World life balance что
Work-life balance для самых маленьких
Как не выгореть на работе, откуда брать энергию и почему «лень» — токсичное понятие? Рассказывает Senior Software Developer Павел Богданов.
Кадр: фильм «Прогулка»
В Twitter @chocolazer_boom — Senior Software Developer в стартапе в сфере недвижимости. Пишет на Java. Родился в Санкт-Петербурге, недавно переехал в Финляндию. Любит кино и домашних животных.
На постсоветском пространстве принято считать, что успеха можно достичь только долгим и упорным трудом. При этом любой спад активности воспринимается как нечто негативное — в ход идут ярлыки вроде «лентяй», «бездельник» или «пофигист». На мой взгляд, подобные стереотипы особенно часто встречаются у старшего поколения.
За несколько лет работы в IT я не раз сталкивался с выгоранием и научился по-своему с ним бороться и даже избегать его. Поэтому поделюсь своим рецептом жизненного баланса.
Лени не существует, но есть ресурсы, которые иногда заканчиваются
Концепт лени — токсичен. Он учитывает лишь достижения, которые дались потом и кровью. Действительно, когда-то за пищу, тепло и крышу над головой приходилось бороться, но эти времена прошли (в большинстве развитых стран). Мы можем жить, отдыхать и работать в своё удовольствие.
На самом деле никакой лени не существует — есть ресурсы и баланс между их тратой и накоплением. Ресурсы ограничены, и их нужно периодически восполнять. Иначе падает настроение, исчезает радость от привычных вещей, мы начинаем злиться и срываемся на близких, возникает то самое ощущение экзистенциальной пустоты. Если узнали себя, значит, какой-то из ваших ресурсов не восполняется.
У каждого человека разный набор ресурсов, они могут появляться и исчезать в определённые периоды жизни. Вот несколько основных:
Самореализация. Чтобы реализоваться, кто-то рисует картины или сочиняет стихи, другой пишет код, а третий пытается заработать миллион или купить квартиру.
Обучение. Оно может быть частью самореализации или отдельным ресурсом. Это потребность познавать мир и развиваться. Чтобы удовлетворить потребность в обучении, я, например, изучаю языки, читаю профессиональную литературу и прохожу курсы по программированию.
Социализация. Большинство из нас хочет быть частью общества, разделять его культуру и соблюдать общепринятые нормы. Мы восполняем этот ресурс, когда проводим время с друзьями, родственниками и коллегами.
Работа. Этот ресурс формируют карьерные достижения и чувство удовлетворения от сделанного.
Отношения со своим телом. От того, как мы относимся к своему телу, зависит наша продуктивность и общее эмоциональное состояние. Кто-то каждый день бегает или ходит в зал, другим хватает зарядки дома пару раз в неделю, а есть и те, кто доволен своим телом и ничего не хочет менять.
Это не все виды ресурсов, их набор зависит от характера и интересов конкретного человека. Большую часть потребностей можно удовлетворить с помощью отдыха — это довольно широкое понятие, и, как правило, оно означает смену деятельности. Я, например, предпочитаю смотреть фильмы с женой, ездить по новым интересным местам, общаться с друзьями.
Концепция «ресурсных стаканов»
Ресурсы проще всего представить в виде набора стаканов, по которым, как воду, распределяют энергию. Объём стаканов зависит от того, сколько энергии нужно человеку, чтобы удовлетворять свои потребности — работать, учиться, заниматься семьёй или хобби. Чем меньше объём стаканов, тем проще удовлетворить соответствующие потребности.
Если систематически не наполнять какие-то стаканы или наполнять только один, а другие игнорировать — ресурсы будут истощаться. Например, в шесть-семь лет у ребёнка появляется новый стакан — учёба. Родители хотят, чтобы их дети тратили всё время и энергию на школу и домашние задания. Но в этом возрасте ребёнок ещё не осознаёт важность учёбы.
Если ребёнка стараются заинтересовать и помогают ему выстроить баланс, то со временем он будет наливать в стакан учёбы больше энергии. Но обычно детей просто заставляют учиться, а они вместо этого прогуливают уроки и играют в компьютерные игры. Потом их называют ленивыми и глупыми, но дело совершенно не в лени — это первые неосознанные попытки выстроить баланс. Ребёнок предпочитает заниматься тем, что даёт ему энергию, а остальное — отвергает.
Важно руководствоваться принципом стаканов в работе, учёбе, личной жизни и других сферах. Чем раньше вы начнёте понимать свои потребности, тем раньше начнёте жить, а не преодолевать препятствия.
Как достичь того самого баланса
Все стаканчики связаны друг с другом. Когда вы восполняете один ресурс, появляется дополнительная энергия, которую можно тратить на другие потребности. Это и есть баланс. Чтобы не выгореть и не впасть в депрессию, нужно пополнять все стаканчики, а не только те несколько, которые кажутся приоритетными.
Многие не умеют выстраивать баланс ресурсов и всё свободное время отдают работе. Но переработки превращают жизнь в замкнутый круг. Человек забывает о других сферах жизни, не накапливает достаточно энергии для работы и становится малопродуктивным. А чтобы компенсировать низкую продуктивность… снова работает сверхурочно.
Важно уметь вовремя останавливаться. Если у вас восьмичасовой рабочий день, то к началу девятого часа просто вставайте из-за рабочего стола и идите заниматься другими делами. Сначала это покажется трудным или даже невозможным: ведь «дедлайны горят», «на работе завал» или <вставьте сюда свою причину работать больше восьми часов>. И тем не менее соблюдать строгий график необходимо.
Недавно большую часть энергии я тратил на переезд в Финляндию, уделял много времени поиску вакансий и подготовке к собеседованиям. Это частично влияло на качество текущей работы, но я вовремя понял, что нужно заботиться о будущем, и расставил приоритеты.
После переезда стакан «релокация» исчерпал себя. Я начал испытывать стресс в новой среде и решил вкладывать больше сил в изучение языка — теперь эти занятия приносят мне не только пользу, но и удовольствие. Возможно, увлечение продлится недолго, но сейчас я получаю от него самую большую отдачу. А вкладывать энергию в изучение новых технологий сейчас не готов — я просто не смогу вместить всё в своё расписание.
Очертите временные границы, которые нельзя пересекать даже под дулом пистолета. Например, работаете восемь часов в сутки пять дней в неделю, учитесь четыре часа в неделю, а остальное время посвящаете хобби и семье. Идеально построить график ещё детальнее и обозначить временные рамки для хобби и отдыха. Любой перекос вреден: если слишком много работать — можно выгореть, а если всё время отдыхать — возникнет ощущение, что жизнь проходит мимо вас.
Вот несколько советов, которые помогут тем, кто постоянно перерабатывает:
Как восстановить энергию и открыть новый ресурс, когда совсем нет сил
Если вы постоянно чувствуете усталость, злость и бессилие, вы не плохой человек — скорее всего, ваша энергия на нуле. Это то самое выгорание, когда невозможно заставить себя сделать хоть что-то — даже заварить чай.
Чтобы не выгореть, придерживайтесь нескольких правил:
Бывают ситуации когда в условиях ограниченности энергии нам необходимо открыть новый ресурс. В этом может хорошо помочь правило 10 минут: попробуйте регулярно уделять новому занятию всего 10 минут в день. Если процесс не идёт, остановитесь, попейте чаю, посмотрите сериал и попробуйте снова.
10 минут, как правило, перетекают в 20–30 минут, а затем и в час. Ведь, как говорят, самое сложное — начать. Но когда нет внешнего давления, начать всё же проще. Я использовал это правило и в 90% случаев доводил начатое до конца.
Почему баланс между работой и жизнью — это не тренд, а потребность
Вместе с компанией Honor расскажем о балансе между работой и жизнью и подскажем несколько лайфхаков, которые позволят сохранять продуктивность и не забыть об отдыхе.
Баланс между работой и жизнью: что это?
Первое, что нужно понять, мы говорим не о современном тренде, а концепции, позволяющей жить здоровой и размеренной жизнью. Выражение work-life balance появилось в конце XX века, а именно, в 70−80-е годы. Большинство словарей объясняют эту концепцию, как баланс между работой и временем, отведенным на другие аспекты жизни: хобби, семья и многое другое.
Ключевое слово здесь — баланс. Именно его большинству людей не хватает для нормальной жизни.
Почему это стало важно?
Мир стремительно изменяется, внося коррективы в жизнь каждого. Так, работа каждого из нас усложняется, становится более разнообразной, требующей большего количества умений, времени и сил. Переход на удаленку должен был упростить жизнь: нет необходимости тратить время на дорогу, появилась возможность работать в уютной одежде и в любимом месте. Однако работа из дома только доказала, что work-life balance — это действительно важно.
Здоровье физическое
Недосыпы из-за переработок, стресс из-за постоянной нагрузки и многое другое — все это быстро сказывается на нашем физическом состоянии: общая усталость, проблемы с сердцем и сосудами. Да и просто сбитый режим питания и отсутствие спорта в жизни.
Здоровье психическое
Даже самая любимая работа связана со стрессом: горящие дедлайны, срывы коллег, невероятные объемы работы. Нервное напряжение, накопленное за день, за неделю, а потом и за месяц, выливается в нервные срывы без повода. Да и в целом чрезмерный неоправданный трудоголизм превращает жизнь в большой День сурка. У человека пропадает желание заниматься любимым хобби, путешествовать и делать что-либо вообще.
Впервые термин «многозадачность» был использован в 1965 году, как описывающий возможности компьютеров IBM System/360. Позднее этот термин стал применим и к человеку.
Еще одно явление, пагубно влияющее на продуктивность, — многозадачность. Удивлены? Сейчас объясним. Да, этот пункт часто можно встретить в описании вакансий наряду со стрессоустойчивостью. Но хорошего в таком скилле не так уж и много. Человеческий мозг неспособен к одновременной равноценной работе над несколькими делами.
Одно из американских исследований доказало, что с многозадачностью способны справиться только 2,5% людей на земле.
Ученые склонны считать, что при необходимости выполнить несколько задач одновременно, человеческий мозг находит «узкое место», где нужно выбрать, какая из задач приоритетнее. И хоть смена вида деятельности кажется процессом простым и быстрым, это не так. Даже десятые доли секунды, потраченные на смену объекта внимания, могут снизить производительность на 40%, если переключаться слишком часто. Отсюда тотальная потеря концентрации и ошибки.
Сохранять равновесие между эффективностью и многозадачностью могут только компьютеры. Honor MagicBook View 14 оснащен 16 Гб двухканальной оперативной памяти LPDDR4, которые позволяют устройству эффективно работать над несколькими процессами одновременно. Скроллить интернет-страницы, смотреть видео в высоком разрешении и работать с тяжелыми документами? Легко.
Как научиться балансировать между работой и жизнью
Прежде всего нужно понять две вещи, касающиеся баланса:
Все люди индивидуальны. И распределение приоритетов в жизни у всех тоже разное и непостоянное. Просто иногда нужно обращаться самому к себе с вопросом: а что мне нужно именно сейчас?
Пока вы задаетесь вопросом, правильно ли вы расставили приоритеты в жизни, мы подготовили небольшой чек-лист, который поможет не сойти с ума от бесконечной работы.
Разграничьте территорию
При переходе на удаленку для многих дом стал многофункциональным центром, где рабочее место может быть везде. Это удобно, но не очень правильно. На фоне общей рабочей усталости рискуете возненавидеть каждый уголок своей квартиры. Найдите место, где вы можете только отдыхать, а где только работать.
Выключайте устройства
Гаджеты во многом помогают нам, но отдыхать тоже нужно. Выделите себе хотя бы один выходной, когда сможете выключить звук на телефоне, не заходить в интернет, не смотреть телевизор. Дайте мозгу отдохнуть.
Работайте по таймингу
Когда вы ездили в офис, вы начинали работать в 10:00 (условно), шли обедать в 15:00 и уходили в 19:30. Так что же мешает вам делать так дома? Не стремитесь проверить почту и рабочие чаты, едва откроете глаза. Позавтракайте. Идете обедать? Отложите ноутбук и отведите себе хотя бы минут 40 для нормального приема пищи. Официальный рабочий день закончился? Прогуляйтесь, посмотрите фильм или займитесь любимым делом. Не пытайтесь сделать все за один вечер.
Honor MagicBook View 14 создан не только для работы, но и для отдыха. Матрица с разрешением 2.5К, частота обновления 90 Гц и 100% охват sRGB позволят не только смотреть фильмы, но и комфортно заниматься творчеством.
Визуализируйте свое состояние
Скорей всего вы слышали о колесе баланса. Это метод, разработанный американским бизнесменом и коучем Полом Майером, позволяет оценить состояние жизни прямо сейчас. Это круг, разделенный на сектора, как правило, на восемь: карьера, семья, друзья, здоровье, хобби, деньги, отдых, саморазвитие. Ваша задача — определить положение дел в каждой сфере по шкале от 0 (в центре) до 10 (на окружности).
Значения от 0 до 3 — тревожные, 4−7 — требуют внимания, 8−10 — близки к идеалу. Затем нужно заштриховать полученные сектора, чтобы визуализировать ситуацию. «Проседающие» сферы — то, над чем нужно поработать.
Расставляйте приоритеты
У всех бывают моменты, когда задачи сыпятся одна за другой, и абсолютно нет понимания, за что хвататься. Это нормально. Вдохните. Выдохните. Отвлекитесь от работы минут на пять и составьте план задач, расставив их по приоритетности и скорости выполнения (можете ли вы выполнить задачу сразу или понадобится несколько дней).
Помогите себе
Ноутбук, смартфон и другие гаджеты созданы не только для работы, но и для поддержания того самого баланса между работой и жизнью. Разработчики придумали кучу приложений, который снимут с вас хоть какую-то нагрузку и помогут расслабиться. Вот несколько примеров:
Современный ноутбук должен быть не только рабочей лошадкой, но и удобным гаджетом для развлечений. Honor представила производительный ультрабук MagicBook View 14, который как раз подходит под это описание. Внешне — это стильное устройство из алюминия, весом 1,48 кг и толщиной 14,5 мм. Внутри — оптимальная начинка для решения большинства задач: процессор Intel Core 11-го поколения, 16 Гб оперативной памяти и встроенная графика Intel Iris. Доказывает качество ноутбука отметка Intel Evo. Первая для устройств компании.
От work-life balance до заботы об окружающей среде: как понять, что вы работаете в прогрессивной компании
Современные работодатели ценят в сотрудниках стратегическое мышление и умение работать в команде, а взамен предлагают курсы и тренинги, развитие лидерских качеств и другие бонусы. Что еще отличает потенциального работодателя мечты? Вместе с Росбанком мы подготовили чек-лист — он поможет понять, насколько ваша компания прогрессивна.
Компания помогает сотрудникам поддерживать work-life balance
Баланс между работой и личной жизнью сложно переоценить: постоянные переработки приводят к бесконечному стрессу и выгоранию. Современные компании заботятся о благополучии своих сотрудников: оборудуют офисы креативными зонами отдыха, устраивают занятия йогой и ценят личное время работников. Например, политика компании Slack сводится к простому work hard and go home, что предполагает максимальную продуктивность в рабочее время и отсутствие переработок. Сегодня, в условиях удаленной работы, поиск баланса между личным и рабочим временем стал еще более актуален. Прогрессивные компании понимают это и помогают сотрудникам адаптироваться к новому формату.
Жесткой дисциплине компания предпочитает гибкий подход
Завет Стива Джобса «работать не 12 часов, а головой» сегодня используют компании по всему миру: жесткой пятидневке они всё чаще предпочитают более гибкое расписание. Например, новозеландская страховая компания Perpetual Guardian ввела четырехдневную рабочую неделю и повысила мотивацию сотрудников на 24%. А Microsoft Japan с помощью такого же эксперимента увеличила производительность на 40%. В России некоторые компании после пандемии тоже начали развиваться в этом направлении и давать сотрудникам больше свободы.
К примеру, в Росбанке сотрудники могут сами выбирать формат работы — гибридный (чередовать работу в офисе и дома) или полностью дистанционный.
Ценности компании совпадают с идеалами сотрудников
Очевидно, что работа — это гораздо больше, чем просто часы, проведенные в офисе. Чтобы чувствовать удовлетворение от того, что вы делаете, важно, чтобы ваше мировоззрение совпадало с ценностями компании. Если компания производит продукт, который вам искренне нравится, или развивает благотворительные программы, частью которых вам хочется быть, будьте уверены — вы на своем месте.
Громким лозунгам компания предпочитает реальные действия
Помните пьесу Генрика Ибсена «Враг народа»? Ее главный герой обнаружил, что в лечебные воды городского курорта попадают отходы из канализации, из-за чего туристы вместо выздоровления получают букет тяжелых заболеваний. Если компания бесконечно рассказывает об устойчивом развитии и экологичных решениях, а сама выливает содержимое поддона от кофемашины за окно, это повод задуматься, стоит ли быть ее частью.
Мотивация сотрудников — не только зарплата и ДМС, но и осознание ценности своей работы
Очевидно, что деньги мотивируют, но не только они. Вместе с хорошими финансовыми условиями современные работодатели предлагают сотрудникам возможности роста и признания их заслуг, дружелюбную среду, а также понятную общую цель и работу с продуктом, который не только нравится вам, но и приносит пользу людям. Когда вы окружены людьми, разделяющими ваши ценности, осознание себя и своей полезности происходит намного быстрее.
Хорошая компания социально ответственна
Современные компании мыслят глобально: они не только развивают корпоративную культуру, но и поддерживают более широкие инициативы. Например, всероссийская программа Росбанка «Начни иначе» помогает организациям и социальным предпринимателям, которые улучшают жизнь людей с инвалидностью, решать финансовые проблемы. Победители конкурса получают гранты и помощь экспертов в создании финансово устойчивой бизнес-модели. Программа ежегодная, и подать заявку на участие в ней может каждый.
А еще заботится об окружающей среде
Борьба с изменением климата и забота об окружающей среде из года в год входят в список главных целей ООН. Об устойчивом развитии задумываются и ответственные работодатели. В небольших компаниях это могут быть и небольшие шаги: например, руководство организует сбор бумаги для переработки или дарит сотрудникам многоразовые кружки для кофе, чтобы те могли отказаться от одноразовых.
Право голоса есть у каждого сотрудника
Корпоративная культура прогрессивных компаний предполагает, что любой сотрудник не боится высказать свое мнение и может подвергнуть сомнению и здравой критике любое решение руководства. Построение горизонтальной системы управления компанией помогает сделать сотрудников более вовлеченными, оптимизировать бизнес-процессы и, как следствие, улучшить финансовые показатели организации.
Компания заинтересована в личностном и профессиональном росте сотрудников
Современные компании поощряют развитие своих сотрудников. Для этого они готовы инвестировать время и деньги в их обучение. Причем образовательные программы могут быть не только внешними (вроде курсов программирования и занятий английским), но и внутренними. Например, в Google придумали программу, в рамках которой занятия ведут менторы из числа сотрудников — такое обучение, по оценкам компании, лучше и эффективнее, чем с помощью сторонних коучей.
Компания мотивирует сотрудников участвовать в общественной жизни (даже за пределами компании)
Корпоративная культура сегодня предполагает не только участие в жизни компании, но и активную социальную позицию. Например, существуют программы корпоративного волонтерства: сотрудники проводят благотворительные консультации для некоммерческих организаций, социальных предпринимателей, школьников и воспитанников социально-реабилитационных центров, реализуют экологические инициативы и помогают бездомным животным.
«Потом» никогда не наступит: work-life balance как опасный миф
Британский предприниматель Роб Мур объясняет, почему разделять жизнь на будни и выходные, труд и отпуск, работу и пенсию больше не имеет смысла
Управлению временем и поиску баланса между трудовым бременем и заслуженным отдыхом посвящено множество книг, лекций и статей. Английский предприниматель, миллионер Роб Мур считает, что все это — очень вредные мифы, которые мешают людям наслаждаться жизнью во всей ее полноте, заставляют откладывать на потом то, что действительно приносит удовольствие. И это «потом» может не наступить никогда. В своей книге «Принцип рычага» Роб Мур объясняет, как прекратить бесславные поиски «золотых середин» и начать жить. «Идеономика» публикует отрывок из книги, которая выходит в издательстве МИФ.
Нелепое заблуждение, принимаемое большинством людей как вполне разумное, —это идея о некоем балансе между работой и личной жизнью. Как можно говорить о каком-то «балансе», когда вы проводите более трети отпущенных вам лет — у кого-то на это уходит полвека, — работая и откладывая счастье и свободу на самый конец жизни, которого у вас может и не быть и который уж точно окажется не таким продолжительным, как ваши трудовые годы?
Получается, что вы работаете больше, чем спите! Получается, что вы работаете больше, чем развлекаетесь, исследуете новое, творите, общаетесь, учитесь и любите, даже если сложить всё это вместе. И где тут баланс?
Общество навязывает вам такой график: работать — в будни, отдыхать — в выходные. Корпорация навязывает вам трудовой день с 8:00 утра до 9:00 вечера. Капитализм навязывает вам необходимость работать, чтобы зарабатывать. Государство навязывает вам труд сейчас и в течение всего месяца за зарплату, которую вы получите в конце месяца за вычетом всех налогов и страховки. Но должны ли вы на самом деле жить по правилам, навязанным вам другими людьми или системами?
Маятник движется из одной крайней точки через центр к другой крайней точке. В центре он находится очень недолго. Бóльшую часть времени он мчится от одного экстремума к другому и очень быстро пролетает среднюю точку. Так же выглядит «баланс» между работой и личной жизнью. В той части, куда направлено внимание, появляются результаты, но в это время вы отворачиваетесь от другой части, и там всё приходит в упадок. Глупо думать, что маятник когда-нибудь остановится в равновесном положении. Он всё время будет качаться, иногда оказываясь на стороне работы — и тогда у вас станут появляться деньги, начнет продвигаться карьера, но дома про вас забудут, — иногда же перемещаясь на ту сторону, где у вас всё хорошо с семьей и личной свободой, но плохо с рабочими и финансовыми перспективами. Так работает время, так устроены жизнь и внимание: равновесия достигнуть невозможно, всегда приходится выбирать из двух крайностей, таких как «сосредоточиться на чем-то — или забыть о нем», «развивать — или забросить», «взять верх — или стать жертвой».
Люди, которые управляют своим временем и контролируют свою жизнь, нарушают эти правила и создают свои собственные. Они знают другой, лучший способ действовать. Вы когда-нибудь слышали, чтобы успешный человек рассуждал про баланс между работой и личной жизнью? Нет? Такие люди никогда не жалуются на необходимость работать, потому что они либо любят свою работу, либо не любят, но видят перспективы и потому легко преодолевают сиюминутные неудобства. Они умеют следовать за движением маятника.
Вот некоторые способы избавиться от постоянного чувства, будто вам не хватает «баланса» между работой и личной жизнью.
Не разделяйте работу и личную жизнь. Работа — это тоже жизнь, а жизнь — тоже работа, всё едино. Жизнь не останавливается, когда вы приходите в офис, а работа не кончается, когда вы решаете уделить время «личной жизни». Иногда на работе вам случается заниматься интересными вещами, которые вам нравятся и позволяют почувствовать себя значимым и целеустремленным. Иногда, когда вы занимаетесь даже самыми любимыми делами, вам приходится выполнять что-то не очень приятное, что-то болезненное и унизительное. Нельзя игнорировать эти эмоциональные крайности, так что глупо думать, будто любая работа мучительна, а то, что ею не является, всегда в радость. Следуйте за маятником, концентрируйтесь на одной поставленной задаче и выполняйте ее наилучшим образом, насколько позволяют ваши возможности.
Чтобы значительную часть времени чувствовать себя счастливым и свободным человеком, контролирующим собственную жизнь, вы должны выбрать профессию, которая станет вашей страстью, которая будет ощущаться как призвание и даже как развлечение. В этом случае вам не придется разносить работу и личную жизнь на разные полюса. Объедините их настолько, насколько возможно. Наслаждайтесь работой, когда вы дома, ездите в командировки как в отпуск. Вместо того чтобы ждать одной большой пенсии в конце жизни, устраивайте себе «мини-пенсии» круглый год. Вместо того чтобы думать, что на работе вы устаете, а в отпуске —расслабляетесь, будьте мобильным всегда, соедините путешествия, труд и личную жизнь.
Имейте четкое представление обо всей своей жизни и о том, чего вы от нее хотите. Найдите что-то, чем вы будете одержимы, что-то, чем вы не можете не заниматься, что даст вам чувство цели и уважения к себе, что-то, важное для других людей. Если дело не отвечает этим требованиям — бросьте его. Не стремитесь делать всё для всех. Отказывайтесь от лишнего. Позвольте себе крайности: станьте человеком, крайне сосредоточенным на своей цели и крайне рассеянно смотрящим на всё остальное. Работа перестает восприниматься как работа, когда вы делаете что-то, что вы, по вашей уверенности, должны делать, что обещает деньги и имеет значение для людей. Работа перестает быть таковой, когда вашей профессией становится по-настоящему интересное вам дело.
Отказывайтесь от всех вещей, не представляющих для вас важности. Когда вы бросаете дело, это называют слабостью. Отказавшись же от достойной цели, которой вы почти достигли, вы почувствуете кратковременное облегчение, но впоследствии пожалеете о принятом решении. Действительно, когда вы отказываетесь от чего-то на ранней стадии, столкнувшись с первыми проблемами, — это зачастую свидетельствует о слабости. Это может говорить о недостатке видения и долгосрочной перспективы. Браться за дело снова, и снова, и сно-ва — гарантированный способ ничего не добиться и потратить массу времени.
Но иногда желание остановиться указывает на то, что данное занятие на самом деле для вас не так уж и важно. Зачем продолжать делать что-то просто потому, что отказ будет казаться слабостью, или потому, что вы почти достигли цели (которая ничего для вас не значит)?
Я решил учиться на архитектора и уже через две недели понял, что это не то, чем я хочу заниматься. Следующие 154 недели я продолжал ходить, потому что не хотел, чтобы абсолютно незнакомые мне люди говорили бы за моей спиной, что я сдался. Они даже не знали меня, так почему мне было важно их мнение? Это очень странно. Я поступил глупо, не остановившись вовремя. Неполные три года стоили мне без малого шести лет упущенных возможностей, которые, вполне вероятно, привели бы меня к чему-то значительному.
Отходите в сторону и говорите «нет». Не делайте чего-то или не становитесь кем-то просто потому, что другие люди ждут от вас этого. Давление общества утомительно и непоследовательно. Освобождайте себя от неважных вещей, которые не связаны с вашим видением и ценностями. Оставьте их другим людям (кому-то это может нравиться и вполне удаваться). Отойдите в сторону. Отпустите их, пусть летят. И не вздумайте контролировать то, что они делают. Вы почувствуете себя свободным, когда станете отказываться от лишних дел, признаете, что не умеете всего, и вложите освободившееся время, энергию и страсть в нечто значимое, что будет важно для вас и для тех, кого вы любите и кому стремитесь принести пользу. Что бы вы ни говорили и ни делали, люди всё равно вас осудят, так что говорите и делайте всё, что считаете правильным, не забывая, впрочем, про такт и скромность.
Читайте подробнее о книге «Принцип рычага» в базе «Идеономики».
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.