X window system что это

Заметки настырного пользователя

cat: /dev/reallife: No such device or address

среда, 10 ноября 2010 г.

Система X Window знает, что внутри нашего компьютера есть много разных программ, которые не умеют рисовать, у них нет карандаша, но они умеют командовать (это знакомые нам Gimp, OpenOffice, текстовый редактор). Такие программы называются Х-клиентами. Им всем нужно, чтобы кто-то нарисовал на экране то, что они хотят. Кроме них, существует программа Х-сервер, которая сидит с карандашом, умеет рисовать и умеет общаться с мышкой, клавиатурой, монитором по своим, серверным правилам. Если бы не система X Window, то Х-клиенты бестолково бегали бы по компьютеру и раз за разом требовали нарисовать прямую линию или прямоугольник, а Х-сервер сидел бы в углу с карандашом и периодически обменивался замечаниями с мышкой и клавиатурой.
Но система X Window научила их разговаривать по определенным правилам (прежде чем что-то потребовать, они должны сказать «пожалуйста», а в конце предложения поставить точку). И теперь Х-клиенты говорят: «Пожалуйста, нарисуй прямоугольник по таким-то координатам», Х-сервер рисует и отвечает: «Пользователь нажал на кнопку ОК, пожалуйста, отобрази ему нужную информацию». Эти правила, по которым общаются клиенты и сервер, называются протоколом X Window.

Х-протокол.
Х-протокол довольно прост и поддерживает четыре типа сообщений между клиентом и сервером:
Запрос – клиент требует нарисовать что-либо в окне или запрашивает у сервера информацию;
Ответ – сервер отвечает на запрос;
Событие – сервер сообщает клиенту о событии (например, о нажатии клавиши пользователем);
Ошибка – сервер сообщает об ошибке.
Также нужно отметить, что протокол использует ассинхронный метод обмена данными, то есть, ни Х-клиент, ни Х-сервер при обмене сообщениями не должны ожидать подтверждения запрошенной операции, что увеличивает быстродействие.

Хорошо, с клиент-серверной моделью и Х-протоколом все понятно, идем дальше. Что еще особенного есть в системе X Window?

X window system что это. %25D0%25A0%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2583%25D1%2580%25D1%2581%25D1%258B+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F. X window system что это фото. X window system что это-%25D0%25A0%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2583%25D1%2580%25D1%2581%25D1%258B+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F. картинка X window system что это. картинка %25D0%25A0%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2583%25D1%2580%25D1%2581%25D1%258B+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F

X window system что это. %25D0%25A1%25D1%2585%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B01. X window system что это фото. X window system что это-%25D0%25A1%25D1%2585%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B01. картинка X window system что это. картинка %25D0%25A1%25D1%2585%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B01

В конце теоретической части хотелось бы остановиться на еще одном пункте: не надо путать Менеджер оконных приложений (менеджер окон) с графической средой рабочего стола (KDE, GNOME, LXDE). Среда рабочего стола включает в себя Менеджер окон. Менеджер окон отвечает за наши приложения: занимается отрисовкой перемещения окон, изменением размеров, внешним видом. А среда рабочего стола отвечает за весь наш рабочий стол:)

В следующей, практической части, я планирую рассмотреть различные среды рабочего стола и менеджеры окон, поиграться с внешним видом экрана и выбрать наиболее удобное и приятное для меня оформление.

Источник

X Window System

Обратите внимание на то, что все заглавные буквы «X» в этой лекции — латинские.

На свете существует множество графических устройств, управление которыми на низком уровне (вывод изображений и ввод данных, например, о перемещении мыши) — задача совсем не для пользователя, тем более, что каждый вид устройства управляется по-своему. Заботы о вводе и выводе на низком уровне берёт на себя графическая подсистема Linux — X Window System, предоставляя пользовательским программам возможность работать в терминах оконного интерфейса.

X Window System появилась всё в той же UNIX, проект этот был настолько наукоёмок и настолько полно охватывал тогдашнюю область задач, связанную с графикой, что ему так и не возникло никаких серьёзных альтернатив.

X-сервер и X-клиенты. Протокол X11

X Window System использует традиционную оконную модель, в которой пространством ресурсов является экран. Экран — это прямоугольник, на котором отображаются команды графического вывода и организуется обратная связь с устройствами графического ввода. Пример обратной связи — указатель мыши. Сама мышь — довольно простое устройство ввода, способное передавать информацию о его перемещении и состоянии кнопок. Указатель же отображает мнение подсистемы об абсолютных координатах гипотетической «точки ввода».

X window system что это. focus.ppm.bz2. X window system что это фото. X window system что это-focus.ppm.bz2. картинка X window system что это. картинка focus.ppm.bz2
Иллюстрация 3. Расположение точки ввода (фокус)

В примере указатель мыши показывает расположение точки ввода (на кнопке « WindowMaker »). Если сейчас Мефодий нажмёт на левую клавиу мыши, графическая подсистема зафиксирует это событие ввода и передаст его той задаче, которой принадлежит соответствующая кнопка. Именно задачи (а не сидящий за монитором пользователь) и являются субъектами для X Window System, между ними разделяются графические ресурсы. Каждой задаче принадлежит одно или несколько окон, представленных некоторой (как правило, прямоугольной) частью экрана. Внутри окна выполняются графические операции (вывод) и именно окнам передаётся поток данных от устройств ввода. Какое окно получит события ввода — определяется с помощью синтетического понятия фокус: вводимые данные передаются от графической подсиcтемы только тому окну, которое «получило фокус», по умолчанию это происходит, когда указатель мыши попадает в часть экрана, занимаемую этим окном.

В более сложном случае окна могут перекрываться, частично занимая один и тот же участок экрана. Если дополнительно постановить, что каждое из них лежит на своей глубине, то самое «верхнее» будет отображаться полностью, и ему будет доступен для вывода и получения фокуса весь заказанный прямоугольник. Следующее за верхним окно может быть им «загорожено», тогда отображается только часть этого окна, которую «видно из-под» верхнего. Заметим, что выводить это окно может в пределах всего заказанного прямоугольника, просто видно может быть не всё, и управление фокусом будет происходить на основании видимой части окна.

Программа, которая отвечает за работу с устройствами графического ввода и вывода и обеспечивает при этом логику оконной системы, называется X-сервером (X Server, то есть сервер системы «Икс»). В рамках X Window System, X-сервер — это ядро. Подобно ядру, он выполняет низкоуровневые операции и взаимодействует с аппаратурой, ничего самостоятельно не предпринимая. Подобно ядру, он предоставляет задачам унифицированный интерфейс к этим низкоуровневым функциям, а также занимается разделением доступа (окно и фокус) к графическим ресурсам. X-сервер не волнует, отчего эти задачи вообще появляются и чем живут. Он только принимает запросы на выполнение графических действий и передаёт по назначению вводимые данные. Жизнеобеспечение процессов и даже способ передачи X-запросов — дело исключительно операционной системы, по отношению к которой и сам X-сервер — задача.

Задачи, которые обращаются к X-серверу с запросами, называются X-клиентами. Обычно X-клиент сначала регистрирует окно (можно несколько), которое и будет ему полем ввода-вывода. Потом он сможет рисовать в этом окне и обрабатывать происходящие с окном события: активность устройств ввода и изменение свойств самого окна (размер, перемещение, превращение в иконку, закрытие и т. п.). X-клиент в Linux — это процесс, запускаемый обычно в фоне (не связанный по вводу с терминальной линией). В самом деле, зачем процессу читать с терминала, когда для ввода он может использовать X-сервер? Если с X-сервером связаться не удастся, на стандартном выводе ошибок может появиться какое-нибудь сообщение — его легко перенаправить в файл.

X-сервер Программа, принимающая и обрабатывающая X-запросы.

Клиент передаёт серверу X-запросы любым доступным ему способом. В разных версиях Linux, например, могут использоваться различные объекты файловой системы (чаще всего — т. н. сокеты, сходные по функциональности с двунаправленными каналами). Во многих случаях запросы передаются по сети, при этом неважно, какой именно транспортный уровень будет использован для соединения клиента с сервером (в современных системах это, чаще всего, сеть TCP/IP и протокол TCP). Главное, чтобы клиент посылал стандартные запросы, соответствующие определённому протоколу обмена данными. Кстати сказать, другое имя X Window System — X11 (или X11R6) — это просто номер версии X-протокола, стандартизующего X-запросы, при этом «R6» обозначает номер подверсии (revision) и вполне может увеличиться, если X11R6 устареет настолько, что потребует нового пересмотра (revision).

«Голый» X-сервер, к которому ни присоединён ни один X-клиент, можно запустить из командной строки, для этого достаточно выполнить команду « X » (одна заглавная латинская буква X). Именно так и поступил Мефодий, текстовая консоль сменилась чёрным экраном без всяких окон.

В некоторых вариантах X Window System экран по умолчанию раскрашивается в чёрно-белую крапинку.

Эта функция не будет работать, если в конфигурационном файле X-сервера включён параметр « DontVTSwitch ».

DISPLAY

$ export DISPLAY=:0
methody@susanin:

$ xcalc &

Пример 1. Запуск X-клиента из виртуальной консоли

X window system что это. . X window system что это фото. X window system что это-. картинка X window system что это. картинка
Иллюстрация 4. Запуск X-клиента

Итак, X-сервер запускается на одном компьютере, а X-клиенты вполне могут работать на других (причём на нескольких!), посылая ему запросы. С точки зрения человека, сидящего за (обратите внимание!) X-сервером, каждый такой клиент представлен в виде окна. Требования к аппаратуре на машинах, запускающих X- клиенты, будут изрядно отличаться от требований к аппаратуре машины для X- сервера. Типичная машина с X-сервером — это рабочее место (workstation). Она должна быть оборудована качественными устройствами ввода-вывода — монитором, видеокартой, клавиатурой и мышью. Что же касается её вычислительных способностей, то их должно быть достаточно для выполнения X-запросов, и только. Такой компьютер не обязан работать под управлением Linux, на нём даже может вообще не быть операционной системы! В восьмидесятые годы выпускались подобные устройства, называемые «X-терминал» (X terminal).

X-клиент Программа, осуществляющая ввод и вывод графических данных при попмщи X-запросов, обрабатываемых X-сервером.

В отличие от машины с X-сервером, компьютер для запуска X-клиентов может совсем не иметь устройств графического ввода-вывода. Его задача в том, чтобы все X-программы и запустившие их пользователи не мешали друг другу работать. На такой машине нужна хорошо настронная операционная среда, с достаточным для запуска многих процессов быстродействием и объёмом оперативной памяти. Пара X11R6–Linux весьма неплохо работает на т. н. бездисковых комплексах. Рабочие станции в таких комплексах — самые настоящие X-терминалы, они не имеют жёстких дисков. Вся работа происходит на центральном компьютере, с которого на рабочую станцию загружается по сети урезанный вариант системы, достаточный для запуска X-сервера, и сам X-сервер. В таких комплексах администрировать нужно одну только центральную машину, они надёжнее компьютерных залов и, что немаловажно, стоят дешевле, причём в качестве X-терминалов можно использовать и довольно маломощные, пожилые компьютеры.

Виртуальный сервер

Виртуальный X-сервер может вообще никаких действий не выполнять, а только передавать X-запросы куда-нибудь дальше, например, «настоящему» X-серверу. Так поступает демон Secure Shell, sshd (программа терминального доступа, о которой шла речь в лекции Сетевые и серверные возможности), переправляя X-запросы X-серверу в зашифрованном виде. Этим свойством sshd можно воспользоваться, если сообщение по X-протоколу между двумя компьютерами невозможно (запрещено межсетевым экраном), или вы считаете такое соединение небезопасным.

ssh methody@fuji
methody@fuji’s password:
Last login: Sat Dec 25 13:26:40 2004 from localhost
methody@fuji:

$ xcalc
Error: Can’t open display:
methody@fuji:

$ export DISPLAY=sakura:0
methody@fuji:

$ xcalc
Error: Can’t open display: sakura:0
methody@fuji:

$ logout
Connection to fuji closed.
methody@sakura:

Демон SSH заводит виртуальный X-сервер на удалённой машине, причём номер_сервера обычно заводится таким, чтобы не пересекаться с X-серверами, которые могут быть запущены на этой машине (в примере номер_сервера равен 10). Виртуальный sshd-X сервер принимает все X-запросы с того же компьютера и передаёт их — в зашифрованном виде — на компьютер, где запущен ssh и невиртуальный X-сервер. Здесь все X-запросы вынимаются из SSH-«водопровода» и передаются местному серверу, как если бы они исходили от местного X-клиента (так оно и сеть: этот клиент — ssh ).

XFree86 и XOrg

Наиболее распространённая версия реализации X11R6 называется XFree86. Эта графическая подсистема изначально проектирвалась как реализация X11R5 для машин архитектуры i386 — самых распространённых на сегодня персональных компьютеров. Главная особенность этой архитектуры — бесчисленное многобразие устройств графического вывода (т. н. видеокарт) и непрестанное нарушение их разработчиками всех мыслимых стандартов. Поэтому главной задачей создателей XFree86 было устроить гибкую структуру компоновки и настройки X-сервера в соответсвии с подвернувшимся под руку устройством графического вывода, а заодно и ввода, потому что клавиатур, мышей и заменяющих их устройств на свете тоже немало. Сегодня XFree86 существует для многих архитектур и многих операционных систем.

В последние годы параллельно с XFree86 развивается основанная на тех же исходных текстах X Window System графическая подсистема XOrg. До недавнего времени по спектру поддерживаемого оборудования, архитектур и функциональности XOrg мало чем отличалась от XFree86, и сейчас они примерно эквивалентны с точки зрения пользователя. Однако направления развития этих двух проектов, состав их разработчиков и лицензионная политика несхожи. В ближайшем будущем вполне вероятно, что Xorg обгонит XFree86 и по возмпожностям, и по частоте использования.

Конфигурация X-сервера

Мы рассмотрим конфигурацию графической подсистемы на примере XFree86. Файл XF86Config-4 структурирован: состоит из нескольких обязательных разделов, которые могут следовать в любом порядке. В раздел объединяется часть профиля, связанная с одной из сторон деятельности X-сервера. Каждый раздел имеет такую структуру:

Files Пути к файлам с ресурсами, необходимыми X-серверу
ServerFlags Общие параметры X-сервера
Module Расширения, которые следует загрузить
InputDevice Описание устройств ввода
Device Описание устройства вывода (видеокарты)
Monitor Описание монитора
Modes Описание видеорежимов
Screen Описание экрана (связывает монитор и видеокарту)
ServerLayout Конфигурация сервера

Пример 4. Разделы XF86Config

Section «ServerLayout»
Identifier «layout1»
Screen «screen1»
InputDevice «Mouse1» «CorePointer»
InputDevice «Keyboard1» «CoreKeyboard»
EndSection

Пример 5. Раздел ServerLayout конфигурацонного файла XF86Config

Модули и расширения

Требование гибкости привело к тому, что в реализации XFree86 и XOrg графическая подсистема стала совсем уже похожа на операционную систему. Сам X-сервер играет роль ядра. Запускаясь, сервер подгружает драйверы — специальные компоненты, работающие с выбранной видеокартой, и модули — компоненты, расширяющие функциональные возможности сервера (в конфигурационном файле XF86Config необходимые модули перечисляются в разделе Modules ). Есть весьма нужные расширения, вроде glx (высокоуровневые функции трёхмерной графики) или freetype (поддержка шрифтов TrueType), а есть экзотические, которые иногда могут понадобиться, напрмер, RECORD, позволяющее записывать, а после — «проигрывать» все происходящие с сервером события.

Расширения называются так ещё и потому, что их возможности расширяют сам протокол X11R6. Вместо того, чтобы изменять протокол всякий раз, когда в голову придёт очередная ещё не реализованая в нём возможность, создатели X11 предусмотрели стандартный способ дополнения этого протокола. При этом X- клиент, желающий воспользоваться определённым расширением, всегда может спросить у X-сервера, поддерживается ли оно, и действовать по обстановке.

Источник

Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library

Персональные инструменты

X Window System

X Window System — оконная система, обеспечивающая стандартные инструменты и протоколы для построения графического интерфейса пользователя. Используется в UNIX-подобных ОС.

X Window System обеспечивает базовые функции графической среды: отрисовку и перемещение окон на экране, взаимодействие с устройствами ввода, такими как, например, мышь и клавиатура. X Windows System не определяет деталей интерфейса пользователя — этим занимаются менеджеры окон, которых разработано множество. По этой причине внешний вид программ в среде X Window System может очень сильно различаться в зависимости от возможностей и настроек конкретного оконного менеджера.

В X Window System предусмотрена сетевая прозрачность: графические приложения могут выполняться на другой машине в сети, а их интерфейс при этом будет передаваться по сети и отображаться на локальной машине пользователя. В контексте X Window System термины «клиент» и «сервер» имеют непривычное для многих пользователей значение: «сервер» означает локальный дисплей пользователя (дисплейный сервер), а «клиент» — программу, которая этот дисплей использует (она может выполняться на удалённом компьютере).

X Window System предоставляет базовую технологию для разработки графических пользовательских интерфейсов. На самом базовом уровне X рисует элементы GUI на экране пользователя и строит методы отправки пользовательских взаимодействий обратно в приложение. Используя инструментальные средства разработки приложений GUI, такие как Motif, разработчик приложений может быстро создать интерфейс приложения для конечного пользователя.

Поскольку X был реализован с самого начала для использования модели клиент/сервер, он идеально подходит для развертывания удаленных приложений. То есть X позволяет работать с вашим компьютером напрямую с приложения, запущенного на другом компьютере. Кроме того, X не зависит от оборудования. С помощью X вы можете запускать приложения Microsoft Windows на рабочей станции UNIX или запустить приложение UNIX в системе Apple macOS.

Система X-Window была создана совместно Массачусеттским Технологическим Институтом (MIT) и фирмой DEC в 1984 году.

Содержание

Описание

Система X-Window построена по клиент-серверной модели. Она состоит из двух частей: X-сервера и прикладных программ («клиентов»), которые пользуются услугами X-сервера для взаимодействия с экраном и с пользователем.

Практически все программы, которые можно запустить на своей машине (т.е. на той, на которой запущен X-сервер, экран которой стоит перед вами), можно запустить и с другого компьютера (при хорошей связи – хоть из Антарктиды), и работать с ними точно так же, как и с локальными.

Существенным отличием от Windows и MacOS в UNIX является то, что графическая оболочка – это не жизненно важная часть операционной системы, а всего лишь дополнительная программа, без которой UNIX будет продолжать нормально функционировать (а видели ли вы когда нибудь Windows NT, способную работать без графического интерфейса?).

X-сервер – программа в определенном смысле довольно глупая. Все, что он умеет – это выделять программам прямоугольные области экрана («окна») и рисовать в них то, что программы попросят; плюс он знает, что одно окошко может располагаться поверх другого, и правильно их отрисовывает.

Но ведь надо еще изобразить рамку вокруг окошка, заголовок над ним, уметь «сворачивать» окно в пиктограмму и еще многое другое. Этим занимается специальная программа, называемая «Window Manager» (дословно «менеджер окон»).

В список функций хорошего window manager’а входят: декорирование окон (бордюр, заголовок, кнопочки), манипуляции с окнами (перемещение, изменение размера, свертывание в пиктограмму и т.д.), разнообразные меню и панели инструментов (например, для запуска программ), виртуальный экран.

В X-Window используется многоуровневая реализация интерфейсных элементов. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что практически никакие программы не взаимодействуют с X-сервером напрямую. Эти функции возложены на компонент Xlib, услугами которого в свою очередь пользуется компонент Xt. В Xt заложена абстракция «интерфейсного элемента» (они в X называются «widgets»), и на основе Xt можно в принципе построить большое количество разнообразных наборов элементов.

В дальнейшем была создана библиотека Motif, близкая по виду к интерфейсу MS Windows, которая и стала стандартной – с ее использованием написаны такие программы, как Netscape и Nedit. Полностью вытеснить Athena Widgets Motif так и не смог по причине своей небесплатности.

В системах Windows и MacOS внешний вид экрана и доступные функции практически одинаковы на всех компьютерах – могут отличаться разве что цвета, шрифты и набор программ, «напиханных» на рабочий стол и в меню.

В RedHat Linux по умолчанию используется Fvwm, имитирующий интерфейс Windows95. На практических занятиях он перенастроен под «более Unix’ный» вид – Mwm.

На иллюстрациях ниже приведено несколько примеров того, как может выглядеть экран X с разными window manager’ами. Это лишь небольшое подмножество из существующего разнообразия. Список общедоступных window manager’ов можно посмотреть на странице Window Managers службы Yahoo! Другим полезным ресурсом на эту тему является страница «Window Managers for X» (http://www.plig.org/xwinman/).

Зайдя с консоли, для запуска X достаточно дать команду startx

Именно «startx», а не «start x» и не «xstart».

Иногда компьютеры настраивают так, что X запускается автоматически сразу после загрузки операционной системы, и вместо консольного приглашения «login:» сразу появляется окно примерно такого вида:

Для того, чтобы завершить работу с X-Window, лучше всего найти в меню пункт типа «Quit» – «выход» (иногда он может называться «Exit» или «Logout»).

Хотя раздел и озаглавлен «Использование MWM», реально в Linux применяется не настоящий MWM (Motif Window Manager), который является платным, а свободно распространяемый Fvwm2, «загримированный» под MWM. Хотя в других window manager’ах могут использоваться иное оформление, клавиши и меню, по функциям они достаточно похожи.

В данном разделе предполагается, что читатель знаком с графическим интерфейсом системы Windows95 или Microsoft Windows NT 4.

Про активное окно говорят, что ему принадлежит «фокус ввода». Операция активизации окна называется «фокусированием».

Второе отличие – то, что даже щелчок мышью на окне не «вытаскивает» его поверх остальных окон. Для этого надо щелкнуть на его заголовке.

Третье отличие – в большинстве window manager’ов нет стандартной комбинации клавиш для закрытия окна (наподобие Alt+F4), поскольку большая часть подобных действий выполняется в X при помощи мыши.

Одним из самых больших удобств интерфейса X-Window является так называемый виртуальный десктоп, или виртуальный экран (хотя его аналоги есть в Win95/NT, вследствие слабой интеграции с системой работают они не слишком хорошо).

В правом нижнем углу экрана расположено маленькое неприметное окошко.

Переместить окно в другой экран можно, «перетащив» его изображение на «карте» средней кнопкой мыши.

Как указывалось выше, значительное количество программ сделано на основе библиотеки интерфейсных элементов под названием «Athena Widgets». Библиотека это довольно старая, и программы выглядят несколько необычно.

В левой части окна расположена линейка прокрутки, позволяющая «заглянуть назад» и увидеть то, что уже скрылось за пределами экрана. При помощи клавиш и можно добиться того же.

Нажав одновременно и одну из кнопок мыши, можно вызвать одно из трех меню xterm.

По появляется меню «Main Options», которое используется крайне редко.

И, наконец, вызывает меню «VT Options», содержащее около двух десятков пунктов. Остановимся лишь на самых полезных из них.

Текстовый редактор xedit

Хотя xedit довольно примитивен, он имеется всегда, и при этом он не столь «неудобоварим» для обычного пользователя, как vi.

Графический просмотр man-страниц: xman

Программа xman служит для интерактивного выбора и просмотра man-страниц. При ее запуске появляется маленькое окошко (иногда даже без обрамления).

Калькулятор: xcalc

Большую часть «кнопок» можно нажимать как мышью, так и с клавиатуры. Для выходя служит клавиша «q».

Если щелкнуть на индикаторе, то число «подсветится», и его можно затем вставить куда-либо при помощи средней кнопки мыши.

Увеличительное стекло: xmag

Участок экрана, увеличенный при помощи xmag Программа xmag (ее обычно нет в меню и надо запускать из командной строки) позволяет рассмотреть некую область экрана «с увеличением». При ее запуске курсор мыши привращается в «уголок» Г, который надо навести на интресующий участок экрана.

Графический редактор: xpaint

При запуске появляется окно инструментов, в верхней части которого расположено меню. Пункт [New Canvas] меню [File] открывает новое окно с пустым изображением 640*480, [New With Size] позволяет указать размер. Загрузить существующий файл можно командой [Open].

В xpaint встроена справочная система, в которой есть информация по большинству вопросов.

Программы для развлечений и «красоты»: xearth, xsnow, xeyes, xclock, xroach

xearth

xsnow

Основная идея X Window

X-сервер

X-клиент

Прикладная программа, обеспечивающая графический интерфейс с пользователем. Команды для рисования на экране передает X серверу по протоколу X Window System.

X-терминал

Расширения

X-сервер состоит из набора расширений, каждое из которых реализует определённые функции: от прорисовки геометрических примитивов до ускорения обработки и вывода на экран трёхмерная графика с использованием возможностей видеоаппаратуры. Почти каждый из этих модулей можно отключить или настроить в конфигурационном файле.

Display Data Channel

VESA Display Data Channel (DDC™) — стандарт обмена информацией между монитором и графической платой, позволяющий монитору передавать данные о поддерживаемых разрешениях, частотах развёртки, производителе монитора и т. д. Модуль DDC поддерживает версии 1 и 2 спецификации DDC. В соответствии с полученными данными он устанавливает основные параметры экрана или предупреждает о несоответствии заданных пользователем параметров.

RANDR

X Resize, Rotate and Reflect Extension — расширение X-сервера, реализующее функции масштабирования, поворота и отражения корневого окна. Используется при изменении разрешения, при динамической замене монитора (например, при переключении со встроенного экрана ноутбука на внешний монитор). Рассылает запущенным приложениям предупреждения об изменении конфигурации экрана.

XRender

X Rendering Extension предоставляет функции для совмещения и вывода изображений на экран. Позволяет обрезать изображение, накладывать маску по цветам с использованием альфа-канала, использовать различные фильтры, подготавливать и выводить текстовую информацию, а также отображать основные геометрические фигуры.

Shape

Преимущества Windows X

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *