Аллюзия и аллегория в чем разница
Отличие метафоры от аллегории на примерах
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения. Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы. Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
Примеры
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Аллюзии могут быть серьезными, а могут быть ироническими или сатирическими. Автор может использовать политические, исторические, общекультурные отсылки.
Иногда в аллюзии используется игра слов. Например, статья о Давосском экономическом форуме в газете называется «Давос и ныне там». Это намек на бессмысленность мероприятия, отсылка к строчке «Да только воз и ныне там» из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».
Аллюзия может быть явной и скрытой. Скрытые аллюзии используются в эзоповом языке, который позволяет говорить о запретных вещах экивоками, намеками.
Аллюзии распространены и в искусстве. Художник, композитор или кинорежиссер нередко делают отсылки к работам предшественников или к собственным произведениям.
Как понять аллюзию? Пиррова победа и антономазия
Так, выражение «пиррова победа» означает победу слишком дорогой ценой. Аллюзия отсылает к греческому царю-полководцу Пирру Эпирскому, который якобы однажды сказал: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска. »
К фигуре Юлия Цезаря отсылают такие крылатые выражения, как «пришел, увидел, победил», «перейти Рубикон» и другие.
Чем старше литературное произведение, тем сложнее читателю понять содержащиеся в нем аллюзии. Например, Пушкин активно ссылался на античную мифологию и классическую литературу. В современных изданиях его стихи приходится снабжать подробными комментариями и пояснениями.
Аллюзия на аллюзию
Нередко литераторы ссылаются на своих предшественников. Например, Блок отсылает к Грибоедову:
Александр Блок. «Возмездие». Отсылка к комедии Грибоедова «Горе от ума»
А иногда сложно установить, к кому именно из предшественников отсылает аллюзия. Например, у Маяковского читаем: «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» Можно воспринимать это как отсылку к реплике из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «И дым отечества нам сладок и приятен».
Однако эти слова Чацкого восходят к строкам Г.Р. Державина: «Мила нам добра весть о нашей стороне; Отечества и дым нам сладок и приятен. »
Как правильно: аллюзия на что-то или аллюзия к чему-то?
Нередко возникает вопрос о том, какой предлог использовать со словом «аллюзия»: «аллюзия на» или «аллюзия к». Единого мнения на этот счет нет, доказывает, например, дискуссия на форуме Gramota.ru.
Вывод: допустимы оба варианта, хотя правильнее использовать предлог «к» и дательный падеж.
Значение слова аллюзия
Словарь лингвистических терминов
(фр. allusion шутка, намек Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства
Асс: аллегория, реминисценция, эзопов язык
«Но вреден север для меня» (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»). Намек Пушкина на свою ссылку, замаскированный бытовым тоном разговора о здоровье.
«Такого отечества / такой дым / разве уж настолько приятен?» (В. Маяковский. «Хорошо!»). Перекличка с репликой Чацкого, героя комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою очередь восходящей к строкам Г. Державина:
Мила нам добра весть о нашей стороне;
Отечества и дым нам сладок и приятен.
а также к латинской пословице «И дым отечества сладок».
* «Аллюзии часто носят политический характер, когда при помощи намека указывается на то, что по цензурным условиям нельзя высказать прямо. Большую роль играют аллюзии в исторических романах и драмах, когда изображаемая историческая ситуация соотносится с ситуацией современной» (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *
Эстетика. Энциклопедический словарь
прием отсылки к какому-либо художественному произведению, эстетическому факту, известному социальному событию, историческому обстоятельству или лицу. Аллюзии могут быть шутливыми, ироническими, сатирически-саркастическими. Автор может прибегать к политическим, социально-историческим, общекультурным аллюзиям и в тех случаях, когда непосредственные указания на тех или иных лиц или на обстоятельства, связанные с их жизнью и деятельностью, по каким-то причинам нецелесообразны или небезопасны. В «Божественной комедии» Данте аллюзия явилась одним из важнейших художественно-эстетических приемов, позволивших поэту максимально актуализировать и даже политизировать многие сцены его поэмы. С течением времени аллюзии, использованные создателями даже самых высокохудожественных произведений, как правило утрачивают значительную часть своего иронически-саркастического заряда, перестают воздействовать на эстетическое сознание читателей с прежней силой и требуют от историков и литературоведов, участвующих в переиздании этих произведений, соответствующих комментариев-объяснений.
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория и олицетворение
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Примеры аллегории в литературе
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
СТИЛИСТИКА. Почти НЛП: символ, аллегория, аллюзия
Как бы нам ни хотелось воздействовать на потребителя эффективно, это удается не всегда. По умолчанию каждый читатель настроен скептически и его приходится во многом убеждать.
Конечно, хорошо бы заполучить волшебную палочку, которая превращала бы любого человека в покупателя, но таковой еще не изобрели. Говорят, даже методы нейролингвистического программирования не дают 100%-ной гарантии успеха текста. Но…
Есть несколько средств речевой выразительности, которые способны помочь в самой критической ситуации. Как минимум потому, что обращаются к подсознанию человека, вызывают в памяти устойчивые ассоциации, воспоминания, работают с архетипами. Это – аллюзия, аллегория и символ.
Давайте начнем с теории и попутно разберемся, как употребить эти средства к месту и стоит ли вообще это делать.
Итак, аллюзия. «Человек – это звучит горько; Библия копирайтеров; 1000 шагов вперед; Выборы: перезагрузка. » Вроде бы и знакомо, но в то же время нет… Как будто и цитата, но вместе с тем не один к одному… Все это аллюзии – прием, когда текст намекает на какой-то факт (исторический, литературный и т. д.). Перекрученные цитаты, под которыми тем не менее угадывается оригинал, имена, которые у всех на слуху, измененные названия книг, телепередач и фильмов, скульптур и художественных полотен, слегка подправленные крылатые выражения – все эти средства и будут аллюзией.
Кстати, она очень часто встречается в рекламных текстах. Почему – понять нетрудно. Это средство позволяет создать хорошее мнение о компании или товаре благодаря ассоциациям, которые возникают у читателя: просматривая текст, потребитель подсознательно улавливает знакомую фразу и переносит восприятие оригинальной цитаты на новый объект.
Кроме того, применение полузнакомых фраз и выражений невольно привлекает и заинтересовывает. Оцените: «Друг познается в еде» – слоган экспресс-ресторана, «“Bravo” на отдых и “Bravo” на труд» – реклама коктейля.
Упоминание о знакомых персонажах (а это тоже аллюзия) также позволяет потребителю включить воображение и мысленно нарисовать нужный образ (не зря же, рассуждая о политиках, журналисты нередко называют имена Иудушки Головлева, Буратино, Остапа Бендера…:)).
Использование символов и аллегорий – еще более мощный прием.
Символом называется образ, в котором воплощаются качества описываемого предмета. В нем всегда два (или больше) плана – поверхностный и глубинный. Они словно бы накладываются друг на друга, создавая неразрывное целое.
Аллегория тоже связана с образами, но по сравнению с символами они имеют более конкретный смысл. Помните басни и сказки: Лис – хитрец, Осел – глупец, Заяц – трус и т. д. Хотя, если честно, иногда разделить символ и аллегорию весьма проблематично.
Примеры символов: алмаз – это блеск высокого мастерства, роскошь; весы – справедливость и объективность; собака – среди прочего надежность, преданность и верность (по Юнгу). В тексте эти и другие символы могут присутствовать не прямо, а опосредованно: «эстетика алмазной чистоты; неподкупный сторож» (о дверных запорных устройствах) и т. д. Однако даже в этом качестве они вызывают у читателей позитивные ассоциации из-за того, что направляют к образам, которые с детства знакомы.
Некоторые бренды сознательно построили рекламную кампанию на обыгрывании определенных символов, что указывает на мощь этих средств. Вспомним того же ковбоя «Мальборо» – символ свободы и независимости.
Впрочем, надо учитывать, что при всем при этом аллюзии, символы и аллегории работают лишь в одной ситуации – если они общепонятны. Если есть подозрение, что несколько процентов потребителей соли не уловит, данные изыски лучше отложить до лучших времен. Так, стоит ли упоминать в тексте пастуха Беломора и «Иж Юпитер-4»? Вопрос…