Аллюзия и аллегория в чем разница

Отличие метафоры от аллегории на примерах

Метафора отли­ча­ет­ся от алле­го­рии меха­низ­мом воз­ник­но­ве­ния пере­нос­но­го зна­че­ния сло­ва или выра­же­ния: мета­фо­ра осно­ва­на на срав­не­нии, а алле­го­рия — на ино­ска­за­нии.

И мета­фо­ра, и алле­го­рия явля­ют­ся худо­же­ствен­ны­ми тро­па­ми в язы­ке лите­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. Оба сред­ства выра­зи­тель­но­сти худож­ни­ки сло­ва при­ме­ня­ют для созда­ния ярко­го, зри­мо­го обра­за, осно­ван­но­го на пере­нос­ном зна­че­нии слов, что род­нит эти раз­ные тро­пы. Чтобы выяс­нить, чем отли­ча­ют­ся мета­фо­ра от алле­го­рии, вспом­ним, что обо­зна­ча­ют эти линг­ви­сти­че­ские тер­ми­ны.

Метафора

Этот тер­мин обо­зна­ча­ет один из видов тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­ва­на на образ­ном упо­треб­ле­нии сло­ва или выра­же­ния, кото­рое опре­де­ля­ет пред­мет, схо­жий в чем-либо с дру­гим пред­ме­том. Метафора воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния их общих при­зна­ков.

Аллюзия и аллегория в чем разница. f087c0d22e0a0dfa0ce3299e78694ecb. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-f087c0d22e0a0dfa0ce3299e78694ecb. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка f087c0d22e0a0dfa0ce3299e78694ecb

Рассмотрим меха­низм воз­ник­но­ве­ния мета­фо­ры на при­ме­ре.

Война на нём косит и пашет
Тёмным тан­ком и пулей косой.

Поэт с помо­щью яркой мета­фо­ры пре­вра­ща­ет пря­мые срав­не­ния (как плуг на пахо­те, как ско­шен­ная острой косой тра­ва) в образ­ное пред­став­ле­ние у чита­те­ля о поле боя — о поле смер­ти.

Сделаем вывод, что мета­фо­ра — это скры­тое срав­не­ние, кото­рое все­гда мож­но раз­вер­нуть в срав­ни­тель­ный обо­рот.

Аллегория

Аллегория пред­став­ля­ет собой один из видов худо­же­ствен­ных тро­пов, меха­низм воз­ник­но­ве­ния кото­ро­го несколь­ко иной, чем у мета­фо­ры.

Аллегория — это все­гда ино­ска­за­ние. Оно воз­ни­ка­ет в худо­же­ствен­ном тек­сте, в пуб­ли­ци­сти­ке, в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве, скульп­ту­ре или зод­че­стве, если отвле­чен­ное поня­тие изоб­ра­жа­ют с помо­щью кон­крет­но­го пред­ме­та, кото­рый помо­га­ет ярче вопло­тить это поня­тие, пока­зать основ­ные его чер­ты.

Аллюзия и аллегория в чем разница. c7da4bb565395588c91e7d9694d9bcf9. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-c7da4bb565395588c91e7d9694d9bcf9. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка c7da4bb565395588c91e7d9694d9bcf9

Например, абстракт­ные поня­тия вопло­ща­ют­ся с помо­щью кон­крет­ных обра­зов:

Примеры

ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
СонЦарство Морфея
СмертьОбъятия Аида
НеприступностьФорт Нокс
ПравосудиеФемида

Отличие метафоры от аллегории

Узнав, что такое рас­смат­ри­ва­е­мые худо­же­ствен­ные тро­пы, срав­нив меха­низм их воз­ник­но­ве­ния в лите­ра­ту­ре, мож­но сде­лать вывод, чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от алле­го­рии.

Метафора осно­вы­ва­ет­ся на срав­не­нии, а алле­го­рия пред­став­ля­ет собой зашиф­ро­ван­ный образ в виде ино­ска­за­ния, тем не менее понят­ный всем.

Метафора может вопло­тить­ся в одном сло­ве или выра­же­нии, а алле­го­рия быва­ет объ­ём­ной: все про­из­ве­де­ние, напри­мер, бас­ня И. А. Крылова «Свинья под дубом» явля­ет­ся алле­го­ри­ей.

Таким обра­зом, алле­го­рия явля­ет­ся раз­вер­ну­тым закон­чен­ным обра­зом, а мета­фо­ра, хотя чет­ко и образ­но, пока­зы­ва­ет лишь какую-то грань рас­смат­ри­ва­е­мо­го пред­ме­та.

Источник

Аллюзия и аллегория в чем разница. 109042326. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-109042326. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 109042326

Аллюзии могут быть серьезными, а могут быть ироническими или сатирическими. Автор может использовать политические, исторические, общекультурные отсылки.

Иногда в аллюзии используется игра слов. Например, статья о Давосском экономическом форуме в газете называется «Давос и ныне там». Это намек на бессмысленность мероприятия, отсылка к строчке «Да только воз и ныне там» из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».

Аллюзия может быть явной и скрытой. Скрытые аллюзии используются в эзоповом языке, который позволяет говорить о запретных вещах экивоками, намеками.

Аллюзии распространены и в искусстве. Художник, композитор или кинорежиссер нередко делают отсылки к работам предшественников или к собственным произведениям.

Как понять аллюзию? Пиррова победа и антономазия

Так, выражение «пиррова победа» означает победу слишком дорогой ценой. Аллюзия отсылает к греческому царю-полководцу Пирру Эпирскому, который якобы однажды сказал: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска. »

К фигуре Юлия Цезаря отсылают такие крылатые выражения, как «пришел, увидел, победил», «перейти Рубикон» и другие.

Чем старше литературное произведение, тем сложнее читателю понять содержащиеся в нем аллюзии. Например, Пушкин активно ссылался на античную мифологию и классическую литературу. В современных изданиях его стихи приходится снабжать подробными комментариями и пояснениями.

Аллюзия на аллюзию

Нередко литераторы ссылаются на своих предшественников. Например, Блок отсылает к Грибоедову:

Александр Блок. «Возмездие». Отсылка к комедии Грибоедова «Горе от ума»

А иногда сложно установить, к кому именно из предшественников отсылает аллюзия. Например, у Маяковского читаем: «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» Можно воспринимать это как отсылку к реплике из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «И дым отечества нам сладок и приятен».

Однако эти слова Чацкого восходят к строкам Г.Р. Державина: «Мила нам добра весть о нашей стороне; Отечества и дым нам сладок и приятен. »

Как правильно: аллюзия на что-то или аллюзия к чему-то?

Нередко возникает вопрос о том, какой предлог использовать со словом «аллюзия»: «аллюзия на» или «аллюзия к». Единого мнения на этот счет нет, доказывает, например, дискуссия на форуме Gramota.ru.

Вывод: допустимы оба варианта, хотя правильнее использовать предлог «к» и дательный падеж.

Источник

Значение слова аллюзия

Словарь лингвистических терминов

(фр. allusion шутка, намек Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Асс: аллегория, реминисценция, эзопов язык

«Но вреден север для меня» (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»). Намек Пушкина на свою ссылку, замаскированный бытовым тоном разговора о здоровье.

«Такого отечества / такой дым / разве уж настолько приятен?» (В. Маяковский. «Хорошо!»). Перекличка с репликой Чацкого, героя комедии А. Грибоедова «Горе от ума»: «И дым отечества нам сладок и приятен», в свою очередь восходящей к строкам Г. Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне;

Отечества и дым нам сладок и приятен.

а также к латинской пословице «И дым отечества сладок».

* «Аллюзии часто носят политический характер, когда при помощи намека указывается на то, что по цензурным условиям нельзя высказать прямо. Большую роль играют аллюзии в исторических романах и драмах, когда изображаемая историческая ситуация соотносится с ситуацией современной» (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Эстетика. Энциклопедический словарь

прием отсылки к какому-либо художественному произведению, эстетическому факту, известному социальному событию, историческому обстоятельству или лицу. Аллюзии могут быть шутливыми, ироническими, сатирически-саркастическими. Автор может прибегать к политическим, социально-историческим, общекультурным аллюзиям и в тех случаях, когда непосредственные указания на тех или иных лиц или на обстоятельства, связанные с их жизнью и деятельностью, по каким-то причинам нецелесообразны или небезопасны. В «Божественной комедии» Данте аллюзия явилась одним из важнейших художественно-эстетических приемов, позволивших поэту максимально актуализировать и даже политизировать многие сцены его поэмы. С течением времени аллюзии, использованные создателями даже самых высокохудожественных произведений, как правило утрачивают значительную часть своего иронически-саркастического заряда, перестают воздействовать на эстетическое сознание читателей с прежней силой и требуют от историков и литературоведов, участвующих в переиздании этих произведений, соответствующих комментариев-объяснений.

Источник

Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве

Аллюзия и аллегория в чем разница. 101614702. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-101614702. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 101614702

Аллюзия и аллегория в чем разница. 826329311. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-826329311. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 826329311

Аллюзия и аллегория в чем разница. 910572519. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-910572519. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 910572519

Тициан. Аллегория возрастов

Зачем нужна аллегория?

Аллегория широко используется в искусстве и литературе.

Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.

Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.

Аллегория в литературе

В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.

Аллюзия и аллегория в чем разница. 718748051. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-718748051. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 718748051

Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.

Аллюзия и аллегория в чем разница. 269077386. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-269077386. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 269077386

Обложка русского издания повести «Скотный двор».

Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Аллегория и олицетворение

Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.

Аллюзия и аллегория в чем разница. 269769046. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-269769046. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 269769046

Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года

Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Примеры аллегории в литературе

М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. ​

Источник

СТИЛИСТИКА. Почти НЛП: символ, аллегория, аллюзия

Аллюзия и аллегория в чем разница. 31 teach. Аллюзия и аллегория в чем разница фото. Аллюзия и аллегория в чем разница-31 teach. картинка Аллюзия и аллегория в чем разница. картинка 31 teach

Как бы нам ни хотелось воздействовать на потребителя эффективно, это удается не всегда. По умолчанию каждый читатель настроен скептически и его приходится во многом убеждать.

Конечно, хорошо бы заполучить волшебную палочку, которая превращала бы любого человека в покупателя, но таковой еще не изобрели. Говорят, даже методы нейролингвистического программирования не дают 100%-ной гарантии успеха текста. Но…

Есть несколько средств речевой выразительности, которые способны помочь в самой критической ситуации. Как минимум потому, что обращаются к подсознанию человека, вызывают в памяти устойчивые ассоциации, воспоминания, работают с архетипами. Это – аллюзия, аллегория и символ.

Давайте начнем с теории и попутно разберемся, как употребить эти средства к месту и стоит ли вообще это делать.

Итак, аллюзия. «Человек – это звучит горько; Библия копирайтеров; 1000 шагов вперед; Выборы: перезагрузка. » Вроде бы и знакомо, но в то же время нет… Как будто и цитата, но вместе с тем не один к одному… Все это аллюзии – прием, когда текст намекает на какой-то факт (исторический, литературный и т. д.). Перекрученные цитаты, под которыми тем не менее угадывается оригинал, имена, которые у всех на слуху, измененные названия книг, телепередач и фильмов, скульптур и художественных полотен, слегка подправленные крылатые выражения – все эти средства и будут аллюзией.

Кстати, она очень часто встречается в рекламных текстах. Почему – понять нетрудно. Это средство позволяет создать хорошее мнение о компании или товаре благодаря ассоциациям, которые возникают у читателя: просматривая текст, потребитель подсознательно улавливает знакомую фразу и переносит восприятие оригинальной цитаты на новый объект.

Кроме того, применение полузнакомых фраз и выражений невольно привлекает и заинтересовывает. Оцените: «Друг познается в еде» – слоган экспресс-ресторана, «“Bravo” на отдых и “Bravo” на труд» – реклама коктейля.

Упоминание о знакомых персонажах (а это тоже аллюзия) также позволяет потребителю включить воображение и мысленно нарисовать нужный образ (не зря же, рассуждая о политиках, журналисты нередко называют имена Иудушки Головлева, Буратино, Остапа Бендера…:)).

Использование символов и аллегорий – еще более мощный прием.

Символом называется образ, в котором воплощаются качества описываемого предмета. В нем всегда два (или больше) плана – поверхностный и глубинный. Они словно бы накладываются друг на друга, создавая неразрывное целое.

Аллегория тоже связана с образами, но по сравнению с символами они имеют более конкретный смысл. Помните басни и сказки: Лис – хитрец, Осел – глупец, Заяц – трус и т. д. Хотя, если честно, иногда разделить символ и аллегорию весьма проблематично.

Примеры символов: алмаз – это блеск высокого мастерства, роскошь; весы – справедливость и объективность; собака – среди прочего надежность, преданность и верность (по Юнгу). В тексте эти и другие символы могут присутствовать не прямо, а опосредованно: «эстетика алмазной чистоты; неподкупный сторож» (о дверных запорных устройствах) и т. д. Однако даже в этом качестве они вызывают у читателей позитивные ассоциации из-за того, что направляют к образам, которые с детства знакомы.

Некоторые бренды сознательно построили рекламную кампанию на обыгрывании определенных символов, что указывает на мощь этих средств. Вспомним того же ковбоя «Мальборо» – символ свободы и независимости.

Впрочем, надо учитывать, что при всем при этом аллюзии, символы и аллегории работают лишь в одной ситуации – если они общепонятны. Если есть подозрение, что несколько процентов потребителей соли не уловит, данные изыски лучше отложить до лучших времен. Так, стоит ли упоминать в тексте пастуха Беломора и «Иж Юпитер-4»? Вопрос…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *