Wincc panel images что это
Самоучитель по WinCC OA. Часть 1. Создание проекта и модуль para
Решил немного рассказать про систему визуализации от Siemens под названием WinCC OA. Эта SCADA на рынке России распространена гораздо меньше классических версий WinCC (и tia-портальных тоже), знаний по ней в открытом доступе достаточно мало, знаниями делятся неохотно. В ряде моментов WinCC OA радикально отличается от обычных распространенных SCADA, поэтому для начала необходимо усвоить базис.
Перед усвоением этого базиса я рекомендую в общем ознакомиться с архитектурой построения WinCC OA. Лучший способ такого ознакомления — найти в Интернете записи вебинаров и выступлений эксперта по WinCC OA Кондрашкина Андрея. Рекомендую эту запись. Андрей Геннадьевич — очень мощный специалист и прекрасный докладчик. Настоящий цикл заметок, собственно говоря, и основан на его двухдневном вводном обучении.
Можно углубиться в изучении вопроса и дальше, например — ознакомиться с аддонами SmartSCADA или Preactor, но это выходит очень далеко за рамки базового понимания системы. Самое главное, что необходимо вынести из этого ролика — это понимание архитектуры WinCC OA. Например, то, что система состоит из отдельных законченных функциональных единиц, которые называются «менеджерами». Менеджер выполняет строго свою заданную роль. Центральным звеном всей системы является менеджер событий (event manager или EV). Есть менеджер визуализации, User Interface или ui. Есть драйвера, например — s7. Есть менеджер для выполнения скриптов, control. Все менеджеры общаются друг с другом посредством центрального EV по стандартному протоколу TCP/IP, вне зависимости от того, находятся они на одном физическом ПК, или разнесены на несколько.
Вторая важная отличительная черта, которую необходимо понять. OA — это система событийная. В ней почти отсутствует постоянный polling данных. Изменение показаний на экране оператора произойдет только в случае изменения значения соответсвующей переменной в контроллере.
Третье. Все или почти все реализовано скриптами (»Что нельзя запрограммировать на Ассемблере, можно спаять» (с) ) и текстовыми файлами. Необходимо зажечь лампочку на мнемосхеме? Скрипт. Причем скрипт, который подвязывается к изменению переменной и выполняющий определенные действия только по этому изменению автоматически.
Итак, приступаем. В первую очередь необходимо найти установщик и поставить саму систему на свой компьютер. Инсталяцию, я думаю, можете запросить в ближайшем к вам бюро Сименс. Что касается самого процесса установки, то он весьма шустрый, инсталлятор занимает порядка 1 ГБ. Процесс установки в подавляющем числе случаев проблем не вызывает. По крайней мере, на мой программатор, на котором уже трудится то ли 3, то ли 4 версии одного только TIA Portal, система установилась. В самых плачевных случаях, когда операционка забита всем, чем можно и нельзя, процесс установки может идти с ошибками, в частности — ругаться на майкрософт редистрибьютабелс. Тогда необходимо завершить установку и грохнуть все редистрибьюталсы вручную, обычно помогает. Как вариант- применять все в рамках свежей виртуальной машины. В процессе инсталляции рекомендую отметить галочками драйвер S7plus и русскоязычную справку, а так же установить демо-примеры.
Пару слов про лицензию. Хорошая новость — без лицензии система работает. И позволяет вести разработку. Плохая новость — каждые 30 минут все пользовательские интерфейсы (ui) будут закрываться. В WinCC OA инженерная среда (эти менеджеры называются «para» для редактирования базы данных и «gedi» для редактирования визуализации) тоже является пользовательским интерфейсом, поэтому и она тоже будет закрываться без возможности нажать кнопку «сохранить». Помните это — только 30 минут работы. Таймер в 30 минут накопительный. Вы можете поработать 10 минут, закрыть все ui и открыть заново, но таймер не начнет считать время с 30 минут, а лишь с 20. В общем, работа без лицензии требует изрядной внимательности, увлечься разработкой можно, но чревато потерями результатов труда.
И, напоследок. Все примеры и все скриншоты у меня приведены для англоязычной среды разработки. С моей точки зрения необходимо работыть в инженерных средах без перевода, языковой минимум инженера — уметь читать документацию на английском языке. Однако, если кто-нибудь из читателей предпочитает русский язык, то у меня есть для них хорошая новость — все переведено «из коробки». По умолчанию WinCC OA запускает интерфейс на языке операционной системы, у меня он английский. Для того, чтобы задать конкретный язык, необходимо закрыть все работающие модули и программы WinCC OA и открыть в редакторе файл C:\Siemens\Automation\WinCC_OA\3.16\config\config
Путь файла может отличаться, если вы выбрали другий путь установки или у вас используется другая версия WinCC OA.
Если изменить lang = «auto» на lang = «ru_RU.utf8», то система запустится на русском языке.
Символ # коментирует (фактически — отменяет) строчку конфигурации lang, и в результате актуальной является следующая строчка lang, в которой уже явно прописан русский язык:
Способ попроще — кнопка в меню «администратора проектов»
Приступим к созданию проекта. Для этого необходимо запустить программу WinCC OA Project Administrator.
Когда кому-нибудь потребуется лицензировать систему, то вам понадобиться hardware code хоста в случае, если лицензия идет через простой shield-file. Для этого в верхнем меню есть кнопка «Get hardware code».
Далее создаем новый пустой проект. Для этого наверху есть кнопка «New project». Если вы работаете с версией 3.17, необходимо выбрать Legacy Standart Project.
Новый проект в серии 3.16
Выбираем стандартный проект.
Указываем имя проекта и путь. Оставляем галочку Runnable (запускаемый) и при необходимости выбираем языки проекта. В версии 3.17 дополнительное появляется галочка «Use NextGenArchiver», не надо ее выбирать, она касается системы трендов «нового поколения», в то время, как эти заметки основаны на «старом поколении». Английский язык должен быть выбран обязательно. Если планируется многоязычный проект, то набор языков необходимо определить прямо на этом этапе. На курсах по WinCC OA на этом акцентируют особое внимание. Использование русских букв в названии файлов и папок не рекомендуется.
Нажимаем ОК и отказываемся от задания пароля суперпользователя (root). В нормальной жизни максимальные права должны, конечно, быть закрыты, но в рамках учебного примера в этом нет необходимости.
Через несколько секунд появится окно с подверждением создания проекта.
Сразу покажу, как редактировать конфиг-файл проекта. Выбираем проект (на скрине выше он уже выбран) и нажимаем кнопку «Change project properties», далее нажимаем кнопку «Edit config file» и выбираем файл конфигурации проекта.
Редактирование проекта Выбор конфиг-файла проекта Редактирование конфига проекта
Очень многое в системе делается через конфиг. Важное замечание. Конфиг-файл всегда должен заканчиваться пустой строкой. Закроем конфиг-файл и запустим проект. Для запуска проекта необходимо нажать на кнопку с зеленым светофором. После этого на экране появится весьма много окон.
Предупреждение об отсутствии лицензии. Ну, тут остается только нажать кнопку ОК. Окно со вводом root’ового пароля. В нашем случае пароль не задан, так же жмем ОК. Сразу после этого откроется окно с редактором gedi, но сейчас нас больше интересует окно WinCC OA Console
В этом окне мы видим всю структуру и состояние менеджеров нашего проекта. С его помощью можно управлять менеджерами: добавлять, исключать, запускать, останавливать и так далее. Посмотрим, какие интересные менеджеры у нас есть по умолчанию.
Process Monitor. Этот менеджер есть на любом хосте системы (даже если на хосте нет Event Manager). С помощью pmon работает система дигностики WinCC OA, благодаря ему видны все менеджеры, все распределенные системы, состояние этих менеджеров, загрузку каждого процессора, объем дисковой информации и так далее.
Control Manager. Контрол — это менеджер, отвечающий за исполнение скриптов. В данном случае, как я понимаю, запускается ядро системы (или системные скрипты).
Последний менеджер — ui в режиме gedi, среда разработки.
В правой части находятся кнопки управления менеджерами. Слева от имени менеджера находится численная индикация его состояния.
Например, сейчас я остановил менеджер ui, его код состояния 0 (остановлен) и цвет красный (может быть белым, если менеджер еще не стартовал в системе). Код 1 — менеджер запускается, код 2 — менеджер в работе, код 3 — неопределенное состояние. Если менеджер подсвечивается фиолетовым цветом, это означает, что он пытался запуститься, падал по ошибке и подняться снова, но превышено количество повторных запусков.
Далее откроем менеджер gedi (в моем случае — запустим gedi через консоль) и через него откроем редактор para
В редакторе gedi нажать кнопку, выделенную на скриншоте Модуль редактирования данных para
Para предназначен для создания типов точек данных и самих точек данных. В общем понимании тип точки данных, data point type — это объявление структуры, а сама точка данных (data point) является непосредственным экземпляром структуры этого типа. Да, именно так организована база данных сигналов в системе WinCC OA. Грамотно составить модель данных — это очень важный шаг, и его необходимо продумать еще на начальном этапе.
Например, аналоговый датчик содержит в себе как само значение аналогового сигнала, флаги состояния (достоверность, выход за границы и т.д.), а так же все уставки (пределы измерения, аварийные и предупредительные уставки, например). Задвижка? Концевики открыто и закрыто, промежуточное состояние, команды открыть/закрыть, задание времени контроля выполнения команды (таймаут на открытие/закрытие) и т.д.
Создадим тип точки данных
Создать тип точек данных Объявить имя типа точек данных
Имя DPT (data point type) — Flap. Далее посредством правой кнопки мыши и пункта меню Add node создаем следующую структуру.
Задать структуру типа точек данных
Добавим еще один уровень вложенности
Получается следующая структура. Входа (inputs) клапана — это его положение (Position) и расход (Flow), команды (Commands) клапана — открыть (Open) и закрыть (Close), аварии клапана — момент (Torque). Данная структура в настоящий момент состоит только из узлов, листьев (конечных элементов) нет. А ведь те же Position и Flow должны быть аналоговыми величиными, а Open, Close и Torque — булевыми. Чтобы привести структуру в завершенный вид надо назначить его листьям тип данных:
Назначение типов переменных для «листьев» структуры Конечный вид типа точек данных Flap
Для упрощения Position и Flow — тип данных int, остальные конечные элементы — bool. По нажатию кнопки ОК в списке появляется тип данных Flap (пока еще без экземпляров, без DP, так как создан только DPT).
Создан тип точек данных
Если навести курсор на Flap и нажать правую кнопку мыши, то появится меню, из которого выбираем «Create datapoint»
Создать точку данных типа Flap Указать имя точки данных
Точке данных необходимо присвоить имя. Я создам сразу три DP: Flap1, Flap2 и Flap3.
Развернем DP с именем Flap1
Развернутый вид DP Flap1 в модуле para
Тут мы видим, что кроме созданных узлов иерархии и конечных точек появились еще и элементы, которые мы не создавали. Их имена начинаются с нижнего подчеркивания: _original, _common и _lock. В системе WinCC OA они называются конфиги. Каждый конфиг отвечает за какую-то функциональность. Это позволяет настраивать каждый DPE (datapoint element) индивидуально.
Конфиг original для элемента точки данных
original — это один из самых главных конфигов DPE. Он содержит значение DPE в системе и его метку времени. В настоящий момент значение равно 0, а метка времени 01.01.1970. Метка времени задается по аналогии с unix time, поэтому отсчет времени ведется с 1970 года. Изменим значение Flap1.Inputs.Position.original прямо в конфигураторе para
Задание значения для DPE
Мы видим не только новое значение и метку времени его изменения, но так же и пользователя, и имя менеджера и номер системы, откуда пришло изменение. Так же доступны и вспомогательные биты (variable bits). Первые 5 или 6 бит выставляются системой (признак качества, например), а остальные доступны для назначения пользователем.
Обратите еще внимание, что поле Original Value доступно для ввода (в настоящий момент времени все эти DPE — внутренние тэги, так как не привязаны ни к какому драйверу), а Online Value — нет. В большинстве случаев эти значения совпадают. Original — это, грубо говоря, то, что «прилетает с поля», а Online — значение переменной в самой системе. Когда они могут не совпадать? Например, если мы реализовали функционал контроля выхода переменной за пределы. Например, если с поля прилетает значение 12, в то время, как максимальное значение — 10, то мы можем задать Online = 10 и выставить бит плохого качества.
Кликнем правой кнопкой по DPE Position (Flap1) и посмотрим, какие еще конфиги бывают в системе, и за что некоторые из них отвечают.
Добавление конфига к DPE
Archive settings отвечает за помещение значения в историческую базу данных.
Alert settings — за журнал тревог и сообщений.
Periphery address — значение переменной берется с драйвера или OPC-сервера и является внешним тэгом. Именно эти DPE считаются в лицензии. То есть, количество тэгов в проекте — это количество DPE, на которые навесили конфиг «переферийный адрес».
Command conversion и Message conversion — преобразование из инженерных в «физические» (там все, что угодно может быть — код АЦП, миллиамперы и т.д.) величин и обратно.
Default value и Value Range — отвечают за допустимый диапазон значений и подстановку, в случае недостоверности значения.
Smoothing — сглаживание значения аналоговой величины. Весьма важный конфиг с точки зрения производительности системы. Актуален в случае, если драйвер производит постоянный опрос (polling) значения с контроллера. При отсутствии этого конфига каждое новое значение переменной, полученное с ПЛК (например, период опроса для драйвера s7 по умолчанию составляет 100 мс или 10 раз в секунду), будет улетать в сторону EV. Но зачем грузить менеджер событий (как и всю систему) пустой обработкой? В этом случае можно настроить порог, по превышению которого система будет учитывать изменение значения и отдавать его в обработку. В противном случае драйвер продолжает работать тихо, сам по себе, никуда далее сообщения не отсылая. Возможностей выстроить склаживания дано достаточно, начиная с простого сравнения «новое/старое».
Authorization — назначение уровня прав доступа к переменной
Datapoint function — простая математическая обработка значения. Разберем на примере. Создадим конфиг Datapoint function для DPE Flap3.Inputs.Position
Появляется конфиг _dp_fct, жмем кнопку Configure и выполняем следующие действия
Нажать «Configure» Вызвать окно выбора точек данных для первого параметра В качестве первого параметры выбрать Flap1.Inputs.Position Добавить параметр к список Теперь задан параметр p1
Так мы задали первый параметр для функции обработки. Аналогичным образом (или просто заменив Flap1 на Flap2 в строчке с названием «p..=») зададим второй параметр.
Далее в нижней части в строчке «Function» пишем «p1 + p2»
..и жмем ОК. Смотрим конфиг _original для DPE Flap3.Inputs.Position
В принципе, все правильно, так как положение Flap1 у нас равно 10 (недавно задавали его значение вручную), а Flap2 равно 10, итого 0 + 10 = 10.
Кстати, обратите внимание, что конфиги навешиваются на DPE индивидуально, а не являются частью DPT (типа точки данных). В этом случае возникает закономерный вопрос — а что делать в случае массивого тиражирования объектов в системе? Ладно, если точек данных три, а если три тысячи? Настраивать каждую вручную — излишне трудозатратно и неэффективно. В этом случае есть два варианта. Первый — использование Master Datapoint. Это своего рода шаблон, на базе которого можно проводить тиражирование. Проблема в том, что при необходимости внести нестандартную для общей канвы конфигурацию, это будет сделать затруднительно. Второй способ — это экспорт данных во внешний мир, тиражирование DP в Excel и последующий импорт обратно.
Самоучитель по WinCC OA. Часть 2. Знакомство с графическим редактором gedi и функцией dpConnect
В прошлый раз мы закончили на создании типа точки данных (DPT Flap) и трех экземпляров точки данных (DPs Flap1, Flap2, Flap3). Пора переходить к визуальной составляющей операторского интерфейса. Открываем модуль gedi. В gedi мы видим название нашего проекта в дереве и его составные части. Нас сейчас интересуют «панели», поэтому разворачиваем их.
Определенная структура панелей в проекте уже имеется, но для упрощения мы будем работать в корне. Создадим новую панель, для чего необходимо выполнить правый клик мышкой и нажать пункт меню «Add new panel».
Зададим имя панели — Flap.pnl, после чего панель появляется в структуре проекта.
Все «панели» в проекте — это тоже текстовые файлы, только они бывают двух типов: pnl или xml. Xml в силу своей структурированности использовать в боевых проектах гораздо удобнее (это же заявляют и люди, работающие с WinCC OA профессионально), его удобнее редактировать в сторонних редакторах. Мы же в рамках базы работаем только в gedi, по этой причине нам достаточно и базового формата. Для изменения формата панели необходимо выполнить «save as» (сохранить как — пункт в меню, потом надо выбрать другой формат данных). Привожу скриншот содержимого пустой панели Flap.pnl:
Теперь открываем созданную пустую панель двойным кликом и немного меняет ее геометрию, примерно, как на этом экране
В верхней части редактора gedi есть графические примитивы, выбираем и рисуем на панели прямоугольник.
Обратите внимание на окно свойств и событий графического объекта, находящееся слева от самой панели, оно нам понадобится. К примеру, для изменения цвета фона объекта необходимо найти свойство «Background color».
При двойном клике на этом свойстве появляется таблица цветов.
Система, позволяет не только выбрать цвет из готового списка, но и использовать цвета в формате RGB. Для создания своего цвета необходимо открыть палитру цветов, задать цвет и его имя, после чего этот он появится в проекте. Для того, чтобы задать цвет RGB, необходимо в окне ниже нажать кнопку More, вбить цвет числами или выбрать его мышью (справа) и убедиться, что он меняется в левой части экрана. Ограничимся лишь выбором цвета blue.
Выбираем цвет blue «Труба с выбранным цветом»
Сделаем копи-паст одной «трубы»
Сделаем еще один копи-паст. Это будет сама задвижка (первые два прямоугольника — это труба).
Этот третий объект необходимо повернить вертикально (считается, что задвижка в нормальном положении закрыта). Тут появляется еще один нюанс. Начало системы координат графического объекта на панели определяется т.н. «реперной точкой» (reference point). По умолчанию в нашем случае эта точка располагается в верхнем левом углу (на скриншоте она обозначена, как едва заметный желтый круг). Если прямо сейчас найти свойство «Rotation» и задать угол 90, то мы получим следующее изображение.
Как видно, реперная точка теперь находится в левом нижнем углу (на самом деле референсная точка осталась на своем месте, а относительно нее и произошло вращение). Обнулю свойство Rotation и перенесу реперную точку в середину прямоугольника. Сдвигать reference point необходимо в окне свойств объекта, непосредственно мышью перемещать эту точки нельзя.
Теперь можно спокойно задать свойство Rotation. И немного скорректировать размер «задвижки», чтобы она помещалась в «трубу».
Рядом с кнопкой Save есть кнопка Save and run, нажмем ее и увидим графическое изображение нашей задвижки в режиме исполнения.
Приступим к динамизации изображения — пусть задвижка вращается в зависимости от DPE Position нашей DP Flap. Выберем графический примитив «задвижка», найдем в списках событий (под графическими свойствами) событие Initialize и ждем кнопку «Open property wizard» этого события.
Выбираем Rotate object
Выберем DPE Flap1.Inputs.Position, зададим значения «минимум» и «максимум», нажмем Next, а в следующем окне «Finish»
Нажмем Save and run и понаблюдаем поворот задвижки. В моем случае еще с прошлого раза значение DPE Flap1.Inputs.Position было равно 11, что мы и наблюдаем сейчас визуально.
Если открыть сейчас модуль para и для конфига Flap1.Inputs.Position._original дать значение 90, задвижка полностью «откроется»
Теперь давайте вернемся к событию «Initialize» для графического примитива «задвижка». Только в этот раз нажмем кнопку Open script editor:
Собственно, как я и угрожал — везде текстовые файлы. В данном случае мы видим скрипт, который был создан автоматически средствами Wizard. Да, визарды есть в системе WinCC OA, но по сути их назначение — вызов шаблона, «рыбы», которую мы в дальнейшем будем править руками. Как видно скрипт написан на языке, очень похожем на C. В WinCC OA встроенный язык называется Control.
Давайте разберем и попробуем понять это скрипт. В первую очередь, присутствует функция main(), это «точка входа» в программу, исполнение всегда начинается с нее.
Функция main() содержит единственную строчку — вызов функции EP_SetRotation(). Посмотрим на ее содержимое.
В первую очередь эта функция выполняет проверку, существует ли в системе точки данных. Если точки данных (точнее, DPE) не существует, то функция прекращает свою работу и выставляет цвет с именем «точкаданныхнесуществует». Далее идет вызов dpConnect. Нет, не так…
ДАЛЕЕ ИДЕТ ВЫЗОВ ФУНКЦИИ dpConnect.
Я намеренно выделяю эту мысль. Функция dpConnect и сам механизм «подписки» — основопологающий механизм всей системы WinCC OA. В обязательном порядке необходимо понять действие этого механизма, и правильно им пользоваться. В неумелых руках, при недальновидности, при глупости или при лени у вас получится не нормальный программный продукт в виде легкой и надежной операторской системы, а одно огромное разочарование, состоящее из глюков, тормозов и костылей. И виной тому будет не среда разработки WinCC OA, а чьи-то кривые руки. Запомните, я предупреждал!
Что же делает функция dpConnect в нашем случае?
Во-первых, эта функция сообщает системе о наличии Callback-функции EP_setRotationCB (она описана ниже). Во-вторых, вызов колбэк-функции EP_setRotationCB осуществляется по событию System1:Flap1.Inputs.Position:_online.._value, то есть, по изменению элемента точки данных. Ответственным за раздачу сообщений об изменении точки данных у нас, как вы помните, является менеджер событий (EV). Таким образом, изменение угла наклона прямоугольника у нас происходит тогда и только тогда, когда DPE Position точки данных Flap1 меняет свое значение. Как я говорил ранее, постоянного поллинга данных у нас нет, вся система событийная.
Можно провести некую аналогию с протоколом MQTT, работу которого я недавно разбирал на примере S7-1200. Менеджер событий у нас является брокером в этой аналогии. Драйвер связи с контроллером является издателем. А пользовательский интерфейс — подписчиком. Драйвер подключается к брокеру и публикует сообщение. UI подписывается на изменение точки данных (при помощи функции dpConnect). И как только это изменение произошло, вызывает обработчик этого события в виде callback-функции. В обычном состоянии подписчик не опрашивает брокера постоянно, а лишь слушает его в фоновом режиме, что и обеспечивает событийность любой обработки. Поскольку вся визуализация только тем и занимается, что меняет цвета, картинки, положение и т.д. в зависимости от значений переменных (тэгов), то этих вызовов dpConnect у вас будет очень много.
Причем, обратите внимание. Функция main состоит только из вызова функции EP_SetRotation. После этого вызова работа функции main прекращается. А вот функция EP_SetRotation, в свою очередь, осуществляет привязку изменений DPE к другой функции, и тоже прекращает свою работу. Возникает закономерный вопрос — а кто работать-то будет? Ответ на этот вопрос простой — dpConnect создает отдельный поток (подпроцесс) на компьютере, который и будет обрабатывать изменение графического элемента, и это в-третьих. В нормальном режиме, как я уже говорил, этот подпроцесс спит и ничего не делает, включаясь только по событию. Из этого делаем вывод, что программирование в WinCC OA — это многопоточное программирование, и это тоже надо иметь в виду. В реальной работе при таком подходе потребуются механизмы разделения, такие, как семафоры, или иные методы синхронизации.
Посмотрим саму callback-функцию
Первый параметр этой функции — точка данных (символьное имя точки данных), генерирующая изменения. Второй параметр — значение этой точки данных. Тип этого параметра зависит от типа DPE, на который происходит подписка.
Кроме проверки значений параметров эта функция содержит вызов setValue. Ее параметры:
первый (у нас пустой) — имя объекта, значение которого мы меняем. В данном случае пустое имя подразумевает текущий объект (наш прямоугольник);
второй (rotation) — имя свойства, которое мы меняем, а меняем мы угол наклона, это имя свойства берется из документации и из графического редактора свойств объекта… только «программное» имя свойства и «графическое» далеко не всегда совпадает (программисты классического WinCC меня поймут);
третий (fRotation) — значение свойства.
Возможно так же работать со свойствами в объектно-ориентированной нотификации, создавая объект типа Shape, привязываясь к существующему объекту (GetShape) и так далее. Это уже продвинутый уровень.
Надеюсь, написанного выше разъяснения, достаточно теперь для того,чтобы понять, почему этот скрипт написан для события инициализации.
Добавим еще на панель пару кнопок — открыть и закрыть. В настоящий момент мы работаем исключительно в WinCC OA, поэтому реакцию системы на команды реализуем тоже средствами этой системы. Перетаскиваем элемент Push Button на экран и меняем его свойство «Button label»
Далее необходимо запрограммировать нажатие кнопки Open. Для этого в списке событий выбираем Clicked и вызываем Script Editor. В редакторе я набираю вызов функции dpSet, это еще одна очень полезная функция, которая нам сильно пригодится в работе:
Параметры этой функции — вначале имя DPE, далее идет значение DPE. В меню Tools→Datapoint Selector есть возможность вызвать список всех точек данных проекта.
Выбираю там Flap1.Inputs.Position. Это делается осознанно, в качестве самого примитивного примера, далее проект будем улучшать. Значение «положения» в открытом состоянии — 90 (в соответствии с нашей мощной моделью данных). Редактор скриптов ловит только самые грубые синтаксические ошибки. Ошибки семантики не определяются. Например, очень распространенная ошибка — некорректная точка данных не будет определена на этом этапе. Вывод? Не забываем про отлов ошибок в самом скрипте. В этом скрипте мы ошибки не ловим никак, и это неправильно, в реальных проектах надо, как минимум, выполнить проверку dpExists.
Аналогично описываем обработчик события нажатия кнопки Close. С одной лишь разницей — в DPE Position записываем не 90, а 0. Теперь можно нажать на кнопку Save and run и проверить работу панели.
Нажали «Закрыть» Нажали «Открыть»
Сейчас необходимо обратить внимание на разумное использование dpSet. Эта функция, по сути, выполняет операцию присвоения. Смысл вызова
…заключается в (привожу аналог)
Но теперь давайте вспомним структуру системы. Сам скрипт присвоения выполнятся в менеджере ui. Значение DPE расположено в EV. Взаимодействие между ui и EV осуществляется по протоколу TCP/IP. Один вызов dpSet — это одно событие, передающееся от ui в EV. Один вызов (одно присвоение) — это ерунда. А если присвоений будет существенно больше? Например, два? («Саша, существенно больше» (с) День Радио). Два миллиона? Или двести тысяч? Что произойдет в этом случае? А в этом случае от ui в сторону EV полетит не одно сообщение, а двести тысяч сообщений. Или два миллиона. И это может легко привести к переполнению очереди событий. От чего система гарантированно умрет. Вообще, как уже было замечено выше, WinCC OA в ленивых руках становится опасной, но при грамотном вдумчивом уважительном подходе способна на очень многое.
Как же поступать правильно? Правильно отправлять множество присвоений путем одного вызова функции dpSet. Например, вместо трех вызовов: