Акцентуированные личностные черты что это такое
Акцентуированная личность
Нередко можно встретить людей, у которых заметно преобладает какая-то одна черта характера. Одни — очень непоседливы, другие — слишком педантичны, третьи чрезмерно саркастичны и т. д. Такую одну преобладающую черту характера можно рассматривать одновременно, и как талант, а также, и как недостаток человека. Определенная черта характера предполагает какую-то определенную стратегию поведения, свойственную для данной личности. Так, к примеру, педантичный человек, как правило, усидчив и аккуратен, человек, склонный к проявлению демонстративности, стремится к яркости и привлекательности.
В психологии преобладающие особенности характера человека, находящиеся на границах клинической нормы, называют акцентуацией. Акцентуированные личности могут добиваться значительных успехов в науке, культуре, спорте, политической деятельности и др. Однако эти люди также часто сталкиваются с психологическими трудностями в случаях, когда складываются противоположные чертам их личности ситуации. Избежать таких ситуаций бывает непросто и, чтобы преодолеть сложности и дискомфорт в общении, нужна консультация психолога для получения квалифицированной помощи.
Акцентуированная личность может быть избирательно уязвима по отношению к одним психогенным воздействиям, в то время как к другим, сохраняется достаточно хорошая устойчивость. Акцентуации — это не психические расстройства, однако, какие-то свойства схожи с таковыми и это позволяет предполагать наличие связей между ними. Акцентуированная личность испытывает трудности в поддержании нормального образа жизни. Для выявления акцентуаций психологи используют специальные тесты и психологические опросники. Эту работу проводят практические психологи, которые имеют высшее психологическое образование.
В целом, акцентуация — это « крайний вариант нормы». К акцентуациям относят группу стойких заострённых черт характера человека, врожденных или приобретенных. Негативной стороной данной проблемы могут стать небольшие нарушения взаимоотношений с людьми, а также адаптации в окружающем мире.
При акцентуации обычно происходит нарушение психического равновесия, глубина этого нарушения зависит от степени выраженности каких-то психических свойств и недостаточным развитием других. Может наблюдаться чрезмерная эмоциональная возбудимость при отсутствии контроля человека над его собственным поведением, а также реакциями, которые были вызваны эмоциональными причинами. Возникают тревожность, подозрительность и неуверенность при отсутствии адекватной оценки происходящих событий, а также потеря чувства реальности. В поведении человека может проявляться эгоизм, чрезмерные притязания на собственную значимость при отсутствии необходимых способностей и возможностей.
Все эти свойства характера могут быть присущи и психически нормальной личности. Однако, в данном случае, они уравновешиваются другими чертами характера и, поэтому, представляются более сбалансированными. Гармоничность и дисгармоничность — это более широкие понятия применяемые в целях квалификации психических состояний личности. Говорить о человеке, как о гармоничной личности можно в случае оптимального сочетания психических и физических ее свойств. Отмечено, что у людей с акцентуациями в характере сочетания этих свойств осложняют социальную адаптацию.
Те свойства личности, которые мешают человеку проявлять социальную активность и адаптироваться в обществе, психологи рассматривают, как нарушение. Потенциал возможностей человека с акцентуациями к социальной адаптации зависит от степени дисгармонии личности и факторов окружающей действительности.
В благоприятных условиях акцентуированная личность чувствует себя удовлетворительно, то есть, в этих условиях личность находится в состоянии компенсации. И, напротив, в неблагоприятных условиях у человека могут возникать болезненные проявления — тревожные, невротические. В таких случаях человек нуждается в квалифицированной помощи психолога, который поможет человеку преодолеть его проблемы и адаптироваться в социальной среде.
Акцентуация характера: понятие и причины проявления, виды
Приветствую Вас, друзья!
Акцентуация – это понятие, применяемое в психологии для обозначения специфических особенностей личности. Данным термином обозначают совокупность черт характера, которыми человек заметно выделяется на общем фоне. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой акцентуации, какими они бывают, почему появляются и как меняются в течение жизни.
Что такое акцентуация характера?
Акцентуацией характера называется такая его особенность, при которой отдельные черты выражены наиболее сильно, а сама личность при этом очень уязвима к одним психогенным воздействиям, но устойчива к другим. С точки зрения психологии, акцентуации имеют общую природу с расстройствами психики. Но они не являются таковыми, а считаются особенностями характера, находящимися в пределах нормы.
Акцентуация характера – это отчётливо проявляющаяся дисгармоничность, при которой отдельные черты на фоне других выражены чрезмерно сильно. Для окружающих поведение акцентуированной личности нередко выглядит странным, из-за чего могут возникать сложности в общении. Акцентуация характера обычно причиняет немало неудобств, делая человека склонным к депрессиям и неврозам. В перспективе это может приводить даже к реальным психическим расстройствам.
Как появился термин?
История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.
В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).
Классификация акцентуаций по Леонгарду
Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:
Классификация акцентуаций по Личко
Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:
Степень выраженности акцентуаций
Стараясь дать более точное определение того, что такое акцентуация характера, Андрей Личко выделил две группы (или две стадии) акцентуаций:
Акцентуация характера – это сумма наследственных особенностей психики, воспитания и накопленного жизненного опыта. Обычно наследственная составляющая при нормальных условиях воспитания формирует лишь скрытую форму акцентуации, а под влиянием различных внешних факторов она может переходить в явную.
Причины возникновения акцентуаций
Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:
Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.
Развитие акцентуаций
Исследуя природу акцентуаций характера, Личко уделял значительное внимание тому, в каком возрасте и под влиянием каких факторов они заостряются. Ему удалось обнаружить, что разные типы акцентуаций проявляются в разное время. Так в случае сенситивного типа заострение обычно происходит приблизительно в 19-летнем возрасте. Шизоидный тип акцентуации заостряется в раннем детстве, а гипертимный обычно проявляется у подростков.
Современные исследования показывают, что акцентуации проявляются примерно у 80% подростков. Но их природа при этом непостоянна, и в дальнейшем они часто исчезают. Некоторые типы акцентуаций могут периодически проявляться и исчезать в течение всей жизни. Другие же при неблагоприятном стечении обстоятельств могут закрепиться, привести к развитию неврозов и стрессов или даже переходить в серьезные расстройства психики.
Заключение
Акцентуация характера – это набор специфических особенностей поведения и восприятия, свойственных отдельной личности. В современной психологии используется классификация А. Е. Личко, насчитывающая 11 различных типов акцентуации. Все они рассматриваются как нормальные состояния психики. Однако если акцентуация мешает нормальной жизни – это повод обратиться к психотерапевту, чтобы тот помог ослабить её влияние.
Акцентуированная личность
Нередко можно встретить людей, у которых заметно преобладает какая-то одна черта характера. Одни — очень непоседливы, другие — слишком педантичны, третьи чрезмерно саркастичны и т. д. Такую одну преобладающую черту характера можно рассматривать одновременно, и как талант, а также, и как недостаток человека. Определенная черта характера предполагает какую-то определенную стратегию поведения, свойственную для данной личности. Так, к примеру, педантичный человек, как правило, усидчив и аккуратен, человек, склонный к проявлению демонстративности, стремится к яркости и привлекательности.
В психологии преобладающие особенности характера человека, находящиеся на границах клинической нормы, называют акцентуацией. Акцентуированные личности могут добиваться значительных успехов в науке, культуре, спорте, политической деятельности и др. Однако эти люди также часто сталкиваются с психологическими трудностями в случаях, когда складываются противоположные чертам их личности ситуации. Избежать таких ситуаций бывает непросто и, чтобы преодолеть сложности и дискомфорт в общении, нужна консультация психолога для получения квалифицированной помощи.
Акцентуированная личность может быть избирательно уязвима по отношению к одним психогенным воздействиям, в то время как к другим, сохраняется достаточно хорошая устойчивость. Акцентуации — это не психические расстройства, однако, какие-то свойства схожи с таковыми и это позволяет предполагать наличие связей между ними. Акцентуированная личность испытывает трудности в поддержании нормального образа жизни. Для выявления акцентуаций психологи используют специальные тесты и психологические опросники. Эту работу проводят практические психологи, которые имеют высшее психологическое образование.
В целом, акцентуация — это « крайний вариант нормы». К акцентуациям относят группу стойких заострённых черт характера человека, врожденных или приобретенных. Негативной стороной данной проблемы могут стать небольшие нарушения взаимоотношений с людьми, а также адаптации в окружающем мире.
При акцентуации обычно происходит нарушение психического равновесия, глубина этого нарушения зависит от степени выраженности каких-то психических свойств и недостаточным развитием других. Может наблюдаться чрезмерная эмоциональная возбудимость при отсутствии контроля человека над его собственным поведением, а также реакциями, которые были вызваны эмоциональными причинами. Возникают тревожность, подозрительность и неуверенность при отсутствии адекватной оценки происходящих событий, а также потеря чувства реальности. В поведении человека может проявляться эгоизм, чрезмерные притязания на собственную значимость при отсутствии необходимых способностей и возможностей.
Все эти свойства характера могут быть присущи и психически нормальной личности. Однако, в данном случае, они уравновешиваются другими чертами характера и, поэтому, представляются более сбалансированными. Гармоничность и дисгармоничность — это более широкие понятия применяемые в целях квалификации психических состояний личности. Говорить о человеке, как о гармоничной личности можно в случае оптимального сочетания психических и физических ее свойств. Отмечено, что у людей с акцентуациями в характере сочетания этих свойств осложняют социальную адаптацию.
Те свойства личности, которые мешают человеку проявлять социальную активность и адаптироваться в обществе, психологи рассматривают, как нарушение. Потенциал возможностей человека с акцентуациями к социальной адаптации зависит от степени дисгармонии личности и факторов окружающей действительности.
В благоприятных условиях акцентуированная личность чувствует себя удовлетворительно, то есть, в этих условиях личность находится в состоянии компенсации. И, напротив, в неблагоприятных условиях у человека могут возникать болезненные проявления — тревожные, невротические. В таких случаях человек нуждается в квалифицированной помощи психолога, который поможет человеку преодолеть его проблемы и адаптироваться в социальной среде.
Акцентуация (психология)
Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. [1] Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z 73. 73. )
Содержание
История понятия
Термин «акцентуация» в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард, который употреблял его в словосочетаниях «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности». Он описывает акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. Леонгард характеризует акцентуации как «отклонение от нормы», но замечает, что по его мнению «население Берлина это на 50 % акцентуированные личности и на 50 % — стандартный тип людей». Он разработал также свою классификацию акцентуаций, в которой можно видеть значительное влияние психоаналитических представлений о типологии психических расстройств. [2]
В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций. Разработанная им типология имеет явную привязку к классификации психопатий и, кроме того, предназначена только для подросткового возраста. [1]
На данный момент, с переходом российской психиатрии на МКБ-10, классификация психопатий Ганнушкина морально устарела, и акцентуации, для удобства работы, часто классифицируются исходя из международной типологии расстройств личности, либо из психоаналитических типологий личностных расстройств, хотя такой подход и не является строгим или признанным научным сообществом.
Сущность и границы понятия
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:
Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи. [1]
А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия, и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок.
Степени выраженности
А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:
Классификация акцентуаций
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий акцентуированных личностей. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация от 1977 года, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.
Акцентуации характера (акцентуации личностей)
Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Распространенность. Акцентуации личности широко распространены особенно среди подростков. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. С возрастом люди удастся сглаживать нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50-60%.
Польза и вред акцентуаций. С одной стороны акцентуированная черта делает человека более устойчивым и успешных в некоторых ситуациях. Например, люди с истероидной акцентуацией – талантливые актеры, а с гипертимной – позитивные, коммуникабельные и могут найти подход к любому человеку.
С другой стороны акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики. Например, люди с гипотимным типом акцентуации, испытывают сложности при необходимости познакомиться и наладить контакт.
Существует опасность, что в сложных ситуациях эти усиленные черты характера могут перерасти в психопатию, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма, противоправного поведения.
В каких случаях акцентуации могут перерасти в патологию
Чем акцентуации отличаются от психопатий?
Типы акцентуации
Истероидный тип
Эпилептоидный тип
Шизоидный тип
Лабильный тип
Конформный тип
Астено-невротический тип
Психастенический тип
Сенситивный тип
Сочетания типов акцентуаций
Классификация акцентуаций по Леонгарду
Немецкий психолог Карл Леонгард разделял все черты характера на основные и дополнительные. Основные – это стержень личности. Они ответственны за ее психическое здоровье. Если одна из этих черт усилена (акцентуирована), то она определяет поведение человека. При воздействии на нее неблагоприятных факторов может развиться патология.
Группа | Тип акцентуации | Характеристика |
Типы акцентуаций, относящиеся к темпераменту, как к природному образованию | Эмотивный | Добрый, сострадательный, гуманный, ценит близких друзей, миролюбивый, исполнительный, имеет обостренное чувство долга. Но при этом отличается боязливостью, слезливостью и стеснительностью. |
Аффективно-экзальтированный | Общительный, влюбчивый, отличается хорошим вкусом, внимательный к близким, альтруистичный, способен на высокие чувства. Но при этом склонен к панике, теряется в условиях стресса, подвержен сменам настроения. | |
Аффективно-лабильный | Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости. | |
Тревожный | Дружелюбный, верный, исполнительный, самокритичный. Настроение часто снижено, робкий, не отстаивает свои интересы, нуждается в поддержке. | |
Дистимический (гипотимный) | Добросовестный, серьезный, немногословный, высоко ценит друзей. Но при этом индивидуалист, замкнут, склонен к пессимизму, пассивен. | |
Гипертимный | Общительный, оптимистичный, активный, выносливый, трудолюбивый, не теряет контроль в стрессовых ситуациях. Легкомысленен, редко доводит начатое до конца. Не терпит одиночества и строгого контроля. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к характеру, как к социальному образованию | Возбудимый | Отличается перепадами настроения и бурными вспышками гнева. В спокойном состоянии заботливый, добросовестный, аккуратный. Во время вспышек гнева плохо контролирует свое состояние, раздражителен. |
Застревающий | Ответственный, стрессоустойчивый, упорный, выносливый, предъявляет к себе и другим высокие требования. Но при этом подозрительный, обидчивый, занудный, ревнивый, несколько конфликтный. Не терпит, когда кто-то другой претендует на его место. | |
Педантичный | Аккуратный, строго придерживается правил, надежный, добросовестный, миролюбивый. Но часто отмечаются занудливость, брюзжание, не работе – бюрократизм. | |
Демонстративный | Артистичный, харизматичный, общительный, имеет развитую фантазию, стремится к лидерству. Но при этом тщеславен и склонен ко лжи, эгоистичен. Не терпит, когда ему не уделяют внимания, страдает, если его авторитет подорван. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к личности в целом | Экстравертированный | Общительный, дружелюбный, внимательный, исполнительный, всегда готовый выслушать, не претендует на лидерство. Но при этом болтлив, легкомысленен, легко попадает под чужое влияние, склонен к необдуманным импульсивным поступкам. |
Интровертированный | Принципиальный, сдержанный, погруженный в свой внутренний мир, морально развит, отличается богатой фантазией. Но при этом замкнутый, упрямый, отстаивает свою точку зрения, даже в том случае, если оказывается неправ. Не терпит вмешательства в его личную жизнь. |
Классификация акцентуаций по Личко
Советский психиатр Андрей Личко рассматривал акцентуации, как временные усиления черт характера, которые могут появляться и исчезать в детском и подростковом возрасте. При этом он признавал возможность сохранения акцентуаций на всю жизнь и перехода их в психопатии. Поскольку Личко считал акцентуации пограничным вариантом между нормой и психопатией, то его классификация основана на типах психопатий.
Тип акцентуации | Характеристика |
Гипертимный | Веселый, активный, оптимистичный, уверенный в себе, стремится к лидерству, находчивый, предприимчивый. Минусы: легкомысленный, неусидчивый, невнимательный, не достаточно ответственно относится к своим обязанностям, бывает раздражителен. |
Лабильный | Хорошо развита эмпатия, чувствует эмоции окружающих и их отношение к себе. Испытывает сильные перепады настроения по незначительным поводам. Нуждается в поддержке близких. |
Циклоидный | Циклически меняющиеся спады и подъемы настроения. Периодичность составляет несколько недель. В периоды подъема общительный, энергичный, радостный, энергичный. В период спада – апатичный, раздражительный, грустный. |
Астено-невротический | Дисциплинированный, аккуратный. Отмечается повышенная психическая утомляемость, которая делает человека раздражительным и чрезмерно заботящимся о своем здоровье. |
Психастенический (тревожно-мнительный) | Интеллектуально развит. Склонен к размышлениям, самоанализу, оценке своих действий и поступков окружающих. Завышенная самооценка сочетается с нерешительностью. В кризисные моменты может совершать необдуманные поступки. Минусы: мелочен, деспотичен, склонен к развитию навязчивых действий. |
Сензитивный (чувствительный) | Высокая чувствительность к радостным и пугающим моментам. Послушный, усидчивый, ответственный, спокойный, предъявляет высокие моральные требования к себе и другим. Минусы: малообщителен, мнителен, плаксив, тяжело адаптируется в новом коллективе. |
Эпилептоидный (инертно-импульсивный) | Стремится к лидерству, любит устанавливать правила, пользуется авторитетом у руководства и среди сверстников. Хорошо переносит условия жесткой дисциплины. Минусы: может обижать слабых, устанавливает жестокие порядки, раздражительный. |
Шизоидный (интровертированный) | Замкнутый, предпочитает одиночество или общение со старшими. Минусы: равнодушен, не способен проявлять сочувствие и сопереживать. |
Неустойчивый | Общительный, открытый, обходительный, стремится к развлечениям. Минусы: лень, нежелание работать и учится. Склонен к потреблению алкоголя, наркотиков, к азартным играм. |
Истероидный (демонстративный) | Артистичный, импульсивный, инициативный, общительный, любит внимание, стремится занять лидирующее положение, но не способен добиться авторитета. Минусы: эгоцентричен, склонен ко лжи. Поведение отличается неестественностью и наигранностью. |
Конформный | Отсутствует критичность и инициативность, склонен подчинятся мнению со стороны. Стремится не отличаться от остальных членов группы. В угоду группе может совершать неблаговидные поступки, при этом склонен оправдывать себя. |
Паранояльный | Характерные черты развиваются к 30 годам. В детстве проявляет себя как подросток с эпилептоидной или шизоидной акцентуацией. Самооценка значительно завышена, появляются идеи о своей исключительности и гениальности. |
Эмоционально-лабильный | Страдает от частых и сильных перепадов настроения, нуждается в поддержке, хорошо чувствует отношение людей к себе. Минусы: эмоционально неустойчив. |
Тест акцентуации характера по Шмишеку
Личностный опросник, разработанный Г Шмишеком, предназначен для выявления акцентуаций характера. В его основе лежит классификация акцентуаций, разработанная Леонгардом. Взрослый тест акцентуации характера по Шмишеку состоит из 88 вопросов. На каждый их них необходимо отвечать да (+) или нет (-). Не рекомендуется долго задумываться над вопросами, а отвечать так, как кажется на данный момент. Детский вариант теста аналогичный и отличается лишь формулировкой вопросов.
Особенности акцентуации у подростков
Акцентуации личности формируются в подростковом возрасте. В этом же периоде они проявляются особенно ярко. Причиной тому является импульсивность подростков, неумение контролировать свои эмоции и поступки. Те или иные акцентуации личности присутствуют у 90-95% подростков.
Само наличие усиленной черты характера не несет опасности, но делает подростка чрезвычайно чувствительным к внешним ситуациям и внутренним конфликтам, влияет на отношения с родителями и сверстниками. Одни и те же акцентуации при неблагоприятных условиях могут стать причиной правонарушений, а при правильном подходе и грамотном выборе профессии помогут добиться успеха в жизни.
Родителям важно знать о наличии акцентуации характера у подростка, чтобы помочь ему адаптироваться к жизни, построить такой стиль воспитания, который будет максимально эффективен. Задача родителей развивать в подростке качества и навыки, которые сгладят акцентуированную черту характера.
Истероидный тип
«Звезды класса», активисты, участвуют во всех мероприятиях. Отличаются артистизмом и желанием выделиться на фоне других. Не любят, если похвала достается кому то другому. Преувеличенно эмоционально реагируют на все события (при зрителях навзрыд рыдают).
Отличительная черта. Игра на публику, постоянная потребность во внимании признании или сочувствии.
Характеристика
Пока они чувствуют, что любимы и все внимание обращено на них, проблем с поведением не возникает. В повседневной жизни всеми возможными способами привлекают к себе внимание. Это вызывающее поведение, выразительная манера говорить и яркая одежда. Приписывают себе достижения. Могут хвастаться, что много выпили, убегали из дома. Лгут часто, в основном фантазии касаются собственной персоны. Не выносят, когда внимание окружающих переключается на других (новичка в классе, новорожденного, отчима). Могут предпринять действия, чтобы избавиться от конкурента, «назло» совершать поступки, которые заведомо не понравятся родителям. На словах отстаивают самостоятельность, иногда со скандалами, но нуждаются в опеке и не стремятся от нее избавиться.
Положительные стороны. Если их ставят в пример, то становятся очень старательны. Хорошо учатся, особенно в младших классах. Артистичны, успешны в танцах, вокале, разговорном жанре.
Эпилептоидный тип
Свойства личности обусловлены пассивностью процессов, происходящих в нервной системе. Подростки с такой акцентуацией обидчивы и надолго застревают на обиде.
Отличительная черта. Периоды сильной раздражительности и неприязни к окружающим, продолжительностью до нескольких дней.
Характеристика
Подростки с эпилептоидной акцентуацией отличаются упрямым и неуступчивым характером. Они мстительны и не забывают обид. На первое место ставят личные интересы, не считаются с мнением окружающих. В компании пытаются стать лидерами, объединяя вокруг себя младших и слабых. Поскольку они деспотичны, то их власть держится на страхе. Процесс взросления проходит проблематично. Подростки могут требовать не только свободы, но и своей доли имущества. Иногда часами злятся и плачут. Сильные эмоции провоцируют приступы гнева и агрессии. Во время приступов подростки ищут «жертву», на которую можно излить свои эмоции. Во время этих приступов могут дойти до садизма.
Проблемы.
Суицидальные попытки, как реакция на «несправедливое» наказание. Склонны употреблять алкоголь в больших количествах «до потери памяти». Не помнят действия, которые совершают в этом состоянии. Но редко потребляют другие токсические средства. При половом созревании испытывают сильное сексуальное влечение, что может привести к развитию извращений. Отмечается пристрастие к поджиганию петард и разведению костров.
Шизоидный тип
Этот тип акцентуации проявляется еще в дошкольном возрасте: дети предпочитают игры в одиночестве общению со сверстниками.
Неустойчивый или безудержный.
Такие подростки с детства отличаются непослушанием и нежеланием учиться. Они нуждаются в строгом контроле. Боязнь наказаний является основным стимулом к учебе и выполнению обязанностей.
Отличительная черта – слабая воля, лень и желание развлечься.
Характеристика
Любят удовольствия, нуждаются в частой смене впечатлений. Избегают любого труда под разными предлогами. Это особенно заметно при необходимости учиться или выполнять поручения родителей. Привлекательным для них кажется только общение в кругу друзей. На этой почве рискуют попасть в асоциальную компанию. Легко поддаются негативному влиянию.
Проблемы связаны с желанием развлечься. На этой почве рано начинают пить и использовать различные дурманящие средства. Довольно высок риск развития наркомании и алкоголизма. «По приколу» могут прогуливать учебу, угонять машины, проникать в чужие квартиры, совершать кражи и т.д. Имеют склонность к бродяжничеству.
Положительные стороны. Стремление к положительным эмоциям, жизнерадостность.
Лабильный
Частые и быстрые перепады настроения от восторга и бурного веселья к унынию и слезам. Зачастую поводы для смены настроения самые незначительные (плохая погода, запутавшиеся наушники).
Отличительная черта – изменчивость настроения по несущественным причинам.
Характеристика
В периоды хорошего настроения подростки болтливы, деятельны, настроены на общение. Но любая мелочь может испортить им настроение и вывести из себя. При этом они могут расплакаться, легко идут на конфликт становятся вялыми и замкнутыми.
Проблемы.
Очень зависимы от людей, которых они ценят (близких друзей, родителей). Потеря близкого человека или его расположения, разлука с ним, вызывает аффект, невроз или депрессию. Плохое настроение может стать причиной ухудшения самочувствия вплоть до развития реальных болезней (бронхиальная астма, сахарный диабет, мигрень, нервные тики). Очень плохо переносят критику и упреки со стороны учителей, родителей, близких друзей. Становятся замкнутыми, реагируют слезами.
Положительные стороны. Часто талантливы. Имеют глубокий внутренний мир. Способны на крепкую привязанность и искреннюю дружбу. Ценят людей за хорошее отношение к ним. В периоды хорошего настроения полны сил, желания общаться, учиться и заниматься хобби. Развита эмпатия – безошибочно чувствуют отношение окружающих к ним.
Конформный
Чрезвычайно подвержены влиянию со стороны. Изменяют свое мнение и поведение в угоду другим. Боятся выделяться из толпы.
Отличительная черта – конформность, стремление понравиться окружающим.
Характеристика
Основное желание «быть как все» проявляется в одежде, манере поведения, интересах. Если все друзья увлекаются брейк-дансом, такой подросток тоже будет им заниматься. Если ближайшее окружение (родители, друзья) благополучное, то такие подростки ни чем не отличаются от остальных и акцентуация практически не заметна. Если же они попадают под плохое влияние, то могут нарушать правила и закон. Тяжело переносят потерю друзей, однако могут предать друга ради кого-то более авторитетного. Консервативны, не любят изменений во всех сферах. Редко проявляют инициативу.
Проблемы
Связавшись с плохой компанией, могут спиться, пристраститься к приему наркотиков. Чтобы их не обвиняли в трусости, могут совершать действия, несущие опасность для их здоровья или вредящие другим людям. Запрет общаться с компанией может спровоцировать скандал с родителями или побег из дома.
Положительные стороны. Ценят свое окружение. Привязаны к друзьям. Любят стабильность и порядок.
Астено-невротический
Для подростков с такой акцентуацией характерны повышенная утомляемость и раздражительность.
Отличительная черта – опасения за свое здоровье, повышенная утомляемость.
Характеристика
Умственные и эмоциональные нагрузки быстро утомляют их. Результатом становится раздражительность, когда подростки изливают свой гнев на того, кто оказался под рукой. Сразу после этого им становится стыдно за свое поведение, они искренне раскаиваются, просят прощения. Вспышки гнева непродолжительны и не сильны, что связано с низкой активностью нервной системы. Склонны к ипохондрии – прислушиваются к телесным ощущениям, воспринимая их как признаки болезни. Любят обследоваться и лечиться. Привлекают к себе внимание жалобами.
Проблемы – высокая утомляемость, риск развития невроза.
Положительные стороны. Доброта, сочувствие, высокий интелект. У таких подростков не встречаются побеги из дома, хулиганство и другие противоправные действия.
Психастенический
Для таких подростков характерны: мнительность, склонность к самоанализу и страх перед будущим.
Отличительная черта высокие требования к себе и боязнь не оправдать ожидания других.
Характеристика
Этот тип акцентуации формируется, если родители возлагают на ребенка слишком большие надежды в учебе или спорте. Несоответствие их ожиданием накладывает отпечаток на характер. У таких подростков занижена самооценка, их мучает чувство вины и боязнь неудач, которые могут еще больше разочаровать родителей. Подростки страдают от повышенной тревожности. Они боятся, как бы ни случилось чего-то страшного и непоправимого с ними или их близкими. В качестве защитного механизма развивается педантизм. Подростки составляют подробный план действий, верят в приметы, разрабатывают ритуалы, которые должны обеспечить успех (не мыть голову перед экзаменом).
Проблема. Риск развития тревожности, навязчивых мыслей и действий, которые склонны к осложнению.
Положительные стороны. В критических ситуациях быстро находят верное решение, способны на смелый поступок. Послушные, неконфликтные, как правило, довольно успешны в учебе, становятся хорошими друзьями.
Гипертимный
Их характеризуют как веселых, шумных, неусидчивых. Им тяжело сосредоточить внимание на учебе и соблюдать дисциплину в школе. Часто становятся неформальными лидерами в среди сверстников. Не переносят строгий контроль со стороны взрослых, постоянно ведут борьбу за самостоятельность.
Отличительная черта – оптимизм и приподнятое настроение, которое часто толкает их на шалости.
Характеристика
Очень общительны, быстро становятся центром любой компании. Не доводят дело до конца, не постоянны в своих увлечениях. Легко дают и нарушают обещания. Несмотря на хорошие способности, учатся посредственно. Легко провоцируют конфликты, но могут сами их и загладить. Быстро обретают душевное равновесие после неудач и ссор. Вспышки гнева кратковременны.
Проблемы – не в состоянии выполнять рутинную работу, которая требует усидчивости и напряженного внимания. Неразборчивы в выборе знакомств. Если такие подростки оказываются в неблагоприятной ситуации, у них может развиться пристрастие к алкоголю, легким наркотикам. Могут совершать противоправные и антисоциальные поступки (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). Для них характерны ранние сексуальные связи. Склонны к риску, экстремальным увлечениям и азартным играм. Оказавшись в условиях контроля и строгой дисциплины (больница, летний лагерь) могут сбежать.
Положительные стороны. Энергичны и неутомимы. Отличаются весельем, не теряют оптимизма в сложных обстоятельствах. Находят выход в любой ситуации.
Сенситивный тип
Признаки этой акцентуации можно заметить еще в детстве. Сенситивный тип проявляется многочисленными страхами, которые сменяют друг друга.
Отличительная черта – сверхчувствительность.
Характеристика
Подростки глубоко и подолгу переживают все происходящее. Похвала и критика глубоко врезаются в их память, и оказывают значительное влияние на их самооценку, поведение и поступки. Очень застенчивы и по этой причине малообщительны. С трудом привыкают к новому коллективу. Быстро утомляются от умственного труда. Контрольные и экзамены вызывают у них значительный стресс. Также очень переживают по поводу насмешек со стороны сверстников. Мечтательны, склонны к самоанализу. Совестливы, имеют развитое чувство долга. Обязательно доводят начатое дело до конца. Сильно переживают за результат своих действий (контрольных, поступков).
Проблемы. Склонность к самобичеванию и развитию фобий. Слезливость. Завышенные требования к себе могут вызвать невроз. Цепь неудач может спровоцировать попытку самоубийства.
Положительные стороны. Старательны в учебе, ответственно относятся ко всем заданиям. Стремятся стать хорошим другом, ценят близких.