Адаптационная гимнастика что это такое
Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ
Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) выявляют все больше детей с плоскостопием и нарушением опорно-двигательного аппарата.
Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на нее в период бурного роста детей (5-7 лет). Предупреждение развития нарушений, а также их устранение должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физической культуре и медицинских работников ДОУ. Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие.
Адаптивная гимнастика рекомендована к применению с целью профилактики и лечения нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия, улучшения пищеварения, развития координации движений, нормализации нервно-психической среды, укрепления дыхательной мускулатуры и защитных сил организма.
Адаптивная гимнастика включает в себя специальные упражнения, направленные на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса, формирование правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие координации движений и тренировку вестибулярного аппарата. Специальные упражнения необходимо сочетать с общеукрепляющими с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма.
Одним из нарушений опорно-двигательного аппарата является плоскостопие.
Стопа- опора нашего тела, и любой дефект ее развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием для оздоровления.
Плоскостопие – часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками, а след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное очень часто. Из-за плоскостопия резко снижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление, затрудняется движение (ходьба, бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и снижает его работоспособность.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы. Это достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим недостатки конфигурации, но и резко повышающим функциональные возможности стопы.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в занятия утренней гигиенической гимнастикой, а также использовать на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корригирующих упражнений – активное положение стоп на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы:
1) ходьба на носках в среднем темпе (1-3 мин);
2) ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе (2-5 мин);
3) ходьба на носках по наклонной плоскости в медленном темпе (5-10 раз);
5) катание мяча поочередно одной и другой ногой (2-5 раз);
6) катание обруча пальцами обеих ног поочередно (2-4 мин);
7) приседание на гимнастической палке, находящейся под поперечным сводом стопы, в медленном темпе, с опорой на стул (3-8 раз);
8) приседание на мяче, в медленном темпе, с опорой на стул или балансируя разведенными в стороны руками (8-10 раз);
9) сгибание и разгибание стоп сидя на стуле, в среднем темпе (10-30 раз);
10) захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног (1-3 мин); выполнять упражнение поочередно обеими ногами.
Занятия адаптивной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений во всех случаях лечения и профилактики плоскостопия дают прекрасные результаты, улучшая связочный свод, форму и функцию стопы.
В работе с детьми всегда следует поддерживать их интерес к проводимым занятиям, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Этому способствуют положительные эмоции, создаваемые во время занятий с ребенком.
Для полноценного физического развития детей, имеющих нарушения функции опорно-двигательного аппарата, важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды как в ДОУ в целом, так и в спортивном зале. Созданная нами в спортивном зале предметно-развивающая среда включает зоны для выполнения различных видов прыжков, метания, лазания и других видов двигательной деятельности, что позволяет более эффективно осуществлять коррекцию и компенсацию нарушений в развитии детей.
При проведении физкультурных занятий широко используются разнообразные игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь.
Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата «Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».
Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.
Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.
Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.
Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.
Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.
Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.
Адаптивная или лечебная физкультура: что выбрать для ребенка
23 сентября 2021 года
Физическая культура — неотъемлемая часть развития каждого ребенка. Как говорят, движение — жизнь, но для детей с особенностями развития, движение — это не просто путь к физической активности и повышению мышечного тонуса, а еще и средство реабилитации. Для этого в столичных детских центрах реализуются программы адаптивной и лечебной физической культуры (АФК и ЛФК). В этих двух направлениях помогла разобраться педагог дополнительного образования особого семейного центра «Дом детей» Анастасия Санникова.
Родители центра «Дом детей» часто обращаются с вопросом о комплексе реабилитационных мероприятий, которые входят в программу развития ребенка.
«Но много — не значит хорошо. Каждый воспитанник в „Доме детей“ регулярно проходит оценку физического развития, двигательных возможностей, а также медицинское обследование. Поэтому занятия назначаются только исходя из полученных данных. Но у ребенка обязательно есть ЛФК или АФК, иногда и то, и другое», — рассказывает педагог.
Что же лучше и в чем разница
ЛФК относится к медицинской дисциплине. И здесь ключевое слово — лечебная, потому что основной упор идет на лечение, немедикаментозное восстановление и профилактику двигательных функций, улучшение работы отдельных систем и органов, нервной системы. По сути, это комплекс упражнений, направленный на решение конкретной задачи, например, увеличение подвижности сустава, изменение формы стопы (плоскостопие), нарушение осанки. Специалисты ЛФК работают с детьми, ориентируясь на индивидуальную программу развития, что позволяет к каждому подобрать соответствующий комплекс.
Специалисты АФК также работают на основе диагностических программ, которые оценивают двигательные возможности ребенка. Но данное направление относится к педагогической дисциплине; в отличие от ЛФК, она затрагивает не только проблемы двигательного восстановления, но и вопросы социализации, коммуникации, восприятия себя и других.
«Например, в программу АФК в „Доме детей“ входит как развитие физических возможностей, так и коррекционно-развивающие игры, спортивные игры, терренкур, релаксационная гимнастика. То есть АФК — это скорее профилактика и поддержание двигательной активности, возможность выплеснуть эмоциональное напряжение в игре или просто отдохнуть и погулять», — объясняет Анастасия.
Однако некоторые частные задачи АФК, безусловно, имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, и при выборе реабилитационной программы всегда следует ориентироваться на компетентное мнение специалистов, а не только на собственные пожелания.
Справочно:
В центре «Дом Детей» предоставляются услуги семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями и тяжёлыми множественными нарушениями развития. По вопросу зачисления ребёнка в учреждение можно обратиться за консультацией в особый семейный центр по телефону: 8 (499) 141-45-13 с 9:00 до 17:00, с понедельника по пятницу.
Сейчас в столице работают четыре особых центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с реабилитацией детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Адаптационная гимнастика что это такое
1. Физиологические основы физических упражнений
2. Комплекс физических упражнений
До начала гимнастики необходимо обязательно сначала вымыть руки, затем умыть лицо.
1.ПОТЯГИВАНИЕ «ПРОСНУЛИСЬ» (V, R, С) Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
1. ПОТЯГИВАНИЕ «РУКА-НОГА» (V, R,VB, МС, С)
продолжительность выполнения: 50 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
2. «БАБОЧКА» (V, R, RP, IG, GI)
Продолжительность выполнения: 56 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
4. БЕГ НА МЕСТЕ (V, R, IG, Р)
Продолжительность выполнения: 1 минута 45 секунд.
Продолжительность выполнения:23 секунды.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
2. «УТОЧКА» (V, R, F, VB, МС, IG, GI)
Продолжительность выполнения: 14 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Руки согнуты в локтевых суставах вперед параллельно полу ладонями вниз. Подпрыгиваем на левой ноге, правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается вовнутрь хлопка о левую ладонь внутренней лодыжкой, опускаем ногу. Вновь правая нога сгибается вперед в колене и поворачивается наружу до хлопка о правую ладонь наружной лодыжкой, опускаем ногу. Повторить движение внутрь и наружу по 10 раз. Затем меняем ногу.
Продолжительность выполнения: 37 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
9. «ВЕРЕВОЧКА» (МС, IG, Р, GI)
Продолжительность выполнения: 28 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Продолжительность выполнения: 26 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая.
Выполнить массаж ушных раковин:
11. МАССАЖ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ (V, R)
Продолжительность выполнения: 45 секунд.
Правой и левой рукой поочередно делаем легкие массажные движения словно «моем» предплечья, запястья, кисти. Затем с силой захватываем в кулак каждый палец по очереди и вращательным движением «тянем» палец (как бы очищаем его). Вновь «моем» кисти.
12. ПОТЯГИВАНИЕ («ПРОСЫПАЮСЬ») (V, R, С
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
Упражнение выполнить 3 раза.
13. «КОРАБЛИК» (V, R, МС, TR
Продолжительность выполнения: 2минуты 30 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая, руки произвольно.
Упражнения А и Б повторить другой ногой.
14. «МИШКА НЮХАЕТ ЦВЕТОК» (V, R
Продолжительность выполнения: 13 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч, носки внутрь, колени полусогнуты, спина прямая, руки прямые вытянуты вперед (ладонями вниз).
15. «ПОТЯГИВАНИЯВ СТОРОНЫ» (V, R
Продолжительность выполнения: 55 секунд.
16. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ ПОД ВОДОЙ» (V)
Продолжительность выполнения: 12 секунд.
С движением «мяча, всплывающего на поверхность», вернуться в ИП – ВДОХ
17. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МЯЧИ НАД ГОЛОВОЙ» (V, VB
Продолжительность выполнения: 14секунд.
18.«ГИБКАЯСПИНКА» (R, VB, Р, GI)
Продолжительность выполнения: 40 секунд.
ИП: Стоя, руки свободно вдоль туловища.
19. «ДЫХАНИЕЖИВОТОМ» (V, F, VB, RP, МС, IG
Продолжительность выполнения: 1 минута 40 секунд.
ИП: Стоя, ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, носками наружу, спина прямая, руки свободно вдоль туловища.
Начинать упражнение необходимо с 3-4 дыханий, каждую неделю добавляя 1-2 ВЫДОХА-ВДОХА.
21. «МАССАЖКОСТОЧКИ» (массаж ECIWO
Продолжительность выполнения: 30 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз.
Зона массажа ECIWO располагается на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца.
Ладонью одной руки массировать зону ECIWO до ощущения разливающегося тепла.
22. ПОТЯГИВАНИЕ («ПРОСЫПАЮСЬ») (V, R, С
Продолжительность выполнения: 25 секунд.
ИП: Стоя, ноги слегка расставить, руки вниз. Упражнение выполнить 3 раза.
Классическая музыка в обработке Лондонского симфонического оркестра создает радостное, уравновешенное настроение детей, приучает их к восприятию классической музыки (Бах, Шуберт, Лист, Брамс, Гайдн, Оффенбах, Штраус).
23. ИП: Лежа на спине.
Диафрагмальное дыхание средней глубины. При вдохе живот поднимается, при выдохе опускается, грудная клетка по возможности должна быть неподвижна. Для контроля за дыханием надо правую руку положить на грудь, левую на живот, на вдохе подсчитывать про себя: 1, 2, 3; на выдохе: 1, 2, 3, 4. Повторить 8-10 раз.
24. ИП: Лежа на спине.
25. ИП: Лежа на спине.
Поочередное поднимание (вдох) и опускание руки (выдох) 3-4 раза.
26. ИП: Лежа на спине.
27. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Движения согнутыми ногами вправо и влево, не отрывая пятки от опоры. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное.
29. ИП: Лежа на спине.
Поочередное опускание и поднимание прямых ног (на выдохе) 3-5 раз.
30. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Поочередное поднимание и опускание, выпрямление ног в коленях вверх и сгибание (на выдохе) 3-5 раз.
31. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты.
Поднимание и опускание таза (на выдохе) 4-7 раз. Разведение (вдох) и сведение (выдох) рук перед собой 4-6 раз.
32. ИП: Лежа на спине.
Сгибание и выпрямление ног как при езде на велосипеде (на выдохе) 4-8 раз поочередно.
33. ИП: Лежа на спине, ноги согнуты, руки к плечам.
Поднимая голову и плечи, коснуться колен руками (на выдохе) 4-7 раз.
34. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
Диафрагмальное дыхание средней глубины. Правая рука находится под головой, левая на животе. Повторить 8-10 раз.
35. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
Выпрямление левой ноги назад (вдох) и подтягивание колена к груди (выдох) 4-7 раз.
36. ИП: Лежа на правом (левом) боку.
37. ИП: Стоя на четвереньках.
Переход из положения стоя в положение лежа на животе (на вдохе) 3-6 раз.
38. ИП: Стоя на четвереньках.
Поочередное поднимание (вдох) и опускание (выдох) ног 2-5 раз.
39. ИП: Стоя на четвереньках. Диафрагмальное дыхание 6-8 раз.
Ходьба, махи руками вперед-назад 10-15 минут. Дыхание произвольное.
Потянуться руками вверх (вдох) и наклониться вперед (выдох) 3-6 раз.
Приседание на полной стопе, придерживаясь руками за какую-либо опору (на вдохе) 5-8 раз.
Поочередные махи ногой вперед-назад 5-10 раз. Дыхание произвольное.
Ходьба, перекатываясь с пятки на носок 10 минут. Дыхание произвольное.
Поднимание рук в стороны (вдох) и опускание (выдох), расслабление вперед. Повторить 3-5 раз.
Диафрагмальное дыхание 10-15 раз.
Для комплекса утренней гимнастики рекомендуются упражнения № 23
Научная электронная библиотека
Фирилёва Ж. Е., Загрядская О. В.,
4.2. Адаптивная гимнастика
Адаптивная гимнастика рассматривается как часть адаптивной физической культуры, направленной на восстановление, укрепление и поддержание здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения адаптации организма человека, социализации и интеграции его в общество. В домашней реабилитации адаптивная гимнастика играет немаловажную роль. Она способствует формированию двигательной сферы пациента, восстановлению утраченных бытовых навыков движений, что улучшает оздоровление, формирует интересы, мотивы, потребности, развивает высшие психические функции, самореализацию и индивидуальные способности человека.
Методика адаптивной гимнастики базируется на социально-методических принципах адаптивной физической культуры, обусловленных типичными и специфичными нарушениями двигательной сферы людей, перенёсших инсульт. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий – основа частных методик адаптивной физической культуры. Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-х гг. ХХ столетия, этот принцип и сегодня остаётся ведущим в отечественной дефектологии (Л.В. Шапкова, 2004). Суть принципа заключается в том, что педагогическое воздействие должно быть направлено не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических недостатков, но и на активное самосознание, мотивацию для преодоления трудностей на пути восстановления утраченных функций.
Коррекционно-развивающая направленность характерна для всей восстановительной работы постинсультных осложнений. Корреционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического выздоровления, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
Устойчивость позы стояния, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соразмерять и регулировать движения ногами, руками, туловищем и головой в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий – это те свойства, которые необходимы людям, перенёсшим инсульт, для нормальной жизнедеятельности. Коррекционно-развивающая направленность педагогической деятельности неразрывно связана с процессом обучения двигательным действиям и развитием физических качеств.
Постоянно действующей задачей на каждом занятии является восстановление основных локомоций – позы сидения, позы стояния, движений рук и ног, ходьбы и других естественных движений.
Коррекционно-развивающее направление гимнастики имеет широкий диапазон решения основных педагогических задач:
1. Коррекция основных движений руками, ногами, туловищем, головой, позы сидения, позы стояния, ходьбы.
2. Коррекция основных социально-бытовых движений – хватания, застёгивания, удержания и манипулирования различными бытовыми предметами.
3. Коррекция и развитие функции равновесия.
4. Коррекция и развитие координации движений
5. Коррекция и развитие общей физической подготовленности.
6. Коррекция и профилактика соматических нарушений.
7. Развитие психических процессов – память, внимание, быстрота реагирования и др.
Специалист по адаптивной физической культуре самостоятельно проводит педагогическую диагностику по состоянию отдельных двигательных функций. Его задача состоит в том, чтобы правильно интерпретировать результаты медицинской диагностики и на основе сопоставления и анализа этих данных планировать способы, методы и приёмы коррекции и развития утраченных двигательных функций у лиц, перенёсших инсульт.
При работе специалист-педагог опирается на следующие принципы (по Л.В. Шапковой, 2004), которые мы модернизировали к постинсультным больным:
Одной из форм организации адаптивной гимнастики в постинсультном периоде является физическая реабилитация. Физическая реабилитация может реализовываться в форме занятий в лечебных учреждениях и в форме самостоятельных занятий дома, на улице или в специальном помещении. На занятиях применяются различные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (гимнастическая палка, мячи различных размеров и предназначений, кубики и др.). Могут быть использованы гимнастические снаряды (гимнастическая скамейка и стенка, фитболы, стул и др.).
Большое внимание уделяется на разработку ограниченных движений, с успехом применяется суставная гимнастика. Поскольку движение руками поддаётся коррекции с большим трудом, применяются упражнения мелкой моторики и манипулятивной функции рук. Манипулятивная функция нужна для самообслуживания, для овладения профессиональными навыками.
Самым важным является оппозиционный хват большого пальца. существуют следующие виды хвата кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевый и оппозиционный. В занятиях адаптивной гимнастикой необходимо отрабатывать все виды хватов.
В тренировку навыков самообслуживания входят: захваты ложки, вилки, застёгивание пуговиц, кнопок, молний, складывание кубиков, мозаики, рисование, набор номеров телефона, закрывание-открывание кранов, причёсывание волос и т.п. В занятиях можно использовать шитьё, склеивание, резание ножницами, печатание на клавиатуре, а также восстановление навыков письма.
Аномальное распределение мышечного тонуса после последствий инсульта быстро приводит к развитию контрактур и деформации, что тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить с помощью физических упражнений и вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразными являются упражнения на расслабление, на растягивание, с потряхиванием мышц. К вспомогательным упражнениям можно отнести:
Иммобилизаторы используют как для разгрузки (воротнички, корсеты, валики), так и для коррекции патологических зон (лангеты, шины, аппараты). Указанные средства используют 3–4 раза в день. Длительность процедуры зависит от тяжести поражения и переносимости аппаратов пациентом, но не более чем 30 минут.
При изучении деятельности человеческого мозга и психики учёные отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Существует мнение, что рука человека является как бы выходом из головного мозга и исполняет его функции. На этом основано много научных исследований, указывающих на то, что при развитии мелкой моторики ребёнка развивается речь, мышление, а в дальнейшем и формируются умения и навыки письма (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983; С.О. Филиппова, 2000).
Так, выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. М.М. Кольцова (1998) указывает на то, что у ребёнка сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляются артикуляции слогов, и всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренированности движений пальцев. М.С. Рузина (1998), рассматривая привычный набор занятий по развитию мелкой моторики (плетение, лепка, нанизывание бусинок и колец, рисование узоров) указывает, что пальчиковый игротренинг может оказывать воздействие на развитие всех пальцев рук, также улучшить речь и мышление.
Пальчиковую гимнастику (упражнения мелкой моторики) на начальном этапе обучения лучше проводить с опорой руками о стол или другую поверхность, потом уже в положении, согнув руки перед собой на уровне груди. По мере освоения упражнений в дальнейшем пальцы рук выполняют упражнения в любом направлении при различном исходном положении пациента.
Все упражнения пальчиковой гимнастики можно условно разделить (классифицировать) по следующим признакам (Ж.Е. Фирилёва, 2006):
Упражнения по направленности работы мышц пальцев рук можно выполнять двумя руками одновременно, раздельно каждой кистью и чередуя выполнение упражнения каждой рукой.
Упражнения с проявлением мышечной силы:
Упражнения на растягивание мышц и связок пальцев рук (гибкость):
Упражнения на подвижность в суставах:
Упражнения на координацию движений:
Работа пальцев по различным поверхностям:
Упражнения пальцами с предметами:
Образное выполнение упражнений пальчиками:
Упражнения пальчиками под музыку.
Выполняются любые упражнения и комплексы упражнений пальчиками под специально подобранную музыку.
Самомассаж пальчиками: