Yamaha что означает логотип
История Yamaha
История компании, которая c начала 19 века и по сей день неизменно стремится к совершенству, чтобы создавать «Кандо» и приносить клиентам ощущение удовлетворенности и радости
1887 —1904
Основатель компании Торакусу Ямаха, 1889 год
Появление бренда
Компания была основана предпринимателем Торакусу Ямаха. В своем небольшом городке Хамамацу он был известен как страстный любитель техники и мастер на все руки, зарабатывал на жизнь ремонтом часов и медицинских инструментов. Но однажды его попросили починить местную фисгармонию (так называли язычковый орган), и работа по восстановлению так увлекла его, что Торакусу своими руками выполнил каждую деталь заново. В итоге, спустя несколько месяцев, он построил свой собственный орган – с чистого листа и даже с небольшими доработками. Стремясь получить оценку своего труда у специалистов, он отдал фисгармонию на проверку в Институт музыкальных инструментов в Токио. Конечно, оказалось не всё идеально, были найдены недочёты, но профессионалы признали высокий уровень исполнения. Торакусу был не из тех, кто падает духом. Он решил остаться в Токио и досконально изучить новое дело – месяц лекций в Институте музыкальных инструментов не прошёл даром. Собранный после учёбы второй орган был признан «достойным заменить импортные аналоги». Эти события проходили в 1887 году, именно тогда мастер выбрал вектор развития будущего бизнеса. В 1889 году Торакусу Ямаха основал фирму Yamaha Organ Works, а спустя восемь лет, в 1897 году, создал компанию Nippon Gakki, символом которой и стали камертоны, а товарным знаком – фигура китайского феникса с камертоном в клюве. В те же годы компания получила свой первый заказ на экспорт органов в Юго-Восточную Азию, а в 1900 году выпустила первую партию фортепиано. В 1902 году началось производство первых роялей под брендом Yamaha, а в 1904 году орган и пианино производства компании получили Гран-при на Всемирной выставке в американском городе Сент-Луис. Отмечены были также успехи компании в деревообработке.
Органы Yamaha были одними из лучших
Товарный знак – фигура феникса с камертоном в клюве
1914 —1932
В 1914 году Nippon Gakki под брендом Yamaha начала выпуск губных гармоник и в этом же году наладила экспорт. Успех сопутствовал компании во всех начинаниях. В 1921 году японское правительство решило использовать опыт Nippon Gakki в деревообработке для создания авиационных пропеллеров. В 1922 году под брендом Yamaha начался выпуск высококачественных фонографов, в 1930 году была основана первая лаборатория анализа акустики, в 1932 году – освоено производство духовых органов, а с 1941 года – производство акустических гитар. Компания умела быстро и эффективно перепрофилировать свои производства. Так технологии металлообработки были востребованы для отливки рам для роялей и пианино, а в дальнейшем при производстве духовых инструментов.
1937 —1960
Геничи Каваками, 1955 год
Yamaha Motor
После Второй мировой войны владельцы Nippon Gakki задумались о том, чтобы переориентировать компанию на выпуск более востребованной продукции, например, современных средств передвижения с мотором. Новое направление развития стало возможным благодаря исключительно личным данным нового руководителя Yamaha — Геничи Каваками. Амбициозные цели и творческий подход — именно так можно характеризовать этот период истории Yamaha. Амбициозные цели и творческий подход — именно так можно характеризовать этот период истории Yamaha. Геничи был старшим сыном Каичи Каваками, третьего президента компании. Геничи начал работать в компании в 1937 году и вскоре возглавил один из её заводов. Затем он занял пост управляющего директора, а в 1950 году, в возрасте 39 лет, стал четвёртым президентом компании. Вспоминая о создании Yamaha Motor, Геничи Каваками рассказывал: «Хотя компания показывала хорошие результаты и имела неплохие финансовые показатели, я понимал, что нам нужно найти новые сферы деятельности. Я провёл исследования, чтобы понять, что можно выпускать на станках, которые были у нас. Так мои мысли дошли до мотоциклов. Хотя мы выходили на этот рынок позже других, мой руководитель отдела исследований и другие сотрудники побывали на ведущих мотоциклетных заводах страны и убедили меня в том, что на этом рынке есть широкие возможности для развития. Я не хотел начинать этот незнакомый бизнес без какой-либо подготовки, поэтому мы отправились на немецкие мотоциклетные заводы, перед тем как приступить к разработке нашего первого 125-кубового мотоцикла». После нескольких лет подготовки компания выпустила свой первый мотоцикл YA-1. Эта небольшая модель, оснащенная одноцилиндровым 125-кубовым двухтактным мотором, получила название «Красная стрекоза» и принесла своим создателям ошеломительный успех. Руководство компании решило в 1955 году основать дочернюю фирму, которая стала заниматься производством мотоциклов — Yamaha Motor. Таким образом родилась Yamaha Motor Co., Ltd. во главе с президентом-основателем Геничи Каваками. В первой же гонке в Японии мотоцикл YA-1 одержал победу и прославился на всю страну. После своего блестящего дебюта в Японии Yamaha сосредоточила своё внимание на международном рынке. Yamaha с первой же попытки завоевала призовое место на Гран-при США, Каталина. Затем компания решила попробовать свои силы в гонках ТТ на острове Мэн, которые по праву считались сложнейшими в мире, и снова заняла призовое место, заявив о себе на весь мир. Эти успехи позволили Yamaha раньше других японских производителей мотоциклов выйти на международные рынки и стали первым шагом компании на пути к глобализации бизнеса. Yamaha начала разработку продуктов с прицелом на рынки всего мира и сосредоточилась на технологиях производства, которые обеспечивали бы высокое качество продукции. Довольно быстро была создана система конвейерного производства, одним из знаковых продуктов которой стал первый в Японии спортивный мотоцикл, YDS-1. Он дебютировал в 1959 году. Тогда же Геничи Каваками побывал в США и познакомился с популярными среди американцев водными видами спорта. Он решил заняться продвижением в Японии техники для отдыха на воде. И уже в 1960 году Yamaha начала производство катеров с корпусом из композитного пластика (CAT-21 и RUN-13) и подвесных лодочных моторов (P-7). Дебют компании в сфере водной техники стал первым шагом на пути к диверсификации бизнеса.
Выпуску мотоцикла предшествовали долгие заводские испытания
Мотоциклы Yamaha стали победителями соревнований, 1956 год
Yamaha
Yamaha Corporation — один из крупнейших транснациональных конгломератов Японии. Компания выпускает широкий спектр продукции: от огромного разнообразия музыкальных инструментов до Hi-Fi-аудиокомпонентов, акустических систем, всевозможной электроники и профессионального звукового оборудования. Под брендом Yamaha также выпускается спортивный инвентарь, автоматизированное оборудование для заводов и моторная техника — в том числе мотоциклы, двигатели для моторных лодок и пр.
В японской версии корпорация имеет название «Yamaha Kabushiki Gaisha» («Ямаха Кабусики-гайся»). В Японии сочетание «Kabushiki Gaisha» соответствует названию «Co., Ltd.» или же терминам «промышленная корпорация»/«торговая корпорация», а в зарубежных текстах данное словосочетание часто обозначает акционерную компанию.
История «Ямахи» началась в далеком 1887 году, когда некий Торакусу Ямаха, младший сын астронома Коносукэ Ямахи (Konosuke Yamaha) из клана Кисю, отремонтировал сломанный язычковый орган (фисгармонию).
В городе Хамамацу (префектура Сидзуока, остров Хонсю) Торакусу организовал собственную фирму Nippon Gakki Co. Ltd. по изготовлению фортепиано и органов, которая позже была переименована в Yamaha. Состоящий из трех скрещенных камертонов логотип «Ямахи» указывает на то, что компания начинала свою деятельность с выпуска музыкальных инструментов.
Торакусу Ямаха
Торакусу Ямаха родился 20 мая 1851 года в городе Вакаяма (Провинция Кии). С детства он интересовался астрономией и имел доступ к большой отцовской библиотеке на данную тематику. Позже юноша переключился на машины и технологии, параллельно посвящая себя изучению боевых искусств, в т.ч. кэндо — фехтованию на бамбуковых мечах.
В период с 1868 по 1889 годы Япония проводила эффективные социально-экономические, политические и военные реформы, которые помогли ей превратиться из отсталого аграрного государства в одну из ведущих стран мира. Управление государством оказалось в руках правительства во главе с императором.
Данный этап в истории Японии получил название «Реставрация Мэйдзи». При этом в стране массово внедрялись прогрессивные достижения западного мира. Благодаря такой активной «вестернизации», открывался большой потенциал, так как усиленно заимствовались новые высокоэффективные технологии.
Торакусу привлекали такие перемены — и он старался максимально использовать открывающиеся возможности. В 1871 году Торакусу уехал в Нагасаки, чтобы выучиться там на часовщика под руководством опытного британского инженера, и в итоге стал экспертом в данной области.
Затем Ямаха переключился на медоборудование и отправился в Осаку, чтобы изучать там соответствующие технологии, а в 35-летнем возрасте перебрался в Хамамацу в надежде сделать там карьеру мастера по ремонту медицинской техники.
Однако планам Торакусу не суждено было осуществиться, так как Хамамацу оказался небольшим провинциальном городком, где зарабатывать таким способом на жизнь было довольно проблематично. Поэтому Ямахе приходилось использовать свои навыки часовщика и даже подрабатывать рикшей для директора больницы.
Торакусу Ямаха
Однажды руководство местной начальной школы обратилось к Торакусу с просьбой починить фисгармонию — американский язычковый орган Mason & Hamlin, в котором воздух нагнетается мехами. В пределах их маленького городка не было ни одного соответствующего мастера, а такой инструмент стоил в то время довольно дорого. Приняв предложение, Торакусу вскоре определил причину проблемы — две сломанные пружины, которые он намеревался изготовить самостоятельно.
Для починки он арендовал небольшую комнату, заручившись финансовой поддержкой директора школы Тойасаку Фукушимы, а себе в помощь взял коллегу из отдела медицинского оборудования. Шел 1887 год. Спустя два месяца Торакусу вместе с приятелем изготовил собственную фисгармонию и даже представил ее в Ongaku Torishirabejo (Институт Музыки, ныне Токийский университет искусств (музыкальный факультет)).
Для этого Ямахе вместе с компаньоном пришлось преодолеть пешком расстояние в 250 км! Тропа проходила через горную местность Хаконе, а сам инструмент несли на шесте, положенном на плечи. Сейчас этот путь увековечен мемориальным барельефом.
Местным профессорам инструмент не понравился, так как, согласно их мнению, он был плохо продуман и неправильно настроен. Тем не менее, Торакусу пригласили бесплатно посещать лекции по музыке в течение месяца. После этого он вернулся в Хамамацу и сконструировал второй орган, который в итоге получил высокую оценку. Работа давалась тяжело, особенно настройка. Тем не менее, результат оказался вполне достойным.
В итоге, он получил заказ на семь таких инструментов, включая один для губернатора префектуры Сидзуока, а весной 1888 года Торакусу задействовал заброшенный храм Хамамацу для изготовления органов, подключив опытных плотников и краснодеревщиков.
«Все началось в 1887 году, когда Торакусу Ямаха отремонтировал язычковый орган, — рассказывает экс-президент компании Yamaha Corporation Шуджи Ито (Shuji Ito). — В этом смысле Yamaha изначально была компанией по производству музыкальных инструментов.
Чтобы производить музыкальные инструменты, нам приходилось использовать деревообрабатывающие станки. Фортепиано — это очень специфический продукт, его невозможно изготовить, применяя обычные многоцелевые станки из других отраслей промышленности и материалы, предназначенные для другой продукции. Что касается нашей компании, то все это мы делали сами. В итоге, мы приобрели хороший опыт».
Основание компании
В 1887 году Ямаха учредил собственную компанию, которая в 1889 году была известна как Yamaha Organ Works. Предприятие быстро расширялось и вскоре превратилось в целый завод с новейшими сборочными линиями. Министр образования Японии лично обратился к Торакусу Ямахе и предложил ему рассмотреть вопрос о поставках музыкальных инструментов в школы. В итоге, компания Ямахи продала в японские школы 250 фисгармоний. После этого руководство задумалось о расширении ассортимента: планировалось производить рояли, пианино, ксилофоны и губные гармошки.
В 1892 году фирма начала экспортировать язычковые органы в Юго-Восточную Азию, а в 1897 году Торакусу была организована компания Nippon Gakki Co. Ltd. («Японские музыкальные инструменты») со статусом корпорации и капиталом в 100 000 иен. Первым логотипом бренда стал фэнхуан с камертоном в клюве — птица феникс из китайской мифологии, воплощающая женское начало «инь».
В 1899 году Торакусу отправился в пятимесячный тур по США, чтобы набраться опыта и посетить такие известные компании по производству музыкальных инструментов, как W.W. Kimball and Company, Mason & Hamlin и Steinway and Sons, а уже в 1900 году Nippon Gakki Co. Ltd. выпустила свое первое пианино. Спустя два года фирма начала производить первые рояли. В 1903 году компания занялась еще и производством мебели. В 1904 году клавишные инструменты Ямахи были высоко оценены на Всемирной выставке, проходившей в Сент-Луисе (США).
В марте 1902 года Торакусу Ямаха получил престижную национальную награду — Медаль Почета с зеленой лентой, которая вручалась тем, кто прилежно и упорно выполнял свои профессиональные обязанности и стал примером для подражания. Торакусу также занимал должность директора железной дороги в районе Хамамацу, а в 1911 году был избран в городской совет и назначен заместителем председателя совета.
У Торакусу был 11-летний ученик Коичи Каваи, которого он обучил всем секретам изготовления музыкальных инструментов. Позднее Коичи основал фирму Kawai Musical Instruments, ставшую конкурентом компании его учителя.
В 1914 году в ассортименте компании Ямахи появились первые губные гармоники.
Первая мировая война сыграла на руку Nippon Gakki Co. Ltd., так как в этот период было введено ограничение на ввоз в Японию музыкальных инструментов зарубежного производства — в особенности тех, которые были сделаны в Германии. Поэтому спрос на продукцию местных производителей значительно возрос.
В августе 1916 года в 65-летнем возрасте Торакусу Ямаха ушел из жизни. После этого на пост гендиректора компании заступил вице-президент Хиомару Амано (Chiyomaru Amano). В это время на гербе компании уже красовалась тройка скрещенных, словно шпаги, музыкальных камертонов.
Рост и преграды
В 1920 году в штате Nippon Gakki Co. Ltd. числилось около 1 000 сотрудников, а масштабы производства значительно увеличились. К примеру, одних только фисгармоний производилось около 10 000 в год. В 1922 году компания выпустила свой первый граммофон с ручным заводом.
В 1921 году по поручению правительства компания освоила выпуск деревянных пропеллеров для самолетов, а в начале 30-х годов под брендом Nippon Gakki Co. Ltd. уже выпускались пропеллеры из металла и прочие авиационные детали.
В дальнейшем, в годы Второй мировой войны на заводах Nippon Gakki производились детали для истребителей Zero. Полученный таким способом опыт пошел японской компании на пользу, так как изученные технологии производства/обработки металлов она задействовала при изготовлении рам для своих фортепиано и органов, а также для производства духовых инструментов.
В 1930 году в распоряжении инженеров Nippon Gakki Co. Ltd. имелась полноценная акустическая лаборатория. В 1941 году компания представила свои первые акустические гитары, а в 1949 году акции Nippon Gakki Co. Ltd. уже котировались на фондовых биржах Токио, Осаки и Нагойи.
Послевоенные метаморфозы и первая Hi-Fi-продукция
В 1950 году пост президента занял Гэнъити Каваками (Genichi Kawakami), который задействовал приобретенный компанией опыт в металлургии и переориентировал оборудование, предназначавшееся для выпуска военной продукции, в мощности для производства мотоциклов. Первый мотоцикл носил имя основателя компании и маркировался как YA-1 «Red Dragonfly» («Красная стрекоза»).
Гэнъити Каваками
По сути, модель была скопирована с одноцилиндрового 125-кубового байка RT 125, который производила немецкая DKW. На волне успеха YA-1 в 1955 году была образована отдельная компания Yamaha Motor Co., Ltd., которая сейчас входит в «большую четверку» крупнейших японских производителей мотоциклов (Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki).
YA-1 «Red Dragonfly»
В 1954 году была основана система музыкального образования Yamaha Music School, ставшая предтечей организации Yamaha Music Foundation (1966). Шуджи Ито объясняет данный шаг так: «С целью повышения числа потенциальных клиентов мы открыли музыкальные школы. Нам нужны были люди, которые, помимо прослушивания музыки, увлекаются игрой на музыкальных инструментах: в противном случае мы не смогли бы продавать много таких инструментов. Поэтому мы вышли за рамки того, чтобы оставаться исключительно только производителем инструментов, и вошли в область музыкального образования. Эта стратегия была очень успешной».
Hi-Fi Player
История Hi-Fi-продукции компании Yamaha Corporation началась с выпуска в 1954 году винилового проигрывателя со встроенным усилителем, который так и назывался — «Yamaha Hi-Fi Player».
Во второй половине 50-х годов компания начала свою зарубежную экспансию: в 58-ом открылось первое подразделение в Мексике, а в 60-м году — лос-анджелесский филиал Yamaha International Corporation, снабжавший пианино местные школьные заведения.
NS-20
В 1958 году компания представила крупный басовый динамик JA5002, получивший, благодаря своей характерной форме, прозвище «Слон» (Elephant).
Вуфер монтировался в акустические системы серии NS (Natural Sound, т.е. «естественное звучание») — в том числе в легендарные АС NS-20. Дизайн динамика также напоминал форму деки рояля, что было сделано в целях обеспечения более эффективной дисперсии звуковых волн. В это же время компания начала выпускать спортивный инвентарь.
В 1959 году открылась так называемая «Техническая лаборатория Yamaha», предназначенная для разработки технологий аналогового моделирования. Первым детищем лаборатории стал уникальный транзисторный электроорган Electone D-1.
В конце 50-х годов компанией было освоено производство волоконно-армированного полимера FRP (Fiber Reinforced Plastics), а в начале 60-х начался массовый выпуск изготовленных из этого материала товаров: лодок, яхт, лыж, ванн и т.д. В народе такой прочный и легкий материал обычно называли стеклопластиком.
В 1961 году Yamaha занялась производством алюминиевых и титановых сплавов, а годом позже — пермаллоя (железоникелевый магнитный сплав).
В 1962 году появилось подразделение Yamaha Recreation, специализирующееся на создании уникальных курортных комплексов, предназначенных для спортивного и музыкального досуга, а в 65-ом компания занялась производством духовых инструментов.
В 1967 году динамик NS (Natural Sound), который встраивался в электроорган Electone, был перепрофилирован для Hi-Fi-нужд. Как результат, в фирменном модельном ряду появились первые акустические системы NS-20 и NS-30, оснащенные вуферами, соответственно, JA-5002 (68×50 см) и JA-6002 (89×63 см).
NS-30
На противоположной стороне корпусов колонок монтировались СЧ-драйвер (30 см для NS-30, 20 см для NS-20) и 50-мм твитер с регулятором уровня. Благодаря такой уникальной конструкции, гарантировались превосходные характеристики направленности и обеспечивалось высококачественное объемное звучание.
К 1966 году Nippon Gakki Co. Ltd. вышла в мировые лидеры по объему производства фортепиано, выпуская по 100 000 экземпляров в год. В это же время открылось европейское представительство Yamaha, а ассортимент производимых компанией музыкальных инструментов дополнился ударными установками и электрогитарами.
Среди поклонников гитар Yamaha значатся Джон Леннон, Пол Маккартни, Боб Марли, Брайан Мэй, Джимми Пейдж, Карлос Сантана, Боб Сигер, Билли Шихэн, Майкл Энтони, Джон Денвер, Пол Саймон, Брюс Спрингстин и Джеймс Тейлор.
В 1967 году начался выпуск знаменитых концертных роялей CF-серии.
70-е и «золотой» век Hi-Fi
В 1970 году в Nippon Gakki Co. Ltd. влилась компания по производству духовых инструментов Nippon Wind Instruments, а к концу семидесятых открылись небольшие мастерские по изготовлению духовых в столице Японии и в Гамбурге.
К началу 70-х компания освоила производство микросхем и построила соответствующие мощности для их изготовления. К 1976 году открылась фабрика, производящая LSI (large-scale integration, т.е. БИС — «большие интегральные схемы»).
NS-670
Благодаря LSI, открылась возможность задействовать цифровые технологии в фирменных электронных инструментах. В дальнейшем на базе данных мощностей была сформирована дочерняя компания Yamaha LSI. Семидесятые годы стали для Nippon Gakki Co. Ltd. эрой полупроводников.
NS-690
В 1972 году была представлена линейка акустических систем NS-600, в которую в 1973 году вошли топовые модели — массивные трехполосные полочники NS-670 и NS-690. К примеру, восьмиомная АС NS-670 имела 250-мм НЧ-динамик JA-2501A, 60-мм среднечастотник JA-0601 с диффузором-куполом, 30-мм твитер JA-0509 с купольной мембраной, была рассчитана на 50 Вт подводимой мощности, обладала габаритами 320x575x270 мм и весила 20 кг.
CA-700
В 72-ом Nippon Gakki Co. Ltd. приступила к производству компонентной аудиотехники и выпустила полный транзисторный усилитель CA-700. В семисотую серию также вошли интегральный усилитель CA-500, тюнер CT-700, виниловые проигрыватели YP-700/500 и кассетная дека TB-700.
В 1973 году был разработан интегральный усилитель Yamaha CA-1000. Для перевода в класс A на борту имелся соответствующий тумблер. Модель получила алюминиевую переднюю панель, а боковины корпуса изготавливались из натурального дерева. Дизайном усилителя занималась компания GK Design Group.
CA-1000
В блоке питания был установлен массивный трансформатор и два электролитических конденсатора емкостью по 18 000 мкФ. В классе A обеспечивалась мощность в 15 Вт на канал при 8 Ом, а в B-классе — 70 Вт (8 Ом). В модели использовались дискретные биполярные транзисторы, бесконденсаторный выход OCL (Output Capacitor-less) и отсутствовали микросхемы.
В 1973-м также был выпущен уникальный алюминиевый твитер JA-0506, помещенный в небольшой рупор, тоже выполненный из алюминия.
NS-1000M
В 1974 году в серию пошли легендарные трехполосные акустические системы NS-1000M, характерными особенностями которых стало использование бериллиевых купольных мембран в твитере (33 мм) и СЧ-драйвере (88 мм).
Electone CSY-1
Бериллий отличается легким весом, высокой жесткостью и обеспечивает более высокую скорость распространения звука, чем магний или титан. Это хрупкий материал, с которым тяжело работать, но инженеры компании применили технологию вакуумного осаждения. 300-мм НЧ-драйвер имел бумажный диффузор.
B-1
По сути, колонки представляли собой крупные полочники мониторного типа и получили высокие оценки в специализированных изданиях. Это был настоящий прорыв, так как впервые японские АС конкурировали на равных с их западными соперниками и стали в итоге мировым хитом. В 1976-м NS-1000M использовала шведская государственная вещательная корпорация, а в 1978 году такие колонки заказала национальная телекомпания Финляндии.
PM-1000
В 1974-м был выпущен орган Electone CSY-1 с функциями синтезатора, а также культовый усилитель мощности B-1, построенный на V-FET (Vertical Field-Effect transistor) — полярных полевых транзисторах с вертикальной геометрией.
В 1975-м в модельном ряду появился первый микшерный пульт PM-1000, предварительный усилитель C-1 на полевых транзисторах, топовый виниловый проигрыватель YP-1000 с ММ-картриджем Shure V-15 Type III и высококлассный FM-тюнер CT-7000, на разработку которого ушло четыре года. Тогда же было развернуто производство секционной мебели.
CT-7000 CS-80
В 1976 году пошел в серию синтезатор Yamaha CS-80. В это же время был выпущен предусилитель C-2, усилитель мощности P2200, изодинамические наушники HP-1 и кассетная дека TC-800GL с индустриальным дизайном, к которому приложил руку Марио Беллини (Mario Bellini).
C-2 P2200
В 1976-м появилось следующее поколение усилителей, включающее в себя модель CA-1000 III и флагман CA-2000, которые могли похвастаться стрелочными индикаторами уровня сигнала и работой в классе A. Флагман обеспечивал мощность в 120 Вт на канал (8 Ом, B-класс) и 30 Вт на канал при 8 Ом в A-классе.
TC-800GL CA-2000
В 1977 году под маркой Yamaha вышел полифонический аналоговый синтезатор CS-80. В это же время был представлен усилитель A-1 с новой концепцией DC (связь по постоянному току), в соответствии с которой из сигнальной цепи полностью исключались конденсаторы.
A-1 PX-1
В 1978 году появился проигрыватель винила PX-1 с тангенциальным тонармом, бюджетные полочники NS-451 с хорошо узнаваемыми белыми бумажными диффузорами и знаменитые профессиональные мониторы NS-10M с закрытым корпусом, ставшие непременным атрибутом чуть ли не каждой звукозаписывающей студии в мире.
NS-10M
Модель NS-10M оснащалась 35-мм твитером с мягким куполом и 180-мм СЧ/НЧ-драйвером с ферритовым магнитом и такой же бумажной мембраной белого цвета.
A-9
В 1979 году у «Ямахи» появился новый флагман — интегральный усилитель A-9, пришедший на смену CA-2000. Помимо главных особенностей предыдущего флагмана (возможность работы в A-классе, высокая мощность и пр.), модель имела пять тороидальных трансформаторов на борту, хороший емкостной запас (четыре электролита по 15 000 мкФ), функцию управления выходным импедансом и обладала технологией Pure Current Servo Amp, поддерживающей постоянный ток в линиях электропитания и заземления, что устраняло их влияние на проходящий звуковой сигнал.
В 1979 году начался выпуск новой компактной серии клавишных инструментов, получившей название PortaSound.
80-е, Yamaha Corporation
В 1980 году компания отметилась организацией учебного центра Piano Technical Academy, а в 1981-м представила компьютерную систему YIS. В 1980 году также был выпущен усилитель мощности B-6 с уникальным «пирамидальным» дизайном и блоком питания с высокоэффективной технологией X-power. Модель обеспечивала мощность в 200 Вт на канал при нагрузке в 8 Ом.
B-6
В этом же году на прилавках магазинов появилась акустическая система NS-690III, особенностью которой стал диффузор басового динамика, изготовленный из еловой целлюлозы. Именно такой сорт ели использовался для изготовления роялей Yamaha.
NS-690III
Также была открыта фабрика по производству гитар в Северном Голливуде (Калифорния), которая сотрудничала с профессиональными гитаристами.
FX-3
В 1981 году были выпущены массивные напольные трехполосные акустические системы FX-3 с твитером и среднечастотником, оснащенными бериллиевыми куполами. Массивный вуфер FX-3 имел диаметр в 360 мм.
CS01
В 82-ом появились синтезатор CS01, а также пианино Disklavier — обычный акустический инструмент, к которому была добавлена система, состоящая из синтезатора и устройства, способного автоматически нажимать клавиши.
CD-1
В этом же году компания представила свой первый CD-проигрыватель Yamaha CD-1 с выезжающим вместе с лотком механизмом привода. Аппарат имел отдельные блоки питания для цифровой и аналоговой частей, стеклянную лазерную линзу и уникальную систему управления.
A-2000
В 1983 году появился полный усилитель A-2000, который имел два трансформатора (для класса A и AB, соответственно), электролитические конденсаторы общей емкостью в 220 000 мкФ и обладал технологией ZDR (так называемый «двойной класс А», при котором сигнал усиливался параллельно в классе А и AB и объединялся для устранения малейших искажений). Модель весила 26 кг и выдавала по 150 Вт на канал при 6 Ом и коэффициенте гармонических искажений в 0,003%.
Clavinova YP-30
В 1983-м был выпущен еще один «хит» — электронное пианино Clavinova YP-30, а также ставший бестселлером 80-х цифровой синтезатор Yamaha DX7. В период с 83-го по 87-ой было продано 160 000 моделей DX7. Тогда же на прилавках магазинов появился более доступный CD-проигрыватель CD-X1.
В это же время кресло президента компании занял Хироси Кавасаки, а председателем правления стал его отец. По причине возникших между ними разногласий были допущены некоторые ошибки, связанные с постройкой головных офисов компании в США и Великобритании, а также с провалом выхода на рынок персональных компьютеров.
CD-X1
В 1984 году был представлен секвенсор QX1. В этом же году компания занялась налаживанием производства промышленных роботов, представив свою первую модель K-1.
QX1
В 1985 году появилось новое поколение CD-проигрывателей CD-2000/CD-2000W, использующих технологию VMA для устранения вибраций.
DSP-1
В 1986-м начался выпуск процессора цифровой обработки звукового поля DSP-1, который в итоге стал предтечей современных процессоров для домашних кинотеатральных систем. В это же время появился CD-проигрыватель CDX-2200 с 18-битными ЦАПами, который весил 15 кг. Тогда же, в 86-ом году были выпущены электронные барабаны PMC1.
В 1987 году произошло знаковое событие: в честь столетия со дня своего основания компания Nippon Gakki сменила название на Yamaha Corporation и убрала из своего логотипа камертоны, оставив чистое название «Yamaha». В это же время по всему миру открылись центры Yamaha Artist Services, Inc, целью которых являлось сотрудничество с культурными и образовательными организациями разных стран, а также поддержка юных талантов. В этом же году «Ямаха» выкупила 51% акций фирмы Korg — своего ближайшего конкурента по выпуску клавишных инструментов и различного электронного оборудования.
K-1X
В 87-м компания выпустила кассетные деки K-1X и K-1XW, которые стали финальными моделями из запущенной в 1978 году серии K-1.
CDX-2020
В 1988 году Yamaha начала экспортировать свои первые записывающие CD-ROM-приводы. В этом же году компания выкупила американскую фирму Sequential Circuits по производству синтезаторов. В 88-ом был выпущен CD-проигрыватель CDX-2020 с четырьмя ЦАПами на борту.
В 1990 году компания открыла заводы по производству музыкальных инструментов в Китае. В это же время в серию пошел усилитель AX-2000A, использующий в своей конструкции оконечную секцию с технологией HCA (Hyperbolic Conversion Class A operation). Оконечная и предварительная секции были разделены, а шасси и рама покрыты медью.
AX-2000A
По сути, данный усилитель стал кульминацией развития технологий, берущих начало в 70-х и 80-х годах, и демонстрировал непоколебимую веру разработчиков Yamaha в чистый звук даже в эпоху цифровых технологий и AV-компонентов.
В 1991 году сабвуфер Active Servo Processing Speaker YST-SD 90 был представлен в Музее современного искусства MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке.
GF-1
Кроме того, инженеры Yamaha представили новую версию бериллиевых куполов для динамиков, поверхность которых имела золотое напыление. Такие твитеры использовались в активной акустической системе GF-1.
GT-CD1
В 1991-м также был представлен CD-проигрыватель GT-CD1, корпус которого состоял из толстостенной деревянной верхней части и литого металлического основания. CD-привод был «врезан» в деревянную часть, для прижима компакт-диска использовался клэмп, а сам аппарат весил 24 кг.
В 1992 году AV-компоненты Yamaha начали собирать в Малайзии и Индонезии. В этом же году президентом Yamaha Corporation стал Сейзуке Уэсима (Seisuke Ueshima).
02R
В 1993 году появились первые модели фортепиано с технологией SILENT Piano, которая использовала электронные датчики нажатия клавиш и позволяла репетировать даже ночью благодаря возможности отключения механики акустической части пианино или рояля при сохранении тактильных ощущений от нажатия клавиш. В дальнейшем Yamaha использовала данную технологию и в других музыкальных инструментах — ударных установках, гитарах, скрипках, виолончелях и пр.
В 1995 году Yamaha выпустила цифровой микшер 02R, а в 1998-м произошло знаковое событие, связанное с применением технологий, которые использовались при создании процессора цифровой обработки звукового поля, в многоканальных системах домашнего кинотеатра. Тогда же «Ямаха» вернула свой логотип с тремя камертонами, обрамленными кругом.
2000-е
В начале нового тысячелетия на пост президента Yamaha Corporation заступил Шуджи Ито (Shuji Ito), который пришел в Nippon Gakki в 1965 году.
В 2001 году была основана звукозаписывающая компания Yamaha Entertainment Group.
В 2002 году Yamaha закрыла свой бизнес по производству луков для спортивных соревнований, который был начат в 1959 году.
NS-pf7
В 2003 году на прилавках появились миниатюрные полочные колонки ближнего поля NS-pf7, собранные в выпуклых бочкообразных корпусах и использующие 70-мм динамики с легкой жесткой магниевой мембраной. Тогда же был представлен топовый AV-ресивер Yamaha DSP-Z9 с сертификацией THX Ultra 2 и системой автокалибровки акустических систем YPAO.
В 2004 году «Ямаха» начала сотрудничество с фирмой Klipsch, специализирующейся на выпуске акустических систем. В этом же году было официально представлено программное обеспечение Vocaloid (слово представляет собой производное от слов «вокал» и «андроид»), позволявшее имитировать пение человека с помощью технологии синтеза речи на основе заданного текста и мелодии.
В январе 2005 года Yamaha стала собственником германской компании Steinberg, разрабатывающей софт для создания музыкальных произведений, а в декабре 2007 года «Ямаха» выкупила все акции австрийского производителя фортепиано Bösendorfer.
YPG-625
В 2007 году цифровое фортепиано Yamaha YPG-625 получило престижные награды («Клавишные года» и «Продукт года») от специализированного издания The Music and Sound Retailer.
Tenori-on
В этом же году был представлен электронный музыкальный инструмент Yamaha Tenori-on («тэнори-он») с сеткой из LED-переключателей, создателями которого стали японский художник Тосио Иваи (Toshio Iwai) и Ю Нисибори (Yu Nishibori) из подразделения Music and Human Interface Group (Yamaha Center for Advanced Sound Technology).
В 2010 году Yamaha Corporation отметилась технологией гибкого динамика TLF-speaker толщиной всего в 1,5 мм, напоминающего музыкальный плакат. Аббревиатура TLF расшифровывалась как Thin, Light, Flexible, т.е. «тонкий», «легкий» и «гибкий».
В 2014 году под крыло «Ямахи» перешла американская компания Revolabs, Inc., основная деятельность которой связана с разработкой беспроводного оборудования для конференц-залов. В этом же году Yamaha Corporation выкупила компанию Line 6, производящую музыкальные инструменты (в основном, гитары) и оборудование для них.
В 2018 году компания организовала научно-исследовательскую базу Innovation Center и приобрела американский бренд усилителей для бас-гитар Ampeg.
NS-5000
В 2019 году усилители Yamaha WXA-50 и WXC-50, собранные в полностью металлических корпусах и использующие беспроводные потоковые технологии, завоевали награду German Design Award 2019. В этом же году цифровое фортепиано Clavinova (серия CSP) было отмечено Red Dot Award, а топовая акустическая система Yamaha NS-5000 была высоко оценена жюри в таких конкурсах, как iF Design Award, German Design Award и Good Design Award.
Представленные в 2016 году трехполосные спикеры NS-5000 наследуют традиции, заложенные в конструкции и дизайне массивных полочников 70-х годов — в частности, в модели NS-1000M. Мембраны излучателей NS-5000 изготовлены из особого синтетического волокна ZYLON с высокой прочностью и эластичностью.
A-S1100
На данный момент в группе Audio & Visual («Аудио и домашний кинотеатр»), в подразделе HiFi Components, «Ямаха» предлагает линейку стереоусилителей, представляющих собой своеобразное возвращение к Hi-Fi-истокам, о чем свидетельствует ретро-дизайн данных аппаратов.
Например, усилитель Yamaha A-S1100, представленный в 2015 году, внешне созвучен аппаратам 70-х годов, имеет стрелочные индикаторы уровня сигнала и даже деревянные боковины. «При таком подходе важное значение имеет не только мелодия, гармония и ритм, но и открытость, эмоции и грув», — говорит главный инженер отдела Hi-Fi Киёхико Гото (Kiyohiko Goto).
Yamaha сегодня
В настоящее время компанию возглавляет Такуя Наката (Takuya Nakata) — выпускник японского частного Университета Кэйо, который начал свою карьеру в Yamaha Corporation в 1981 году. За шесть лет пребывания Накаты на посту президента прибыль компании увеличилась с 2% до 13%.
Корпоративная миссия Yamaha Corporation заключена в японском слове Kandō (Кандо), которое обозначает воодушевленное состояние духа и описывает чувство радостного волнения и глубокого удовлетворения, полученное от ощущения высшего качества и высокой эффективности.
Такуя Наката
Согласно данным на 2017 год, в Yamaha Corporation было занято 28 112 служащих.
Сейчас компания производит широчайший ассортимент различной продукции. Тем не менее, главными направлениями деятельности Yamaha Corporation являются:
1) выпуск музыкальных инструментов и организация различных музыкальных школ, а также специальных образовательных программ;
2) разработка и выпуск профессиональной и потребительской аудиотехники;
3) производство различных электронных компонентов (громкоговорители для лэптопов, видеоконтроллеры, роутеры и прочее);
4) спортивный инвентарь, производство автоматизированной техники для фабрик и заводов, деревянные детали для салонов автомобилей, курортные комплексы и др.