Агрессия в школе что делать

Агрессия в школе что делать

Агрессия в школе что делать. image. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-image. картинка Агрессия в школе что делать. картинка image

Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают:

· Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

· Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

· Пример взаимоотношений родителей.

То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Сначала скажу о нескольких важных моментах:

1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком, и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом, в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

2. Не стоит ждать быстрых результатов: коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю, чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет.

Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально.

Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Источник

Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Агрессия в школе что делать. Tatyana Verukhina. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-Tatyana Verukhina. картинка Агрессия в школе что делать. картинка Tatyana Verukhina

Агрессия в школе что делать. child lev1. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-child lev1. картинка Агрессия в школе что делать. картинка child lev1

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.

«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

Содержание:

Портрет агрессивного ребёнка

Агрессия в школе что делать. agresivnost. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-agresivnost. картинка Агрессия в школе что делать. картинка agresivnost

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.

Агрессия в школе что делать. depression. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-depression. картинка Агрессия в школе что делать. картинка depression

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:

Виды агрессии

Агрессия в школе что делать. kylak. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-kylak. картинка Агрессия в школе что делать. картинка kylak

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Агрессия в школе что делать. porvany mishka. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-porvany mishka. картинка Агрессия в школе что делать. картинка porvany mishka

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

Агрессия в школе что делать. agressia. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-agressia. картинка Агрессия в школе что делать. картинка agressia

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

Агрессия в школе что делать. grust. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-grust. картинка Агрессия в школе что делать. картинка grust

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.

Проявление агрессии в разном возрасте

Агрессия в школе что делать. zlye igryshki. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-zlye igryshki. картинка Агрессия в школе что делать. картинка zlye igryshki

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

Дошкольный возраст

Агрессия в школе что делать. isterika. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-isterika. картинка Агрессия в школе что делать. картинка isterika

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.

Причины детской агрессии

Агрессия в школе что делать. draka. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-draka. картинка Агрессия в школе что делать. картинка draka

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

Агрессия в школе что делать. rebenok plachet. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-rebenok plachet. картинка Агрессия в школе что делать. картинка rebenok plachet

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение «Где Мои Дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.

Быть лучшим

Агрессия в школе что делать. happy child. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-happy child. картинка Агрессия в школе что делать. картинка happy child

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

«Такой, как все»

В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

Агрессия в школе что делать. agressor. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-agressor. картинка Агрессия в школе что делать. картинка agressor

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».

Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Агрессия в школе что делать. Parent. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-Parent. картинка Агрессия в школе что делать. картинка Parent

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

Агрессия в школе что делать. devochka s papoy. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-devochka s papoy. картинка Агрессия в школе что делать. картинка devochka s papoy

Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

Ошибки родителей

Агрессия в школе что делать. ravnodyshie. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-ravnodyshie. картинка Агрессия в школе что делать. картинка ravnodyshie

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

Агрессия в школе что делать. parenting 1. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-parenting 1. картинка Агрессия в школе что делать. картинка parenting 1

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Источник

Агрессор в классе: что делать учителю и родителям

Агрессия в школе что делать. 590. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-590. картинка Агрессия в школе что делать. картинка 590

Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

Однажды после лекции для педагогов к нам подошла учитель: «Что делать? В классе агрессивный ребёнок, терроризирует всех. Ему прописали таблетки и лечение у психиатра, но мама отказывается что-либо делать». Мы рассказали ей о тактике возможного диалога, о том, как важно весь класс научить не реагировать на ребенка — не создавать почву для провокаций и травли, а в случае агрессии всем вместе защищать каждого.

Но всё это полумеры. Потому что, во-первых, мы не знаем, верное ли было выбрано лечение, а во-вторых, историй таких — легион. Где-то ребёнок агрессивно ведет себя, потому что не умеет контролировать поведение, как в данном примере, а где-то копирует поведение взрослых или дурно воспитан. На попытку диалога с родителями учитель получает от них волшебное слово «ачотакова» или и вовсе встречное обвинение — в травле «идеального ребенка».

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.

Агрессия в школе что делать. 96. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-96. картинка Агрессия в школе что делать. картинка 96

10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

То, что учитель должен за всё отвечать, всех научить и перевоспитать — опасное заблуждение, которое развязывает руки родителям дурно воспитанных детей, а не решает проблему. Если у вас в классе есть неуправляемый ребенок, лучше объединиться всем. Но не с посылом «Мы против него», а с посылом «Давайте вместе решать сложившуюся проблему». Замотивируйте учителей и администрацию объединиться с вами: в конце концов, школа, не обеспечивая безопасность учащихся, очень рискует.

2. Надеяться, что проблема «израстет»

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

Реальная ситуация: ребенок попал в больницу в результате нападения, родитель пошел выяснять отношения с обидчиком. Сейчас его судят по УК, а нападавший подросток продолжает ходить по школе «королём», ведь теперь для общества он — жертва. По этой же причине ни в коем случае нельзя говорить с чужими детьми о поведении: не факт, что сработает, а завтра уже его родители выступят против вас. И не забывайте, что вы можете получить искаженную информацию и излишне эмоционально повести себя. Поэтому правило номер 1: действуем только в правовом поле.

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

Учите детей легитимным способам самозащиты. Иначе вы получите так называемую «травлю самозащиты», когда дети в ответ на агрессию ведут себя не лучше, чем обидчик. Это потом даст полное право родителям зачинщика выставить агрессорами остальных, а своё чадо — жертвой.

5. Не показывать слабость

Это самое сложное. Психологи советуют учителям и родителям «просто поговорить» или пожалеть, но без должного проявления силы воли или авторитетного (не авторитарного!) поведения взрослого, обидчик посчитает такую реакцию слабостью, это его только раззадорит. Особенно, если в его поведении проявляются садистические черты. Рекомендации «давайте жить дружно» отлично работают в травле незнания, когда дети по неумению без умысла обижают друг друга, но в садистской травле это не поможет.

Агрессия в школе что делать. 96. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-96. картинка Агрессия в школе что делать. картинка 96

«Учителя, который кричит и давит на детей, можно понять, но нельзя оставить в школе»

Прочитайте Макаренко — он никого не жалел, был тверд, но справедлив, поэтому и смог справиться с воспитанием беспризорников. К сожалению, очень мало психологов систематизируют свои советы в зависимости от состояния системы и вида травли.

Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

Если даже ваш ребенок не пострадал, лучше составляйте коллективное обращение к директору. Коллективу сложнее противостоять, а аргумент «я не хочу, чтобы мой ребенок был наблюдателем агрессии» весом и подкрепляется данными, что это не менее вредно, чем наблюдать за травлей. Проговорите это руководителю, если не уверены в аргументах — принесете распечатки статей квалифицированных психологов.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

Ребенок копирует поведение родственников? Просто плохо воспитан? Имеет проблемы с психикой или неврологией, поэтому не справляется с ситуацией. От причины зависит решение: в первом и втором случае коллектив может занять позицию «у нас так не принято» и сделать так, что агрессору невыгодно будет так себя вести. Не модно, не престижно. Такое воспитание коллективом. В третьем случае, увы, без помощи специалиста ничего не сделать — разве что выработать с коллективом схемы действий, которые не провоцируют. Но это не всегда работает. Да и приучать детей к идее, что действия агрессора зависят от поведения жертвы — не лучшая стратегия.

5. Поговорите с родителем обидчика

Если родители готовы идти на диалог, начинайте со слов: «У нас есть проблема и мы должны решать ее вместе». Расскажите, как мелкие садистические поступки при попустительстве взрослых создавали почву для серьёзных проступков и уголовного наказания в итоге. Вы хотите такого? А психиатрический диагноз без должной коррекции может привести к большой психиатрии и даже преступлениях на этой почве.

Агрессия в школе что делать. 96. Агрессия в школе что делать фото. Агрессия в школе что делать-96. картинка Агрессия в школе что делать. картинка 96

«Меня били нещадно. Я отвечала, махала кулаками, но никогда не побеждала». Людмила Петрушевская — о травле

К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

Покажите в диалоге, что для вас признание диагноза не «ужас ужас», и это лучше, чем закрывать глаза на него. Возможно, что родитель не из умысла, а по незнанию или невозможности выдержать правду без поддержки, отказывается от помощи психиатра.

6. Переходите к активным действиям

Если у ребёнка нет родителей или они отказываются вступать в диалог, скажите, что будете обращаться в органы опеки или полицию. Не самый лучший сюжет, но, увы, истории «папа и мама сидят, а бабушка умеет только жалеть внука и не задаёт ему границ» — нерешаема без вмешательства извне. Конечно, в идеале родителям и опекуну нужны не запугивания и угрозы, а грамотная и квалифицированная помощь. Главное, чтобы опекун был готов её принять.

7. Научите детей объединяться

Не чтобы устроить «темную», а чтобы каждый знал, что все вместе они защитят любого. Против всех разом противостоять сложнее, и агрессор, почувствовав себя не у дел, не сможет пакостить. В конце концов, есть виды агрессии, которые ищут зрителя или почитателя. Если такого нет, если есть осуждение и сплоченность — ему просто будет нечем подпитывать свою подлость.

В заключении скажу, что дружному, сплоченному коллективу, гораздо легче противостоять нападкам агрессии одного ученика. И это будет ключевым навыком, который поможет детям. А память о том, что мы все были «один за всех и все за одного» не из агрессии, а из справедливой соразмерной силы, станет крепким фундаментом жизненной стойкости.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *