Zoom sharing host что за процесс
Все «дыры» Zoom: чем рискуют пользователи самого популярного сервиса видеоконференций эпохи карантина
Но у пользователей возникли претензии к безопасности Zoom: люди жаловались на передачу их данных в Facebook, на утечки видеозаписей и личной контактной информации. Zoom стал ответчиком по иску о нарушении приватности пользователей в США. Из-за проблем с безопасностью от использования Zoom только за последние недели отказались SpaceX, Apple, Google, NASA, Пентагон и Сенат США. В России крупные компании пока не делали таких заявлений, хотя против использования сервиса в школах выступили власти Саратова.
Почему это важно? В России Zoom стал наиболее быстрорастущим сервисом видеоконференций, выяснил оператор Yota. Объем трафика Zoom вырос более чем в 8 раз за последние две недели марта по сравнению с данными на начало месяца. Для сравнения: трафик на Skype и Cisco AnyConnect возрос в 2 раза за аналогичный период, у популярного мессенджера с поддержкой видеоконференций Discord трафик вырос на 50%.
Популярность Zoom выросла по всему миру. На неделе с 15 по 21 марта он занял второе место по числу скачиваний, уступив только TikTok, оценивают в AppAnnie. По итогам первой недели апреля Zoom лидировал по загрузкам среди бизнес-приложений в России.
Какие уязвимости были и остаются у сервиса Zoom и какие есть альтернативы?
Передача данных Facebook
В конце марта стало известно, что данные пользователей iOS-версии приложения Zoom передаются в Facebook, даже если у пользователя нет аккаунта в соцсети. Zoom делится с Facebook информацией о модели телефона, часовом поясе, городе, операторе связи и уникальном рекламном идентификаторе устройства. Все это можно использовать для таргетирования рекламы.
После этого Zoom выпустил обновление и объявил об удалении кода, который передает информацию в Facebook. Впрочем, через два дня компания стала ответчиком по иску о нарушении конфиденциальности, который был подан в суд Калифорнии.
Слабое шифрование видео
Тогда же, в марте, издание Intercept сообщило, что Zoom не использует сквозное шифрование (end-to-end, E2E) для передачи видео и аудио, которое считается наиболее защищенным в интернете. Подобный способ кодировки используется в сервисе видеозвонков FaceTime от Apple.
На веб-сайте и в «белой книге» (информации для клиентов) Zoom указывалось, что такой тип шифрования применяется, но на практике Zoom использует TLS-шифрование. Оно отличается от сквозного шифрования тем, что кодирует данные не между пользователем и пользователем, а между сервером и пользователем, сама компания при этом имеет доступ к незашифрованному видео- и аудиоконтенту конференций. Благодаря этому Zoom имеет техническую возможность шпионить за пользователями и потенциально может передавать файлы в правоохранительные органы по запросу.
В ответ на публикацию Zoom пояснила, что под термином «сквозное шифрование» в своих маркетинговых материалах имела в виду другое. На самом деле с помощью сквозного шифрования в Zoom защищены только текстовые чаты. Zoom также заявила, что не имеет доступа к сессионным ключам и не может расшифровать сообщения, которыми обмениваются пользователи.
Неизвестные «дыры» в безопасности
В середине марта издание Vice рассказало о том, что злоумышленники продают данные о двух ранее неизвестных и неустраненных уязвимостях в Zoom, которые позволяют следить за звонками. Об этом изданию рассказали основатель компании Netragard Адриель Десотелс, который ранее продавал данные об уязвимостях, а также два человека, контактировавших с продавцами.
Позднее Zoom сообщала, что не нашла подтверждения этой информации.
Прослушка вызовов
В январе работающая в сфере кибербезопасности компания Check Point сообщила еще об одном дефекте Zoom, который позволял прослушивать вызовы, получать доступ ко всем аудио- и видеофайлам и документам пользователей, которыми они обменивались в чатах. Как правило, идентификационные номера конференций Zoom состоят из 9-11 знаков. Хакер мог предварительно создать длинный список идентификаторов, и затем, используя специальные программы, быстро проверить, действителен ли соответствующий идентификатор конференции Zoom или нет. Если идентификатор действительный, а конференция не была защищена паролем, злоумышленник мог получить к ней доступ. По оценке Check Point, подобрать правильный идентификатор звонка удавалось в 4% случаев.
Zoom уже устранил эту проблему: идентификатор заменили «криптографически более надежным», сделали обязательным использование пароля для подключения, а после нескольких попыток подключиться к сеансу устройство хакера будет «забанено» платформой.
Порнография в эфире
Незнакомцы как друзья
Zoom раскрывал личные данные тысяч пользователей, сообщило в апреле издание Motherboard. Речь идет об их email-адресах, именах, фотографиях и статусах профиля. Проблема связана с настройкой «Каталог компании» (Company Directory) Zoom, из-за которой люди с email-адресами в одном домене распознаются как сотрудники одной компании и автоматически добавляются друг к другу в контакты.
Настройка позволяет упростить поиск коллеги для вызова, когда домен действительно принадлежит отдельной компании. Но Zoom принимает за корпоративную почту и личные ящики пользователей, если только они не на широко известных доменах вроде gmail.com, yahoo.com, hotmail.com и некоторых других. В том числе сотрудниками одних компаний Zoom считает пользователей yandex.kz (домена Yandex для Казахстана), yandex.by (для Белоруссии), citydom.ru (провайдер «Эр-телеком холдинг», бренд «Дом.ру») и starlink.ru (провайдер Starlink). Все эти люди получали возможность позвонить друг другу.
Хранение кодов в Китае
Используемые Zoom ключи шифрования иногда отправлялись на китайские серверы. Расположенная в Кремниевой долине Zoom владеет тремя китайскими «дочками», в которых работают минимум 700 разработчиков софта. Таким образом, Zoom теоретически может подвергнуться давлению со стороны китайских властей.
После обнародования этой информации, Zoom, начиная с 18 апреля, предоставила возможность владельцам платных аккаунтов выбрать регион, через который будут отправлять ключи шифрования.
Неполное удаление видео
Портал Сnet.com сообщил об уязвимости, которая позволяла искать сохраненные видеоролики в Zoom, используя ссылки общего доступа, содержащие часть URL-адреса, например название компании или организации. Видео можно потом загрузить и посмотреть. Кроме того, выяснилось, что удаленные видео оставались доступными на облаке в течение нескольких часов после удаления.
Zoom выпустил обновления, которое должно устранить недостаток.
Продажа аккаунтов
Более 500 000 учетных записей Zoom продаются в дарквебе и на хакерских форумах за копейки. Впрочем, здесь уже нет вины Zoom. Данные собираются из более старых утечек: злоумышленники пробуют войти в Zoom, используя утекшие логины и пароли от других сервисов. Все, что совпадает, собирается в списки и продается мошенникам. Некоторые учетные записи отдаются бесплатно на хакерских форумах, например, чтобы их использовали для Zoombombing.
Скачивание без согласия
Сотрудник занимающейся кибербезопасностью компании VMRay Феликс Сииле выяснил, что Zoom может устанавливается на macOS без согласия пользователя. Это напоминает поведение вредоносных программ, указал эксперт.
Связь через посредника
В некоторых моментах приложение Zoom жертвует безопасностью в угоду простоте использования, отмечает архитектор облачных решений компании Crayon Андрей Дубровин. В Zoom нет рабочих механизмов авторизации. В отличие от других систем, двухфакторная аутентификация доступна только в браузере, а подключить верификацию, например, по SMS просто нельзя, то есть вы можете назвать себя «гендиректором» и проверить эту информацию никак не получится, говорит он.
Но это не самая серьезная проблема системы, продолжает эксперт. «Как и другие сервисы видеоконференций, Zoom строится вокруг службы Active Directory, где хранятся данные обо всех учетных записях пользователя. Подключаясь к звонку по ссылке, вы передаете верификационные данные так называемому Man in the Middle — провайдеру или оператору связи. Защита информации во время такой передачи в Zoom слабо проработана, и если в сети «посредника» есть зараженный участок, данные могут быть перехвачены мошенниками», — предупреждает Дубровин.
Что говорят в Zoom? Исходно сервис видеоконференций был ориентирован, в первую очередь, на корпоративных клиентов: крупные учреждения с полноценной ИТ-поддержкой, объяснял в открытом письме пользователям основатель и CEO Zoom Эрик Юань. Среди них — крупнейшие в мире финансовые, телекоммуникационные, государственные организации и т.д.
Zoom не был готов к тому, что всего за несколько недель почти каждый человек в мире станет вынужден работать, учиться, общаться из дома, признает глава компании. Если в конце декабря 2019 года Zoom использовали 10 млн человек, то уже в марте 2020 года — более 200 млн.
Zoom обещает уделять больше внимания кибербезопасности. Компания уже наняла в помощь компанию Luta Security, глава которой Кэти Муссурис наиболее известна сотрудничеством с Microsoft, Symantec и Пентагоном. Кроме того, Zoom готова платить всем желающим за найденные уязвимости. Компания запустила программу big bounty, в рамках которой будет выплачивать вознаграждения киберспециалистам, которые найдут бреши в безопасности и уведомят об этом Zoom.
Какие есть альтернативы?
У Zoom немало конкурентов: TrueConf, Skype, VideoMost, Cisco WebEx, Google Hangouts и другие. Вокруг всех облачных сервисов разгорелся настоящий ажиотаж, но Zoom стала наиболее популярной благодаря простоте установки, регистрации и поддержки, а также возможности использования на всех устройствах, и все это бесплатно, говорит руководитель группы поддержки продаж сетевых решений «Инфосистемы Джет» Дмитрий Каросанидзе.
О планах создать российский аналог Zoom в минувшую субботу заявил министр просвещения России Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия-24». По его словам, Министерство просвещения и Минкомсвязь разрабатывают отечественный продукт «Цифровая образовательная среда», где будут использованы «только отечественные разработки, только отечественное программное обеспечение, в том числе и видеоплатформа, аналогичная Zoom и Skype», сообщило ТАСС. Зарубежные системы Кравцов назвал «неустойчивыми». По его словам, власти планируют представить отечественный проект к началу следующего учебного года.
ZOOM: история создания сервиса, проблемы с безопасностью и секрет популярности
Казалось бы, до марта 2020 года мало кто вообще в России слышал о сервисе видеоконференций с названием ZOOM. Зато теперь о нем говорит каждый второй, даже несмотря на слухи о проблемах с безопасностью личных данных. Ни у кого нет внятного объяснения того, почему этот сервис стал столь популярным в мгновение ока. С другой стороны, ответ очевиден: эпидемия коронавируса заставила бесчисленное количество людей работать из дома, а удаленным сотрудникам нужен инструмент для проведения видеооконференций. Однако еще задолго до того, как удаленная работа стала мейнстримом, люди тоже пользовались ZOOM’ом и предпочитали его большинству приложениям для видеосвязи. Так что вопрос «почему люди выбирают ZOOM?» по-прежнему актуален. Давайте разбираться, почему так?
Первое появление ZOOM и проблемы с безопасностью
К настоящему времени история ZOOM больше мифологична и вызывает много вопросов, а потому начнем с самого начала. В 2011 году Эрик Юань, ведущий инженер подразделения WebEx в компании Cisco, уволился с работы и решил создать собственный бизнес. Он набрал команду, собрал первые инвестиции, а два года спустя появился проект ZOOM. Проект собирает еще больше денег от инвесторов и Эрик начинает сразу же использовать сервис для проведения деловых встреч с новыми инвесторами, осуществляя демонстрацию возможностей программы на практике. Что ж… это сыграло ему на руку: к 2015 году проект привлек 30 миллионов долларов, а к 2017 году его стоимость оценивалась в 1 миллиард.
Все ли было так гладко? Нет. Давайте перенесемся на несколько лет вперед. Первая проблема сервиса вскрылась в 2018 году, когда была обнаружена уязвимость, позволявшая неавторизованным пользователям внедряться в конференции и подделывать сообщения участников собрания, а также удалять пользователей из беседы. Весной 2019 года специалисты по безопасности обнаружили в приложении ZOOM для MacOS еще одну «дыру», которая позволяла вредоносным сайтам насильно добавлять пользователей в конференцию и активировать их веб-камеру. Эта проблема затронула даже тех пользователей, который удалили ZOOM со своего «Макинтоша», что вынудило Apple выпустить патч безопасности. ZOOM в свою очередь изменил способ предоставления разрешений для подключения к конференциям.
Впрочем, эта ситуация не повлияла на позиции ZOOM, сделав его к концу 2019 года одним из самых популярных бизнес-инструментов, а также самым быстрорастущим. В начале марта 2020 года прирост новых клиентов составил 61%, а выручка компании выросла на 88% по сравнению с 2019 годом. К концу марта 2020 года ZOOM даже обогнал TikTok по количеству скачиваний в AppStore. А затем случился громкий скандал с утечкой пользовательских данных. Тот неловкий момент, когда популярность совсем не играет на руку: 4 апреля 2020 года СМИ сообщили, что тысячи личных видео из ZOOM были выложены в Сеть для открытого просмотра и обвинили компанию в безалаберном отношении к конфеденциальности своих пользователей. Спору нет, ведь в эпоху самоизоляции многие люди перенесли в формат видеозвонков даже личные взаимодействия.
Крупнейшая утечка данных: причины и последствия
Как оказалось, среди обнародованных видеороликов обнаружили сеансы психотерапии, телемедицинские звонки с контактными данными пациентов, бизнес-встречи, в которых фигурировала финансовая отчетность компаний. Понятное дело, что вместе с этими материалами были раскрыты лица людей и их голоса. Согласитесь, история не из приятных. Видео ZOOM не записываются по умолчанию, но организаторы вызовов могут выбрать их запись и сохранить на серверах Zoom или своих компьютерах без согласия участников, хотя участники получают уведомление, когда хост начинает запись. В этом многие пользователи ZOOM видят главную проблему сервиса, хотя то же самое можно сделать в любом приложении, используя видеозахват экрана.
Обнаружение того, что видео доступны в открытой сети, добавляет ряд проблем, которые привлекли общественное внимание, поскольку услуга стала предпочтительной альтернативой для американской работы, школы и социальной жизни. Комментируя данную ситуацию представители ZOOM сказали, что сервис «предоставляет хостам безопасный и надежный способ хранения записей, а также инструкции о том, как пользователи могут повысить безопасность своих вызовов. Если организаторы собраний решат выложить запись в общий доступ – мы настоятельно призываем их быть бдительными и предельно осторожными, а также проявлять прозрачность по отношению к участникам беседы, уведомляя их о публикации видео в общий доступ». Ну…, то бишь, просто сказали, что «мы, мол ни при чем, вы сами во всем виноваты».
Однако позже Эрик Юань принес извинения за то, что ZOOM не соответствует «ожиданиям пользователей в отношении конфиденциальности и безопасности», и заявил, что компания перенаправит своих инженеров на устранение недостатков безопасности. Также Эрик опубликовал в своем блоге запись о том, что сервис ZOOM используется гораздо шире, чем он предполагал, когда основал компанию в 2011 году. «Мы не разрабатывали продукт с предвидением, что в течение нескольких недель каждый человек в мире вдруг начнет работать, учиться и общаться дома», – написал Эрик в качестве оправдания. По его словам, новые пользователи видеосервиса начали использовать ZOOM «неожиданными способами, которые поставили перед компанией проблемы, с которыми никто не ожидал столкнуться при создании платформы». Честно говоря, очень странно, что разработчики приложения действительно не подумали заранее о том, что люди начнут сливать видеозаписи и просто записи разговоров в Интернет.
Специалисты по безопасности бьют тревогу
Многие пользователи ZOOM после этого случая высказали, что сервис видеоконференций может лучше предупредить людей о необходимости защитить свои видео. А эксперты по безопасности предложили ZOOM внедрить новый алгоритм присвоения имен к видеозаписям, чтобы их было труднее найти в поисковых системах (дело в том, что некоторые поисковые системы осуществляют поиск по открытым облачным хранилищам). Дело в том, что при разработке своего сервиса инженеры ZOOM обошли некоторые общие функции безопасности других программ видеочата, такие как требование, чтобы при сохранении видеозаписи использовались уникальные имена файлов.
По мере того, как миллионы людей выбирают ZOOM, эксперты по безопасности отмечают, что проблемы с программным обеспечением и конфиденциальностью, которые их волнуют, могут подвергнуть опасности и компьютеры людей. В частности, специалисты высказали предположение, что бреши системе безопасности ZOOM могут позволить незнакомцам украсть информацию о входе в систему, просмотреть сообщения и взять под контроль камеры и микрофоны пользователей.
Особенно встревоженными оказались представители сексуальных меньшинств. Рут Шварц, директор компании Conscious Girlfriend (группа поддержки отношений для однополых отношений между женщинами) ужаснулась, когда узнала, что видеозаписи ее групповых сессий можно просматривать через Интернет. По ее мнению, женщины с нетрадиционной ориентацией и без того постоянно подвергаются нападкам, но из-за небезопасного ZOOM это может усугубить их положение в обществе. «Это действительно важный звонок для всех, ведь социальная связь является одним из главных факторов, определяющих психическое и физическое здоровье. Для всех нас, кто выполняет такую деликатную работу, необходимы максимальные меры предосторожности для защиты наших сообществ. Очень жаль, что ZOOM позволяет себе пренебрегать этим».
Почему люди выбирают ZOOM, а не Skype?
Несмотря на явные проблемы с безопасностью, люди все равно продолжают делать выбор в пользу ZOOM, а не сторонних сервисов конкурентов. Почему так происходит? Пользователи сервиса рассказывают, что основная причина, по которой они любят ZOOM, кроется в том, что максимальная задержка во время разговора не превышает 150 мс. Руководство самого ZOOM отмечает, что людям нравится их приложение «просто потому, что это работает: никому не приходится лишний раз убеждаться, что все пользователи, подключившиеся к собранию, могут хорошо слышать каждого оратора». Кроме того, приложение эффективно функционирует на мобильном телефоне и позволяет удобно производить демонстрацию экрана для всех участников беседы.
Вы скажете, что даже «майкрософтовский» Skype умеет делать то же самое безо всяких танцев с бубном, и будете совершенно правы. А значит, одной лишь функциональности недостаточно для того, чтобы быть лидером рынка. Именно поэтому мы начали разговор с низкой задержки, которая не позволяет допускать рассинхрона между видео и звуком. ZOOM постоянно сравнивается скептиками с такими сервисами, как Skype и Hangouts (последний не популярен в России), которые предлагают аналогичные наборы инструментов для совершения видеосессий и общения, но в подавляющем большинстве люди все равно выбирают ZOOM.
Каким-то образом в нашем огромном мире ZOOM стал эдаким «золотым стандартом». Рич Костелло, аналитик компании IDC, отмечает: «У создателей ZOOM есть отличный продукт и отличные маркетологи, которые отлично справляются с продвижением продукта на рынке. Сейчас многие из конкурентов ZOOM пытаются понять, что же конкретно сделал рекламный отдел компании, чтобы добиться столь широкого успеха программы».
Поскольку ZOOM продолжает дистанцироваться от толпы видеочатов, преображение мира в формате перехода на удаленную работу, приносит только пользу создателям видеосервиса. Бесспорно – коронавирус увеличил число людей, которые перешли на работу из дома: примерно 4,7 миллионов жителей США и почти 6 миллионов жителей России перевели на удаленку с февраля 2020 года. Для этих людей ZOOM – это больше, чем просто возможность проводить видеоконференции. ZOOM – это теперь и есть офис. Более 10 миллионов человек присоединяются к встрече Zoom каждый день. А еще в феврале 2020 года компания достигла более 200 миллионов ежедневных пользователей по сравнению с 10 миллионами в декабре 2019 года.
ZOOM, коронавирус и планы на будущее
С распространением коронавируса, амбиции руководителей ZOOM раскачались еще больше. У них родилась мысль, что можно сделать нечто большее, чем просто сервис видеоконференций, ведь ZOOM может изменить способ развития бизнеса в будущем. И эпидемия стала отличным полем для тест-драйва.
Сейчас разработчики ZOOM запускают новые коммуникационные инструменты для замены стационарных офисных телефонов и мессенджеров, новые функции искусственного интеллекта, разработанные для повышения эффективности совещаний, а еще разрабатывают способы использования передовых технологий, позволяющих сотрудникам чувствовать себя ближе друг к другу. В данном случае речь идет об обкатке VR-возможностей, которые вполне могут появиться в ZOOM’е. Иначе говоря, пока другие компании хотят переосмыслить офис, как непосредственно рабочее место, специалисты из ZOOM хотят переосмыслить офис как место вообще.
«Мы хотим быть коммуникационной компанией номер один», – рассказывают они. Под этим подразумевается превращение сервиса видеоконференций в мощную платформу для текстовых чатов, интеграцию с календарными приложениями, телефонными контактами, трекерами продаж, образовательными платформами и многое другое. Кажется, на выходе мы получим продвинутую версию китайского WeChat для европейцев. Глобальный план ZOOM начинается с видео, а заканчивается всеобъемлющим инструментом коммуникации для всей рабочей силы. «Но…, конечно же, нет никакой гарантии, что успех ZOOM в видеосреде переместится в другое место», – отмечает Рич Костелло из IDC.
С точки зрения продукта задача ZOOM будет заключаться в том, чтобы предлагать гораздо больше опций и возможностей, не теряя при этом простоты работы, которую любят пользователи. Успешные приложения, как правило, всегда пытаются добавить больше функций, что делает их менее полезными и разочаровывает людей, заставляя искать более удобное и простое решение. Эрик Юань знает это не понаслышке после своей истории с WebEx, поэтому ZOOM будет предлагать лишь возможность активации новых опций, не заставляя пользователей пробовать новые возможности принудительно. «Если вы подключите какую-то опцию осознанно, то будете понимать, как ее использовать, – рассказывает Юань, – Однако самый важный способ сделать пользователей счастливыми – убедиться, что видео продолжает работать».
Как Zoom стала самой важной компанией в эпоху коронавируса
Эрик Юань, основатель Zoom, во время IPO компании в прошлом году
Цифры, которые впечатляют
За первые два месяца 2020 года Zoom привлекла больше новых пользователей, чем за весь 2019-й. В марте к сервису присоединялись по 300 тысяч новых человек каждый день, и это только в США.
Учителя в Новой Англии проходят занятия по повышению квалификации через Zoom
Сейчас у Zoom 14 млн активных месячных пользователей. И больше 100 тысяч корпоративных клиентов, включая Samsung, Uber, Slack и Walmart. С помощью Zoom врачи в Китае посещают собрания и ведут консультации, инструкторы в США проводят классы йоги и боевых искусств, а студенты Гарварда занимаются с преподавателями. В условиях социального дистанцирования в «Зуме» устраиваются вечеринки и концерты, и даже проводятся свидания вслепую. Кстати, в отличие от «Тиндера» и Bumble, девушки на них ходят чаще, чем парни.
В Америке шутят, что поколение Z наконец узнало, что это была за «Z». А студенты жалуются, что все они теперь ходят в «Университет Zoom» — одно и то же учреждение, только почему-то с очень разными ценами.
Акции Zoom более чем удвоились в цене с момента начала коронавируса. Число платных пользователей повысилось на 48%, бесплатных — в два раза. Эрик Юань, основатель компании, верит в то, что эффект долгосрочный:
Думаю, после того, как этот кризис пройдет, люди поймут, что работа из дома — это не так уж и плохо.
Чтобы не прослыть главной «сторонницей» кризиса, компания помогает, как может. Она убрала ограничение по времени для всех пользователей в Китае (раньше было не более 40 мин. на звонок). И бесплатно предлагает свои сервисы школам и университетам. Может, поэтому Zoom и смогла так быстро стать частью молодёжной культуры.
Почему Zoom, а не Skype?
Помните, когда все «скайпились»? Все HR-ы проводили интервью в «Скайпе», там проходили совещания и звонки между друзьями. Что произошло?
У «Скайпа» были все шансы. Он стартовал раньше на 8 лет. У него была поддержка eBay (а потом — Microsoft). И готовая база пользователей, которую главное было не растерять.
Главным преимуществом Zoom стала простота. Это утилита для тех, кому хочется, чтобы в программе была одна кнопка, и даже её нажимали за них. Достаточно скачать приложение и получить ссылку для входа в звонок. Всё. Настраивать свой профиль, добавлять фото, избавляться от рекламы, отправлять свои контактные данные, искать пользователей — всё это лишнее.
Поэтому сервис стал популярен не только среди технарей, но и среди «маглов». К нему очень легко подключиться, достаточно знать о его существовании. Завести электронную почту — и то более сложное и муторное занятие.
Сравнение сервисов для видеоконференций от Process.st
Вторая причина падения «Скайпа» и роста Zoom — баги! И в десктопной, и в мобильной версии «Скайпа» с ними сталкиваешься регулярно (что неудивительно, учитывая число обновлений и количество разных дополнительных функций, которых никто не просил). Каждый апдейт добавляет новых функций и новых проблем. А ещё в «Скайпе», к сожалению, много спама, через который иногда приходится продираться.
Впрочем, и Skype, и Google Hangouts, и Facebook Messenger, и Apple FaceTime — все они получили неплохой буст в плане пользователей. Но только Zoom за два месяца стала культурной сенсацией.
Одна из главных причин в том, что его теперь используют многие школы и университеты. Это удобный способ быстро подключить сразу 20-30 человек, и говорить одновременно со многими. А от молодой аудитории — мемы (группа в Facebook уже набрала 450 тысяч пользователей), виральная реклама, социальная значимость и естественная популярность.
Молодая аудитория также ценит Zoom за некоторые функции, напоминающие приложения соцсетей. Например, кнопка «Подправить мой внешний вид» в настройках видео разглаживает кожу лица у человека, как фильтр в «Инстаграмме». Если вдруг проснулся с прыщём на лбу — можно не так стрессовать, если сегодня намечен звонок. А «Виртуальный фон» успешно спрячет неубранную комнату.
Удобство и надежность сервиса сделали его «стандартом» в видеоконференциях бизнеса. А студентам и школьникам кажется, что использование Zoom — это круто. Это «горячий» бренд, идущий в ногу со временем. В то время как Skype среди поколения «зумеров» расценивается «пройденным этапом».
5 причин использовать Zoom
Мы в Rubrain.com уже несколько лет используем Zoom для своей повседневной работы. Среди менеджеров в среднем — примерно пять раз в час. У программистов — один-два раза в день. Здесь идут все совещания, все разборы проектов (дизайн, программирование, документы). Менеджеры дают и обсуждают задания, разработчики сообщают о прогрессе за день.
Вот несколько причин, по которым мы выбрали этот сервис:
В этом и весь смысл сервиса.
Эрик Юань, основатель Zoom, был главой Webex. Занимался как раз развитием софта для видеоконференций. Однако к 2010 году он разочаровался в работе на Cisco. По словам предпринимателя, проблема состояла в том, что сервис Webex был недостаточно хорош. Каждый раз, когда пользователи Webex заходили в личный кабинет, чтобы начать конференцию, система сначала определяла версию запускаемой программы (iOS, Android, ПК или Mac). Это существенно замедляло работу.
Общаясь с Биллом Таем, венчурным инвестором, который потом одним из первых вложился в Zoom, Эрик Юань говорил: «Однажды кто-то создаст облачный сервис видеоконференций, и мне придет конец».
Предприниматель целый год пытался убедить руководство Cisco, что сервис Webex нужно переделать. В 2011 году, когда все его попытки не увенчались успехом, он решил покинуть компанию.
Теперь его проект Zoom — самый простой для использования. Кликаете по ссылке-приглашению, и всё, ваша конференция стартовала. Если приложение не установлено, эта же ссылка предлагает его загрузку. Гостям звонка не приходится даже создавать аккаунта, достаточно, чтобы он был у хоста.
Zoom работает на любом девайсе. Смартфоне, планшете, ноутбуке, ПК. Можно вступать в конференцию откуда угодно, хоть в тролейбусе, хоть в самолете. Сервису также не требуется особо быстрое интернет-соединение, он умеет аккуратно снижать качество видеозвонка. Доступна также только аудиосвязь.
Даже для средних и больших компаний, если подходить с умом, сервис сейчас полностью бесплатен 🙂 Не только для присоединения к конференциям, а и для их создания. Все функции доступны совершенно свободно.
Бесплатная версия Zoom предлагает:
Даже с безумным притоком новых пользователей (до 600 тысяч человек в пиковую субботу 21 марта), сервис хорошо держит нагрузку. Багов и падений не наблюдается, что просто неслыханно, учитывая объёмы трафика, необходимые для обработки видеособраний в реальном времени.
Есть, правда, скандалы о том, что Zoom пересылает кому-то ваши данные (у Skype с Microsoft, впрочем, они тоже регулярно). Есть пара уязвимостей. Ещё недавно был шум, что некоторая информация в iOS-приложении Zoom (город, часовой пояс) отсылалась Facebook. Но компания быстро устранила это в последнем апдейте. Проблема была в использовании Facebook SDK для iOS. Никакими данными пользователей Zoom, насколько мы это видим, пока не торгует.
Ну и вообще, Zoom — это довольно забавно. Не зря о нём столько мемов и компиляций. Вместо собрания, где все смотрят на тебя в твоей кухне, можно добавить свой бэкграунд, и общаться так, словно ты в космосе или на пляже. Или в Арктике с пингвинами. А студенты, к примеру, любят добавлять фоны с аудиториями, будто они до сих пор ходят в университет. Бесплатных бэкграундов в интернете полно, допустим, тут и тут. В дни социальной изоляции — то, что надо.
В общем, если вы чувствуете, что общение в «Скайпе» — это что-то не то, если вы недавно перешли на удаленную работу — горячо рекомендуем. Zoom за эту статью не платил, но мы в Rubrain сами им пользуемся, и все наши проблемы, которые мы встречали в решениях от Google, Microsoft и Cisco, он успешно решает. Если вы сейчас внезапно перешли на удаленную работу — это один из тех инструментов, которые могут помочь. В качестве альтернативы — на Хабре недавно рекомендовали оупенсорсную Jitsi Meet от Atlassian.
Кто знает, что будет через несколько лет. Может, появится что-то лучше и веселее, или Zoom обвешается рекламой и «плюшками», за которыми даже собеседника не будет видно. Но пока что доверие к Эрику Юаню есть, и то, как он ведёт свою компанию во время текущего кризиса — достойно уважения.