволяющий достичь качественного звучания с четким позиционированием. CMSS 3D также умеет работать в нескольких режимах. Например, раскладывать звук для наушников процессор будет по одному методу, для двухканальных систем — по другому. Кстати, о последних: новая технология и здесь сделала серьезный шаг вперед, теперь и на системах 2.0 и 2.1 можно получить достоверную звуковую картину.
Воспроизведение цифровых записей типа MP3 также на высоком уровне. Аппаратно-программный метод декодирования позволяет создать иллюзию “несжатого” звука. Функция EAX Voice призвана помочь игрокам общаться между собой голосом, не загружая при этом центральный процессор и не расходуя большое количество сетевого трафика. Поддержка EAX Advanced HD 5.0 позволяет сделать звук и эффекты в играх более реалистичными, в F.E.A.R. и Battlefield 2 это можно оценить.
Братья-близнецы
X-Fi Xtreme Music и X-Fi Platinum отличаются лишь тем, что в комплект поставки последней входит внешний блок, пульт ДУ, и, разумеется, ценой. Блок позволяет более комфортно подключать микрофоны, внешние устройства и другое оборудование. Дополнительно на нем же размещен ИК-передатчик для пульта ДУ — такое решение практично и удобно. Также там есть два цифровых разъема, еще два для микрофонов, регулятор громкости и чувствительности микрофонов. И несколько аналоговых входов типа “тюльпан”. Гнездо для наушников находится там же. Был обнаружен интересный факт: один из выданных нам на тестирование блоков был датирован 2003 годом — видимо, старые запасы.
Пульт ДУ максимально функционален. Он позволяет управлять всеми приложениями, входящими в комплект поставки. Удобные джойстики-колесики позволяют прокручивать, например, окно браузера как по горизонтали, так и по вертикали. Естественно, можно управлять медиаплеером и программами записи звука. Можно перемещать курсор по экрану, при этом реализована функция довольно удобно. Традиционные клавиши, присутствующие на всех компьютерных пультах, тоже есть. Несколько программируемых клавиш позволят обучить пульт работать со специфическим программным обеспечением.
Пульт ДУ и выносной блок могут порой очень пригодиться.
|
|
Комплексный подход
Традиционно сильной стороной звуковых карт от Creative является набор программного обеспечения. Фактически, после установки комплекта ПО не потребуется никаких сторонних продуктов для прослушивания и просмотра аудио и видео и даже для записи звука и дисков! Настоящий подарок для тех, кто любит “все в одном”.
Кстати, установка программных компонентов возможна по частям, что позволит не переустанавливать весь комплекс, в случае если вы захотите попробовать дополнительные опции.
Например, программа Steinberg Cubase LE является мультитрековым микшером, который используется в режиме Creation. В нем можно управлять всей системой аппаратного эффект-процессинга платы, а также записывать готовые миксы, включающие MIDI, аудио, VST-инструменты и внешние подключенные устройства.
Стандартный комплект ПО умеет почти все и немного больше.
Тестирование
Мы измерили основные параметры аналогового тракта (соотношение “сигнал/шум” и искажения на входах и выходах), полученные результаты нас порадовали — они практически полностью совпали с заявленными.
При тестировании в играх мы получили довольно интересные результаты. Как и ожидалось, режим без звука оказался самым производительным, когда мы замеряли FPS с картами X-Fi, мы получили лишь незначительное падение скорости, при этом версия X-Fi Fatal1ty FPS незначительно опередила преследователей. Но удивило другое: встроенный кодек не так сильно загружает системные ресурсы, как мы полагали.
|
Заключение
Впечатление от новой линейки карт осталось хорошее, при своей цене X-Fi Xtreme Music ($130) выглядит довольно привлекательно — это универсальное решение, с которым приятно и удобно работать и развлекаться. Она предоставляет высокое качество звука и множество функций, которые недоступны пользователям встроенных аудиокодеков класса АС’97 и HDA.
В итоге наш совет сводится к одному: да, встроенные кодеки сделали большой шаг вперед, однако им очень далеко до мощи и гибкости специализированных решений. Заядлым игрокам, придирчивым к звуку, мы особенно советуем присмотреться к новым платам от Creative — игры с ними во многом выигрывают.