Как называли турков в древности
Турки – великие покорители стран и ценители кофе
Турки – яркий народ с богатой и интересной историей. Но если заглянуть в старинные источники, мы увидим, что прежде территорию Турции населяли совсем другие племена – армяне, греки, ассирийцы, евреи.
Но как же на этих землях появился совершенно новый народ с уникальной культурой? Ответить на этот вопрос нам может прошлое турок. История этого этноса полна завоеваний и войн, успешных изобретений и невероятных достижений в самых разных областях. Турки стали создателями могущественном империи, что не боялась бросать вызов поистине великим государствам-соперникам. Какой же он – турецкий народ: в древности и сегодня?
Со страниц прошлого
История турок как народа начинается со времён заселения Малой Азии сельджуками, что являлись потомками племён огузов. Значительная часть историков высказывает предположение, что огузские племена появились в Приаралье после смешения тюркских, сарматских и угорских этносов.
Изначально тюрки-огузы представляли собой малочисленные слабые общины, но постепенно их влияние возрастало, а сам народ занимал всё больше новых земель. Значительную роль в укреплении племён сыграло ослабление существовавших в то время государств Малой Азии. Успешно захватывая их, огузы создавали собственную державу.
Развитие державы турок
Упадок Римской империи стал новых этапом в развитии турецкой державы. Столицей государства стал Константинополь (сегодня это Стамбул) – город, что считался крайне ценным для ведения торговых дел.
Османская империя за несколько столетий превращается в одну из самых сильных держав мира. Её правители не боялись бросать вызов серьёзным противникам, какими были Россия и европейские страны.
Фаусто Зонаро «Мехмет ІІ въезжает в Константинополь»
Первая мировая война ознаменовала конец империи, однако это не значило ослабления Турции. Напротив, во главе народа стал Мустафа Кемаль, известный как Ататюрк.
Благодаря ему в государстве появилось светское обучение, были проведены необходимые преобразования в области законодательного права, свобод женщин и власти церкви. Сегодня для многих турок Мустафа Кемаль остаётся национальным героем, величайшим человеком своей страны. День его рождения является праздником в Турции.
Культура народа Турции
В наши дни Турция является многонациональной страной, однако турки и курды составляют этническое большинство. Сложности истории, постоянные войны, борьба и смешение этносов создали поистине уникальный турецкий характер.
Однако трудности не сделали турок грубее. Но нет – многие путешественники, посетившие Турцию, отмечают, что местные жители готовы бескорыстно помочь тому, кто нуждается в поддержке. Они гордятся своими культурой, историей, страной в целом, а потому знание нескольких фраз на турецком языке может впечатлить этот народ и вызвать неподдельное уважение к иностранцу.
Ахмет Зия Акбулут «Вход турецкой армии в Измир», 1922 год
Местонахождение: Музей Ататюрка и войны за независимость, Аныткабир, Турция ☪
Тот, кто хотя бы раз побывал в Турции, несомненно останется под впечатлением архитектуры этой страны. Возведение величественных зданий, мечетей турки действительно сумели превратить в особенное искусство.
Даже в наше время можно посетить развалины ликийского города, древнее строение, что, согласно преданию, появилось из горы. Высокого уровня развития достигла турецкая литература. Произведения постмодернистов Турции пользуются большой популярностью в Европе.
Турчанка, портрет в полный рост между 1880 и 1900 годами / © Абдуллах Бразерс
Местонахождение: Библиотека Конгресса печати и фотографии, Вашингтон, США
Традиционная одежда турок появилась во времена расцвета султанатов. Так сложилось, что лучшие наряды носили жёны султанов. Представительницам знатных семей не нужно было закрывать свои лица, однако рабыни были обязаны придерживаться таких требований.
В мужском костюме отдаются предпочтения вещам свободного кроя, украшенных яркими поясами и вышивкой. Несколько отличался наряд янычар, рубахи которых не имели рукавов, что обеспечивало свободу передвижений.
Турецкая девушка Elçin / © Andrew Czap / flickr.com
Турецкий национальный костюм
С XVIII века традиционная турецкая одежда начинает значительно изменяться. Сегодня большинство турок предпочитают европейский стиль, однако на национальных празднествах можно увидеть старинные костюмы. С 1925 года были введены реформы, касающиеся прав женщин.
С этого момента представительницам прекрасного пола в Турции не нужно закрывать свои лица, и они могут надевать любую одежду. От себя хочу заметить, что иностранкам следует помнить о границах дозволенного. Турки с неодобрением относятся к излишне откровенным нарядам и открытой одежде.
Современные турки / © Mstyslav Chernov / commons.wikimedia.org
Что касается национальной турецкой кухни, то она изобилует мясными блюдами, дополненными всевозможными специями. К угощению непременно подаётся кофе – без этого напитка турки не мыслят своей жизни. Крайне интересная особенность связана с турецкими супами. Народ считает, что это – не еда, а питьё, а его подают в специальных ёмкостях, из которых удобно пить угощение.
Турки – сложный и интересный народ. Так сложилось, что исторически они нередко выступали противниками многих племён и стран. Несмотря на столь воинственный характер предков, большинство современных турок отличаются миролюбивым и спокойным нравом. Тем не менее, столь неординарное прошлое отразилось в яркости их темперамента.
История Турции с древнейших времен до наших дней
Некогда сильнейшая империя евразийского континента, Турция в современной истории по-прежнему занимает достойное место среди ведущих стран региона. Развитая экономика, вторая по силе армия НАТО после США позволяют стране уверенно смотреть в будущее.
Анатолия
В эпоху неолита на территории Турции существовало несколько развитых культур, скорее всего этнически не однородных. Считается, что это следы деятельности народов, которые мигрировали в Европу через Балканский полуостров.
Поселения в Средиземноморье возникли около 7,5 тыс. лет назад, самое известное нашли на на юго-западе Турции в Чатал-Гуюк, которое считается древнейшим городом на Земле. Некоторые специалисты считают его, скорее, крупным поселением городского типа, поскольку там нет ни одного общественного здания. При раскопках в нем нашли следы высокой цивилизации в том числе керамику, статуэтки.
Для культуры эпохи раннего неолита характерны были круглые каменные дома, следы которых были найдены в Невалы-Чори, Ходжа-Чешме, Гебекли-Тепе. Керамика была еще неизвестна. В более поздний период начали строить прямоугольные дома (Ашиклы-Хююк, Джафер-Хююк), появились следы керамики, сначала научились делать статуэтки, позже посуду. Материальные свидетельства истории Турции с древнейших времен говорят о наличии высокоразвитой для того времени культуры.
Хеттское царство
Первой великой цивилизацией в Анатолии стало государство хеттов, которое возникло на рубеже 19-16-го веков до нашей эры. После распада родоплеменного строя, которому способствовало проникновение семитских торговых колоний, стали образовываться города-государства. Между ними развернулась борьба за политическую гегемонию, в которой победил город-государство Куссар, контролировавший обширную территорию. Позже историки назвали это политическое образование Хеттским царством.
Жители царства поклонялись богине солнца и богу дождя и шторма. У ашшурских (одно из семитских племен) купцов была заимствована письменность и язык.
Государство захватило Сирию, воевало с Египтом, где правил великий Рамсес II и противостояло вторжению «людей моря» с греческих островов. Однако после очередного большого нашествия древних греков страна вновь распалась на маленькие царства. Разрозненные города-государства легко захватил Кир, император Персии (550-530 гг. до н. э.).
Примерно в 330 году до н. э. Александр Великий завоевал Анатолию. После его смерти началась война между македонскими полководцами, делившими наследство своего царя. В итоге кельтские племена галатов легко захватили страну в 279 году до н. э, основав государство со столицей в Анкаре, которая первый раз в истории Турции стала политическим центром страны.
Византийская история
Вхождение в состав Римской империи принесли на территорию Турции спокойствие и относительное процветание, создав хорошие условия для развития экономики и торговли. После разделения в 4-м веке на восточную и западную часть, Византийская империя продолжила расширяться, вновь отвоевав Италию, Анатолию и Северную Африку.
Наибольший расцвет приходится на эпоху правления императора Константина в 324 году, который объединил страну и начал строительство новой столицы, великого древнего города, который назвали потом Константинополь.
К этому периоду относятся и набеги древнерусских племен на Константинополь, первый из которых состоялся в 860 году.
Сельджуки
С 9-10-го века среди тюркских племен Туркестана начал распространяться ислам. Их стали нанимать на службу арабские халифы, которые в награду часто выделяли им пограничные и пустующие земли. Одно из племен, сельджуки, населяли азиатские степи континента от Монголии до Каспийского моря.
Турки-сельджуки, названные в честь вождя одного из племен тюрок-огузов, начали планомерную экспансию на земли, принадлежавшие Византии. К 1050 году они захватили Афганистан, Центральную Персию и начали совершать военные походы на халифат Аббасидов, со столицей в Багдаде.
В 1071 году образовалось первое в истории Турции государство, которое создали прямые предки коренного населения страны. В этом же году сельджуки, охранявшие северные границы, разбили византийские войска возле озера Ван, на востоке Малой Азии.
Сельджукский римский султанат занимал большую часть Анатолии, столицей государства стал город Конья. В 1192 году он стал основой исламского государства, султан которого призвал мусульман на борьбу с христианской Византией.
Образование империи
Основатель величайшего в истории Турции государства, Осман получил в наследство небольшой удел на северо-западе страны на границе с Византией. В 1301 году он одержал победу над византийскими войсками и начал продвигаться вглубь Анатолии, христианское население которого бежало через Босфор на запад.
Османские войска захватили город Эфес, часть черноморского побережья и начало укрепляться в Малой Азии. Последующие завоевания были не столь большими, но позволили закрепиться и создать плацдарм для дальнейшей экспансии. В 1326-м, уже будучи старым, султан совершил свой последний военный поход, захватив город Бурса, в который его наследник Орхан перенес турецкую столицу.
В течение следующих десятилетий Византийская империя потеряла все свои территории в Малой Азии. В 1330 году была захвачена Никея, последний греческий христианский город. Следом турки захватили Никомедию, были расширены территории на черноморском побережье и присоединена северо-западная часть Малой Азии.
Султан Орхан (1326-1359) провел реформу, создав одну из сильнейших в истории Турции армий. Были организованы пехотные полки янычар, ранее в армии была только конница. Их набирали на завоеванных территориях, забирая маленьких детей из христианских семей. Пройдя обучение и воспитание в мусульманских традициях, они стали сильнейшей армией Европы.
Падение Константинополя
На востоке в 1399 году войска султана Баязета окружили Константинополь, осада которого длилась несколько лет. Население города было измучено болезнями и голодом, и последний осколок некогда могучей империи был готов сдаться. Но в это время с востока на Османскую империю подошли войска великого завоевателя Тамерлана. Баязет снял осаду и устремился на восток, где в 1402 году в битве при Анкаре потерпел жестокое поражение и сам был убит.
После долголетней борьбы за власть между сыновьями султана победил младший, который стал Мехмедом I, султаном Османской империи. Он и его наследники значительно расширили территорию страны, сумели вновь вернуть Боснию и Сербию, часть Албании. Они переселили в Европу множество тюркских племен.
Султан Мехмед II, когда ему было всего 23 года, осадил Константинополь, проявив недюжинный талант полководца. Он переправил во внутреннюю гавань часть флотилии по суше, в обход цепи, перегораживающей вход в бухту Золотой Рог. И корабли стали обстреливать византийские укрепления со стороны моря. 29 мая 1453 года турецкие войска ворвались в Константинополь, и через три дня флаг Турции развевался над городом.
Великолепный век
В 15-16-м веке страна продолжала расти, были захвачены значительные территории от Египта в Северной Африке до Венгрии в Европе и Сирии в Малой Азии. В истории Турции Османская империя этого периода достигла наибольшего размера. Государство успешно развивалась под квалифицированным управлением, большой доход приносил и контроль над торговыми путями из Азии в Европу.
Во времена правления Сулеймана Великолепного население Османской империи насчитывало более 15 миллионов человек. Турецкий флот контролировал Средиземное, Черное и Красное моря. По военной мощи и политическому влиянию страна стала одним из сильнейших европейских государств.
В 16-м веке начались русско-турецкие войны, продолжавшиеся около 200 лет, орды Крымского ханства, турецкого вассала, постоянно совершали набеги на российские земли, а в 1571-м крымский хан Гирей сжег Москву.
Крушение империи
Начиная с 18-19-го века в истории Турции начался длительный период кризиса, после нескольких чувствительных военных поражений территория Османской империи значительно уменьшилась. К России отошли Бессарабия, а Босния и Герцеговина к Австро-Венгрии. Усилилось давление европейских государств, связанное с положением христианских народов Турции.
Поражения продолжились, и в начале 20-го века, после разгрома Италией, к последней отошла Ливия. Коалиция бывших турецких колоний объявила войну Османской империи, и их войска были остановлены только на подступах к Стамбулу. По мирному договору, заключенному по итогам войны, у Турции осталась только небольшая территория вокруг столицы.
С 1913 года власть в стране захватили младотурки, которые, фактически, поставили ее под контроль Германии.
Первая мировая
С началом Первой мировой войны Турция открыла боевые действия в Закавказье и Персии против России. Русская армия освободила ряд армянских территорий, заняла города Эрзурум, Трапезунд и Битлис. В течение 1916-1918 годов боевые действия практически не велись. После революции в России, Закавказье захватили турки, а потом войска Антанты.
Одной из успешных военных операций в истории страны Турции стало отражение попытки захвата Дарданелльского пролива англо-французским десантом, в котором также участвовали войска из Индии, Новой Зеландии и многих других стран.
Война за независимость
После поражения в войне началась оккупация страны войсками Антанты, основной ударной силой которой была греческая армия. В стране сразу начали действовать партизанские отряды и создаваться общества защиты прав. Общенациональную организацию возглавил Мустафа Кемаль, она фактически стала альтернативой правительству.
Кемалисты возглавили войну за независимость Турции и к 1922 году полностью освободили страну. Лозаннским мирным договором были признаны новые границы.
По результатам войны был ликвидировал султанат, 29 октября 1923 года провозгласили Турецкую республику, ставшую светским государством. Новым флагом Турции стало красное полотнище с белыми звездой и полумесяцем. Мустафа Кемаль был избран президентом под именем «Ататюрк» (отец турок).
Вторая мировая
23 марта 1945 года правительство республики присоединилось к антигитлеровской коалиции и объявило войну Германии и Японии. Так Турция во Второй мировой войне стала страной-победительницей.
Современность
В послевоенное время США оказали помощь Турции в организации современной военной инфраструктуры, страна получила в 1948—1959 годах не менее 2.9 миллиарда долларов. В 1952 году она вступила в НАТО, а в 1953-м приняла участие в Корейской войне, направив туда бригаду.
С 1960 по 1983 год Турция пережила несколько военных переворотов, генералы после наведения «порядка» всегда отдавали власть гражданской администрации. Так, пришедшие к власти в 1980 году генералы провели репрессии против радикалов от исламистов до коммунистов, сбили инфляцию и обеспечили увеличение экспорта. В 1983 году они передали власть вновь избранному парламенту. Армия в новой истории Турции являлась гарантом стабильности и светского характера государства.
В 1974 году Турция ввела войска на северный Кипр под предлогом защиты турецкого населения острова.
15 июня 2016 года была предпринята очередная в истории Турции попытка военного переворота, которая была успешно подавлена президентом Реджепом Эрдоганом. Последствием этого стало также проведение 16 апреля 2017 года референдума по внесению поправок в Конституцию, в результате были расширены полномочия президента, отменен пост премьер-министра и реформирована судебная система.
Как появились турки
История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.
В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.
Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.
Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.
Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.
Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.
Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.
Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.
Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.
Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.
По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.
На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.
Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.
Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.
На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.
После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.
Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.
Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.