А судьи кто что это афоризм
А судьи кто?
А судьи кто?
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 5).
А судьи кто? за древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма.
О презрении к мнению авторитетов, которые ничуть не лучше тех, кого эти судьи пытаются порицать, критиковать и пр.
А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.
Смотреть что такое «А судьи кто?» в других словарях:
А судьи кто? — Ср. Не я одинъ всѣ также осуждаютъ (Фамусовъ). Пер. «А судьи кто?» Грибоѣдовъ. Горе отъ Ума. 2, 5. Чацкій. Ср. Ничтожный судъ Толпы, въ рѣшеніяхъ пристрастной, И вѣтреной и разногласной. Жуковскій. См. Улица … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
А судьи кто? — Ср. Не я один все также осуждают. (Фамусов). Ср. А судьи кто? Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Чацкий. Ср. Ничтожный суд Толпы, в решениях пристрастной, И ветреной и разногласной. Жуковский. См. улица … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
А судьи кто? — крыл. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 5, слова Чацкого: А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Кто, если не я? — Жанр драма В главных ролях Мария Шукшина Игорь Гордин Константин Юшкевич Алена Хмельницкая Михаил Ремизов Юлия Ауг Виктория Лукина Марина Правкина Александр Нестеров Владимир Фоков … Википедия
Кто есть евреи? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто есть иудей? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто является евреем? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Мировые судьи — Это название в разных странах носят мало сходные учреждения. В Англии М. судьи созданы были при Эдуарде III (1360) как единоличная власть, призванная охранять общественный мир. Постепенно расширяясь, их компетенция уже в XV в. охватила все… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Жизнь и времена судьи Роя Бина — The Life and Times of Judge Roy Bean Жанр комедия мелодрама вестерн экранизация Режиссёр Джон Хьюстон … Википедия
А судьи кто?
(значение) — применяется, как сомнение в том, что те, кто высказывает свое суждение по какому-либо вопросу, достоин того, чтобы судить об этом.
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829).
Оглавление
А судьи кто?
Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.
Позвольте, батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти: так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой;
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом.
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.
Не я один, все также осуждают.
(Примечание — далее следует Монолог Чацкого)
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма [ 3 ] ;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор [ 4 ] негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостный балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали:
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!»
Чацкий (художник П. Соколов)
Примечания
↑ 1) — главный герой произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова — Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова раньше любили друг друга.
↑ 2) — московский дворянин средней руки. Служит управляющим в казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.
↑ 3) — крепость и город Очаков был взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 года в Русско-турецкую войну 1787 – 1791 годов. Общее командование штурмом осуществлял князь Потёмкин, армией командовал полководец Суворов Александр Васильевич (1730 – 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.
↑ 4) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.
↑ 5) — Зефир – древнегреческое мифологическое божество, самый мягкий из ветров, посланник весны. Амур – бог любви в древнеримской мифологии.
В словарях
3. (судей). Тот, кто судит (в 1 знач.), высказывает мнение, даёт оценку. Он в этом деле не судья. А судьи кто? (говорится в значении: эти люди не могут осуждать кого-нибудь, они сами не лучше; книжн.). Бог тебе судья. (выражение прощения, нежелания осуждать).
1. Тот, кто судит, высказывает мнение, заключение по поводу чего-нибудь, дает оценку кому-чему-нибудь. «- А дамы?… Судьи всему везде, над ними нет судей.» Грибоедов. «А судьи кто?» Грибоедов. «Вот наши строгие ценители и судьи.» Грибоедов. «»Прекрасно!» кричат судьи.» Крылов. «Онегин был по мненью многих (судей решительных и строгих) ученый малый, но педант.» Пушкин. Он в этом деле плохой судья.
✍ Примеры
Окуджава Булат Шалвович (1924 – 1997)
«— А судьи кто? — с пафосом вопросил фон Мюфлинг со своих небес.
— Ах, судьи… — сказал лекарь, скривившись весь, и глаза его наполнились слезами, — ваш сарказм, милостивый государь, не имеет силы, ибо я говорю не как судья, а как пострадавший, вот так.»
С близким значением
Вот наши строгие ценители и судьи!
Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Цитата из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829). Слова из Монолога Чацкого (действие 2, явление 5).
А судьи кто?
— Привет, сынок. Что делаешь?
— Сочинение пишу. Вот уже второй час пошёл.
— Интересно говоришь. О ком сочиняешь?
— «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
— А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
— Ну ты, пап, даешь! Вот это память. Анна Петровна была бы в шоке.
— Я сам и не думал, что вспомню. В этом фрагменте что ни строка, то цитата. Вот, например, знаешь, откуда пошло выражение «а судьи кто?».
Благодаря Александру Сергеевичу выражение «А судьи кто?» действительно стало известным и популярным.
Однако Первоисточником этого оборота является Новый Завет.
В Соборном Послании Святого апостола Иакова мы читаем следующее:
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
Апостол пишет свое послание всему еврейскому народу.
Его послание было вызвано потребностями и состояниями религиозно-нравственной жизни их христианских общин и имело исключительно нравоучительный характер.
В приведённом нами фрагменте из четвертой главы, Апостол Иаков обличает человеческие грехи. Среди прочего, он предостерегает христиан от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего, как идущего врозь с добродетелью смирения. Апостол говорит о таком поведении, как о тяжком преступлении, потому что злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит сам закон, закон любви. Тем самым он пытается стать выше закона, создав свой собственный. Однако одному Богу дано право законодательства и суда. Потому Апостол делает вывод (цитата): «А ты кто, который судишь другого?» — намекая, что человек же самим ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон. А если он делает так — судит, — то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие.
В нашу речь слова Апостола Иакова, брата Господня, вошли оборотом: «А судьи кто?». Так говорят о людях, проявляющих некомпетентность и необъективность при высказывании каких-либо суждений, а также осуждающих других за то, в чём сами, возможно, повинны.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Крылатые выражения из комедии «Горе от ума»: фразы и цитаты Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении высмеивает московскую аристократию начала XIX века. Комедия объединяет элементы относительно новых для 1820-х годов романтизма и реализма, а также черты классицизма (единство места и времени есть, единство действия отсутствует).
А.С. Пушкин о комедии «Горе от ума». Письмо А.А. Бестужеву из Михайловского, январь 1825 года
Крылатые выражения из первого действия комедии «Горе от ума»
Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног.
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Где ж лучше?
Где нас нет.
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Числом поболее, ценою подешевле.
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Ум с сердцем не в ладу.
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.
Кто беден, тот тебе не пара.
Подписано, так с плеч долой.
Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Счастливые часов не наблюдают.
Мне все равно, что за него, что в воду.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Крылатые выражения из второго действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Как посравнить да посмотреть.
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Дома новы, но предрассудки стары.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Прошедшего житья подлейшие черты.
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем.
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя.
Упал он больно, встал здорово.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.
У нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь.
На всех московских есть особый отпечаток.
Судьи всему, везде, над ними нет судей.
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой.
Едва
Другая сыщется столица, как Москва.
Просил я помолчать, не велика услуга.
А как не полюбить буфетчика Петрушу!
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Мне совестно, как честный офицер.
Не знаю-с, виноват, Мы с нею вместе не служили.
Засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Дистанции огромного размера.
Пожар способствовал ей много к украшенью.
Крылатые выражения из третьего действия комедии «Горе от ума»
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
Я глупостей не чтец,
Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?
Обманщица смеялась надо мною!
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Герой не моего романа.
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Хлестова
Всё врут календари.
Крылатые выражения из четвертого действия комедии «Горе от ума»
Чацкий
Послушай! ври, да знай же меру.
Молчалины блаженствуют на свете!
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Ба! знакомые все лица!
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Цитаты Чацкого из «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)
Цитаты Чацкого Александра Андреевича из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829).
А судьи кто?
С этой цитаты начинается, так называемый, «Монолог Чацкого», в котором Чацкий Александр Андреевич отвечает на критику в свой адрес Фамусова Павла Афанасьевича (действие 2, явление 5).
Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев.
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой (Монолог «В той комнате незначащая встреча. »). Чацкий возмущается преклонением московской знати перед всем иностранным (действие 3, явление 22).
Ах! Франция! Нет в мире лучше края!
Слова Чацкого (действие 3, явление 22). Чацкий Александр Андреевич рассказывает Софии (дочь Фамусова), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами). Чацкий приводит слова княжен, которые преклоняются перед Францией и французами.
Ах! тот скажи любви конец, Кто на три года вдаль уедет
Слова Александра Андреевича Чацкого о том, что из-за его долгого отсутствия, его бывшая возлюбленная София, видимо влюбилась в другого (действие 2, явление 4). Чацкий и София (дочь Фамусова) раньше любили друг друга. Чацкий уехал в путешествие и когда вернулся через три года, София встретила его холодно. Из разговора с Фамусовым у Чацкого родилось подозрение, что София, за время их разлуки, полюбила другого.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!:
Последние слова Чацкого (действие 4, явление 14). Чацкий Александр Андреевич решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
София рассказывает Чацкому о том, как она ждала его, пока тот отсутствовал. На это Чацкий ответил этой фразой (действие I, явление 7).
В России, под великим штрафом, нам каждого признать велят историком и географом!
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий осуждает праздную московскую знать и этими словами говорит, что многих из тех, кого считают учеными, таковыми не являются (явление 7 действия 1).
Велите ж мне в огонь: пойду как на обед
Слова Александра Андреевича Чацкого в разговоре с Софией (дочь Фамусова). Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. До разлуки Чацкий и София любили друг друга, но София встретила его холодно. Чацкий говорит Софие что он готов ради нее пойти хоть в огонь (действие 1, явление 7).
Возбудит малость их, и малость утишит
Этими словами Чацкий Александр Андреевич говорит о легкой возбудимости женщин. Софья Фамусова потеряла сознание, узнав о падении с лошади Молчалина (явление 10 действия 4).
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой (Монолог «В той комнате незначащая встреча. »). Чацкий возмущается преклонением московской знати перед всем иностранным (действие 3, явление 22).
Вот наши строгие ценители и судьи!
Из «Монолога Чацкого» (действие 2, явление 5), в котором Чацкий Александр Андреевич отвечает на критику в свой адрес Фамусова Павла Афанасьевича. Чацкий критикует тех, кого почитает московская знать.
Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?
Слова из Монолога Чацкого (действие 2, явление 5) в котором Чацкий Александр Андреевич отвечает на критику в свой адрес Фамусова Павла Афанасьевича. Чацкий говорит о том, что молодежи не на кого равняться.
Деревня летом — рай
Слова Чацкого (действие 3, явление 6). Чацкий Александр Андреевич встретил в доме чиновника Фамусова своего друга Платона Михайловича Горича. Его жена, Наталья Дмитриевна, жалуется на здоровье мужа. На что Чацкий советует поехать в деревню, чтобы поправить здоровье.
Дойдет до степеней известных
Слова Александра Андреевича Чацкого, сказанные Софии (дочь Фамусова) про Молчалина (действие I, явление 7). Чацкий презирает Молчалина, но уверен, что он сделает себе карьеру пресмыкаясь перед начальством. Выражение применено в значении – он далеко пойдет.
Дома новы, но предрассудки стары
Слова Чацкого Александра Андреевича (действие 2, явление 5), в ответ на слова Полковника Скалозуба и Фамусова, что пожар 1812 года пошел Москве на пользу, так как было построено много новых домов. Чацкий говорит о том, что предрассудки аристократического общества остались, несмотря на то, что Москву застроили новыми домами.
Есть на земле такие превращенья правлений, климатов, и нравов, и умов
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий всегда считал Молчалина ничтожеством, но говорит о том, что возможно, во время отсутствия Чацкого, Молчалин изменился к лучшему (явление 1 действия 3).
Есть от чего в отчаянье прийти
Слова Чацкого Александра Андреевича, который прервал льстивую и лживую речь своего знакомого Репетилова (действие 4, явление 4).
И вот за подвиги награда!
Слова Александра Андреевича Чацкого, которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь Фамусова), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга, но встретила София Чацкого холодно, так как за время их разлуки полюбила секретаря отца Молчалина (действие 1 явление 7).
И вот общественное мнение!
Слова Чацкого (действие IV, явление 10). Чацкий Александр Андреевич услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством и рассуждает о том, как нелепо формируется общественное мнение.
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Слова Александра Андреевича Чацкого в разговоре с Софией (дочь Фамусова). Чацкий вернулся в Москву из длительного путешествия (действие 1, явление 7).
Карету мне, карету!
Последние слова Чацкого (действие 4, явление 14). Чацкий Александр Андреевич решил уехать из Москвы, от людей, которые ему опостылили.
Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа
Слова Чацкого, сказанные Молчалину (действие 3, явление 3). Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) спрашивает Чацкого Александра Андреевича, почему тот не желает съездить с визитом к Татьяне Юрьевне, знакомой Чацкого, которая имеет важные связи у московской знати. Чацкий объясняет Молчалину, что он привык добиваться успеха сам, а не используя свои знакомства.
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
Слова Чацкого Александра Андреевича (из Монолога Чацкого «А судьи кто?»), обращенные к Фамусову Павлу Афанасьевичу (действие 2, явление 5). Чацкий критикует глупое преклонение перед людьми в мундирах.
Мечтанья с глаз долой и спала пелена
Слова Чацкого Александра Андреевича обращенные к Софье Фамусовой и её отцу Фамусову (Монолог «Не образумлюсь. »). Чацкий узнал, что Софья предпочла его ничтожному Молчалину и именно она распространила слух, что Чацкий сошел с ума. Этими словами Чацкий (который любил Софью) говорит о том, что он осознал обман (действие 4, явление 14).
Мильон терзаний
Слова Чацкого (действие 3, явление 22). Чацкий Александр Андреевич говорит о том, как он страдает. Он любит Софию, дочь Фамусова Павла Афанасьевича, а та, за время их разлуки, разлюбила Чацкого и влюбилась в секретаря Фамусова (Молчалин Алексей Степанович). Московское общество раздражает Чацкого своими нравами.
Мне в петлю лезть, а ей смешно
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий пытается выяснить любит ли Софья его или другого, но Софья отшучивается (явление 1 действия 3).
Молчалины блаженствуют на свете!
Слова Чацкого, обращенные к Софии (действие 4, явление 13). Молчалин ухаживает за бывшей возлюбленной Чацкого Александра Андреевича — Софией (дочь Фамусова). Но потом неожиданно выясняется, что он тайком признался в любви и ее служанке Лизе.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей.
Слова Чацкого Александра Андреевича обращенные к Софии, когда он выяснил, что София влюблена в Молчалина, которого Чацкий презирал. Этими словами Чацкий говорит про Молчалина (действие 4, явление 14).
На лбу написано: Театр и Маскерад
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий осуждает праздную московскую знать и этими словами говорит об их общем знакомом, театрале (явление 7 действия 1).
Не поздоровится от этаких похвал
Слова Чацкого, в ответ на слова Хлестовой про Загорецкого (действие 3, явление 10). Хлестова говорит про Загорецкого, который подарил ей слугу арапку. Затем она замечает, что тот «Лгунишка он, картежник, вор». На это Чацкий Александр Андреевич и произносит эту фразу.
Ни звука русского, ни русского лица
Слова Чацкого (действие 3, явление 22). Чацкий Александр Андреевич рассказывает Софии (дочь Фамусова), о том, что его расстроило преклонение русской знати перед европейцами (французами).
Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?
Слова Чацкого (действие 3, явление 3). Чацкий Александр Андреевич начинает догадываться, что София дочь Фамусова) влюблена в секретаря своего отца — Молчалина Алексея Степановича. Он удивлен этим обстоятельством, так как считает Молчалина глупым и ничтожным человеком.
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Слова Чацкого Александра Андреевича о семейной жизни в разговоре с хорошим знакомым Платоном Михайловичем (явление 6, действие 3).
О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? душа или язык?
Слова Чацкого (действие 4, явление 10). Чацкий Александр Андреевич услышал, что его считают сумасшедшим. Кто-то распустил слух, что он сошел с ума. Чацкий очень расстроен и обескуражен этим обстоятельством.
Певец зимой погоды летней
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Чацкий вспомнил, как на одном балу, зимой пел соловей, но они обнаружили, что за ширмой был спрятан человек, который и издавал эти звуки (явление 7 действия 1).
Поверили глупцы, другим передают
Чацкий Александр Андреевич размышляет о том, как быстро распространился лживый слух о том, что он сошел с ума (явление 10 действия 4).
Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?
Слова Чацкого Александра Андреевича в ответ на слова Молчалина Алексея Степановича, который заявил, что не высказывает свое мнение перед теми, кто выше его по положению в обществе (действие 3, явление 3).
Послушай! ври, да знай же меру
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с хвастающимся Репетиловым (действие 4, явление 4).
Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно.
Слова Чацкого Александра Андреевича, который встретил своего хорошего знакомого Платона Михайловича (явление 6, действие 3).
Прошедшего житья подлейшие черты
Слова Чацкого Александра Андреевича, который критикует образ жизни тех, кого ему ставят в пример (действие 2, явление 5). Фамусов Павел Афанасьевич высказал свои взгляды и поставил в пример некоторых чиновников. Чацкий Александр Андреевич не считает этих людей достойными и называет образ жизни людей круга и взглядов Фамусова, как «Прошедшего житья подлейшие черты».
Пускай меня объявят старовером
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой (Монолог «В той комнате незначащая встреча. »). Чацкий возмущается преклонением московской знати перед всем иностранным (действие 3, явление 22).
Рассудку вопреки, наперекор стихиям
Слова Чацкого (действие 3, явление 22). Чацкий Александр Андреевич рассказывает Софии (дочь Фамусова) о «чужевластье мод», заставляющих русских людей перенимать европейскую одежду.
Свежо предание, а верится с трудом
Слова Александра Андреевича Чацкого в разговоре с Павлом Афанасьевичем Фамусовым (действие 2, явление 2). Фамусов рассказал о людях своего поколения. Чацкого поразило то, что пресмыкание перед начальством Фамусов превозносил как добродетель.
Служить бы рад, прислуживаться тошно
Александр Андреевич Чацкий спрашивает у Павла Афанасьевича Фамусова как бы тот отнесся к тому, что если бы Чацкий женился на Софии, дочери Фамусова. Фамусов отвечает, что Чацкому надо бы устроиться на службу в государственное учреждение. На что Чацкий и ответил этой фразой (действие 2, явление 2).
Смешенье языков французского с нижегородским
Чацкий говорит Софье (действие I, явление 7) о том, что в свете принято говорить на французском языке. Но так как его хорошо знают немногие, то получается смесь языков французского с нижегородским.
Судьба любви, играть ей в жмурки
Из размышлений Чацкого Александра Андреевича, который хочет понять, в кого влюблена София Фамусова, которая раньше любила его, Чацкого (действие 3, явление 1).
Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить, а беды медленьем не избыть
Слова Чацкого (действие 4, явление 10). Чацкий Александр Андреевич увидел, что его возлюбленная София (дочь Фамусова) ищет Молчалина. Чацкий решил спрятаться и выяснить, что происходит.
Ум с сердцем не в ладу
Слова Александра Андреевича Чацкого в разговоре с Софией (дочь Фамусова), действие 1, явление 7. Чацкий, вернувшись из длительного путешествия, обнаружил, что София встретила его холодно (до разлуки молодые люди любили друг друга). Чацкий говорит о своем состоянии из-за этого.
Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли
Слова Александра Андреевича Чацкого в разговоре с Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Чацкий вернулся в Москву после длительного путешествия и навестил дом Фамусова. Фамусов просит Чацкого поделиться впечатлениями о путешествии, но Чацкий ответил этими словами (действие 1, явление 9).
Чины людьми даются, А люди могут обмануться
Слова Чацкого, обращенные к Молчалину (действие 3, явление 3). Молчалин Алексей Степанович (секретарь Фамусова) спрашивает Чацкого Александра Андреевича, почему тот не преуспел в карьере. Чацкий отвечает этой фразой.
Числом поболее, ценою подешевле
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софией Фамусовой о том, что московская знать набирала множество учителей для своих детей, но стараясь сэкономить, нанимали неопытных, плохих учителей (действие 1, явление 7).
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два
Слова Александра Андреевича Чацкого, обращенные к Софии (дочь Фамусова), из их первого разговора после возвращения Чацкого из длительного путешествия в Москву (действие 1, явление 7).
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног
Слова Александра Андреевича Чацкого, которые он произнес при первой встрече с Софией (дочь Фамусова), после его возвращения из длительного путешествия. До расставания Чацкий и София любили друг друга (действие 1 явление 7).
Я глупостей не чтец, а пуще образцовых
Слова Чацкого Александра Андреевича о написанном Фомой Фомичем, которого ставит в образец Молчалин Алексей Степанович (действие 3, явление 3).
Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож
Слова Чацкого Александра Андреевича в разговоре с Софьей Фамусовой. Софья обвиняет Чацкого в том, что он над всеми насмехается. Чацкий отвечает ей этими словами (явление 1 действия 3).