Woke culture что это
Что такое woke-culture?
Если вы часто посещаете социальные сети, вы, возможно, видели сообщения или твиты о текущих событиях с тегом #staywoke. Woke — это жаргонный термин, который постепенно становится основным из некоторых разновидностей диалекта, называемого афроамериканским народным английским языком.
Трудно отследить сленг до его истоков, поскольку истоки сленга обычно используются, и может быть особенно сложно отследить сленговое слово, которое происходит от диалекта. Превращение Woke в синоним общественной осведомленности, вероятно, началось в 2008 году, когда была выпущена песня Эрики Баду «Master Teacher».
Не бодрствовать стало словом для тех, кто осознает себя, подвергает сомнению доминирующую парадигму и стремится к чему-то лучшему. Но вопрос о том, чтобы не проснуться и проснуться, стал частью более широкой дискуссии в 2014 году, сразу после стрельбы Майкла Брауна в Фергюсоне, штат Миссури. Слово «проснулся» стало частью движения Black Lives Matter; вместо того, чтобы быть просто словом, сигнализирующим об осознании несправедливости или расовой напряженности, оно стало словом действия. Активисты проснулись и призвали других не спать.
Как и многие другие термины из черной культуры, которые вошли в мейнстрим, «пробуждение» находит все более широкое применение. Сейчас он используется как прилагательное для обозначения мест, где люди просыпаются; совсем недавно стал сокращением для описания активистов социальных сетей. Более широкое использование пробуждения все еще находится в постоянном движении, и есть некоторые, кто осознает более широкие значения.
Культура отмены. Что это такое, чем она опасна и кого отменяли громче всех. Очень длинный пост
2. «Герои» культуры отмены
Журналист Дэнни Бейкер.
Сам Дэнни не умел мыслить как расист, поэтому не мог предвидеть такой реакции. Больше всего возмущались, разумеется, те, кто никогда раньше не видел блога Дэнни и не знал, что это его стандартной фишка, а вне контекста многие вещи выглядят не так, как внутри его. Дэнни уволили из BBC через четыре часа, и никакие его попытки извиниться и прояснить ситуацию не были приняты во внимание.
В 2020 году Джоан позволила себе наезд на транс-персон: она пошутила про осторожных рекламодателей, которые на информационных листках про гигиенические средства написали: «для менструирующих людей». Джоан ядовито откликнулась в своем блоге: «А ведь когда-то эти люди как-то назывались, дай бог памяти… женчуны. щинжены. жейнщийны?»
С точки зрения транс-персон она выступила обидно. По их мнению, женщиной, мужчиной или множественным числом бесполого лица делает человека не банальные анатомически элементы, а исключительно его собственное желание. И, скажем, гордый мужчина с менструацией обижается, когда на его прокладках пишут про женщин. Чувствует себя униженным и оскорблённым. А такие, как Джоан, еще и издеваются! И Джон стала получать «фи» от передовой общественности. Её забанили на куче её же фан-сайтах, издательства публиковали покаянные разъяснения, от писательницы публично отреклись актёры, сыгравшие в Гарри Поттере. Да, все эти предатели, получившие благодаря Джоан славу, миллионы и сказочные судьбы, – Гарри, Гермиона и Рон, то есть Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт, – не смогли помолчать в тряпочку, так как нынче в тренде политкорректность, а не благодарность, и высказались о том, как их ранили слова Джоан. Шла речь о том, чтобы удалить её имя из фильмов о Хогвартсе (ещё спасибо, что не с обложек книг),а кинокомпании, готовившиеся уже запустить пачку проектов по вселенной Гарри Поттера, начали потихоньку отматывать назад, потому что с особами,попавшими под культуру отмены иметь дело небезопасно – замучишься потом извиняться перед оскорбленными.
Компания «Уорнер Бразерс» недавно культурно отменила актёра, изгнав из «Фантастических тварей» за то, что они с бывшей женой Эмбер Херд любили выпить и подраться. Так что Деппа заклеймили как абьюзера и мизогина (женоненавистника).
3. Расчистка прошлого
Больше всего печалит то, что культура отмены распространяется не только настоящее: чем дальше, тем активнее она заглядывает в прошлое. Из университетских аудиторий исчезают имена учёных минувших веков, которые позволяли себе рассуждения в духе своего времени.
Линней подвергается чистке из-за его высказываний о «примитивных племенах», Шопенгауэр – за его неуважительное отношение к женщинам.
Летом 2020 в Соединённых Штатах и Британии летели с постамента статуи деятелей прошлого, которые были рабовладельцами или завоевателями. Пострадали, например, Христофор Колумб и Томас Джефферсон: Колумбу в Массачусетсе отрубили голову:
Джефферсона в Орегоне скинули на землю и залили краской.
Осенью 2020 года Британская библиотека составила список позора деятелей культуры, предки которых имели отношение к колонизации новых земель и работорговле. Попавшие в этот список Байрон, Уайльд, Оруэлл сами никакого отношения к рабам и новым землям не имели, но достаточно было того, что в этом деле засветились их прадедушки или двоюродные дядюшки. Нет, их книги пока не сжигают, просто помечают особым маркером, чтобы люди знали, с кем имеют дело. По мнению работников библиотеки, эти писатели смогли стать писателями, потому что их семьи пользовались благосостоянием, нажитым неправедным путём.
4. Что такое «Письмо 150»?
Не надо думать, что все прогрессивное умы мира поддерживает культуру отмены. В «Письме 150» – открытом письме, объясняющем вред и опасность этого явления, мы видим подписи учёных мыслителей, писателей и политиков. Великолепно высказался на эту тему Мистер Бин – Роуэн Аткинсон: «То что мы имеем сейчас, является цифровым эквивалентом средневековой толпы, которая бродит по улицам и ищет, кого бы сжечь. И это наполняет меня страхом за будущее».
И он прав. Это действительно напоминает многие сцены прошлого. Толпа, ходившая за Савонаролой по Флоренции XV века и сжигавшая все предметы «порочного искусства» – это прямые предки нынешних адептов канселлинга. В более поздние времена мы можем припомнить китайский хунвейбинов, и тут сходство становится пугающим: те же плачущие и кающиеся за неправильные мысли люди, уничтожаемые книги, сброшенные памятники…
Письмо видит основные проблемы в резком падении уровня свободы и образования в обществе: «Издателей увольняют за проблемные статьи; книги изымают из оборота; журналистам запрещают писать на некоторые темы; профессоров подвергают разбирательству за цитирование в аудитории литературных произведений; научного работнику увольняют за распространение отрецензированной коллегами академической статьи, а руководителей организаций увольняют порой всего лишь за неуклюжие ошибки». Господство монокультуры мысли обедняет цивилизацию – в этом видят основную опасность данного явления подписанты. Но есть и те кто глядит дальше. Кит Хэмптон, один из крупнейших политологов США, профессор Мичиганского университета, предполагает, что культура отмены приведёт в конечном счёте к крайней поляризации любых обществ и, как следствие, к серьезным социальным конфликтам в большинстве сегодняшних развитых стран. Если одна сторона будет контролировать и превалировать, а вторая – привыкать к молчанию, то напряженность будет неизбежно расти и приведёт в конечном счёте к взрыву.
В России с культурой отмены дела пока обстоит поспокойнее. Периодически наши небезразличные граждане тоже пытаются устраивать массовые преследования за те или иные выходки, но наши массы пока куда инертнее, а наши работодатели более безразличны к подобной скандалам с сотрудниками.
Вот, например,сеть ресторанов «Тануки» можно было ругать за некорректную рекламу, обижающую толстых.
А сеть электроники DNS – за ролик, в котором мужчина вывозит женщину в лес в багажнике и заставляет её копать могилу для носков, подаренных им на 23 февраля.
Но руководство компаний каждый раз мудро решало, что не бывает такой вещи, как плохая реклама.
Но это пастораль длится ровно до тех пор, пока человек никак не связан с представительствами крупных западных компаний.
Так, Регина Тодоренко моментально потеряла миллионные контракты с «Проктер энд Гэмбл» за неосторожный вопрос о жертвах домашнего насилия: «А что ты сделал для того, чтобы он тебя не бил?»Позднее Регина просила прощения у публики, безутешно рыдая, а потом перечислила кучу денег в фонды помощи жертвам такого насилия и сняла фильм о том, какое это ужасное явление.
6. Так что же делать?
Вообще, наверное, есть некий смысл в том, чтобы бороться с этой культурой на своем месте. Например, жестко её игнорируя. Говорить то, что думаешь (с оглядкой на УК), не пытаясь нравиться всем вокруг.
Как это делает, например, никогда ни за что не извиняющийся Канье Уэст – хулиган, домашний абьюзер, которого сегодня даже никто не пытается отменять, потому что это же Канье – что с него взять? Любые обвинения его только развлекают, а скандалами он питается.
Но в целом народ в массе не распознает дискриминацию, нетерпимость, расизм, шовинизм как нечто возмутительное. Все это воспринимается скорее как повод посмеяться.
Но со мной согласятся немногие. Потому что гыгыгы, это ж толстуха, а чо она так разъелась и прочее.
Где-то «несчастный» мундюк плачет, наверное. Тоже отмена, но по пикабувски.
Просто потому, что Дэнни любит обезьянок и считает их более милыми, чем котики.
Одно это уже показатель к увольнению.
«А ведь когда-то эти люди как-то назывались, дай бог памяти… женчуны. щинжены. жейнщийны?»
Когда у женщины климакс, она перестаёт быть женщиной? Джоан вроде бы сама не 19-летняя.
Вот, например,сеть ресторанов «Тануки» можно было ругать за некорректную рекламу, обижающую толстых.
За те же деньги нихрена не накормим.
Дэнни Бейкер может говорить что угодно, но постить обезьянку как ребенка Меган Маркл это зашквар. Я тоже могу Гитлера тиснуть на еврейском празднике и сказать, что как бы ни на что не намекаю, а если кому-то что-то кажется, то это его проблема. Есть же очевидные вещи, доступные для понимания каждому.
Сколько всего в мире то, оказывается.
Арни с дочкой Кетрин
Мерил Стрип и главное правило работы
Ответ на пост «Как в вашем городе с туалетами?»
В ноябре в горах Алматы установили 15 спасательных хижин для безопасности туристов. Пользователи в сети жалуются, что одна из хижин уже подверглась акту вандализма. Всему виной «отсутствие культуры», считают они.
В соцсетях появилось сообщение одного из пользователей о том, что в одной из недавно установленных в Алматы горных спасательных хижин посетители оставили мусор и уничтожили часть запасов, которые предназначались для выживания заплутавших туристов.
Прошло уже больше 20 лет
Пятничного Киану вам в ленту!
Дженнифер Энистон о современной киноиндустрии
Энистон в интервью честно призналась, что не успевает за всеми изменениями в индустрии и даже чувствует себя несколько старомодной из-за того, что не вписывается во все современные тренды.
Это уже не та индустрия, которая была раньше. Все уже не так гламурно. Постепенно речь начинает идти только о подписчиках в TikTok и Instagram, как будто мы сейчас нанимаем людей, основываясь на количестве подписчиков, а не на таланте. Я просто теряю связь. Я не из числа тех, кто думает: «Я хочу быть актуальной и заведу тикток»,
Навели порядок?
Хоть что-то хорошее
Робин Уильямс и Сара Мишель Геллар
Робин и Сара снимались вместе в сериале «Сумасшедшие», где играли отца и дочь.
Сальма Хайек и опасный дайвинг
Время летит слишком быстро…
Умерла Нина Ургант
Правда ли, что нос Большого сфинкса был отбит по приказу Наполеона?
Согласно распространённой легенде, знаменитое египетское сооружение лишилось носа по вине французского полководца. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Контекст. Вот что пишет в своих мемуарах известный советский дипломат Николай Канаев:
«Во время похода в Египет Наполеон посетил эти места. Долго всматривался в наполненное величием и гордостью лицо хранителя пирамид и ниспосланных богом фараонов и как бы защитника всей Африки. Неизвестно, какие ассоциации вызвало величие сфинкса у Наполеона, но он приказал навести на сфинкса пушку. Ядро попало в нос и отбило большую его часть. Голова осталась».
Хорошо известна история о Наполеоне и на западе. В 1995 году лидер афроамериканской радикальной организации «Нация ислама» Луис Фаррахан во время своего «Марша миллиона мужчин» заявил: «Превосходство белых стало причиной того, что Наполеон удалил Сфинксу нос, поскольку тот слишком напоминал вам [белым – Прим.авт.] о величии Чёрного человека». Такое же заявление появилось в 2020 году на популярной Фейсбук-странице African Diaspora.
Можно было бы привести ещё одну книжную цитату – на первый взгляд, профессиональную:
«Европейцы захватили Египет в конце XVIII века во время известной египетской экспедиции Наполеона. До этого Египет был под властью мамелюков. Приблизительно в это время, возможно, и началась «научная обработка» египетской истории. Хорошо известно, например, что орудийные батареи Наполеона прямой наводкой расстреливали из пушек знаменитого Сфинкса в Гизе и сильно повредили его лицо.
Спрашивается, зачем это было сделано? Может быть по невежеству простых французских солдат? Но ведь в войске Наполеона находился штат учёных-египтологов. Куда же они смотрели? Чем не понравилось им лицо Большого сфинкса и надписи на гробницах фараонов? А ведь именно с египетского похода Наполеона и началось бурное развитие европейской египтологии. Расшифровывают иероглифы, находят папирусы и прочее. И одновременно сбивают надписи с гробниц и расстреливают из орудий древние памятники».
Однако здесь есть очень важный момент, а именно, личность автора цитаты. Зовут его Анатолий Фоменко, и он – создатель печально известной «Новой хронологии», в которой изложен альтернативный взгляд на мировую историю, не имеющий ничего общего с реальностью. Поэтому обратимся к заключениям настоящих историков.
В 1798 году тогда ещё генерал Наполеон Бонапарт возглавил поход французской армии с целью завоевать Египет, превратить его во французскую колонию и подорвать господство Великобритании в Восточном Средиземноморье. Несмотря на ряд громких побед, в итоге французская армия вынуждена была отступить, а Наполеон бросил её и вернулся в Париж досрочно – после того, как понял, что итоговое поражение неминуемо. Тем не менее, поход имел и важное культурное значение, поскольку Бонапарт включил в свою экспедицию передовых учёных. В итоге в Европе многократно вырос интерес к древним цивилизациям Востока, а Розеттский камень, обнаруженный в ходе экспедиции, открыл возможность для расшифровки древнеегипетской письменности.
Что же случилось с одной из главных достопримечательностей Египта в дни пребывания там Наполеона? Факты говорят, что ничего особенного. Например, сохранились рисунки датского капитана Фридриха Нордена, сделанные в 1737 году и опубликованные 18 лет спустя в книге «Путешествие из Египта в Нубию»:
Как легко заметить, уже тогда, задолго до прибытия Наполеона, нос у Сфинкса отсутствовал практически полностью и с тех пор почти не изменился. Возможно, наполеоновские солдаты и тренировали на колоссальной фигуре свою меткость, однако без каких-либо заметных последствий для памятника.
Что же стало причиной утраты великим творением древности немаловажного элемента? Версии на этот счёт разнятся. Ещё в XV веке египетский арабский историк Абуль Аббас аль-Макризи обвинил в вандализме суфийского фанатика Мухаммеда Саима аль-Даха. Якобы в 1378 году, узнав, что египетские крестьяне до сих пор приносят подношения сфинксу в надежде на хорошей урожай, Саим аль-Дах пришёл в такую ярость, что отбил у гигантской фигуры нос. Суфий дорого заплатил за это – толпа местных жителей растерзала его.
Согласно немецкому исламоведу и историку Ульриху Харману, эту версию подтверждает ряд других значительных арабских учёных Средневековья. И как минимум в 1546 году об этом недостатке узнали европейцы – страну посетил французский натуралист Пьер Белон, который впоследствии сообщил, что сфинкс «уже не несёт на себе печати грации и красоты, которыми так восхищался [арабский учёный] Абдул-Латиф в 1200 году».
Некоторые авторы предполагают, что окончательно обезобразилось лицо Большого сфинкса после выстрелов со стороны мамлюков в XVIII веке. По ещё одной версии, сами египетские фараоны пытались таким образом прервать загробную жизнь своих предшественников, которая якобы зависела от цельности мумии или памятника.
Существует и естественнонаучная теория – некоторые учёные считают, что причиной всему стали ветер и резкие колебания температуры воздуха. Выходит, арабская пословица «Мир боится времени, а время боится пирамид» не распространяется на соседа и ровесника этих величественных сооружений.
Так или иначе, но к утрате сфинксом своего носа Наполеон Бонапарт, как мы убедились, отношения не имеет.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.