Алчность что это за грех
Часть 7. Сребролюбие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Культ золотого тельца
Несчастен будет этот человек, которого безумные родители с детства будут натаскивать, ориентировать на успех, карьеру, богатство. Он никогда не найдет настоящей дружбы, не найдет любви, веры, ведь их нельзя купить за деньги.
Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол): «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.
Почему тяжело спастись богатому?
Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).
Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.
Но часто бывает не так, материальные ценности занимают настолько господствующее положение в умах людей, что о Боге, о душе, о ближних они почти не вспоминают. Верующему бывает очень не просто общаться с человеком мирским. Он говорит только о земном, материальном.
В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.
В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут».
В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетлеющие. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это ох как непросто. Жизнь в довольстве и неге засасывает, делает нечувствительным к чужой боли. Проблемы, боль нуждающихся, обездоленных становятся бесконечно далеки. Человеку, не испытавшему, что такое бедность, лишения, сложно понять голодного. Не случайна пословица «Сытый голодного не разумеет».
Приведу пример, который частично объясняет эту мысль. Для верующего человека молитва, праздничная, воскресная служба, общение с братьями по вере – радость. А попробуйте заставить стоять три часа на праздничной всенощной человека не только непривычного, но и неверующего. Он и получаса не простоит – весь изведется и измучается.
Как-то я был приглашен отслужить панихиду на кладбище. Собралась родня, и когда я хотел уже начать, вдруг почти все родные и друзья, за исключением трех старушек, отошли на несколько метров, повернулись спиной и закурили. Я попросил их не курить рядом с могилой и принять участие в заупокойной молитве, но они лишь отошли подальше и продолжили перекур. Притом около могилы я заметил несколько бутылок со спиртным и закуску. Видимо, молодых людей интересовала только эта часть мероприятия. Но Бог насильно никого не спасает. Каждый сам выбирает – быть ему с Богом или вне Его.
Не очерстветь сердцем
Но все-таки таких людей, как евангельские богачи, довольно мало, ведь большинство людей далеко не богаты. Если бы эти притчи относились только к богатым, они бы не были записаны в Евангелии, ибо в притчах Господь обращается ко всем людям, а значит, и к нам тоже.
Жить только земными интересами, не помнить о смерти, забыть о ближних можно не только имея большое стяжание. Просто сытая жизнь более к этому располагает. Когда у человека скромный достаток, он может перестать помогать нуждающимся, оправдывая себя тем, что нужно кормить семью: самим, дескать, мало. Сейчас, когда все вокруг говорят про экономический кризис, многих охватывает страх, тревога за грядущий день. И очень важно нам всем сейчас не очерстветь сердцем, подобно богачу из притчи. Помнить про тех Лазарей, которым еще хуже, чем нам. Милосердного, щедрого Господь никогда не оставит без пропитания. В духовной жизни есть такой замечательный принцип, даже закон: «Рука дающего не оскудеет». Человека, который помогает другим, Господь всегда вознаграждает с избытком даже в земной жизни. Но для этого, конечно, нужно иметь веру и решимость.
«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36: 25–26), – говорит псалмопевец Давид. Конечно, здесь не обещается какое-то большое богатство и благосостояние, но ясно одно: без средств к пропитанию и всего необходимого человек милостивый не останется.
Если супруги хотят иметь много детей (то есть делают свой выбор в пользу духовного богатства), они также никогда не останутся без помощи Божией. Есть такая пословица: «Если Бог дал ребенка, даст и на ребенка». Один многодетный папа рассказывал, что с каждым новым чадом благосостояние их семьи не только не уменьшалось, а, наоборот, росло. Бог посылает помощь многодетным самыми разными путями. В Евангелии сказано: «Не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или “что нам пить?” или “во что одеться?”. Потому что всего этого ищут язычники и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 31–33). Многодетные христиане ищут не комфортной, праздной жизни, а именно Царства Божия; они живут не для себя, а для детей, растят и воспитывают их, не жалея времени и сил, и потому «остальное прилагается им».
Сребролюбие и другие грехи
Любостяжание, служение «золотому тельцу», порождает многие пороки. Убийство, грабежи, обман – это то, что очень часто лежит в основании большого богатства. Заработать большое имение честным трудом очень непросто. Человек, одержимый сребролюбием, ради денег готов если не на все, то очень на многое.
Мы все удивляемся, куда пропали хорошие, добрые талантливые фильмы и телепередачи, почему сейчас так мало одаренных писателей, пробуждающих в людях благородные чувства? Почему с экранов на нас льется сплошной поток секса, насилия, агрессии и нецензурной брани? Одна из главных причин в том, что искусство стало коммерческим. Киностудии, издательства, телеканалы хотят вернуть свои инвестиции с большой прибылью. Для этого их продукция должна устраивать массовую аудиторию и вызывать интерес. В фильм вложили 40 тысяч долларов – нужно получить не менее 70. Очень сложно собрать полные залы, показывая действительно хорошую картину. Приятным и очень редким исключением стал фильм «Остров» Павла Лунгина, рассказывающий о покаянии и возрождении человеческой души.
На властителях человеческих дум – писателях, журналистах, кинематографистах – лежит огромная ответственность. «Как слово наше отзовется?». Ведь снятое или написанное ими становится достоянием миллионов людей. И если человек творческий совершает свое дело из сребролюбия, тщеславия, а душа его преисполнена нечистоты, он способен соблазнить множество людей. И что самое страшное, если он действительно талантлив, его разрушительное дело продолжается и после его смерти.
У И.А. Крылова есть одна не очень известная, но очень поучительная басня. Сюжет ее таков. По смерти в ад попадают два человека: Разбойник и Сочинитель. Первый, понятное дело, грабил людей, а второй:
И вот под котлом, где сидел Разбойник, был разведен большой костер, а под Сочинителем огонек еле-еле горел. Прошли века, и под Разбойником огонь давно погас, а «под Сочинителем он злей с часу на час». Взывая к властителям ада, Сочинитель стал вопрошать: «За что такая несправедливость?». И вот какой последовал ответ:
И далее показана ужасная картина разрушительного действия книг Сочинителя: юноши, восставшие против «супружества, начальства, власти» и впавшие в безверие, целая страна, доведенная до погибели мятежами и раздорами под влиянием его сочинений и т.д.
«А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!».
Ныне получил очень большое распространение еще один порок, порожденный сребролюбием, – игромания. Люди проигрывают в казино, в игровых автоматах подчас все свое имущество, доходят до разорения, иногда до самоубийства. Игроком движут две страсти: алчность и азарт, жажда риска, острых ощущений. И вторая, как правило, берет верх: человек не может вовремя остановиться и попадает в полную зависимость от нее.
Совершенно точно установлено, что игромания, пристрастие к азартным играм является такой же зависимостью, как наркомания и алкоголизм, и очень трудно поддается лечению.
В современном мире мы видим немало примеров человеческого сребролюбия «в особо крупных размерах». Одним из таких примеров является московское строительство. Несколько лет назад власти Москвы заявили, что все ветхие пятиэтажки будут снесены к 2010 году, а на их месте будут построены большие, комфортабельные дома. Началось строительство. В районе, где я живу, в Измайлово, стройка идет особенно бурно, так как район перспективный, зеленый, рядом парк. Ломались трехэтажные, пятиэтажные дома, а на их месте возводились дома в 18 и 30 этажей. Но, видимо, никто не подумал, что район просто не рассчитан на такое огромное население. Количество поликлиник, школ, детских садов, линий городского транспорта и прочего остается прежним. Все дворы, все улицы, прилегающие к новостройкам, оказались забитыми машинами. На улицах вдоль домов автотранспорт припаркован в два ряда, и между ними узкий проезд, где автомобили разъезжаются по очереди. Пробки, заторы… В метро не войти, на наземный транспорт невозможно сесть. И это только одна сторона проблемы. Жить в 30-этажных небоскребах очень небезопасно. А если пожар на 30-м этаже? Нет у нас таких пожарных лестниц. Квартирный вопрос, который, как известно, «испортил москвичей», конечно же, не был решен. В новостройки переселяют жителей снесенных домов, и только небольшой процент жилья отдается очередникам. Остальной жилищный фонд продается по цене в несколько тысяч долларов за квадратный метр. Люди многие годы стоят в очереди на жилье, живут в ужасных условиях, а Москва перенаселяется. В чем проблема? В сребролюбии. Недвижимость в Москве – это золотое дно, это миллиарды долларов. И вообще жизнь в столице из-за ужасных пробок, перенаселенности, плохой экологии просто стала невозможной. А всему виной человеческое сребролюбие.
У сребролюбия есть два вида: расточительность, транжирство и, наоборот, скупость, жадность. В первом случае человек, имея богатство, безумно тратит его на развлечения, удовлетворение своих потребностей, роскошную жизнь. Во втором случае он может жить очень бедно, во всем себе отказывать, но служить богатству как идолу, копить, собирать и не с кем не делиться. Чахнуть, как Кощей, как Скупой рыцарь, над своим златом.
Известный американский миллионер Джон Рокфеллер, обладая огромным богатством, жил как бедняк. Он довел себя до полного нервного и физического истощения из страха, что его бизнес потерпит крах, и он лишится хоть части своего богатства. Он тяжело болел, соблюдал строжайшую диету, так как не мог ничего есть. Правда, справедливости ради надо сказать, что во второй половине жизни Рокфеллер коренным образом пересмотрел свои взгляды и начал тратить большие суммы на благотворительность.
Страсть к накопительству, скупость – черта, присущая не только богачам. Довольно часто люди задают вопрос: «Что такое мшелоимство?», про которое мы читаем в исповедальной вечерней молитве. Мшелоимство – это стяжание ненужных для нас вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и копя посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки и часто забывая даже, что где лежит.
Борьба с любостяжанием
Как бороться со страстью сребролюбия? Воспитывать в себе противоположные добродетели:
– милосердие к бедным, нуждающимся;
– попечение не о земных ценностях, а о стяжании духовных даров;
– размышление не о вопросах меркантильных, земных, а о духовных.
Добродетель не придет сама собой. Человек, имеющий расположенность к сребролюбию, скупости, жадности, должен понуждать себя, заставлять делать дела милосердия; употреблять богатство на пользу своей душе. Например, когда мы подаем милостыню, нужно подавать ее не так: «На тебе, Боже, что нам не гоже», а чтобы это была настоящая жертва, а не формальность. А то иной раз получается, что мы отдали нищему какую-то мелочь, которая просто тянет нам карман, и еще ждем, что он будет нам за это благодарен. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9: 6).
Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.
Многие задаются вопросом: кому подавать милостыню, ведь иногда возникают сомнения в честности просящего, в том, что он употребит нашу помощь во благо? Здесь нет единого мнения святых отцов. Одни полагают, что нужно подавать всем просящим, ибо Господь Сам знает, просит человек искренне или обманывает, и на нас не будет греха; подавать как Самому Христу. Другие говорят, что творить милостыню нужно с большим рассуждением. Мне кажется, что истина где-то посередине. Конечно, мы в любом случае не прегрешим, даже если подадим нечестному человеку. «Профессиональные нищие» были во все века, и во времена Спасителя тоже. И те не менее и Господь, и апостолы раздавали милостыню нищим. Но если у нас нет уверенности в человеке, можно подать ему небольшую сумму, а более щедрую помощь оказать действительно нуждающимся. Вокруг нас столько горя, что среди наших знакомых и родных наверняка есть такие люди. Хороший совет содержится в житии праведного Филарета Милостивого. Этот святой прославился своим нищелюбием и милосердием. Он имел три ящика, наполненных порознь золотыми, серебряными и медными монетами. Из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго – лишившиеся средств, а из третьего – те, кто лицемерно выманивал деньги.
Жадность
Жа́дность – 1) чувство жажды приобретательства, наживы, неумеренное потребление каких-либо благ; 2) скупость. Это слово синонимично таким понятиям как алчность, корыстолюбие, ненасытность. Иногда, правда, не все филологи с этим согласны, его используют в качестве синонима слова «хрематистика». В переносном смысле слова сильное или даже страстное желание чего-либо, глубокий интерес в чем-либо.
Жадность как грех и страсть
Восприятие жадности / алчности (и их производных: корыстолюбия, стяжательства, любостяжания, скопидомства, мшелоимства, сребролюбия, мздоимства) как греховной, неестественной (противоестественной) и, как следствие, пагубной наклонности существовало задолго до появления христианской этики. Значительную роль в негативном восприятии алчности / жадности сыграли работы Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), в частности, в своем труде «Политика» он противопоставляет «экономику» и «хрематистику» (др.-греч. χρηματιστική «обогащение» от χρήματα «деньги»). Если «экономика» — это позитивное взаимодействие членов общества для увеличения блага общества (то есть античного полиса), то «хрематистика» это, по сути, паразитирование одних на других с помощью тех или иных финансовых инструментов. В основе «хрематистики» лежит страсть к наживе, алчность и жадность, но при этом нежелание приносить благо обществу, трудится или выполнять общественно полезные действия. В то время как в основе «экономики» лежит умеренность в потреблении благ, труд, приносящий обществу видимую пользу и создающий материальные ценности. Иными словами, Аристотель говорит не о жадности как таковой, как о чувстве, а о ее конкретных видимых приложениях в мире – в ведении хозяйства, в финансовых операциях и пр. В рамках античного полиса жадность порицалась системно (и как было показано выше это порицание было формализовано), потому что представляло угрозу для выживания полиса.
Ветхозаветная этика отличалась от приведенной выше античной, в частности, несмотря на то, что жадность и алчность порицается в отдельных случаях или в целом как чувство: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» ( Ис.56:11 ), «Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить» ( Притч.15:27 ), «Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать» ( Притч.28:25 ), «Кичится нечестивый страстями своей души, жадный до наживы клянет и ругает Господа» ( Пс.9:24 ). Однако, на уровне выражения жадности в видимом мире ветхозаветная этика в некоторых случаях расходится как с античной, так и с христианской – в случае с античной трактовой жадность и противостояние ей имеет ярко выраженное социальное измерение и значение, в то время как в Ветхом Завете жадность это в первую очередь индивидуальное чувство и определенная (греховная по своей сути) манера поведения отдельных людей.
В рамках ветхозаветной этики поведение, воспринимаемое формально как воровство или иное преступление может иметь место и быть благословенным в случае, если этот проступок соответствует воле Божией или ею продиктован (как в случае с инструкцией «обобрать» египтян). Ветхий Завет проводит четкую границу между чувством жадности, которое приводит человека к бедам и горю, и действиям внешне, формально корыстного характера, которые инспирированы Самим Богом или предпринимаются героями ветхозаветных книг с определенными целями.
Метод борьбы с грехом / страстью жадности в православной аскетике
Священное Писание свидетельствует о том, что жадность / алчность один из самых серьезных грехов, а в случае укоренения в человеке – одна из серьезных и страстей. В частности, «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ), «и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» ( Мф.19:24 ) (правда, здесь необходимо заметить, что хотя именно жадность (наряду, разумеется, с другими качествами) часто способствует накоплению человеком богатств, всё же богатство не является безусловным показателем неспособности человека к жизни в Царстве Небесном). Жадность не позволяет человеку полностью покориться воле Божией и поклоняться Ему в чистоте сердца. Жадность является неотъемлемой составляющей иных пороков: сребролюбия (по сути, жадность к деньгам), корыстолюбия (жажда к наживе, личной выгоде, как правило, наперекор общественному благу), стяжательства (накопительство в принципе, в конкретном приложении ростовщичество), любостяжания (то же, что и корыстолюбие, но также имеющее и нематериальные коннотации, например, страсть к греховным удовольствиям), скопидомства (это понятие сближается с понятием скупости), мшелоимства (бесполезное накопительство, «плюшкинство»), мздоимства (взяточничество, шире – страсть к неправедному приобретению богатства).
Согласно прп. Иоанну Лествичнику (525–595 (605) или 579–649) страсти жадности (как и многие другие святые отцы он рассматривает не столько жадность как таковую, сколько сребролюбие)4 противостоит добродетель нестяжания. Нестяжание является инструментом борьбы с жадностью. Нестяжание достигается через добровольный отказ от собственности и накопительства, через пост и молитву, через послушание духовно зрелому, опытному наставнику («Пребывающие в повиновении чужды сребролюбия; ибо когда они и тело свое предали, то что уже будут считать своею собственностию?»5), а также через «презрение», то есть обесценивание предмета жадности («Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти»6).
Нестяжание как аскетическая практика является стержнем определенного духовного подвига в православной аскетике – бессребренничества. Также в Православии существует особый чин святых, отличившихся в этом подвиге добровольного и отказа от материальных благ, денег, а также бескорыстием и нестяжательством в своем служении ближним – бессребренники (др.-греч. ἀνάργυροι).
В некоторых случаях в истории Церкви нестяжание и бессребренничество выходило на общественно-политический уровень. Ярким примером общественной дискуссии и нестяжания как основы общественно-политического течения является «нестяжательство» – монашеское движение в Русской православной церкви в конце XV – первой половине XVI века.
Примечания:
3 Святитель Григорий Богослов. Жадность // Симфония по творениям святителя Григория Богослова.
5 Преподобный Иоанн Лествичник. Слово 17. О нестяжании // Лествица или Скрижали духовные.
Жадность человека – бесконечный грех. К чему приводит жадность?
Жадность – грех
Для человека жадность – очень опасное явление, так как ставит под вопрос саму сущность человека. В тот момент, когда жадность вынуждает человека жертвовать принципами и нормами морали ради приобретения каких-либо материальных благ – она становится тем катализатором, который постепенно превращает человека в животное, цель жизни которого удовольствия и безопасность, а главное зло для которого что-то потерять.
Жадность заключается не только в стремлении приобретать и обладать вещами, деньгами или иными материальными объектами, но и в стремлении тотально контролировать их. Человек начинает беспокоиться о своих богатствах, думать о них и беспокоиться. Такой образ мышления зацикливает человека. Это, в свою очередь, заставляет видеть человека только негатив связанный с материальными объектами. Так, человеку может казаться что все вокруг хотят завладеть его деньгами, а потом ему необходимо защититься, построив гигантские крепостные стены вокруг дома, установив решетки, а ещё лучше завести бешенную собаку во двор.
Жадность проявляется и в отношении человека к другим людям, а так же к тому, чем они обладают. Жадный человек не только будет стремиться “обладать” другим человеком, то есть контролировать его и ревновать к другим, посягая на его свободу, тем самым ограничивая его свободу, но и будет претендовать на его внутреннюю жизнь, обижаясь и гневаясь за несоответствие его мысли и мысли другого человека. То есть, жадный человек будет стремится обладать другим человеком в формате: “Думай как я, делай как я, будь моим, ты – моя собственность, поступай так, как хочу я”. Это все приводит к, действительно, ядовитым и крайне негативным формам отношений между людьми.
Таким образом, жадность вредит как самому человеку, так и отношению человека к другим людям. И в делах и в отношениях с другими, жадный человек будет страдать от бесконечных беспокойств и стремления всё контролировать. Жадность – это проявление невежества человека и его крайней степени непонимания мира и других людей, ведь посягать на свободу человека отказывается сам Бог, давая человеку свободу выбора. Ограничивать другого, свободного человека, манипулируя им, означает ставить себя выше Того, кто не может претендовать на свободу другого. Это очень опасное явление ведущее исключительно к страданию человека.
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Духовная жадность
Если материальная жадность, относящаяся к объектам вполне понятна и знакома каждому человека, так как, чаще всего, она очень очевидна, то духовная жадность имеет ещё более опасную, но куда более скрытую природу. Духовная жадность заключается в осознании своего превосходства и нежелании делиться им с другим человеком, который способен к прогрессу. То есть, в таком случае, для человека знания и собственное совершенство является инструментом, который позволяет превосходить другого человека, иногда даже манипулировать и управлять им. Это приобретает неявные и тонкие формы, ведь и человек, обладающий знанием, себя может обманывать, а другой может этого и не понимать. Но суть в том, что духовные знания не могут принадлежать одному человеку, а должны передаваться по мере возможности, ради помощи другим, а не ради тщеславия.
“Я узнал что-то, но делиться с другими я не буду, так как пока я один знаю что-то, я выше остальных. Это моя привилегия“. Это жадность и она порождает гордость. Также и в материальном мире, мы не склонны делиться тем, чем хотим наслаждаться сами. Будь это деньги, почет или положение, мы так просто этим не поделимся. Неспособность отдавать другим, то что заработано трудом, неспособность заниматься благотворительностью – это жадность. Когда мы действуем только для себя, нам невыносимо трудно отдавать другим. В Бхагавад-гите сказано[5.12]:
Душа, непоколебимо преданна Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.
Но если мы не отдаем плоды труда, а оставляем их себе, что происходит? Мы ими наслаждаемся, тогда мы привязываемся к ним и это вызывает много проблем. Мы хотим больше и больше, появляются тревоги, связанные с нехваткой чувственного наслаждения, зависть, когда у кого-то этих наслаждений больше. Много чего, но когда мы посвящаем плоды нашего труда кому-то, отдаем их и не привязываемся, как можем мы беспокоиться о них? Мы действуем из чувства долга и любви, тогда наступает мир и покой. Когда мы беспокоимся только о себе или только о своей семье – это вызывает много беспокойств.
Но щедрость в расчете на получение прибыли или сделанная напоказ, это не щедрость, это инвестиция в свой почет или возможность насладиться плодами благотворительности в будущем. Тогда как бескорыстие покоряет сердца. Человек, для которого искренне что-то сделали, чувствует себя обязанным и желает отблагодарить хоть как-то. Однако, корыстная помощь не приносит ничего хорошего – так мы растим паразитов.
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
Тревоги
Самым большим плодом жадности являются тревоги. Жадность в конечном счете это получение способности наслаждаться.
Иногда обусловленную душу манят желтые испражнения, которые называются золотом, и она готова бежать за ними на край света. Золото – это символ материального богатства, а также причина вражды между людьми. Тех, чей ум охвачен гуной страсти, привлекает цвет золота, и они охотятся за ним, подобно тому как человек, которому холодно в лесу, бежит за мерцающим на болоте огоньком, думая, что это костер
Так в погоне за наслаждением, которое можно получить с помощью богатства, живое существо готово преступать все моральные принципы, обманывая, воруя или просто зарабатывая нечестным путем. Каждый человек имеет определенный уровень жизни, который позволяет наслаждаться. Есть много еды, комфорт, украшения, путешествия и люди не готовы отказываться от этих благ, не понимая что эти так называемые блага, ставят их в зависимость и ведут к страданиям.
Рекомендуем также эту статью: Как изменить характер и самого себя?
Если лишить человека возможности наслаждаться, он готов будет совершить любое зло, лишь бы иметь возможность вернуть себе эти наслаждения. Тревога, возникающая от мысли ухудшения уровня жизни, заставляет человека трудится подобно ослу, терпя всяческие унижения от всех людей. Он готов заниматься самой низкой и порочной деятельностью, лишь бы несколько мгновений насладиться плодами своего труда. Такая жизнь ведет к рабству, а конец жизни будет похож на ад, так как возможности удовлетворять, все более увеличивающиеся, потребности не будет.
Одержимость и вражда
Конечным плодом жадности является удовольствие. Оно может быть более грубым или более тонким. Наслаждаться можно и положением и количеством заработка и почетом. Но жадность рождает неудовлетворенность, которая находясь в гуне страсти, заставляет человека действовать. И в лучшем случае, что редко встречается, это деятельность будет выгодна всем. Но что чаще всего встречается, легче просто отобрать что-то или присвоить себе. Так бесконечное желание наслаждаться плодами своей деятельности ведет к нарушению моральных и религиозных принципов.
Когда есть два брата царевича, которые правят страной вместе, но один из них жадный – результатом этого будет убийство. Так и Махабхарата повествует об этом. Царь Дурьодхана хотел править всем, он не был удовлетворен половиной, но когда добродетельный и щедрый царь Юдхишхира попросил у него несколько деревень, чтобы избежать войны и найти компромисс, Дурьодхана отказался. Итог – он потерпел поражение. Вообще Махабхарата итогом своим – затоплением Двараки, показывает что все материальное подлежит полному уничтожению, каким бы величественным оно не было. И небольшой миг наслаждения материальным, не стоит того, чтобы нарушать религиозные принципы.
Одержимость порождается привязанностью. Навязчивая идея полностью обладать одним предметом или человеком называется ревностью, которая приносит очень много беспокойств окружающим, но больше всего она приносит страданий самому ревнивцу. Так по любому поводу его день может быть испорчен, а его отношения будут всегда висеть на волоске. Одержимость это крайняя степень привязанности, которая всегда ведет к страданиям. “Моё должно быть моим и это нормально” – наслаждения от этого нет.
Жадность между людьми, в конечном итоге, приводит либо к вражде, либо к унижению, либо к разрыву отношений. Жадность это не то качество, которое нужно культивировать, хотя бы потому что у жадного человека все меряется в деньгах и возможностью наслаждаться. А это не жизнь.
К чему привела алчность Иуду Искариота
Иуда Искариот являлся одним из 12 апостолов, приближённых к Иисусу. Он был казначеем общины и подворовывал. Желающие приносили деньги в копилку апостолов, на эти средства они ели и пили, а также раздавали значительную часть нуждающимся. С Иуды не требовалась отчётность о потраченных средствах, и большие суммы денег явились для него искушением. Как и другие апостолы, Иуда Искариот изгонял бесов, врачевал больных и совершал знамения, но после своего предательства лишился возможности войти в Божье царство.
Имя Иуда уже стало нарицательным, а выражение «Поцелуй Иуды» — идиомой. Основной версией, почему ученик предал любимого Учителя, стал сговор с Сатаной. Иуда предал Иисуса за 30 сребреников (на эти деньги в те времена можно было купить участок земли или раба).
Поцелуй Иуды
Бесконечность жадности
Когда человек, одолеваемый голодом и жаждой, принимает пищу, его сильное желание есть ослабевает. Подобно этому, разгневанный человек может успокоиться, наказав и отругав того, кто его разгневал. Но одержимый жадностью, даже покорив все страны света и изведав все мирские наслаждения, все равно не будет удовлетворен.
Жадность – это единственный порок, который не может быть удовлетворен. Вожделение можно удовлетворить на время, когда человек может отдохнуть от него, гордыню удовлетворить можно почетом. Но жадность невозможно остановить. Это все более увеличивающееся потребность в больших наслаждениях: в большем почете, в больших заработках, в больших амбициях. “Я не могу остановиться, мне мало”. Жадность подобна лесному пожару, чем больше деревьев огонь поглощает, тем больше он становится.
Жадность это качество демонов, и они претендуют на титул Всевышнего. Потому что быть просто повелителем мира им мало. Они хотят быть повелителем всего. Так все демоны, которые были побеждены Верховной Личностью Бога или Его экспансиями, всегда хотели стать Богом. Само желание стать Богом означает демонических масштабов гордость и жадность. Одного такого желания хватает чтобы остановить на всю жизнь духовный путь.
Нет надежды на то, что амбициозный до жадности человек, не захочет ещё большего, а потому он очень опасен. В своем желании обладать, наслаждаться или повелевать, такой человек может нарушить все правила и обещания. Если мы посвящаем свои амбиции благородным, полезным или духовным делам, тогда это называется “сваргйам” – ведущее в рай.
Как выявить в себе
Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.
Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:
Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.
Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.
Щедрость
Щедрость имеет только один недостаток, который для разумного человека является скорее преимуществом. Это меньшее количество наслаждений. Хотя и это можно оспорить, так как благотворительность вознаграждается в будущем. Щедрый человек меньше наслаждается, но у него нет врагов, он спокоен, счастлив и богат. “Не оскудеет рука дающего”.
Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.
Помогать тем, кто имеет меньше – это долг цивилизованного человека. Если мы заботимся только о своих насаждениях, то чем мы отличаемся от животного. Некоторые животные настолько жадные, что если им положить слишком много еды, они умрут от переедания. Так бывает и с человеком. Щедрость – обязанность разумного человека. Если у меня есть что-то ценное, я должен этим поделиться, иначе появится страдание, в виде привязанности. Высшей благотворительностью является посвящение плодов своего труда Богу. Бог принимает не плоды – их он оставляет, а ту любовь и преданность, с которыми они подносятся.
В итоге жадность – это просто огромное желание наслаждений. Но так как желание наслаждаться всегда растет, вместе с этим растет и жадность. И она не имеет никаких последствий, кроме рабства, одиночества, ненависти и неудовлетворенности. Быть щедрым куда выгоднее. В конце-концов, жадного человека невозможно представить по-настоящему счастливым, но образ щедрого человека – это образ счастливого человека. Хоть сама жадность и находится в гуне страсти, но плод труда – наслаждение, повергает живое существо в невежество, которое ставит в одну из самых больших зависимостей. И в ад всего три дороги, одна из которых – жадность.