Акцептовать оферту что это значит
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое акцепт и что значит акцептовать счет, договор, оферту, вексель и другие документы
Акцепт и акцептовать что значит? Чем акцепт отличается от оферты? Что можно акцептовать – договор, оферту, вексель? Какие требования предъявляют к акцепту? Кто такой акцептант?
«Для вас получен акцепт», «акцептовано» – такие выражения можно услышать при подаче заявки на кредит, покупках в интернет-магазине или при заключении договоров. Разбираем, что такое акцепт, кто, когда и при каких условиях может его использовать, как правильно акцептовать договор.
Что такое акцепт
В широком смысле «акцепт» означает согласие гражданина или компании на заключение договора. Самый простой пример акцепта – покупка товара. Представьте, что вы пришли в магазин и увидели маринованные огурчики, рядом размещен ценник – 95 рублей. Взяв баночку, вы идете на кассу и оплачиваете покупку. Все, это и есть акцепт. Вы согласились заключить договор купли-продажи маринованных огурчиков по цене, предложенной магазином.
В Гражданском кодексе РФ акцепту посвящено несколько статей (ст. 438 – ст. 443, ст. 621). Все они связаны с процессом заключения договоров. И это не случайно. Акцепт – обязательная стадия заключения любого договора. С этим понятием тесно связан термин «оферта» – предложение подписать договор на указанных условиях.
Все всегда начинается с предложения-оферты, где одна из сторон соглашения описывает условия и правила будущего договора. Затем вторая сторона дает согласие-акцепт. Так она одобряет предложенные условия договора и выражает свое желание его подписать.
Основные термины, которые используются в тексте, произошли от слов «оферта» – предложение, и «акцепт» – согласие.
Лицо, которое выступило с предложением, принято называть оферент.
Акцептант – это тот, чье согласие требуется получить. Акцептовать – значит одобрить соглашение.
Немного об истории понятия
Понятие акцепт произошло от латинского acceptus – принятый. В древнеримском праве заключение соглашения состояло из двух стадий:
- Оферта – предложение о заключении договора; Акцепт – принятие условий соглашения.
Договор считался действительным только тогда, когда были указаны все важные условия соглашения, соблюдена форма договора, участвовали реальные стороны договора. Подписание документов через представителей в то время не признавалось.
Оферта должна была четко описывать предмет договора, а также основания его заключения. Чтобы соглашение состоялось, участникам договора было необходимо не только договориться, но и выполнить некоторые действия, символизирующие их согласие с условиями.
Например, в присутствии свидетелей передавалась определенная вещь, в отношении которой заключался договор хранения. При устных договоренностях обе стороны должны были произнести особые фразы, которые свидетельствовали о том, что договор заключается добровольно. Факт произнесения фраз фиксировался в письменных актах и подтверждался свидетелями.
Формы выражения акцепта
Сейчас трудно представить, что человек, заключающий договор, будет выходить на середину площади и торжественно информировать окружающих о своем намерении. За века формы выражения акцепта изменились. В наши дни акцептация – это согласие, оформленное в письменном виде либо другим способом. Разберем, как правильно акцептовать оферту:
- Письменный акцепт. Так называется направление письменного уведомления об акцепте противоположной стороне или непосредственное подписание договора как документа. Вам предоставили бланк договора – вы его подписали. Все просто. Кстати, письменная форма подразумевает не только оформление единого бланка договора. Письменный акцепт считается полученным, если скан документа передан по электронной почте, факсу, телексу, другим современным каналам связи. Публичная форма акцепта. Новый способ, который позволяет подтвердить свое согласие на предложение, сделанное неограниченному кругу лиц. Примеры публичной оферты – товары в магазине, договоры, размещенные на интернет-сайтах, торговые автоматы. При покупках в интернет-магазине вы проведете акцептацию (согласитесь с публичной офертой), когда поставите галочку в специальном поле на сайте. Так вы подтверждаете свое согласие с условиями продаж и свойствами выбранного товара. Фактические действия лица, для которого предназначена оферта. В некоторых случаях можно выразить свое согласие с условиями договора в момент совершения определенных действий. Купили билет на проезд в автобусе – вы согласились с условиями перевозки пассажиров. Заполнили карту гостя в гостинице – фактически приняли правила проживания в ней. Конклюдентные действия лица. Так называется поведение стороны, которая показывает свое желание вступить в соглашение. Отличный пример таких действий – оплата полученного счета. Независимо от заключения бумажного договора лицо, оплатившее счет, соглашается с тем, что ему будет передан товар или оказана услуга, указанные в счете.
Иногда возникает спор, как говорить правильно – акцептовать или акцептировать. Значение слова «акцептировать» аналогично и обозначает то же самое, что и «акцептовать». Общеупотребительный глагол – акцептовать.
Что нельзя назвать акцептом
Акцептование – это всегда принятие оферты полностью и без оговорок либо ответные действия. Отсутствие действий от стороны, которой направлена оферта, нельзя считать акцептом. Вам не пришел ответ – значит ваше предложение не акцептовано.
Представим, что вы заключаете договор на установку пластиковых окон. Замерщик определил параметры будущего окна, рассчитал его стоимость и оставил вам договор для подписания. Так вот, пока вы не подпишете договор и не передадите его сотрудникам компании – они не приступят к изготовлению и установке заказанных изделий. А все потому, что на их оферту (договор) вы не дали свой акцепт (не подписали и не передали документ).
Иногда сторону, получившую оферту, что-то не устраивает и она хочет изменить условия договора. Такие действия считают отказом от акцепта и новой офертой. Допустим, что в предыдущем примере вы не подписали договор, а пришли в офис и выбрали новый профиль и фурнитуру для окон. Это тоже будет расценено как отказ от акцепта.
Требования к акцепту
В деловом документообороте установлены специальные правила и требования к акцепту:
- Акцепт оферты должен повторять ее условия, изменение пунктов договора недопустимо; Нельзя нарушать срок, который установлен для акцепта. В случаях, когда период времени не установлен, приемлемым считается разумный срок. В деловом обороте разумным принят срок в один месяц. Обычно этого времени достаточно, чтобы подумать и отправить согласие на акцепт или отказ партнерам; Если получена письменная оферта – акцепт тоже должен быть оформлен в виде ответного письма или договора; Отзыв акцепта возможен. Однако оферент должен получить извещение об отзыве ранее или одновременно с акцептом. Например, вы находитесь в Санкт-Петербурге, а ваши партнеры – в Казани. Получив от них договор, вы акцептовали его и отправили курьерской службой. Срок доставки почты – 3 дня. По каким-либо причинам на следующий день вы передумали. Направьте отзыв от акцепта по электронной почте или телеграммой. Так оферент получит отказ от акцептирования раньше, чем сам подписанный договор.
Где и когда используют акцепт в наши дни
Сейчас акцепт используют при банковских расчетах, в кредитовании, в бизнесе. Правила заключения публичных договоров при интернет-торговле тоже предполагают выдачу оферт и получение акцептов. Рассмотрим условия применения акцепта в различных областях деятельности.
Акцепт в кредитовании
Банковский акцепт, или акцептирование кредита, – это заключение кредитного договора. Банк переводит денежные средства заемщику на условиях, ранее определенных между сторонами. Как это происходит на практике?
Вы подали заявку на кредит путем заполнения формы на сайте банка. Указали требуемую сумму и срок кредита, обозначили свой ежемесячный доход, выбрали дополнительные опции в виде страховок или банковских карт.
Такие действия банк расценивает как ваше желание заключить кредитный договор. После обработки анкеты системой вам позвонит сотрудник банка и сообщит о сформированной для вас оферте – предложении подписать кредитный договор на определенных условиях или о неготовности банка вас кредитовать. Далее вас пригласят в отделение для подписания кредитного договора. Подписывая кредит, вы акцептуете предложенную вам оферту банка о предоставлении кредита.
Акцептация при расчетах между организациями
Предварительный и последующий акцепт используют при банковских расчетах. Их главное различие состоит в определении момента времени, когда плательщик дает свое согласие на оплату платежного документа. Это актуально, когда расчет между организациями происходит с помощью платежных требований-поручений.
Сейчас в расчетах используют преимущественно предварительный акцепт. В этом случае расчеты происходят по такой схеме. Поставщик передает в банк плательщика платежное требование-поручение, банк уведомляет о документе плательщика и ждет три дня. Если по истечении трех дней от плательщика не поступит письменный отказ от платежа, требование-поручение считается акцептованным, и деньги перечисляются поставщику.
В отличие от предварительного, при последующем виде акцепта деньги поставщику перечисляются сразу, в день получения платежного документа. Но воспользоваться он ими может только по истечении трех дней. Эти три дня даны плательщику на возврат средств в случаях, когда он не согласен с платежным требованием-поручением и заявляет отказ.
Такой отказ может быть как полным – возвращается вся сумма, так и частичным – когда происходит возврат только части денег. Причинами отказа от акцепта чаще всего бывают нарушения в поставках, ассортименте товаров, задержки выполнения работ и другие случаи нарушения договоренностей.
К основному достоинству платежей, проводимых с использованием акцепта, относят ускорение расчетов. Поставщик сам выписывает расчетный документ и предъявляет его в банк плательщика.
Акцепт аккредитива
Расчеты с использованием аккредитива – одна из современных форм безналичной оплаты. Обычно применяется по договорам поставки. Аккредитив – это поручение банка-акцептанта другому банку, который ведет расчетный счет поставщика-оферента. Участие банков гарантирует реальность поставки и контролирует совершение сделки между организациями. В аккредитиве указывают сумму, сроки, условия поставки и другие условия. Читайте подробнее отдельную статью:
Например, вы продали партию зерна иностранному партнеру. После отгрузки товара ваш сотрудник предоставляет подтверждающие транспортные документы в банк. Банк проводит проверку и выдает аккредитив на сумму поставки тому банку, где открыт счет у вашего покупателя. Далее вы получаете деньги, не дожидаясь, пока зерно прибудет в пункт назначения. Эти деньги вам выдает банк. Средства с расчетного счета покупателя спишутся только тогда, когда придет зерно. Такой способ расчетов удобен и для вас, и для вашего партнера. Вы получили деньги и можете использовать их в своей деятельности, а у покупателя нет опасений, что товар не придет.
В зависимости от договоренностей сторон сделки аккредитив может требовать акцепта (согласия) от покупателя, а может и не требовать. Акцепт аккредитива означает подтверждение покупателя на оплату.
Банковские акцепты
Основное назначение банковского акцепта – дать гарантию реальности сделки и соблюдения всех ее условий. Стороны могут проводить сделки с банковским акцептом находясь не только в разных городах, но и в разных странах. Банк гарантирует финансовую безопасность.
Чаще всего в таких операциях используют векселя. Вексель – это обязательство должника уплатить оговоренную денежную сумму в согласованный срок. Банк акцептует вексель – то есть подтверждает, что у плательщика есть деньги, которые действительно будут выплачены по прошествии некоторого времени.
При расчетах векселями различают несколько видов акцепта:
- поручительский – банк или третье лицо берет на себя обязательство исполнить вексельный платеж; посреднический – третье лицо готово взять ответственность на себя исходя из условий договора;
- безусловный – сторона, принимающая вексель, полностью и без оговорок согласна со всеми условиями сделки; условный – стороны устанавливают условия, при которых вексель будет акцептован, при несоблюдении условий договор аннулируется; местный – когда плата вносится в строго определенном месте; ограниченный – сторона, которая принимает вексель, готова его принять, но требуются незначительные изменения условий (например, изменение сроков оплаты векселя).
Акцепт векселя дает уверенность, что все условия сделки будут соблюдены, и ускоряет проведение сделки.
Акцепт договора
Заключение договоров всегда начинается с переговоров. Граждане и организации свободны в проведении переговоров, они самостоятельно и добровольно определяют условия и правила заключения соглашений.
Как акцептовать договор
Акцептовать договор – значит выразить свое согласие с его условиями. Процесс акцептования договора состоит из нескольких этапов:
- Этап № 1. Вам поступает оферта, в которой описаны условия сделки; Этап № 2. Вы внимательно изучаете все условия предполагаемого контракта. При необходимости привлекаете специалистов, которые дадут заключение о возможности исполнения такого соглашения; Этап № 3. Вы акцептуете договор или отказываетесь. Если возражений нет – можно на проекте договора проставить отметку «акцептовано» и подписать его; Этап № 4. Уведомляете своего партнера по договору о принятом решении.
Акцепт договора – важная составляющая договорных взаимоотношений сторон. Без него договор не будет считаться заключенным.
Сроки для акцептирования договора
По общему правилу срок для акцепта – ответа на оферту – устанавливается оферентом в тексте предложения. Очень важно, чтобы акцепт был получен именно в указанные сроки. Поэтому, если вы акцептуете договор письменно, стоит учитывать время, необходимое на пересылку документов. Отправить акцепт почтой в последний день установленного срока – верный способ опоздать с согласием.
Иногда в оферте не установлен срок для акцептования условий контракта. В этом случае у акцептанта есть два варианта действий. Он может дать свое согласие устно и приступить к исполнению договора. Либо направить оференту письменный акцепт не позднее 1 месяца после получения предложения.
Если сторона-оферент получит акцепт после установленных сроков, она может сообщить об этом акцептанту и подтвердить принятие акцепта. В этом случае договор будет считаться согласованным и заключенным.
Итоги
Итак, акцепт – это положительный ответ гражданина или компании, которым сделано коммерческое предложение. В некоторых случаях он означает согласие заключить договор, в других – приобрести товар или услуги, а иногда – одобрение расчета. Чтобы дать акцепт, необходимо сначала получить оферту.
Для акцепта установлены специальные правила и сроки. При их нарушении договор считается незаключенным.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с офертой и акцептом. Это происходит в момент совершения покупок, при заказе авиабилетов и многих других бытовых ситуациях. Однако в разговорной речи эти термины практически не употребляются. Это больше юридические понятия, которые, тем не менее, полезно знать людям, далеким от юриспруденции.
Акцепт оферты
Акцепт оферты – принятие договора оферты. Согласно действующему законодательству РФ, «договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта».
Форма соглашения сторон с использованием оферты и акцепта регулируется ст. 433 Гражданского кодекса.
На практике нужно быть внимательным в следующей ситуации. Предположим, кредитная организация предложила ту или иную услугу, оговорив существенные условия предлагаемого соглашения. В этом случае она может считать запрос на предоставление данной услуги акцептом своего предложения.
Более того, ряд банков предлагают потенциальным клиентам заполнить, например, заявку на кредит, предупреждая, что получение финансовым учреждением такой заявки служит офертой. Если при этом банк, проверив кредитоспособность заявителя, согласится выдать ссуду, то никакого дополнительного соглашения не потребуется: оферта будет акцептована, клиенту откроют счет, и на него будет зачислена требуемая сумма.
Законодательство об оферте и ее акцепте открывает и еще одну возможность: когда одной из сторон сделано публичное предложение, в котором оговорены существенные детали предлагаемого соглашения, потенциальный клиент имеет право потребовать заключения договора именно на этих условиях. И если обратиться в суд, то, скорее всего, предложение будет признано публичной офертой, а обращение клиента – ее акцептом.
Таким образом можно поступить, например, с котировками на те или иные активы, выставленными на сайте банка: клиент имеет полное право потребовать продать ему или купить у него что-то по указанным ценам.
Еще одним примером использования акцепта оферты может служить покупка или продажа валюты в системе интернет-банка: кредитная организация выставляет твердые котировки. Направление заявки на конвертацию в этом случае будет считаться акцептом сделанной оферты.
Что такое оферта
Оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества.
Предложение руки и сердца — это оферта определенному человеку создать семью с общим имуществом. Предложение товара на витрине — это публичная оферта купить этот товар в этом магазине на конкретных условиях. Договор на образовательные услуги в автошколе — это тоже предложение, можно согласиться с ним (акцептовать) или отказаться.
Оферты классифицируют по количеству адресатов.
Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная — предложение для всех сразу.
Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно. Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.
«Не является публичной офертой» — что это значит
Сама по себе фраза не значит ничего. Эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Так говорят суды.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Каждое утро бургеры по 99 рублей» — публичное предложение, потому что сеть быстрого питания готова продавать большое количество одинаковых бургеров. Но реклама «Продаем гаражи за миллион рублей» публичным предложением не является — для договора купли-продажи недвижимости обязательно указание конкретного объекта.
Отличия от договора
Оферта — это предложение договориться, а договор — уже результат переговоров.
Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до ее принятия кем-то не создает никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить ее условия. Договор — это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.
Договор оферты — что это
На сайтах можно встретить конструкции «договор оферты» и «договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия. Оферта — буквально дверь в договор, поэтому, скорее всего, перед вами просто предложение и вы вправе принять его условия или отказаться.
Как создать оферту и можно ли ее заключить
Чтобы создать оферту, нужно предложить кому-то конкретные условия будущего договора. Гражданский кодекс РФ не говорит, что такое предложение обязательно должно быть письменным. Например, уличный мастер по ремонту обуви может на словах предложить замену набойки за 300 рублей — это устная оферта. Но если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.
Из-за путаницы в терминах возникают странные вопросы, например «Как заключить оферту?». Заключают договоры, а оферту создает один человек.
Как заполнить
Письменная оферта — это краткий или полноценный договор. Какой бы длины ни был документ, в нем должно быть четко указано, что вы предлагаете покупателю или клиенту и что хотите получить взамен. Например, «месяц английского за 4000 рублей» — это реклама образовательных услуг, а «английский с носителем языка, 8 групповых занятий в месяц за 4000 рублей» — уже публичная оферта на оказание образовательных услуг.
Что такое акцепт
Акцепт — это абсолютное согласие на полученное предложение.
Если абсолютного согласия нет, потребитель может поискать более подходящий вариант или начать переговоры. «Я готов сдать вам эту комнату за 10 тысяч рублей в месяц» — это оферта. «Хорошо, держите деньги» — это акцепт. «Давайте я буду платить вам 7 тысяч, а еще давать уроки игры на скрипке раз в неделю?» — это встречное предложение и начало переговоров.
Акцептовать оферту можно подписью под договором или своими действиями. Например, договоры на медицинские процедуры — типовые, а их акцепт — это подпись. Момент передачи денег за покупки в магазине — тоже акцепт в виде конклюдентных действий (в знак согласия с предложенными условиями покупки).
Как отказаться и можно ли расторгнуть
Все, кроме монополистов, свободны в заключении договора. Поэтому тот, кому поступило предложение, вправе отказаться от него: не выходить замуж или не покупать вещь. Для автора предложения ситуация сложнее: отказаться от оферты он может только сразу.
Если оферта публичная — товар лежит на полках, кредит предлагается с баннера, — продавец может изменить условия только для всех сразу: заменить ценники, снять баннер или убрать товар на склад.
Когда товар лежит на полке, любой человек может его купить в любых количествах, отказать ему нельзя и изменить цену прямо на кассе тоже. Если покупатель уже несет вещь на кассу, он купит ее по той цене, которую увидел. Если покупатель стоял у полки и на его глазах цена выросла в два раза, будет действовать новая цена.
Так и с договором: «Держите наш стандартный договор, мы обучаем на таких условиях, почитайте дома и подпишите, если согласны». На следующий день цена может вырасти для всех новых студентов, но не для того, кому уже сделали определенное предложение.
Особая категория — коммунальщики. Цены на газ и электричество устанавливаются на государственном уровне. То есть монополисты не могут сами изменить условия оферты — поднять цены или перестать продавать энергоресурсы.
С непубличной офертой ситуация похожая. Отозвать ее можно до или в то же время, как она получена адресатом. Например, отказаться от предложения можно так: «Я сдам вам эту квартиру. Хотя нет, не сдам, сам жить буду».
Если оферта не отозвана вовремя, расторгать в будущем придется уже договор. «Расторгнуть» саму оферту нельзя.
Образец оферты на оказание услуг
Счет-оферта
Если оферта — это предложение договориться, то счет — предложение заплатить за вещи или услуги.
Счет-оферта — это продолжение ценников или прайс-листа. Стороны могут обойтись без подписания отдельного договора, подразумевая существование единого публичного договора для всех покупателей. Например, в строительном магазине покупателю не обязательно ходить вокруг стеллажей с гвоздями и шурупами — он просит посчитать ему стоимость 10 кг гвоздей и 5 стамесок, а магазин выставляет покупателю счет-оферту. Если покупателя устраивают цены, он оплачивает счет и забирает подготовленный товар.
Ну теперь точно заставлю продавцов пробивать мне колбасу по цене с ценника.
А если цена указана на сайте и написано что-то типа «Оплата предложения на сайте означает принятие оферты», например речь о каких-нибудь услугах, типа игры в квест или вызова мастера. То может ли покупатель после оплаты отказаться от покупки и потребовать деньги обратно? Или это как оплатить товар на кассе и забыть его там? Потом попробуй, докажи, что ты его не забрал.
Тимур, Возврат денег за товар или услуги регулируется законом о защите прав потребителя, а принятие оферты это согласие с предложенными условиями. Грубо говоря, если вы сегодня оплатили товар в интернет магазине с доставкой через неделю, а завтра цена упала в 2 раза, то вы на момент доставки, не можете требовать, чтобы вам снизили цену. В обратную сторону это тоже верно, если цена, наоборот выросла, то вас это не колышет, вы оплачиваете по той цене, по которой покупали. Работа по оферте для сайтов нужна продавцу для уменьшения бумагооборота и упрощения бухучёта, это избавляет от необходимости подписания договоров/актов с клиентом. В противном случае интернет-магазину пришлось бы ежедневно распечатывать и подписывать договор с каждым клиентом и отправлять каждому на подпись, а покупателям соответственно сначала надо было бы дождаться и подписать договор, а затем ждать пока тот вернётся к продавцу. А так перечисляя деньги на счёт продавца вы подтверждаете согласие на получение товаров/услуг по условиям указанным на сайте, а продавец высылает вместе с товаром вам чек о получении денег, тем самым подтверждая выполнение своих обязательств, и соответственно если вы не заявляете о каких-либо претензиях, услуга считается оказанной, а товар соответствующим вашим пожеланиям. В итоге все довольны, вам не надо совершать лишних телодвижений и ждать, продавцу есть чем отчитаться перед налоговой. Ну а споры по поводу факта и качества оказанных услуг, это уже совсем другая плоскость, внимательнее читайте описание и условия указанные на сайте.
Применительно к облигациям, что такое срок оферты?
А если я купила курс по пошиву одежды, а в договоре оферты оговаривается условие, что я не могу передавать этот курс третьим лицам, разве он теперь не является теперь моей собственностью и я не могу распорядится им как мне хочется? Конечно речь не идёт о перепродаже, могу ли я его подарить?
а как быть, когда ты выбираешь товар через агрегаторов, переходишь по ссылке в магазин, видишь заявленную цену, начинаешь оформлять заказ и уже там не оказывается выбора купить товар по указанной цене без либо курьерской доставки, либо платной доставки до пункта выдачи? ты потратил своё время, вместо этого магазина ты мог перейти в другой с более низкою эффективною ценою точно такого же товара.